kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методический комплект по баскетболу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический комплект направлен на содействие улучшению здоровья учащихся. Целью УМК является: приобретение учащимися и преподавателей необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений в баскетболе, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплект по баскетболу»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра физической культуры








Учебно-методический комплект по баскетболу





Маслова Е. В.

Специальность 49.02.01

«Физическая культура»

Группа 37ф


Руководитель:

Шумаров А. И.







Екатеринбург

2021

Содержание

Пояснительная записка 10

1 глава. История возникновения и развития баскетбола 12

2 глава. Игровая площадка, инвентарь, оборудование для игры, мяч 16

3 глава. Методика обучения техническому элементу в нападении «остановка в два шага прыжком» 24

4 глава. Тестовые задания 28

5 глава. Организация и проведение соревнований 32

5.1 Положение 32

5.2 Итоговая таблица 36

5.3 Протокол игры 37

5.4 Системы розыгрыша 39

6 глава. Специальные упражнения для обучения 42

6.1 Упражнения для «Ловли передачи и мяча» 42

6.2 Упражнения для «Обучения ведению мяча» 45

6.3 Упражнения для «Обучения бросков мяча» 48

6.4 Подвижные игры с элементами баскетбола для младших школьников 51

7 глава. Жесты судьей 56




Пояснительная записка

Учебно-методический комплект направлен на содействие улучшению здоровья учащихся. Среди спортивных игр, баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Баскетбол как нельзя лучше способствует физическому развитию растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость, а самое главное ум.

Баскетбол (от англ. basket — корзина, ball — мяч) – олимпийский вид спорта, спортивная командная игра с мячом, цель в которой – забросить мяч в корзину соперника большее число раз, чем это сделает команда соперника в установленное время. Каждая команда состоит из 5 полевых игроков [6].

Целью УМК является: 1. Приобретение учащимися и преподавателей необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений в баскетболе, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни; 2. Воспитание навыков для самостоятельных занятий баскетбола и умения вести здоровый образ жизни; 3. Развивать физические качества, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности учебного процесса.

Основной показатель работы секции - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической технической подготовленности.

Задачи:

Образовательная: техника перемещения без мяча, броски в корзину, ловля и передача мяча. Тактическим взаимодействиям при игре в защите, нападении, сочетание технике физических упражнений.

Оздоровительная: ловкость, быстрота, силовые качества, скоростная выносливость, координация, гибкость.

Воспитательная: морально-волевые, коллективизм, дисциплинированность, взаимовыручка, товарищество, ответственность, самостоятельность, активность.

Так же входит, общее-физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная - развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для баскетболистов. Рабочая программа на 1 учебный год построена с учетом возрастных особенностей, занимающихся в группе. Возраст учащихся 8-11 лет.

В процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие навыки:

- освоить терминологию по баскетболу

- обеспечение всесторонней физической подготовки по баскетболу

- теоретические и практические занятия баскетбола

- умение игры в баскетбол

- сознательной дисциплине

- воспитывать такие качества: самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.



1 глава. История возникновения и развития баскетбола

История возникновения баскетбола берет свое начало в 1891 году, когда преподаватель по физкультуре колледжа Молодежной христианской организации города Спрингфилд, штат Массачусетс, имя которому Джеймс Нейсмит, канадец по происхождению, решил разнообразить свои занятия, придумав этот вид спорта. Правила на тот момент были просты: игроки делятся на две команды, и кто больше забьет мячей в корзину противника (в то время играли футбольным мячом), тот и побеждает. Это способствовало повышению интереса к спорту у студентов, которые в то время занимались лишь гимнастическими упражнениями.

В то время баскетбол мало чем напоминал нынешнюю игру, но суть оставалась такой же. Уже в 1892 году были введены первые правила для новой игры, такие как:

– ударять мяч в пол только руками;

– игрок не имеет права бежать по полю с мячом, бросать разрешалось только из того положения, в котором находится игрок, либо если игрок бежит на большой скорости;

– удары, толчки и задержания оппонента не допускались;

– мяч считается засчитанным, если он остается в корзине;

– в игре 2 половины, длительность каждой составляет 15 минут.

Это только несколько из правил тех лет, со временем их становилось все больше с каждым годом.

Первая «официальная» игра состоялась в феврале 1892 года. Итог матча – 2:2. После каждого матча правила корректировали. Так появился баскетбольный щит, а фруктовая корзина уже превратилась в кольцо с сеткой, которая остается неизменной до сих пор. Творение Нейсмита имело оглушительный успех, и уже через год этим видом спорта был охвачен весь северо-восток США.

Еще до начала ХХ века баскетбол охватил не только США, но и соседнюю Канаду. Джеймс Нейсмит старался продвигать игру на уровне студентов университетов и колледжей, а колледж, где преподавал Нейсмит, стал регулировать правила практически 10 лет с начала существования баскетбола. Эстафету подхватили две организации - Национальная ассоциация студенческого спорта и Любительский спортивный союз. Они пропагандировали баскетбол по всей территории США. В течение 1898 года они попытались организовать национальную баскетбольную лигу – первое большое образование из команд страны. Лига просуществовала недолго, около 5 лет, образовав несколько более мелких объединений.

Начиная с ХХ века баскетбол активно популяризируется в Японии, Китае, Европе и Южной Америке. В 1904 году на Олимпиаде в Сент-Луисе решили провести выставочные соревнования между несколькими командами. Соревнования по баскетболу проводили в Париже и Амстердаме на Олимпийских играх, но в то время в программу Олимпийский видов баскетбол включен не был. В 1932 году после конференции национальных баскетбольных ассоциаций было принято решение о создании ФИБА, тогда же приняли официальные правила организации, которые распространялись на весь мир. Позже правила были переработаны и изменены.

1935 год – важная веха для игры с мячом, ибо тогда баскетбол утвердили в программу Олимпийских игр. Годом позже в Берлине состоялся первый баскетбольный матч в рамках Олимпийских игр. Это была единственная Олимпиада, где баскетбол проводили на площадке под открытым небом. Первым олимпийским чемпионом стала команда из США. Но нужно добавить, что женский баскетбол как олимпийский вид состоялся гораздо позже, в 1976 году. Тогда победителями стала команда из СССР.

Что касается баскетбола под патронажем ФИБА, можно сказать, что первое международное соревнование прошло в 1950 году в Аргентине, а уже через 3 года прошел первый чемпионат Мира для женских команд в Чили. ФИБА отказывалась от разграничения на профессиональных игроков и любителей, поэтому профессионалы из США впервые поехали на Олимпиаду, до этого момента на международных турнирах выступали исключительно студенты и любители.

История баскетбола в России

Российский баскетбол сформировался на рубеже ХIX– ХХ века. Начало командной игре в Российской империи положил петербуржец Георгий Дюперон. Первый официальный матч датирован 1906 годом, когда общество освоило правила новой для людей из России игры. В 1909 году было проведено официальное первенство. В том же году состоялся матч между сборной спортклуба «Маяк» и Всемирной ассоциацией христиан, где и придумали баскетбол.

Постепенно игра проникает в Украину, Белоруссию и Восточную часть России. Большой вклад в популяризацию внес совет Всеобщего военного обучения граждан СССР. К началу 20-х годов во всех школах организации баскетбол был определен как обязательный предмет в расписании физической культуры. 1922 год ознаменован Комитет МБЛ (московской баскетбольной лиги). Год спустя состоялись первые соревнования в рамках всей страны.

В течении 30-х годов прошлого столетия в первенствах страны выступали только сборные команды городов. Первым клубным чемпионом СССР стал «Динамо» из Москвы. В 1947 году СССР принял членство в ФИБА, где сразу взял золото на чемпионате Европы. Сборная Советов всегда была в числе сильнейших сборных мира, незначительно уступая родоначальникам – США. Первое олимпийское золото команда СССР завоевала в 1972 году, на Олимпиаде в Мюнхене, где как раз-таки победили сборную Штатов. В последующие годы существования Советского союза сборная оказывалась в тройке лидеров, но после образования СНГ, сборная Российской Федерации выступала менее успешно [4].



Современный баскетбол в России

Современный баскетбол в наши дни пользуется огромной популярностью у миллионов подростков, школьников, студентов. В любом спортивном зале на стенах висят баскетбольные кольца.

Молодой баскетболист, овладевший тонким мастерством выполнения всевозможных приемов игры, который ловко и быстро справляется с мячом, слаженно действует с игроками баскетбольной команды — может показать захватывающее зрелище на площадке.

Современный баскетбол повысил активность баскетболистов, как в нападении, так и в защите, что привело к значительному увеличению темпа игры и усилению единоборства на протяжении всего матча. Все знают, что современный баскетбол требует от спортсменов большой физической нагрузки, которая отличается высокой переменной интенсивностью и поэтому к физической подготовленности баскетболистов предъявляются высокие требования [3].

2 глава. Игровая площадка, инвентарь, оборудование для игры, мяч

Игровая площадка

Игровая площадка должна представлять собой плоскую прямоугольную твердую поверхность без каких-либо препятствий.

  • Потолок

  • Освещение

  • Линии

  • Лицевые и боковые линии

  • Центральная линия

  • Центральный круг

  • Линии штрафного броска

  • Ограниченные зоны

  • Области штрафного броска

  • Зона трехочковых бросков

  • Щиты

Для главных официальных соревнований ФИБА, а также для строящихся новых игровых площадок размеры, измеренные от внутреннего края ограничительных линий, должны быть 28 метров в длину и 15 метров ширину. Для всех других соревнований соответствующие структуры ФИБА, такие как Зональная комиссия или Национальные Федерации, имеют право утвердить существующие игровые площадки с минимальными размерами 26 метров в длину и 14 метров в ширину.

ФИБА - Международная федерация баскетбола (фр. Fédération Internationale de Basketball, сокр. FIBA, в русской транслитерации ФИБА)

Потолок

Высота потолка или расстояние до самого низкого предмета над игровой площадкой должны быть не менее 7 метров.

Освещение

Игровая поверхность должна быть равномерно и достаточно освещена. Источники света должны находиться там, где они не будут мешать Игрокам и судьям.

Линии

Все линии должны быть нанесены краской одного цвета (желательного белого), иметь ширину 5 см и быть отчетливо видимыми.

Лицевые и боковые линии

Игровая площадка должна быть ограничена двумя лицевыми (по коротким сторонам площадки) и двумя боковыми (по длинным сторонам площадки) линиями. Эти линии не являются частью площадки. Игровая площадка должна быть на расстоянии не менее 2 метров от любых препятствий, включая скамейку команды.

Центральная линия

Центральная линия наносится параллельно лицевым линиям от середины боковых линий и должна выступать на 15 см за каждую боковую линию.

Центральный круг

Центральный круг размечается в центре площадки и имеет радиус 1,80 м, измеренный до внешнего края окружности. Если центральный круг выкрашен в другой цвет, он должен быть того же цвета, что и ограниченные зоны.

Линии штрафного броска

Линия штрафного броска наносится параллельно каждой лицевой линии. Ее дальний край находится на расстоянии 5,80 м от внутреннего края лицевой линии, длина ее должна быть 3,60 м. Ее середина должна находиться на воображаемой линии, соединяющей середины двух лицевых линий.

Ограниченные зоны

Ограниченными зонами являются выделенные на площадке области, ограниченные лицевыми линиями, линиями штрафного броска и линиями, которые начинаются от лицевых линий. Их внешние края находятся на расстоянии 3 м от середины лицевых линий и заканчиваются на внешнем крае линий штрафного броска. Эти линии, исключая лицевые линии, являются частью ограниченной зоны. Ограниченные зоны могут быть выкрашены в другой цвет, но они должны быть одного цвета с центральным кругом.

Области штрафного броска

Области штрафного броска представляют собой ограниченные зоны, расширенные в сторону игровой площадки полукругами с радиусом 1,80 м, центры которых расположены на середине линий штрафного броска. Такие же полукруги должны быть нанесены пунктирными линиями внутри ограниченных зон.

Зона трехочковых бросков

Зоной трехочковых бросков с игры для команды является вся игровая площадка, за исключением области около корзины соперника, ограниченной: Двумя параллельными линиями, начинающимся с лицевой линии на расстоянии 6.25 м от точки на площадке, полученной на пересечении с ней перпендикуляра, опущенного из центра корзины соперника. Расстояние от этой точки до внутреннего края середины лицевой линии равно 1.575 м. Полукругом радиусом 6.25 м до внешнего края его линии с центром в той же точке, что указана выше, до соединения с параллельными линиями.

Игровой щит

Щиты должны быть изготовлены из соответствующего прозрачного материала (предпочтительно - закаленного небьющегося стекла), представляющего собой монолитный кусок. Если они изготовлены из другого непрозрачного материала (-ов), они должны быть выкрашены в белый цвет.

Размеры щитов должны быть: 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали.

Все линии на щите должны быть нанесены следующим образом:

  • белым цветом, если щит прозрачный.

  • черным цветом во всех других случаях.

  • 5 см шириной.

Лицевая поверхность щитов должна быть гладкой.

Разметка щита

Щиты должны жестко монтироваться следующим образом:

  • на обоих концах площадки под прямым углом к полу, параллельно лицевым линиям.

  • вертикальная осевая линия на их лицевой поверхности, продолженная вниз до пола, должна касаться точки на полу, лежащей на расстоянии 1,20 м от внутреннего края середины каждой лицевой линии, на воображаемой линии, проведенной под прямым углом к этой лицевой линии.

Опоры щита

Опоры щита должны быть сконструированы следующим образом:

  • лицевая часть конструкции (включая обивку) должна размещаться на расстоянии не менее 2,00 м от внешнего края лицевой линии, быть окрашена в яркий цвет, контрастирующий с окраской стен, чтобы быть отчетливо видимой Игрокам.

  • опора щита должна быть так прикреплена к полу, чтобы ее нельзя было сместить.

  • любая конструкция, к которой крепится щит, должна иметь обивку мягким материалом позади щита по нижней поверхности конструкции на расстоянии 1,20 м от лицевой поверхности щита.

  • минимальная толщина обивки должна быть 5 см. Она должна иметь ту же плотность, что и обивка щитов.

  • все конструкции опоры щита должны быть полностью обиты мягким материалом на высоту минимум 2,15 м по поверхности со стороны площадки. Минимальная толщина обивки должна быть 10 см.

Корзины

Баскетбольные корзины состоят из колец и сеток.

Кольца

Материал - прочная сталь, внутренний диаметр 45 см и окрашен в оранжевый цвет. Металлический пруток кольца должен иметь минимальный диаметр 16 мм, а максимальный 20 мм. На нижней части кольца должны быть приспособления для крепления сеток, такие, чтобы предотвращать травмы пальцев.

Сетка должна крепиться к кольцу в двенадцати равностоящих друг от друга точках по всему периметру кольца. Приспособления для крепления сеток не должны иметь острых краев и щелей, в которые могли бы попасть пальцы Игрока.

Кольцо крепится к конструкции, поддерживающей корзину, таким образом, чтобы никакое усилие, прикладываемое к кольцу, не передавалось непосредственной на щит. Следовательно, не должно быть прямого контакта между кольцом и устройством, крепящим кольцо к щиту, и щитом. Однако, зазор должен быть достаточно мал, чтобы в него не смогли попасть пальцы.

Верхний край каждого кольца должен располагаться горизонтально на высоте 3,05 м над поверхностью площадки на равном удалении от вертикальных краёв щита. Ближайшая точка внутренней части кольца должна располагаться на расстоянии 15 см от лицевой поверхности щита. Можно использовать кольца с амортизатором.

Сетки

Из белого шнура и сконструированы таким образом, чтобы они на мгновение задерживали мяч, когда он проходит через корзину. Длина сетки должна быть не менее 40 см и не более 45 см. Каждая сетка должна иметь 12 петель для крепления к кольцу.

Верхние секции сетки должны быть достаточно жесткими, чтобы предотвратить: Захлестывание сетки на кольцо и возможное ее запутывание. Застревание мяча в сетке или выкидывание его сеткой обратно из корзины [1].

Баскетбольный мяч

Мячи должны соответствовать требованиям действующих Официальных Правил баскетбола ФИБА «Баскетбольное Оборудование»: для соревнований среди мужских клубов/команд - иметь длину окружности не менее 749 мм и не более 780 мм (размер 7) и вес не менее 567 г и не более 650 г; для соревнований среди женских клубов/команд - иметь длину окружности не менее 724 мм и не более 737 мм (размер 6) и вес не менее 510 г и не более 567 г. При производстве аксессуаров для игры в баскетбол применяются:

  • Резина. Такие мячи больше подходят для игр на твердом асфальтовом покрытии. Правда, порадовать они могут только невысокой стоимостью, а вот качество оставляет желать лучшего. Достаточно быстро мяч становится «лысым», что ухудшает контроль за ним и его прыгучесть.

  • Синтетическая кожа – это продукт высоких технологий, который имитирует строение натуральной. При производстве этого материала используется очень тонкое волокно и полиуретан высокого сорта. Это делает мяч устойчивым к любым деформациям, а также предотвращает утечку воздуха. Такие аксессуары подходят для тренировок как в помещении, так и на уличной площадке.

  • Композитная кожа. Эти аксессуары почти не уступают в качестве собратьям из натуральной кожи. Композитный материал производится с использованием кожаных волокон и обрезков различными методами. Мячи мягкие, упругие и предназначаются только для использования в спортзалах на покрытиях из дерева или резины.

  • Натуральная кожа. Инвентарь для баскетбола из этого материала наиболее качественный, прочный и дорогой. Именно он применяется на соревнованиях. Применяется для игры исключительно в помещении.




3 глава. Методика обучения техническому элементу в нападении «остановка в два шага прыжком»

Остановка прыжком осуществляется толчком правой или левой ноги.

В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой.

В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удержания равновесия выпрямленные голова и туловище немного отклоняются назад. Причем в зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на площадку на одном уровне или с выставлением вперед маховой ноги. В первом случае игрок приходит в стойку с параллельным расположением стоп и незначительным разворотом обоих носков наружу.

Во втором — в стойку готовности с выставленной вперед ногой.

Таким образом, при остановке прыжком горизонтальная скорость снижается и движение игрока прекращается за счет «стелющегося» прыжка вперед, а также благодаря амортизационному сгибанию ног в момент приземления.

Обучение остановке прыжком.

  1. Объяснение и показ.

  2. Имитация приема с места: и. п. — стойка готовности; шаг сзади стоящей ноги с последующим толчком и приземлением на две ноги.

  3. Выполнение вариантов остановки прыжком (толчком правой и левой ног) по ориентирам (разметка площадки, отметки мелом и т.п.) после ходьбы.

  4. Выполнение разновидностей приема в целом по ориентирам после медленного бега.

  5. То же, что в упр. 4, но по звуковому сигналу педагога (например, длинный свисток — остановка, короткий — возобновить передвижение).

  6. То же, что в упр. 5, но со сменой направления и скорости передвижений.

  7. Вариативное выполнение остановки прыжком в ситуациях выбора в ответ на комбинированные сигналы педагога или партнера (например, свисток или хлопок в ладони и мяч поднят вверх — остановка толчком правой ноги; тот же звуковой сигнал и мяч опущен вниз — остановка толчком левой ноги и т.п.).

  8. Воспроизведение приема в целом в эстафетах и подвижных играх: соревнования на качество и быстроту исполнения.

  9. Выполнение разновидностей остановки прыжком с приходом в стойку готовности с параллельным расположением стоп или с выставленной вперед ногой в различных позициях относительно щита.

  10. То же, что в упр. 9, но в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

Организационно-методические указания.

    1. Подводящие упражнения выполнять фронтальным и проходным методами при передвижениях в разомкнутом шереножном строю поперек зала; в целом прием выполнять при передвижении вдоль зала, по его периметру или с изменением направления движения в различных построениях.

    2. Для наглядности использовать разнообразные ориентиры: разметку площадки, обручи, набивные мячи, гимнастические скамейки, вырезанные из картона или нанесенные на площадку мелом «следы» и т. п.

    3. Разновидности приема изучать, чередуя и. п. и соответственно очередность начального движения правой или левой ногой.

    4. Постепенно увеличивать скорость передвижений и сложность заданий.

    5. Упражнения строить по схеме: выполнение приема индивидуально по ориентирам; воспроизведение приема группой учащихся или всеми занимающимися по звуковому или зрительному сигналу педагога (партнера); исполнение разновидностей остановок в ответ на комплексный сигнал (звуковой и зрительный) в ситуации выбора, далее в игровых и соревновательных условиях.

    6. В условиях игрового соперничества акцентировать внимание на точности воспроизведения рациональной техники приема.

    7. При выполнении остановки двумя шагами:

  • добиваться правильного и. п. перед началом движения;

  • передвигаться свободно, раскованно, без предшествующего остановке удлинения шагов, т. е. не подбирать ногу;

  • на первом шаге остановки: «тянуть» бедро, приземляться на всю стопу с разворотом носком наружу, сгибать ногу в момент приземления;

  • на втором шаге остановки: ногу ставить почти выпрямленной с разворотом стопы носком внутрь, туловище поворачивать в сторону сзади стоящей ноги и отклонять назад, массу тела следует переносить на опорную («осевую») ногу;

  • приходить в положение — стопы параллельны, но поставлены не на одной линии по направлению движения;

  • при увеличении скорости движения в момент остановки сильнее сгибать ногу на первом шаге (ниже опускать таз) и значительнее отклонять туловище назад, разворачивать стопы почти перпендикулярно направлению движения.

8. При выполнении остановки прыжком:

  • не растягивать беговые шаги в движении перед остановкой;

  • толчковую ногу ставить упруго на всю стопу прямо по направлению движения;

  • прыжок выполнять «стелющийся»: невысоко над площадкой; вперед, а не вверх;

  • одновременно касаться пола обеими стопами; в момент приземления стопы располагать на ширине плеч фронтально по направлению движения (параллельно с небольшим разворотом носками наружу) или с выставлением вперед не толчковой ноги;

  • приземляться мягко на всю поверхность обеих стоп; приходить на сильно согнутые ноги (опускать таз); прямое туловище и голову слегка отклонять назад;

  • плечевой пояс и руки не закрепощать.

Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок.

    1. До выполнения приема игрок передвигается с удлинением шагов, пытаясь «подобрать» нужную для удлиненного шага или отталкивания ногу: чувствуется неуверенность и чрезмерная закрепощенность.

    2. В момент остановки нет удлиненного первого шага или «стелющегося» прыжка.

    3. Первый шаг остановки или прыжок выполняется не вперед, а утрированно вверх, происходят значительные вертикальные колебания центра тяжести тела.

    4. Не используется разворот стоп для гашения скорости; стопы ставятся узко или на одной линии по направлению движения: игрок принимает неустойчивое положение.

    5. Нет сгибания в тазобедренных и коленных суставах, занимающийся приходит на прямые ноги: движение может быть продолжено вперед по инерции, что вызовет потерю равновесия или приход в неустойчивое положение.

    6. Туловище в завершающей фазе выполнения приема наклоняется вперед, сзади стоящая нога выпрямляется, а впередистоящая сгибается: неверное распределение веса тела, ведущее к потере равновесия.

4 глава. Тестовые задания

1. Весь процесс обучения двигательным действиям в баскетболе включает в себя …, которые отличаются друг от друга как частями задачами, так и особенностями методики:

а) пять этапов;

б) шесть этапов;

в) четыре этапа;

г) три этапа;

д) два этапа.

2. Из практических методов спортивной тренировки в баскетболе применяются:

а) словесный и наглядный;

б) методы срочной информации;

в) дидактические;

г) учебные и соревновательные;

д) методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

3. К методам строго регламентированного упражнения в спортивной тренировки относятся:

а) методы преимущественно направлены на усвоение спортивной техники, и методы направленные преимущественно на воспитание физических качеств;

б) методы стандартно-интервального упражнения;

в) методы сопряженного воздействия;

г) интервальный и непрерывный методы;

д) расчленно-конструктивные методы.

4. Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование, называется:

а) преподаванием;

б) методикой обучения;

в) физической культурой;

г) физическим образованием;

д) физическим воспитанием.

5. Воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем, называется:

а) физической подготовкой;

б) физическим совершенством;

в) спортивной тренировкой;

г) спортсовершенством;

д) нагрузкой.

6. Средствами технической подготовки спортсмена является:

а) общеподготовительные упражнения;

б) специально подготовленные и общеразвивающие упражнения;

в) соревновательные и игровые упражнения;

г) общеподготовительные, специально подготовленные и соревновательные упражнения;

д) общеразвивающие, специальные и восстановительные упражнения.

7. Укажите способы бега, которые применяют баскетболисты на площадке:

а) бег по прямой, рывок, бег с изменением направления;

б) равномерный бег, рывок, бег по прямой;

в) переменный бег, бег с изменением направления;

г) непрерывный бег;

д) равномерный, интервальный, переменный.

8. Прием, который выполняется толчком одной нагой и толчком двумя ногами, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега называются:

а) прыжок с места;

б) прыжок с разбега;

в) прыжок вверх с места;

г) прыжок вверх вперед;

д) прыжок в высоту.

9. Лучшим средством для освобождения от противника и выхода на свободное место является:

а) ускорение;

б) бег с места;

в) рывок;

г) скоростной бег;

д) бег по прямой.

10. Наиболее распространенным способом атаки кольца с места, со средних и дальних дистанций является:

а) бросок двумя руками от груди;

б) бросок двумя руками от головы;

в) бросок двумя руками снизу;

г) бросок одной рукой от плеча;

д) бросок одной рукой сверху.

11. По характеру передвижения игрока, передача мяча осуществляется:

а) сверху, снизу, сбоку;

б) с места в прыжке, в движении;

в) в сочетании с другими приемами игры;

г) в зависимости от расположения игроков на площадке;

д) с места, в движении, в прыжке.

12. Укажите, что означает условное обозначение:

а) бросок по корзине;

б) движение мяча;

в) ведение мяча;

г) передача мяча;

д) постановка заслона.


13. Взаимодействие трех игроков в защите при выполнении штрафного броска:

а) обеспечить взаимодействие между игроками;

б) образование треугольника отскока;

в) подстраховка;

г) препятствовать;

д) все выше перечисленное.

14. Защита основана на одновременном использовании принципов личной и зонной защиты, называется:

а) активная защита;

б) зонный прессинг;

в) прессинг;

г) смешанная защита;

д) личная защита.

15. В какой последовательности ведется обучение броскам в корзину?

а) с близкой дистанции;

б) штрафные броски;

в) средние и дальние броски;

г) Добивание;

д) все перечисленное.

16. При обучении поворотам на месте необходимо следить за:

а) выполнением первого шага;

б) правильным положением опорной ноги;

в) правильным положением ног и равномерном распределением ОЦТ;

г) сгибанием ног и правильном положением ног;

д) все выше перечисленное.

17. При обучении взаимодействия двух игроков сначала изучается:

а) передай мяч и выходи;

б) выход на свободное место;

в) наведение;

г) групповой отбор мяча;

д) пересечение.

18. В спортивной тренировке специально-тактическая подготовка направлена на:

а) формирование новых сложных умений и навыков;

б) овладение тактических упражнений, используемых в облегченных условиях;

в) выполнения специально подготовленных и соревновательных упражнений;

г) овладение тактических приемов в спортивных соревнованиях;

д) овладения знаниями и тактическими действиями, необходимых для успешного выступления в конкретных соревнованиях.

19. Выполнения серий упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха, называется:

а) непрерывный метод;

б) интервальный метод;

в) щедящий метод;

г) варьирующий метод;

д) интенсивный метод.

20. Прессинг – это:

а) плотная, активная защита с целью вынудить нападающего к поспешным действиям, приводящим ошибкам;

б) переход к быстрым действиям для овладения ситуации на площадке;

в) защитные действия команды с целью быстрого овладения мяча и завершения атаки;

г) плотно отсекаемые игроки на площадке;

д) все выше перечисленное.

Ответы:

1 - г;

2 - д;

3 – а;

4 - б;

5 - д;

6 - г;

7 - а;

8 - б;

9 - в;

10 - г;



11 – д;

12 – в;

13 – б;

14 – г;

15 – д;

16 – в;

17 – а;

18 – д;

19 – б;

20 - а.



5 глава. Организация и проведение соревнований 5.1 Положение

«Утверждаю» Директор школы ____/Дзюбин В. В.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении соревнований в МАОУ СОШ №17 по баскетболу среди 9-11 класс

1. Цели и задачи

Цель: привлечение школьников к игре басетбол.

Задачи:

- привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом,

- развитие и популяризация баскетбола,

- повышение индивидуального мастерства баскетболистов.

2. Руководство проведением соревнования

- Общее руководство подготовкой и проведением соревнования возлагается на Иванова И. И.

- Непосредственное руководство подготовкой и проведением соревнования возлагается на учителей физической культуры: Кудрявцева Ж.В., Гордеев А.И., Осипова В.Д. и классных руководителей: Абрамова Н.А., Субботина О.С..

- Определяются сроки, место проведения соревнования.

- Турнир проводится с учетом требований СанПиНа.

- Заявка на участие в соревнованиях подается ответственным за спортивную работу класса или классным руководителем.

- Заявка оформляется по установленному образцу.

- Для подготовки и проведения соревнования создаётся Оргкомитет.

Оргкомитет:

- организует сбор заявок,

- подготавливает место проведения и необходимый инвентарь,

- осуществляет жеребьевку команд,

- проводит предигровой инструктаж участников,

- отслеживает время проведения игр в рамках соревнования, соблюдение правил игры "Баскетбол", соблюдение техники безопасности,

- подводит результаты, разрешает все споры, возникающие в ходе проведения соревнования.

3. Сроки и место проведения соревнования

Соревнования проводятся 18 февраля 2021г. в 10.00 ч. в спортивном зале МАОУ СОШ №17.

4. Участники соревнования

К участию в соревнованиях допускаются: обучающиеся основной медицинской группы, команды, подавшие заявку на участие в первенстве по баскетболу.

Заявки подаются в определенные сроки (до 18 января). Участники 9-11 класса. Состав команды 5 человек, 5 на замене (3 мальчика и 2 девочки в основном составе) от класса.

5. Программа соревнования и условия проведения соревнования

Продолжительность игры 4 четверти по 10 минут, перерывы между 1 и 2, 3 и 4 четвертями 2 минуты, между 2 и 3 четвертями 10 минут. При равенстве счёта по окончании 4 четверти назначается дополнительный период. Длительность дополнительного периода 5 минут.

Площадка: Игра проходит на баскетбольной площадки. Площадка представляет собой линии штрафных бросков (5.80 м), дугой (6.75 м) и местами для подбора.

Команда: Каждая команда состоит из пяти игроков.

Начало игры: Обе команды разминаются одновременно перед игрой. Подбрасыванием монеты определяется, какая команда начинает игру.

Начисление очков: Мяч, заброшенный изнутри дуги, оценивается одним очком. Мяч, заброшенный из-за дуги, оценивается двумя очками. Результативный штрафной бросок оценивается одним очком.

Игровое время: Основное время игры составляет десять минут «грязного» времени. Определение «грязного» времени: часы идут без остановки, кроме тайм-аутов и последней одной минуты, когда они останавливаются на время, пока мяч мертвый (кроме случаев, когда мяч заброшен с игры), и запускаются, когда обмен мячом («чек») завершен (как только мяч в руках у нападающего).

Замены: Любая команда может производить замену в ситуациях, когда мяч мертвый, кроме случаев, когда мяч заброшен.

Тайм-аут: Каждая команда имеет право на один 30-секундный тайм-аут. Игрок может требовать тайм-аут в ситуациях, когда мяч мертвый, кроме случаев, когда мяч заброшен его командой.

6. Порядок определения победителей

Определение победителя Соревнований проходият с розыгрышем всех мест. Команда, допустившая неявку, снимается с соревнований и рассматривается как не участвовавшая.

7. Награждение победителей

Команде, занявшей первое место по баскетболу награждается Грамотой, занявшие 2-е и 3-е места в финальном этапе первенства, награждаются Дипломами соответствующих степеней.

8. Заявки на участие в соревнованиях

Предварительные заявки подаются в отдел культуры, спорта и молодежной политике до 14.00 ч 18 января 2021г. по эл. адресу: [email protected]

Заявки на участие в турнире подаются за 15 минут до начала турнира главному судье соревнований. Заявка подается установленного образца, где должен быть допуск врача; роспись директора школы, печать; роспись представителя ответственным за жизнь и здоровье детей в пути следования и период проведения соревнований.

Для разрешения спорных моментов каждый игрок обязан иметь при себе копию документа удостоверяющего личность.

Все претензии по поводу возраста соперников подаются в судейскую коллегию только перед началом игры и только капитаном команды. Если игрок, на которого подана жалоба, не имеет при себе документа, подтверждающего возраст, организаторы соревнований оставляют за собой право принять решение о дальнейшем участии игрока или всей команды в турнире.

5.2 Итоговая таблица

Команда

1

2

3

4

5

6

7

Очки

Место

1


35:38

0

29:56

0

31:63

0

49:75

0

26:39

0

41:44

0

0

7

2

38:35

1


36:29

1

27:14

1

41:33

1

36:49

0

28:16

1

5

II

3

56:29

1

29:36

0


49:39

1

29:56

0

51:63

0

61:57

1

3

4

4

10а

63:31

1

14:27

0

39:49

0


21:52

0

44:59

0

29:36

0

1

6

5

10б

75:49

1

33:41

0

56:29

1

52:21

1


70:80

0

67:53

1

4

III

6

11а

39:26

1

49:36

1

63:51

1

59:44

1

80:70

1


59:41

1

7

I

7

11б

44:41

1

16:28

0

57:61

0

36:29

1

53:67

0

41:59

0


2

5



5.3 Протокол игры

ПРОТОКОЛ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ

Команда А 10а класс

Команда Б 11а класс

 Соревнование

Дата: 05.11.20

Время: 10:00

Судья Иванов И. И.

Команда А 10а класс

Счет игры

Минутный перерыв                   Командные фолы

А

Б

А

Б

А

Б

1

 

2

 

I

1

2

3

4

II

1

2

3

4

 

1

1

 

 

44

44

 

 

87

87

 

Минутный перерыв                   Командные фолы

 

2

2

 

 

45

45

 

 

88

88

 

3

 

4

 

III

1

2

3

4

IV

1

2

3

4

 

3

3

 

 

46

46

 

 

89

89

 

 

 

4

4

 

 

47

47

 

 

90

90

 

 

 

 

 

Дополнительный период

 

 

5

5

 

 

48

48

 

 

91

91

 

 

 

 

6

6

 

 

49

49

 

 

92

92

 

п/п

Фамилии игроков

Фолы

 

7

7

 

 

50

50

 

 

93

93

 

1

2

3

4

5

 

 

8

8

 

 

51

51

 

 

94

94

 

1

Клюев С. А.

4

 

 

 

 

 

 

 

9

9

 

 

52

52

 

 

95

95

 

2

Шилов А. А.

5

 

 

 

 

 

 

 

10

10

 

 

53

53

 

 

96

96

 

3

Степанов А. М.

6

 

 

 

 

 

 

 

11

11

 

 

54

54

 

 

97

97

 

4

Кириллов Г. Д.

7

 

 

 

 

 

 

 

12

12

 

 

55

55

 

 

98

98

 

5

Давыдов И. Н.

8

 

 

 

 

 

 

 

13

13

 

 

56

56

 

 

99

99

 

6

Федоров М. Д.

9

 

 

 

 

 

 

 

14

14

 

 

57

57

 

 

100

100

 

7

Кошелев А. А.

10

 

 

 

 

 

 

 

15

15

 

 

58

58

 

 

101

101

 

8

Игнатьев В. А.

11

 

 

 

 

 

 

 

16

16

 

 

59

59

 

 

102

102

 

9

Тарасов М. Т.

12

 

 

 

 

 

 

 

17

17

 

 

60

60

 

 

103

103

 

10

Рудаков В. Д.

13

 

 

 

 

 

 

 

18

18

 

 

61

61

 

 

104

104

 

11


14

 

 

 

 

 

 

 

19

19

 

 

62

62

 

 

105

105

 

Тренер: Богомолов И. Д.

 

20

20

 

 

63

63

 

 

106

106

 

 

 

21

21

 

 

64

64

 

 

107

107

 

Команда Б 11а класс

 

22

22

 

 

65

65

 

 

108

108

 

Минутный перерыв                   Командные фолы

 

23

23

 

 

66

66

 

 

109

109

 

1

 

2

 

I

1

2

3

4

II

1

2

3

4

 

24

24

 

 

67

67

 

 

110

110

 

Минутный перерыв                   Командные фолы

 

25

25

 

 

68

68

 

 

111

111

 

3

 

4

 

III

1

2

3

4

IV

1

2

3

4

 

26

26

 

 

69

69

 

 

112

112

 

 

 

27

27

 

 

70

70

 

 

113

113

 

 

 

 

 

Дополнительный период

 

28

28

 

 

71

71

 

 

114

114

 

 

 

 

 

29

29

 

 

72

72

 

 

115

115

 

п/п

Фамилии игроков

Фолы

 

30

30

 

 

73

73

 

 

116

116

 

1

2

3

4

5

 

 

31

31

 

 

74

74

 

 

117

117

 

1

Щеглов М. И.

4

 

 

 

 

 

 

 

32

32

 

 

75

75

 

 

118

118

 

2

Сергеев А. М.

5

 

 

 

 

 

 

 

33

33

 

 

76

76

 

 

119

119

 

3

Сергеев Б. Г.

6

 

 

 

 

 

 

 

34

34

 

 

77

77

 

 

120

120

 

4

Васильев Д. А.

7

 

 

 

 

 

 

 

35

35

 

 

78

78

 

 

121

121

 

5

Рогов А. И.

8

 

 

 

 

 

 

 

36

36

 

 

79

79

 

 

122

122

 

6

Корнилов Д. А.

9

 

 

 

 

 

 

 

37

37

 

 

80

80

 

 

123

123

 

7

Гончаров А. А.

10

 

 

 

 

 

 

 

38

38

 

 

81

81

 

 

124

124

 

8

Котов М. Т.

11

 

 

 

 

 

 

 

39

39

 

 

82

82

 

 

125

125

 

9

Гуров А. Е.

12

 

 

 

 

 

 

 

40

40

 

 

83

83

 

 

126

126

 

10

Бирюков С. А.

13

 

 

 

 

 

 

 

41

41

 

 

84

84

 

 

127

127

 

11

 

14

 

 

 

 

 

 

 

42

42

 

 

85

85

 

 

128

128

 

Тренер: Самбурской В. Д.

 

43

43

 

 

86

86

 

 

129

129

 

Счет:

Период: 1-А______Б______; 2-А______Б______

Финальный счет: А 29 Б 33

Период: 3-А______Б______; 3-А______Б______

Команда победительница: 11а класс

Дополнительный период: А______Б______

Гл. судья:

Представитель А:__________/_______________/

Представитель Б:__________/_______________/





5.4 Системы розыгрыша

Круговая система розыгрыша

Порядок встреч противников друг с другом при круговой системе не имеет большого значения. Но участники в паре очередного тура обычно определяются жребием. Иногда же порядок встреч назначают так: присваивают каждому из N участников соревнований порядковые номера, от 1 до N. Если число участников чётно, то есть N=2K, то записывают в правом столбце номера от 1 до K сверху вниз, а в левом столбце номера от K+1 до N снизу вверх. Участники, номера которых написаны напротив друг друга, встречаются в первом туре. Для составления аналогичных таблиц для последующих туров номер 1 оставляют на месте, а все остальные номера передвигают по часовой стрелке, каждый раз на один шаг. В связи с последней процедурой круговая система проведения соревнований, собственно, и называется круговой. Если число участников нечётно, то добавляют номер ноль, и для получившегося набора номеров, количество которых теперь чётно, выполняют вышеозначенные процедуры. Участник, против номера которого в каком-либо туре стоит число 0, в этом туре свободен, не играет.

Количество встреч при круговой системе является треугольным числом, то есть определяется по формуле (N*(N-1)/2, где N количество команд (игроков).

Количество туров (при наличии технической возможности одновременного проведения достаточного числа игр) равно N-1 для чётного числа участников и N для нечётного (в последнем случае каждый участник пропускает один тур, в котором ему не находится соперника).

По результатам каждой игры участнику начисляется определённое количество очков. Например, в шахматах традиционно начисляют 1 очко за выигрыш, 0 очков за проигрыш и 0,5 очка за ничью. В футболе за победу начисляется 3 очка, за ничью - 1 очко, за поражение - 0. Очки, набранные участниками в течение всего турнира, суммируются. Места распределяются по убыванию количества набранных очков.

Если двое или более участников набрали одинаковое количество очков, для распределения их мест применяются дополнительные критерии согласно регламенту турнира. Таковыми могут быть: коэффициент Бергера, результат личной встречи, уточнённый результат игр (например, в хоккее и футболе может применяться разница числа забитых и пропущенных голов — у кого она лучше, тот получает более высокое место) и так далее. Если по всем критериям участники оказываются равными, правила могут предусматривать либо проведение между ними дополнительных встреч до определённого положительного результата, либо «разделение мест», когда равные участники считаются одновременно занявшими два или более мест в итоговой таблице.

Олимпийская система розыгрыша

Понятие проведения многоступенчатой системы состязаний

Олимпийская система - система розыгрыша, при которой в каждом круге выбывает по одному участнику. То есть, шанс есть всего лишь единожды, для того чтобы продолжить борьбу по турнирной сетке.

Олимпийская система розыгрыша - это многоступенчатая схема проведения соревнований. Ступенями называются этапы, которые в народе именуются, к примеру, как четвертьфинал, полуфинал, финал и другие. На каждом этапе отсеивается ровно по половине участников, так как матчи проходят только с двумя командами, отсеиваться будет по одной команде соответственно.

Порядок проведения олимпийской системы соревнований

Проведение состязаний по такого рода системе, проводится в 1-2, а то и более туров. Все зависит от числа участников. Обычно этот показатель не превышает 128 человек. Кто, с кем сойдется в турнирной сетке определяет жребий.

Сетка соревнований строится по принципу смежных строк. То есть, она расчерчивается по две горизонтальных линии, над которыми будут подписаны фамилии или же команды. Далее от попарных линий проводится по одной вертикальной, для того чтобы показать, кто, с кем сыграет в следующей стадии соревнований.

Тур, в котором встречаются 64 команды, будет называться 1/32 финала, 32 команды - 1/16 финала, 16 команд - 1/8 финала, 8 команд - четвертьфиналом, 4 команды - полуфиналом и 2 команды - финалом.


6 глава. Специальные упражнения для обучения 6.1 Упражнения для «Ловли передачи и мяча»

Ловля мяча:

1. Ловля мяча, подброшенного вверх над собой: на месте и в прыжке;

2. То же, но поймать мяч после его отскока от пола, изменяя момент обхвата мяча: на уровне пояса, колен или пола;

3. То же, что в упр. а, но в различных и. п.: стоя на коленях, сидя, лежа и т.п;

4. Ловля мяча, брошенного в стену на различной высоте после его отскока;

5. То же, что в упр. а, б, г, но в сочетании с различными двигательными действиями после выпуска мяча, например: при сесть—встать, повернуться на 90 — 360° прыжком, кувырок вперед или назад и т. п.

6. Ловля мяча, посланного партнером навстречу по навесной траектории в заранее поставленные кисти;

7. То же, но партнер набрасывает мяч, изменяя высоту его полета: над головой, на уровне головы, груди, пояса и т.д.;

8. То же, но ловлю осуществлять с шагом навстречу мячу;

9. Ловля катящегося от партнера мяча;

10. Ловля мяча, летящего сбоку и поступающего сзади-сбоку.

Организационно-методические указания при ловле мяча:

1. смотреть на мяч до момента захвата его пальцами;

2. тянуться руками навстречу мячу, одновременно совершая вышагивание впередистоящей ногой;

3. держать кисти на одном уровне, образовывая ими полусферу («воронку»);

4. адекватно изменять положение кистей в зависимости от направления и траектории полета мяча;

5. не закрепощать плечевой пояс и руки;

6. обхватывать мяч пальцами, ладонями мяча не касаться;

7. начинать уступающее движение руками и ногами в момент касания мяча пальцами;

8. после овладения мячом максимально быстро укрывать его от соперника, опуская к поясу в сторону сзадистоящей ноги, или мгновенно поднимать в исходное положение для последующих атакующих действий (приходить в стойку с тройной угрозой или стойку для начала ведения).

Передача мяча:

11. Передача мяча изучаемым способом в цель — заранее поставленные руки партнера.

12. То же, что в упр. 2 —5, но с вышагиванием сзадистоящей, но не опорной ногой.

13. Передачи мяча в парах с вышагиванием, изменяя дистанцию и траекторию полета мяча.

14. То же, но с последующим выполнением разнообразных двигательных действий (например, после выполнения передачи прыжок толчком двумя ногами с поворотом на 360° — ловля мяча от партнера и т.д.).

15. Передачи мяча изучаемым способом в парах в различных и. п.: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на животе и т.п.

16. То же, но изменяя и. п. после выполнения каждой передачи или серии передач.

17. Передачи мяча в положении сидя с одновременным выполнением разнообразных движений ногами (например, поочередное сгибание —разгибание ног, как при езде на велосипеде; непрерывное сведение — разведение прямых ног, скрестное движение ногами — «ножницы» и т.п.).

18. Передачи мяча партнеру через «слабые зоны» защитной стойки условного соперника: над плечом, над головой, под рукой и т.п.

19. То же, но в сочетании с обманными движениями мячом.

20. То же, но в сочетании с поворотами на месте.


Организационно-методические указания при выполнении передачи мяча:

1. педагогу контролировать и. п., характерное для каждого способа передачи мяча;

2. игроку постоянно держать в поле зрения партнера и защитника, мяч видеть за счет периферического зрения;

3. максимально быстро осуществлять подготовительную фазу приема, избегать скованности движений;

4. вышагивание выполнять синхронно с работой рук: добиваться согласованного движения рук, ног и туловища;

5. своевременно и рационально переносить массу тела в каждой фазе движения;

6. полностью выпрямлять руки и ноги в основной фазе;

7. выпускать мяч через указательные пальцы скатывающим движением первых фалангов: придавать мячу обратное вращение;

8. сопровождать полет мяча расслабленными кистями;

9. полностью расслаблять верхние конечности сразу после выпуска мяча;

10. своевременно приходить в стойку готовности по завершении основного действия.

6.2 Упражнения для «Обучения ведению мяча»

1. Высокое ведение на месте поочередно правой и левой рукой в стойке с выставленной вперед ногой.

2. Низкое ведение в положении сидя на стуле и в стойке нападающего на сильно согнутых ногах.

3. Ведение на месте с различной высотой отскока.

4. Ведение на месте в параллельной стойке с переводом мяча с руки на руку перед собой.

5. Ведение на месте с элементами жонглирования:

6. чередуя и. п.: сидя, лежа, стоя в выпаде, в широкой стойке, на одном или на двух коленях и т.п.;

7. с переводом мяча с руки на руку: под ногой, между ног, за спиной;

8. со сменой направления движения мяча: по кругу вокруг ноги или ног, по «восьмерке» и т. п.

9. Низкое ведение на месте с поворотом вокруг своей оси: правой рукой — против часовой стрелки, левой — по часовой стрелке.

10. Высокое ведение в движении по прямой: одной и другой рукой.

11. То же, но с переходом на низкое ведение на отдельных отрезках дистанции.

12. То же, что в упр. 10, но с изменением высоты отскока по зрительному сигналу педагога или партнера.

13. То же, что в упр. 10, но с переводом мяча с одной руки на другую перед собой по звуковым или зрительным сигналам.

14. То же, что в упр. 10, но после обыгрывания условного защитника вышагиванием, скрестным шагом или поворотом в начале ведения.

15. Высокое ведение в заданном коридоре с изменением направления движения переводом мяча с руки на руку перед собой: «зигзаг» — 2 — 3 удара правой рукой с перемещением вправо-вперед, перевод мяча на левую руку; 2 — 3 удара левой рукой с перемещением влево-вперед, перевод мяча на правую руку и т.д.

16. Низкое ведение в движении при пассивном сопротивлении отступающего приставными шагами в защитной стойке условного соперника.

17. То же, но с обыгрыванием защитника в движении переводом мяча перед собой в указанных точках площадки.

18. То же, но по зрительному сигналу партнера или педагога.

19. Чередование высокого и низкого ведения в движении с изменением его направления: по разметке площадки, с обводкой переносных стоек, стульев или набивных мячей («змейкой»), гимнастических скамеек, обручей и т.п.

20. То же, но в сочетании с выполнением различных заданий, требующих переключения зрительного анализатора (например, обводка круга и полукругов разметки баскетбольной площадки с подсчетом разноцветных кеглей или геометрических фигур разной формы или цвета, находящихся внутри их, и т.п.).

Организационно-методические указания при выполнении ведения мяча:

1. занимать рациональное и. п. перед началом ведения: при ведении правой рукой — правая нога сзади; при ведении левой — левая сзади; определять рабочую кисть (дальняя от защитника), располагать ее по центру, а поддерживающую кисть на боковой поверхности мяча; укрывать мяч выставлением локтя поддерживающей руки и поворотом туловища; голову держать прямо;

2. при ведении на месте ногами пружинить синхронно с движением рукой: сгибать при выталкивании мяча вниз и разгибать при встрече мяча после отскока;

3. контролировать высоту отскока мяча: при высоком ведении он не должен подниматься выше пояса;

4. при встрече с мячом кисти незамедлительно начинать уступающее движение в лучезапястном и локтевом суставах: добиваться эффекта «прилипания» кисти к мячу;

5. толкать мяч пальцами, давить на него упругой кистью с разведенными пальцами: не ударять и не шлепать по мячу; ладонью мяча не касаться;

6. высоту отскока изменять за счет сгибания ног: туловище вперед сильно не наклонять;

7. при низком ведении основное внимание уделять работе кисти: кисть не закрепощать, сохранять подвижность в лучезапястном суставе; укрывать мяч выставлением свободной руки и поворотом туловища;

8. начинать ведение в движении с выпуска мяча: опорную ногу, удерживая мяч в руках, не отрывать; избегать пробежки;

9. при ведении в движении посылать мяч несколько вперед и в сторону от носка одноименной с ведущей рукой ноги: перед собой мяч не толкать;

10. изменять угол наложения кисти на мяч в зависимости от скорости движения игрока.

6.3 Упражнения для «Обучения бросков мяча»

1. Имитация изучаемого способа броска без мяча по разделениям в сочетании с воспроизведением элементов техники в обратной последовательности.

2. Воспроизведение завершающего момента выпуска мяча: перекатывание мяча («щелчок») на тыльную поверхность кистей обеих рук или кисти рабочей руки.

3. Многократное выполнение выпуска мяча вверх над собой из различных и. п.: стоя в стойке нападающего, сидя на стуле или на полу, стоя на коленях, лежа на спине.

4. Выполнение передачи-броска изучаемым способом по средней и высокой траекториям на ориентир: поднятые вверх руки партнера, цель на стене, горизонтально натянутый шнур и т. п.

5. Выполнение изучаемого способа броска в корзину с близкой дистанции под углом 30 — 45° к щиту: бросок с отскоком от щита.

6. То же, но располагаясь прямо перед щитом: «чистый» бросок без использования отскока от щита.

7. То же, что в упр. 6 и 7, но чередуя броски под разными углами по отношению к щиту.

8. Штрафные броски изучаемым способом.

9. Чередование дистанционных бросков изучаемым способом с различного расстояния до корзины.

10. То же, но при пассивном сопротивлении условного защитника.

11. Выполнение бросков изучаемым способом с различных дистанций в личном соревновании на количество попаданий в серии бросков с одной или нескольких точек;

12. Выполнение бросков изучаемым способом с различных дистанций в личном соревновании на количество двойных (2 подряд) или тройных (3 подряд) попаданий в серии бросков;

13. Выполнение бросков изучаемым способом с различных дистанций в личном соревновании на максимальное количество бросков без промаха;

14. Выполнение бросков изучаемым способом с различных дистанций в личном соревновании на быстроту достижения заданного количества попаданий;

15. Выполнение бросков изучаемым способом с различных дистанций в личном соревновании на быстроту достижения заданного количества двойных или тройных попаданий;

16. Выполнение бросков изучаемым способом с различных дистанций в личном соревновании на результативность бросков с «заказанных» попаданиями соперника точек: после каждого точного броска необходимо повторить результативное действие соперника с той же точки и тем же способом, невыполнение «заказа» (промах) приносит штрафное очко;

17. То же, но в командных соревнованиях на результативность бросков.

18. Выполнение разновидностей приема с места в сочетании с последующими двигательными действиями между бросками: выполнением акробатических элементов (приседаний, кувырков, переворотов в сторону и т.п.) и дальнейшим перемещением на другую точку для очередного броска; челночными рывками между указанными точками; передвижением на подбор мяча и овладением отскоком и т.п.

19. То же, но в личных и командных соревнованиях на точность бросков.

20. Сочетание разновидностей бросков с места с другими игровыми приемами нападения, предшествующими им: остановками, поворотами, финтами, ловлей и передачей мяча, ведением (по мере освоения техники игры).

Организационно-методические указания при выполнении бросков мяча:

  1. принимать устойчивое и рациональное и. п.: для броска одной рукой — одноименная нога впереди (носок направлен на корзину); для броска двумя руками — параллельное расположение стоп на одном уровне или с выставлением вперед любой ноги, нацеленной на корзину;

  2. туловище и голову держать прямо, а плечи — на одном уровне; взгляд концентрировать на точке прицеливания;

  3. надежно удерживать мяч пальцами (ладонями мяча не касаться), быстро выносить его в и. п. для броска; при бросках одной рукой рабочую кисть располагать на середине мяча, а поддерживающую — на его боковой поверхности;

  4. при замахе «взводить» (максимально «брать» на себя) кисти обеих рук или кисть бросающей руки; оптимально разводить локти при броске двумя руками и располагать локоть бросающей руки под мячом и в одной вертикальной плоскости с одноименной ногой и корзиной при броске одной рукой;

  5. при броске плавно разгибать руки или бросающую руку, мягко совершать бросковое движение; согласованно с руками выпрямлять ноги;

  6. в момент выпуска мяча сохранять вертикальное положение головы и тела; выпускать мяч скатывающим движением через указательные пальцы обеих кистей или указательный палец бросающей кисти после полного их или ее сгибания вперед;

  7. исключать участие в броске поддерживающей руки; своевременно (за мгновение до выпуска мяча) отводить ее в сторону;

  8. после выпуска мяча сопровождать его полет расслабленными кистями или кистью рабочей руки, тянуться за мячом, поднимаясь на носки;

  9. после завершения броскового движения приходить в устойчивое положение и быть готовым к дальнейшим действиям (например, к подбору мяча или перемещению по площадке).

  10. При изучении способов броска одной рукой высоту подъема локтя бросающей руки (на одну четверть, на половину или на три четверти) варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и их физических способностей.

6.4 Подвижные игры с элементами баскетбола для младших школьников

1. «Играй, играй, мяч не теряй»

Все дети располагаются на площадке, каждый свободно играет с мячом. После сигнала передача все должны поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Выигрывают те дети, которые не получают штрафных очков.

Вариант. После сигнала все игроки должны правильно показать технику удержания мяча или принять стойку баскетболиста.

2. «Вызови по имени»

Дети делятся на команды и образуют круги. В центре круга – ребенок с мячом. После сигнала, он бросает мяч вверх и называет по имени того, кому предназначен мяч, тот должен успеть поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого-либо. Выигрывает команда, меньше количество раз уронившая мяч.

3. «10 передач»

Дети становятся с парами на расстоянии 2 м один от другого, у каждой пары по мячу. По сигналу они начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить мяч. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча на землю.

4. «Мяч водящему»

Дети делятся на команды, образуя круги. В центре круга – водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, старясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, быстрее и меньшее количество раз уронившая мяч.

5. «Гонка мячей по кругу»

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размеров. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу, старясь, чтоб один мяч догнал другой.

6. «Поймай»

Дети делятся по трое. Двое друг против друга перебрасывают мяч. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

7. «У кого меньше мячей»

Дети делятся на две равные команды. Площадка разделена сеткой. У каждого игрока мяч, по сигналу дети перебрасывают мячи на сторону противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

8. «Мотоциклисты»

На площадке размечается дорога шириной 2-3 м. Все дети – мотоциклисты, они свободно ведут мяч. Педагог – регулировщик, с красным и зеленым флажком. Если регулировщик показывает красный флажок, мотоциклист останавливается, но мотор не выключает – ведет мяч на месте. Когда зеленый флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без остановки – провести мяч в движении. (Движение по улице проходит в одном направлении).

9. «Скажи, какой цвет»

Все дети свободно ведут мяч по площадке. У педагога флажки разных цветов. Ребенок, около которого останавливается педагог и показывает флажок какого-либо цвета, должен ведя мяч на месте, сказать, какого цвета флажок показывает педагог. (педагог может показать палочки, а игрок должен сказать, сколько их).

10. «Ловишки парами»

Дети делятся по двое, каждый из них имеет мяч. Один ребенок в паре – водящий, его цель — ведя мяч, коснуться рукой товарища по паре. Если ему это удается, другой ребенок становится водящим, а бывший водящий свободно ведет мяч.

11. «Ловишки с мячом»

Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, ведя мяч. Цель водящего – ведя мяч, осалить рукой товарища. Если ему это удается, осаленный становится водящим.

12. «Пять бросков»

Дети располагаются возле корзин на расстоянии 1-2 м от корзины. Дети бросают мячи в корзину, каждый подбирает свой мяч и опять бросает. Побеждает тот, кто быстрее попадает 5 раз в корзину, бросая мяч указанным способом.

13. «Метко в корзину»

Дети распределяются на команды по числу щитов на площадке, и становятся в середине ее на указанные места. У первых игроков в руках мяч. По сигналу каждый ведет мяч к щиту, останавливается, бросает мяч указанным способом, ловит и передает его следующему товарищу по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.

Вариант. Броски мяча в корзину без ведения мяча.

14. «Мяч ловцу»

На площадке чертят 3 круга, один в другом: первый диаметром 1м, второй – 3м и третий 5 м. В первый круг становится ловец, второй круг свободен, в третий становятся защитники (4-6 человек). 2 команда – игроки поля. Игроки поля ведут мяч, стараясь передавать его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч. Выигрывает та команда, которая большее количество раз перебросить мяч своему ловцу.

15. «Борьба за мяч»

Дети делятся на две команды (надевая отличительные знаки). Выбирается капитан. Педагог в центре площадке подбрасывает мяч, а капитаны стараются его отбить своей команде. Игроки команды, овладевшие мячом, передают мяч друг другу, а игроки противоположной команды стараются его перехватить. Команда, сделавшая 5 передач, получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

16. «Мяч капитану»

Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становиться в кружок, отмеченный в конце площадке соперника. Игроки одной команды бросают мяч своему капитану, а игроки другой стараются его перехватить и передать своему капитану.

17. «25 передач»

Все игроки делятся на пары и выстраиваются в шеренги на расстоянии не менее 10 м друг от друга. Перед каждой шеренгой проводится линия; можно построиться на боковых линиях баскетбольной площадки. Каждая пара должна выполнить 25 передач любым способом, не заступая за линию. Если мяч ударится о пол до нее, то игрок должен вывести мяч за линию, а потом произвести передачу. Выигрывает та пара, которая быстрее выполнит 25 передач.

18. «Вызов номеров с мячом»

Все игроки делятся на две команды. Внутри команд производится расчет по порядку номеров. На равном расстоянии от каждой из команд лежат по мячу. Учитель произвольно называет номер игрока. Названные номера выбегают, поднимают мячи и ведут его до обозначенной линии (расстояние до нее должно быть одинаковым для обеих команд), затем разворачиваются, с ведением мяча возвращаются и кладут мячи на исходную позицию. Победитель приносит своей команде 1 очко.

19. «Кто больше?»

Игроки располагаются полукругом напротив щита, но не ближе чем в 6 м от него. Под щитом находится игрок с мячом. Он поочередно передает его остальным, которые, получив от него мяч, бросают его в корзину. Игрок под щитом должен стараться овладеть мячом после броска до падения его на площадку. Если ему это удается, то игрок сам бросает мяч в корзину с того места, где он будет пойман. Каждое попадание в корзину с дальней дистанции или из-под щита приносит игроку 1 очко. Если бросающий издали попадает в корзину, то получает право еще на один бросок. После того как все играющие закончат броски, участник, находящийся под щитом, занимает место игрока, стоящего первым (справа), а все остальные перемещаются на одну позицию по часовой стрелке, а стоящий последним (слева) занимает место водящего (игрока под щитом). Когда все баскетболисты вернутся в исходное положение, игра заканчивается. Побеждает участник, который наберет больше очков.

20. Солнышко

Играющие делятся на несколько групп и выстраиваются в колонны по одному вокруг среднего круга баскетбольной площадки, образуя как бы лучи солнца. Водящий, обегая «солнышко», хлопает кого-либо из замыкающих в колонне. Тот передает хлопок впереди стоящему, и так до направляющего. Как только его хлопнут по плечу, он кричит: «Есть!» – после чего вся колонна бежит в заранее определенном направлении. Каждый старается, обежав круг, быстро занять свое место. Прибежавший последним становится водящим.

7 глава. Жесты судьей

Жесты, связанные с игровыми часами:

Зачитывание очков:

Замена и тайм-аут:

Информативные:

Нарушения:

Номера игроков:









Типы фолов:

Особые фолы:



Проведение наказания за фол:

Показ перед секретарским столом:

Проведение штрафных бросков – Активный судья (Ведущий):

Проведение штрафных бросков – Пассивный судья (Ведомый и Центральный): [5]. 8 глава. Тактика игры Тактика игры — это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники игры. Процесс обучение тактике игры должен быть специально организован. Если в процессе обучения технике игры занимающиеся осваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником.

Уровень тактической оснащенности игроков создает предпосылки для максимального использования в игре их технического потенциала. В то же время, чем совершеннее техника баскетболиста, тем больше возможностей для расширения его тактической подготовленности, выработки разнообразной командной тактики.

Существование столь тесной и взаимообусловленной связи между техникой и тактикой игры в баскетбол позволило при характеристике индивидуальной активности игроков ввести специальное понятие — технико-тактическое действие. Оно рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игроков.

Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактическое взаимодействие.



8.1 Взаимодействие двух игроков Задание выполняется на баскетбольной площадке. В задании также участвуют 4 игрока. Нападающий и защитник без мяча находятся примерно под 45 градусов к кольцу в районе шестиметровой лини. Нападающий и защитник с мячом также находятся в районе шестиметровой линии но чуть выше, примерно в трех метрах от партнеров. Игрок с мячом выполняет передачу партнеру, сразу бежит и ставить заслон, делает отворот в сторону щита. Игрок, получивший мяч выполняет ведение в сторону кольца. Игрок, выполнявший заслон, страхует сзади. В нашем комплексе средств мы выполняли 2 разновидности «двойки» Второй вариант двойки – когда игрок вместо ведения выполняет передачу игроку, сделавшему отворот после заслона.

8.2 Взаимодействие трёх игроков Взаимодействие, основанное на использовании заслона для выхода с получением мяча (рис. 74). Начальная расстановка нападающих напоминают тот же треугольник, но его расположение на площадке по отношению к корзине может быть разным: с вершиной на трехочковой линии и основанием, обращенным к корзине, или с вершиной у боковой линии и основанием, обращенным к другой боковой. Мяч при этом всегда у игрока, находящегося в вершине условного треугольника. Нападающий с мячом начинает взаимодействие передачей в одну сторону, а сам направляется для постановки заслона в другую, где его партнер предварительно сближается с защитником и, используя заслон, выходит на свободную позицию. Этому игроку и доставляется мяч для завершающего броска. При удачном стечении обстоятельств атакующий игрок может беспрепятственно дойти до корзины и поразить ее без особого труда из-под щита. В другом случае возможно завершение атаки позиционным броском с дальней или средней дистанции без сопротивления защитника. Игрок, поставивший заслон лицом к сопернику, после блокирования защитника поворачивается кругом и поддерживает атакующие действия партнера с мячом, как при взаимодействии «двойка». Чтобы разыгрываемое взаимодействие было результативным, каждый игрок должен использовать соответствующие обманные движения и согласовывать свои действия с партнерами по команде во времени и пространстве. 8.3 «Малая восьмёрка» «Малая восьмерка» — взаимодействие, предназначенное для розыгрыша мяча на задней линии нападения и построенное на многократном наведении и пересечении нападающих. При этом К пути движения игроков напоминают вытянутую и несколько выгнутую в середине цифру 8 (рис. 75). Начальное расположение нападающих соответствует взаимодействию «треугольник», мячом владеет средний игрок. Игрок с мячом начинает дриблинг в сторону одного из партнеров, который одновременно направляется навстречу ему и получает передачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок, передавший мяч, делает короткий рывок к корзине с последующим восстановлением позиции на фланге, а нападающий с мячом, используя ведение, следует в направлении третьего партнера, также совершающего встречное движение. В момент их пересечения происходит аналогичная передача мяча из рук в руки. Дриб-лер вновь занимает место в середине площадки, замыкая «восьмерку», а снабдивший его мячом партнер после короткого рывка к корзине располагается уже на другом фланге атаки и т.д. Цикл передвижений нападающих по «восьмерке» продолжается несколько раз. 8.4 «Скрестный выход» «Скрестный выход» (рис. 76) также базируется на пересечении и наведении. Его можно проводить: 1) прямо перед щитом соперника при участии центрового и двух игроков задней линии нападения; 2) от боковой линии, когда взаимодействуют центровой, форвард и защитник. В первом случае игроки в начальной расстановке образуют треугольник, обращенный вершиной к щиту противника, и центровой занимает позицию спиной к корзине. Во втором — треугольник, обращенный вершиной к противоположной боковой линии, а центровой находится в средней позиции на «усах» трехсекундной зоны. Мячом может владеть любой из партнеров центрового. Взаимодействие начинается передачей центровому с последующими диагональными перемещениями двух игроков в его направлении и пересечением перед ним. Благодаря этому маневру, а также возможному наведению защитников на центрового один из проходящих нападающих освобождается от опеки, получает от него мяч из рук в руки и завершает атаку броском в движении из-под щита. Партнеры поддерживают атакующего в готовности подобрать мяч в случае его промаха. Возможным продолжением атаки может быть и бросок мяча самим центровым после поворота в сторону корзины, если защитники осуществляют переключение на прорывающихся игроков или пытаются заранее предугадать развитие атакующих действий [2]. 8.5 Условные обозначения в баскетболе Список литературы
  1. Крумб [сайт]. – URL: https://crumb.ru/marking/all_basket/ (дата обращения 03.04.2021)

  2. Наша учёба [сайт]. – URL: https://nashaucheba.ru/v36871/нестеровский_д.и._баскетбол._теория_и_методика_обучения?page=8 (дата обращения 06.05.2021)

  3. НеуСташер [сайт]. – URL: http://new.sdushor56-basket.ru/index.php/o-shkole/o-basketbole (дата обращения 03.04.21)

  4. Обаскетбол [сайт]. – URL: https://allbasketball.org/209473-kratkaya-istoriya-basketbola.html#:~:text=История%20возникновения%20баскетбола%20берет%20свое,занятия%2C%20придумав%20этот%20вид%20спорта (дата обращения: 14.03.2021)

  5. РашаБаскет [сайт]. – URL: https://russiabasket.ru/Files/Documents/Официальные%20Правила%20Баскетбола%202017.pdf (дата обращения: 17.04.2021)

  6. СПОРТВИКИ спортивная энциклопедия [сайт]. – URL: http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/basketbol/ (дата обращения 14.03.2021)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебно-методический комплект по баскетболу

Автор: Маслова Елизавета Владимировна

Дата: 16.12.2021

Номер свидетельства: 595083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства