Просмотр содержимого документа
«Уроки хореографии – важная составляющая физического развития ребенка»
Учитель хореографииГБОУ СОШ № 654
Смирнова Елена Валентиновна
Уроки хореографии – важная составляющая физического развития ребенка
В процессе обучения ребенка, не зависимо от рода деятельности, в приоритете всегда будет стоять его здоровье и физическое развитие.
Именно, искусство хореографии, лучше многих других видов деятельности, отвечает основным задачам физического развития ребенка. Хореография не только прививает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, обучает абстрактному мышлению, но и прекрасно тренирует силу, выносливость, формирует мышечный аппарат, улучшает гибкость, пластику, развивает координацию.
Уже в античном мире было замечено, что занятия под музыку улучшают осанку, походку, способствуют развитию выносливости.
В современном мире, танец шагнул далеко за рамки искусства, и впитал в себя важнейшие аспекты различных наук таких, как педагогика, анатомия, эстетика, этика, философия. Немаловажной частью подготовки танцовщиков, является психология. Умение педагога психологически комфортно взаимодействовать с каждым отдельным учеником и всем танцевальным коллективом в целом, способствует созданию благоприятной творческой атмосферы. Педагогу необходимо различать разницу между учеником, занимающемся танцем, в плане выбора этого вида деятельности, как основного (профессионального), и неосновного (любительского). Как и профессиональная деятельность, так и любительское творчество, имеют свое право на существование. Задача учителя состоит в том, чтобы корректно подсказать и направить действия ученика в нужное русло, и грамотно развить, имеющиеся у ребенка способности. Но, окончательное право выбора всегда остается за самим учеником, в случае если он обладает неутомимым желанием танцевать, необходимыми физическими данными, и готов по своему возрасту и телосложению к физическим нагрузкам.
Именно в школьные годы, проходит основной этап становления танцовщика. В этот период закладываются базовые хореографические понятия, происходит этап физического созревания, укрепление мышечного аппарата. Поэтому чрезвычайно важно не упустить время, и приложить максимальные усилия, чтобы дать ребенку возможность приобрести наибольшее количество навыков, развить его творческие и физические способности, заложить базовые понятия данной профессии.
Педагог-хореограф должен учитывать индивидуальные возможности учеников, их возрастные физические и психологические различия.
Считается, что физические данные ребенка следует развивать уже с 8 лет. Поскольку именно в этот период увеличиваются физические возможности двигательного аппарата. В некоторых случаях, занятия хореографией возможны и в более раннее время, с учетом индивидуальных физических данных, и способностью маленького человека воспринимать информацию.
В возрасте от 8 до 13 лет происходит адаптация дыхательной системы к мышечным нагрузкам.
У детей младшего школьного возраста (8 -10 лет) повышается выносливость к нагрузкам, выполняемых с предельной продолжительностью различных упражнений около 2,5 минут. С увеличением времени и объема выполнения физической нагрузки, увеличивается и период восстановления нервно-мышечного аппарата.
К 13 годам происходят изменения в эндокринной системе ребенка. С одной стороны, система его организма функционирует также, как и у взрослого человека, а с другой стороны он еще продолжает развиваться. В это период наблюдается смещение центра тяжести тела, нарушается пространственная координация.
В современном мире, перегруженном информацией и психологической нагрузкой, занятость физическими видами деятельности резко уменьшилась. А ведь именно в детстве, особенно необходимо заложить основные знания физической культуры, укрепить организм, сформировать осанку, что в дальнейшем даст возможность на долгие годы сохранить крепкое здоровье и физическую гармонию.
Часто родители и педагоги оберегают детей от физических занятий, однако дети способны вынести значительно большие физические усилия, чем многие предполагают, главное педагогу грамотно, с индивидуальным подходом, распределять нагрузку, уметь варьировать ее в зависимости от типа телосложения и возрастных возможностей.
В процессе работы физическая нагрузка должна постепенно увеличиваться, от начала занятий к его середине, и затем постепенно снижаться к окончанию урока. Достижение цели, преодоление трудностей, новые мышечные ощущения дают ребенку чувство удовлетворения, способствует стремлению к новым достижениям и результатам. Важно найти оптимальную серию продолжительности повторяемых движений. Если затраты малы, то и результат будет неэффективен, если повторяемость движений чрезмерна, то возможен эффект отторжения от физической деятельности.
При дозировании физической нагрузки необходимо учитывать следующие факторы:
Мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени).
Продолжительность пауз отдыха между упражнениями.
Учитывая все вышеизложенные факторы, можно варьировать нагрузку, уменьшая или увеличивая ее, достигая необходимый результат.
Как правило дети к 10 годам, дети уже способны выполнять сложные упражнения с весомой физической нагрузкой.
При перегрузках ребенка на занятиях, возможно ухудшение его самочувствия, в таких случаях рекомендуется снижать физическую нагрузку.
Часто педагоги сталкиваются с проблемой гипотонуса мышц у детей. Таким детям сложно напрягать мышцы на полную мощность, у них проявляются проблемы нарушения координации. Данным детям необходимы занятия хореографией, так как они качественно корректируют физическое развитие, повышают работоспособность, развивают силу, гибкость и чувство ритма, улучшают координацию движений, телосложение, что делает человека стройным и подтянутым.
Танцы, организованные под музыку, и обогащенные эстетическим содержанием, дают положительные эмоции, оказывают благоприятное влияние на нервную систему, корректируют физические проблемы. Музыкальные ритмы оказывают положительное воздействуют на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания. Разучивая танцевальные комбинации, дети улучшают память.
В настоящее время, особенно возросла необходимость в физической нагрузке, так как здоровых детей становится все меньше. У подрастающего поколения проявляются значительные отклонения в физическом развитии, наблюдается ослабление иммунитета, а вследствие этого повышенная заболеваемость. Посредством физических нагрузок можно не только поддержать, но и улучшить состояние здоровья ребенка.
Качественные занятия у классического станка (экзерсис), красиво формируют и укрепляют мышечный аппарат, вырабатывают подвижность суставов, придают эластичность связкам, способствуют общему физическому развитию детей и укреплению их здоровья.
Каждый урок в хореографическом классе направлен на поддержание ребенка в хорошей физической форме, и на формирование у него пожизненной установки на здоровый образ жизни.
Занимаясь хореографией, дети увеличивают свои физические возможности, компенсируют дефицит двигательной активности, в следствии чего эти уроки носят не только художественно-эстетическое значение, но и физически укрепляют организм ребенка.
Использование физических упражнений укрепляет физическое здоровье подрастающего поколения, и является прочной основой для здорового образа жизни, а хореография способствуют этому результату с удвоенной силой.