Просмотр содержимого документа
«Сборник сценариев динамических перемен с применением ритмической гимнастики, направленных на повышение двигательной активности обучающихся 3 класса.»
Региональный конкурс студенческих научно-исследовательских работ
«Сердце отдаю детям»
Сборник сценариев динамических перемен с применением ритмической гимнастики, направленных на повышение двигательной активности обучающихся 3 класса
Исполнитель:
Зверева В. А.,
студентка 4 курса специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,
г.Камышлов
Руководитель:
Кадочникова А. В.,
Преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,
г. Камышлов
2021 г.
Содержание
Введение 3
Основная часть 5
Заключение 8
Список используемых источников 8
Введение
Здоровье человека – эта тема достаточно актуальна для всех времен и народов, особенно в XXI веке. Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Зарядка по утрам, тренировки, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе – вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитывают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми. Помимо семьи, развитию двигательной активности ребенка самое серьезное внимание должна уделять школа. Школьники испытывают дефицит движения: в дни, когда у них есть уроки физической культуры, этот дефицит достиг 40%, а в остальные дни-80% от суточной потребности. [3]
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, одной из форм повышения двигательной активности можно отметить динамические перемены. [2] Динамические перемены помогают обеспечить необходимую для растущего организма двигательную активность, позволяют учащимся отдохнуть после умственного труда, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках. Они предназначены не для решения задач физического совершенствования, а носят главным образом релаксационный и оздоровительный характер.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, в статье 84 «Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта» пункт 1 гласит: «Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.»
В основе ФГОС НОО заложен системно-деятельностный подход, реализуемый в ряде требований, среди которых следует выделить 4 формирование у школьников установки на безопасный, здоровый образ жизни. В пункте 8 Стандарта говориться о необходимости укрепления физического и духовного здоровья обучающихся. Идея ценности здоровья, заявленная в качестве одной из приоритетных, нашла полноценное развитие в стратегии «Наша новая школа» и «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 г.: «в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях».
Стратегия развития и воспитания в Свердловской области на период до 2025 года одной из приоритетных задач ставит перед собой сохранение и укрепление здоровья детей, формирование культуры здоровья.
Основная часть
Существует ежедневная потребность в движениях. Она должна удовлетворяться так же, как потребность в пище. Доказано, что суточное число движений здорового школьника колеблется в пределах 10-40 тыс. шагов. Суточной нормой двигательной активности для современных школьников считают 19-22 тыс. шагов.
Как известно основное время учебных занятий школьники сидят, т.е. их организм обездвижен (4-6 часов школьных занятий и еще до 2-3 часов домашних заданий). Если же к этому прибавить время, затрачиваемое на дополнительное чтение, настольные игры и просмотр телевизора, то получится, что большую часть времени дети не двигаются.
Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в школе и дома. В образовательных учреждениях такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей. К сожалению, не всегда, особенно в условиях школы, дети имеют возможность получить достаточный уровень двигательной нагрузки. Это не позволяет им в полной мере удовлетворять свои физиологические потребности в движении.
Динамические (двигательные) перемены – организованная форма активного отдыха на перемене. Их проводят после второго-третьего уроков. Плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках.
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку, преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.
Занятия ритмической гимнастикой вносят новизну и разнообразие в двигательную деятельность человека на основе сочетания физических упражнений с музыкальным сопровождением. Комплексы ритмической гимнастики оказывают благотворное влияние на весь организм в целом, поэтому рекомендуются для людей большого возрастного диапазона, в том числе для младших школьников.
Ритмическая гимнастика рассматривается как важный элемент двигательного режима, для поднятия эмоционального тонуса детей. Удачное сочетание физических упражнений с музыкально – ритмическими, мелодиями приобретает физкультурно – оздоровительную направленность, оказывает значительное влияние на развитие двигательных способностей младших школьников.
С целью повышения двигательной активности младшего школьника был разработан сборник сценариев динамический перемен с применением ритмической гимнастики. Целью которого является предоставление материала для проведения динамических перемен, направленных на обеспечение необходимой для растущего организма двигательной активности, позволяющая учащимся отдохнуть после умственного труда и обеспечить сохранение работоспособности на последующих уроках.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она тесноо связана с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим оптимальный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный.
Заключение
Таким образом, движения, двигательная активность, являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.
Список литературы
Gigabaza.ru. Ежедневные занятия физическими упражнениями (спортивный час) в группах продлённого дня. URL: https://gigabaza.ru/doc/79172.html
Studmed.ru. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. URL: https://www.studmed.ru/matveev-lp-teoriya-i-metodika-fizicheskoy-kultury_3ef7dbef9c0.html
Nsportal.ru. Методика организации и проведения спортивного часа в группах продлённого дня. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2018/03/10/metodika-organizatsii-i-provedeniya-sportivnogo-chasa-v
Elar.uspu.ru. Методика развития физических качеств у детей школьного возраста. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11535/2/Kiselev.pdf
Nsportal.ru. Методика составления комплекса общеразвивающих упражнений. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/11/01/metodika-sostavleniya-kompleksa-obshcherazvivayushchih-uprazhneniy
Multiurok.ru. Методическая разработка спортивного часа «ГТО и МЫ». URL: https://multiurok.ru/files/metodicheskaia-razrabotka-sportivnogo-prazdnika-gt.html
Bek.sibadi.org. Методические указания для преподавателей и студентов по курсу «физическое воспитание», общеразвивающие упражнения. URL: http://bek.sibadi.org/fulltext/ed502.pdf