Роль физической самоподготовки и самодисциплины как метод повышения качества знаний
Роль физической самоподготовки и самодисциплины как метод повышения качества знаний
Человеческая деятельность существует в форме действия или цели действий. По словам психолога С.Л. Рубинштейна, произвольное действие человека – это осуществление цели, и, прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие предпринимается.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль физической самоподготовки и самодисциплины как метод повышения качества знаний»
Роль физической самоподготовки и самодисциплины как метод повышения качества знаний
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ города Калининграда
Средняя общеобразовательная школа №56»
В городах России неуклонно расширяется сеть спортивных сооружений, увеличивается количество квалифицированных кадров. Однако вовлечение учащихся только в специально организованные секции, группы недостаточно для охвата абсолютного большинства школьников систематическими занятиями физическими упражнениями. Поэтому большое значение приобретает обучение учащихся умению заниматься физическими упражнениями Этим и обусловлено выделение в программе по физической культуре для 5–11-х классов раздела «Навыки и умения самостоятельных занятий», способствующего активизации работы по внедрению физической культуры и спорта в быт школьников, повышению двигательной активности учащихся.
Следует отметить, что обучение этим навыкам и умениям не только способствует внедрению физической культуры в быт, но и развивает у молодежи качества самостоятельности. Бесспорным является то, что люди, обладающие развитой с детства самостоятельностью (имеется в виду качество личности), в различных жизненных ситуациях более решительны, не ждут подсказки со стороны, умеют отстаивать свое мнение, собственную позицию. Это прямо относится и к данной теме – умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Человеческая деятельность существует в форме действия или цели действий. По словам психолога С.Л. Рубинштейна, произвольное действие человека – это осуществление цели, и, прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие предпринимается.
Однако, как ни существенна цель, одного осознания цели недостаточно. Для того, чтобы ее осуществить, надо учесть условия, в которых действие должно совершенствоваться. Одна из основных задач физического воспитания в школе
-формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании. Достижение этой цели возможно лишь при решении ряда промежуточных задач:
воспитание у школьников устойчивого интереса к физической культуре, формирования у них навыков и умений самостоятельных занятий, содействия внедрению занятий физической культурой в режим дня.
Большое значение для успеха, деятельности имеет планирование достижения цели по этапам. Необходимость предусмотреть определенную очередность, последовательность применения средств. Когда ясна цель, выбраны средства, спланировано их применение, начинается процесс реализации поставленной цели, который в данном случае представляет собой непосредственное выполнение упражнений. Важными составляющими являются оценка результатов и коррекция последующей деятельности.
Навыки и умения самостоятельных занятий, представленные в школьной программе, соответствуют возрастным возможностям учащихся к самостоятельной работе. Другим важным условием является доступность конкретных заданий для каждого школьника. Особое значение в самостоятельной работе приобретает принцип сознательности при её выполнении. Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с чёткого немногословного инструктирования школьников о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок, привития необходимых технических и организационных навыков. С первых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени и нагрузки, обязательным компонентом обучения является систематическая проверка даваемых школьникам заданий. Другим важным моментом является выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.
Главенствующее значение при обучении учащихся навыкам и умениям самостоятельных занятий приобретает объяснение, разъяснение, доведение до сознания школьников, что нужно долго и упорно трудиться, чтобы получить ощутимые, видимые результаты. Следует также учитывать, что любая задача, поставленная перед школьником, должна приобретать для него личностный смысл, он должен быть заинтересован в результатах своего труда. Также очень многое зависит от способности учителя подбирать соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка упражнения, намечать небольшие промежуточные цели на пути к главной. Тогда достижение промежуточной цели будет поддерживать интерес ребенка к занятиям.
Самостоятельные занятия могут включать в себя различные содержание: выполнение упражнения, направленных на развитие физических качеств, отработка элементов техники двигательных навыков, повторение, совершенствование навыков и умений, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Чтобы самостоятельные занятия были целенаправленными, следует придерживаться требований учебной программы, поскольку в учебной программе представлены те виды самостоятельных занятий, которые уже отработаны в разных школах страны, являются итогам длительной работы, проверены опытом и соответствуют возрастным возможностям учащихся.
Успех в обучении школьников умению самостоятельно заниматься зависит от организации самостоятельных занятий в определенной системе, от соблюдения постепенного, поэтапного усложнения конкретных заданий.
Самостоятельность - это всегда в какой-то мере творчество. С этих позиций самостоятельная деятельность различается по уровню творческого подхода. Есть виды самостоятельной деятельности, когда ученику достаточно воспроизвести, то, что ему показал или о чем рассказал учитель -это наиболее простой, низший уровень. Второй уровень самостоятельной деятельности - когда известное, хорошо знакомое освоенное учеником принимает в других ситуациях, отличных от обычных, в иной обстановке. И, наконец, третий (высший) уровень творческого подхода заключается в том, что на основе своих знаний, прежнего опыта ученик находит иные способы выполнения задания, придумывает другие средства, приводящие в конечном итоге к той же цели кратчайшим путем.
