Тема самообразования Личностно-ориентированный подход
Тема самообразования Личностно-ориентированный подход
Игра с давних пор составляет неотьемлемую часть жизни человека, она занимает досук, воспитывает,удовлетворяет потребности в общении, получение внешней информации, дает приятную физическую нагрузку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема самообразования Личностно-ориентированный подход»
Тема самообразования
Личностно-ориентированный подход
Выполнил: Носков Н.С
Личностно-ориентированный подход в обучении как средство формирования положительного нравственного опыта и позитивных личностных качеств (взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность) на тренировках лыжников гонщиков.
Именно так я обозначил тему своей самообразовательной работы. Потому что, я считаю, что каждый человек по своей человеческой природе – умению мыслить, чувствовать, страдать, любить, радоваться и прочее.. – способен быть нравственным – справедливым, добрым, милосердным и т. д. В этом, прежде всего, нравственном начале - человеческое предназначение.
Однако наши образовательные стандарты, нацелены, прежде всего, на усвоение фактов, а не на формирование нравственности и развитие личности как индивидуальности. Сегодня в социальной среде можно отметить такие явления как падение нравственности, отсутствие духовного стержня, жестокость, неуважение людей друг к другу.
Поэтому, воспитание у учащихся положительного нравственного опыта в спортивной школе, как составной части формирования позитивной социальной среды, является актуальной задачей. Я попытаюсь обозначить основные принципы личностно-ориентированного подхода в обучении, а также поделиться своим опытом формирования нравственности и позитивных личностных качеств.
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство России. Такая популярность обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них.
Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
В-третьих, современная спортивная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.
В-четвёртых, явно ощущается падение моральных и нравственных ценностей. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Теоретические основы и технологию личностно-ориентированного подхода в обучении разработали И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Е.В Бондаревская. Опираясь на воззрения педагогов и учёных можно дать следующее определение личностно-ориентированного подхода.
Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. А теперь наиболее важные его аспекты, такие как:
- во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;
- во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
- в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога, содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
Определение понятия и сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода позволяет ответить на второй вопрос: чем он отличается от традиционных подходов?
Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода' предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка — освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго — с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.
Личностно-ориентированный подход состоит из следующих элементов. Первая составляющая - основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности.
К основным понятиям личностно - ориентированного подхода, на наш взгляд, можно отнести следующие:
- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова);
- педагогическая ситуация - момент значимого взаимодействия воспитателя и воспитанника в условиях учебно-воспитательного процесса, который требует поиска педагогически целесообразных способов их разрешения;
- нравственность - особое поведение, направленное на соблюдение норм морали;
- нормы морали - это формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных жизненных ситуациях;
- эмпатия - «вживание» ученика в образы и предметы с целью их понимания и познания;
- ответственность - способность личности достойно исполнять свои обязанности и быть готовым отвечать за свои поступки.
Вторая составляющая - исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. Каковы же принципы личностно - ориентированного подхода:
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Для реализации этого принципа я использую ролевую игру, в которой ребёнок может проявить свои коммуникативные способности, пропустить полученную информация через себя. С помощью ролей можно создать прекрасную ситуацию успеха и повысить самооценку ребенка, а у детей с чересчур завышенной самооценкой - понизить. Могут применяться и деловые игры. Например: «Точка зрения». Здесь моделируются столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей и т. д. Интеллектуальные способности ребёнка я проявляю, наряду с другими методами и через выявление причинно-следственных связей.
2.Принцип индивидуальности.
Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося
- это главная задача образовательного учреждения.
Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. И помогает в этом метод персонификации, где, постигая мысли, чувства, черты личности исторических героев, ребёнок сравнивает их со своими, тем самым, формируя свою индивидуальность. Развитие способностей к самореализации, самовоплащению, самоизменению формируется мною через, самоанализ (например: Мои роли в малой группе, 8 кл. по теме Малая группа; Мой психологический портрет, 7 кл. по теме Психологический портрет личности) и практические занятия, как на уроке, так и тренировочной внеурочной деятельности. Например, решается в практической области вопрос: Как выйти из трудных жизненных ситуаций? Также дети могут выбирать черты характера и сказать, почему они хотят именно такую черту приобрести. Обучение и воспитание должно быть нацелено на выработку учеником собственных смыслов изучаемого материала, нравственных ориентиров понятия о преходящих и непреходящих ценностях. Для реализации этого принципа я применяю такие методы как оценивание, в ходе которого дети дают оценку происходящих событий, а значит формируют собственную точку зрения. А так же путём дискуссий по нравственной тематике, изучении нравственного наследия писателей и поэтов страны, тематических классных часов и нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности и другое, на которые дети пишут свои отзывы. Очень интересно и полезно применять ситуации развития: Алгоритм ситуации развития физической культуры.
1. Как бы вы поступили в той или иной ситуации.
2. Почему поступили бы именно так.
3. Какие черты вашей личности помогли принять вам это решение, а какие мешали
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и спортивной школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания. На тренировках я стараюсь этого достичь путём постановки ученика в центр процесса обучения, создавая такие ситуации при которых он самостоятельно добывает знания и старается претворить их в жизнь. Этому хорошо помогает проведение самоанализа, путём практикума. План самоанализа зимнего сезона за 2015-2016 учебный год.
Линии анализа 1.Достижения и трудности в тренировке.
2.Отношения с тренерами.
3. Отношения со сверстниками.
4.Чаще всего я испытываю чувство…..
5.Моё здоровье.
6. Мне интересно.
7.Я бы хотел(а) обратиться за помощью к… . по вопросу…….
8.Мои достоинства.
9. Мои недостатки.
10.Главное для меня….
11.Мне нравится……(не нравится….).
12.Я бы хотел предложить…
А в тренировочной деятельности создаются такие педагогические ситуации, в которых ребёнок должен проявить самостоятельность и обогатить свой жизненный опыт.
4.Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными-полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в спортивной школе, а так же обязательно находился в ситуации нравственного выбора
5.Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная спортивная деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Творческие способности ребёнка я стараюсь реализовать через создание мини - проектов: моя семья, наше село, моё будущее. А так же через разнообразные формы рефлексии
6. Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Очень часто я прошу детей продолжить фразы: Я - могу……., мне это нужно для того, чтобы………… и другие. Это развивает веру детей в свои возможности и внутреннюю мотивацию своей деятельности. И, наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.