УУД у старшеклассников на уроках физической культуры
УУД у старшеклассников на уроках физической культуры
В статье проведен анализ универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках физической культуры. Исследованы ключевые УУД по данному направлению. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме.
Просмотр содержимого документа
«УУД у старшеклассников на уроках физической культуры»
УУД у старшеклассников на уроках физической культуры
Аннотация
В статье проведен анализ универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках физической культуры. Исследованы ключевые УУД по данному направлению. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме.
Согласно положениям федеральных государственных стандартов образования, основной целью и основным результатом образовательного процесса должно являться «достижение социально желаемого уровня (результата) личностного, социального и познавательного развития обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира».
Усвоение методов УУД позволяет обеспечивать «умение учиться», обуславливает способность старшеклассников к саморазвитию, формирует базу для эффективного самостоятельного усвоения навыков, знаний и умений. УУД выступают метапредметными и личностными итогами в области изучения школьниками основных образовательных программ. Результатом при этом является готовность школьников у решения различных учебных заданий, которые носят как познавательный, так и практический характер. Полученные знания позволят учащимся иметь представления об окружающем мире, человеке и обществе в целом, применяя различные способы обобщения, навыки и умения.
Основываясь на психологическую теорию деятельности обучение выступает видом деятельности, включающим разнообразные цели и задачи, психологическое содержание, а также функции контроля и оценки результатов. [1]
Немаловажной особенностью физкультуры, которая рассматривает как вид двигательной активности, выступает ее применение в виде метода самопознания, окружающего мира, закономерностей характерных природе и обществу. При вступлении во взаимодействие с окружающей средой учащиеся могут выявлять различие при непосредственном воздействии различным предметов и явлений, а также закономерности устойчивых связей, причинно-следственных связи между теми или иными явлениями и не только.
Информационные данные, которые поступают школьнику от двигательного анализатора вместе с данными от иных анализаторов должны подвергаться анализу, систематизации и обобщению. После этого у учащегося формируется целостный и объективный образ различный явлений и предметов. [2]
Предметное мышление, которое реализуется посредством двигательной активности, способно обогащать уже представленный учениками «образ мира», а также приводить к развитию мотивации познавательного характера. Немаловажным итогом занятий физкультурой является мотивация, носящая учебный характер. Она проявляется в стремлении школьника овладевать новыми двигательными действиями посредством уроков физической культуры. Учебная мотивация особо наблюдается в практической деятельности преподавателей и предполагает заинтересованность школьников к выполнению физических упражнений.
Занятия физкультурой предусматривают обязательное условие, которое заключается во взаимодействии учащихся между собой. Данное взаимодействие может проявляться как в форме соперничества, так и в форме сотрудничества. Соперничество предусматривает создание нескольких групп для достижения одной цели. Сотрудничество предполагает создание единой сплоченной группы. Причем обе формы взаимодействия носят игровой и соревновательный характер.
Что касается метапредметных результатов, то стоит сказать, что к ним относятся УДД, которые носят регулятивный, познавательный и коммуникативный характер. Они позволяют обеспечить овладение старшеклассниками определенных межпредметных понятий, а также являются основой умения учиться. [3]
Стоит выделить регулятивные учебные действия, формирующиеся на уроках физкультуры:
- понимание и выполнение целей и задач, которые предусматриваются учебной деятельностью;
- умение поиска средств для реализации целей и задач;
- освоение методов решения проблемы поискового или творческого типа (технические приемы);
- осуществление функций планирования, контроля и оценки учебных действий, учитывая решаемую задачу, ее основную специфику и конкретные условия (методические приемы, критерии оценки качества, шкала оценок, последовательность действий в упражнении);
- выявление эффективных методов для достижения указанных целей учебной деятельности;
- полное понимание причин успешности или ошибок в учебной деятельности (существование двигательных ошибок и причины их появления);
- разработка определенных действий при наличии ошибок и их исправление.
Познавательные учебные действия, формирующиеся на уроках физкультуры могут быть представлены:
- личностной и познавательной рефлексией (личные качества учащегося, оценка его физических возможностей);
- создание моделей, рисунков и схем;
- поиск, понимание, осмысление и передача информационных данных, которые необходимы доя решения задач познавательного типа (показатели физических качеств учащегося, уровень владения техническими приемами, обнаружение ошибок и т.п.);
- теоретический анализ, систематизация и обобщение определенных явлений или предметов, учитывая их особенности, сходства и различия, выявление причинно-следственных связей между явлениями, умение строить умозаключение.
Выполнение физических упражнений дает определенные возможности в области выявления трудностей и ошибок, которые возникают у учащихся при выполнении тех или иных действий.
Стоит отметить, что любой термин может раскрываться (при его рассмотрении в качестве целостной системы), основываясь на его основную цель, структуру и внутренне содержание. Таким образом проблем, возникающие в учебном процессе, могут содержать определенные знания о некоторых понятиях в области физической культуры. [4]
Выделяют несколько групп проблем, которые могут встречаться в учебном процессе.
1. Проблема открытия и усвоения новых знаний в области целевого назначения определенной системы, которая выступает элементом другой более широкой системы.
2. Вторая проблема заключается в знаниях об особенностях изучаемого объекта (в данном случае понятия): выявление его основных признаков, определение специфических особенностей, характерных для объекта.
3. Данная группа проблем предусматривает выявление содержания понятия, подлежащего изучению: систематизация особенностей данного понятия, основанная на различных видах критериев.
4. Четвертая группа проблем включает знания об особенностях взаимосвязи отдельных элементов системы.
5. Данная группа проблем представлена знаниями о закономерностях развития того или иного понятия, учитывая все его изменения и особенности.
Решение указанных проблем позволяет полностью раскрыть сущность изучаемого понятия, которое отражает его специфику, структуру и содержание.
Стоит отметить основные особенности системного подхода в области формулировки учебных проблем. Во-первых, он помогает формировать целостную систему знаний о том или ином понятии, которое изучается на данный период времени. Во-вторых, системный подход формирует у учащихся УУД.
Особого внимания требуют коммуникативные познавательные учебные действия, формирующиеся на уроках физкультуры. К ним относят:
- решение коммуникативной задачи посредством использования как устной, так и письменной речи (поиск, передача и обмен информационными данными о методах выполнения технических приемов, двигательных ошибок, причин их образования и т.п.);
- групповое взаимодействие посредством диалога с одноклассниками по поводу изучаемого объекта;
- формирование собственной точки зрения по тому или иному вопросу, а также оценка событий, которая может быть представлена посредством дискуссий;
- определение функции и роли каждого участника группы при командной работе (игры, соревнования);
- осуществление группового контроля за командной деятельностью (обучение в парах или группах).
Предметные результаты образования на уроках физкультуры представляют собой:
- представления о важности физической культуры (тренировки, упражнения) в области укрепления здоровья учащихся, положительного влияния на развитие двигательных навыков, формирование познавательных навыков, социализации и успешности учебной и познавательной деятельности;
- умение планировать собственный досуг в области физического оздоровления (утренняя зарядка, оздоровительные игры и соревнования, режим дня и т.п.);
- умение контролировать собственное физическое состояние, нагрузки и физические качества.
Учебный предмет «Физическая культура» обладает высоким образовательным потенциалом для формирования у младших школьников готовности и способности к саморазвитию; учебной и познавательной мотивации; ценностно-смысловых установок на саморазвитие и познание; чувства гражданской идентичности, для овладения универсальными регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями.
Список литературы
1. Баранов, Ю.Ю. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Ю.Ю. Баранов, А.В. Кисляков, М.И. Солодков. - М. : Просвещение, 2013. - 96 с.
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. : Просвещение, 2014. - 223 с.
3. Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.В. Козлов, А.М. Кондаков. - М. : Просвещение, 2014. - 48 с.