«Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры в условиях введения в ФГОС»
«Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры в условиях введения в ФГОС»
Выступление на методическом объединение по ФГОС
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры в условиях введения в ФГОС»»
«Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры в условиях введения в ФГОС»
Порывы, воля, а также желания присущи даже новорожденным детям, между тем как и, рассудительность и ум, естественно, появляются у них только с возрастом. Поэтому и забота о теле должна предшествовать заботе о душе, а затем после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела - воспитанию души.
АРИСТОТЕЛЬ
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения(ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения образовательных программ. Современному обществу нужны, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способным к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально
- экономическое процветание.
Главной задачей школы современности является развитие личности ученика, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, научить применять полученные знания в жизни. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он актуален или, проще говоря современен. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. Урок должен быть проблемным и развивающим:
-учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
-вывод делают сами обучающиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
-время - сбережение и здоровье - сбережение;
- в центре внимания урока - дети;
-учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты как, профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей, умение демонстрировать методическое искусство учителя;
-планирование обратной связи.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, главным деятелем и неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УДД) Под УДД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", Представлены четыре вида УДД: - личностные - познавательные - регулятивные - коммуникативные. В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре. Есть три составляющих для оценивания результативности: метапредметным, предметным, личностным результатам. Согласно содержанию общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование универсальных учебных действий. УДД в широком смысле - это " умения учиться ", это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. сложность организации работы по УДД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УДД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроке физической культуры. Формирование УДД на уроках физической культуры направлено на:
- самостоятельный поиск решения двигательной задачи;
- анализ и оценку двигательных действий;
- поиск и формулирование цели;
- систематизацию полученных знаний и умений.
Для повышения познавательной самостоятельности и творческой активности обучающихся необходимо использование современных педагогических технологий:
- проблемного обучения;
- проектное обучение;
- активных методов;
- информационно - коммуникационных технологий и др.
Содержание УДД на уроке физической культуры зависит от:
- этапа обучения;
- поставленных задач физического воспитания;
- типа урока;
- личности педагогов и особенности его работы.
Так, на этапе начального обучения необходимо создать представление обучающихся об изучаемом двигательном действии, выделяя существенные признаки движения при демонстрации в различных ее видах:
- показ учителя или ученика;
- изображения, различные схемы;
- видеоматериалы.
Можно предложить обучающимся выполнить действия, близкие по технике к вновь изучаемому элементу. Рекомендуется выполнение частей движения по инструкциям, рисункам; выявление грубых ошибок в выполняемом действии, выполнение движения в условиях, в которых необходимо акцентировать внимание на ведущем звене техники. Для сравнения и классификации двигательных действий можно использовать подводящие и подготовительные упражнения, выполняемые ранее, для освоения двигательного действия из другого раздела программы с выявлением цели его выполнения, основываясь на предыдущем опыте обучения другому действию. На этапе углубленного изучения рекомендуется:
- организовать работу по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам;
- создать условия для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия.
Работа с обучающимися направлена на выявление ошибок на основе собственного опыта и наблюдения за другими занимающимися, выявление причин ошибок. Предлагается школьникам самостоятельно незначительно изменить условия и технику выполнения движения в связи с возникшими условиями. На данном этапе необходимо самостоятельно выявлять значительные ошибки при выполнении движения самим учеником и другими занимающимися. В работе по формированию УДД наибольшее внимание уделяется развитию способности к использованию рациональных способов выполнения того или иного задания. Предлагается выполнить двигательное действие различными способами и их сравнение. На этапе совершенствования: - выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; - самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использования известных способов его - выполнения. - создание условий, в которых необходимо концентрировать внимание на отдельной детали техник( например сочетание с различными действиями); - усложнение условий, выполнение движения на фоне утомления для выделения групп мышц, которые необходимо в наибольшей степени задействовать в движении при повышающих волевых и физических усилиях. К вышеперечисленным способам формирования УДД на всех этапах обучения добавляются домашние задания с использованием учебников "Физическая культура" нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Учебники "Физическая культура" опираются на технологию проблемного диалога. Работая с учебником, обучающиеся учиться определять цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом. ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующий деятельностного подхода. В учебниках "Физическая культура" это поддерживается специальным методическим аппаратом, реализующим технологию проблемного диалога. Начиная со 2-3 классов, введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведен вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет научить учащихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер. В соответствии с требованиями ФГОС учебники обеспечивают сочетание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), при которой учащиеся принимают активное участие в оценке своей деятельности и выставления отметок. В соответствии с этой технологией и требованиями ФГОС обучающиеся должны четко знать и понимать цели своего образования, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают. Учебники нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, вносятся существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно - воспитательнго процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. Учитель и его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно - воспитательного процесса в школе не могут существовать.