Цель: - привитие интереса к родному краю, быту, обычаям казахского народа посредством
национальных игр;
- развитие силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, психологической
подготовки, воспитание дружеских отношений.
В условия борьбы за независимость и суровой кочевой жизни у казахского народа сложилась самобытная система физического воспитания. В основе её лежали национальные виды спорта и подвижные игры. Из состязательный характер способствовал развитию у молодёжи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и других качеств, необходимых кочевнику-шаруа и войну-сарбазу. Особенно большой популярностью пользовались конно-спортивные игры. Конь составлял подвижную основу кочевого хозяйства и являлся олицетворением красоты, чистоты и скорости. В конно-спортивных играх он, вместе с всадником-джигитом, участвовал в активном двигательном процессе
Между прочим, самыми своеобразными и в то же время почему-то забытыми в наши дни являются игры. Связанные со сватовством и свадьбой, ценность которых состоит не только в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа. Ярко раскрываются его фантазия, тонкий юмор, но и в том, что посредством игр свадебный обряд превращался в удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставлялась изобретательность одной и изворотливость другой стороны, которые волею судеб должны стать родственниками. Само собой разумеется, что во всех этих обрядах с играми народ хотел видеть своих джигитов смелыми, сильными и ловкими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сегодня мы, познакомимся с национальными казахскими играми, многие из которых переплетаются с играми других народов нашей республики. Эти игры пришли из далёкого прошлого, но и в наше время многие из игр видоизменились и разнообразились.
Вы, будите соревноваться в ловкости, смелости, сообразительности. А самое главное, вы ещё больше подружитесь.
III. – Итак, прежде чем начать игру, проведём считалочку.
(с каждой команды по одному представителю, выходят на считалочку).
Алибай Табылдиев: Красные, жёлтые и голубые –
Растут на пригорке
Цветы полевые.
Розовый есть,
И сиреневый тоже…
Сколько тут красок, ответить поможешь?
1. Игра, которая способствует развитию ловкости, называется «Жаяу тартыс», «Кто сильнее».
Два играющих становятся друг к другу спиной, пропустили под мышками верёвку. На счёт «три» тянут друг друга в свою сторону. Выигрывает тот, кто быстрее перетянет на свою сторону.
2. А сейчас, мы посмотрим какие вы внимательные и сообразительные. Поможет нам в этом игра «Тапкыш» - «Находчивый».
Водящий стоит в центре круга, который образовали участники игры. Водящий бросает мяч игроку и произносит начало любого слова, участник которому бросили мяч, должен докончить слово. Например: «Ар…» - игрок – «…буз».
3. Следующее задание, отгадайте математический кроссворд. Когда вы его отгадаете, то узнаете название следующей игры.
У
Г
А
Д
А
Й
10
14
7
11
7
9
И
М
Я
13
8
15
7 + 7 = 14 Г 15 – 8 = 7 А 6 + 5 = 11 Д 7 + 8 = 15 Я
13 – 4 = 9 И 18 – 8 = 10 У 7 + 6 = 13 И 16 – 8 = 8 М
Игра «Дауыста атында айтам» - «Угадай имя».
(игра способствует развитию слуха).
Водящему закрывают глаза, поворачивают несколько раз. Водящий говорит: «Подай голос, я угадаю твоё имя!» при этом указывая на того, кто подал голос.
Разминка «Птички».
Вед. Прилетели птички, (движения руками).
Дети: Птички – невелички (показывают, что птички маленькие).
Вед: Весело скакали, (скачут).
Дети: Зёрнышки клевали, (стучат пальчиками).
- Предлагаю, вашему вниманию игру на развитие внимания.
5. «Ушты – ушты» - «Летает – летит».
Водящий произносит название той или иной птицы прибавляя «летит – летит, при этом машет руками.
- Любите ли вы загадки?
«Ходит по двору будильник,
Разгребает лапой сор.
Расправляет с шумом крылья,
И садится на забор».
(Петушок).
- Игра, которая способствует развитию двигательных качеств.
6. «Петушиные бои». В зале начерчен круг диаметр 3 метра. В кругу два игрока прыгая, на одной ноге стараются вытолкнуть своего соперника из круга (не касаясь земли второй ногой). Выигрывает тот, кто вытолкнет соперника из круга.
- Название следующей игры, вы, узнаете по описанию. Знаете ли, вы птиц? Я опишу птицу, а вы должны её угадать. Эта птица хищная, днём спит, а ночью летает, прохожих пугает.
- Правильно, сова. А как по- казахски сова? Да – «Ук». Игры похожие на эту играют дети во многих странах мира. А больше знакомо название её «Жмурки».
7. Водящий «Ук» должен поймать кого либо из игроков, не снимая повязки и обязательно при этом опознать игроков.
- Следующая игра, в которую мы поиграем «Аншылар» - «Охотники».
8. Играющие делятся на две группы: «волков» и «охотников». «Волки» находятся внутри большого круга диаметр, которого 4 метра. «Охотники» за её пределами. «Охотники» не сходя со своих мест поочерёдно начинают «Обстрел» находящихся в круге «волков» волейбольными мячами.
Стихотворение Я. Акима.
Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
Где люди все одна семья,
Куда ни глянь – кругом друзья!
IV. Итог.
- Игры, в которые мы с вами играли – лишь минимальная часть из того огромного арсенала национальных казахских игр, которые уже известны. Участие в таких играх позволяют теснее общаться, лучше познавать друг друга. Подчинение правилам игры воспитывает дисциплинированность, сопереживание радости от достигнутого коллективом результата.