«Соответствие уровня физической подготовленности обучающихся МОУ лицея №4 к выполнению норм комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса»
«Соответствие уровня физической подготовленности обучающихся МОУ лицея №4 к выполнению норм комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса»
Основная цель физического воспитания – содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Работа учителя физической культуры по развитию двигательных (кондиционных и координационных) способностей учащихся является одной из самых важных задач стоящих перед системой физического воспитания. Инициированное президентом России В.В. Путиным возвращение Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» предусматривает, наряду с другими задачами, демонстрацию физической подготовленности молодежи, способствует всестороннему развитию физических качеств [4]. В данной работе проведен анализ готовности учащихся среднего звена МОУ лицея №4 к выполнению норм ГТО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Соответствие уровня физической подготовленности обучающихся МОУ лицея №4 к выполнению норм комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №4 Красноармейского района Волгограда»
Открытый городской
конкурс учебно-исследовательских работ старшеклассников
«Я и Земля»
Секция: «Здоровый образ жизни»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по физической культуре на тему:
«Соответствие уровня физической подготовленности
обучающихся МОУ лицея №4
к выполнению норм комплекса ГТО
в современных условиях
учебного процесса»
Работу выполнила: ученица 10 класса Попова Елена Андреевна Руководитель: учитель физической культуры Игнатов Сергей Николаевич
Основная цель физического воспитания – содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Работа учителя физической культуры по развитию двигательных (кондиционных и координационных) способностей учащихся является одной из самых важных задач стоящих перед системой физического воспитания. Инициированное президентом России В.В. Путиным возвращение Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» предусматривает, наряду с другими задачами, демонстрацию физической подготовленности молодежи, способствует всестороннему развитию физических качеств [4]. В данной работе проведен анализ готовности учащихся среднего звена МОУ лицея №4 к выполнению норм ГТО.
Актуальность.
Рост учебной нагрузки, значительное снижение двигательной активности школьников, снижение мотивации к посещению дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий приводит к ухудшению физических кондиций и снижению физической подготовленности учащихся, что ведет, по мнению специалистов в сфере физического воспитания к ухудшению здоровья детей в целом.(В.К. Бальсевич; Лубышева Л.И., Матвеева А.П., O.A.Богданов; Л. А. Семенов) Всем известно, что около двух третей детей России уже в 14 лет имеют хронические заболевания, у половины учащихся вызывает опасения развитие опорно - двигательного аппарата, а около половины призывников не способны выполнить нормативы физической подготовленности, предусмотренные для военнослужащих. Введенный Всероссийский физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» призван повысить мотивацию к занятиям физической культурой и, как следствие, повышение двигательных способностей учащихся. Но занятия по физической культуре и так ведутся регулярно во всех образовательных учреждениях, в школах введен так называемый «третий» час. Много внимания уделяется спорту и в дополнительном образование, в том числе и в МОУ лицее №4. Ведется индивидуальный и дифференцированный подход к развитию физических качеств.
Отсюда вытекает вопрос о готовности учащихся нашей школы к выполнению норм ГТО.
Цель работы:
Изучение степени развития физических качеств учащихся 3-х, 5-х, 9-х классов МОУ лицея №4 как условия выполнения норм ГТО.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты развития физических качеств, силы, быстроты, выносливости, гибкости, скоростно – силовых качеств.
2. Провести анкетирование учащихся по знаниям теории физической культуры и опрос школьников о их предпочтениях в реализации двигательной активности.
3. Определить степень развития физических способностей учащихся путем тестирования.
4. Наметить пути дальнейшего развития физических качеств учащихся в соответствии с нормами ГТО.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что учащиеся средней возрастной группы не готовы к выполнению норм ГТО.
Объект исследования: степень физической подготовленности учащихся 3-х, 5-х, 9-х классов МОУ лицея №4
Предмет исследования: учащиеся 3-х, 5-х, 9-х классов МОУ лицея №4
Методы исследования: анализ литературы по теме, тестирование физической подготовленности, анализ и обобщение полученных данных.
Глава 1: Обзор литературы по теме
Проблеме физической подготовки и возрастного развития физических качеств школьников посвящены работы B.C. Фарфеля, В.И. Филипповича, З.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловского и других специалистов. Доктора педагогических наук В.И. Лях и А.П. Матвеев в своих трудах указывают на то что, повышение уровня физической подготовленности - одна из приоритетных задач, решаемых в процессе физического воспитания обучающихся [2].
По определению специалистов, физическое воспитание школьников эффективно активирует функциональные изменения в формирующемся организме и активно влияет на развитие двигательных способностей (В.П. Филин;, А.Г. Хрипкова,, Д.А. Фарбер;) [6] .
Физическое воспитание современного подрастающего поколения возлагается обществом, преимущественно на общеобразовательные учреждения.
Для значительной части школьников уроки физической культуры чаще всего являются не только основной, но зачастую и единственной формой их физического воспитания (В.К. Бальсевич; М.М. Лебедева). Но урок физической культуры, в традиционной форме, как правило, не дает ощутимых результатов в повышении уровня физической подготовленности учащихся (В.К. Бальсевич; Е.Б. Сологуб) [5].
Так же мы ознакомились с электронными информационными источниками в которых рассматривался вопрос развития Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса (ГТО) ранее - Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО («Готов к труду и обороне СССР») [1].
На сайте http://www.vniifk.ru/history_gto.phpс ссылкой на Федеральный научный центр физической культуры и спорта(ФГБУ ФНЦ ВНИИФК) и в частности на учёных (Ю.А.Фомина и З.К.Смеловскую, 1998) показана история разработки нового комплекса. Учёными велась разработка дифференцированной оценки показателей физической подготовленности для целей комплекса ГТО, с учётом результатов исследований, направленных на:
а) определение формы статистического распределения показателей, характеризующих уровень развития разных сторон физической подготовленности человека;
б) выявление влияния ряда соматометрических признаков на результаты, показанные при сдаче некоторых видов комплекса;
в) апробирование различных систем оценки физической подготовленности (сигма, «Т» и децельные шкалы);
г) исследование влияния занятий физической культурой в образовательных государственных образовательных учреждениях (школа, ПТУ, ССУЗ, ВУЗ) и самостоятельных форм занятий на показатели физической подготовленности людей разного возраста. Авторы ссылаются на учёных, которые провели тщательное исследование в области разработок норм ГТО для населения, и подвергли критике «должные величины» обсуждаемые ранее в литературе, и предлагаемые как оптимальные критерии оценки физической подготовленности. По их мнению, для различных социальных категорий населения одного и того же возраста весьма трудно установить точные критерии, отвечающие этому понятию.
Потому при отборе видов испытаний (тестов) для оценки физической подготовленности, предлагается их сообразность требованию «надежности» в оценке результатов, так как, только при этом условии возможно объективное оценивание и сравнивание физической подготовленности населения разных возрастных и половых групп, а так же и климатогеографических зон страны [6].
Были рассмотрены проблемы возрождения комплекса «Готов к труду и обороне». Например, на сайте http://zdravkom.ru указана ссылка на критиков, предполагающих что, возвращение ГТО, не что иное, как попытка компенсировать демографический провал, нехватку и качество призывников в армию, и, по мнению скептиков, подобные методы не решают этих проблем.
Некоторые эксперты опасаются, что у школ возникнет соблазн «избавиться» от больных детей — зачем портить показатели? Зато все сходятся в одном: возвращение ГТО вряд ли будет удачным, если станет лишь одной из мер, тут нужен более масштабный подход.
Глава 2: Теоретическая часть
2. 1.История ГТО
Комплекс «Готов к труду и обороне» придуман не в 2014 году. История Всесоюзного комплекса ГТО насчитывает 60 лет. История развития комплекса ГТО начинается вскоре после Великой Октябрьской Революции. Энтузиазм советских людей и их тяга к новому проявлялись во всех сферах: в культуре, труде, науке и спорте. История создания комплекса ГТО началась в 1930 году, когда в газете «Комсомольская правда» было напечатано обращение, в котором предложили ввести Всесоюзные испытания «Готов к труду и обороне». Предлагалось установить единые критерии для оценки физического состояния граждан. А тех, кто будет выполнять установленные требования — награждать значком. Данная инициатива быстро получила поддержку в широких кругах [1] .
Вскоре разработали программу ГТО и в марте 1931 года она была утверждена. Начали вести активную пропагандистскую деятельность, ввели обязательные занятия во всех общеобразовательных школах, средних специальных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, а также в милиции, в Вооруженных силах СССР и ряде других организаций [3].
Первоначально значок могли получить только мужчины старше 18 лет и женщины старше 17 лет. Среди мужчин и женщин выделялось по три возрастных категорий. Первый комплекс включал только одну степень, в которую входило 21 испытание. 5 из них носили практический характер. Они включали бег, прыжки, метание гранаты, подтягивание, плавание, умение грести, верховая езда и др. Теоретические испытания подразумевали знание основ физкультурного самоконтроля, истории спортивных достижений, оказание первой медпомощи [1]. Испытания проводились в селах, городах, деревнях, на предприятиях и в организациях. Комплекс имел высокую политическую и идейную направленность, условия для выполнения физических упражнений, входящих в нормативы были широкодоступными, его очевидная польза для здоровья, развития навыков и умений — все это быстро привело к тому, что он стал очень популярен, особенно среди молодежи. Уже в 1931 году 24 тысячи советских граждан получили значок ГТО.
В 1932 году в комплексе «Готов к труду и обороне» появилась 2 ступень. В нее вошло 25 испытаний для мужчин, из которых было 22 практических и 3 — теоретических и 21 испытание для женщин. В 1934 году ввели комплекс испытаний по физической подготовке для детей.
I ступень - «Смелые и ловкие» — 10–11 и 12–13 лет;
II ступень — «Спортивная смена» — 14–15 лет;
III ступень — «Сила и мужество» — 16–18 лет;
IV ступень — «Физическое совершенство» — мужчины 19–28 и 29–39 лет, женщины 19–28 и 29–34 лет;
V ступень — «Бодрость и здоровье» — мужчины 40–60 лет, женщины 35–55 лет [1].
После развала Советского Союза в 1991 году программа была забыта. Но, как оказалось, на этом история возникновения и развития комплекса ГТО не закончилась.
2. 2. Возрождение ГТО
В марте 2014 года произошло возрождение комплекса, когда вышел соответствующий указ Президента РФ. Комплекс распространялся по всей территорий России, задействовав все возрастные группы. А чтобы повысить мотивацию, для сдавших нормы ГТО рассматривают ввести бонусы. Абитуриентам обещают дополнительные баллы к результатам ЕГЭ, студентам — прибавку к стипендии, для работающего населения — бонусы в дополнение к зарплате и определённое количество дней, продлевающих отпуск. Таковы история и современность программы «Готов к труду и обороне», новый виток развития которой мы можем наблюдать. Внедрение комплекса ГТО среди населения нашей страны планировалось тремя этапами. В настоящее время мы находимся на III этапе. I этап. (Май 2014 г. – декабрь 2015 г) Организационно-экспериментальный этап. Предусмотрено внедрение комплекса ГТО среди учащихся образовательных организаций в 12 субъектах Российской Федерации. Предусматривается проведение зимних и летних фестивалей комплекса ГТО среди всех возрастных групп населения. II этап. (2016 год) Внедрение комплекса ГТО среди учащихся всех образовательных организаций страны, а также других категорий населения в апробационном режиме. III этап. (2017 год) Повсеместное внедрение комплекса ГТО среди всех категорий населения России. [4] Послы ГТО. Кто же они такие? Это известные спортсмены, ведущие политики, общественные деятели культуры, искусства, представители СМИ и другие работники сферы физической культуры.
Цель послов проводить пропаганду среди населения здорового образа жизни среди различных возрастных групп населения продвижения ВФСК ГТО как части общероссийской спортивной культуры и формулы национального здоровья.
Миссия послов ГТО – популяризация здорового образа жизни среди людей различных возрастных групп населения России, продвижения ВФСК ГТО как части общероссийской спортивной культуры и формулы национального здоровья.
2.3. Сдача норм ГТО на территории Волгоградской области
Возрождение комплекса ГТО на территории Волгоградской области обсудили за круглым столом на площадке Регионального информационно-аналитического центра. В дискуссии приняли участие зампредседателя облспорткомитета Светлана Сундукова, председатель комитета молодежной политики Елена Слесаренко, представители сфер медицины, образования, студенческие активисты.
По словам специалистов, 2015 год в плане продвижения ГТО регион может записать в свой актив. Конечно, о таком массовом охвате, как в советские годы, речи не идет. Но идея сдачи норм становится среди молодежи все популярнее.
– В 2015 году во всех субъектах РФ была проведена единая декада ГТО, – рассказывает Светлана Сундукова. В Волгоградской области в ней приняли участие учащиеся 11–15 лет всех муниципальных образований. И по итогам этой декады наш регион занимает лидирующие позиции в РФ с огромным отрывом. Тестирование у нас прошли около 60 тыс. учащихся. По итогам сдачи нормативов значки ГТО получили 728 ребят. Из них 59 человек получили золотой значок и 228 – серебряный.
В немалой степени этот интерес молодых стимулируется системой льгот, которые разрабатываются правительством. Одна из таких мер поощрения уже действует и касается как раз абитуриентов. Готовясь к сдаче норм ГТО, люди должны понимать, зачем они это делают, – говорит Светлана Сундукова. – Обладатель золотого значка получит дополнительные четыре балла при поступлении в вуз, а для других сдача норм ГТО станет дополнительным стимулом для поддержания физической формы.
Рассматриваются следующие бонусы: льготы на посещение спортивных сооружений и объектов, материальное вознаграждение, дополнительные дни к отпуску. Также возможно введение льгот при сдаче ГТО для работодателей, чьи сотрудники будут сдавать нормативы. Это может быть, к примеру, снижение страховых взносов.
Правила сдачи норм ГТО в Волгоградской области
Кто? Сдавать нормы смогут люди в возрасте от 6 до 70 лет. Все – строго добровольно, с учетом индивидуальных особенностей физподготовки. Уже с 1 января 2016 года за ГТО начали выдавать значки. В Волгоградской области, как и в других регионах России, спортивный комплекс внедряется в три этапа. 2015 год – информирование и оргмероприятия, 2016-й – сдача нормативов учащимися, 2017-й, 2018-й – сдача ГТО всеми желающими.
Где? В настоящее время в регионе на базе колледжа олимпийского резерва создан Региональный центр тестирования всероссийского спортивного комплекса ГТО. Также созданы свои центры тестирования в каждом муниципалитете. В Волгограде их семь. Дополнительно определены места тестирования, 285 по всей области. Все они расположены на базе образовательных учреждений. Справки – на сайте sport.volganet.ru, а также по телефону (88442) 30-47-20 и по электронному адресу [email protected]
Как? Чтобы сдать нормы ГТО, участник проходит регистрацию и заполняет анкету. На выбор предлагается ряд упражнений из 10 пунктов. Среди них – элементы легкой атлетики, плавание, стрельба, силовые упражнения и даже турпоход. «Пионеры» по сдаче норм ГТО в Волгоградской области предпочли классический вариант – стрельба из пневматического оружия, метание гранаты, прыжки в длину, бег на короткие и длинные дистанции, подтягивание на турнике.
Глава 3: Исследование – тестирование уровня физической подготовленности воспитанников
Исследование заключалось в следующем: тестирование физической подготовленности учащихся осуществлялось на уроках физической культуры в соответствии с требованиями комплекса ГТО (для каждой возрастной группы). Результаты тестирования заносились в соответствии с разработанными методическими рекомендациями и Государственными требованиями к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В исследовании приняли участие обучающиеся 3-х, 5-х, 9-х классов, отнесенных соответственно ко II, III, IV ступеням Комплекса ГТО.
Оценка физической подготовленности проводилась по результатам выполнения нормативных требований комплекса ГТО (4 обязательных вида испытаний + 3 испытания по выбору).
Общее количество испытуемых, принявших участие в тестировании, представлено в табл. 1.
Таблица 1
Общее количество испытуемых, принявших участие в тестировании.
Ступени ГТО
Количество участников
Мальчики
(юноши)
Девочки
(девушки)
II ступень (3 класс)
15
19
III ступень (5 класс)
19
23
IV ступень (9 класс)
18
19
Всего
52
61
Результаты исследования
Оценка УФП обучающихся проводилась в каждой возрастной группе по результатам выполнения отдельных видов испытаний. Результаты тестирования представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели результативности выполнения нормативов комплекса
ГТО (обязательных испытаний + 3 испытания по выбору) учащимися
Уровни
Мальчики
Девочки
Кол-во испытуемых
Золото
Серебро
Бронза
Выполнили нормативы
Не выполнили
Кол-во испытуемых
Золото
Серебро
Бронза
Выполнили нормативы
Не выполнили
II ступень
(3 класс)
15
27,4%
23,5%
19,7%
70,6%
29,4%
19
28%
23%
20,7%
71,7%
28,3%
III ступень
(5 класс)
19
27,2%
23,7%
22,4%
73,3%
26,7%
23
26,7%
24,3%
22,6%
73,6%
26,4%
IV ступень
(9 класс)
18
28,2%
24%
20,8%
73%
27%
19
28,2%
22,7%
23,3%
74,2%
25,8%
Итого:
52
27,6%
23,7%
21%
72,3%
27,7%
61
27,6%
23,3%
22,2%
73,2%
26,8%
Анализ результатов тестирования физической подготовленности учащихся (табл. 2) показал, что в среднем выполнили нормативы комплекса ГТО (4 обязательных + 2 по выбору видов испытаний) 72,3% мальчиков и 73,2 % девочек. С основными видами испытаний Комплекса ГТО (4 вида) не справились 29,4 % мальчиков и 28,3 % девочек II ступени, 26,7 % мальчиков и 26,4 % девочек III ступени, 27 % юношей и 25,8 % девушек IV ступени. Полученные результаты свидетельствует о том, что больше половины школьников данных возрастных категорий по своему физическому состоянию находятся в группе «риска».
Наиболее трудными видами испытаний для большинства учащихся 3-х классов являются нормативы в беге, наклон туловища, силовые упражнения. Для школьников 5-х классов – бег на длинные дистанции, прыжки в длину и силовые упражнения.
Учащиеся старших классов, как юноши, так и девушки, в основном не справляются с нормативами в беге на 2000 (в среднем 42 %), подтягивание на перекладине (35,%). Наименьшие трудности у всех возрастных категорий вызывают: бег на короткие дистанции, наклон вперед с прямыми ногами, поднимание туловища. Сравнительный анализ результатов учащихся 3-х, 5-х, 9-х классов по сдаче норм ГТО представлен на диаграмме в приложении №1
II ступень. 3 классы (9–10 лет). Результативность выполнения нормативов II ступени комплекса ГТО и отдельных видов испытаний школьниками 3 классов представлена в табл. 3.
Таблица 3
Результативность выполнения отдельных действующих нормативов комплекса ГТО учащимися II ступени, 3 классы (9-10 лет)
Виды испытаний
Мальчики
Девочки
Золото
Серебро
Бронза
Не выполнили
Золото
Серебро
Бронза
Не выполнили
Бег короткие дистанции
12%
21%
40%
27%
17%
23%
36%
24%
Бег длинные дистанции
14%
27%
25%
34%
12%
21%
17%
50%
Метание мяча
26%
28%
23%
23%
19%
23%
27%
31%
Поднимание туловища
66%
25%
5%
4%
59%
23%
11%
7%
Наклон туловища
16%
22%
19%
43%
39%
25%
18%
18%
Прыжки в длину
29%
21%
13%
37%
25%
23%
18%
34%
Силовые упражнения (подтягивания, отжимания)
29%
21%
13%
37%
25%
23%
18%
34%
Наименьшие трудности вызывают: бег на 60 м, поднимание туловища и у мальчиков и у девочек. Определенные трудности вызывает норматив подтягивание на высокой перекладине и наклон туловища у мальчиков и прыжки в длину, бег на длинные дистанции у девочек. Сравнительный анализ результатов юношей и девушек данной ступени представлен на диаграмме в приложении №2.
III ступень. 5 классы (11-12 лет). Результативность выполнения нормативов III ступени комплекса ГТО и отдельных видов испытаний школьниками 5 классов представлена в табл. 4.
Таблица 4
Результативность выполнения отдельных действующих нормативов комплекса ГТО учащимися III ступени, 5 классы (11-12 лет)
Виды испытаний
Мальчики
Девочки
Золото
Серебро
Бронза
Не выполнили
Золото
Серебро
Бронза
Не выполнили
Бег короткие дистанции
18%
24%
33%
25%
16%
22%
26%
36%
Бег длинные дистанции
17%
27%
23%
33%
16%
26%
21%
37%
Метание мяча
24%
21%
25%
30%
21%
20%
29%
30%
Поднимание туловища
56%
21%
23%
0%
49%
27%
22%
2%
Наклон туловища
21%
25%
25%
29%
39%
23%
21%
17%
Прыжки в длину
26%
27%
15%
32%
23%
27%
21%
29%
Силовые упражнения (подтягивания, отжимания)
29%
21%
13%
37%
25%
23%
18%
34%
Анализ состояния физической подготовленности учащихся 5 классов показал, что общего числа обследованных только 22,4 % мальчиков и 22,6 % девочек в состоянии выполнить нормативы комплекса на бронзовый значок.
Наибольшие трудности у мальчиков вызывают такие виды испытаний, как бег на длинные дистанции, прыжки в длину и силовые упражнения, у девочек положение намного хуже. Они сталкиваются с трудностями при сдаче прыжков в длину с места, метании мяча на дальность, в беговых дисциплинах, силовых упражнений. Нормативы в этих видах испытаний выполняют в среднем от 63 % до75% (табл. 4). Наиболее легким видом для школьников этой ступени является испытание, не ограниченное во времени - поднимание туловища. Сравнительный анализ результатов девушек и юношей данной ступени представлен на диаграмме в приложении №3.
IV ступень. 9 классы (14–15 лет). При рассмотрении показателей результативности выполнения тестовых заданий комплекса ГТО IV ступени учащимися 9 классов следует отметить, что физическая подготовленность у юношей в среднем на 10% ниже, чем у девочек. Нормативы комплекса ГТО на бронзовый значок в состоянии выполнить только 20,8 % юношей и 23,3 % девушек (табл.5).
Результативность выполнения отдельных действующих нормативов комплекса ГТО учащимися IV ступени, 9 классы (14–15 лет)
Таблица 5
Виды испытаний
Мальчики
Девочки
Золото
Серебро
Бронза
Не выполнили
Золото
Серебро
Бронза
Не выполнили
Бег короткие дистанции
17%
21%
33%
29%
13%
21%
31%
35%
Бег длинные дистанции
14%
28%
22%
36%
11%
24%
27%
38%
Метание мяча
28%
27%
26%
19%
19%
21%
34%
26%
Поднимание туловища
61%
23%
16%
0%
60%
26%
14%
0%
Наклон туловища
16%
27%
15%
42%
42%
24%
21%
13%
Прыжки в длину
32%
21%
21%
26%
27%
20%
18%
35%
Силовые упражнения (подтягивания, отжимания)
29%
21%
13%
37%
25%
23%
18%
34%
Анализ результативности выполнения отдельных нормативов комплекса свидетельствует о том, что в среднем 20 % учащихся 9-х классов не справляется с контрольными нормативами (табл. 5). Наиболее трудными видами испытаний для юношей является наклон туловища, с ним не справились 42%, а для девушек является бег 2000 м с учетом времени, не выполнили норматив 38% и подтягивание на перекладине – 37 % юношей и 34% девушек.
Девушки этой возрастной группы достаточно легко справляются с нормативом - наклон вперёд (87%). Юноши с подниманием туловища – 100 %. Сравнительный анализ результатов девушек и юношей данной ступени представлен на диаграмме в приложении №4.
Подсчеты, выводы и оценка результатов тестирования касается только тех, кто принимал участие в сдаче нормативов, но не учитывался контингент подготовительной и специальной медицинской физкультурной группы.
Заключение
В результате проведенного исследования мы выяснили, что:
1. Физическая подготовленность обучающихся, принимающих участие в исследовании, по результатам выполнения нормативов комплекса ГТО характеризуется средними показателями. Выполнить нормативы комплекса ГТО II, III и IV ступеней в состоянии только 72,3 % юношей и 73,2 % девушек.
2. Практически во всех видах испытаний более четверти учащихся показывают результаты ниже уровня бронзового значка. Наибольшие трудности представляют – бег на длинные дистанции, силовые упражнения, упражнения на гибкость.
3. Подводя итог наших исследований можно сказать, что с учётом того, что наиболее «ценным» и значимым является «золотой» значок, наша гипотеза подтвердилась. Учащиеся средней возрастной группы в большинстве своём не готовы показать высокие результаты при сдаче норм комплекса ГТО. Уверены, что и младшая и старшая возрастная группа школьников, которые не приняли участия в наших исследованиях имеют такой же уровень физической подготовки.
4. Сдача норм комплекса становится всё популярнее, тем более, что значок даёт некоторые преимущества при поступлении в ВУЗ. Подготовка к успешной сдаче норм - дело не одного дня и, даже, не одного месяца. Только регулярные и грамотно построенные тренировочные занятия могут принести хорошие результаты.
По завершению экспериментального этапа исследований выработаны следующие предложения по внедрению комплекса ГТО в школе:
Все виды испытаний проводить только после предварительной подготовки (не менее года);
Оценивать результаты по всем тестам с учетом возраста и состояния здоровья учащихся.
Данные заносить в специально разработанный «Индивидуальный паспорт здоровья учащегося» (Приложение №5). По данным такого заключения назначается индивидуальная программа тренировки, коррекции отстающих физических качеств или морфофункциональных систем.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более длительном по времени эксперименте, анализе результатов испытаний Комплекса ГТО у обучающихся, начиная со 2 класса на протяжении нескольких лет, чтобы проследить позитивную или отрицательную динамику в зависимости от возрастных изменений.
Разработать рекомендации, которые помогут учащимся стать участником ГТО. (Приложение №6)
Разработать информационный буклет о комплексе ГТО. (Приложение №7)
Список литературы
Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). – М.: ФиС, 1976. – 40 с.
Осипов И.Т. Комплекс ГТО – программная и нормативная основа советской системы физического воспитания // Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции по Всесоюзному физическому комплексу «Готов к труду и обороне СССР». – М., 1974. – С. 9–11.
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2015 №08-1747 «О направлении методических рекомендаций по механизмам учета результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)».
Пузырь Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: автореф. дис. канд. пед наук. – М., 2006. – 23 с.
Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания -М.: Физкультура и спорт. – 1972 - 175 с.
Приложение №1
Сравнительный анализ результатов учащихся
3-х, 5-х, 9-х классов МОУ лицея №4 по сдаче норм ГТО
Юноши:
Девушки:
Приложение 2
Сравнительный анализ результатов
по выполнению отдельных действующих нормативов комплекса ГТО
учащихся II ступени МОУ лицея №4 (3 классы, 9-10 лет)
Юноши:
Девушки:
Приложение 3
Сравнительный анализ результатов
по выполнению отдельных действующих нормативов комплекса ГТО
учащихся III ступени МОУ лицея №4 (5 классы, 11-12 лет)
Юноши:
Девушки:
Приложение 4
Сравнительный анализ результатов
по выполнению отдельных действующих нормативов комплекса ГТО