kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методическое пособие "Возрастные кризисы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие "Возрастные кризисы"»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа

Кашарского района Ростовской области












Периодизация развития личности.
Возрастные кризисы.


В помощь тренеру-преподавателю.






Разработал инструктор-методист О.Н.Палажчук

Использовались материалы психологической службы Дворца творчества детей и молодежи г.Ростова-на-Дону






сл.Кашары

2016 г.

Социальная ситуация развитияспецифическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Социальная ситуация развития обуславливает:

  • - динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода развития;

  • - новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу


Возрастные новообразования – новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и в самом главном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.


Возрастная сензитивностьприсущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.


Сензитивные периоды развитияпериоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению определенного вида деятельности, проходимые ребенком в своем развитии.


Ведущая деятельностьдеятельность, определяющая характер психического развития (обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка) на определенной стадии возрастного развития.

Ведущая деятельность – деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований, в русле которой развиваются другие виды деятельности, закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.


Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные (до года) периода онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями.

Тенденции развития, возникающие вслед за возникновением новообразований конкретного возраста вступают в противоречие с наличными условиями жизни ребенка. Следовательно, кризисы возрастного развития – результат неудовлетворенности потребностей ребенка, которые возникают у него в конце каждого возрастного периода вместе с основными личностными новообразованиями.


Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.


Уровень актуально развития личности – показатель, характеризующий способность человека (ребенка) самостоятельно выполнять различные задания.




ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЕДЕНИЕ ВОЗРАСТНОГО ПЕРЕХОДА

Название

кризисного периода

Рекомендуемое

поведение взрослого

Кризис новорожденности

Активное общение с ребенком с самых первых дней его жизни: эмоциональное общение, разговор, улыбка.

Кризис одного года

Жесткое разделение пространства на разрешенное и запрещенное. При аффективных вспышках – отвлечение к другим привлекательным предметам. Организация элементарных занятий с ребенком.

Кризис трех лет

Взрослые (родители, педагоги) четко выделяют ситуации, в которых необходимо твердо и спокойно настоять на запрете, не реагировать на провоцирующее поведение ребенка, если оно не представляет опасности его жизни и здоровью. В периоды спокойного поведения ребенка проявление эмоционального принятия, ласки.

Полезны совместные игры ребенка и взрослого, а затем предоставление ему возможности играть самостоятельно (пусть поначалу 1-2 минуты).

Кризис семи лет

Дифференциация поведения взрослого в зависимости от требований ребенка: в определенных случаях оказание помощи, эмоциональной поддержки (впервые в этом возрасте возможны вербальные - словесные формы помощи ребенку в проживании трудной ситуации), но остановка негативных проявлений, разрушающих семейный уклад.

Поощрение взрослым расширения сферы интересов ребенка.


Подростковый кризис

Оказание подростку помощи и поддержки, если он в этом нуждается или сам просит об этом.

При проявлении негативизма рекомендовано совместное обсуждение взаимных прав и обязанностей, содержание требований.

Вовлечение в разнообразные формы внешкольных занятий. Создание условий для проектной деятельности подростков.


Список литературы.


  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. -М; Воронеж, 1995.

  2. Выготский Л.С.Собрание сочинений в 6-ти томах./Гл. ред. А.В.Запорожец/.-М.:Педагогика, 1982

  3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан Е.Е. Психология.- М.Академия, 2004

  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – М., Академия, 1999

  5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология, - М., Российское педагогическое агентство, 1996

  6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.Академия, 2000

  7. Психология. Словарь./ Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского – М.: Политиздат.1990

  8. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.- М.Педагогика-Пресс, 1998

  9. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике раз­вития // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 37-49.

  10. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин.- Мн.:Харвест, 2005

  11. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в дет­ском возрасте // Вопросы психологии. -1971.- № 4. - С. 39-51.

  12. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.







Психологические особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте и их учет в организации педагогического взаимодействия


Понятие учебной деятельности. Ее структура.

Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер психологического развития на том или ином возрастном этапе.

Ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте – учебная деятельность, которая носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер.

Учебная деятельностьособая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Психологические новообразования в младшем школьном возрасте

По мере формирования учебной деятельности

возникают и развиваются новые качества психики

Произвольность – особое качество психических процессов, проявляющееся в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия.

Способность к планированию и выполнению действия про себя во внутреннем плане

(внутренний план действий).

Рефлексия – способность разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

Сформированность этих качеств и способностей психики достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.



Учебная деятельность младшего школьника

Обязательная

Целенаправленная

Общественно

значимая

Систематическая

Компоненты учебной деятельности

Учебные задачи

Учебные действия

Действие контроля

Действие оценки

направлены на усвоение общего способа решения некоторого класса

конкретно-практических задач

помогают учащимся воспроизводить и усваивать образцы общих способов решения задач

сличение, соотнесение учебных действий с образцом, который задает педагог

процесс оценки ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления

Что освоить?

Что сделать?

Правильно ли?

Достиг ли результата?



Рекомендации педагогам по формированию компонентов учебной деятельности


  • Для формирования умения выделять учебную задачу целесообразно после выполнений заданий и упражнений задавать вопросы: «А зачем нужно такое задание? Чему ты учишься, когда его выполняешь? Чему мы сегодня научились на занятия?»

  • Со 2-3 класса обучать детей приемам активной мыслительной обработки запоминаемого материала: смысловой группировке, выделению опорных пунктов, составлению плана и т.д.

  • Необходимость использования педагогом развернутых оценочных суждений: разъясняет положительные (отрицательные) стороны работы (ответа), отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации.

  • Отмечаются усилия и старания школьника, использование рациональных приемов работы, мотивы учения.

  • Указание на положительные стороны работы обязательно

  • «Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки».

  • Неоценивание ведет к формированию неуверенности в собственных знаниях и умениях, к потере ориентировки, к осознанию собственной малоценности.

  • Оценка дает ребенку понимание того, что он уже достиг, чем овладел, а чему еще надо научиться

  • Оценка (как компонент учебной деятельности) формируется в процессе усвоения образцов учебных действий и последовательного перехода действия оценивания от учителя к школьникам.

Рекомендации педагогу по учету особенностей восприятия младшего школьника

  • Учить детей наблюдать

  • При использовании наглядного материала необходимо соотносить его содержание и форму презентации с конкретной педагогической задачей в противном случае он будет восприниматься младшими школьниками непосредственно как самостоятельный предмет восприятия

«Считать неинтересные карандаши ребенку легче, чем считать интересные танки»


Рекомендации педагогу по учету особенностей внимания младших школьников

Сосредоточенность и устойчивость внимания младшего школьника развиваются в работе, требующей большой умственной и двигательной активности. Это происходит тогда, когда:


  • учащийся занят умственной деятельностью (анализирует, сравнивает, выделяет существенное, классифицирует предметы и др. мыслительные операции);

  • изучаемый материал доступен пониманию учащихся;

  • изучаемый материал эмоционально окрашен;

  • изучаемый материал интересен учащимся и соответствует их потребностям;

  • когда учащиеся включены в творческую деятельность.


Школьник младших классов может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 мин. К возрасту 10-11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как у взрослого человека.


Рекомендации педагогу по учету особенностей памяти младших школьников

Организуя образовательный процесс с младшими школьниками, следует помнить, что:

  • наглядный материал запоминается лучше, чем словесный;

  • названия предметов запоминаются лучше, чем абстрактные понятия;

  • абстрактный материал, обобщающий ряд фактов, запоминается лучше, чем абстрактный материал, не подкрепленный фактами;

  • процесс развития логической памяти должен быть специально организован педагогом;

  • школьники должны усвоить правило: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его;

  • необходимо учитывать индивидуальные характеристики памяти ребенка: объем, модальность (зрительная, слуховая, моторная)


Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека существенных свойств предметов и явлений объективного мира, нахождения закономерных связей отношений между ними.

  • В младшем школьном возрасте совершается переход от мышления наглядно-образного к словесно – логическому, понятийному мышлению.

  • Изменяется содержание мышления от конкретных представлений, имеющих наглядную основу и отражающих внешние признаки предметов к понятиям, отражающим наиболее существенные свойства предметов, явлений и соотношения между ними.


Рекомендации педагогу по развитию мышления младших школьников

  • Показать детям приемы сравнения предмета с другими

(с использованием предметов, затем без сравнения с наблюдаемыми предметами)

  • Для развития умения выделять различные свойства полезно отыскивать причины явлений, разбирать пословицы и поговорки, отгадывать загадки

  • Параллельно вводить понятия общих и отличительных, существенных и несущественных признаков

  • Развивать умение отвлекаться от несущественных деталей.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

  • Формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

  • Развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

  • Раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

  • Развития ответственности, навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

  • Становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

  • Усвоения социальных норм, нравственного развития;

  • Развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов


Общие рекомендации при оказании помощи «изолированным» младшим школьникам


  • Вовлечение «изолированного» ученика в интересную деятельность.

  • Помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка.

  • Преодоление аффективности ребенка (вспыльчивости, драчливости, обидчивости), что может быть не только причиной, но и следствием психологической изоляции

  • Создание условий для формирования уверенности в себе

Использование косвенных мер (предложение авторитетным сверстникам поддерживать робкого одноклассника).


Особенности личности младшего школьника



  • Доверие к учителю. Послушание

-В процессе учения

- в повседневном поведении


  • Большая подражательность

- положительный эффект – усвоение учебного материала;

- отрицательный эффект – поверхностность восприятия явлений


  • О трудностях не задумываются

- старается быть ближе к тому, что заинтересовало;

- игровое отношение к познанию позволяет легко овладеть новым опытом, приобщиться к жизни взрослых.


  • Большая впечатлительность (во власти яркого факта или образа)

- старается быть ближе к тому, что заинтересовало;

- при возможности берет в руки, внимательно рассматривает;- но… стремление проникнуть в сущность явления, вскрыть причину заметно не проявляется;- затрудняется выделять главное. Легче – дословное воспроизведение.


  • Повышенная реактивность, готовность к действию

- На уроке реализуется:

- быстро поднимает руку;

- нетерпеливо выслушивает;

- стремится ответить.



Список литературы.


1. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин, - М.:Академия, 1998

2. Волков Б.С. Психология младшего школьника, - М. педагогическое общество России, 2002.

3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан Е.Е. Психология.- М.Академия, 2004

4. Психология детства./ Под ред. А.А.Реана. – М. «Олма-Пресс», 2004

5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995

  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения /Пер с нем.; в 4 частях. – М, «Генезис», 1998

  2. Черемошкина Л.В. Развитее внимания детей. – Ярославль. Академия развития, 1997

  3. Черемошкина Л.В. Развитее памяти детей. – Ярославль. Академия развития, 1996


Психологические особенности познавательных процессов в подростковом возрасте и их учет в организации педагогического взаимодействия


Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Подростковый возраст интересен тем, что он находится на грани между эпохой детства и эпохой взрослости, зрелости. По сути, психологически это самая важная характеристика подростка: он одновременно еще ребенок, но уже и становящийся взрослый. Данный период отличается выходом подростка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его отношение к себе как к члену общества.

Негативные проявления в подростковом возрасте:

- дисгармоничность в строении личности;

- протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

Положительные факторы подросткового возраста:

- возрастает самостоятельность ребенка;

- расширяется и существенно изменяется сфера деятельности;

- развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д.


В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса».


Внешние проявления подросткового кризиса:

- грубость подростка;

- стремление поступать наперекор желанию и требованию взрослых;

- игнорирование замечаний.

Подростковый кризис отличается от других кризисов большей продолжительностью. Возможно, это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков.





На формирование подросткового кризиса влияют:

- постоянный контроль со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым (внешний фактор);

- черты характера, внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым, мешающие подростку осуществить задуманное (внутренний фактор).


В период подросткового возраста заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние – мировоззренческие – этажи. Именно в период подросткового возраста формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Иными словами – формируются личностные смыслы жизни.


Основные новообразования в подростковом возрасте:

- сознательная регуляция своих поступков;

- умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.


Важно знать, что общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.


На протяжении подросткового возраста продолжается развитие мыслительных спо­собностей и как следствие — расширение сознания происходящего, границ воображе­ния, диапазона суждений и проницательности.


Изменения в познавательной сфере:

- возрастает способность планировать и предвидеть;

- совершенствуются такие умения, как способность к размышлению, способность планировать и формировать стратегии;

- развивается умение и потребность самостоятельно мыслить;

- формируется умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач.


Особенности мыслительной деятельности подростка:

- большая роль конкретно-образных компонентов мышления;

- сильное воздействие непосредственных чувственных впечатлений на мышление младшего подростка;

- предметом вни­мания, анализа и оценки подростка становятся его соб­ственные интеллектуальные операции.


Рекомендации педагогам

Самостоятельность мышления – это ценное качество, которое педагог всячески должен поддерживать и развивать. Однако необходимо иметь в виду, что стремление к самостоятельности мышления в сочетании с незначительностью жизненного опыта, ограниченностью круга знаний подростка иногда приводит к схематизму и формализму в его мышлении, попыткам мыслить готовыми схемами, неумению учитывать изменившиеся обстоятельства, к тенденции неправомерно применять усвоенные правила и принципы к новым условиям.

Важным моментом стимуляции мышления детей в подростковом возрасте является создание и укрепление мотивации. При этом содержание мотива может быть разнообразным, начиная от жизненной необходимости и кончая желанием получить интеллектуальное удовольствие. Если задача определена собственными интересами, она значительно сильней и длительнее побуждает к преодолению трудностей решения, чем навязанная извне. Важную роль здесь играет повышенная потребность подростков в самостоятельности и принятии решений.

Существуют различные способы создания оптимальной мотивации. Иногда целесообразно подростку бросить вызов — побудить его к преодолению трудностей. Для этого можно предложить трудную задачу и раззадорить его с тем, чтобы он испытал в ней свои силы, использовал свои возможности полностью, открыл для себя радость успешного совершения трудной работы. Впервые испытав чувство полной поглощенности работой и преодоления интеллектуальных трудностей, многие пытаются возродить это положительное эмоциональное состояние и впоследствии.

Стоит отметить тот факт, что росту самоуважения способствует поощрение стремлений подростка разумно обосновывать и решать проблемы. Чем более безусловна и искренна забота о ребенке и внимание к нему, тем успешнее он развивается. Чем больше подросток ощущает себя любимым, тем больше у него шансов научиться ясно и логически мыслить, а чем меньше он ощущает эту любовь и внимание, тем медленнее развивается его интеллект. Чтобы интеллект подростка развивался правильно и быстро, он в первую очередь должен быть о себе хорошего мнения. Только тогда он сможет стать мудрым и здравомыслящим человеком, способным обрести правильный взгляд на вещи, особенно если это касается его эмоций. Молодой человек, получающий скудное эмоциональное питание, будет, вероятнее всего, плохо контролировать свои мысли, предаваясь во власть своих чувств. Таким образом, в первую очередь необходимо удовлетворять эмоциональные потребности подростка.


Литература:

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  2. Лидерс А.Г. психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.




Психологические особенности познавательных процессов воспитанников старшего школьного возраста и их учет в организации педагогического взаимодействия.


«Юность – это фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического (полового) созревания, с другой, – достижение социальной зрелости» Кон И.С.


Хронологические границы юности определяются по-разному. Чаще всего выделяют: раннее юношество – старший школьный возраст (15-18 лет)

позднее юношество (18-21 лет).

При использовании понятия «юношеский возраст» надо различать:

♦ хронологический возраст – количество прожитых лет;

♦ физиологический возраст – степень физического развития;

♦ психологический возраст – степень личностного развития;

♦ социальный возраст – степень гражданской зрелости.

Эти показатели могут не совпадать у одного и того же лица – закон неравномерности созревания и развития.

Существует множество теорий юности:

  1. Биологическая теория: юность – это этап эволюции организма, при котором биологические процессы роста определяют все остальные. В юношеском возрасте завершается физиологический рост человека, замедляется рост тела в длину, увеличивается вес и мускулатура. Центральный биологический процесс этого возраста – половое созревание.

  2. Психологическая теория: юношество определяется как психическая эволюция характерных черт внутреннего мира и самосознания. Старший школьный возраст – стадия духовного развития, которая характеризуется открытием «Я», развитием личностной рефлексии.

  3. Социальная теория: рассматривает юношество как определенный этап социализации, переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого.

Старшеклассник вступает в новую ситуацию социального развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или новые учебные учреждения (гимназии, колледжи, училища). Они занимают промежуточное положение между ребенком и взрослым. Эта их промежуточность общественного положения определяет особенности их психики: юношу еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа (самостоятельность, право на автономию), но их волнует не столько автономия от взрослых, сколько четкая ориентировка и определение своего места во взрослом мире.

Важные задачи юношеского возраста:

- подготовка к труду и общественной жизни;

- выбор профессии;

- подготовка к вступлению в брак;

- создание собственной семьи (позднее юношество).

Ведущая деятельность юношества – учебно-профессиональная. Учебная деятельность выступает как средство для профессионального самоопределения. Юношам и девушкам свойственно рассматривать выбор своего жизненного пути как вывод из анализа своих потребностей и возможностей. Познавательные интересы все больше связываются с определенными учебными предметами (гуманитарными или точными науками).

В ходе ведущей деятельности юношества возникают новообразования (новые достижения в развитии данного возраста).


Новообразования познавательной сферы:

Мышление

Ведущим психическим процессом в старшем школьном возрасте является мышление. Важнейшим новообразованием интеллектуальной сферы является теоретическое мышление – связано с решением теоретических задач, проявляется в знании законов, правил, теорий.

- старшеклассник усваивает научные понятия;

- появляется новый интерес к выявлению основного, общего в изучаемом (иногда в ущерб конкретных знаний);

- усиливается тенденция к доказательности, использованию развернутых умозаключений, логических аргументаций;

- стремятся к точности словесного высказывания мысли, к хорошей литературной форме высказывания;

- ценят самостоятельность, убедительность, доказательность и логичность суждений.

Такой характер обучения старшеклассников как: разработка проектов, написание научных исследований, участие в викторинах, эвристических беседах и т.д. – способствует развитию их теоретического мышления. Творческие задания развивают их самостоятельность, умение анализировать, принимать решение.

С развитием самосознания, мировоззрения у юношей актуализируется абстактно-логическое мышление – это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражается в словах или других знаках.

Развивается отвлеченное мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий.

Продолжается развитие творческого мышления (креативное, продуктивное) – вид мышления, вырабатывающий новую стратегию, оригинальный путь решения задач. Многие старшеклассники видят новое в уже известном.



Рекомендации по активизации мышления:

  1. результативна активизация мыслительной деятельности посредством решения различных задач и головоломок (игры «Что?Где?Когда?», викторины, «мозговой штурм»);

  2. эффективным способом стимуляции мыслительной деятельности является использование тестов на интеллект, адаптированных к разным возрастам;

  3. полезно знать, что существуют так называемые барьеры мышления – это препятствия продуктивной мыслительной деятельности (барьерами могут быть негативные установки, самоограничения: «Я не смогу»).

Память

Для старшеклассников характерно преобладание произвольной памяти, она характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания. Старшеклассники могут сознательно использовать приемы рационального запоминания материала. Произвольное запоминание будет продуктивным, если указать, что именно обучающий достигнет в итоге (стимуляция деятельности).

Рекомендации по эффективному запоминанию материала:

  1. дозировать материал по объему;

  2. постараться иллюстрировать материал примерами;

  3. связывать материал с уже известным;

  4. прибегать к ассоциациям;

  5. систематизировать и классифицировать (составлять планы, схемы);

Все, что значимо и интересно, запоминается легче и лучше.

Непроизвольное запоминание (осуществляется непреднамеренно, на неосознанном уровне) старшеклассников приобретает специфический характер в связи с тем, что у них проявляются учебные и профессиональные интересы. Все то, что вызывает у старшеклассника яркий эмоциональный отклик, что связанно с удовлетворением их потребностей и интересов – запоминается непроизвольно, часто оставляет след на всю жизнь.



Внимание

Внимание в юношеском возрасте становится более управляемым, старшеклассники уже могут длительное время концентрировать его при решении каких-либо задач. Устойчивость и сосредоточенность произвольного внимания старшеклассников определяют их стремление к достижению поставленной перед ними цели.

Специфичным для старшеклассников становится то, что они все больше осознают зависимость успеха деятельности от правильной организации переключения внимания. Прилагая волевые усилия, они могут перейти от интересного дела к менее интересному, не теряя сосредоточенности внимания.

При работе со старшеклассниками уже не требуется частого переключения внимания. Но переключение внимания является также своеобразным «отдыхом в действии», который предполагает чередование более легких и более трудных умственных и практических задач. Переключение внимания остается необходимым условием поддержания работоспособности у школьников.

Становится характерным такое свойство, как распределение внимания при восприятии нового материала (например, когда необходимо одновременно слушать педагога и записывать за ним).

При наличии общей организованности личности, у старшеклассника вырабатывается привычка быть внимательным, особенно к наукам их интересующим. Избирательность внимания дает глубокие и прочные знания.

Причины, препятствующие формированию интеллекта у юношей и девушек

  1. задержка развития теоретического мышления;

  2. отсутствие навыков и приемов смысловой памяти;

  3. неразвитость основных свойств внимания (переключение, распределение и т.д.);

  4. нереалистичность воображения, оторванность от практики;

  5. высокий уровень личностной тревожности;

  6. несформированность волевой сферы.







Новообразования – новые достижения в развитии.

Кризис – переходный, переломный период (результат неудовлетворенности каких-либо потребностей)

1- Самосознание - открытие своего внутреннего мира, интегрированного «Я» (у подростков оно «размыто»).

1- Может вызвать много тревожных драматических переживаний, внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением (противоречивость внутреннего мира).

- Могут возникнуть эгоистические тенденции.

2- Теоретическое мышление (гипотетико-дедуктивное, абстрактное), философская рефлексия, тяга к широким обобщениям, поиск смысла жизни.

2- Склонность преувеличить силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности.

- задержка развития теоретического мышления

3- Профессиональное самоопределение – выбор будущей профессии – как вывод из анализа своих потребностей; направленность на будущее, формирование жизненных планов.

3- Неопределенность может привести к сложным переживаниям, связанных с разочарованием в выбранной профессии, тяжелым внутренним конфликтам – состояние растерянности и безразличия к будущему.

4- Самостоятельность, ответственность за свои поступки, выработка взглядов убеждений.

4- Несамостоятельность, зависимость, нерешительность, ведомость, привычка перекладывать вину на других.

5- Потребность в общении не только со сверстниками (как у подростков), но и со взрослыми (особенно в какой-то проблемной ситуации); потребность в признании, сопереживании.

- Потребность в обособлении (стремление к уединению, выражению индивидуальности)

5- Проблема отцов и детей – «Мы» и «Они» (взрослые). Неприятие позиции взрослых, отсутствие уважения признания авторитета в отношении к ним.

- Излишняя критичность, скептицизм к другим.

- Необщительность, замкнутость, неуверенность в себе, депрессивность, одиночество.

6- Потребность в любви, мечты о чистых красивых чувствах побуждают молодых людей излить свои переживания в дневниках, письмах, побуждают к деятельности, к творчеству.

6- Если любовь в юношеском возрасте подменяется нездоровым любопытством, побуждающим «пережить неизведанное», то она лишается своей романтической окраски, становится «приземленным» переживанием и не играет положительную роль в духовном развитии молодых людей.

Виды эмоциональных процессов и состояний и их роль в эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами


Эмоции (фр. emotion – волнение, возбуждение) – субъективные состояния человека, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.). Эмоции отражают ощущения приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процессу и результатам его практической деятельности.

Чувства это отношения человека к какому-то объекту или событию, являющемуся для него личностно значимым, представляющим для него ценность. Это специфически человеческие высшие эмоции, сформировавшиеся в общественно-историческом развитии. Они связаны с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Настроение – сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного фона психической жизни, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности.

Аффект – сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, связанное с важными событиями в жизни человека, достижениями и упущениями, успехами и неудачами. Это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации психическое перевозбуждение, проявляющееся во временном сужении сознания и активизации импульсивных реакций. Состояние аффекта может проявляться в виде панического бегства из ситуации, в виде оцепенения или неконтролируемой агрессии. Поведение при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия.

На начальной стадии аффекта воля еще не совсем подавлена и можно сознательно не допустить развития аффекта. При этом важно сосредоточить внимание на отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути достижения цели или решения задачи. Фрустрация возникает при наличии двух моментов: наличии сильной мотивации достичь цель и преграды, препятствующей этому достижению.

В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в “битвах жизни”, плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера.

Рекомендации педагогам: необходимо развивать у детей правильное понимание трудностей, чтобы дети не принимали вполне преодолимые трудности за непреодолимые барьеры: воспитывая волевые черты характера, большое внимание уделять воспитанию выносливости и самообладания; воспитывать эти черты и у педагога, чтобы он не давал детям дурных примеров и своей фрустрацией не терял авторитета в глазах воспитанников.

Стресс – состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий, адекватная реакция на которые недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит мобилизация физических и психических сил организма на поиск выхода из опасного положения, на приспособление к новым сложным условиям.





В развитии стресса выделяют три этапа:

1. Стадия нарастания тревоги: человек чувствует дискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом.

2. Стадия сопротивления (стабилизации). Человек адаптируется к действию стрессора и внешне ему удается сохранять относительно нормальное состояние, но на поддержание удовлетворительного состояния требуется теперь значительно больше энергии, чем до того, как возникла стрессовая ситуация.

3. Стадия истощения. Если на втором этапе действие стрессора не прекращается, то, в конце концов, «стратегические запасы» энергии организма исчерпываются, и тогда может наступить резкая потеря трудоспособности.

Необходимыми условиями полноценной здоровой эмоциональной жизни являются изменение ценностного отношения к эмоциям, снятие запрета на различные проявления чувств, понимание их важной, действенной и позитивной роли в жизни человека.

Использование детских фантазий, ролевых игр, соревнований, детского творчества задаёт мотивацию, эмоциональное общение, теплый психологический климат в коллективе.

Эмоционально богатый педагог, владеющий приемами проявления чувств и целенаправленно их применяющий в общении с воспитанниками, оживляет занятие, делает его эмоциональным, экспрессивным и более соответствующим естественному общению. Учебный предмет, как следствие, становится интересным, повышается эффективность обучения, улучшаются взаимоотношения педагога с воспитанниками. Эти характеристики входят в понятие "экспрессивность педагога".

Литература по психологии эмоций

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2004.

2. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004.

3. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер,2003.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.

5. Психология мотивации и эмоций./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:ЧеРо, 2002.

6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003.

Индивидуально-типологические особенности личности (темперамент, характер, способности) и их учет при выработке индивидуального когнитивного стиля.


Личность - системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.


Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.


Темперамент - это совокупность индивидуальных, относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности. Выделяют 4 типа темперамента:

1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).

3. Холерик - сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и торможения.


Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.


Характер человека проявляется:

  1. В том, как он относится к другим людям;

2. Показательно для характера отношение человека к себе;

3.Характер обнаруживается в отношении человека к делу;

4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.


Способностиэто индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

  1. Общие способности - система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.

  2. Специальные способности - система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.).

  3. Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.



Индивидуальный стиль деятельности – это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента и характера система способов, приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Важными условиями формирования индивидуального стиля деятельности являются:

При работе с инертными воспитанниками:

  • Не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий ­возрастает постепенно;

  • Помнить, что они не могут проявлять высокую активность в условиях разнообразия заданий, а некоторые вообще отказываются работать в таких условиях;

  • Не требовать быстрого изменения неудачных действий, формулировок при устных ответах, им необходимо время на обдумывание (они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизаций);

  • Не спрашивать в начале урока, поскольку инертные воспитанники с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене);

  • Избегать ситуации, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, необходимо предоставить ему время на обдумывание и подготовку;

  • Не следует отвлекать такого воспитанника в момент выполнения им заданий, переключать его внимание на что-либо другое;



При работе с подвижными воспитанниками:

  • Нужно по возможности контролировать выполнение требований постепенности, последовательности. Полезно специально тренировать сильных в такого рода деятельности.

  • Контролировать выполнение работы, связанной c систематизацией, планированием и проверкой выполненного.

  • Побуждать к самостоятельности. Психологи отмечают, что люди c сильной нервной системой обладают необходимыми волевыми качествами для того, чтобы перестроить свою работу в требуемом направлении. Задача педагога – убедить и заставить это сделать.

  1. Список Литературы
  1. Белоус В.В. Проблема типов темперамента в современной дифференциальной психологии // Психол. журнал. – 1981. – № 1.

  2. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973.

  3. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопр. Психологии. – 1985. - № 1.

  4. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.

  5. Интернет ресурсы



Творческие способности. Технологии и методы развития творческих способностей.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления. Извест­ный амери­канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта установил, что творческим личностям свойственно при решении какой-либо проблемы не концентрировать все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а поиск решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Этот способ мышления называется дивергентным.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо­бенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность без труда переходить от одного аспекта к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще­принятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему за­конченный вид.

Основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.


Условия успешного развития творческих способностей.


На ос­нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л.Кэррола, были выделены 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей:

  1. Создание обстановки, опережающей развитие детей.

  2. Максимальное напряжение сил: способности будут разви­ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше).

  3. Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.

  4. Комфортная психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ученика к творчеству проявлять со­чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни.

  5. Соответствующие методы обучения - это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей.

  6. Развитие творческих способностей воспитанников будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.


Развитие качеств творческого мышления.


Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления у школьников является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле­ние гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро из­влекать нужную информацию из памяти.

Часто открытия рождаются при соединении, казалось бы несоединимого. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоре­чия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать про­блемы.

Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышле­ния.


Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в школьной среде являются:

1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

3. Формирование умения разрешать противоречия;

И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.

Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явле­ниях и законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей, системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.


Список литературы

1. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе (методические материалы к программе «уроки творчества»)

  1. 2. Лютова Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей. //Российская академия наук Институт психологии. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: сборник научных статей. М., 2000
  2. 3. Иориш Ю.И. Некоторые психологические основания технологии научного творчества. //Российская академия наук Институт психологии. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: сборник научных статей. М., 2000

4. А. Л. Галин. Психологические особенности творческого поведения. Новосибирск 2001






























Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа

Кашарского района Ростовской области












Периодизация развития личности.
Возрастные кризисы.


В помощь тренеру-преподавателю.






Разработал инструктор-методист О.Н.Палажчук

Использовались материалы психологической службы Дворца творчества детей и молодежи г.Ростова-на-Дону






сл.Кашары

2010 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебно-методическое пособие "Возрастные кризисы"

Автор: Палажчук Оксана Николаевна

Дата: 04.10.2016

Номер свидетельства: 347349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства