Статья на тему: "Влияние переживаний тревоги и стресса на соревновательную успешность спортсменов".
Статья на тему: "Влияние переживаний тревоги и стресса на соревновательную успешность спортсменов".
При изучении состояний тревоги и стресса в спорте распространен традиционный подход: состояние спортсмена – его переживания, самочувствие и т.п. – анализируется с точки зренияприписываемых и переживаемых спортсменами угроз. Стрессовые ситуации оказывают негативное влияние на результат выступления спортсмена. Хорошо подготовленный спортсмен находится перед выполнением задания как бы в состоянии «перед взрывом энергии». Говорят, что тревожный спортсмен «сгорает до начала борьбы». Старт ожидается с нетерпением, и этого состояния субъективно желает большинство спортсменов, но «сгорает» в предстартовой лихорадке лишь неопытный и со слабой нервной системой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Влияние переживаний тревоги и стресса на соревновательную успешность спортсменов". »
Влияние переживаний тревоги и стресса на соревновательную успешность спортсменов
При изучении состояний тревоги и стресса в спорте распространен традиционный подход: состояние спортсмена – его переживания, самочувствие и т.п. – анализируется с точки зренияприписываемых и переживаемых спортсменами угроз. Среди теоретиков спорта чрезвычайно популярен тезис о том, что состояние тревоги затрудняет деятельность спортсмена, снижает его достижения, но в реальности все часто бывает наоборот. Именно состояние тревоги мобилизует спортсмена на выдающиеся достижения.
Стрессовые ситуации оказывают негативное влияние на результат выступления спортсмена. Для нивелирования воздействия стресса на спортивную деятельность рекомендуется использовать следующие рекомендации:
«восприятие сложившейся ситуации» (изменение восприятия ситуации, показание максимума того, на что способен спортсмен и концентрации на соревновании, а не на решающем значении успеха или неудачи).
«роль внешнего внимания» (управление внешним окружением, убеждая, что необходимо контролировать свои эмоции и осознавать негативное влияние этих эмоций на спортсмена).
«решающее действие» (сосредоточение исключительно на стоящей перед спортсменом задаче, "отключение" от внешнего влияния).
Однако из рассмотрения результатов исследований и наблюдений за деятельностью спортсменов следует, что: 1) наряду с действительными состояниями тревоги существуют и состояния симулируемые; 2) успешно действовать могут и те спортсмены, состояние которых определяется как неприятное, неудобное, т.е. состояние тревоги; 3) уровень психической напряженности у отдельных спортсменов не является постоянной величиной, на него влияет ситуация; 4) оптимально действовать могут спортсмены с разным уровнем тревоги; 5) выводы исследований нередко противоречивы; 6) более углубленные размышления подводят к допущению довольно сильной зависимости между эмоциональностью человека и эффективностью его деятельности; 7) состояние тревоги в спорте бываеттакже состоянием субъективно желательным, а это, по нашему мнению, один из наиболее интересных моментов.
Все сказанное выше заставляет задумываться над многими аспектами проблемы состояния тревоги в спорте. Возникает впечатление, что в поисках зависимости между состоянием тревоги и успешностью выполнения действий спортсменов (соревновательным результатом) определенную роль играет «концепция» о том, что напряженность имеет функцию «самостоятельного энергетического источника», т.е. распространенное мнение о том, что психическая напряженность есть своего рода единственный источник побуждения, мотивации, активации спортсмена.
Хорошо подготовленный спортсмен находится перед выполнением задания как бы в состоянии «перед взрывом энергии». Говорят, что тревожный спортсмен «сгорает до начала борьбы». Старт ожидается с нетерпением, и этого состояния субъективно желает большинство спортсменов, но «сгорает» в предстартовой лихорадке лишь неопытный и со слабой нервной системой. С точки зрения предстартовых переживаний спортсменов с сильной нервной системой можно с большим приближением утверждать, что напряженность и стресс для них связаны с ощущением «комфорта психологического функционирования». Условия этого «комфорта» создают механизм сознательного контроля своей тревоги (locus of control). В спортивной деятельности исключительно сильны внешние влияния и управление. «Суровый климат» спорта требует скорее давления сильных сигналов, чем «свободного климата, независимости, благосклонности». Такой климат согласно Роджерсу, благоприятствует творчеству людей сволевыми чертами характера.
Регуляция извне касается нескольких сфер управления: от простого обучения до сложных индивидуальных решений. Функционирование в спорте трактуется не только как личная деятельность спортсмена, но и как групповая, командная, социальная деятельность. Мотивация достижения успеха в спорте ориентирована на общественное признание личности спортсмена и личности его тренера. Робинзонов Крузо в спорте нет, ибо спорт - это мир, а не необитаемый остров.
Проблема сознательной локализации контроля тревоги у спортсменов только начинает разрабатываться в психологии спорта. Можно выделить несколько интересных фактов. Готовность поддаться манипуляции и ее ожидание спортсменами со стороны соперников составляют в спорте определенный феномен в связи с базовыми чертами спорта – свободой и независимостью соревнующейся личности. Подчинение спортсмена внешнему руководству, например, тренеру в команде, создает лишь видимость «комфорта психологического функционирования», что также должно уменьшать силу влияния ситуаций, вызывающих напряженность и тревожность, т. е. служат нейтрализации в восприятии угрозы и являются теми факторами, через которые мы попытаемся определить состояние стресса.
Целостную характеристику стресса в спорте можно дать через: 1) описание явления на основе избранной общей теории; 2) описание процесса поведения спортсменов на основе существенных элементов, содержащихся в избранной концепции стресса.
Принимая второй из этих способов, рассмотрим: 1) нормальное поведение и генезис нарушений; 2) возникновение и место угрозы в ситуации; 3) проблему преодоления стресса и «психологическую цену» нарушений.
В естественных условиях спортсмен включен в систему взаимодействий, подготавливающих его к выполнению задания. При этом доминирует действие, ориентированное на выполнение задания. Это устранение помех, возобновление попытки ток. Это также возрастание интенсивности реакции, улучшение ориентационных процессов, модификация способа действия и др. Такой тип поведения (в концепции психолога Я. Рейковского - мобилизация) - основа успешной спортивной деятельности.
Наряду с поведением, специфичным для спортивного действия, возникают состояния и реакции, прямо не связанные с реализацией задания или цели соревнования. Это прежде всего усиленные процессы антиципации, приписывание угрожающего влияния разным ситуациям, создающим тревогу и эмоциональную напряженность (Т. Ньюком). Проявляется и поведение, сходное с защитными реакциями, что ухудшает самочувствие спортсмена.
Приведение в действие защитных механизмов по типу вытеснения или подавления тревоги характеризуется двумя различными «регуляционными плоскостями», или «уровнями регуляции». Один из них затрудняет выполнение задачи, другой облегчает, чтобы выдержать ситуацию, помогает приступить к действию, несмотря на затруднения.
В общем, можно утверждать, что защитные реакции (до известной степени их интенсивности) выступают лишь как «явления сопутствующие». Они лишь сопутствуют до тех пор, пока и сфере деятельности не возникает состояние «действительной угрозы».
Угроза описывается как утрата безопасности, некоторая деформация, т.е. как обстоятельства, предвещающие нежелательные воздействия или лишение чего-либо. Иначе говоря, понятие угрозы является сигналом о возможных неприятностях. Как относительно этого определить состояние стресса, возникшего в связи с восприятием успеха, или состояние стресса, возникшего в связи с усилиями, направленными на недопущение ситуации стресса, Для спорта такие ситуации весьма характерны.
Не описывая подробно подготовку спортсмена к старту, отмстим, что в связи с указанными категориями действий и признаками ситуации в последовательных этапах подготовки к старту формируется картина будущего задания и его общей ситуации. Картина эта развивается или сокращается по мере получения информации и ожиданий. Актуализация этой картины сопряжена с моторной активностью. Этот сокращенный мыслительный образ сигнализирует о том, что возможно «волнообразное ощущение угрозы». Точнее говоря, независимо от спортсмена появляется «волнообразное ощущение угрозы».
Нами отмечено, что во всех видах спортивных соревнований, различающихся по структуре двигательных действий, общим моментом является «приостановка» восприятия угрозы или его «износ» при условии автоматизации деятельности. Если в этих условиях автоматически выполняемое действие нарушается сознанием, есть основание искать причины этого нарушения в психике спортсмена.
Перейдем к последнему из рассматриваемых вопросов, аименно к проблеме преодоления стресса. Напомним о полезности биологического стресса в спорте, о намеренном действии для того, чтобы он возник. Нужно также напомнить о стремлении спортсменов к риску, к преодолению границ прочности организма, к состязанию с лучшими и т. д.
По мнению Я. Рейковского, преодоление стресса есть специфическая реакция в деятельности, ориентированной на выполнение заданий и модифицированной действительностью стресса. Она выражается в устранении помехи, преодолении ее, возобновлении попыток, модификации действий и других способах поведения.
В спорте мы имеем дело, во-первых, с постоянным проявлением вполне определенных видов и форм поведения спортсменов, обобщенных психологом Я. Рейковским в категории «реакция преодоления»; во-вторых, с защитными формами поведения, которые в подавляющем большинстве не служат причиной отказа от реализации задания; в-третьих, со стремлением к ситуации эмоционального напряжения, риска, экстремальных нагрузок, переживанию состояний тревоги при восприятии угрозы.
Все это порождает множество теоретически до сих пор не решенных вопросов. Так, согласно одной концепции, спортсмен должен бороться со стрессом, чтобы выполнить задание другая же утверждает, что если он только защищается, то задания не выполнит.
В психологии спорта есть общее между исследованиями «предстартового состояния», «состояния напряженности», «стресса». По сути дела, одному и тому же феномену дают разные названия. Однако за изменениями названий не следует более существенный теоретический анализ, который бы далнам новую теоретически полезную методологическую и практическую ценность . Спортсмен ищет трудностей, ищет ситуации, всегда носящие на уровне спорта высших достижений характер угрозы, которые являются источником угрозыдля признанных им ценностей, с тем, чтобы их защищать и отстаивать своими успехами в соревнованиях.
С вопросом преодоления трудностей связан и вопрос о «психологической цене» поведения. Это определение Р. Лазарус применил в своей теории стресса. В зависимости от оценки величины угрозы (на оценку этой величины влияют как факторы индивидуальные, так и ситуационные) личность идет по пути наименьших психологических затрат или же минмизирует так называемую вторичную угрозу (согласно Р. Лазарусу, при возникновении угрозы человек пускает в ход процессы преодоления стресса на основе восприятия вторичных угроз).
В спорте без психического напряжения нет продуктивной работы. В напряженные периоды спортивной деятельности повышается чувствительность спортсмена к разнообразным стимулам, повышается уровень беспокойства и неопределенности, растет количество причин, побуждающих к возникновению у спортсмена конфликтных и кризисных ситуаций. Все эти состояния являются следствием тех противоречий деятельности, с которыми имеет дело спортсмен.
Необходимо объяснять спортсменам, что эти критические ситуации являются важными составляющими их спортивного развития. Психологическая подготовка должна включать методики социально-психо логического тренинга (СПТ), нацеленные на обсуждение различных критических ситуаций, обучение технике их анализа. Моделирование коммуникативной критики, отрицательных переживаний, конфликтов и кризисов должно составлять необходимую часть психологической подготовки спортсмена. Спортсмен должен уметь эффективно переживать негативные чувства, должен научиться быть независимым от критики, хорошо использовать стрессы и конфликты для собственного развития.
В заключение приведем следующее соображение: если мы утверждаем, что стресс облегчает выполнение задания, что в спорте он необходим для достижений на грани человеческих возможностей, возникает необходимость вызывать или поддерживать его в определенных типах действии. Поддержание психологического стресса (в значении поддержания состояния угрозы на оптимальном уровне) для получения высоких результатов в конце концов применяется в практике спорта.
Особенности деятельности во многих видах спорта прекрасно поддерживают состояние угрозы, что привлекает в эти виды спорта людей, жаждущих этих острых угрожающих переживаний, например, парашютный спорт, фристайл, автогонки и пр. Таким образом, вряд ли некоторые из защитных реакций, проявляющихся у спортсменов в указанных выше видах спорта, могут ликвидировать у них ощущение угрозы.