kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методический комплекс по баскетболу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно методический комплекс по баскетболу для начинающих учителей физической культуры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс по баскетболу»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра физической культуры
















Учебно-методический комплект по баскетболу с методикой преподавания.











Мозгов Е.С

Группа 38ф

Преподаватель:

Шумаров А.И









Екатеринбург

2019

Содержание

Пояснительная записка 3

1.История возникновения и эволюция игры, современное представление. 5

2 Игровая площадка и оборудование 16

3.Методика обучения техническому элементу игры. 20

4.Тестовые задания. 25

5.Система розыгрыша, таблица (круговая, олимпийская, смешанная) Расписание, официальный протокол соревнований. Формулы. 28

6.Система специальных упражнений для обучения, закрепления, совершенствования тех. элементов в нападении (техника владения мячом, ловля и передача, ведение). 36

6.1 Ловли и передачи мяча 36

6.2 Ведение мяча на месте, в движении. 40

6.3 Броски мяча 42

7.Судейская Жестикуляция 47

8. Тактика игры. (Взаимодействие в двойках, тройках, восьмерках, скрестный выход). 54

9.Список литературы 58




Пояснительная записка

Учебно-методический комплект направлен на содействие улучшению здоровья учащихся. Среди спортивных игр, баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Баскетбол как нельзя лучше способствует физическому развитию растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость, а самое главное ум.

Целью УМК является: 1. Приобретение учащимися и преподавателей необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений в баскетболе, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни;2. Воспитание навыков для самостоятельных занятий баскетбола и умения вести здоровый образ жизни;3. Развивать физические качества, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности учебного процесса.

Основной показатель работы секции- выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической технической подготовленности.

Задачи:

Образовательные: техника перемещения без мяча, броски в корзину, ловля и передача мяча. Тактическим взаимодействиям при игре в защите, нападении, сочетание технике физических упражнений.

Развивающие: ловкость, быстрота, силовые качества, скоростная выносливость, координация, гибкость.

Воспитательные: морально-волевые, коллективизм, дисциплинированность, взаимовыручка, товарищество, ответственность, самостоятельность, активность.

Так же входит, общая- физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная- развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для баскетболистов. Рабочая программа на 1 учебный год построена с учетом возрастных особенностей, занимающихся в группе. Возраст учащихся 8-11 лет.

В процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие навыки:

- освоить терминологию по баскетболу

-обеспечение всесторонней физической подготовки по баскетболу

-теоретические и практические занятия баскетбола

-умение игры в баскетбол

-сознательной дисциплине

-воспитывать такие качества: самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.


1.История возникновения и эволюция игры, современное представление.

Баскетбол-(англ.basket- корзина,ball-мяч)- спортивная командная игра с мячом .В баскетбол играют две команды , каждая из которых состоит из пяти полевых игроков. Цель каждой команды – забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину.

Первое упоминание об игре, похожей на баскетбол, относится к седьмому веку до нашей эры. Индейцы племени инков в Мексике увлекались игрой в «пок-та-пок», суть которой сводилась к тому, что игроки пытались забросить мяч в кольцо. Причем «мячом» служил каучуковый круглый шар, а «забрасывать» его полагаясь локтями или бедрами. Если к этому добавить, что кольцо располагалось довольно высоко, да еще перпендикулярное земле, то, видимо, один заброшенный шар зачастую решал исход поединка.

Много позже в 16-м веке нашей эры «баскетбольные» забавы ацтеков в Мексике были не столь безобидны. Игра «олламалитцли» предусматривала попадания тяжелыми каучуковым мячом в каменное кольцо, прикрепленное к стене. Игрок, который совершал удачный бросок, имел право «облачиться» в одежду любого из зрителей. А капитан проигравшей команды части подвергался суровому наказанию – его лишали головы.

На гравюре, выполненной в 1603 году Брюисом, изображена игра- предшественница баскетбола, а Вьет в «Энциклопедии спорта»1818г.

описал игру, которой увлекались во Флориде: кто чаще забросит мяч в корзину, прикрепленную к вершине шеста.

В более позднее время появились игры с мячом, напоминающие современную игру в баскетбол. Например в Древнем Риме –«харпастум», в Италии- в «калчио».

В период первобытнообщинного строя игры помогали получать хорошую физическую подготовку к суровым условиям жизни того времени, обусловливались трудовой деятельностью и бытом людей.

В дальнейшем, начиная с периода родового общества, игры, особенно в мяч, постепенно отделяются от трудовой деятельности и становятся атрибутом инициации, посвящений, плясок, праздников. С того периода они становятся ритуальными атлетическими играми.

Игры имели много общего, но ограниченные контакты между людьми не девали им возможности широко развиваться.

Зимой 1891 года студентам колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодёжи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.

Выход из казавшегося тупиковым положения нашёл преподаватель колледжа Джеймс Нейсмит. 1 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников.

Идея этой игры у него зародилась ещё в школьные годы, когда дети играли в старинную игру «duck-on-a-rock»(«Утка на камне»). Смысл этой популярной в то время игры заключался в следующем: подбрасывая небольшой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

Вполне прагматично названная «баскетбол» игра лишь отдалённо напоминала современный баскетбол. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

Очень быстро, начиная с 1895 года, баскетбол из США проникает сначала на Восток – в Японию, Китай, на Филиппины, а также в Европу и Южную Америку.

В 1904 году на Олимпийских играх в Сент-Луисе (США) американцы организовали показательный турнир между командами нескольких городов. Такие же показательные турниры были проведены на Олимпиадах 1924(Париж), 1928 (Амстердам).

В ряде стран были созданы баскетбольные ассоциации, но организационная разобщенность мешала международным контактам и тормозила дальнейшее развитие баскетбола. 18 июня 1932 в Женеве состоялась первая международная конференция национальных баскетбольных ассоциаций. Совещание приняло решение о создании Международной Федерации баскетбольных ассоциаций (ФИБА). Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах.

В 1935 году Международный олимпийский комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта.

Олимпийский дебют баскетбола состоялся на ХI Олимпийских играх в Берлине в 1936. В турнире приняли участие мужские команды из 21 страны. Соревнования проходили на открытых площадках, все последующие олимпийские турниры проводились в закрытых помещениях. Первым олимпийским чемпионом стала команда США.

Этапы развития баскетбола.

I этап - 1891 - 1918 гг. - этап становления баскетбола как новой игры. Созданный для оживления уроков гимнастики, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями. Созданы первые официальные правила игры, определилось формирование её техники и тактики, произошло закрепление игровых функций участников команды.

II этап - 1919 - 1931 гг. - характеризуется созданием национальных федераций баскетбола, что оказало положительное влияние на его дальнейшее развитие. В этот период проводятся первые международные баскетбольные турниры.

III этап - 1932 - 1947 гг. - характеризуется всемерным развитием мирового баскетбола. Знаменательным событием явилось создание ФИБА, включение баскетбола в олимпийские виды спорта. Выход советских баскетболистов на международную арену. Появление новшеств в технике и тактике.

IV этап - 1948 - 1965 гг. - характеризуется не только бурным распространением игры во всем мире, но и значительным скачком в росте мастерства спортсмена. Появление броска одной рукой, бросков, более сложных по технике и трудных для отражения защитой, соперником. Выход мини-баскетбола на мировую арену.

V этап - 1966 - 1990 гг. - характеризуется увеличением числа национальных федераций. Появление профессионального баскетбола НБА. Укрепление международных связей, новшества в технике и тактике игры. Совершенствование правил соревнований и методики судейства.

Баскетбол в России

В России первое упоминание о баскетболе относится к первому году двадцатого столетия и принадлежит пропагандисту физкультуры и спорта Г. Дюперрону. Однако первые матчи баскетболистов состоялись лишь в 1908 году. В обществе «Маяк» были созданы четыре баскетбольные команды, названные по цвету маек - «лиловые», «зеленые», «белые», «красные», которые разыграли первый официальный баскетбольный турнир для баскетболистов России первым, в полном смысле слова международным, матчем можно, вероятно, назвать игру между спортсменами клуба «Маяк» и командой американцев - членов Союза христианской молодежи. Сильнейшая команда общества «Маяк» -команда «лиловых» - под руководством капитана Степана Васильева выиграла у команды из США.

Вслед за обществом «Маяк» баскетбольные команды появились в спортивном обществе «Богатырь», а за ними в других городах. Баскетбол постепенно распространился по городам Украины, Белоруссии, в Закавказье, на Дальнем Востоке.

В 1913 году в Петербурге были изданы первые баскетбольные правила. В 1916 году опубликовано первое описание игры. Однако свое настоящее признание и развитие в России баскетбол получил лишь после Октябрьской революции. В 1919 году журнал «Русский спорт» поместил первые статьи о баскетболе, о соревнованиях между спортивными клубами, проведенных 25 мая 1919 г., посвященных введению Всеобуча.

Окружные управления Всеобуча оказали большое влияние на развитие баскетбола. С 1920 года баскетбол включен в программу физкультурных праздников Уральской олимпиады, Московской губернской олимпиады и т.д. В этом году баскетбол как самостоятельный предмет был введен в физкультурных учебных заведениях. Специалисты, окончившие эти учебные заведения, стали первыми пропагандистами баскетбола в России.

В 1923 году баскетбол был включен в программу 1-го Всесоюзного праздника физической культуры, проводившегося в Москве. Этот турнир принято считать первым чемпионатом страны. Победителями соревнований стали женская команда Ленинграда и мужская команда Москвы.

В 1923-1928 гг. начала формироваться отечественная школа баскетбола. Этот этап характерен поиском новых методов подготовки команд, новых технических приемов и форм ведения игры.

В 1928 году на 1 Всесоюзной спартакиаде гостями были мужская и женская рабочие команды баскетболистов Франции.

В 1931 году был введен комплекс «Готов к труду и обороне», ставший основой системы физического воспитания, что позволило привлечь широкие слои молодежи к занятиям баскетболом, значительно улучшить учебно-тренировочную работу с командами, которая строилась на всесторонней физической подготовке игроков.

В 1940 году в состав бывшего Советского Союза вошли прибалтийские республики. Баскетбол в этих республиках находился на высоком уровне развития. Команды этих республик имели большой опыт международных встреч. В эти годы заметно усилилась учебно-методическая работа. Появились новые печатные труды, выпущенные сначала ленинградским, а затем московским институтами физической культуры. В этом же году вышла первая официальная программа по баскетболу для секций КФК, установившая некоторое единство в методике обучения и тренировки. Вслед за программой было выпущено «Учебное пособие по баскетболу».

Даже в военные годы в ряде городов продолжалась работа по баскетболу. Летом 1944 года после трехлетнего перерыва в Тбилиси было проведено одиннадцатое первенство страны, а в 1945 году, за несколько дней до окончания войны, в Каунасе состоялся традиционный матч восьми сборных команд городов.

На этапе 1946-1970 гг. проходило совершенствование отечественной школы баскетбола, создавалась система спортивной подготовки, и в итоге - успешный выход на международную арену.

В 1947 году Всесоюзная баскетбольная Федерация вступает в члены ФИБА, получив право участвовать во всех соревнованиях, организуемых ФИБА. В том же году сборная мужская команда приняла участие в первенстве Европы, завоевав звание чемпиона.

В 1950 году женская сборная команда впервые приняла участие в чемпионате Европы. Проведя все встречи на высоком уровне и победив, команда стала чемпионом Европы.

В 1952 году мужская сборная команда стартовала на XV Олимпийских играх, завоевав второе место. Занявшая первое место команда США имела по сравнению с нашей командой значительное преимущество в росте игроков.

В 1957 году сборная женская команда впервые участвовала в чемпионате мира, где заняла второе место, проиграв в финале три очка сборной команде США - победительнице предыдущего первенства. Мужская сборная команда впервые приняла участие в чемпионате мира в 1959 году. Баскетболисты выиграли все встречи, в том числе и у американской команды, но были лишены титула чемпионов мира в результате беспрецедентного решения ФИБА, которая дисквалифицировала сборную мужскую команду за отказ играть с командой острова Тайвань. Звание чемпионов мира было присуждено национальной команде Бразилии.

Весьма ответственным для баскетбола явился 1972 год. На XX Олимпийских играх в Мюнхене сборная мужская команда победила всех соперников, завоевав золотые медали олимпийских чемпионов. В том памятном матче решающий бросок Александра Белова на последней секунде игры принес победу в финале над сборной США - 51:50.

Сборная мужская команда является четырехкратным серебряным 1952,1956,1960,1964 гг. и трехкратным бронзовым 1968,1976,1980 гг.призером Олимпийских игр, трехкратным чемпионом мира 1967,1975,1982 гг. и многократным чемпионом Европы. Сборная женская - двукратный чемпион Олимпийских игр 1976,1980 гг. и многократный чемпион мира и Европы.

Эволюция правил игры в баскетбол и её влияние на развитие техники и тактики игры

Параллельно с ростом популярности баскетбола эволюционировали и правила игры: они узаконили ведение мяча, ставшего опять-таки «по вине правил» современным по баскетбольным параметрам. Позади корзин были установлены щиты: сначала как защитная преграда от эмоциональных болельщиков, располагавшихся на балконе, а затем и как средство усложнения игры появился новый игровой прием - добивание мяча, отскочившего от кольца или щита. Так щиты стали важной частью оборудования площадки. В 20-х годах было принято правило, согласно которому пострадавший от нарушения законов игры сам пробивал штрафные броски на первых порах эту процедуру доверяли выполнять игроку, специализировавшемуся именно в пробивании штрафных.

Хенк Луизетти - «звезда» команды Стенфордского университета середины 30-х годов - вошел в историю баскетбола как популяризатор броска в прыжке. Теперь этот бросок - основное средство нападения для игроков любого уровня подготовленности.

В 1936 году с отменой спорного броска в центре площадки после каждого попадания значительно возрос темп игры. А с разрешением физического контакта соревновательная игра стала захватывающе атлетической.

Продолжая совершенствоваться, правила увеличили продолжительность и повысили строгость контроля времени игры, разрешили тренерам проводить замены и брать минутные перерывы. В то же время правило «трех секунд» наказывало игрока, который дольше названного регламента находился в запретной зоне области штрафного броска, пока команда владела мячом. Позднее эта запретная зона стала шире что позволило хоть в какой-то степени нейтрализовать преимущество очень высоких игроков, а в 1956 году ФИБА вторично увеличила размеры зоны «трех секунд».

Сегодня баскетбол - один из наиболее зрелищных видов спорта. По мере развития игры растет число всевозможных турниров и чемпионатов. Теперь ФИБА отвечает за олимпийские турниры ни баскетболу, чемпионат мира и континентов, розыгрыши межконтинентального и европейского кубков.



Современное представление.

Первой международной организацией, взявшей на себя руководство развитием баскетбола, была Международная любительская легкоатлетическая федерация /ИААФ/. В августе 1926 года на VIII конгрессе ИААФ в Гааге в рамках этой федерации создали специальную комиссию для контроля за всеми ручными игроками с мячом. Интерес к таким играм возник в ИААФ потому, что во многих странах ручные игры с мячом стали обычным элементом тренировки легкоатлетов в зимние месяцы.

В августе 1928 года на IX Олимпийских игр в Амстердаме создали самостоятельную международную любительскую федерацию игр с ручным мячом /ИАГФ/. В её состав вошли три технические комиссии по видам спорта /в том числе и по баскетболу/. Председателем комиссии по баскетболу избрали француза К. Бюпона, а секретарем - его соотечественника М. Барилля. Эта комиссия стала первой всемирной организацией, созданной для руководства развитием баскетбола. Но, просуществовав шесть лет, она практически так и не выполнила задуманную программу. Поэтому в сентябре 1934 года ИАГФ была вынуждена признать в качестве единственной, призванной руководить мировым баскетболом, - ФИБА.

В конце 20-х годов во многих странах уже действовали национальные баскетбольные организации, однако им не удавалось установить необходимый контакт с ИАГФ. К примеру, руководство ИАГФ не признавало Швейцарскую баскетбольную ассоциацию, которая отвела роль руководящего органа, несмотря на то что эта организация не провела не одного баскетбольного матча.

Неурядицы типа описанной привели к тому, что представители баскетбольных ассоциаций нескольких стран решили собраться с целью создания «своей» отдельной международной федерации.

18 июля 1932 года в Женеву съехались представители 11 стран. Под председательством Елмери Берн /США/ было принято решение утвердить устав новой федерации и основные принципы работы: выработать единые международные правила, курировать и оказывать поддержку официальным международным первенствам, турнирам, встречам любительских команд, помогать национальным федерациям в развитии баскетбола.

Первым крупным соревнованиям под эгидой ФИБА считается первый чемпионат Европы /Женева, 1935/.

Полная независимость ФИБА и даже признание этой федерации со стороны МОК еще не означали введение баскетбола в программу XI Олимпийских игр. По решению МОК, последовавшему после соответствующего требования федерации баскетбола Аргентины, баскетбол в течение нескольких лет входил в список олимпийских видов спорта. Однако полагать, что одного этого достаточно для возможного автоматического включения баскетбола в программу ближайшей Олимпиады, было бы преждевременным. Этот вопрос должен был решать оргкомитет по проведению Игр в Берлине.

Препятствием к благоприятному для баскетбола решению вопроса могло стать одно обстоятельство о баскетболе практически не имели представления в стране XI Олимпиады - Германии, где была распространена похожая на баскетбол, но совершенно иная игра - карбол.

Устав ФИБА был принят в 1932 году в Риме. Изменения в него вносятся раз в четыре года на конгрессах Федерации.

Уже в 1947 году членами ФИБА являлись 50 стран. В день 50-летия 1985 ФИБА объединяла 157 стран пяти континентов.

Главный орган ФИБА - конгресс, который проводится раз в четыре года. В промежутке между конгрессами руководящим органом является центральное бюро, обладающее полномочиями конгресса, которое собирается раз в два года. Между сессиями центрального бюро его функции выполняет исполнительная комиссия в составе семи человек.

Олимпийские игры под эгидой ФИБА проводятся по високосным годам. В промежутках между ними - чемпионаты мира четные года и чемпионаты континентов нечетные года.

На европейском континенте широкой популярностью пользуются розыгрыши Кубка европейских чемпионов участвуют чемпионы национальных первенств, Кубка обладателей Кубков вторые команды чемпионов стран или обладатели Кубка и многие другие соревнования.


2 Игровая площадка и оборудование

Баскетбольная площадка — это игровая площадка для игры в баскетбол, которая представляет собой прямоугольную плоскую твёрдую поверхность без каких-либо препятствий. Для официальных соревнований ФИБА размеры игровой площадки должны быть 28 метров в длину и 15 метров в ширину от внутреннего края ограничивающих линий. Для всех других соревнований существующие игровые площадки должны быть с минимальными размерами 28х15 метров.

Высота потолка или расстояние до самого низкого препятствия над игровой площадкой должны быть не менее 7 метров.

Игровая поверхность должна быть равномерно и достаточно освещена. Источники света должны находиться там, где они не будут мешать зрению игроков.




Баскетбольный щит — спортивный инвентарь, используемый в баскетболе. Он представляет собой прямоугольную или квадратную панель с закреплённым на ней баскетбольным кольцом. Баскетбольный щит имеет крепления для подвешивания на стене или столбе.

Правилами Международной федерации баскетбола установлен размер щита в 180х105 см. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 290 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,15 м от нижнего обреза щита и 3,05 м от уровня пола.


Баскетбольный мяч — накачанный мяч для игры в баскетбол. Мяч должен иметь сферическую форму и быть установленного оттенка оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов.




3.Методика обучения техническому элементу игры.

Баскетбол - эмоциональная игра, которая делает человека более общительным и контактным. Все эти особенности баскетбола являются эффективным средством физического воспитания. Нами разработан комплекс упражнений, который применяется на уроке, при изучении темы баскетбол.

Приёмы и действия, с помощью которых ведётся игра, позволяют начинать занятия с детьми 9-10 лет, используя для этого инвентарь и оборудование, соответствующие возрасту. Правильное понимание педагогических задач, особенно в работе с детьми, требует знаний о приёмах, технике, тактике и правилах игры в баскетбол.

Начинать обучение надо с правильных перемещений и параллельно этому изучать ловлю и передачи мяча, броски и ведение. Обучение перемещений включает:

изучение техники каждого приёма (бег, прыжки, повороты);

приобретение навыков сочетания приёмов перемещений между собой;

повышение качества выполнения каждого приёма

повышение способности свободного перехода от одного способа к другому в целях своевременного и эффективного маневрирования.

Первым изучается бег в сочетании с остановками, затем прыжки и повороты. Резко разграничивать время изучения отдельных приёмов не рекомендуется: как только усвоена правильная структура приёма, можно изучать новое. Используя естественные навыки в беге, следует вносить уточнения в технику постановки стоп на площадку, акцентируя внимание на перекате с пятки на носок и мягкой постановке стопы. При изучении остановки в два шага особое внимание обращается на перенос центра тяжести за пределы опоры и на погашение скорости разбега. Важным условием при изучении поворота является правильное положение опорной ноги, которую отрывать от пола нельзя. Прыжки изучаются вначале с места. Особое внимание надо обращать на приземление, а затем на вертикальность взлёта.

При выполнении упражнений должен соблюдаться дидактический принцип “от простого к сложному ” и следующие методы обучения: рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении.

При изучении технического элемента, такого как передача, сначала изучается передача двумя руками от груди. Внимание акцентируется на исходном положении и рабочей фазе. Затем изучают передачи в движении после двух шагов, потом в прыжке. Броски по кольцу - это самое интересное для детей, но чтобы добиться точности попадания надо хорошо изучить технику выполнения броска. Для отработки броска двух уроков физкультуры в неделю недостаточно, поэтому самое главное, чтобы учащиеся знали, как прицеливаться и куда смотреть, что завершающее движение делает кисть и что мяч должен забрасываться по высокой траектории. Начинать нужно броски под углом к щиту с близкого расстояния, что позволяет использовать щит как дополнительный ориентир. Затем изучается бросок в движении. Внимание обращается на формирование такого навыка, как получение мяча при ловле и возможность как можно быстрее перевести взгляд на корзину. Для того чтобы ученики больше старались акцентировать внимание на прицеливание и думать над движениями рук и ног, лучше выполнять это упражнение в соревновательной форме.

При изучении технического элемента, как ведение мяча, лучше начинать ведение с обычным отскоком. Внимание ученика должно быть обращено на то, что мяч отскакивает не выше бедра, локоть не поднимается вверх, кисть мягко толкает мяч вперёд и лежит не сверху на мяче, а сбоку. Изучение начинается стоя на месте, в движении вперёд, спиной вперёд, с изменением направления, с сопротивлением.

Все эти технические элементы изучаются с 5 по 11 классы, только упражнения постоянно должны усложняться в зависимости от того, как владеют ученики техникой и в каком они классе. Учащиеся получат много удовольствия от игры, если научатся выполнять основные приёмы техники: передачу, ведение и броски по кольцу. Достижение цели упражнения зависит от энтузиазма, с которым ученик выполняет его. Поэтому желательно вносить элемент соревнования. Часто учитель ищет новые упражнения, чтобы избежать монотонности на уроке, так как это вызывает быстрое чувство усталости и падение интереса к игре. Одно упражнение нередко объединяет два, три и большее количество игровых приёмов. Например, удержание, передачи и ловля мяча входят составной частью почти в каждое упражнение. Ведение мяча хорошо сочетается с остановками и поворотами.

Но игра в баскетбол невозможна без тактики. Основными задачами в обучении учеников тактическим действиям являются:

Развитие внимания, ориентировки и зрительной памяти на ситуацию.

Обучение основным индивидуальным и групповым действиям.

Развитие творческого мышления и воображения.

Ознакомление с основами систем ведения игры.

Для обучения тактики надо всегда иметь двустороннее взаимодействие противников. Это очень осложняет задачу обучения. Методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения и введение условностей.

Разминка с мячами.

- перебрасывание с руки на руку по высокой траектории. (По дуге)

- между ног “восьмёрка”.

- вращение вокруг туловища.

- вращение вокруг головы.

- подбрасывание мяча вверх с поворотом на 180 и 360 градусов.

- подбрасывание мяча перед собой вверх - ловля сзади.

- подбрасывание мяча из-за спины через правое и левое плечо.

- поймать мяч с наименьшим отскоком от пола.

- поднять лежащий мяч на полу одной кистью руки.

- перехватить мяч с правой руки на левую руку между ног.

Упражнения для изучения и закрепления броска в движении.

- с места два шага – передача в стену или партнёру.

- то же самое, но с палками, скакалками, обручами

-.с места один удар в пол, два шага – передача.

- у щита под углом 45 градусов на расстоянии двух шагов с одним ударом.

- после небольшого ведения.

- после передачи, ловля, два шага – бросок.

Внимание обращать на то, что с правой стороны первый шаг правой ногой, с левой – левой. Бросок выполняется в безопорном положении.

Упражнения с двумя мячами на развитие ловкости, координации.

- жонглирование.

- один катим - другой ведём.

- ведение двумя руками одновременно, попеременно.

- передачи в стенку.

- передачи в парах с отскоком один и по воздуху другой мяч.

- передачи в парах по воздуху двух мячей.

- передачи в парах с отскоком двух мячей.

Упражнения “в тройках”

- “восьмёрка” (куда отдал мяч, туда и бежишь, но за спину партнёра.)

- передачи со сменной мест.

- передачи через центрального игрока.

- передачи по кругу в правую и левую стороны..

Упражнения для совершенствования передачи и ловли мяча.

“Квадрат” с двумя мячами в четыре колонны:

1.передача вправо – убегаешь вправо.

2.передача вправо – убегаешь влево.

3.передача по диагонали – убегаешь вправо, (влево )

4. передача вправо – убегаешь по диагонали.

5. передача вправо – убегаешь влево.

6. передача вправо (влево ) – убегаешь во встречную колонну.

Игры, подводящие к игре баскетбол.

а) для совершенствования приставного шага защитника “Коршун, наседка, цыплята”

б) для совершенствования передачи и ловли мяча “Мяч капитану”

в) “Салки с мячом”. Двое водящих. При помощи передач надо задеть игроков только мячом. Бегать с мячом в руках нельзя.

г) “Невод”. То же самое, только кого задели, участвует вместе с водящими. Цель: Взаимодействие игроков и видение площадки.

е) для совершенствования дриблинга. Один мяч на пару. У кого нет мяча – надо им завладеть. Мячи у всех. Выбить чужой, не потеряв свой мяч.

Все эти упражнения не требуют сильного мастерства , а только внимание, ловкость и координацию движения. Подводящие игры и эти упражнения не дают детям почувствовать усталости, им становится интересно, а для учителя это является основной задачей на уроке. Интерес к упражнениям служит действующим и хорошим средством для овладения техническим элементам в игре баскетбол.


4.Тестовые задания.

Тест


1. Размеры баскетбольной площадки (м):

а) 26×14; б) 28×15; в) 30×16.

2. Ширина линий разметки баскетбольной площадки (см):

а) 5; б) 6; в) 8.

3. Диаметр центрального круга площадки (см):

а) 300; б) 360; в) 380.

4. Температура в зале при проведении соревнований:

а) 5 – 30°С; б) 15 – 30°С; в) 10 – 25°С.

5. Высота баскетбольной корзины (см):

а) 300; б) 305; в) 307.

6. Окружность мяча (см):

а) 60 – 65; б) 70 – 75; в) 75 – 78.

7. Размеры баскетбольного щита (см):

а) 120×180; б) 115×185; в) 105×180.

8. Вес мяча (г):

а) 600 – 620; б) 650 – 700; в) 600 – 650.

9. Во время игры на площадке с одной стороны может находиться (игроков):

а) 4; б) 5; в) 6.

10. Какой должна быть высота от пола до щита (см):

а) 270; б) 290; в) 275.

11. Майки игроков должны быть пронумерованы:

а) от 1 до 10; б) от 4 до 15; в) от 1 до 50.

12. В каком году появился баскетбол как игра:

а) 1819; б) 1899; в) 1891.

13. Кто придумал баскетбол как игру:

а) Д.Формен; б) Д.Фрейзер; в) Д.Нейсмит.

14. Капитан команды должен отличаться от других игроков:

а) другим цветом номера на груди;

б) иметь на майке полоску, подчеркивающую номер на груди;

в) иметь повязку на руке.

15. Разрешается ли игрокам играть в очках или линзах?

а) Разрешается;

б) не разрешается;

в) разрешается под собственную ответственность.

16. Запрашивать тайм-ауты и замены имеет право:

а) только тренер команды;

б) только главный тренер и капитан;

в) любой игрок, находящийся на площадке.

17. Встреча в баскетболе состоит из:

а) двух таймов по 20 минут;

б) четырех таймов по 10 минут;

в) трех таймов по 15 минут.

18. Может ли игра закончиться ничейным счетом?

а) Может; б) не может; в) назначается переигровка.

19. Победителем встречи является команда:

а) выигравшая три четверти;

б) выигравшая вторую половину встречи;

в) набравшая хотя бы на одно очко больше соперника.

20. Если команда без уважительных причин вовремя не выходит на площадку, то:

а) ей засчитывается поражение со счетом 0:20;

б) необходимо подождать 15 минут;

в) игра переносится на другой день.

21. Как начинается игра?

а) жеребьевкой; б) вводом мяча из-за боковой линии; в) спорным броском.

22. Запасными игроками считаются те, которые:

а) сидят на скамейке запасных;

б) выходят на замену;

в) не включены в начальную расстановку на данную игру.

23. Какое количество замен разрешается делать во время игры?

а) максимум 10;    б) максимум 20;    в) количество замен не ограничено.

24. Сколько времени дается на ввод мяча в игру?

а) 3 секунды;    б) 5 секунд;    в) 8 секунд.

25. Сколько тайм-аутов разрешается запрашивать?

а) В каждой четверти по одному;

б) в трех четвертях по одному, а в четвертой – два;

в) два за игру.

Ответы

1

б

11

б

21

в

2

а

12

в

22

а

3

б

13

в

23

в

4

в

14

б

24

б

5

б

15

а

25

б

6

в

16

а

7

в

17

б

8

в

18

б

9

б

19

в

10

б

20

б





5.Система розыгрыша, таблица (круговая, олимпийская, смешанная) Расписание, официальный протокол соревнований. Формулы.

В практике спортивных игр имеют место следующие способы проведения соревнований (системы розыгрыша): круговой (все участвующие команды играют между собой); с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований; смешанный (первая часть соревнований проводится с выбыванием, вторая - по круговому способу или наоборот).

1. При круговой системе розыгрыша все команды или участники соревнований встречаются друг с другом. В зависимости от условий положения, количества участников соревнования могут проводиться в два или несколько кругов, с таким условием, чтобы каждая команда провела одинаковое количество встреч на своем и чужом поле. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков или выигранных встреч.

Круговая система позволяет точно определить силы команд, исключает элемент случайных проигрышей, позволяет объективно определить место каждой команды. Недостатком этой системы является длительное время проведения соревнований, большие материальные затраты, связанные с проживанием участников и их переездами. При большом количестве участвующих команд их предварительно распределяют на подгруппы и затем проводят стыковые игры между командами разных подгрупп.

При проведении соревнований по круговой системе количество игровых дней равняется количеству участвующих команд (при их нечетном числе) или же числу, на одну единицу меньше, при четном числе участвующих команд. Количество игр, необходимое для проведения соревнований, определяется по формуле:

Х=

где Х - количество игр, А - количество команд.

Календарь игр составляется в зависимости от условий проведения без чередования полей для участвующих команд и с чередованием полей.

В случае участия в соревнованиях четного количества команд расписание игр составляется следующим образом.

По числу команд (-1) чертят соответствующее число вертикальных линий (обозначающих количество игровых дней). Слева и справа от вертикальной линии пишут порядковые номера участвующих команд. Слева вверху от каждой линии пишут № 1, а справа от каждой линии в арифметическом порядке - номера остальных участвующих команд. Таким образом, определяется первая игровая пара каждого дня, причем номер слева от линии считается «хозяином» встречи, а номер справа от линии - «гостем» встречи. Далее определяют остальные пары первого игрового дня. Для этого подсчитывают, сколько пар должно соревноваться в этот день. Затем справа от первой вертикальной линии сверху вниз опять же в арифметическом порядке записывают первую половину участвующих команд, дальше уже слева от вертикальной линии снизу вверх записывают опять же в арифметическом порядке оставшуюся половину участвующих команд. Соединив горизонтальной черточкой расположенные напротив друг друга номера, определяют играющие пары команд первого игрового дня.

На второй и последующие игровые дни, соревнующиеся пары составляют в результате смещения всех номеров участников на один номер влево (против часовой стрелки), при этом порядковый номер «1» всегда остается неподвижным.

Пример для 7 команд

1 день2 день3 день4 день5 день

1-61-51-41-31-2

2-56-45-34-23-6

3-42-36-25-64-5

При нечетном количестве команд календарь игр составляют по вышеуказанному порядку для четного количества команд (+1).

Т.е. если необходимо составить календарь для семи команд, то в него следует включить восемь команд. После того, как будет составлена сетка расписания, вместо восьмой (условной) команды нужно написать цифру «ноль». Это значит, что соперник «нулевой» команды в этот игровой день не играет («выходной»).

Данный способ является наиболее оптимальным и справедливым для всех участвующих в соревнованиях команд, так как каждый участник имеет возможность равномерно чередовать игры дома и на выезде. Для составления календаря по этому способу применяют так называемое «правило вертикальных линий», или «способ змейки». Так же, как и в способе без чередования полей, чертят необходимое количество вертикальных линий на нечетное число команд. Внизу под первой линией пишут число «1», затем справа от первой линии снизу вверх в арифметическом порядке - первую половину номеров участников (без учета номера «1»). Вторую половину номеров в том же арифметическом порядке пишут слева от первой вертикальной линии сверху вниз.

Вверху над второй вертикальной линией пишут число, следующее за предыдущим написанным верхним справа от первой вертикальной линии. Дальше цифры проставляют в том же арифметическом порядке, но уже сверху вниз справа от второй вертикальной линии, далее снизу вверх справа от третьей вертикальной линии и т.д. Порядок написания цифр похож на змейку, откуда и произошло название способа составления календаря.

Игровые пары образуют номера, расположенные слева («хозяева поля») и справа от вертикальной линии («гости»). Каждый столбик образует один календарный день или же тур.

При четном количестве команд дополнительную цифру приписывают к свободному номеру под или над вертикальной линией, причем внизу ее пишут слева от свободного номера, а вверху - справа от свободного номера.

Календарь игр удобнее составлять, начиная с верхних пар команд.

Результаты игр заносят в специальную таблицу розыгрыша, в которой фиксируется соотношение выигранных и проигранных партий в числителе и количество завоеванных очков в знаменателе, как в каждой отдельной встрече, так и общие итоги по результатам всего соревнования. В последней графе проставляется итоговое место команды.

Система с выбыванием. Иногда ее называют олимпийской, или кубковой. Данная система применяется при большом количестве команд и малом количестве игровых дней. Достоинством этой системы является возможность принять участие в соревнованиях большому количеству команд, что особенно важно при проведении массовых соревнований.

Недостатком ее является большая степень случайности при определении победителя, так как сильнейшие команды по результатам жеребьевки уже на первых этапах могут встречаться между


собой и проигравшая команда не будет иметь возможности участвовать в дальнейшей борьбе за призовые места. Дабы избежать подобных случайностей, применяют так называемую «зрячую жеребьевку», когда сильнейшие команды (по результатам предыдущих соревнований) заранее разводят по верхним и нижним половинам сетки розыгрыша. Также можно развести и следующие по силам команды, уменьшив, таким образом, элемент случайности в определении призеров соревнований.

Число игр, необходимых для проведения соревнований по системе с выбыванием, определяется по формуле:

Х = n-1,

где Х - число игр, n - количество команд.

Если количество участников кратно двум (2n - 4, 8, 16, 32 и т.д), то все команды играют без предварительных туров. Если же количество команд иное, то в предварительном туре должны сыграть столько команд, чтобы уже во втором туре играло количество команд, кратное двум. Для этого используют формулу:

X=(А-2n) 2,

где А - число участников,

2n - число, кратное двум, ближайшее к общему числу участников.

Например, при 9 командах в предварительной части будут соревноваться 2 команды (n=9; 2n=8; и тогда Х=(9-8)х2=2). В данном случае - 4 и 5 номера, так преимуществом пользуются команды, находящиеся в верхней и нижней части сетки розыгрыша, т.е. в первом туре свободны от игр 3 команды из верхней части сетки и 4 команды из нижней части сетки. При четном количестве команд в первом туре свободно от игр одинаковое количество команд из верхней и нижней половин сетки розыгрыша.

Если соревнуются 9 команд, для выявления победителя необходимо провести восемь игр и, по предложенной версии, в полуфинале играли команды под номерами 1-4 и 7-9, в финале - 4-9, а победителем вышла команда под номером 4. Если необходимо определить всех призеров соревнований, дополнительно проводят встречу за 3-4 места между командами, проигравшими в полуфинале, в нашем случае - между 1 и 7 номерами.

Зачастую при проведении спартакиад требуется выявить места для всех участников. Для этого строят дополнительно сетку розыгрыша в обратном порядке. Пример для тех же 9 команд.

Чтобы определить места для всех команд, нужно провести 13 игр (по круговой системе требовалось бы 36 игр, т.е. экономия времени почти в три раза).

Самым невезучим номером в данном примере является команда под номером 5, которая после первого же поражения не попала в 1/4 финала и заняла последнее 9 место. Команды, проигравшие в ј финала (2,3,6,8), разыгрывают между собой утешительные полуфиналы (2-3, 6-8). Победители данных встреч (3 и 8) разыгрывают между собой 5-6 места, а проигравшие (2 и 6) - 7-8 места.

Смешанная система. В настоящее время большинство крупнейших мировых соревнований проводятся по смешанной системе, которая позволяет в оптимальные сроки провести соревнования среди значительного количества команд. соревнование спортивный игра

Эта система включает элементы двух основных систем розыгрыша: круговой и с выбыванием. На первом этапе соревнования могут проводиться по той или другой основной системе, а на последующих этапах - по иной системе. Чаще всего на предварительном этапе команды разбиваются на группы, сначала проводятся игры.


ПРОТОКОЛ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ

(ЮНОШИ)



Соревнование: __________________Дата:____________Время:___________Ст.судья:___________

Игра №_________Место:___________________________________________Судья:______________


Команда А_________________________________

Минутные перерывы Командные фолы

1

2

3

4

5

6

7


Первая половина

1

2

3

4

5

6

7

Вторая половина

Дополнительные периоды

ТЕКУЩИЙ СЧЕТ


А

Б

А

Б

А

Б

А

Б



1

1



41

41



81

81



121

121




2

2



42

42



82

82



122

122




3

3



43

43



83

83



123

123




4

4



44

44



84

84



124

124




5

5



45

45



85

85



125

125


Лиц.

Фамилия, Имя

Уч.в игре

Фолы

1 2 3 4 5




1 2 3 4 5



4









5









6









7









8









9









10









11









12









13









14









15







Тренер:




Помощник тренера:









6

6



46

46



86

86



126

126




7

7



47

47



87

87



127

127




8

8



48

48



88

88



128

128




9

9



49

49



89

89



129

129




10

10



50

50



90

90



130

130




11

11



51

51



91

91



131

131




12

12



52

52



92

92



132

132




13

13



53

53



93

93



133

133




14

14



54

54



94

94



134

134




15

15



55

55



95

95



135

135




16

16



56

56



96

96



136

136




17

17



57

57



97

97



137

137




18

18



58

58



98

98



138

138




19

19



59

59



99

99



139

139




Команда Б_________________________________

Минутные перерывы Командные фолы

1

2

3

4

5

6

7


Первая

половина

1

2

3

4

5

6

7


Вторая половина


Дополнительные периоды



20

20



60

60



100

100



140

140




21

21



61

61



101

101



141

141




22

22



62

62



102

102



142

142




23

23



63

63



103

103



143

143




24

24



64

64



104

104



144

144




25

25



65

65



105

105



145

145




26

26



66

66



106

106



146

146




27

27



67

67



107

107



147

147


Лиц.

Фамилия, Имя

Уч.в игре

Фолы


1 2 3 4 5



4









5










6










7










8










9










10










11










12










13










14










15








Тренер:




Помощник тренера:






28

28



68

68



108

108



148

148




29

29



69

69



109

109



149

149




30

30



70

70



110

110



150

150




31

31



71

71



111

111



151

151




32

32



72

72



112

112



152

152




33

33



73

73



113

113



153

153




34

34



74

74



114

114



154

154




35

35



75

75



115

115



155

155




36

36



76

76



116

116



156

156




37

37



77

77



117

117



157

157




38

38



78

78



118

118



158

158




39

39



79

79



119

119



159

159




40

40



80

80



120

120



160

160


Счет: первая половина А______Б______

вторая половина А______Б______

дополнительные периоды А______Б______


Окончательный счёт Команда А_________Команда Б__________

Команда-победительница:

Секретарь: ____________________________

Секундометрист: ____________________________

Оператор 30: ____________________________

Ст. судья: ______________________________________________________

Судья:_________________________________________________________

Подпись капитана в случае протеста:_____________________________











6.Система специальных упражнений для обучения, закрепления, совершенствования тех. элементов в нападении (техника владения мячом, ловля и передача, ведение). 6.1 Ловли и передачи мяча
  1. Подбросить мяч перед собой, поймать его двумя руками и принять основную стойку баскетболиста.

  2. То же, но ловить мяч после одного отскока от пола. Эти простые упражнения позволяют выработать чувство мяча, проверить правильность его держания, проконтролировать положение туловища, головы и проверить готовность к другим действиям.

  3. Ловить мяч, передавая его друг другу в парах. Учиться ловить мяч можно и после удара о стену. После 8–10 передач смена рук.

  4. Группа баскетболистов стоит в кругу, в центре которого располагается один из участников. Он поочередно передает мяч каждому стоящему в кругу (разновысокие передачи, об пол, немного правее или левее игрока). Правильность ловли мяча контролируется игроком, стоящим рядом с уже выполнившим прием.

  5. Группа баскетболистов, стоя лицом в круг, перемещается по часовой стрелке (или наоборот), передавая один мяч (а потом два и три) друг другу. Следить за работой кисти при ловле.

  6. Один игрок передает мяч другому, бегущему навстречу и ловящему мяч с остановкой в два шага. Через 3–5 передач игроки меняются ролями. Обратить внимание на вынос двух рук вперед при ловле и укрывании мяча после остановки.

  7. Ловля мяча, переданного партнером в сторону от ловящего на 2–3 метра. Сделать 5–10 передач вправо и 5–10 передач влево. Раньше времени к месту ловли мяча не выходить.

  8. Ловля и передача мяча в движении во встречных колоннах. Игрок из колонны (1) движется навстречу передающему мяч (2) из другой колонны, ловя мяч на первом шаге. На втором шаге он готовится к передаче выходящему из другой колонны третьему игроку (3) и перед началом третьего шага передает ему мяч в безопорном положении. Третий передает мяч в движении четвертому (4) и так далее. После ловли и передачи мяча каждый игрок уходит в конец противоположной колонны и вновь готовится к участию в этом упражнении (см. рисунок). 

  1. Ловля и передача мяча в парах, движущихся от одного кольца к другому: а) при передвижении приставными шагами на расстоянии 3–4 метра друг от друга; б) при передвижении обычным беговым шагом. В этом упражнении обратить внимание на ловлю мяча.

  2. Передачи мяча в парах. Выполняются различными способами (двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой сбоку, с отскоком от площадки) в соответствии с техникой конкретного приема. Обратить внимание на исходное положение ног, туловища, держание мяча. После выпуска мяча из рук локти должны быть выпрямлены, кисть, хлестко пославшая мяч, расслаблена. Ноги помогают движению рук. Можно провести соревнование, какая пара быстрее наберет 20, 30 и более передач, или сделать их больше за определенный временной интервал.

  3. Передачи мяча в парах двумя мячами одновременно. Чтобы мячи во время упражнения не сталкивались, партнеры должны использовать различные способы передачи мяча. Например, параллельная передача двумя руками: один – от груди, другой – с отскоком от площадки.

  4. Передачи мяча в тройках, в шеренгах по кругу. По сигналу преподавателя игроки меняют направление передачи мяча.

  5. Передачи мяча между четырьмя игроками, стоящими на месте. Расстояние между игроками должно меняться в зависимости от подготовленности занимающихся (от 4 до 9–10 метров). В этом построении возможны любые способы передачи мяча (см. рисунок). 

  1. Передачи мяча при движении одного из игроков спиной вперед. Игрок движется спиной вперед, передавая мяч игроку, двигающемуся вперед к нему лицом. Дойти до конца площадки и двигаться, поменявшись ролями.

  2. Передачи мяча в парах двумя руками от груди в стену: а) стоя на месте; б) со сменой мест.

  3. Передачи по кругу через одного, стоя на месте. 7–9 игроков встают в круг. Мяч передается через одного. Интенсивность возрастает при введении использования двух-трех мячей.

  4. Передачи двумя мячами в тройках: а) стоя на месте; б) со сближением и отдалением игроков друг от друга.

  5. Встречные передачи в колоннах. После передачи игрок уходит в конец своей колонны (см. рисунок). 

  1. Передачи мяча по треугольнику. Игрок, передав мяч, перебегает в конец той колонны, в которую передан мяч.

  2. Передачи мяча по четырехугольнику. Игроки становятся в колонны в четырех углах. После передачи перебегать в конец колонны, куда передан мяч. При усвоении упражнения и для повышения интереса можно ввести в игру второй мяч.

  3. Передачи по кругу, передвигаясь в низком приседе. Игроки в низком приседе на линии круга, лицом друг к другу, один из них с мячом. Передвижение по кругу в низком приседе с передачей двумя руками от груди. Можно использовать передачу с отскоком от пола, а также двумя мячами.

  4. Передачи мяча в тройках на бегу через среднего игрока. Расстояние между игроками 4–5 метров. Вторая тройка начинает выполнять упражнение, как только первая достигнет середины площадки.

  5. Передачи мяча в тройках при продвижении от кольца к кольцу. Игрок, выполнивший передачу, забегает за спину партнера, которому только что была адресована передача (см. рисунок). 

  1. Ловля и передача мяча на бегу. Образуются две встречные колонны. Один игрок между ними в стороне. После передачи ему мяча игрок бежит вперед, получает ответный пас, передает его игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец другой колонны (см. рисунок). 


  1. Передачи в прыжке. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии трех метров, ноги на ширине плеч. Ловля и быстрая передача мяча в одном прыжке на месте. То же, но на расстоянии 4–5 метров в движении бегом по кругу.


6.2 Ведение мяча на месте, в движении.

Стоя на месте. Ведение вокруг корпуса. 
2. Стоя на месте. Ведение вокруг и между ногами. 
3. Стоя на месте. Разновысокое ведение. Несколько ударов с высотой отскока 60-80 см и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 10-15 см. 
4. Стоя на месте. Очень частое низкое ведение попеременно левой и правой рукой. 
5. Стоя на месте. Ведение двух мячей. 
6. Стоя на месте. Ведение трех-четырех мячей. 
7. Сидя на скамейке. Очень низкое ведение, высота отскока не более 5-7 см от пола. 
8. Сидя на скамейке. Ведение мяча под вытянутыми вперед ногами в быстром темпе. 
9. Бег на носках с ведением мяча. 
10. Бег на пятках с ведением мяча. 
11. Бег на краях стопы (поочередно внешнем и внутреннем) с ведением мяча. 
12. Бег в полуприседе с ведением мяча. 
13. Передвижение в глубоком приседе с ведением мяча. 
14. Спортивная ходьба с ведением мяча. 
15. Гладкий бег с поворотами и ведением мяча. 
16. Гладкий бег с переводами мяча с руки на руку перед собой, за спиной и между ногами. 
17. Бег приставными шагами: мяч проходит между ногами на каждом шаге. 
18. Бег окрестным шагом с ведением мяча. 
19. Бег спиной вперед с ведением мяча. 
20. Передвижение спиной вперед в глубоком приседе с поворотами на 90 с ведением мяча. Таким образом тренируется пивотный шаг. 
21. Бег с выбрасыванием прямых ног вперед с ведением мяча. 
22. Бег взахлест назад с ведением мяча. 
23. Бег с высоким подниманием бедра. Мяч переводится с руки на руку ударом под ногой на каждом шаге. 
24. Передвижение попеременными прыжками с ноги на ногу с ведением мяча. 
25. Передвижение прыжками на двух ногах с ведением мяча. 


6.3 Броски мяча


1.Броски из-под щита. Игроки выстраиваются в две колонны. В каждой колонне по два - три мяча. После ведения головной игрок забрасывает мяч и передает его в свою колонну. Затем переходит в хвост другой колонны.

2. Броски из-под кольца с препятствием. Игрок отдает мяч тренеру, разбегается к кольцу, получает ответную передачу, делает два шага, перепрыгивая. через стул, и бросает по кольцу. Задача: при броске выпрыгнуть максимально вверх, не задеть стул и быть готовым к борьбе на щите. Упражнение воспитывает у игроков стремление завершать бросок из-под кольца в высшей точке прыжка, оставаться в игре после броска и участвовать в борьбе за отскок на чужом щите.

3. То же, что и упр. 2, но тренер передает игроку мяч для завершения атаки в одном прыжке. 

4. Броски со средней дистанции без сопротивления. Игрок ведет мяч от центра поля к линии штрафного броска, выполняет бросок в прыжке, идет на подбор, в случае промаха добивает мяч в кольцо, вновь подбирает его и с ведением возвращается к линии штрафного броска. Повторить 10-15 раз подряд в быстром темпе. 

5. То же, что и упр. 4, но ведение начинается от лицевой линии к линии штрафного броска и бросок выполняется с поворотом на 180 . 

6. То же, что и упр. 4, но бросок выполняется с расстояния 5-6-8 м, с разных точек. 

7, То же, что и упр. 6, но после выполнения передачи от стены. 

8. Броски из-под кольца одной рукой в движении. Игроки выстраиваются в две колонны вдоль боковых линий поля, у игроков левой колонны мячи. Движение к кольцу начинают два первых игрока из разных колонн. Игрок с мячом ведет мяч до продолжения линии штрафного броска и делает передачу направо. Игрок из правой колонны ловит мяч, делает два шага и выполняет бросок из-под кольца (без удара в пол). Пасовавший подбирает мяч, возвращает его в левую колонну, после чего партнеры меняются местами. 

9. Броски из-под кольца после прохода в тройках с препятствием. Четыре тройки - у одного кольца. Первые номера в каждой тройке обходят стулья с ведением мяча, выполняют финт на бросок или на проход и уходят в другую сторону. Упражнение носит соревновательный характер: выигрывает тройка, которая быстрее забросит 15 мячей. При атаке кольца нельзя останавливаться, выполнять бросок можно только в максимально высоком прыжке. Упражнение воспитывает смелость, игроки перестают бояться столкновений, овладевают силовым проходом. 
По команде тренера происходит смена направления прохода (слева или справа от препятствия) и смена позиций троек. Темп выполнения упражнения - очень быстрый.

10. Броски из-под кольца с частичным сопротивлением. Цель упражнения - обучение нападающих укрыванию мяча корпусом и выполнению прохода при контакте с защитником и мелких фолах с его стороны. Упражнение воспитывает волю и бойцовские качества у нападающих и помогает отрабатывать технику выбивания мяча у защитников. Защитник дает нападающему возможность получить мяч, входит с ним в контакт, старается выбить мяч из рук, может слегка его подталкивать. Нападающий должен укрыть мяч корпусом, не выпустить его из рук и забить в кольцо. Ему разрешен короткий дриблинг (не более 2-3 ударов), два шага и бросок.
Смена мест происходит по кругу: после броска - на передачу, потом - в защиту. По сигналу тренера происходит смена стороны площадки или угла движения к кольцу. 

11. То же, что и упр. 10, но защитнику разрешается пытаться накрыть мяч при броске (в этом случае даже мелкие фолы запрещены). 

12. Броски из-под кольца с сопротивлением. Все игроки - с мячами, два самых лучших игрока команды по накрыванию бросков находятся в противоположных трехсекундных зонах. Задача нападающего - преодолеть сопротивление высокорослого защитника и забить мяч. Задача защитников - чисто блокировать бросок. 
По заданию тренера нападающий может получить право на откидку мяча тренеру, если бросок по кольцу невозможен (откидка разрешается только в последний момент). В этом случае защитник должен успеть сделать несколько шагов в сторону передачи.

13. Упражнение выполняется в парах, потоком, атакуются оба основных кольца. Нападающий начинает движение с финта в любую сторону и делает рывок мимо защитника к кольцу. Его задача - получить мяч от тренера и не дать защитнику до него дотянуться. Атаковать кольцо разрешается только дальней от защитника рукой.

14.  Бросок сверху: 
а) забить мяч сверху после ведения; б) забить мяч сверху после получения передачи в прыжке с двух ног; 
в) забить мяч сверху с пассивным сопротивлением; г) забить мяч сверху пятью различными способами (проводится как соревнование в команде на самый красивый бросок); 
д.) забить два мяча сверху в одном прыжке (второй мяч подбрасывает тренер, либо игрок держит оба мяча в руках); 
е) броски сверху подряд одного и двух мячей на время и количество повторений; 
ж) забить мяч сверху после прохода вдоль лицевой линии с противоположной стороны кольца (5-6 раз подряд); 
з) забить мяч сверху броском из-за головы, выполнив в прыжке поворот на 180 (5-6 раз подряд). 

15. 'Упражнение снайпера' с трех точек в радиусе 180 см от кольца. Броски в прыжке (каждый игрок выполняет свой обычный бросок), по десять бросков с каждой точки. Успешными считаются только те броски, при которых мяч влетает в кольцо, не коснувшись дужки. 

16. То же, что и упр. 15, но с пяти точек в радиусе 320 см от кольца. 
17. 'Соревнование снайперов' в парах с пяти точек в радиусе 4,5-5 м от кольца. С каждой точки каждый игрок должен забить три мяча подряд. Выигрывает та пара, которая пройдет все точки, т.е. забьет 30 мячей. 

18. Игра 1х1 без подбора. Защитник отдает мяч нападающему и сразу занимает защитную позицию. Нападающий может пробить по кольцу сразу с той точки, на которой он получил мяч или после одного (не более) удара в пол. Проводится как соревнование: выигрывает тот, кто больше забьет из десяти попыток. 

19. Броски в парах. Выполняется по десять бросков со средней и дальней дистанции. После каждого броска игрок делает рывок до центральной линии поля и возвращается обратно. 

20. Броски в парах до 21 (31 или 51) попадания. Игрок выполняет бросок (средний или дальний), подбирает мяч и возвращает его партнеру. Проводится как соревнование: выигрывает та пара, которая быстрее наберет указанное тренером количество попаданий. 

21. Броски в группах. По две группы - на каждое кольцо. Игроки, согласно амплуа, выполняют броски со своих позиций. После броска подбирают мяч и отдают его партнеру. Задано время или количество попаданий - 20,30,50. 
Можно выполнять с пассивным сопротивлением со стороны подающего мяч игрока. 

22. Броски в парах со средней дистанции после длинной передачи. Партнеры - на противоположных сторонах площадки. После броска игрок подбирает свой мяч и делает длинную передачу партнеру на другую половину поля. Тот выполняет бросок сразу после ловли мяча, без удара в пол. Проводится как соревнование: побеждает та пара, которая раньше забьет 20 мячей. 

23. Броски в парах со средней дистанции после короткого ведения. Игрок Н получает мяч, обводит препятствие (стул) и после 2-3 ударов выполняет бросок в максимально высоком прыжке. Партнер X, подобрав мяч у щита, возвращает его нападающему Н в исходное положение. Смена после 10 попыток. По сигналу тренера игроки начинают обводить препятствие с другой стороны.

24. Броски в прыжке со средних и дальних дистанций с приземлением на точке выпрыгивания. Выполняется в четверках двумя мячами. Первый игрок в колонне начинает на большой скорости движение к препятствию, перед которым резко останавливается и бьет по кольцу в максимально высоком прыжке (препятствия - высокие банкетки или манекены). 
Приземляясь на точке выпрыгивания, игрок должен не задеть препятствие. Совершив подбор мяча, он возвращает его партнеру и бежит в хвост своей колонны. Проводится как соревнование: побеждает та четверка, которая быстрее забьет 40 мячей. 

25. Броски в прыжке после резкой остановки при получении передачи. Игрок 2 делает рывок на линию штрафного броска, получает мяч от игрока 1, резко останавливается и выполняет бросок в прыжке. Игрок 3 подбирает мяч и возвращает его в колонну. Смена мест игроков происходит по кругу.


7.Судейская Жестикуляция

Броски по кольцу, удачные попытки бросков, а также обозначение количества набранных очков.

Правила баскетбола: жесты судей - бросок по кольцу

Следующая серия судейских жестов затрагивает все, что так или иначе связано с игровым временем.

Правила баскетбола: жесты судей в баскетболе об игровом времени

Административные жесты баскетбольных судей связаны с проведением замены одного игрока на другого, приглашением игрока на площадку, объявлением тайм-аута, а также визуальной демонстрацией отсчета времени (пяти секунд и восьми секунд). Кроме того, есть жест, который применяется для связи между судьями и судьям-секретарями.

Правила баскетбола: административные жесты судей

Следующая группа жестов, которая включает в себя одиннадцать видов жестов, призвана демонстрировать зрителям и судьям-секретарям - какие именно правила баскетбола были нарушены в данном конкретном эпизоде. Жест судьи расскажет нам, была ли у игрока пробежка или он использовал неправильно ведение (двойное ведение, пронос мяча), был ли игрок слишком долго в трехсекундной зоне или не успел ввести мяч в игру, была ли умышленная игра ногой или игрок нарушил правило зоны.

Правила баскетбола: жесты баскетбольных судей нарушение правил

Хорошо, игрок нарушил правила баскетбола (совершил фол) и судья это заметил. Теперь он должен в полном объеме проинформировать об этом судейский столик. Вся процедура состоит из трех шагов. Первым шагом является уведомление судей-секретарей о том, какой номер у игрока, нарушившего правила.

Правила баскетбола: жест информирования судей

Второй шаг заключается в том, чтобы продемонстрировать, какой именно тип фола имел место: неправильное использование рук, столкновение с игроком, владеющим мячом, или с игроком без мяча. Также, в определенных ситуациях судья может назначить обоюдный фол, технический фол, неспортивный фол или даже дисквалифицирующий фол.

Правила баскетбола: жест о типе фола

Наконец, третий шаг судьи - уведомить о количестве предоставленных штрафных бросков (один, два или три броска). Если нарушение правил не предусматривает выполнения штрафных бросков, то судья должен указать направление для продолжение игры.

Правила баскетбола: наказание за нарушение правил

Правила баскетбола: наказание за нарушение правил

Последняя группа жестов баскетбольных судей относится непосредственно к выполнению штрафных бросков (свободных бросков). Причем, вид жеста отличается в зависимости от того, находится ли судья внутри ограниченной зоны, либо за её пределами.

Правила баскетбола: свободные броски



8. Тактика игры. (Взаимодействие в двойках, тройках, восьмерках, скрестный выход).

1. «Двойка»  Организация. Задание выполняется на баскетбольной площадке. В задании также участвуют 4 игрока. Нападающий и защитник без мяча находятся примерно под 45 градусов к кольцу в районе шестиметровой лини. Нападающий и защитник с мячом также находятся в районе шестиметровой линии но чуть выше, примерно в трех метрах от партнеров. Игрок с мячом выполняет передачу партнеру, сразу бежит и ставить заслон, делает отворот в сторону щита. Игрок, получивший мяч выполняет ведение в сторону кольца.  Игрок, выполнявший заслон, страхует сзади. В нашем комплексе средств мы выполняли 2 разновидности «двойки» Второй вариант двойки – когда игрок вместо ведения выполняет передачу игроку, сделавшему отворот после заслона.

2.«Тройка» — взаимодействие, основанное на использовании заслона для выхода с получением мяча (рис. 74). Начальная расстановка нападающих напоминают тот же треугольник, но его расположение на площадке по отношению к корзине может быть разным: с вершиной на трехочковой линии и основанием, обращенным к корзине, или с вершиной у боковой линии и основанием, обращенным к другой боковой. Мяч при этом всегда у иг­рока, находящегося в вершине условного треугольника.

 3. «Малая восьмерка»  Организация. Начальное расположение напоминает треугольник, мячом владеет средний игрок. Игрок с мячом начинает ведение в сторону одного из партнеров. Игрок, в сторону которого выполняется ведение выходит навстречу и получает передачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок передававший мяч делает рывок к корзине с последующим восстановлением позиции на фланге. Нападающий с ведением следует в сторону третьего партнера, также совершающего встречное движение. В момент их пересечения также происходит передача мяча из рук в руки. Дриблер вновь занимает место в центре площадки замыкая «восьмерку», а передавший мяч занимает место на фланге. Цикл повторяется несколько раз. В определенный момент любой из игроков открывается, получает мяч в удобной позиции и выполняет броско в кольцо.

4.«Скрестный выход» — взаимодействие, также основанное на использовании заслонов «пересечением». В начале взаимодействия игроки располагаются «треугольником», обращенным углом к щиту атаки. Два игрока, образующих основание треугольника, следуют вперед к третьему игроку и перед ним используют пересечение. В результате опекающие защитники наталкиваются на третьего взаимодействующего, за счет чего создается возможность временного освобождения от опеки, что используется для атаки.


9.Список литературы
  1. . Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол / А. И. Бондарь. - Мн.: Полымя, 1986. - 127с.: ил. - (Начин. физкультурнику и спортсмену)

  2. . Костин В.М. Судейство баскетбола в вопросах и ответах / В. М. Костин, Б. М. Минков. - Мн.: Выш. шк., 1980. - 70с.

  3. . Коузи Б. Баскетбол: концепции и анализ : Пер. с англ. / Б. Коузи, Ф. Пауэр. - М.: Физ-ра и спорт, 1975. - 272с.: ил

  4. Баскетбол: Учеб. для вузов физкультуры / Под общ. ред. Портнова Ю.М. - М.: Астра семь, 1997. - 476с.: ил.

  5. Вуден Д. Современный баскетбол: Пер.с нем. / Д. Вуден. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256с.: ил.

  6. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. — М., 2002.

  7. Дрюэт Д. Баскетбол / Пер. с англ.; Д. Дрюэт, П. Мейсон. — М., 2002.

  8. Князева Н.А., Павлов П.В., Скобликова Т.В. 500 упражнений и игр для физического развития детей: Учеб.пособие. — Курск, 2000.

  9. Нестеровский Д.И. Баскетбол «Теория и методика обучения»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Учебно-методический комплекс по баскетболу

Автор: Мозгов Евгений Сергеевич

Дата: 19.12.2019

Номер свидетельства: 532776


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства