kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы по развитию координационных способностей младших школьников в МОУ СШ № 11 им. Скрипки О.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целенаправленное и эфективное воздействие на совершенствование координационных способностей именно в младшем школьном возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки физического развития ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по развитию координационных способностей младших школьников в МОУ СШ № 11 им. Скрипки О.В.»

Система работы по развитию координационных способностей

младших школьников в МОУ СШ № 11 им. Скрипки О.В.

В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование координационных способностей именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего ребенка. 

В процессе наблюдения за детьми во время физкультурных занятий и в свободной двигательной деятельности мы сделать вывод, что у многих школьников недостаточно развиты умения ориентироваться в пространстве, сохранять устойчивость позы в различных ситуациях, согласовано выполнять движения различными частями тела, точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия. Все эти умения составляют основу координационных способностей. По результатам диагностики в начале учебного года мы сделали вывод, что у учащихся – низкие результаты в челночном беге, прыжках в длину с места, прыжках на скакалке. А это именно те движения, в которых наилучшим образом просматриваются координационные способности. 

Исходя из этого, возникла необходимость разработать систему работы по развитию координационных способностей младших школьников. Новизна системы заключается в определении целесообразного объёма специальных упражнений, методов и приёмов, применяемых в развитии координационных способностей младших школьников. Разработаны перспективные планы игровых упражнений и подвижных игр, взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Цель работы: Ребёнок с развитыми координационными способностями, готовый к оптимальному управлению и регулировке двигательными действиями, умеющий использовать двигательный опыт в новых, более сложных обстоятельствах и условиях. 
Задачи: 
1) совершенствовать основные движения школьников, двигательные умения и навыки по линии изменения темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удержания равновесия; 
2) развивать физические качества учащихся; 
3) формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способности ее регулировать. 
4) воспитывать смелость, решительность, уверенность в собственных силах. 
И как ожидаемый результат: 
Учащийся– способный сохранять устойчивое положение тела в условиях различных поз и движений; умеющий точно воспроизводить заданный ритм; способный в нужный момент расслаблять и напрягать определённые мышцы; способный сохранять пространственную ориентацию и функции равновесия; смелый, уверенный в своих силах и нацеленный на успех. 
При разработке системы для развития координационных способностей мы опирались на следующие принципы: Принцип развивающего обучения – предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями. 
Принцип воспитывающего обучения – работа, направленная на развитие двигательных качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например воспитание настойчивости, смелости, выдержки.  Принцип всесторонности – обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечение общего подъёма функциональных возможностей организма. Этот принцип дети активно проявляют на занятии по интересам, в самостоятельной деятельности. 
Принцип последовательности и систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню качеств по мере их развития. Принцип сознательности и активности детей – сознательное отношение детей к предлагаемым упражнениям увеличивает прочность их усвоения, воспитывает самостоятельность, инициативу. Принцип индивидуального, дифференцированного подхода – основывается на учёте разного уровня двигательных качеств, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.

Для достижения поставленной цели и получения ожидаемого результата мы запланировали свою работу в несколько этапов: на первом этапе изучили научно-методическую литературу по данной теме. Проанализировали основные методы и приёмы, определили средства развития координационных способностей. Подобрали и систематизировали методический материал. Исходя из возрастных особенностей развития движений младших школьников, выявили координационные способности, играющие наиболее значимою роль в овладении движениями и решении двигательных задач. 
Это: способность к ориентированию в пространстве, способность сохранять равновесие,  чувство ритма, способность к реагированию, способность к перестроению двигательных действий, статокинетическая устойчивость, способность к произвольному мышечному расслаблению.  Для оценки уровня развития координационных способностей мы использовали наблюдение и диагностические тесты, предложенные М.А.Руновой. 

Тесты для определения ловкости и координационных способностей: 
1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки). 
2. Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы). 

3. Прыжки через скакалку (тестируются ловкость, гибкость, выносливость). 

Результаты диагностики выявили уровни развития двигательных качеств каждого ребёнка. Учитывая индивидуальные возможности воспитанников мы используем дифференцированные задания, это позволяет детям уверенно выполнять упражнения, не терять интерес к занятиям, а это одна из составляющих успеха нашей работы. На организационном этапе мы разработали перспективный план игр и упражнений по развитию координационных способностей младших школьников.
Определив, что основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения, мы разработали перспективный план игр и игровых упражнений, способствующих эффективному развитию специфических координационных способностей. Для развития способности ориентироваться в пространстве применяем подвижные игры: «Быстро в колонну», «Тройки, четвёрки», «Пилоты», «Найди себе пару», «Шишки, жёлуди, орехи» ; ведение мяча по различным разметкам и линиям; ходьбу и бег с преодолением препятствий и т. д. Умению сохранять равновесие способствуют удлинение времени сохранения позы «Ласточка», «Цапля» и другие; выполнение заданий с исключением зрительного анализатора (присесть, повернуться, иди вперёд-назад);упражнения на уменьшенной площади опоры ( присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед); подвижные игры: «Не теряй равновесия», «Ходьба и бег с картоном на голове», «Морская фигура», «Совушка». Развивая чувство ритма используются танцевальные шаги; логоритмические упражнения («Осторожный снег», «Ножки», «Лягушки» и др.); «Марш», перестроения в ходьбе.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, используем подвижные и спортивные игры, эстафеты. («Третий лишний», «Голова и хвост», «Все за ведущим!», «Кто быстрее?», «Колдуны», «Ловишка с мячом», «Дружные тройки», «Эстафета с гимнастической палкой», «Эстафета с прыжками "по кочкам”», «Челночная передача мяча» и т.д.)

При подборе координационных упражнений руководствуемся тем, что ребёнок быстро теряет интерес к упражнениям, если оно не вызывает положительных эмоций. Поэтому предлагаем детям упражнения игрового характера, ставя перед ними задачи: «Кто лучше? Кто точнее? Кто внимательнее? Кто страшнее? А можете ли вы летать?» и т.д. чтобы упражнения были доходчивыми, каждому из них даются образное название. Игровые упражнения проводятся в любой части занятии для переключения внимания, снятия напряжения, создания настроения и интереса. При этом пользуемся старыми педагогическими правилами: от низкой скорости к высокой (уровень быстроты координации); от лёгкого к трудному (интенсивность нагрузки и внимания); от малого к огромному (объём нагрузки).

Основную работу по развитию координационных способностей организуем в три этапа. Для этого мы определили оптимальное соотношение методов стандартно - повторного и вариативного (переменного) упражнения. 
Цель первого этапа – обогащать двигательный опыт, формировать осознанное выполнение физических упражнений, быстроту усвоения сложного координационного действия. 
На данном этапе используем метод стандартно – повторного упражнения для разучивания новых сложнокоординируемых двигательных действий. Для осмысленного и технически правильного выполнения движений даем задание: выполнить движение в разном темпе и ритме, из разных исходных положений.

Цель второго этапа – совершенствовать двигательные навыки, активизировать мыследеятельностные способности воспитанников. По мере того, как дети начинают уверенно выполнять усваиваемые двигательные действия, применяем метод переменного (вариативного) упражнения. Использую эти приёмы, решаем конкретные двигательные задачи, направленные на развитие координационных способностей. При ходьбе и беге изменяем направления, скорость, темп и ритм движений, комбинируем двигательные действия (ходьба между предметами, противоходом, «Змейкой» на носках, пятках и другое), выполнение упражнений в условиях ограничивающих пространство. В общеразвивающих упражнениях и основных движениях варьируем конечные положения (бросок вверх из и.п. стоя, ловля - сидя, и т.д.), изменяем способы выполнения действия, исходные положения, усложняем привычные действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом и.т.п.), комбинируем двигательные действия (полоса препятствий). В подвижных играх знакомим детей с разнообразными приёмами, помогающими уворачиваться, уклоняться при проведении игр с бегом. Изменяем варианты знакомых игр: сигнал, число водящих, уменьшаем размер площадки и т.п.

На третьем этапе формируем способность творчески использовать двигательный опыт детей, включая разучиваемые подвижные игры и упражнения в физкультурные праздники и развлечения. Планируя уроки, мы обращаю особое внимание на взаимосвязь программного содержания, а также учитываем уровни физической подготовленности учащихся и состояние их здоровья. На каждом занятии нами решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. 
Оздоровительные – обеспечивать разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях (проведение уроков физической культуры на улице), что приводит к нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует усилению его жизнедеятельности. 
Образовательные – предоставить возможность овладевать необходимым программным материалом по развитию движений, формировать доступные знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни, обогащать школьников представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, их практической целесообразности. 
Воспитательные – развивать самостоятельность, активность, создавать дружескую, доброжелательную атмосферу, формировать морально-волевые качества детей в процессе их двигательной активности. 
Особое внимание уделяем индивидуальному подходу к детям, перенёсшим заболевания, ослабленным, часто болеющим, снижаем физическую нагрузку, определяем её с учётом рекомендаций врача. Для формирования положительных черт характера и нравственных качеств используем методы: убеждение, поощрение, похвала, положительный пример детей и взрослых, приучение к правильным действиям и поступкам. В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества: настойчивость, выдержка, смелость.  
В процессе занятий применяем гендерный подход: при подборе упражнений мальчикам предлагаем силовые упражнения, девочкам – на развитие пластики; определяя физическую нагрузку мальчикам задаем большее количество повторений, девочкам – меньшее; во время игр и соревнований используем эстафеты для мальчиков и эстафеты для девочек; при подготовке оборудования мальчики расставляют и убирают инвентарь «тяжёлый», девочки - «полегче». 

Мы считаем, что разработанный нами перспективный план игровых упражнений и подвижных игр положительно влияет на формирование двигательных умений и навыков, эффективно развивает координационные способности, а также быстроту, силу и выносливость, потому что эти физические качества взаимосвязаны, и удовлетворяет естественную двигательную потребность детей, стимулирует их самостоятельность. У детей появились предпосылки к физическому самосовершенствованию, что особенно важно перед поступлением в школу. 
В перспективе мы планируем продолжить работу по своей системе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Куратова Е.Г. Жданолва Т.Н.

Дата: 04.06.2018

Номер свидетельства: 472138


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства