Технология реализации опережающего метода обучения в игре баскетбол в 3 классе.
Технология реализации опережающего метода обучения в игре баскетбол в 3 классе.
Данная технология позволяет последовательно решать задачи физического воспитания и опережать учебный материал подобных программ.
Весь путь условно разделяю на 3 этапа. Первый - приобщение к физическому совершенствованию, привитие интереса к уроку.
Второй - Совершенствование жизненно важных двигательных навыков приобретенных до школы и обучение новым.
Третий - закрепление полученных навыков и умений, дальнейшее укрепление здоровья.
Урок – основная форма физического воспитания в школе. Важнейшее требования к уроку: достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья, физического развития и пола. Формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физической культурой, ведь двух уроков физической культуры в неделю явно мало.
Домашнее задание включено в программу, его содержание направленно на развитие двигательных качеств, повторение простейших двигательных действий. Систематически осуществляется контроль за уровнем физической подготовленности учащихся, учитывая данные медицинского осмотра. По мере прохождения учебного материала, проводятся учебные испытания по видам двигательных действий. В программе эти уроки отмечены буквой "у" - учет. Кроме этого используются тесты, они проводятся два раза в год (в сентябре и мае) - бег 60 м, челночный бег, прыжки в длину с места, бег 1500 м, анализ показателей тестов дает возможность вести контроль за уровнем физической подготовленности учащихся.
Важнейшее место в программе занимают теоретические сведения, дающие представления об особенностях занятий физическими упражнениями, их значение в формировании жизненно важных двигательных навыков, необходимости соблюдения гигиенических требований и правил техники безопасности.
Детально переработан раздел гимнастики для начальных классов. По сравнению с государственной программой значительно расширены и усложнены элементы, появились гимнастические комбинации, там же, в программе, дана последовательность их обучения.
Подвижные игры включены в каждый раздел программы, но опять же, по сравнению с государственной, для каждого урока конкретные игры и подобраны они так, чтобы способствовали развитию специальных двигательных качеств, т.е. имеют свои особенности и назначения.
Кроме того огромное значение имеет введение с первого класса раздела спортивные игры в октябре и апреле. В данном случае рассматривается игра баскетбол. В государственной программе этот раздел начинается лишь с пятого класса. Опережающее обучение игре в баскетбол с первого класса дает много преимуществ:
1. Начиная обучение технике игры в баскетбол в первых классах, фактически обучение в старших классах сводится к совершенствованию простейших элементов
2. Во время игры решаются все те же оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи, но гораздо легче, чем посредством других физических упражнений.
3 Плотность урока возрастает с 75% до 85%, а моторная плотность возрастает на 22%.
Кроме того, за два года значительно повысился интерес к этой культивируемой сейчас в мире игре. Повысился интерес к занятиям физической культурой. Дети приносят на урок свои мячи, одевают форму баскетболистов.
На каждом занятии учащимся предъявляются строгие требования к соблюдению спортивной формы и обуви, т.е. при t +14 градусов и выше – форма короткая (трусы, майка) ниже – спортивный костюм; дисциплинированности, внимательном отношении к своим товарищам, бережному отношению к оборудованию и инвентарю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология реализации опережающего метода обучения в игре баскетбол в 3 классе. »
Технология реализации опережающего метода обучения игре в баскетбол в третьем классе.
Составлена учителем физической культуры
Бочковой Ольгой Николаевной
1. Объяснительная записка.
Данная технология позволяет последовательно решать задачи физического воспитания и опережать учебный материал подобных программ.
Весь путь условно разделяю на 3 этапа. Первый - приобщение к физическому совершенствованию, привитие интереса к уроку.
Второй - Совершенствование жизненно важных двигательных навыков приобретенных до школы и обучение новым.
Третий - закрепление полученных навыков и умений, дальнейшее укрепление здоровья.
Урок – основная форма физического воспитания в школе. Важнейшее требования к уроку: достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья, физического развития и пола. Формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физической культурой, ведь двух уроков физической культуры в неделю явно мало.
Домашнее задание включено в программу, его содержание направленно на развитие двигательных качеств, повторение простейших двигательных действий. Систематически осуществляется контроль за уровнем физической подготовленности учащихся, учитывая данные медицинского осмотра. По мере прохождения учебного материала, проводятся учебные испытания по видам двигательных действий. В программе эти уроки отмечены буквой "у" - учет. Кроме этого используются тесты, они проводятся два раза в год (в сентябре и мае) - бег 60 м, челночный бег, прыжки в длину с места, бег 1500 м, анализ показателей тестов дает возможность вести контроль за уровнем физической подготовленности учащихся.
Важнейшее место в программе занимают теоретические сведения, дающие представления об особенностях занятий физическими упражнениями, их значение в формировании жизненно важных двигательных навыков, необходимости соблюдения гигиенических требований и правил техники безопасности.
Детально переработан раздел гимнастики для начальных классов. По сравнению с государственной программой значительно расширены и усложнены элементы, появились гимнастические комбинации, там же, в программе, дана последовательность их обучения.
Подвижные игры включены в каждый раздел программы, но опять же, по сравнению с государственной, для каждого урока конкретные игры и подобраны они так, чтобы способствовали развитию специальных двигательных качеств, т.е. имеют свои особенности и назначения.
Кроме того огромное значение имеет введение с первого класса раздела спортивные игры в октябре и апреле. В данном случае рассматривается игра баскетбол. В государственной программе этот раздел начинается лишь с пятого класса. Опережающее обучение игре в баскетбол с первого класса дает много преимуществ:
1. Начиная обучение технике игры в баскетбол в первых классах, фактически обучение в старших классах сводится к совершенствованию простейших элементов
2. Во время игры решаются все те же оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи, но гораздо легче, чем посредством других физических упражнений.
3 Плотность урока возрастает с 75% до 85%, а моторная плотность возрастает на 22%.
Кроме того, за два года значительно повысился интерес к этой культивируемой сейчас в мире игре. Повысился интерес к занятиям физической культурой. Дети приносят на урок свои мячи, одевают форму баскетболистов.
На каждом занятии учащимся предъявляются строгие требования к соблюдению спортивной формы и обуви, т.е. при t +14 градусов и выше – форма короткая (трусы, майка) ниже – спортивный костюм; дисциплинированности, внимательном отношении к своим товарищам, бережному отношению к оборудованию и инвентарю.
2. Технология реализации опережающего метода обучения игре в баскетбол в начальных классах
Баскетбол – спортивная игра, культивируемая сейчас во многих странах мира. Для овладения техникой игры в баскетбол, как и для овладения другими играми или сложно-координационными элементами, начинать нужно с овладения простыми элементами т.е. по системе "от простого к сложному". Прежде чем на площадку выйдет профессиональный игрок, его нужно подготовить: технически, тактически, психологически, функционально, при наличии всех этих факторов игрок может приносить пользу на площадке для своей
Играющий в баскетбол должен обладать многими физическими качествами, такими как, быстрота, меткость, сила, ловкость и.др. и психологическим качествами:
А) Собранность - Ее можно назвать умственной дисциплиной. Она подразумевает концентрацию внимания на выполняемой работе и является качеством, характерным для каждого большого спортсмена.
Б) Умение расслабиться – это качество тесно связано с собранностью.,
В) Уверенность - каждый технический элемент должен выполняться с уверенностью, что он обязательно будет выполнен. Формирование этих качеств, происходит на уроках физической культуры посредством физических упражнений. При обучении игре в баскетбол многие задачи физического воспитания решаются гораздо проще и рациональнее. В баскетболе нет элементов, которые не известны (прыжок спиной вперед), в этой игре имеют место уже известные приемы физического воспитания (бег, всевозможные способы перемещения по залу, прыжки и.т.д.)
Как видно, баскетбол является не только отличной игрой, но и прекрасным средством решения многих задач физического воспитания.
Младшим школьникам гораздо ближе игровые ситуации, чем "монотонные", по их мнению, упражнения. Значит, одну и ту же задачу можно решить в игре гораздо быстрей и интереснее, кроме того вводя баскетбол в младших классах мы создаем базу по овладению более сложных элементов игры в баскетбол в старших классах.
Вводя подвижные игры на уроках физической культуры в младших классах, я сделала вывод, что игры с мячом динамичнее и интереснее для детей. Значит, детям они нравятся.
Я решила ввести баскетбол в третьих классах. Причиной послужило много факторов:
1 Детям нравятся игры с мячом, или мячами.
2. Игра в баскетбол является отличным средством овладения жизненно важными навыками.
3. Игра, сама по себе отличный метод решения образовательных и воспитательных задач.
4. Начиная опережающее обучение игре в баскетбол в 3-ем классе, дети знакомятся со многими техническими элементами, и в пятом классе им становится проще заниматься.
5. Решается проблема с желанием детей раньше играть в баскетбол.
Уже первые занятия по баскетболу, дали возможность судить о том, что решение ввести эту игру в 3-х классах было неошибочным. Даже освобожденные по состоянию здоровья, очень хотели посещать занятия баскетболом.
3.Особенности вводной части уроков баскетбола
Как правило, для вводной части используется лишь набор традиционных средств, (рапорт дежурного, приветствие, бег, строевые упражнения и перестроения, общеразвивающие упражнения). Иногда такая форма продолжается из урока в урок, что снижает эффективность занятий в целом. Для баскетбола это недопустимо, т.к. для этой игры характерен высокий динамизм в развитии игровых ситуаций, постоянное чередование активных и пассивных фаз игры. Играющие постоянно переключаются с одних двигательных действий на другие, используя многообразные способы их выполнения, изменяя скорость и направления движения. У играющих комплексно задействованы практически все группы мышц, функциональные системы, налицо преобладание скоростно-силового режима мышечной работы, синхронность в деятельности верхних и нижних конечностей.
В связи с этим существуют принципы проведения вводно-подготовительной части урока по баскетболу, во-первых, использовать приемы передвижения по принципу вариативности и адекватности их структурным особенностям игры. Во-вторых, применять общеразвивающие упражнения комплексной направленности с акцентом на нестандартные движения выполняемые в динамическом режиме мышечной деятельности. в третьих, широко внедрять игровой метод эмоционального фона, моделирующего соревновательной деятельности и формирующего у занимающихся устойчивый интерес к занятиям баскетболом. Итак, речь идет о необходимости на каждом уроке варьировать количественно и качественно как разновидности приемов передвижений и способы их выполнения, так и характер их сочетаний, последовательность чередования, скорость, направление и исходные положения для начала движений. При этом смену заданий целесообразно производить через каждые 5-28 м движения, избегая монотонности.
Передвижение баскетболиста - основа техники игры. В вводной части возможно применение всех приемов передвижений и нападении и защите - ходьбы, бега, прыжков, поворотов, передвижений переставными шагами. Для каждого из перечисленных приемов существует несколько способов выполнения.
Так, ходьбу различают обычную и ускоренную. В начале урока для организации внимания рационально использовать ходьбу с изменением положения рук по звуковому сигналу. Для подготовки голеностопного сустава следует применять ходьбу на пятках, носках, внутренней и внешней сторонах стопы. Задания в ходьбе завершают переходом на бег.
Способов передвижения бегом в баскетболе несколько. Обычный бег, бег спиной вперед и ускорения.
Учитывая специфику баскетбола, не следует применять длительный бег по периметру зала одним способом.
Принятию заданных исходных положений предшествует остановка. Есть два способа остановки двумя шагами и прыжком. Многократное повторение в вводной части остановок в сочетании с передвижениями способствует усвоению учащимися двухшажного ритма что благоприятно сказывается на дальнейшем овладении игрой.
Арсенал упражнений, используемых в вводной части урока, значительно пополняют различные сочетания бега и прыжков, которые могут быть самостоятельными элементами или приемами техники: передач, бросков, подборов. Существуют способа выполнения прыжков в вводной части, толчком обеих или одной ногой. Используют одиночные или серийные прыжки вверх или вперед вверх. Учитывая взрывной характер мышечной работы при прыжках, использованию прыжков предшествуют подготовительные упражнения для голеностопного сустава. Полезно использовать в вводной части одного из специфических видов прыжка для баскетбола, толчком двумя ногами- с поднятыми вверх руками.
Упражнения в вводной подготовительной части должны соответствовать задачам основной части, необходимо постоянно ориентировать учащихся на логичный переход от нападения к защите и наоборот.
Большую роль в вводно-подготовительной части имеют общеразвивающие упражнения, их комплексная направленность с акцентом на нестандартные движения, выполненные в динамическом режиме, а также игровые методы создающие эмоциональный фон и формирующие у учащихся стойкий интерес к занятиям баскетболом.
4. Методика обучения элементам баскетбола.
А) Стойка баскетболиста и способы перемещения по площадке.
Чтобы научиться играть в баскетбол, нужно овладеть следующими техническими навыками и умениями: стойка игрока, передвижения, остановка прыжком, ловля и передача мяча двумя руками от груди, броски мяча в цель. Обучение перечисленным приемам игры нужно начинать с первых уроков.
Стойка игрока. Правильная стойка дает возможность игроку быть в постоянной готовности. В баскетболе каждый игрок является нападающим при овладении мячом его командой или защитником, если мячом владеет соперник. Поэтому стойка баскетболиста должна обеспечить игроку быстрый маневр по площадке как в защите, так и в нападении. Наиболее удобной является стойка ноги на ширине плеч, вес тела распределяется равномерно на обе ноги, колени полусогнуты, пятки оторваны от пола на 1-2 см, туловище слегка наклонено вперед так, чтобы ось плеча, колена и стопы находились на одной линии.
Для закрепления положения стойка игрока, можно проделать следующие упражнения:
1. После показа учителем ученики принимают стойку баскетболиста, затем меняют исходное положение, а по свистку вновь принимают и.п. стойка баскетболиста.
2. Учащиеся выполняют ряд строевых упражнений, затем неожиданно принимают стойку баскетболиста.
Перемещения – основа техники в баскетболе. Умение правильно передвигаться имеет особое значение в баскетболе, поскольку размеры площадки невелики - 28 на 15 м, а в игре участвуют 10 человек. Все они непрерывно находятся в движении. При ютом играющий должен правильно выбрать темп, направление и способ передвижения. Изучение и совершенствование приемов игры в баскетбол - ведение, передачи, броски и.т.д. должны быть на прочном фундаменте, а таким фундаментом является техника передвижений. Ни одним элементом в баскетболе не удастся овладеть без овладения техникой перемещения.
В ходе матча приходится передвигаться вперед, назад, по диагонали, боком. В зависимости от ситуации баскетболист передвигается лицом вперед, спиной боком. Кроме того, темп передвижений не носит спокойного характера, темп то ускоренный, то переходящий на ходьбу.
Умение правильно перемещаться, позволяет игроку реализовывать тактические и технические замыслы. За счет высокой техники перемещений, быстроты и неожиданности, баскетбол становится более зрелищным. Для развития быстроты можно использовать следующие упражнения:
1. Упражнения со скакалкой
А. Прыжки на двух, колени не сгибать
Б. То же, но поднимая колени как можно выше.
В. То же, но вращая скакалку вперед
Г. Прыжки поочередно на одной и другой ноге.
Д. Прыжки- ноги скрестно.
Е. Прыжки с укороченной скакалкой
2. Упражнения на перемещения
А. Перемещение приставными шагами.
Б. То же в защитной стойке.
3. Упражнения на координацию движений.
А.В прыжке поворот на 180 градусов.
Б. Подскоки на месте, руки на пояс, к плечам, вверх и в обратной последовательности.
В тренировки включаю эстафеты, тестовые упражнения и соревнования на технику передвижений.
Прежде, чем начать обучение технике передвижений, начинаю простых передвижений, таких как ходьба.
Ходьба используется в баскетболе либо при смене позиции, либо при перемене темпа движения. После ходьбы усложняю задачу и плавно перехожу на бег. Бег- является основным способом передвижения по площадке. Учащиеся учатся передвигаться спиной вперед, боком, приставными шагами. В момент передвижения нужно стараться следить за происходящим на площадке, поэтому от занимающихся нужно добиться, чтобы они не смотрели себе под ноги, а смотрели на поле.
Бег в баскетболе имеет свои особенности. При соприкосновении с опорой стопа осуществляет перекат с пятки на носок. Обучать в начинаю его с разных положений: с места, с шага. Важным элементом является стартовый рывок
Подсчитано, что баскетболист выполняет за игру до 140 прыжков, поэтому крайне важно во время обучения акцентировать внимание на правильность выполнения прыжков. Во-первых, приземление нужно осуществлять как можно мягче. Во-вторых, нужно научить учащихся разновидностям прыжков (с одной ноги, с двух ног, с разбега, с места) В-третьих, для развития прыгучести можно использовать следующие упражнения: прыжки в высоту до касания предмета, прыжки в высоту через планку, прыжки в приседе с выпрыгиванием из этого положения, прыжки через барьер и т.п. Наряду с плавными переходами с ходьбы на шаг, нужно отметить контрастный переход с бега на остановку. Остановка, это технический элемент, который не так прост, как кажется на первый взгляд. Ведь остановку нужно сделать за 2 шага, иначе будет пробежка, и мяч передадут сопернику. Есть 2 вида остановок прыжком и двумя шагами. В младшем школьном возрасте ввожу более легкий вид остановки – это остановка прыжком т.к. дети развивают более слабые скорости, чем взрослые и остановка двумя шагами нецелесообразна. При обучении остановкам постепенно усложняю упражнения: увеличивая скорость бега, усиливая внезапность остановки и т.п. При выполнении упражнений не следует делать лишних шагов, заваливаться вперед. Лучше находиться на согнутых ногах, гася тем самым инерцию, сохранять равновесие.
Во время обучения нужно иметь в виду, что у баскетболиста должны быть сильные и крепкие ноги, для развития силы мышц которых нужно выполнять специальные упражнения со штангой. Постоянно укрепляю связки суставов, для чего включаю в занятия упражнения для укрепления суставов. Для профилактики травм ног обязательно самостоятельная подготовка суставов к работе. Учитывая большую нагрузку, чередую упражнения на перемещение с упражнениями на расслабление.
Б) Передала мяча от груди двумя руками. Ведение мяча.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди. Ловля мяча - прием, с помощью которого обеспечивается возможность овладения мячом. Учащиеся должны взять за правило, что не нужно ждать мяча, а нужно выходить ему на встречу. После ловли необходимо принимать устойчивое положение, сгибать колени в момент приема, мягко приземляться во время прыжка. Выбор способа ловли зависит от высоты полета мяча, положение тела по отношению в мячу и т.д. Наиболее простым и в то же время надежным способом ловли является ловля мяча двумя руками. Прежде, чем учить ловле, обращаю внимание учеников, как правильно держать мяч. Для этого необходимо кончиками широко расставленных пальцев взять мяч сзади- сбоку, руки слегка согнуты в локтевых суставах мяч должен находиться на уровне груди.
Техника ловли мяча сводится к следующему: Игрок стоит на чуть согнутых ногах, руки вытянуты вперед, пальцы разведены в стороны, это обеспечивает большую площадь соприкосновения с мячом.
Одним из основных элементов техники баскетбола является передача мяча. С помощью данного приема игрок направляет мяч для продолжения атаки. Владеющий мячом должен быстро определить, кому передать мяч. Передача от груди двумя руками - основной способ, позволяющий точно направлять мяч партнеру на любые дистанции. Эта передача наиболее часто встречается в игре, с нее начинаю обучение передачам, потому что ее выполнение не требует изменения основной стойки с мячом. Для выполнения этой передачи руки кругообразным движением выполняют замах вперед вниз. Одновременно сгибаются ноги. Затем происходит выпрямление рук и захлестывающее движение кистей. При выпрямлении рук, ноги полностью разгибаются и вес тела переносится на впереди стоящую ногу. После передачи руки опускаются вниз и полностью расслабляются, игрок выпрямляется. Для освоения техникой передачи мяча ввожу в процессе урока следующие упражнения:
По команде учащиеся принимают положение при ловле мяча. 2. Перед учащимися лежат мячи. По команде они пытаются правильно взять мяч. 3. Поочередные передачи мяча друг другу на расстоянии 3-4 м. По мере усвоения техники передач расстояние можно увеличивать до 10 м. 4. Передача мяча во встречных колоннах с последующим уходом в конец колоны.
Ведение мяча. Ведение мяча является важнейшим техническим приемом. Уже на первых уроках обучения баскетболу, формирую представление у учащихся, что передвижения с мячом по площадке сопровождается постоянными ударами мяча об пол, через каждые 2 шага. От занятия к занятию школьники убеждаются, что главное в технике ведения — это отсутствие зрительного контроля, асинхронная работа рук и ног, равноценность ведения мяча правой и левой рукой. Существуют разновидности ведения — высокое и низкое, что позволяет передвигаться с разной скоростью.
Ведение — технически сложный элемент, совершенствование его продолжается на протяжении всех лет обучения в школьной программе с 5 по 11 класс. Поэтому в третьем классе даю только базу техники ведения. Зато к пятому классу учащиеся уже будут неплохо владеть ведением мяча и задачи в обучении сведутся к совершенствованию. Обучаю ведению мяча с одноразовых ударов об пол. Затем задание усложняю, учащимся предлагается выполнять шаг на каждый удар мяча. После этого применяю многоразовые удары о пол правой и левой руками поочередно. Вначале все эти упражнения выполняются со зрительным контролем, а затем без него. Постепенно учащиеся переходят на ведение мяча после ловли его в движении. Завершается изучение ведения при сближении с соперником. Злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снизить общий ритм игры.
В) Броски в цель. Чтобы выиграть матч, команде необходимо превзойти соперника в счете, а это достигается точными бросками. Все остальные элементы и создают условия для овладения кольцом. Бросок мяча в кольцо является завершающей стадией атаки, поэтому все действия, как индивидуальные, так и командные, сводятся к созданию благоприятных условий для броска в кольцо. Умение хорошо бросать является навыком, приобретенным в процессе занятий баскетболом. Меткость бросков кроется в правильном выполнении элементов техники — координированной работе рук и ног, равновесии тела, расслаблении и завершающем движении кисти руки. Выполняющий бросок в кольцо должен сохранять равновесие и быть уверенным в своем броске. Я, всегда помню, что в период формирований навыка броска основной оценкой должна быть техника выполнения. Только когда появится уверенность что бросок поставлен правильно, можно включать в оценку количество попаданий. Тренирую бросок в условиях игровой обстановки с обязательным противодействием противника. Каждый бросок в баскетболе строится на определенных принципах, которые в совокупности с правильной техникой того или иного броска выливаются в умение поражать корзину соперника.
Цель. Независимо от того целится игрок в заднюю часть кольца или в переднюю он концентрирует внимание на избранной точке мишени. Плавное, ритмичное движение. При броске все движения должны быть ритмичными и плавными. Резкие, нервные, поспешные движения не дают точности бросков. Мягкость достигается плавными, ритмичными движениями при броске, придающее мячу легкое обратное вращение. Обратное вращение и поступательное движение мяча вперед уравновешивают друг друга и заставляют мяч оставаться в корзине в момент отскока от обода.
Сопровождение мяча - естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все еще направлен на цель. Естественное сопровождение мяча гарантирует прохождение его по заранее намеченной траектории. Резкое же движение кисти при согнутой в локтевом суставе руке в момент выпуска мяча нарушит траекторию полета, что отразится на точности броска.
Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Средняя траектория полета мяча обеспечивает высокий процент попаданий.
Выполнение броска по цели включает следующие факторы:
1. Удержание равновесия тела, что позволяет выполнить координированные усилия ногами, туловищем и руками.
2. Создание усилия.
3. Расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии происходит в нужный момент и в правильной последовательности.
4. Использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории.
5. Эффективное сопровождение.
Равновесие тела. При хорошем равновесии нападающий может координировать напряжение каждой мышцы для создания общего усилия в направлении корзины. Неизвестно, достигает ли бросок цели, если в момент выпуска мяча игрок не будет в равновесии, позволяющем ему закончить главное, непрерывное сопровождение мяча. Некоторые баскетболисты умеют настолько хорошо контролировать положение тела, что могут точно бросать из положении, которые были бы неудобны или невозможны для других.
Создание усилия. Развитие общего усилия при выполнении броска в кольцо осуществляется взаимодействием следующих факторов:
А) плавного движения кисти и пальцев вперед
Б) быстрого разгибания руки резким движением локтя и плеча.
В) быстрого выпрямления ног в коленных суставах одновременно с подниманием на носки.
Поскольку силу, прикладываемую напряженной мышцей, трудно контролировать, лучшие результаты достигаются в тех случаях, когда все мышцы могут быть приведены в плавное, координированное усилие в пределах возможностей человека. При прыжке значительная часть созданной энергии переводится в движение вверх, оставшаяся сила, необходимая для достижения мячом кольца, может быть обеспечена кистями, пальцами.
Расчет. Расчет броска начинается с постановки ног для отталкивания и заканчивается восстановлением исходного положения. При броске с места правильный ритм обеспечивает главное, непрерывное бросковое движение снизу вверх, при котором развивается максимальное усилие перед выпуском и в момент выпуска мяча кончиками пальцев. Силы прилагаемые к мячу должны пройти через кончики пальцев. Это дает кончикам пальцев выправить траекторию в момент выпуска мяча и обеспечивает мягкое обратное вращение.
Благодаря исключительной чувствительности кончиков пальцев и мягкому, уверенному движению кисти у школьников образуется ”чувство мяча”, которое становится решающим фактором в определении точности броска. Учащиеся совершенствуют это чувство до тех пор, пока расположение рук не станет правильным.
Решение воспитательных задач на уроках физической культуры
А) Игра, как метод решения воспитательных задач.
Одна из ведущих воспитательных задач = воспитание коллективизма. Поэтому каждый свой урок стараюсь пронизывать духом коллективизма, помощи товарищам, взаимопонимания, борьбы за повышение не только своих, но и результатов товарища. Для решения этой воспитательной задачи нет предпочтительных возрастных периодов. В каждом из них я стараюсь формировать тот или иной компонент, то или иное составное качество коллективизма,
У детей младшего школьного возраста, наиболее эффективно начинает развиваться общественная активность, ответственность за порученное дело. В воспитательной работе, на уроке, стараюсь вовлекать детей в общественную деятельность. Делаю это через общественные поручения, задания, обязанности направленные на улучшение организации учебной деятельности.
В третьем классе приучаю детей выполнять самые простые поручения в разных ролях: физорга — проверить до начала занятий у одноклассников состояние спортивной формы, выяснить причину отсутствия ученика на уроке., дежурного — построить пасс в шеренгу, сообщить о готовности класса к уроку., Капитан команды — во время игры поддерживает установленный порядок.
Наблюдая за учащимися, я сделала вывод, что с поручениями все справляются легко, причем большинство выполняют их ответственно, с сознанием, охотно и весело. С самого начала, я осуществляла работу с учетом индивидуальных особенностей детей. Нельзя обучать баскетболу всех одинаково, в одном темпе. Формировать привычку, воспитывать устойчивый интерес с систематическим занятиям физическими упражнениями — одна из основных задач урока. Чем более привлекательны сами по себе физические упражнения или формы их выполнения, тем более активны ученики. Наиболее привлекательным средством является игра. Дети в игре проявляют самую большую активность, активно участвуют в соревнованиях. В игре учащиеся выполняют элементы, которые не могли, или боялись раньше выполнять. Так же, я заметила, что школьники с удовольствием занимаются, когда добиваются высоких результатов, или поставленных целей. Воспитательные возможности урока физической культуры вытекают прежде всего из содержания учебного материала. Для воспитания у учащихся организованности, дисциплинированности, товарищества, коллективизма велико значение построений и перестроений, ходьбы и бега, упражнений танцевальных и акробатических. Игровая деятельность имеет наибольшую возможность решения воспитательных задач.
Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между играющими определенных взаимоотношений. Она способствует активному общению детей, быстрому узнаванию и установлению контактов между одноклассниками. Контактность детей, особенно в первое время, не у всех одинакова: есть общительные дети и есть очень замкнутые, застенчивые. В игре легче включить учащихся в коллективную деятельность, помочь познакомиться друг с другом, занять благоприятное положение в коллективе сверстников.
Воспитательные возможности игры заключаются в ее содержании так, в играх можно воспитывать умение сдерживать себя, тормозить свои порывы, быть внимательным в отношении к сверстникам. Игры включают в себя элементы состязания: кто самый быстрый, ловкий, меткий. В играх, есть победившие и побежденные. Здесь стараюсь учить ребят не хвастаться при выигрыше и не унывать при неудаче., Учу сохранять дружеские отношения по отношению с победившими и проигравшими товарищами, при этом все отношения должны основываться на доброжелательности, глубоком уважении к одноклассникам.
Готовясь к уроку, обдуманно подбираю подводящие игры к баскетболу так, чтобы знать какие образовательные и воспитательные задачи можно решить при ее проведении.
Правила игры — главное ее организующий элемент. Точные правила исключают произвольное толкование обязанностей и действий играющих, упорядочивают взаимодействие играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения и положительно влияют на проявление эмоций у игроков. Объясняю игру (делаю это перед началом игры, а не урока), так чтобы учащиеся точно знали название игры и правила, при этом не использую сразу все одновременно т.к учащимся младших классов трудно запомнить все сразу.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов игры, определение ее результатов. В нравственном отношении важно при определении победителя использовать не только быстроту, но и качество выполнения задания и стиль отношений между играющими, умение действовать честно и дружно.
Успех игры, эффективность решения образовательных и воспитательных задач, по моему мнению во многом зависят от правильного формирования команд, выбора капитана в игре. Для этого, я использую знания индивидуальных особенностей детей, уровня их двигательной подготовленности и систему личных отношений в коллективе класса.
В работе с учащимися третьих классов стараюсь предупредить «дух сопротивления». Игры создают хорошие возможности для использования приемов косвенного воздействия, когда дети не догадываются о том, что их воспитывают. Однако иногда, открыто ставлю задачу перед детьми, научиться вести себя определенным образом, быть вежливым, предупредительным. Эти формы поведения отрабатываю в играх.
Привожу примерные воспитательные задачи, которые решаю в процессе обучения игре в баскетбол. Воспитываю умение сдерживать себя, не начинать выполнение заданий пока не будет дана предварительная команда. Учу быть внимательным к товарищам, не мешать выполнять задание стоящим рядом. Воспитываю умение внимательно слушать учителя и точно выполнять его задания. Воспитываю умение сдерживать свои чувства при победе и уважительно относиться к проигравшим. Учу приходить товарищам на помощь, при построении быстро находить место в строю. Воспитываю стремление честно выполнять условия игры.
Воспитание — это непременно целенаправленный процесс, т.е. процесс, который строится по заранее задуманной цели. Если же цель не поставлена, о воспитании речи быть не может. Поставив перед собой глобальную цель научить навыкам игры в баскетбол в третьих классах, я одновременно старалась решать воспитательные задачи, которые непременно возникали у меня в ходе воспитательного процесса на уроке физической культуры. Я сделала вывод, что урок воспитывает только тогда, когда имеет воспитательную цель. Во время обучения игре в баскетбол «невидимо» решаются многие воспитательные задачи, которые возникают стихийно, а не специально надуманно. Воспитательные цели урока не достигаются в процессе одного урока, как и нельзя научить баскетболу за один урок.
Вводя баскетбол в третьих классах, я обратила внимание на совокупность решаемых проблем на уроке по средствам обучения игре в баскетбол. Кроме овладения определенными знаниями умениями и жизненно важными навыками, решаются оздоровительные задачи в сочетании с воспитательными, причем одновременно можно решать сразу несколько воспитательных задач.
5.Анализьи и вывводы.
(Результативность работы по реализации вариативной программы.) действенность и результативность данной программы, обеспечивается, прежд всего заинтересованностью каждого ученика в достяжении оптимального уровня физического здоровья. Несмотря на младший возраст учащихся, занимающихся по моей программе, стараюсь заинтересовать детей занятиями физической культурой, и поддерживаю это постоянным анализом результативности каждого ученика через: - оценку уровня его физического здоровья (заболеваемости, функционального состояния организма) - оценку уровня развития основных физических качеств. Поэтому, одним из критериев результативности работы по реализации моей программы, я считаю устойчивость организма занимающихся к простудным заболеваниям. Проанализировав совместно со школьным врачом уровень заболеваемости в 4А классе по сравнению с прошлым годом за осенне — зимний период (сентябрь-декабрь)обнаружилось, что количество простудных заболеваний в целом снизилось с 18 в прошлом году, до 10 в этом. Благотворное влияние в плане профилактики простудных заболеваний оказывает применяемая методика с использованием продолжительного бега в сочетании с занятиями на свежем воздухе. Проведенный анализ тестирования основных физических качеств за 3 года в 4 А классе показал следующий уровень прироста результатов: ( см. Таблицу и графическое изображение)
На примере данной программы можно сделать вывод о целесообразности введения игры баскетбол по методике опережающет’о обучения в начальных классах. Во время игры педагогические задачи решаются легче. Учащиеся получают жизнено важные двигательные навыки гораздо раньше, чем это предусмотрено в государственной программе. Начиная обучение технике игры в баскетбол в начальных классах, фактически обучение в старших классах сводится к совершенствованию введенных ранее элементов и более углубленному изучению еще неизвестных учащимся элементов. Повысился интерес к занятиям физической культурой. дети приносят на урок свои мячи, одевают форму похожую на экипировку профессиональных баскетболистов. многие дети регулярно просматривают спортивные передачи. Повысился уровень выполнения технических элементов, возросло количество попаданий мяча в кольцо, мяч ведется без зрительного контроля. По мнению Заслуженного учителя школы Р.Ф. Федорина В.В. дети обучаемые по данной программе переступают черту разделяющую младшего школьника от среднего более физически подготовленными и развитыми . Кроме того Федорин В.В. считает, что программа составлена с учетом условий и запросов школы Э. Освоенные навыки на занятиях физической культурой, любовь к баскетболу позволяют выявить наиболее способных и одаренных ребят и направлять их в секции по баскетболу. В результате чего, из года в год формируется сборная команда школы успешно выступающая в первенстве города среди школьников. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол, таят в себе большие возможности для улучшения физической кондиции, которые наблюдаются у всех учащихся в разной степени, в зависимости от физиологических особенностей организма. Моя программа позволяет учесть эти особенности и продуктивно решать вопросы оздоровления учащихся на уроках физической культуры.