kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Специфика занятий физической культурой с детьми ОВЗ. Средства физической культуры при нарушении слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)-  это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Специфика занятий физической культурой с детьми ОВЗ. Средства физической культуры при нарушении слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.»

Специфика занятий физической культурой с детьми с ОВЗ. Особенности индивидуальной работы с инвалидами. Средства физической культуры при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.



Специфика занятий физической культурой с детьми с ОВЗ.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 с 1 сентября 2016 года начал действовать Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ). Согласно п.1.1. Раздела I «Общие положения» ФГОС НОО ОВЗ должен быть реализован на основе адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).

Адаптированная образовательная программа (АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья (в том числе для детей-инвалидов с учетом ИПР), разрабатывается на основе основной образовательной программы и с учѐтом адаптированной основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями конкретного обучающегося.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)-  это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.


К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1.             Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2.             Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3.             Дети с нарушением речи (логопаты);
4.             Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5.             Дети с умственной отсталостью;
6.             Дети с задержкой психического развития;
7.             Дети с нарушением поведения и общения;
8.             Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми
                сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).










Особенности урока физической культуры в рамках инклюзивного образования Продолжительность подготовительной части урока небольшая (5-8 минут) и может включать в себя как ранее разученные «тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, коррекцию, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженных эмоциональных напряжений. В основной части урока необходимо выделить образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объѐма учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 минут до 10-12 минут. В свою очередь, двигательный компонент – представлен обучением двигательным действиям и развитием физических качеств, и его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить обязательную разминку, которая по своему характеру должна соотносится с поставленными педагогическими задачами. Продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.

Индивидуальный подход

при работе с детьми с ОВЗ подразумевает использование дифференцированного обучения с целью большей индивидуализации обучения:

- введение специальных разделов в рабочую программу для детей с ОВЗ, отсутствующих в образовательных программах нормально развивающихся школьников;

- систематизация упражнений и заданий по виду заболеваний (если таковые имеются); (слабовидящие ,слабослышащие , дети с задержкой психического развития , дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата , и др).

При подготовке рекомендуется разрабатывать индивидуальные карточки – задания. При подготовке спортивных состязаний необходимо комбинировать варианты заданий, которые отрабатываются в рамках занятий по внеурочной деятельности.

Использование разнообразных средств, для предотвращения утомления:

- чередование двигательной и практической деятельности;

- выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами;

- использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности для активизации обучающихся;

- корригирующие упражнения;

- коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

Материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь; нетрадиционное оборудование.

Повышение уровня активности. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Это необходимое условие успешности процесса обучения школьников с ОВЗ на уроках физкультуры. Использование специальных методов (наглядных (иллюстрация, демонстрация), практических (упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля), приѐмов и средств обучения, способствующих познавательной деятельности учащихся, формирующих необходимые учебные навыки на уроках физкультуры, способствующих раскрытию и развитию потенциала ребенка, в том числе специализированные компьютерные технологии.

Специфические методы работы с детьми с ОВЗ

1. Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий: наличие твѐрдо предписанной программы движений техника, порядок повторений, изменения и связи друг с другом; точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнений, а так же нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками; создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребѐнка распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажѐров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за еѐ воздействием и т.д. Этот метод направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.

2. Метод круговой тренировки заключается в том, что ребѐнок передвигается по заданному кругу, выполняя определѐнные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода-достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При использовании этого метода нужно: начинать с нагрузки не более 20-30% от максимальных возможностей каждого ребѐнка; оптимальное количество упражнений 6-8 подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребѐнка; постепенно повышать скорость преодоления кругов.

Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке:

- Воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма и выполнение этих упражнения на каждом из снарядов, расположенных в определѐнной последовательности.

- Подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки. 3. Использование упражнений с различными предметами.

- Используя интервальный метод круговой тренировки, необходимо учитывать следующее: тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий, можно повысить количество упражнений или интенсивность выполнения. Повышать темп выполнения упражнений с учѐтом индивидуальных способностей ребѐнка до максимального. Соблюдать интервалы отдыха после выполнения упражнений. 4. Игровой метод отражает методические особенности игры и игр. Упражнений, которые широко используются в физическом воспитании .Он близок к ведущей деятельности ребѐнка, даѐт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и не сюжетные, а так же спортивные игры. Метод даѐт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, моральноволевые качества, формируют поведение ребѐнка. 5. Соревновательный метод. Способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах.

Широко используются общедидактические методы :наглядный, вербальный, практический.

Наглядные методы формируют представления в движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.

Вербальные активизируют сознание ребѐнка, способствуют осмыслению задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.

Практические обеспечивают проверку двигательных действий ребѐнка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы строго регламентированы.

К специфическим принципам работы по адаптированной рабочей программе относятся:

Создание мотивации Согласованность активной работы и отдыха Непрерывность процесса Необходимость поощрения Социальная направленность занятий Активизации нарушенных функций Сотрудничество с родителями Воспитательная работа

Опираясь на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии, применяю такие эффективные приемы, как: - игровые ситуации ; - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими - психогимнастика и релаксация (, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы. Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и проявление педагогического такта являются неотъемлемой частью работы с детьми с ОВЗ.

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

Нарушения слуха


К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших. У глухих и слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений:

нарушения деятельности вестибулярного аппарата ;разные варианты нарушения зрения;

минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу или другим изменениям в регуляции двигательной сферы; локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований); заболевания центральной нервной системы и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу и др.); тяжелые заболевания внутренних органов - сердца, легких, почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаблению организма; возможность глубокой «социально-педагогической запущенности».

Физическое воспитание, являясь составной частью единой системы воспитания и обучения глухих школьников, способствует укреплению здоровья детей, их правильному физическому развитию, формированию двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности, силы мышц и др.), создает благоприятную основу для гармоничного развития детей, успешного усвоения учебной программы. В моторном и физическом развитии многие глухие отстают от слышащих сверстников по срокам формирования основных движений, имеют различные характерные отклонения в равновесии, координации, осанке, походке и др. В связи с этим материал программы, с одной стороны, отвечает оздоровительным задачам, способствует закаливанию и укреплению организма, предусматривает планомерное обучение основным движениям, а с другой – направлен на коррекцию недостатков моторного и физического развития и профилактику отклонений (например, в осанке).

Нарушения зрения


Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети –  это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Выделяют 3 группы упражнений для cлабoвидящих:

1) упражнения, при выполнении кoтoрых ведущим является зрительный анализатoр;

2) упражнения, в кoторых ведущим является слухoвой анализатор;

3) упражнения, в кoторых ведущим является двигательный анализатор.

Для cлепых:

1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор;

2) упражнения, в которых ведущим является слуховой (и вестибулярный) анализатор. При реабилитации детей c нарушением зрения cледует учитывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненно важных функций организма: ухудшение деятельности сердечно-cocудистой, дыхательной, пищеварительной cистем, а также реакции иммунитета и oбщей рабoтocпособности.

Физическая реабилитация дoлжна быть пocтроена так, чтобы не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма. Формы занятий физическими упражнениями в школе и семье должны быть самыми разнообразными: 1) уроки физической культуры; 2) занятия в школьной секции по избранному виду спорта и OФП; 3) физкультпаузы; 4) прогулки - пешие, лыжные; 5) плавание, купание; 6) подвижные игры; 7) самостоятельные занятия доступным видом спорта; 8) специальные занятия для устранения недостатков физического развития или осанки; 9) участие в различных соревнованиях; 10) занятия ЛФК. На занятиях используются упражнения коррекционной направленности, направленные на закрепление умения естественнo двигаться (хoдьба, бег, oриентирование в прoстранстве, управление свoими движениями), так как этo особенно важно для слепых и слабовидящих детей. Зрение - самый мощный источник информации о внешнем мире. Физическую реабилитацию - следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их - всегда педагогический, образовательный процесс. Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых: адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности. Урок отличается от общеобразовательного урока физкультуры тем, что он несет коррекционную направленность на компенсацию вторичных отклонений с учетом состояния первичного дефекта. Содержание его обуславливается задачами программного материала для детей со зрительной патологией. При вводной части урока предусматриваются следующие задачи: 1) организация группы, концентрация внимания; 2) воспитание сознательного отношения к принятию правильного положения тела; 3) создание эмоционального настроя на занятие; 4) умеренное воздействие на сердечнососудистую и дыхательную системы; умеренная стимуляция обмена веществ; 5) прямое или косвенное воздействие на те недостатки, которые преобладают у ученика; 6) активизация работы сохранных анализаторов; 7) оптимальный выбор исходного положения для основной части урока. Можно использовать методы разностороннего влияния на организм. В частности, ходьба простая и усложненная (с остановками, изменением направления); упражнения, способствующие повышению обменных процессов (бег с изменением темпа); общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами; танцевальные упражнения; простейшие упражнения в равновесии и координации движений; сочетание упражнений на дыхание и расслабление; упражнения на формирование правильной осанки; на формирование пространственных представлений; упражнения на использование и развитие сохранных анализаторов. В основной части урока решаются следующие основные задачи: 1) освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой; 2) ликвидация недостатков физического развития с учетом индивидуального и дифференцированного подхода; 3) нормализация осанки, правильной постановки стопы во время ходьбы; 28 4) обучение правильной постановке отдельных частей тела в положениях стоя, сидя, лежа; знакомство учащихся с типичными ошибками; обучение самоконтролю и контролю за товарищами; 5) улучшение координации движений; 6) укрепление мышечного корсета; 7) нормализация работы сердечнососудистой и дыхательной систем; 8) тренировка мышц глаза; 9) развитие мелкой моторики руки. В положении лежа, сидя или стоя выполнять упражнения: для мышц живота и спины, улучшающие дыхательную функцию; в лазании и перелезании; в равновесии; зрительная работа у зеркала, тактильная у гимнастической стенки; для профилактики плоскостопия; на расслабление; для укрепления мышц глаза; для нормализации подвижности позвоночника (самовытяжение и смешанные висы); для развития мелкой моторики руки. Используются адаптированные подвижные игры и сюжетно-ролевые игры с корригирующей направленностью. В заключительной части предусматривается снижение физиологической нагрузки, нормализация деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, введение облегченного исходного положения. Снятие утомления, закрепление сформированных в основной части урока навыков, переход к дальнейшему включению учащихся в режим дня. Эти задания выполняются путем упражнений на внимание, для глаз, на расслабление, дыхательных, ритмических и танцевальных, ходьбой в медленном темпе, играми малой интенсивности ("Тише едешь - дальше будешь", "Пограничники" и др.), выполнение задания на внимание (десять шагов вперед, 9 - назад, 9 шагов вперед, 8 -назад и пр.). Урок должен быть эмоционально насыщен. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Необходимо менять тембр звука: громко, тихо, мягко, строго, учитывая психическое состояние учащихся, их быструю утомляемость, специфические особенности развития слепых и слабовидящих детей. Используются адаптированные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, отвлекающие упражнения для борьбы с навязчивыми движениями. Умышленно создаются ситуации успеха. Задачи и методы зависят от уровня тренированности учащихся, от контингента занимающихся в группах, от года обучения, и определяются исходным уровнем физического развития аномального ребенка, от состояния зрительного дефекта (состояние устойчивой и неустойчивой ремиссии). Задача может быть одна для всех учащихся, а выбор метода, для реализации еѐ разный (путем дифференцированного подхода). На занятиях необходимо учитывать следующие основные специфические особенности урока: на протяжении всего урока воспитание и закрепление правильной осанки должно проводиться при условии сознательного освоения детьми правильного положения тела, позы и ходьбы. Наиболее важной задачей в методике слепых и слабовидящих детей является нормализация осанки. Все движения, положения выполняются четко, точно, с учетом применения принципов коррекционной и дифференцированной направленности в условиях специальной школы. В связи с усиленной тренировкой выносливости и учетом быстрой утомляемости детей со зрительной патологией, должно быть обращено внимание на чередование физической нагрузки и отдыха. Систематический контроль за правильным положением осанки, позы, правильной постановки стопы во время ходьбы. Перенос усвоенных навыков на уроке в повседневную деятельность. Игра - свободная, естественная деятельность детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества ребенка, его активности, создаются условия для коллективных действий и формирования коллектива. Физкультурно-оздоровительные занятия со слепыми и слабовидящими детьми должны, прежде всего, способствовать овладению навыками ориентировки в пространстве; укреплению здоровья; повышению уровня физического состояния; коррекции физического развития; ликвидации скованности в движениях; тренировки координационной точности в движениях; воспитанию чувства ритма и равновесия.


Нарушения опорно-двигательного аппарата
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Физические упражнения для лиц, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в том числе суставным ревматизмом. С помощью физических упражнений достигается: восстановление психического равновесия; приобретение и укрепление уверенности в своих силах и возможностях; массаж внутренних и других органов; вытеснение вредных веществ из тканей организма; восстановление нормального обмена веществ. В урок включаются упражнения от самых простых и спокойных по мере укрепления организма и расширения его физических возможностей следует переходить к более серьезным, и в том числе с применением тренажёров и отягощений, постепенно увеличивая нагрузки.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»),так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

У младших школьников с задержкой психического развития имеются недостатки по каждому из параметров понимания. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. В урок включены следующие разделы: Корригирующие упражнения. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для профилактики плоскостопия. Упражнения на тренажерах, удовлетворяющие физическую потребность организма в эффекте качания (тренажер - "Качели"). Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат. Упражнения на шведской стенке, способствующие профилактике плоскостопия, развитию координации движений, вытягиванию позвоночника, что стимулирует рост и предупреждает остеохондроз. Для повышения заинтересованности учащихся занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Это развивает также чувство ритма, гармонии с окружающим миром.

Краткая характеристика других отклонений в здоровье детей

Нарушения речи. 
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др. 

Умственная отсталость.   
Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Множественные нарушения. 
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм. 
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.  

Для работы с детьми, имеющими серьёзные отклонения в здоровье ,необходимо получить углублённые знания по адаптивной физической культуре.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шрамко Оксана Викторовна

Дата: 12.01.2021

Номер свидетельства: 569914

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства