Просмотр содержимого документа
«Спортивно- оздоровление направление внеурочной деятельности в начальной школе как средство реализации ФГОС.»
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в начальной школе как средство реализации ФГОС. Опыт работы.
Л.А. Батурина,
учитель физической культуры
МБОУ «Кромская НОШ» пос. Кромы, Орл.обл.
Здоровье детей -это одно из приоритетных направлений современного общества, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации. «Здоровье все, но все без здоровья ничто».
Сегодня состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. В последнее время средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физкультура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Возникает вопрос, как помочь школьнику, чтобы он начал жить активной полноценной жизнью?
Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное -выработать привычку к занятиям физкультурой и спортом. Помимо этого развитию двигательной активности учащегося самое серьезное понимание должно уделять учебное заведение, в котором учится ребенок.
Урок физкультуры - это основная форма педагогического процесса. Я убеждена, что каждый урок физкультуры должен приносить пользу здоровью ребенка, сохранять и увеличивать его жизненные силы. Для детей младшего школьного возраста высокая двигательная активность является естественной потребностью. Постоянная двигательная активность является своего рода «пусковым механизмом» эффективного обучения .Не случайно большинство школьников предмет физическая культура называют интересным, комфортным, любимым. Действительно, здесь они чувствуют себя как рыба в воде. Они могут шуметь, играть, общаться, много двигаться, но при этом еще и учиться. Физическое воспитание - неотъемлемая часть современной системы образования .Физическая культура в школе служит целям всестороннего развития личности, в том числе подготовки детей к жизни. В современной школе отличительной и главной особенностью предмета « Физическая культура» должен стать приоритет здоровья. Сегодняшний день физическая культура - не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей над укреплением здоровья детей.{1,2}
Работая в должности учителя физической культуры , большое внимание в своей деятельности уделяю не только методически правильному проведению уроков, но и организации спортивно-оздоровительной работы.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися. В основе стандартов нового поколения, на которые перешла сегодня вся система образования, особое внимание мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных результатов. Их можно достичь, во внеурочной деятельности .{4}
Внеурочная деятельность-понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеклассная работа по физической культуре проводится на основании календарного плана спортивно - массовых мероприятий на учебный год и плана по организации физического воспитания учащихся.
В воспитательном плане школы целый раздел посвящен формированию здорового образа жизни, включающий Дни здоровья, которые несут в себе большой заряд положительной энергии ,направленной на пропаганду здорового образа жизни среди детей ,значительно увеличивают двигательную активность ребенка, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей. Такие спортивно-оздоровительные мероприятия как «Папа, мама, я -спортивная семья !» , «Веселые старты», «Вперед мальчишки!», «А ну-ка, девочки!» легкоатлетические эстафеты , просто стали традицией в нашей школе.
Очень модные на сегодняшний день танцевальные флешмобы, конкурсы рисунков «Здоровый я -здоровая страна», шахматно-шашечные турниры. К этой работе с обучающимися, привлекается весь педагогический коллектив школы, родители. Таким образом, в нашей школе дети всех групп здоровья охвачены физкультурно-оздоровительной работой.
Также у нас сложилась система соревнований, которые планируются с учетом календаря районных соревнований. В них активно участвуют наши воспитанники и добиваются заслуженных результатов. Это соревнования по гимнастике, легкоатлетическому четырехборью.
Федеральный государственный стандарт большое внимание уделяет развитию двигательной активности, формированию потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях. Для реализации этой задачи на базе нашей школы работают различные спортивные кружки: пионербол, спортивная гимнастика, ОФП с уклоном на подвижные игры, веселая ритмика, футбол, секция каратэ. Формы внеклассных занятий физической культурой и спортом реализуются в кружках подвижных игр и физической культуры ,в спортивных секциях.
Нами разработаны программы внеурочной деятельности : «ОФП» (с уклоном на русские спортивные игры спортивно-оздоровительной направленности ) для 1 классов , « Веселая ритмика» -2 классы (спортивно-оздоровительная направление) , « Спортивная гимнастика», «Пионербол». Подвижные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Русские подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Радость движения в играх сочетается с духовным обогащением. У детей формируются уважительное отношение к культуре родной страны и знакомство с особенностями жизни других народов. Поэтому русские игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания. [3]
Актуальность разработки программы внеурочной деятельности «Веселая ритмика» обусловлена тем, что на занятиях развиваются двигательные качества учащихся, позволяющие легко переносить физические нагрузки. Данная программа направлена на укрепление здоровьямладших школьникови на формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями.
Ритмика является новым направлением в физической культуре, в основе которой лежат двигательные действия под музыку в различных темпах. Это дает возможность красиво и современно двигаться, поддерживая на определенном уровне работу сердечно – сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Ритмическая гимнастика заняла лидирующую позицию среди большинства видов оздоровительных занятий. С нашими детьми к различным мероприятиям разучиваем новый танец, в который включаем различные танцевальные движения ритмики. Дети с огромным удовольствием выступают.
Гимнастика – один из основных видов спорта, которым можно заниматься с раннего возраста. Она входит в обязательную программу подготовки любого спортсмена, а её элементы – в любую общую физическую подготовку и корригирующие программы. Потребность разработать программу по спортивной гимнастике сложилась из-за большого количества желающих участвовать в районных соревнованиях по гимнастике. Чтобы отобрать команду для выступления на районных соревнованиях, мы были вынуждены провести школьные отборочные соревнования по гимнастике. Все дети, участвующие в соревнованиях награждены грамотами.
Работа по спортивно-оздоровительному направлению в нашей школе настолько эффективна, что не только дети с удовольствием принимают участие в различных спортивных мероприятиях, но и педагогический коллектив, заряжаясь атмосферой спортивных праздников, не остается равнодушным. Наши учителя с огромным удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях, организованных для педагогов школы, различных творческих мероприятиях школы и района. Это стало доброй традицией.
Таким образом, огромным подспорьем в привлечении к занятиям физической культурой и спортом являются спортивно-оздоровительные мероприятия. Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа повышает возможности организма, а значит, становится средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
Учителя физической культуры нашей школы стараются постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, внедряя в работу инновационные методы в урочной и внеурочной деятельности. Так в 2015году в школе реализовывался проект оздоровительной направленности « Лучики здоровья», который был представлен на конкурс педагогических проектов и получил заслуженное второе место на Региональном конкурсе.
Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.
Главное – это искры радости познания в глазах детей.
Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.
1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы.- М: «ВАКО»,2004
2.Поляков О.В.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.Волгоград. «Корифей» 2010
3.Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет.-М. Букинист,1994
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ,утвержден Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря,2010 г № 1897