kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УУД у старшеклассников на уроках физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье проведен анализ универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках физической культуры. Исследованы ключевые УУД по данному направлению. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме.

Ключевые слова: УУД, старшеклассники, эффективность, общество, образование, саморазвитие, содержание, физическая культура. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УУД у старшеклассников на уроках физической культуры»

УУД у старшеклассников на уроках физической культуры

Аннотация

В статье проведен анализ универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках физической культуры. Исследованы ключевые УУД по данному направлению. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме.

Ключевые слова: УУД, старшеклассники, эффективность, общество, образование, саморазвитие, содержание, физическая культура.

Согласно положениям федеральных государственных стандартов образования, основной целью и основным результатом образовательного процесса должно являться «достижение социально желаемого уровня (результата) личностного, социального и познавательного развития обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира». 

Усвоение методов УУД позволяет обеспечивать «умение учиться», обуславливает способность старшеклассников к саморазвитию, формирует базу для эффективного самостоятельного усвоения навыков, знаний и умений. УУД выступают метапредметными и личностными итогами в области изучения школьниками основных образовательных программ. Результатом при этом является готовность школьников у решения различных учебных заданий, которые носят как познавательный, так и практический характер. Полученные знания позволят учащимся иметь представления об окружающем мире, человеке и обществе в целом, применяя различные способы обобщения, навыки и умения. 

Основываясь на психологическую теорию деятельности обучение выступает видом деятельности, включающим разнообразные цели и задачи, психологическое содержание, а также функции контроля и оценки результатов. [1]

Немаловажной особенностью физкультуры, которая рассматривает как вид двигательной активности, выступает ее применение в виде метода самопознания, окружающего мира, закономерностей характерных природе и обществу. При вступлении во взаимодействие с окружающей средой учащиеся могут выявлять различие при непосредственном воздействии различным предметов и явлений, а также закономерности устойчивых связей, причинно-следственных связи между теми или иными явлениями и не только.

Информационные данные, которые поступают школьнику от двигательного анализатора вместе с данными от иных анализаторов должны подвергаться анализу, систематизации и обобщению. После этого у учащегося формируется целостный и объективный образ различный явлений и предметов. [2]

Предметное мышление, которое реализуется посредством двигательной активности, способно обогащать уже представленный учениками «образ мира», а также приводить к развитию мотивации познавательного характера. Немаловажным итогом занятий физкультурой является мотивация, носящая учебный характер. Она проявляется в стремлении школьника овладевать новыми двигательными действиями посредством уроков физической культуры. Учебная мотивация особо наблюдается в практической деятельности преподавателей и предполагает заинтересованность школьников к выполнению физических упражнений.

Занятия физкультурой предусматривают обязательное условие, которое заключается во взаимодействии учащихся между собой. Данное взаимодействие может проявляться как в форме соперничества, так и в форме сотрудничества. Соперничество предусматривает создание нескольких групп для достижения одной цели. Сотрудничество предполагает создание единой сплоченной группы. Причем обе формы взаимодействия носят игровой и соревновательный характер.

Что касается метапредметных результатов, то стоит сказать, что к ним относятся УДД, которые носят регулятивный, познавательный и коммуникативный характер. Они позволяют обеспечить овладение старшеклассниками определенных межпредметных понятий, а также являются основой умения учиться. [3]

Стоит выделить регулятивные учебные действия, формирующиеся на уроках физкультуры:

- понимание и выполнение целей и задач, которые предусматриваются учебной деятельностью;

- умение поиска средств для реализации целей и задач;

- освоение методов решения проблемы поискового или творческого типа (технические приемы);

- осуществление функций планирования, контроля и оценки учебных действий, учитывая решаемую задачу, ее основную специфику и конкретные условия (методические приемы, критерии оценки качества, шкала оценок, последовательность действий в упражнении);

- выявление эффективных методов для достижения указанных целей учебной деятельности;

- полное понимание причин успешности или ошибок в учебной деятельности (существование двигательных ошибок и причины их появления);

- разработка определенных действий при наличии ошибок и их исправление.

Познавательные учебные действия, формирующиеся на уроках физкультуры могут быть представлены:

- личностной и познавательной рефлексией (личные качества учащегося, оценка его физических возможностей);

- создание моделей, рисунков и схем;

- поиск, понимание, осмысление и передача информационных данных, которые необходимы доя решения задач познавательного типа (показатели физических качеств учащегося, уровень владения техническими приемами, обнаружение ошибок и т.п.); 

- теоретический анализ, систематизация и обобщение определенных явлений или предметов, учитывая их особенности, сходства и различия, выявление причинно-следственных связей между явлениями, умение строить умозаключение.

Выполнение физических упражнений дает определенные возможности в области выявления трудностей и ошибок, которые возникают у учащихся при выполнении тех или иных действий.

Стоит отметить, что любой термин может раскрываться (при его рассмотрении в качестве целостной системы), основываясь на его основную цель, структуру и внутренне содержание. Таким образом проблем, возникающие в учебном процессе, могут содержать определенные знания о некоторых понятиях в области физической культуры. [4]

Выделяют несколько групп проблем, которые могут встречаться в учебном процессе.

1. Проблема открытия и усвоения новых знаний в области целевого назначения определенной системы, которая выступает элементом другой более широкой системы. 

2. Вторая проблема заключается в знаниях об особенностях изучаемого объекта (в данном случае понятия): выявление его основных признаков, определение специфических особенностей, характерных для объекта.

3. Данная группа проблем предусматривает выявление содержания понятия, подлежащего изучению: систематизация особенностей данного понятия, основанная на различных видах критериев. 

4. Четвертая группа проблем включает знания об особенностях взаимосвязи отдельных элементов системы. 

5. Данная группа проблем представлена знаниями о закономерностях развития того или иного понятия, учитывая все его изменения и особенности.

Решение указанных проблем позволяет полностью раскрыть сущность изучаемого понятия, которое отражает его специфику, структуру и содержание. 

Стоит отметить основные особенности системного подхода в области формулировки учебных проблем. Во-первых, он помогает формировать целостную систему знаний о том или ином понятии, которое изучается на данный период времени. Во-вторых, системный подход формирует у учащихся УУД.

Особого внимания требуют коммуникативные познавательные учебные действия, формирующиеся на уроках физкультуры. К ним относят:

- решение коммуникативной задачи посредством использования как устной, так и письменной речи (поиск, передача и обмен информационными данными о методах выполнения технических приемов, двигательных ошибок, причин их образования и т.п.);

- групповое взаимодействие посредством диалога с одноклассниками по поводу изучаемого объекта;

- формирование собственной точки зрения по тому или иному вопросу, а также оценка событий, которая может быть представлена посредством дискуссий;

- определение функции и роли каждого участника группы при командной работе (игры, соревнования);

- осуществление группового контроля за командной деятельностью (обучение в парах или группах).

Предметные результаты образования на уроках физкультуры представляют собой:

- представления о важности физической культуры (тренировки, упражнения) в области укрепления здоровья учащихся, положительного влияния на развитие двигательных навыков, формирование познавательных навыков, социализации и успешности учебной и познавательной деятельности;

- умение планировать собственный досуг в области физического оздоровления (утренняя зарядка, оздоровительные игры и соревнования, режим дня и т.п.);

- умение контролировать собственное физическое состояние, нагрузки и физические качества.

Учебный предмет «Физическая культура» обладает высоким образовательным потенциалом для формирования у младших школьников готовности и способности к саморазвитию; учебной и познавательной мотивации; ценностно-смысловых установок на саморазвитие и познание; чувства гражданской идентичности, для овладения универсальными регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями.



Список литературы

1. Баранов, Ю.Ю. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Ю.Ю. Баранов, А.В. Кисляков, М.И. Солодков. - М. : Просвещение, 2013. - 96 с.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. : Просвещение, 2014. - 223 с.

3. Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.В. Козлов, А.М. Кондаков. - М. : Просвещение, 2014. - 48 с.

4. Кашин, Н.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка старшеклассников: учебно-методическое пособие / Н.И. Кашин ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б. и.], 2015. - 45 с.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
УУД у старшеклассников на уроках физической культуры

Автор: Селюч Лариса Валерьевна

Дата: 27.10.2025

Номер свидетельства: 676197


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства