kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методический комплект по баскетболу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический комплект поможет учителю физической культуры подготовить план урока по разделу "Спортивные игры - баскетбол". Так же, есть тестовые задания для определения уровня знаний по баскетболу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплект по баскетболу»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра физической культуры






Учебно-методический комплект по баскетболу









Любякина Т. А.

Специальность 49.02.01

«Физическая культура»

Группа 37ф


Руководитель:

Шумаров А. И.





Екатеринбург

2021

Содержание

Пояснительная записка 3

1 глава. История возникновения баскетбола 5

2 глава. Игровая площадка, инвентарь, оборудование для игры, мяч 9

3 глава. Методика обучения техническому элементу в нападении остановка прыжком 17

4 глава. Тестовые задания 21

5 глава. Организация и проведение соревнований 26

5.1 Положение 26

5.2 Итоговая таблица 29

5.3 Протокол игры 30

5.4 Системы розыгрыша 32

6 глава. Специальные упражнения для обучения 36

6.1 Упражнения для обучения ловли и передачи мяча 36

6.2 Упражнения для обучения ведения мяча 39

6.3 Упражнения для обучения бросков мяча 42

6.4 Подвижные игры с элементами баскетбола для младших школьников 45

7 глава. Жесты судей 51

8 глава. Тактика игры 58

8.1 Тактическое взаимодействие «Двойка» 59

8.2 Тактическое взаимодействие «Тройка» 60

8.3 Тактическое взаимодействие «Малая восьмёрка» 61

8.4 Тактическое взаимодействие «Скрестный выход» 62

8.5 Условные обозначения в баскетболе 63

Список литературы 64




Пояснительная записка

Учебно-методический комплект направлен на содействие улучшению здоровья учащихся. Среди спортивных игр, баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Баскетбол включен во все разделы школьной комплексной программы по физическому воспитанию учащихся. На уроках физической культуры баскетбол изучаются в 5-11 классах.

Баскетбол включен во все разделы школьной комплексной программы по физическому воспитанию учащихся. На уроках физической культуры баскетбол изучаются в 5-11 классах. Место баскетбола в системе физического воспитания обусловлено прежде всего доступностью игры (невысокая стоимость инвентаря и оборудования, возможность самостоятельного строительства площадки, сравнительная простота ее содержания и т.д.). Но главное, что определяет удельный вес баскетбола в системе физического воспитания - ценность его как комплексного средства физического развития и воспитания молодежи.

Основными формами занятий по баскетболу являются урочные, учебно-тренировочные занятия, теоретически и практические занятия, соревнования [1].

Целью УМК является:

1. Приобретение учащимися и преподавателей необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений в баскетболе, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни;

2. Воспитание навыков для самостоятельных занятий баскетбола и умения вести здоровый образ жизни;

3. Развивать физические качества, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности учебного процесса.




Задачи:

Образовательные: техника перемещения без мяча, броски в корзину, ловля и передача мяча. Тактическим взаимодействиям при игре в защите, нападении, сочетание технике физических упражнений.

Развивающие: ловкость, быстрота, силовые качества, скоростная выносливость, координация, гибкость.

Воспитательные: морально-волевые, коллективизм, дисциплинированность, взаимовыручка, товарищество, ответственность, самостоятельность, активность.

В процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие навыки:

  • обеспечение всесторонней физической подготовки по баскетболу;

  • теоретические и практические знания баскетбола;

  • умение игры в баскетбол;

  • воспитывать такие качества: самообладание, чувство товарищества, воля к победе, смелость;

  • освоить терминологию по баскетболу.










1 глава. История возникновения баскетбола

В 1891 году в Соединенных Штатах Америки молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит, пытаясь “оживить” уроки по гимнастики, прикрепил две корзины из-под фруктов к перилам балкона и предложил забрасывать туда футбольные мячи. Получившаяся игра лишь отдаленно напоминала современный баскетбол. Ни о каком ведении даже речи не шло, игроки перекидывали мяч друг другу и затем пытались закинуть его в корзину. Побеждала команда, забросившая большее количество мячей.

В 1892 году Нейсмита и студентов устраивала игра практически без правил только на первых порах. Со временем возникла необходимость в четком регламенте матчей, ведь порой даже болельщики на балконе вмешивались в ход игры – ловили мяч и забрасывали его в корзину. В 1892 году Джеймс Нейсмит составил первый свод правил баскетбола из 13 пунктов. В том же году преподаватель физкультуры Сенда Беренсон из частного женского колледжа в Нортгемптоне (штат Массачусетс) адаптировала правила для женских команд.

Новые правила пересмотрели и дополнили после первых же матчей. Болельщики продолжили «хулиганить» и вынудили Нейсмита придумать щит, который защищал корзину. В 1893 году фруктовая корзина ушла в историю, уступив место привычному кольцу с сеткой. Еще через год были утверждены первые официальные правила баскетбола, которые действовали на всей территории США.

История развития баскетбола

В США баскетбол распространялся по учебным заведениям в качестве элемента уроков физкультуры. Еще до начала XX века баскетбол появился в Канаде, где также понравился студентам колледжей и университетов. Джеймс Нейсмит продвигал баскетбол в США, а колледж МХА, где состоялся первый матч, регулировал правила игры около десяти первых лет существования баскетбола.

Позднее эстафету у колледжа МХА подхватили сразу две организации: Национальная ассоциация студенческого спорта и Любительский спортивный союз. Они отвечали за популяризацию баскетбола в Америке. Уже в 1898 году сторонники нового вида спорта попытались создать первое официальное объединение команд – Национальную баскетбольную лигу. Впрочем, данная организация просуществовала всего пять лет, а сам баскетбол тем временем выбрался за пределы Северной Америки.

Этапы развития баскетбола.

I этап - 1891 - 1918 гг. - этап становления баскетбола как новой игры. Созданный для оживления уроков гимнастики, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями. Созданы первые официальные правила игры, определилось формирование её техники и тактики, произошло закрепление игровых функций участников команды.

II этап - 1919 - 1931 гг. - характеризуется созданием национальных федераций баскетбола, что оказало положительное влияние на его дальнейшее развитие. В этот период проводятся первые международные баскетбольные турниры.

III этап - 1932 - 1947 гг. - характеризуется всемерным развитием мирового баскетбола. Знаменательным событием явилось создание ФИБА, включение баскетбола в олимпийские виды спорта. Выход советских баскетболистов на международную арену. Появление новшеств в технике и тактике.

IV этап - 1948 - 1965 гг. - характеризуется не только бурным распространением игры во всем мире, но и значительным скачком в росте мастерства спортсмена. Появление броска одной рукой, бросков, более сложных по технике и трудных для отражения защитой, соперником. Выход мини-баскетбола на мировую арену.

V этап - 1966 - 1990 гг. - характеризуется увеличением числа национальных федераций. Появление профессионального баскетбола НБА. Укрепление международных связей, новшества в технике и тактике игры. Совершенствование правил соревнований и методики судейства.

Когда баскетбол появился в России?

Первые баскетбольные команды в России появились в 1906 году на базе Спортивного общества «Маяк» в Санкт-Петербурге. До Октябрьской революции 1917 года баскетбол в России развивался преимущественно в столице Российской империи Санкт-Петербурге.

В начале двадцатых годов XX века баскетбол ввели в программу обучения студентов Главной военной школы физического образования трудящихся и в программу Московского института физической культуры. В 1923 году был разыгран первый чемпионат СССР. С 1934 года первенство СССР по баскетболу проводили ежегодно.

В 1959 году мужская сборная СССР впервые приняла участие в чемпионате мира и выиграла на нем все матчи, но была лишена золотых медалей за отказ сыграть против команды Тайваня. Сборная СССР не сыграла с Тайванем по политическим мотивам – из-за его вражды с коммунистическим Китаем. В 1976 году женская сборная СССР выиграла первый женский турнир по баскетболу в рамках Олимпийских игр [2].

Современный баскетбол в наши дни пользуется огромной популярностью у миллионов подростков, школьников, студентов. В любом спортивном зале на стенах висят баскетбольные кольца.

     Молодой баскетболист, овладевший тонким мастерством выполнения всевозможных приемов игры, который ловко и быстро справляется с мячом, слаженно действует с игроками баскетбольной команды — может показать захватывающее зрелище на площадке.

      Современный баскетбол повысил активность баскетболистов, как в нападении, так и в защите, что привело к значительному увеличению темпа игры и усилению единоборства на протяжении всего матча. Все знают, что современный баскетбол требует от спортсменов большой физической нагрузки, которая отличается высокой переменной интенсивностью и поэтому к физической подготовленности баскетболистов предъявляются высокие требования.

Баскетбол входит в программу летних Олимпийских игр с 1936 года. Также каждые четыре года проходит Чемпионат Мира по баскетболу. А в Европе каждые 2 года проводится Чемпионат Европы. Последний раз наша мужская сборная завоевала золото Олимпиады в 1988 году, а золото Чемпионата Мира в далеком 1982 году, золото Чемпионат Европы в 2007 году. Женская сборная выигрывала золото на Олимпиаде в 1992 году объединённая команда СНГ, а золото Чемпионата Мира в 1983 году, золото Чемпионата Европы в 2011 году.

      В данный момент наиболее развитой лигой в мире считается НБА (Национальная Баскетбольная Ассоциация) мужская профессиональная баскетбольная лига в Северной Америке. Также сильные чемпионаты проходят во многих странах Европы (Испания, Греция, Турция и др.). Сильнейшей лигой Европы является Евролига, в которой наиболее успешно из России выступает ЦСКА неоднократный чемпион Евролиги.

      В России крупнейшим мероприятием является лига ВТБ, в которой принимают участия лучшие мужские команды России. Также проводится Чемпионат России под эгидой РФБ, Суперлига для женщин, и Высшая лига для мужчин [3].





2 глава. Игровая площадка, инвентарь, оборудование для игры, мяч

Игровая площадка

Игровая площадка должна представлять собой плоскую прямоугольную твердую поверхность без каких-либо препятствий.

Потолок

Высота потолка или расстояние до самого низкого предмета над игровой площадкой должны быть не менее 7 метров.

Освещение

Игровая поверхность должна быть равномерно и достаточно освещена. Источники света должны находиться там, где они не будут мешать Игрокам и судьям.

Линии

Все линии должны быть нанесены краской одного цвета (желательного белого), иметь ширину 5 см и быть отчетливо видимыми.

Лицевые и боковые линии

Игровая площадка должна быть ограничена двумя лицевыми (по коротким сторонам площадки) и двумя боковыми (по длинным сторонам площадки)линиями. Эти линии не являются частью площадки. Игровая площадка должна быть на расстоянии не менее 2 метров от любых препятствий, включая скамейку команды.


Центральная линия

Центральная линия наносится параллельно лицевым линиям от середины боковых линий и должна выступать на 15 см за каждую боковую линию.

Центральный круг

Центральный круг размечается в центре площадки и имеет радиус 1,80 м, измеренный до внешнего края окружности. Если центральный круг выкрашен в другой цвет, он должен быть того же цвета, что и ограниченные зоны.

Линии штрафного броска

Линия штрафного броска наносится параллельно каждой лицевой линии. Ее дальний край находится на расстоянии 5,80 м от внутреннего края лицевой линии, длина ее должна быть 3,60 м. Ее середина должна находиться на воображаемой линии, соединяющей середины двух лицевых линий.

Ограниченные зоны

Ограниченными зонами являются выделенные на площадке области, ограниченные лицевыми линиями, линиями штрафного броска и линиями, которые начинаются от лицевых линий. Их внешние края находятся на расстоянии 3 м от середины лицевых линий и заканчиваются на внешнем крае линий штрафного броска. Эти линии, исключая лицевые линии, являются частью ограниченной зоны. Ограниченные зоны могут быть выкрашены в другой цвет, но они должны быть одного цвета с центральным кругом.

Области штрафного броска

Области штрафного броска представляют собой ограниченные зоны, расширенные в сторону игровой площадки полукругами с радиусом 1,80 м, центры которых расположены на середине линий штрафного броска. Такие же полукруги должны быть нанесены пунктирными линиями внутри ограниченных зон.

Зона трехочковых бросков

Зоной трехочковых бросков с игры для команды является вся игровая площадка, за исключением области около корзины соперника, ограниченной: Двумя параллельными линиями, начинающимся с лицевой линии на расстоянии 6.25 м от точки на площадке, полученной на пересечении с ней перпендикуляра, опущенного из центра корзины соперника. Расстояние от этой точки до внутреннего края середины лицевой линии равно 1.575 м. Полукругом радиусом 6.25 м до внешнего края его линии с центром в той же точке, что указана выше, до соединения с параллельными линиями.





Щиты

Щиты должны быть изготовлены из соответствующего прозрачного материала (предпочтительно - закаленного небьющегося стекла), представляющего собой монолитный кусок. Если они изготовлены из другого непрозрачного материала(-ов), они должны быть выкрашены в белый цвет. Размеры щитов должны быть: 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали.

Все линии на щите должны быть нанесены следующим образом:

  • белым цветом, если щит прозрачный.

  • черным цветом во всех других случаях.

  • 5 см шириной.

Лицевая поверхность щитов должна быть гладкой.

Разметка щита

Щиты должны жестко монтироваться следующим образом:

  • на обоих концах площадки под прямым углом к полу, параллельно лицевым линиям.

  • вертикальная осевая линия на их лицевой поверхности, продолженная вниз до пола, должна касаться точки на полу, лежащей на расстоянии 1,20 м от внутреннего края середины каждой лицевой линии, на воображаемой линии, проведенной под прямым углом к этой лицевой линии.




Опоры щита

Опоры щита должны быть сконструированы следующим образом:

  • лицевая часть конструкции (включая обивку) должна размещаться на расстоянии не менее 2,00 м от внешнего края лицевой линии, быть окрашена в яркий цвет, контрастирующий с окраской стен, чтобы быть отчетливо видимой Игрокам.

  • опора щита должна быть так прикреплена к полу, чтобы ее нельзя было сместить.

  • любая конструкция, к которой крепится щит, должна иметь обивку мягким материалом позади щита по нижней поверхности конструкции на расстоянии 1,20 м от лицевой поверхности щита.

  • минимальная толщина обивки должна быть 5 см. Она должна иметь ту же плотность, что и обивка щитов.

  • все конструкции опоры щита должны быть полностью обиты мягким материалом на высоту минимум 2,15 м по поверхности со стороны площадки. Минимальная толщина обивки должна быть 10 см.

Корзины

Баскетбольные корзины состоят из колец и сеток

Кольца

Материал - прочная сталь, внутренний диаметр 45 см и окрашен в оранжевый цвет. Металлический пруток кольца должен иметь минимальный диаметр 16 мм, а максимальный 20 мм. На нижней части кольца должны быть приспособления для крепления сеток, такие, чтобы предотвращать травмы пальцев.

Сетка должна крепиться к кольцу в двенадцати равностоящих друг от друга точках по всему периметру кольца.

Приспособления для крепления сеток не должны иметь острых краев и щелей, в которые могли бы попасть пальцы игрока.

Кольцо крепится к конструкции, поддерживающей корзину, таким образом, чтобы никакое усилие, прикладываемое к кольцу, не передавалось непосредственной на щит. Следовательно, не должно быть прямого контакта между кольцом и устройством, крепящим кольцо к щиту, и щитом. Однако, зазор должен быть достаточно мал, чтобы в него не смогли попасть пальцы.

Верхний край каждого кольца должен располагаться горизонтально на высоте 3,05 м над поверхностью площадки на равном удалении от вертикальных краёв щита. Ближайшая точка внутренней части кольца должна располагаться на расстоянии 15 см от лицевой поверхности щита. Можно использовать кольца с амортизатором.




Сетки

Из белого шнура и сконструированы таким образом, чтобы они на мгновение задерживали мяч, когда он проходит через корзину. Длина сетки должна быть не менее 40 см и не более 45 см. Каждая сетка должна иметь 12 петель для крепления к кольцу.
Верхние секции сетки должны быть достаточно жесткими, чтобы предотвратить:
Захлестывание сетки на кольцо и возможное ее запутывание.
Застревание мяча в сетке или выкидывание его сеткой обратно из корзины.

Мяч

Мячи должны соответствовать требованиям действующих Официальных Правил баскетбола ФИБА «Баскетбольное Оборудование»: для соревнований среди мужских клубов/команд - иметь длину окружности не менее 749 мм и не более 780 мм (размер 7) и вес не менее 567 г и не более 650 г; для соревнований среди женских клубов/команд - иметь длину окружности не менее 724 мм и не более 737 мм (размер 6) и вес не менее 510 г и не более 567 г. При производстве аксессуаров для игры в баскетбол применяются:

  • Резина. Такие мячи больше подходят для игр на твердом асфальтовом покрытии. Правда, порадовать они могут только невысокой стоимостью, а вот качество оставляет желать лучшего. Достаточно быстро мяч становится «лысым», что ухудшает контроль за ним и его прыгучесть.

  • Синтетическая кожа – это продукт высоких технологий, который имитирует строение натуральной. При производстве этого материала используется очень тонкое волокно и полиуретан высокого сорта. Это делает мяч устойчивым к любым деформациям, а также предотвращает утечку воздуха. Такие аксессуары подходят для тренировок как в помещении, так и на уличной площадке.

  • Композитная кожа. Эти аксессуары почти не уступают в качестве собратьям из натуральной кожи. Композитный материал производится с использованием кожаных волокон и обрезков различными методами. Мячи мягкие, упругие и предназначаются только для использования в спортзалах на покрытиях из дерева или резины.

  • Натуральная кожа. Инвентарь для баскетбола из этого материала наиболее качественный, прочный и дорогой. Именно он применяется на соревнованиях. Применяется для игры исключительно в помещении.




3 глава. Методика обучения техническому элементу в нападении остановка прыжком

Остановка прыжком осуществляется толчком правой или левой ноги.

В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой.
В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согну­тые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удержания равновесия выпрямленные голова и туловище немно­го отклоняются назад. Причем в зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на площадку на од­ном уровне или с выставлением вперед маховой ноги. В первом случае игрок приходит в стойку с параллельным расположением стоп и незначительным разворотом обоих носков наружу. Во вто­ром — в стойку готовности с выставленной вперед ногой.
Таким образом, при остановке прыжком горизонтальная ско­рость снижается и движение игрока прекращается за счет «стелю­щегося» прыжка вперед, а также благодаря амортизационному сгибанию ног в момент приземления.

Обучение остановке прыжком.

  1. Объяснение и показ.

  2. Имитация приема с места: и. п. — стойка готовности; шаг сзади стоящей ноги с последующим толчком и приземлением на две ноги.

  3. Выполнение вариантов остановки прыжком (толчком правой и левой ног) по ориентирам (разметка площадки, отметки ме­лом и т.п.) после ходьбы.

  4. Выполнение разновидностей приема в целом по ориентирам после медленного бега.

  5. То же, что в упр. 4, но по звуковому сигналу педагога (напри­мер, длинный свисток — остановка, короткий — возобновить передвижение).

  6. То же, что в упр. 5, но со сменой направления и скорости передвижений.

  7. Вариативное выполнение остановки прыжком в ситуациях выбора в ответ на комбинированные сигналы педагога или партне­ра (например, свисток или хлопок в ладони и мяч поднят вверх — остановка толчком правой ноги; тот же звуковой сигнал и мяч опущен вниз — остановка толчком левой ноги и т.п.).

  8. Воспроизведение приема в целом в эстафетах и подвижных играх: соревнования на качество и быстроту исполнения

  9. Выполнение разновидностей остановки прыжком с прихо­дом в стойку готовности с параллельным расположением стоп
    или с выставленной вперед ногой в различных позициях относи­тельно щита.

  10. То же, что в упр. 9, но в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

Организационно-методические указания.

  1. Подводящие упражнения выполнять фронтальным и проход­ным методами при передвижениях в разомкнутом шереножном строю поперек зала; в целом прием выполнять при передвижении вдоль зала, по его периметру или с изменением направления дви­жения в различных построениях.

  2. Для наглядности использовать разнообразные ориентиры: раз­метку площадки, обручи, набивные мячи, гимнастические ска­мейки, вырезанные из картона или нанесенные на площадку ме­лом «следы» и т. п.

  3. Разновидности приема изучать, чередуя и. п. и соответствен­но очередность начального движения правой или левой ногой.

  4. Постепенно увеличивать скорость передвижений и сложность заданий.

  5. Упражнения строить по схеме: выполнение приема индивидуально по ориентирам; воспроизведение приема группой учащихся или всеми занимающимися по звуковому или зрительному
    сигналу педагога (партнера); исполнение разновидностей остановок в ответ на комплексный сигнал (звуковой и зрительный) в ситуации выбора, далее в игровых и соревновательных условиях.

  1. В условиях игрового соперничества акцентировать внимание на точности воспроизведения рациональной техники приема.

При выполнении остановки прыжком:

- не растягивать беговые шаги в движении перед остановкой;

- толчковую ногу ставить упруго на всю стопу прямо по направлению движения;

- прыжок выполнять «стелющийся»: невысоко над площадкой; вперед, а не вверх;

- одновременно касаться пола обеими стопами; в момент приземления стопы располагать на ширине плеч фронтально по направлению движения (параллельно с небольшим разворотом носками наружу) или с выставлением вперед не толчковой ноги;

- приземляться мягко на всю поверхность обеих стоп; приходить на сильно согнутые ноги (опускать таз); прямое туловище и голову слегка отклонять назад;

- плечевой пояс и руки не закрепощать.


Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок.

  1. До выполнения приема игрок передвигается с удлинением шагов, пытаясь «подобрать» нужную для удлиненного шага или отталкивания ногу: чувствуется неуверенность и чрезмерная закрепощенность.

  2. В момент остановки нет удлиненного первого шага или «сте­лющегося» прыжка.

  3. Первый шаг остановки или прыжок выполняется не вперед, а утрированно вверх, происходят значительные вертикальные ко­лебания центра тяжести тела.

  4. Не используется разворот стоп для гашения скорости; стопы ставятся узко или на одной линии по направлению движения: игрок принимает неустойчивое положение.

  5. Нет сгибания в тазобедренных и коленных суставах, занима­ющийся приходит на прямые ноги: движение может быть продол­жено вперед по инерции, что вызовет потерю равновесия или приход в неустойчивое положение.

  6. Туловище в завершающей фазе выполнения приема накло­няется вперед, сзади стоящая нога выпрямляется, а впередистоящая сгибается: неверное распределение веса тела, ведущее к по­тере равновесия.



4 глава. Тестовые задания

1. Какое действие игрока с мячом в руках не является нарушением?

а) Скольжение

б) Перекатывание

в) Попытка подняться

г) Ведение после приземления на обе ноги

2. Техника владения мячом включает в себя один из следующих приёмов:

а) остановки

б) пасы

в) ловлю

3. Технику передвижений в баскетболе составляют:

а) бросок

б) ходьба, бег

в) ловлю мяча

г) прыжки

д) передачи мяча

е) повороты

4. Сколько шагов можно делать после ведения мяча?

а) 4

б) 3

в) 2

5. Обучение передачам в движении необходимо начинать после овладения занимающимися техникой разновидностей ловли и передач мяча на месте и остановки двумя шагами с:

а) ловлей мяча

б) броском в корзину

в) передачей мяча

6. Сжатый кулак указывает на кольцо нарушившей команды.

Этот жест судьи означает:

а) толчок игрока

б) фол в атаке

в) удар игрока

7. Вытянутая рука с тремя пальцами вперед.

Этот жест судьи означает:

а) три очка

б) трехочковый бросок

в) нарушение правил трёх секунд

8. Ладонь и палец образуют букву «Т». Этот жест судьи означает:

а) технический фол

б) минутный перерыв

в) замену игрока

9. Две открытые ладони, образующие букву «Т».

Этот жест судьи означает:

а) технический фол

б) минутный перерыв

в) неправильную игру руками

10. Вращение кулаками. Этот жест судьи означает:

а) пробежку игрока

б) замену игрока

в) прокат мяча

11. Весь процесс обучения двигательным действиям в баскетболе включает в себя …, которые отличаются друг от друга как частями задачами, так и особенностями методики:

а) пять этапов

б) есть этапов

в) четыре этапа

г) три этапа

д) два этапа

12. Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование, называется:

а) преподаванием

б) методикой обучения

в) физической культурой

г) физическим образованием

д) физическим воспитанием

13. Средствами технической подготовки спортсмена является:

а) общеподготовительные упражнения

б) специально подготовительные и общеразвивающие упражнения;

в) соревновательные и игровые упражнения

г) общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения

д) общеразвивающие, специальные и восстановительные упражнения

14. Прием, который выполняется толчком одной нагой и толчком двумя ногами, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега называются:

а) прыжок с места

б) прыжок с разбега

в) прыжок вверх с места

г) прыжок вверх вперед

д) прыжок в высоту

15. Лучшим средством для освобождения от противника и выхода на свободное место является:

а) ускорение

б) бег с места

в) рывок


16. Наиболее распространенным способом атаки кольца с места, со средних и дальних дистанций является:

а) бросок одной рукой от плеча

б) бросок двумя руками от головы

в) бросок двумя руками снизу

17. Укажите, что означает условное обозначение:

а) двухшажный ритм разбега

б) заслон

в) перемещение игрока

18. В какой последовательности ведется обучение броскам в корзину?

а) с близкой дистанции

б) штрафные броски

в) средние и дальние броски

г) добивание

д) все перечисленное

19. При обучении поворотам на месте необходимо следить за:

а) выполнением первого шага

б) правильным положением опорной ноги

в) правильным положением ног и равномерном распределением ОЦТ

г) все выше перечисленное

20. Резкое, неожиданное для противника, увеличение скорости бега или стартовое ускорение называется:

а) ускорение

б) бег по прямой

в) бег с изменением направления

г) скоростной бег

д) рывок



Ответы:

1-г; 2-в; 3-б, г, е; 4-в; 5.-а; 6-б; 7-в; 8-б; 9-а; 10-а; 11-г; 12-б; 13-г;

14-б; 15-в; 16-а; 17-а;18-д; 19-в; 20-д.



5 глава. Организация и проведение соревнований 5.1 Положение

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ №2

____________Засорин Д. А.


ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении соревнований по баскетболу среди 8-9 классов юноши в МАОУ СОШ № 2


1.Цель: популяризация и дальнейшее развитие баскетбола в городе Сухой Лог

Задачи:

-пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха

-привлечение учащихся  к занятиям баскетболом

-развитие и популяризация баскетбола.

2. Руководство проведением соревнования.

Общее руководство, подготовка и проведение соревнований возлагается на оргкомитет и главную судейскую коллегию.

Непосредственное проведение соревнований возлагается на главного судью соревнований – Коковин М. А.

3. Сроки и место проведения соревнования.

Соревнования проводятся с 25 февраля 2021 в спортивном зале школы № 2

г. Сухой Лог

Начало в 15.00

4. Участники соревнования.

Соревнования проводятся среди учащихся школ района.

В соревнованиях участвуют юноши 8-9 классов, имеющие допуск врача.

От каждой школы по две команды.

Состав команды: 5 человек 5 на замене.

5. Программа соревнования и условия проведения соревнования.

Жеребьевка по присвоению определенного номера команде проводится в 10:00 23 февраля 2021 года в кабинете главного судьи.

Открытие соревнований в 15:00, проводит главный судья соревнований. В открытие входит: сообщение целей и задач проведения школьных соревнований по баскетболу, разминка участников перед игрой.

Баскетбольный матч между командами состоит из 2 четвертей по 10 минут каждый. Перерыв между четвертями 5 минут.

Начало игры: Обе команды разминаются одновременно перед игрой. Подбрасыванием монеты определяется, какая команда начинает игру.

Соревнования проводятся по правилам игры «Баскетбол».

Условия проведения:

-во время соревнований нельзя изменять заявленный состав.

-представители команд школ обеспечивают безопасность участников соревнований.

-соревнования проводятся по правилам игры в баскетбол.

-форма – обязательно единый верх.

-все спорные вопросы, возникшие в процессе проведения соревнований разрешаются судейской коллегией на месте.

- в случае неявки или опоздания более чем на 15 минут, команде засчитывается поражение 0:2.

-окончательная система проведения соревнования определяется на месте судейской коллегией, по числу заявленных команд.

Закрытие соревнований 23 февраля 2021 года в 19:00. В закрытие входит: подведение итогов соревнований, выступление группы поддержки с танцевальным номером, награждение.

6. Порядок определения победителей.

Игры проводятся по круговой системе. Места команд определяются по наибольшему количеству набранных очков. В случае равенства очков места команд определяются по результатам игр(ы) в личной встрече.

Команде присуждается техническое поражение в случаях:

- Опоздание на игру более чем на 10 минут;

- Неявка на игру без предупреждения и уважительной причины;

- Наличие в команде участника, не имеющего требуемой медицинской группы или же он не является учащимся играющей команды.

- При недостаточном количестве игроков на площадке.

7.Награждение победителей.

Команды, занявшие 1, 2, 3 места в соревнованиях, награждаются грамотами и ценными призами, остальные памятными грамотами. Также награждаются лучшие игроки команд, набравшие наибольшее количество очков, независимо от того вышла команда в финальные игры или нет.

8.Заявки на участие в соревнованиях.

Срок подачи заявок на участие в соревнованиях с 05. 02. 21г. – 10. 02. 2021г.

В заявке указывают фамилию, имя (полностью), отчество спортсмена, год рождения, разряд или спортивное звание. Против каждой фамилии врач должен поставить отметку о допуске к соревнованиям, подпись врача. Заявку подписывает руководитель учреждения, организации, официальный представитель или тренер. В конце заявки врач подписывает сведения об общем количестве спортсменов, допущенных к соревнованиям; ставится фамилия медицинского работника, его подпись и печать врачебно-физкультурного диспансера или кабинета врачебного контроля.

В конце заявки стоит подпись руководителя спортивной организации, которую представляет команда.



5.2 Итоговая таблица

Команда

I

II

III

IV

V

VI

Очки

Место

I

Гимназия №1

Команда №1


35:38

0

56:26

1

51:29

1

49:75

0

23:37

0

2

4

II

Гимназия №1

Команда №2

38:35

1


34:24

1

27:14

1

41:33

1

36:49

0

4

2

III

Лицей №17

Команда №1

26:56

0

24:34

0


49:39

1

29:56

0

48:61

0

1

5

IV

Лицей №17

Команда №2

29:51

0

14:27

0

39:49

0


21:52

0

44:59

0

0

6

V

Школа №2

Команда №1

75:49

1

33:41

0

56:29

1

52:21

1


70:80

0

3

3

VI

Школа №2

Команда №2

37:23

1

49:36

1

63:51

1

59:44

1

80:70

1


5

1







5.3 Протокол игры

ПРОТОКОЛ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ

Команда А. Гимназия №1 Команда №1

Команда Б. Лицей №17 Команда №1

 Соревнование

Дата: 07.11.20

Время: 16:00

Судья: Шумаров Андрей Иванович

Команда А Гимназия №1 Команда №1

Счет игры

Минутный перерыв                   Командные фолы

А

Б

А

Б

А

Б

1

 

2

 

I

1

2

3

4

II

1

2

3

4

 

1

1

 

 

44

44

 

 

87

87

 

Минутный перерыв                   Командные фолы

 

2

2

 

 

45

45

 

 

88

88

 

3

 

4

 

III

1

2

3

4

IV

1

2

3

4

 

3

3

 

 

46

46

 

 

89

89

 

 

 

4

4

 

 

47

47

 

 

90

90

 

 

 

 

 

Дополнительный период

 

 

5

5

 

 

48

48

 

 

91

91

 

 

 

 

6

6

 

 

49

49

 

 

92

92

 

п/п

Фамилии игроков

Фолы

 

7

7

 

 

50

50

 

 

93

93

 

1

2

3

4

5

 

 

8

8

 

 

51

51

 

 

94

94

 

1

Можгаев

4

 

 

 

 

 

 

 

9

9

 

 

52

52

 

 

95

95

 

2

Зиновьев

5

 

 

 

 

 

 

 

10

10

 

 

53

53

 

 

96

96

 

3

Фазылов

6

 

 

 

 

 

 

 

11

11

 

 

54

54

 

 

97

97

 

4

Тущенко

7

 

 

 

 

 

 

 

12

12

 

 

55

55

 

 

98

98

 

5

Скворцов

8

 

 

 

 

 

 

 

13

13

 

 

56

56

 

 

99

99

 

6

Чубаров

9

 

 

 

 

 

 

 

14

14

 

 

57

57

 

 

100

100

 

7

Пелепенко

10

 

 

 

 

 

 

 

15

15

 

 

58

58

 

 

101

101

 

8

Пепелев

11

 

 

 

 

 

 

 

16

16

 

 

59

59

 

 

102

102

 

9

Дятлов

12

 

 

 

 

 

 

 

17

17

 

 

60

60

 

 

103

103

 

10

Дроздов

13

 

 

 

 

 

 

 

18

18

 

 

61

61

 

 

104

104

 

Тренер: Любякина Татьяна Александровна

 

20

20

 

 

63

63

 

 

106

106

 

 

 

21

21

 

 

64

64

 

 

107

107

 

Команда Б Лицей №17 Команда №1

 

22

22

 

 

65

65

 

 

108

108

 

Минутный перерыв                   Командные фолы

 

23

23

 

 

66

66

 

 

109

109

 

1

 

2

 

I

1

2

3

4

II

1

2

3

4

 

24

24

 

 

67

67

 

 

110

110

 

Минутный перерыв                   Командные фолы

 

25

25

 

 

68

68

 

 

111

111

 

3

 

4

 

III

1

2

3

4

IV

1

2

3

4

 

26

26

 

 

69

69

 

 

112

112

 

 

 

27

27

 

 

70

70

 

 

113

113

 

 

 

 

 

Дополнительный период

 

28

28

 

 

71

71

 

 

114

114

 

 

 

 

 

29

29

 

 

72

72

 

 

115

115

 

п/п

Фамилии игроков

Фолы

 

30

30

 

 

73

73

 

 

116

116

 

1

2

3

4

5

 

 

31

31

 

 

74

74

 

 

117

117

 

1

Бажов

4

 

 

 

 

 

 

 

32

32

 

 

75

75

 

 

118

118

 

2

Фомин

5

 

 

 

 

 

 

 

33

33

 

 

76

76

 

 

119

119

 

3

Есимчик

6

 

 

 

 

 

 

 

34

34

 

 

77

77

 

 

120

120

 

4

Авинов

7

 

 

 

 

 

 

 

35

35

 

 

78

78

 

 

121

121

 

5

Нагибин

8

 

 

 

 

 

 

 

36

36

 

 

79

79

 

 

122

122

 

6

Хабибулин

9

 

 

 

 

 

 

 

37

37

 

 

80

80

 

 

123

123

 

7

Сладковский

10

 

 

 

 

 

 

 

38

38

 

 

81

81

 

 

124

124

 

8

Терентьев

11

 

 

 

 

 

 

 

39

39

 

 

82

82

 

 

125

125

 

9

Лысенко

12

 

 

 

 

 

 

 

40

40

 

 

83

83

 

 

126

126

 

10

Калыев

13

 

 

 

 

 

 

 

41

41

 

 

84

84

 

 

127

127

 

Тренер: Бажова Татьяна Тимуровна

 

43

43

 

 

86

86

 

 

129

129

 

Счет:

Период: 1-А______Б______; 2-А______Б______

Финальный счет: А 56 Б 26

Период: 3-А______Б______; 3-А______Б______

Команда победительница: «Звёзды»

Дополнительный период: А______Б______

Гл. судья: Лескина Виктория Дмитриевна

Представитель А:__________/_______________/

Представитель Б:__________/_______________/




5.4 Системы розыгрыша

Круговая система розыгрыша

При розыгрыше по круговой системе независимо от результата соревнований все участники играют до тех пор, пока каждый не встретится со всеми остальными. В результате этих соревнований победителем считается тот из участников, который наберет большую сумму очков за все соревнования. Остальные участники занимают последующие по порядку места в зависимости от количества очков, набранных во время розыгрыша. Точное установление занятых мест по силам участников при применении круговой системы является ее положительной стороной. Недостаток ее тот, что розыгрыш продолжается длительный период времени. Определить количество встреч, необходимое для проведения розыгрыша по круговой системе, можно по следующей формуле: , где А — условное число участников, а X — количество встреч. Возьмем пример, где А = 12, и раскроем формулу:

Таким образом, мы устанавливаем, что при 12 участниках для проведения соревнования по круговой системе необходимо 66 встреч. Встречи по круговой системе в городских розыгрышах принято составлять так, чтобы происходило чередование: одно соревнование команда проводит на своем поле, другое — на поле противника и т. д. Этот порядок встреч устанавливается при помощи таблиц, которые составляются всегда для нечетного количества участников — 3, 5, 7, 9, 11 и т. д. Если же количество заявленных команд представляет собой четные числа 4, 6, 8 и т. д., таблица составляется всегда на ближайшее меньшее нечетное число. Например, если заявлено 6 участников, таблицу надо составить на 5 участников, а 6-го участника надо включить дополнительно. Способ составления этих таблиц следующий. По числу участников проводятся вертикально параллельные линии. Так, при 5 и 6 участниках этих линий будет 5, при 7 и 8 участниках их будет 7 и т. д. Под первой линией ставится первый номер, а остальные номера, 2, 3, 4, 5, выписываются по обеим строго по часовой стрелки. Затем между остальными линиями номера пишут «змейкой» по направлению, указанному стрелками. Номер, стоящий вверху слева от первой линии, в данной таблице — номер 4, ставится над второй линией. Остальные номера в дальнейшем размещаются около линий сверху вниз и снизу вверх, причем каждый раз один номер ставится то над очередной вертикальной линией, то под ней. Каждая вертикальная линия соответствует одному дню соревнований, причем номера в парах, стоящие слева от вертикальных линий и снизу под линиями, выписываются первыми. Вторыми в парах выписываются номера, стоящие справа от вертикальных линий и сверху над линиями. Пары в каждом дне розыгрыша нужно выписывать, начиная с номеров, стоящих под линиями и над линиями. Получаем следующий порядок встреч: в первый день при пяти участниках номер первый играть не будет, у него свободный день, а при шести участниках будет играть с номером шестым и т. д.

Второй способ составления таблиц можно применить в том случае, когда равномерная очередность проведения соревнований на полях своего и чужого коллектива не имеет значения. В этом случае таблицу составляют всегда на четное число участников. Количество участников делят пополам. Половину номеров пишут по вертикали вниз, начиная с первого. Другую половину номеров снизу вверх выписывают рядом справа в восходящий вертикальный столб. Соединяют в пары номера, стоящие друг против друга по горизонтали, и устанавливают пары соревнующихся в первый день розыгрыша. Затем оставляют на старом месте (неподвижно) номер первый, а все остальные номера передвигают относительно этого первого на одно место по кругу против движения часовой стрелки. Соединив участников в пары по горизонтали, получают новые сочетания. Снова оставляя номер первый на старом месте, передвигают еще раз все номера в том же порядке и получают новые сочетания. Поставив вместо наибольшего четного числа везде ноль, мы получим таблицу для нечетного числа участников.

Иногда требуется провести соревнование по круговой системе в сжатые сроки. Для ускорения проведения соревнования следует всех участников разделить на подгруппы и провести в них самостоятельные розыгрыши. Затем провести вторую ступень розыгрыша и окончательно установить результаты.

Олимпийская система.

Система с выбыванием. Иногда ее называют олимпийской, или кубковой. Данная система применяется при большом количестве команд и малом количестве игровых дней. Достоинством этой системы является возможность принять участие в соревнованиях большому количеству команд, что особенно важно при проведении массовых соревнований.

Недостатком ее является большая степень случайности при определении победителя, так как сильнейшие команды по результатам жеребьевки уже на первых этапах могут встречаться между собой и проигравшая команда не будет иметь возможности участвовать в дальнейшей борьбе за призовые места. Дабы избежать подобных случайностей, применяют так называемую «зрячую жеребьевку», когда сильнейшие команды (по результатам предыдущих соревнований) заранее разводят по верхним и нижним половинам сетки розыгрыша. Также можно развести и следующие по силам команды, уменьшив, таким образом, элемент случайности в определении призеров соревнований.

Число игр, необходимых для проведения соревнований по системе с выбыванием, определяется по формуле: Х = n-1, где Х - число игр, n - количество команд.

Если количество участников кратно двум (2n - 4, 8, 16, 32 и т. д.), то все команды играют без предварительных туров. Если же количество команд иное, то в предварительном туре должны сыграть столько команд, чтобы уже во втором туре играло количество команд, кратное двум. Для этого используют формулу: X=(А-2n) 2, где А - число участников, 2n - число, кратное двум, ближайшее к общему числу участников.

Если соревнуются 9 команд, для выявления победителя необходимо провести восемь игр и, по предложенной версии, в полуфинале играли команды под номерами 1-4 и 7-9, в финале - 4-9, а победителем вышла команда под номером 4. Если необходимо определить всех призеров соревнований, дополнительно проводят встречу за 3-4 места между командами, проигравшими в полуфинале, в нашем случае - между 1 и 7 номерами.

Зачастую при проведении спартакиад требуется выявить места для всех участников. Для этого строят дополнительно сетку розыгрыша в обратном порядке. Пример для тех же 9 команд.




6 глава. Специальные упражнения для обучения 6.1 Упражнения для обучения ловли и передачи мяча

Упражнения для обучения ловли мяча.

Индивидуальные упражнения:

1. ловля мяча, подброшенного вверх над собой: на месте и в

прыжке (50 раз);

2. то же, но поймать мяч после его отскока от пола, изменяя

момент обхвата мяча: на уровне пояса, колен или пола (50 раз);

3. то же, что в упр. а, но в различных и. п.: стоя на коленях,

сидя, лежа и т.п (50 раз);

4. ловля мяча, брошенного в стену на различной высоте после

его отскока (100 раз);

5. то же, что в упр. 1, 2, 3, но в сочетании с различными

двигательными действиями после выпуска мяча, например: при

сесть—встать, повернуться на 90 — 360° прыжком, кувырок вперед или назад и т. п. (50 раз).

Упражнения ловли мяча, посланного партнером:

6. ловля мяча, посланного партнером навстречу по навесной траектории в заранее поставленные кисти (50 раз);

7. то же, но партнер набрасывает мяч, изменяя высоту его полета: над головой, на уровне головы, груди, пояса и т.д. (50 раз);

8. то же, но ловлю осуществлять с шагом навстречу мячу (50 раз);

9. ловля катящегося от партнера мяча (50 раз);

10. ловля мяча, летящего сбоку и поступающего сзади-сбоку (50 раз).

Организационно-методические указания при ловле мяча:

1. смотреть на мяч до момента захвата его пальцами;

2. тянуться руками навстречу мячу, одновременно совершая вышагивание впередистоящей ногой;

3. держать кисти на одном уровне, образовывая ими полусферу («воронку»);

4. адекватно изменять положение кистей в зависимости от направления и траектории полета мяча;

5. не закрепощать плечевой пояс и руки;

6. обхватывать мяч пальцами, ладонями мяча не касаться;

7. начинать уступающее движение руками и ногами в момент касания мяча пальцами;

8. после овладения мячом максимально быстро укрывать его от соперника, опуская к поясу в сторону сзадистоящей ноги, или мгновенно поднимать в исходное положение для последующих атакующих действий (приходить в стойку с тройной угрозой или стойку для начала ведения).

Упражнения для обучения передачи мяча

1. Имитация изучаемого способа передачи без мяча по разделениям с зеркальным возвращением в и. п. (50 раз);

2. Имитация передачи-ловли мяча в парах перекладыванием мяча из рук одного игрока в руки другого (50 раз);

3. Индивидуальное выполнение изучаемого способа передачи мяча в стену (50 раз);

4. Передача мяча изучаемым способом в цель — заранее поставленные руки партнера (50 раз);

5. То же, что в упр. 2 —5, но с вышагиванием сзади стоящей, но не опорной ногой (50 раз);

6. Передачи мяча в парах с вышагиванием, изменяя дистанцию и траекторию полета мяча (50 раз);

7. То же, но с последующим выполнением разнообразных двигательных действий (например, после выполнения передачи прыжок толчком двумя ногами с поворотом на 360° — ловля мяча от партнера и т.д.) (50 раз);

8. Передачи мяча изучаемым способом в парах в различных и. п.: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на животе и т.п. (50 раз);

9. То же, но изменяя и. п. после выполнения каждой передачи или серии передач (50 раз);

10. Передачи мяча в положении сидя с одновременным выполнением разнообразных движений ногами (например, поочередное сгибание —разгибание ног, как при езде на велосипеде; непрерывное сведение — разведение прямых ног, скрестное движение ногами — «ножницы» и т.п.) (50 раз).

Организационно-методические указания при выполнении разновидностей приема:

1. педагогу контролировать и. п., характерное для каждого способа передачи мяча;

2. игроку постоянно держать в поле зрения партнера и защитника, мяч видеть за счет периферического зрения;

3. максимально быстро осуществлять подготовительную фазу приема, избегать скованности движений;

4. вышагивание выполнять синхронно с работой рук: добиваться согласованного движения рук, ног и туловища;

5. своевременно и рационально переносить массу тела в каждой фазе движения;

6. полностью выпрямлять руки и ноги в основной фазе;

7. выпускать мяч через указательные пальцы скатывающим движением первых фалангов: придавать мячу обратное вращение;

8. сопровождать полет мяча расслабленными кистями;

9. полностью расслаблять верхние конечности сразу после выпуска мяча;

10. своевременно приходить в стойку готовности по завершении основного действия.



6.2 Упражнения для обучения ведения мяча

1. Высокое ведение на месте поочередно правой и левой рукой в стойке с выставленной вперед ногой (50 раз);

2. Низкое ведение в положении сидя на стуле и в стойке нападающего на сильно согнутых ногах (50 раз);

3. Ведение на месте с различной высотой отскока (50 раз);

4. Ведение на месте в параллельной стойке с переводом мяча с руки на руку перед собой (50 раз);

5. Ведение на месте с элементами жонглирования:

- чередуя и. п.: сидя, лежа, стоя в выпаде, в широкой стойке, на одном или на двух коленях и т.п. (50 раз);

- с переводом мяча с руки на руку: под ногой, между ног, за спиной (50 раз);

- со сменой направления движения мяча: по кругу вокруг ноги или ног, по «восьмерке» и т. п. (50 раз).

6. Низкое ведение на месте с поворотом вокруг своей оси: правой рукой — против часовой стрелки, левой — по часовой стрелке (50 раз);

7. Высокое ведение в движении по прямой: одной и другой рукой (50 раз);

8. То же, но с переходом на низкое ведение на отдельных отрезках дистанции (50 раз);

9. То же, что в упр. 8, но с изменением высоты отскока по зрительному сигналу педагога или партнера (50 раз);

10. То же, что в упр. 8, но с переводом мяча с одной руки на другую перед собой по звуковым или зрительным сигналам (50 раз);

11. То же, что в упр. 8, но после обыгрывания условного защитника вышагиванием, скрестным шагом или поворотом в начале ведения (50 раз);

12. Высокое ведение в заданном коридоре с изменением направления движения переводом мяча с руки на руку перед собой: «зигзаг» — 2 — 3 удара правой рукой с перемещением вправо-вперед, перевод мяча на левую руку; 2 — 3 удара левой рукой с перемещением влево-вперед, перевод мяча на правую руку и т.д. (50 раз);

13. Низкое ведение в движении при пассивном сопротивлении отступающего приставными шагами в защитной стойке условного соперника (50 раз);

14. То же, но с обыгрыванием защитника в движении переводом мяча перед собой в указанных точках площадки (50 раз);

15. То же, но по зрительному сигналу партнера или педагога (50 раз);

16. Чередование высокого и низкого ведения в движении с изменением его направления: по разметке площадки, с обводкой переносных стоек, стульев или набивных мячей («змейкой»), гимнастических скамеек, обручей и т.п. (50 раз);

17. То же, но в сочетании с выполнением различных заданий, требующих переключения зрительного анализатора (например, обводка круга и полукругов разметки баскетбольной площадки с подсчетом разноцветных кеглей или геометрических фигур разной формы или цвета, находящихся внутри их, и т.п.) (50 раз);

18. «Длинное» ведение: преодоление заданных отрезков площадки с указанным количеством касаний мяча (например, дойти от центральной линии до корзины в три отскока мяча) (50 раз);

19. Чередование высокого и низкого ведения с изменением скорости передвижения по зрительным сигналам партнера или по ориентирам (50 раз);

20. То же, но при пассивном сопротивлении условного защитника (50 раз).

Организационно-методические указания при выполнении приема:

1. занимать рациональное и. п. перед началом ведения: при ведении правой рукой — правая нога сзади; при ведении левой — левая сзади; определять рабочую кисть (дальняя от защитника), располагать ее по центру, а поддерживающую кисть на боковой поверхности мяча; укрывать мяч выставлением локтя поддерживающей руки и поворотом туловища; голову держать прямо;

2. при ведении на месте ногами пружинить синхронно с движением рукой: сгибать при выталкивании мяча вниз и разгибать при встрече мяча после отскока;

3. контролировать высоту отскока мяча: при высоком ведении он не должен подниматься выше пояса;

4. при встрече с мячом кисти незамедлительно начинать уступающее движение в лучезапястном и локтевом суставах: добиваться эффекта «прилипания» кисти к мячу;

5. толкать мяч пальцами, давить на него упругой кистью с разведенными пальцами: не ударять и не шлепать по мячу; ладонью мяча не касаться;

6. высоту отскока изменять за счет сгибания ног: туловище вперед сильно не наклонять;

7. при низком ведении основное внимание уделять работе кисти: кисть не закрепощать, сохранять подвижность в лучезапястном суставе; укрывать мяч выставлением свободной руки и поворотом туловища;

8. начинать ведение в движении с выпуска мяча: опорную ногу, удерживая мяч в руках, не отрывать; избегать пробежки;

9. при ведении в движении посылать мяч несколько вперед и в сторону от носка одноименной с ведущей рукой ноги: перед собой мяч не толкать;

10. изменять угол наложения кисти на мяч в зависимости от скорости движения игрока.



6.3 Упражнения для обучения бросков мяча
  1. Имитация изучаемого способа броска без мяча по разделени­ям в сочетании с воспроизведением элементов техники в обрат­ной последовательности (50 раз);

  2. Многократное выполнение выпуска мяча вверх над собой из различных и. п.: стоя в стойке нападающего, сидя на стуле или на полу, стоя на коленях, лежа на спине (50 раз);

  3. Выполнение передачи-броска изучаемым способом по сред­ней и высокой траекториям на ориентир: поднятые вверх руки партнера, цель на стене, горизонтально натянутый шнур и т. п. (50 раз);

  4. Выполнение изучаемого способа броска в корзину с близкой дистанции под углом 30 — 45° к щиту: бросок с отскоком от щита (20 раз);

  5. То же, но располагаясь прямо перед щитом: «чистый» бросок без использования отскока от щита (20 раз);

  1. То же, что в упр. 6 и 7, но чередуя броски под разными углами по отношению к щиту (20 раз);

  2. Штрафные броски изучаемым способом (20 раз).

  1. Чередование дистанционных бросков изучаемым способом с различного расстояния до корзины (20 раз);

  2. То же, но при пассивном сопротивлении условного защит­ника (20 раз);

  3. Выполнение бросков изучаемым способом с различных ди­станций в личном соревновании на:

  • количество попаданий в серии бросков с одной или несколь­ких точек;

  • количество двойных (2 подряд) или тройных (3 подряд) по­паданий в серии бросков.

  1. Максимальное количество бросков без промаха (20 раз);

  2. Быстрота достижения заданного количества попаданий (50 раз);

  3. Быстрота достижения заданного количества двойных или трой­ных попаданий (100 раз);

  4. То же, но в командных соревнованиях на результативность бросков;

  5. Выполнение разновидностей приема с места в сочетании с последующими двигательными действиями между бросками: выполнением акробатических элементов (приседаний, кувырков, переворотов в сторону и т.п.) и дальнейшим перемещением на другую точку для очередного броска; челночными рывками между указанными точками; передвижением на подбор мяча и овладением отскоком и т.п.

  6. То же, но в личных и командных соревнованиях на точность бросков.

  7. Сочетание разновидностей бросков с места с другими игровыми приемами нападения, предшествующими им: остановками, поворотами, финтами, ловлей и передачей мяча, ведением (по мере освоения техники игры).

  8. Воспроизведение завершающего момента выпуска мяча: перекатывание мяча («щелчок») на тыльную поверхность кистей обеих рук или кисти рабочей руки.

Организационно-методические указания при выполнении разновидностей бросков:

1. принимать устойчивое и рациональное и. п.: для броска одной рукой — одноименная нога впереди (носок направлен на корзину); для броска двумя руками — параллельное расположение стоп на одном уровне или с выставлением вперед любой ноги, нацеленной на корзину;

2. туловище и голову держать прямо, а плечи — на одном уровне; взгляд концентрировать на точке прицеливания;

3. надежно удерживать мяч пальцами (ладонями мяча не касаться), быстро выносить его в и. п. для броска; при бросках одной рукой рабочую кисть располагать на середине мяча, а поддерживающую — на его боковой поверхности;

4. при замахе «взводить» (максимально «брать» на себя) кисти обеих рук или кисть бросающей руки; оптимально разводить локти при броске двумя руками и располагать локоть бросающей руки под мячом и в одной вертикальной плоскости с одноименной ногой и корзиной при броске одной рукой;

5. при броске плавно разгибать руки или бросающую руку, мягко совершать бросковое движение; согласованно с руками выпрямлять ноги;

6. в момент выпуска мяча сохранять вертикальное положение головы и тела; выпускать мяч скатывающим движением через указательные пальцы обеих кистей или указательный палец бросающей кисти после полного их или ее сгибания вперед;

7. исключать участие в броске поддерживающей руки; своевременно (за мгновение до выпуска мяча) отводить ее в сторону;

8. после выпуска мяча сопровождать его полет расслабленными кистями или кистью рабочей руки, тянуться за мячом, поднимаясь на носки;

9. после завершения броскового движения приходить в устойчивое положение и быть готовым к дальнейшим действиям (например, к подбору мяча или перемещению по площадке).

10. При изучении способов броска одной рукой высоту подъема локтя бросающей руки (на одну четверть, на половину или на три четверти) варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и их физических способностей.



6.4 Подвижные игры с элементами баскетбола для младших школьников

1. Передал – садись! 

Играющих выстраивают в две – три колонны. Перед ними на расстоянии 2 – 4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча) первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следует передачи вторым игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх – и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.

2. Мяч среднему.

Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с баскетбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно.

3. Гонка мячей по шеренгам.

Две команды выстраиваются шеренгами. У первых игроков по мячу. По сигналу мяч передается стоящему рядом, тот следующему и так до последнего, который в том же порядке передает его назад. Передачи следуют обусловленным способом. Количество игроков в шеренгах одинаково. Выигрывает команда, закончившая передачи первой.

4. Вызов номеров.

Две равные команды встают за лицевой линией с обеих сторон щита. Рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за игроками на все время игры. Перед каждой командой ставится мяч. Тренер называет номер игрока, например, три. Оба третьих номера выбегают вперед, берут мяч и ведут его до стоек, обводя их, и возвращаются назад, поставив мяч на прежнее место. Затем вызываются другие номера. За каждого игрока, пришедшего первым, команда получает очко. За пять минут нужно набрать большее количество очков.

5. Баскетбольные салочки.

Одна команда, владея мячом, водя его и передавая друг другу, старается осалить мячом игроков другой команды. Салить можно, только не выпуская мяч из рук. Пробежки и осаливание броском мяча не допускаются. Осаленные садятся на скамейку. Затем команды меняются ролями. Играют оговоренное время, выигрывает команда, осалившая большее число соперников; если играют до осаливания всех игроков убегающей команды, то выигрывает команда, справившаяся с задачей быстрее.

6. “Играй, играй, мяч не теряй”.

Задачи: Учить детей слушать сигнал. Формировать умения управлять мячом.

Все дети располагаются на площадке, каждый свободно играет с мячом. После сигнала передача все должны поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Выигрывают те дети, которые не получают штрафных очков.

Вариант. После сигнала все игроки должны правильно показать технику удержания мяча или принять стойку баскетболиста.

7. “Вызови по имени”.

Задачи: Учить детей ловить мяч, умение согласовывать действия.

Дети делятся на команды и образуют круги. В центре круга – ребенок с мячом. После сигнала, он бросает мяч вверх и называет по имени того, кому предназначен мяч, тот должен успеть поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого-либо. Выигрывает команда, меньше количество раз уронившая мяч.

8. “10 передач”


Задачи: Учить детей передавать – ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищем.

Дети становятся с парами на расстоянии 2 м один от другого, у каждой пары по мячу. По сигналу они начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить мяч. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча на землю.

9. “Гонка мячей по кругу”.

Задачи: Развивать быстроту в передаче мяча, умение сосредоточиться при выполнении задания. Воспитывать ответственность перед товарищами.

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размеров. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу, старясь, чтоб один мяч догнал другой.

10. “Поймай мяч”.

Задачи: Учить детей передавать мяч одной рукой от плеча. Воспитывать умение прийти на помощь товарищу.

Дети делятся по трое. Двое друг против друга перебрасывают мяч. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

11. “У кого меньше мячей”.

Задачи: Учить детей передавать – ловить мяч, развивать умение ориентироваться по площадке.

Дети делятся на две равные команды. Площадка разделена сеткой. У каждого игрока мяч, по сигналу дети перебрасывают мячи на сторону противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

12. “Мотоциклисты”.


Задачи: Совершенствовать ведение мяча на месте и в движении, приучать детей видеть площадку.

На площадке размечается дорога шириной 2-3 м. Все дети – мотоциклисты, они свободно ведут мяч. Педагог – регулировщик, с красным и зеленым флажком. Если регулировщик показывает красный флажок, мотоциклист останавливается, но мотор не выключает – ведет мяч на месте. Когда зеленый флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без остановки – провести мяч в движении. (Движение по улице проходит в одном направлении).

13. “Скажи, какой цвет”.

Задачи: учить вести мяч правой и левой рукой, приучать детей видеть площадку.

Все дети свободно ведут мяч по площадке. У педагога флажки разных цветов. Ребенок, около которого останавливается педагог и показывает флажок какого-либо цвета, должен ведя мяч на месте, сказать, какого цвета флажок показывает педагог. (педагог может показать палочки, а игрок должен сказать, сколько их).

14. “Ловишки парами”.

Задачи: учить вести мяч бегом. Воспитывать честность, справедливость в игре.

Дети делятся по двое, каждый из них имеет мяч. Один ребенок в паре – водящий, его цель — ведя мяч, коснуться рукой товарища по паре. Если ему это удается, другой ребенок становится водящим, а бывший водящий свободно ведет мяч.

15. “Ловишки с мячом”.

Задачи: Учить детей вести мяч в правильной стойке правой рукой бегом, меняя направлении и скорость передвижения.

Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, ведя мяч. Цель водящего – ведя мяч, осалить рукой товарища. Если ему это удается, осаленный становится водящим.

16. “Пять бросков”.

Задачи: Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений.

Дети располагаются возле корзин на расстоянии 1-2 м от корзины. Дети бросают мячи в корзину, каждый подбирает свой мяч и опять бросает. Побеждает тот, кто быстрее попадает 5 раз в корзину, бросая мяч указанным способом.

17. “Метко в корзину”.

Задачи: Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину. Воспитывать ответственность и выдержку.

Дети распределяются на команды по числу щитов на площадке, и становятся в середине ее на указанные места. У первых игроков в руках мяч. По сигналу каждый ведет мяч к щиту, останавливается, бросает мяч указанным способом, ловит и передает его следующему товарищу по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.

Вариант. Броски мяча в корзину без ведения мяча.

18. “Мяч ловцу”.

Задачи: Учить детей применять разученные действия с мячом, сочетать передачу, ловлю и ведение мяча. Способствовать воспитанию коллективизма, развитию совместных действий.

На площадке чертят 3 круга, один в другом: первый диаметром 1м, второй – 3м и третий 5 м. В первый круг становится ловец, второй круг свободен, в третий становятся защитники (4-6 человек). 2 команда – игроки поля. Игроки поля ведут мяч, стараясь передавать его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч. Выигрывает та команда, которая большее количество раз перебросить мяч своему ловцу.

19. Мяч своему.

Две команды по 6-7 игроков. Один из игроков становится в круг (диаметр 2 м) – ловящий. Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные располагаются произвольно. После розыгрыша в центре завладевшие мячом, передавая мяч друг другу, стараются подвести его к кругу и передать своему ловящему. Выигрывает команда, ловящий которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5 - 10 минут). Игра по баскетбольным правилам.

20. Салки с передачей мяча водящему.

У всех играющих по баскетбольному мячу. Они перемещаются по площадке, убегая от водящих, и выполняют ведение мяча. Водящих в начале игры двое, у них один баскетбольный мяч. По сигналу учителя водящие, передавая мяч друг другу, перемещаются по площадке и стараются осалить играющих. Салить можно только касанием мяча, который держит в руках любой из водящих. Осаленный игрок кладет свой мяч на площадку и присоединяется к водящим, таким образом, в ходе игры число водящих все время увеличивается, а число убегающих уменьшается [3].



7 глава. Жесты судей

Жесты, связанные с игровыми часами:

Засчитывание очков:

Замена и тайм-аут:

Информативные:

Нарушения:

Номера игроков:

Типы фолов:

Особые фолы:


Проведение наказания за фол:

Показ перед секретарским столом:





Проведение штрафных бросков – Активный судья (Ведущий):

Проведение штрафных бросков – Пассивный судья (Ведомый и Центральный):



8 глава. Тактика игры

Тактика игры — это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники игры [8].

Тактику баскетбола разделяют на две большие группы: нападения и защиты. Каждая из них подразделяется ещё на несколько типов по принципу организации действий: индивидуальные, групповые, командные.

Групповая тактика представляет из себя различные комбинации атаки и защиты. Она включает определенное согласованное действие между 2-3 игроками команды. Для атаки типичны передача мяча, выход на свободное место, пересечение, заслоны, а для защиты подстраховка или переключение.

Индивидуальная тактика. Действия защитника, направленные на предотвращение получения противниками очков. К ним относятся опека нападающих оппонента, создание помех для игры противников в передачу, борьба за мяч и его отскок от щита в случае броска.

К трём основным вариантам индивидуальных действий в обороне относят: действия против игрока с мячом или без мяча, борьба с нападающими противника в меньшинстве (два на одного).

Командная тактика. Как и в случае с командными действиями в атаке, оборона располагает аналогичным набором систем, использование которых зависит от схемы атакующих действий противника.

Тактические комбинации. Заранее отработанные действия перемещения и передач между баскетболистами, включёнными в общую тактическую систему. При этом к использованию комбинаций имеет смысл переходить в том случае, если у команды нет превосходства в физической или тактической подготовке над противником. Цель большинства вариаций комбинационной игры — вывести одного из форвардов под кольцо для выполнения броска с близкой дистанции [6].

8.1 Тактическое взаимодействие «Двойка»

Типичным взаимодействием двух игроков с использованием не-подвижного заслона является «двойка». Для его осуществления атакующий игрок передает мяч партнеру и ставит для него заслон. Нападающий, получив мяч, использует финт вышагиванием на проход.

Как только заслон поставлен, он стремительно прорывается в сторону заслона и завершает проход броском из-под щита. Игрок, поставивший заслон, преграждает путь защитнику и в случае расположения лицом к нему поворачивается кругом на ближней к корзине ноге для поддержки атакующего игрока (рис. 11, а). Если происходит переключение защитников, то следует передача поддерживающему игроку (рис. 11, б), выполнившему поворот, и уже он беспрепятственно атакует броском в движении из-под кольца. Взаимодействие «двойка» дает эффективный результат при выполнении его различными по функциям игроками и с разных позиций [1].

Рис. 11. Групповое взаимодействие «двойка» а ‒ с поддержкой атакующего игрока; б ‒ с передачей поддерживающему игроку




8.2 Тактическое взаимодействие «Тройка»

Противодействие «тройке» состоит в оказании активного «давления» на игрока, готовящего атакующую передачу, а также в своевременном переключении защитников во время постановки заслона и плотной опеке нападающего, выходящего для получения мяча (рис. 151). Если же переключение невыгодно, то следует использовать либо проскальзывание, либо упреждающее перемещение защитника в обход заслона в направлении ожидаемого выхода нападающего — так называемое упреждающее зашагивание (рис. 152). В последнем случае защитник, сопровождающий нападающего, ставящего заслон, должен быть в готовности совершить активное вышагивание к освобожденному заслоном игроку атаки, если тот неожиданно остановится с получением мяча на дальних подступах к корзине, угрожая позиционным броском с дистанции. Далее без промедления оба защитника мгновенно восстанавливают свои оборонительные позиции по отношению к непосредственно опекаемым соперникам. Чтобы повысить результативность взаимодействия игроков обороны и затруднить действия нападающим, защитник, оказавшийся в момент первой передачи на дальней от мяча стороне, обязан быстро реагировать на перевод мяча смещением (впрыгиванием) в его сторону отшагиванием от подопечного согласно принципам индивидуальной опеки нападающего без мяча [1].



8.3 Тактическое взаимодействие «Малая восьмёрка»

Противодействие «малой восьмерке» осуществляется либо переключением (рис. 153), либо проскальзыванием игроков защиты (рис. 154). Переключение целесообразно, когда равные по силам защитники опекают потенциально равных нападающих. В противном случае применяют проскальзывание. Причем его должен производить защитник, опекающий потенциально наиболее опасного в каждый момент розыгрыша мяча нападающего (т.е. игрока, получающего мяч от дриблера). А другой защитник, чтобы избежать столкновения с партнером, выполняет своевременное отступание с последующим возвращением к опекаемому сопернику. Таким образом, при противодействии «малой восьмерке» проскальзыванием отступание постоянно приходится совершать защитнику, оказывающемуся в средней позиции, а его товарищ, перемещающийся с фланга, всегда пробивается за своим подопечным кратчайшим путем.

Эффективным противодействием «малой восьмерке» является также организация группового отбора (рис. 155). Для этого средний защитник неожиданно преграждает путь нападающему, получившему мяч, и совместно с партнером, перемещающимся с фланга и непосредственно опекающим его, осуществляют активное «давление» на мяч. Успех такого взаимодействия зависит от согласованности и решительности действий игроков защиты [1].



8.4 Тактическое взаимодействие «Скрестный выход»

Противодействие «скрестному выходу», прежде всего, предусматривает попытку воспрепятствовать передаче мяча центровому (рис. 156). С этой целью защитник, опекающий центрового, выдвигается перед ним со стороны мяча. Ему может оказать помощь партнер, противодействующий игроку без мяча. Он должен быстро отступить от своего подопечного и занять позицию перед центровым соперников. Третий защитник также смещается ближе к середине площадки.

Если же передача центровому проходит, крайние защитники могут отступить назад и встать на одну линию с ним, упреждая его активные действия и возможное наведение (рис. 157). Когда же и этот контрманевр заблаговременно не удался, то остается только сопровождать своих подопечных, стремясь проскользнуть за ними через заслон при наведении или переключиться в момент пересечения (рис. 158). Причем защитники должны прорываться внутрь и оказаться в позиции ближе к мячу, чем их новые подопечные [1].


8.5 Условные обозначения в баскетболе




Список литературы
  1. Баскетбол теория и методика обучения Нестеровский Д. И. [сайт]. – URL: https://textarchive.ru/c-1455478-p8.html (дата обращения 25. 04. 21)

  2. ГоСпорт История возникновения баскетбола [сайт]. – URL: https://go-sport.ru/article/istoriya-poyavleniya-basketbola/ (дата обращения 10. 02.21)

  3. Инфоурок Подвижные игры с элементами баскетбола [сайт]. – URL: https://infourok.ru/podvizhnie-igri-s-elementami-basketbola-dlya-klassov-2234825.html (дата обращения 05. 05. 21)

  4. Крамб Спортивные покрытия [сайт]. – URL: https://crumb.ru/marking/all_basket/ (дата обращения 22.02.21)

  5. РашаБаскет [сайт]. – URL: https://russiabasket.ru/Files/Documents/Официальные%20Правила%20Баскетбола%202017.pdf (дата обращения 15. 03. 21)

  6. Спорт и фитнес [сайт]. – URL: https://sportyfi.ru/basketbol/taktiki/ (дата обращения 15. 03. 21)

  7. СПОРТВИКИ Спортивная энциклопедия [сайт]. – URL: http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/basketbol/ (дата обращения 02.02.21)

  8. Спортивная школа олимпийского резерва № 56  Департамента спорта города Москвы (ГБУ «СШОР № 56» Москомспорта) [сайт]. – URL: http://new.sdushor56-basket.ru/index.php/o-shkole/o-basketbole (дата обращения 10. 02. 21)

  9. Студопедия [сайт]. – URL: https://studopedia.ru/23_3480_vzaimodeystvie-dvuh-igrokov.html (дата обращения 20. 03. 21)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебно-методический комплект по баскетболу

Автор: Любякина Татьяна Александровна

Дата: 16.12.2021

Номер свидетельства: 595082


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства