Роль якутских национальных игр в повышении уровня социализации детей с нарушениями слуха на уроках физкультуры
Роль якутских национальных игр в повышении уровня социализации детей с нарушениями слуха на уроках физкультуры
Урок физической культуры всегда являлся социальным типом деятельности, при помощи которого поддерживается здоровье, развивается психофизиологический потенциал ребенка. Ничто не может сравниться с преобразующей силой спорта. Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного - быстрым, слабого - сильным, болезненного - здоровым. Но когда речь заходит о детях с повышенными потребностями, то уроки физкультуры выступают здесь основным аспектом социализации слабослышащего ребенка и направлен, в первую очередь, на поддержание и закрепление важнейших социальных ценностей и установок, формирование самостоятельной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль якутских национальных игр в повышении уровня социализации детей с нарушениями слуха на уроках физкультуры»
Роль якутских национальных игр в повышении уровня социализации детей с нарушениями слуха на уроках физкультуры
Урок физической культуры всегда являлся социальным типом деятельности, при помощи которого поддерживается здоровье, развивается психофизиологический потенциал ребенка. Ничто не может сравниться с преобразующей силой спорта. Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного - быстрым, слабого - сильным, болезненного - здоровым. Но когда речь заходит о детях с повышенными потребностями, то уроки физкультуры выступают здесь основным аспектом социализации слабослышащего ребенка и направлен, в первую очередь, на поддержание и закрепление важнейших социальных ценностей и установок, формирование самостоятельной личности.
Для ребенка с нарушениями слуха важно создание благоприятных условий для смягчения остроты переживаемых имкризисов, формирование способов межличностного взаимодействия, которые бы позволили усваивать предлагаемые элементы социального опыта без ущерба для психического здоровья. И лучшим помощником во вхождении ребенка в общество является игра.
На уроках физической культуры с детьми с повышенными потребностями учителю необходимо учитывать замедление развития в двигательной сфере учащихся. И здесь на помощь приходят настольные игры.
Народные игры – это яркое отражение этноса и его взгляда на мир. Исследователи детской игры отмечают, что народная игра является важным средством социализации ребенка. Поскольку основным назначением народной игры является преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами. В игре ребенок всему подражает: копирует жизнь взрослых, воспроизводит жизнь знакомых животных, которых наблюдал, о которых слышал.
Якутская настольная игра «Хабылык» («Лучинки») направлена на развитие гибкости пальцев, кисти, и координацию. Играют простыми палочками, которыми пользовались для растопки якутского очага - камелек. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать.
Издревле народ саха считал коня священным животным и обожествлял его. Именно поэтому в игре 30 палочек (лошадей) и 6 палочек с метками, которые обозначают поколения лошадей: с 1-й меткой – жеребенок, с 2-мя метками – двухлетка, с 3-мя – трехлетка, с 4-мя – четырехлетка, с 5-тью метками – пятилетка, с 6-тью метками – жеребец.
«Хап» - корень слова «лови, «лык»- приложение, «ы»-соединение. Все звери, птицы таким образом (путем ловли)добывают пропитание. Человек учится у матушки-природы. Он тоже научился «ловить».
«Лучинки» представляют собой палочки длиной в 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 мм с острыми краями по обоим бокам в количестве 30 штук. Игрок должен ловить палочкусредним и безымянным пальцами. Палочки нужно брать в ладони, подбрасывать и ловить тыльной стороной ладони. Пойманные палочки нужно снова подкидывать и ловить ладонью. Пойманные палочки – лошади – делятся по два. И если в конце останется одна палочка, то игрок берет ее себе и продолжает игру. В конце игры участники подсчитывают свои палочки (лошадей). Игрок, у которого больше всех «лошадей», становится победителем.
Игровое пространство, в котором ребенок не просто вступает во взаимоотношения со сверстниками, а осваивает знания, нормы, правила общества и своего этноса, играет важную роль в процессе социализации.Таким образом, можно сказать, что благодаря якутским народным играм, на примере игры «Хабылык», у детей с нарушением слуха пропадает застенчивость и стеснение в движениях, развивается уверенность в своих силах, формируется мировоззрение, опирающееся на уважение к законам через правила игры. А наиболее зримым результатом игры является интеллектуально-волевое, деятельно-практическое, эмоционально-ценностное развитие ребенка.