kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние систематических занятий спортом на иммунологическую реактивность взрослых и юных спортсменов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученых всегда интересовал и интересует вопрос: почему в период повышенных требований к организму развивается вторичный иммунодефицит, в чем его биологическое значение?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние систематических занятий спортом на иммунологическую реактивность взрослых и юных спортсменов»

2


Влияние систематических занятий спортом на иммунологическую реактивность взрослых и юных спортсменов.


А.В. Вознесенский,

педагог-организатор МАУДО ДДюТ г.Владимира



Ученых всегда интересовал и интересует вопрос: почему в период повышенных требований к организму развивается вторичный иммунодефицит, в чем его биологическое значение?

Физические и психоэмоциональные перегрузки резко увеличили удельный вес иммунозависимых заболеваний у спортсменов. Возникла острая необходимость изучения и осмысления этого феномена в спорте. Иммунная система, как одна из ключевых интегральных и регуляторных систем человеческого организма, находится в последние годы в сфере интересов специалистов самых различных областей медицины и смежных специальностей.

Иммунитет–защитная реакция организма, которая выражается в способности распознавать генетически чужеродные тела и бороться с ними.

Иммунологическая реактивность - способность организма к развитию специфических и неспецифических иммунологических реакций в ответ на действие паразитов или веществ антигенной природы.

Иммунная система — достаточно сложная система, состоящая из тканей, органов, клеток, располагающихся по всему телу. В нее входят: костный мозг, тимус, миндалины, лимфатическая система, селезенка, лимфоциты.По сложности иммунная система немногим уступает нервной.

Типы защитных механизмов:

В основе работы иммунной системы лежит два типа защитных механизмов.

Специфические защитные механизмы основаны на строго избирательных химических реакциях – иммунных ответах. При контакте с определенным антигеном в организме вырабатываются специфические защитные вещества – антитела. Антителабелки плазмы крови человека и теплокровных животных, образующиеся при попадании в организм различных антигенов. Антитела связываются с антигенами, и в результате этой реакции образуется комплекс антиген – антитело. В этом комплексе антиген теряет свои патогенные свойства. Роль антител выполняют комплекс белков плазмы (специфический гуморальный иммунитет), для защиты могут служить лимфоциты (специфический клеточный иммунитет).

В случае гуморального иммунного ответа, когда свободный антиген циркулирует в крови, реакцией на него является появление защитных антител, которые специфически распознают его, образуют с ним комплекс, обезвреживают, и выводят его из организма. При повторном попадании этого же антигена антитела накапливаются в сыворотке крови значительно быстрее и в большем количестве за счет сформировавшейся специфической памяти – одного из фундаментальных свойств иммунитета. Основными участниками в процессе продуцирования антител являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты и макрофаги. Функция каждого типа клеток в гуморальном ответе точно определена, а их взаимодействие выглядит следующим образом: проникший в организм антиген захватывается макрофагом. После внутриклеточной переработки фрагменты антигена выводятся на клеточную поверхность в доступной для В- и Т-клеток форме. В-клетки распознают антиген на поверхности макрофага с помощью своих антигенраспознающих рецепторов и тем самым подготавливают себя к продукции антител. Одна из разновидностей Т-клеток – Т-хелперы также распознают этот антиген и становятся способными к оказанию помощи В-клеткам для полноценного развития последних в антителопродуценты - так называемые плазматические клетки.

Высокая специфичность связана с тем, что одна клетка синтезирует лишь один тип антител, которые локализуются на ее поверхности. Активированный лимфоцит вступает в деление. В результате из одной клетки возникает 500-1000 генетически идентичных клеток (клонов), синтезирующих один и тот же тип антител, способных специфически распознавать антиген и соединяться с ним. Дальнейшее развитие В-лимфоцита приводит к тому, что он превращается в плазматическую клетку, не только синтезирующую данное антитело, но и секретирующую его в окружающую среду.

Для образования клона клеток, продуцирующих антитела, необходимо участие специальных лимфоцитов – T-хелперов. Сами по себе они не способны вырабатывать антитела. Но, распознавая чужеродный антиген, они реагируют на него выработкой ростовых и дифференцировочных факторов, которые необходимы для размножения и созревания антителообразующих B-лимфоцитов.

Неспецифические защитные механизмы.

Неспецифические гуморальные иммунные реакции обусловлены наличием так называемых «естественных» антител. Раньше полагали, что эти антитела образуются в организме без контакта с антигеном; отсюда их название. В настоящее время все большим признанием пользуется точка зрения, согласно которой истинных «естественных» антител не существует, и эти антитела возникают в результате контакта организма с облигатной кишечной флорой.

Неспецифический клеточный иммунитетобусловлен главным образом наличием в крови лейкоцитов и их фагоцитарной активностью. Способностью к фагоцитозу инородных тел обладают нейтрофилы, моноциты и лимфоциты. Фагоцитарная активность более всего выражена у моноцитов: эти клетки содержат большое количество лизосомных ферментов, расщепляющих захваченные частицы.

Различают четыре стадии фагоцитоза.

Первая стадия — стадия сближения. Фагоцит сближается с объектом фагоцитоза. Вторая стадия — стадия прилипания. Коснувшись объекта, фагоцит прикрепляется к нему. Лейкоциты, прилипшие в очаге воспаления к стенке сосуда, не отрываются даже при большой скорости кровотока. Третья стадия — стадия поглощения. Оболочка фагоцита в месте контакта с объектом втягивается и объект, прикрепленный к этому участку оболочки, втягивается в клетку, а свободные края мембраны смыкаются над объектом. Образуется обособленная от наружной мембраны и от окружающей цитоплазмы вакуоль, содержащая фагоцитированную частицу. Четвертая стадия — стадия внутриклеточного переваривания. К вакуоли, содержащей фагоцитированный объект, присоединяются лизосомы и содержащиеся в них неактивные ферменты, активируясь, изливаются в вакуоли. Образуется пищеварительная вакуоль.

Плавно перейдем к влиянию систематических физических нагрузок на иммунитет взрослых и юных спортсменов.О влиянии физических нагрузок на неспецифический иммунитет можно судить по состоянию фагоцитарной реакции нейтрофилов крови спортсменов. Это не удивительно, поскольку нейтрофилы крови составляют примерно 60 % всех циркулирующих лейкоцитов и активно реагируют на стресс, являющийся характерной особенностью состояния спортсменов при эмоциональных и физических перегрузках.

В таблице приведены данные о количестве участвующих в фагоцитозе нейтрофилов у 250 лыжников различного пола.Данные свидетельствуют о том, что у спортсменов процент фагоцитоза был ниже, чем в контрольной группе. Этот показатель существенно зависит от уровня физической нагрузки. Та же ситуация наблюдается и среди юных спортсменов.

Что касается изменений в специфическом иммунитете, то здесь существенный интерес представляют исследования В.Н.Волкова, 2001 наблюдавшим за содержанием Т- лимфоцитов в крови спортсменов- легкоатлетов.Похожие исследования, проводимые среди юных спортсменов показали аналогичную картину.

Как видно из двух приведенных таблиц, после физических нагрузок отчетливо снижалось общее содержание Т-лимфоцитов и Т-лимфоцитов-хелперов, а также обнаружена тенденция к снижению Т-лимфоцитов-супрессоров.

Перегрузки при занятиях спортом повышают риск возникновения иммунозависимых заболеваний. Исследование М. Ф. Елисеевой,2005показало, что до 76% всех случаев воспалительных процессов у спортсменов составляют заболевания респираторного тракта. Чаще всего у спортсменов встречаются тонзиллит, холецистит и кариес. Аналогичная картина наблюдается и среди юных спортсменов. Анализ динамики инфекционной заболеваемости (грипп, ОРЗ, ангина, отит, бронхит, пневмония и др.) у юных спортсменов показал, что повышенная заболеваемость регистрируется большую часть года, за исключением июля—сентября.В исследованиях Г.Д. Адексанянца,1999 была проанализирована заболеваемость 411 спортсменов 10 – 16 лет, а также 604 подростков того же возраста и пола, но не занимавшихся спортом, за1997 – 1999 гг. Из данных, приведенных в таблице видно, что случаи пневмонии были зарегистрированы лишь в группах спортсменов. У спортсменов обеих возрастных групп десятикратно возросла заболеваемость отитом. Весьма выражено число заболеваний отитом. Что касается ОРЗ, ангины, инфекционных заболеваний, то 2-3 кратное увеличение случаев заболеваемости отмечалось лишь у спортсменов 15 -16 лет.

Если заболеваемость у спортсменов в тренировочном периоде при относительно мягких тренировочных нагрузках принять за единицу, то в соревновательном периоде, в связи с интенсификацией тренировок, она увеличивается в 5-10 раз, а перед соревнованиями - до 25 раз. Известно, что накануне и в период многих крупных соревнований до 40 % спортсменов имели те или иные инфекционные заболевания, что, естественно, снижает их спортивный потенциал и возможность достижения наилучшего результата.

Поэтому существует острая потребность в строгом контроле состояния здоровья и это никогда не следует оставлять без внимания.


Список литературы:

1. Бачинин В.А. Лечебная физическая культура. М.: «Дрофа», 2005, - 171с.

2. Большаков А.В. Актуальные проблемы физкультуры. М.: «Знание», 2007,- 295с.

3. Васильева З.Л. Оздоровительный и профилактический эффект физкультуры. М.: «Просвещение», 2005, - 154с.

4. Добрынина В.И. Влияние физической культуры на организм человека. СПб.: «Питер - М», 2005, - 388с.

5. Драч Г.В. Эффективность физических упражнений. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2004, - 128с.

6. Каган М.С. Влияние физкультуры на возраст человека. СПб.: «Петрополис», 2005,- 104с.

7. Любинская С.М. Эффективность физических упражнений. М.: «Глобус», 2004, - 486с.

8. Добрынина В.И. Влияние физической культуры на организм человека. СПб.: «Питер - М», 2005, - 388с.

9. Драч Г.В. Эффективность физических упражнений. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2004, - 128с.

10. Каган М.С. Влияние физкультуры на возраст человека. СПб.: «Петрополис», 2005,- 104с.

11. Любинская С.М. Эффективность физических упражнений. М.: «Глобус», 2004, - 486с.

12. Машкова Л.Г. Средства физической культуры. СПб.: «Питер», 2005, - 129с.

13. Попова Е.В. Особенности физической культуры. М.: «Владос», 2003, - 292с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Вознесенский Алексей Владимирович

Дата: 23.01.2019

Номер свидетельства: 496870


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства