Статья ""Основы силовой подготовки детей школьного возраста. Возрастные особенности развития силы и силовых способностей
Статья ""Основы силовой подготовки детей школьного возраста. Возрастные особенности развития силы и силовых способностей
Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет. Это в значительной степени относится и к доле мышечной массы в общей массе тела: к 10-11 годам она составляет примерно 23 %, к 14-15 годам - 33 %, а к 17-18 годам - 45 %. В результате силовой тренировки мускулатура может увеличиваться до половины общей массы тела.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья ""Основы силовой подготовки детей школьного возраста. Возрастные особенности развития силы и силовых способностей »
Музыкантова Валентина Александровна – учитель высшей квалификационной категории ЧУ «Средняя школа в честь преподобного Сергия Радонежского» г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область
Основы силовой подготовки детей школьного возраста. Возрастные особенности развития силы и силовых способностей
Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет. Это в значительной степени относится и к доле мышечной массы в общей массе тела: к 10-11 годам она составляет примерно 23 %, к 14-15 годам - 33 %, а к 17-18 годам - 45 %. Врезультате силовой тренировки мускулатура может увеличиваться до половины общей массы тела.
Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует сказать, что в отмеченные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. Кроме того, при развитии силы нужно учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.
Собственно силовые способности наиболее эффективно поддаются целенаправленному воспитанию у мальчиков в 13-14 и 16-17 лет, у девочек - в 10-12 и 16-17 лет. Скоростно-силовые способности – у мальчиков в 10-11 и 14-16 лет, у девочек - в 11-12 лет.
Возрастные особенности развития силовых возможностей у детей школьного возраста обусловливают методические основы воспитания этого физического качества. В школьном возрасте дети быстро растут и развиваются. Этот естественный процесс нельзя не учитывать при занятиях силовыми упражнениями.
Младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста его отдельных размерных признаков различна.
Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белков и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
Организм детей 8-9-летнего возраста предъявляет повышенные требования к работе сердца, поэтому дополнительные силовые нагрузки надо вводить осторожно, а упражнения, сопровождающиеся натуживанием и задержкой дыхания, противопоказаны. К тому же у детей этого возраста особенно чувствительны к перегрузкам места прикрепления сухожилий к костям. Поэтому главный упор в занятиях надо делать на всестороннее развитие мышечного корсета.
Мальчики 7-11 лет и девочки 7-10 лет обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые упражнения и особенно упражнения в изометрическом (статическом) режиме вызывают у них быстрое утомление. Дети этого возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям динамического характера.
В младшем школьном возрасте при развитии силовых способностей, как правило, применяют в основном упражнения с использованием массы тела (приседания, кратковременное удержание определенных поз, лазания и т.п.), упражнения с набивными мячами, легкими гантелями массой 1-2 кг.
Темпы прироста силовых способностей у детей младшего школьного
в озраста приведены в таблице 1 .
Средний школьный возраст (12-15 лет) характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг.
В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13-14 лет, а у девочек - в 11-12 лет. Однако увеличение одних мышц наблюдается при заметном отставании других. Это может привести к искривлению позвоночника, который в этом Возрасте еще очень гибок. Преобладание силы сгибателей мускулатуры над разгибателями вызывает сутулость. Преимущественное развитие силы мышц груди при отставании развития мышц плечевого пояса и спины уменьшает подвижность грудной клетки. Вот почему задачей тренировки детей в этом возрасте должно быть Предупреждение нарушения осанки и исправление ее. Для этого надо усиливать нагрузку на отстающие в развитии мышцы (выполнять дополнительные упражнения для мышц более слабой половины туловища), укреплять мышцы спины и шеи (например, подтягивания широким хватом до касания перекладины затылком), увеличивать подвижность грудной клетки с помощью упражнений, Вызывающих потребность в глубоком дыхании, в сочетании с дыхательными упражнениями (например, приседания с отягощением и заведение прямых с гантелями за голову в положении лежа на спине).
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В подростковом возрасте средствами воспитания силы являются скоростно-силовые упражнения и упражнения с небольшими отягощениями и достаточно большим числом повторений, т.е. применяется метод непредельных усилий с малыми и средними отягощениями. Это позволяет параллельно с силой развивать у подростков и силовую выносливость.
Темпы прироста силовых способностей у детей среднего школьного возраста приведены в табл. 2.
Таблица 2
Темпы прироста силовых способностей у детей среднего школьного возраста, %
Силовые способности
Среднегодовой прирост
Общий прирост
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Сила
15,8
18,4
79,0
92,0
Силовая выносливость
9,4
3,3
37,5
13,1
В старшем школьном возрасте (16-18 лет) продолжается развитие организма, но уже более равномерно, чем в подростковом. По строению тела, его пропорциям юноши уже почти не отличаются от взрослых, а опорно-двигательный аппарат у физически развитых ребят приспособлен к значительным нагрузкам. В этом возрасте для, развития собственно силовых способностей можно использовать околопредельные и предельные отягощения. Но надо избегать задержек дыхания и натуживания.
У старших школьников развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, связок и сухожилий. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и силовой выносливости.
Темпы прироста силовых способностей у детей старшего школьного возраста приведены в табл. 3.
Таблица3
Темпы прироста силовых способностей у детей старшего школьного возраста (%)
Силовые способности
Среднегодовой прирост
Общий прирост
юноши
девушки
юноши
девушки
Сила
14,0
9,0
28,0
18,0
Силовая выносливость
8,5
-2,0
26,7
-6,0
У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плече вой пояс, но зато интенсивно развивается тазовый пояс и мышц тазового дна.
Задачи развития силовых способностей у детей школьного возраста
Первая задача - в рамках базового физического воспитания детей школьного возраста необходимо обеспечить гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата. Эта задача решается путем избирательно направленного воздействия силовых упражнений. Здесь важное значение имеют объем и содержание силовых упражнений. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному
Особое внимание следует обратить на важнейшие мышечные группы: мышцы брюшного пресса, туловища, поясничной области, шеи, плечевого пояса, ног и рук.
Вторая задача - разностороннее развитие силовых способности в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.
Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.
Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). Каждое из этих направлений имеет свою конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить, исходя из этой установки. Исходя из этого подбирают определенные средства и методы воспитания силы.
Упражнения для развития силовых способностей у детей школьного возраста
Упражнения, отягощенные массой собственного тела
Упражнения, отягощенные массой собственного тела, заключаются в самосопротивлении. Отягощение создается за счет силы тяжести различных звеньев собственного тела или путем преднамеренного затруднения сокращений одних мышц направленным сопротивлением других - мышц-антагонистов.
Величина отягощения в таких упражнениях дозируется изменением исходного положения (например, отжимание в упоре лежа на опоре различной высоты и т.п.).
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса
Упор лежа на полу. Сгибание и разгибание рук (отжимания)
При сгибании рук касаться грудью пола, при разгибании таз вверх не поднимать. Туловище и ноги – одна прямая линия. Руки на ширине или чуть шире плеч. Локти в стороны или прижаты к туловищу.
Возраст, лет
10-12
13-15
16-18
Число повторений
8-1 0
10-14
14-18
Упор лежа на полу. Отжимания с отталкиванием руками от пола
В воздухе сделать руками хлопок
Возраст, лет
10-12
13-15
16-18
Число повторений
-
2-3
3-5
Упор лежа на полу, ноги на повышенной опоре (скамейка, стул и т.п.). Сгибание и разгибание рук
Чем выше положение ног, тем труднее выполнить упражнение. При разгибании рук туловище и ноги составляют одну прямую линию. Для усложнения упражнения следует постепенно расширять постановку кистей рук. Дыхание: вдох при сгибании рук, выдох - при разгибании рук
Возраст, лет
10-12
13-15
16-18
Число повторений
3-5
5-10
10-16
Упор лежа, ноги на повышенной опоре. Отжимания с отталкиванием руками от пола
После отталкивания руками от пола в воздухе выполнить хлопок ладонями
Возраст, лет
10-12
13-15
16-18
Число повторений
-
3-5
5-7
Упор лежа на параллельных скамейках:
а) ноги на полу;
б) ноги на скамейках. Сгибание и разгибание рук
Скамейки расставлены немного шире плеч. Упражнение выполнять с полной амплитудой (до полного сгибания и разгибания рук). Выпрямляя руки, туловище не прогибать
Возраст, лет
10-12
13-15
16-18
Число повторений
-
5-7
7-10
Сгибание и разгибание рук в упоре сзади, руки и ноги на повышенной опоре
Упражнение выполнять с большой амплитудой, без пауз
Возраст, лет
10-12
13-15
16-18
Число повторений
-
6-8
8-12
Упор лежа на полу. Руки шире плеч. Перенос массы тела с руки на руку
При переносе массы тела на одну руку она сгибается в локтевом суставе. Туловище и ноги - одна прямая линия
Возраст, лет
10-12
13-15
16-18
Число повторений
-
3-5
5-7
Сгибание и разгибание рук в упоре сзади:
а - на скамейке;
б -на двух параллельных скамейках
Упражнение выполнять с полной амплитудой (до полного сгибания и разгибания рук)
Возраст, лет
10-12
13-15
16-18
Число повторений
6-8
8-12
12-16
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях
Упражнение выполнять с полной амплитудой (до полного сгибания и разгибания рук). Вдох при опускании, выдох при разгибании рук
Возраст, лет
10-12
13-15
16-18
Число повторений
-
8-10
10-16
Подтягивание на низкой перекладине
Подтягивание выполняется до пересечения подбородком линии перекладины.
Упражнение выполняется: хватом сверху; хватом снизу. Туловище держать прямо