Влияние физических упражнений на умственное развитие школьников - одна из актуальных проблем физического воспитания. В настоящее время по данной проблеме накоплен огромный фактический материал, полученный при изучении умственной деятельности школьников Занятия физической культурой в течение учебного дня, гимнастика перед уроками, подвижные игры во время перемены и перерывы в занятиях физкультурой способствуют сохранению и повышению умственной работоспособности в течение учебного дня.
Даже насыщение занятий физической культурой большими интеллектуальными нагрузками на фоне высоких физических нагрузок, как показывают исследования, не только не влияет отрицательно на умственную работоспособность учащихся при последующих занятиях общеобразовательными предметами, но способствует ее повышению. Это создает предпосылки для повышения эффективности учебного процесса в учебный день. Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в школе – интернате,один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя.
Основная цель самоподготовки:
организовать самостоятельную познавательную деятельность воспитанников по выполнению домашнего задания.
Задачи имеют образовательную, коррекционно - развивающую и воспитательную направленность:
- закрепление знаний, полученных на уроке;
- создание условий для мотивации деятельности, развития памяти, внимания, мышления, речи воспитанников, слуховой памяти;
- развитие умения работать с учеником, пересказывать, выделять главное;
Очень важный момент – правильная организация самоподготовки, от чего зависит качество знаний, умений и навыков воспитанников, создание условий.
На примере предлагаемых ниже задач и соответствующих им заданий для учащихся с разным уровнем сформированности навыков самостоятельности можно проследить процесс обучения умениям проводить разминку с группой одноклассников.
Задача: Способствовать освоению занимающимися роли ведущего в упражнении.
задание
1. Выполняя упражнения, вести подсчет вместе с проводящим.
2. Классифицировать ошибки, допущенные инструктором при проведении
упражнения (указать, где они допущены: в объяснении, показе, подаче
команд, в подсчете).
3. Самостоятельно подобрать упражнения и выполнить его с группой.
а) выделять исходное положение;
б) правильно подавать команду к началу и окончанию упражнения;
в) решительно вести подсчет.
Задача:
Учить правилам подбора упражнений для общей части разминки.
задание
1. По указанию учителя выполнить упражнения из числа ранее изученных на подготовку определенной группы мышц.
2. Учитель указывает часть тела, которую нужно подготовить к предстоящей работе. Задание учащимся: подобрать и выполнить упражнения для подготовки соответствующих групп мышц.
3. По предварительно полученному заданию подготовить и провести с группой учащихся комплекс общеразвивающих упражнений. Оценивать выполнение по соответствию упражнений целями разминки и правилам их расположения в комплексе.
Примерные схемы занятий:
1. Под руководством педагога в предложенном мною упражнений определить, максимальный тест силовой подготовки; самостоятельно выполнить упражнение на развитие силы в режиме - 2 серии по половине максимального теста каждая.
2. Определить максимальный тест в одном из предложенных упражнений скоростно-силовой подготовки; подобрать упражнение для определения у себя или у товарища максимальный тест скоростно-силовой подготовки.
Применяемая последовательность заданий позволяет учащихся от индивидуальной самостоятельной работы постепенно переходить к заданиям, формирующим инструкторские навыки.
Самостоятельное планирование и организация деятельности учащихся на уроке осуществляются с учетом цели и назначения предложенных учителем заданий. В одном случае предлагаю комплекты заданий, которые выполняют путем варьируемых повторений пробных попыток, анализ ошибок и отбора правильных действий. Качественному выполнению таких заданий-схем способствуют знания цели. В другом случае предлагаю задания, требующие опоры на стандартные элементы, двигательные акты и образцы. Выполнению их способствуют знание назначения результата и получаемое учеником удовлетворение при его достижении.
Примерные задания, выполнению которых способствует знание результата. На этапе начального обучения подобные задания могут планироваться более подробно.
1. Из упора присев перекат назад в положение группировки, перекатом вперед в исходное положение. Все время удерживать колени возле груди, голову назад не отводить. Самооценка - уметь повторить упражнение не менее трех раз подряд. Самоконтроль - трехкратное безошибочное повторение переката является проверочным упражнением.
2. Из положения на спине сесть, подтянув ноги, взявшись за голени, прижать пятки к ягодицам и, подав плечи вперед встать. Самооценка - научиться безошибочно, выполнять упражнение пять раз подряд. Самоконтроль -секрет правильного выполнения в том, что все действия следует одно за другим без остановки.
Путь к выполнению этого упражнения, а вместе с этим и суть планирования, самоорганизации и самоконтроля деятельности для учащихся заключается в закреплении элементов правильного действия и постепенном их объединении в целостном упражнении. Весьма важно, чтобы учащиеся определяли недостатки и положительные стороны своей деятельности, представляли мысленно возможные результаты тех или иных изменений в своих действиях, самостоятельно оценивали выполнение заданий.
Школьника мало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому в начальной школе большое значение имеют эмоциональная окрашенность упражнений, их образное объяснение. Учитель должен исподволь, постепенно прививать ребятам навыки и умения, которые учащиеся впоследствии будут осознанно применять для достижения более отдаленных целей. Это свойство психики учащихся обуславливает ограничения в обучении их самостоятельным занятиям по физической культуре.
Перед школьниками нужно ставить такие цели, достижение которых возможно за относительно короткий промежуток времени. Поставленные цели должны быть эмоционально окрашены, достижение их должно приносить ощутимые, конкретные результаты. При изучении сложных двигательных элементов их следует разбивать на несколько более простых. Тогда деятельность учащихся, подкрепляясь видимыми сдвигами, будет более результативной.
Следует также учитывать, что любая задача, поставленная перед школьником, должна приобретать для него личностный смысл. Он должен быть заинтересован в результатах своего труда и, самое главное, видеть эти результаты не в отдаленном будущем, а сейчас, сегодня.
Главным в воспитании привычки у учащихся к самостоятельным занятиям является четкое разъяснение, объяснение, доведение до сознания учеников, что нужно долго и упорно трудиться, чтобы получить ощутимые результаты.
Итак, чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы. Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.
Это, во-первых, общеразвивающие упражнения. Они являются содержанием утренней гимнастики, динамических пауз во время приготовления уроков, входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств.
Во-вторых, прочные навыки ходьбы и бега. С них начинается, ими и заканчивается каждое самостоятельное занятие. Важно, чтобы учащиеся умели правильно ходить и бегать, изменять скорость и темп движения, длину шага, силу отталкивания в упражнениях, навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами. Это, прежде всего подтягивание в висе, перевороты в упор, лазание по канату и шесту.
Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с четкого, немногословного инструктирования школьников о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок, привития необходимости технических и организационных навыков. С первых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени и нагрузки.
Для того чтобы предотвратить нежелательное отрицательное влияние самостоятельных занятий, целесообразно использовать методы самоконтроля. Самоконтроль – это систематические самостоятельные наблюдения школьника, занимающегося физическими упражнениями и спортом, за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. Важно объяснить значение самоконтроля при самостоятельных занятиях школьников физическими упражнениями и родителям, заинтересовать их, привлечь к этому важному средству воспитания целеустремленности и трудолюбия, ответственного отношения к своему здоровью.
В качестве показателей самоконтроля, как правило, используются субъективные и объективные признаки изменения функционального состояния организма под влиянием физических нагрузок.
В качестве субъективных показателей самоконтроля чаще всего используются самочувствие, степень усталости, настроение, сон, аппетит, а объективных – частота сердечных сокращений, динамика массы тела, силы кисти и пр. Показатели самоконтроля следует вносить в специальный дневник.
Учет содержания нагрузки и режима занятий, анализ динамики результатов и роста тренированности в сопоставлении с данными самоконтроля помогут педагогу оценить правильность режима тренировочных занятий, своевременно устранить отрицательное влияние чрезмерных нагрузок, а самому школьнику убедиться в эффективности занятий и их благотворном влиянии на физическое развитие и состояние здоровья. Таким образом, самоконтроль, регулярный и правильно организованный, может стать большим подспорьем учителю в воспитании здоровых и хорошо физически развитых школьников.
Необходимость расширять физкультурную и спортивную работу, улучшать ее организацию по месту жительства и учебы является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет формирование у школьников стремления к физическому самосовершенствованию.
Физические упражнения – это двигательные, целенаправленные, сознательные действия человека, связанные с целым рядом психических процессов: представлением о движении, мыслительной работой, переживаниями. Наши движения чрезвычайно разнообразны, но не все они являются физическими упражнениями. Например, ходьба и бег только тогда становятся физическими упражнениями, когда используются в целях физического воспитания: как обучить технике бега, развить выносливость, подготовить к участию в соревнованиях.
Взаимосвязь физических упражнений и физического труда заключается не в том, что они могут заменять друг друга, а в том, что физические упражнения, возникнув из трудовых действий, стали незаменимым средством подготовки к труду.
Постоянные занятия физическими упражнениями совершенствуют деятельность всех органов и систем, перестраивается вся работа организма человека. Вместе с закаливанием физические упражнения – важнейшее средство предупреждения заболеваний. Чтобы занятия физическими упражнениями принесли наибольшую пользу, необходимо подбирать физические упражнения и нагрузки, соответствующие возрастным особенностям.