Просмотр содержимого документа
«Тренинг как универсальный метод работы спортивного психолога»
Тренинг как универсальный метод работы спортивного психолога.
Тренинг - это широко распространенная во всем мире форма групповой психологической работы.[2.] Психологические тренинги представляют собой вариант высококвалифицированных консультативных услуг наряду с юридическими, медицинскими, педагогическими и др. Тренинг можно назвать одним из методов повышения общего культурного уровня.
В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе цивилизованного человека. Поэтому в современной российской практике он только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, "гигиеническом" моменте современной сверхнасыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы "вылечиться" от какой-нибудь "патологии", а чтобы оставаться в хорошем "психологическом тонусе", точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.
Тренинг как форма групповой психологической работы является универсальным методом, оказания помощи спортсменам.
Психологическую работу в тренинге с группой участников проводит психолог-ведущий. Он предлагает членам группы включится в выполнение упражнений и процедур, целью которых является осознание и изменение разных аспектов психологии человека, например, его творческого потенциала, спортивных данных, волевых качеств. Тренинг может быть направлен на работу с различными аспектами психологии человека. Рассмотрим один из методических подходов работы спортивного психолога в области профилактики девиантного поведения подростков.[1.] Казалось бы, что тут необычного? Необычен «симбиоз» физической подготовки и психологического тренинга. Одновременно с показателями ярко выраженной девиации подростков (склонность к асоциальному поведению, нежелание учиться, некорректное поведение по отношению к одноклассникам, учителями и др.) в предварительных исследованиях были отмечены:
(повышенный уровень агрессивности и тревожности; низкий уровень волевой саморегуляции; эгоцентричность; депрессивные настроения; неуверенность и скованность; недостаточная социальная адаптация в том числе узкий спектр коммуникативных навыков) и др. Данные личностные особенности еще неустойчивы и относительно пластичны. Способствовать позитивным изменениям этих психологических черт учащихся на этапе их интенсивного «взросления» и профессионального самоопределения можно за счет:
— формы и содержания педагогического процесса в целом;
— использования физических нагрузок, специальных упражнений и
двигательных заданий;
— использования упражнений (заданий) «психологического» характера.
Если два первых средства формирования личности достаточно очевидно реализуются в условиях проведения практических и теоретических уроков по физической культуре, то третья, несмотря на очевидное «воспитательное» значение, нуждается в адаптации к специфическим условиях проведения академического урока по физической культуре. Нельзя забывать, что использование упражнений психологической направленности требует от учителя физической культуры:
— владения большим арсеналом упражнений данного типа;
— умения «гибко» его использовать в зависимости от:
а) динамичной ситуации учебнотренировочного процесса;
б) специфики учебного материала, который реализуется на данном
уроке;
в) временных ограничений, которые диктует необходимость полноценного прохождения запланированного (основного) учебного материала;
— умения мотивировать учащихся на выполнение упражнений данного типа. Таким образом, становится очевидной необходимость разработки для тренеров-преподавателей, работающих с подростками (в том числе проявляющих девиантное поведение), дополнительного учебного «блока» —психологического тренинга для практического использования в специфических условиях урока по физической культуре. Для более удобного практического использования каждое упражнение этого «арсенала» должно характеризоваться как минимум четырьмя признаками:
— раздел учебной программы, в рамках которого может быть использовано данное задание;
— форма выполнения задания (групповое, парное или индивидуальное выполнение);
— наиболее предпочтительная часть урока (вводная, основная, заключительная);
— направленность задания (например, снижение агрессивности, повышение самоконтроля, волевая подготовка и др.).
Важно подчеркнуть, что направленность психологических упражнений может быть двух типов:
1) они могут усиливать и закреплять положительный психолого-педагогический эффект использования специфических физических нагрузок и двигательных заданий. Например, на уроке по программе «легкая атлетика» элементы психологического тренинга могут быть направлены на дальнейшее развитие смелости, решительности и эмоциональной устойчивости,
2) они могут способствовать развитию тех сторон личности, которые важны на этапе профессиональной ориентации или напрямую связаны с профилактикой девиантного поведения. Например, формирование активной жизненной позиции, повышение самоконтроля, повышение интереса к учебе, развитие коммуникативных навыков, физических качеств и др.
Уникальность тренингов заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это.