Развитие женской борьбы в условиях сельской малокомплектной школы
Развитие женской борьбы в условиях сельской малокомплектной школы
Анатомо-физиологические особенности девушек и юношей в последние годы нашли в литературе обширное освещение, однако значительное число тренеров не имеют специальных знаний об особенностях тренировки женщин по борьбе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие женской борьбы в условиях сельской малокомплектной школы»
А.И. Петров
учитель физической культуры
МБОУ «Сасыльской средней
школы им. Е.Е.Протопопова»
с. Кескил, Томпонского района
Развитие женской борьбы в условиях сельской
малокомплектной школы
Актуальность. Женской вольной борьбе в нашей стране всего 14 лет. Этот вид спорта стал развиваться после постановления Федерации вольной борьбы СССР от 22 февраля 1990 года. Анатомо-физиологические особенности девушек и юношей в последние годы нашли в литературе обширное освещение, однако значительное число тренеров не имеют специальных знаний об особенностях тренировки женщин по борьбе. В то же время женская вольная борьба прочно вошла в мировую социальную жизнь, бурно развивается в России. Этот вид борьбы стал социально значим и международная федерация борьбы (FILA) ввел женскую вольную борьбу в Олимпийскую программу (Feminine). Таким образом, актуальность изучения развития женской вольной борьбы не вызывает сомнений.
Объект исследования. Учебно-тренировочный и соревновательный процесс подготовки спортсменок.
Предмет исследования. Особенности женской тренировки по вольной борьбе среди девочек, методы контроля за нагрузками и тактика соревновательной деятельности девочек-борцов вольного стиля.
Цель исследований. Изучить развитие женской вольной борьбы в РС (Я), особенности тренировки и основы тактических действий борцов вольного стиля на соревнованиях.
Гипотеза. Изучение учебно-тренировочного процесса, эффективных методов контроля и использование полученных данных в практике позволит значительно усовершенствовать учебно-тренировочный процесс у девочек по вольной борьбе.
Задачи исследования.
1. Изучить развитие женской вольной борьбы в РС (Я).
2. Выявить физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Выявить эффективные методы контроля тренировочных нагрузок
Научная новизна. Изучено развитие женской вольной борьбы в РС (Я), особенности тренировки спортсменок по борьбе, а также эффективные методы контроля за тренировочными нагрузками девочек-борцов.
Теоретическая значимость исследования проявляется дополнением раздела теории и методики спортивной тренировки девочек, в частности, выявлением уровня развития современной теории женской вольной борьбы и особенностей развития этой борьбы в РС (Я).
Практическая значимость. В процессе исследований выявлены психологические особенности девочек при изучении и реализации приемов борьбы, подобраны эффективные методы контроля за тренировочными и соревновательными нагрузками, методы оценки тактических действий и выявлена тактика соревновательной борьбы у девочек-спортсменок.
Сведения о внедрении. Результаты исследований используются в учебном плане внеурочной деятельности 2013 – 2014 уч.г., 2014 – 2015 уч.г., 2015-2016 г.
Физиологические особенности детей школьного возраста. Систематические занятия физическими упражнениями обычно начинаются в школьном возрасте. Поэтому при описании здесь физиологических особенностей растущего организма главное внимание обращено на этот возраст.Размеры тела у детей и подростков увеличиваются неравномерно. Рост и развитие происходят тем интенсивнее, чем моложе организм. Это особенно заметно в первые годы жизни. Затем интенсивность роста постепенно ослабевает и только в период полового созревания (у девочек в 12—16 лет, у мальчиков в 14—18) вновь усиливается.Вес тела, как и рост, возрастает неравномерно. Наибольшее его увеличение отмечается у школьников в те же возрастные периоды, что и повышение роста. Увеличение веса тела обусловлено развитием двигательного аппарата и внутренних органов.
Управление движениями. Этот процесс обусловлен сложной деятельностью многих отделов мозга. Созревание нервных клеток, участвующих в управлении движениями, заканчивается к 13—14 годам. Поэтому начиная с данного возраста движения могут быть такими же координированными, как и у взрослых. Для управления движениями необходима своевременная и точная информация об особенностях работы мышц, о направлении и амплитуде движений. Его развитие заканчивается к 13—14 годам. Поэтому подростки могут точно оценивать свои движения, что необходимо при всех видах спортивной деятельности. По мере развития двигательного анализа у школьников совершенствуются способности к ориентировке в пространстве и во времени. Это можно проследить, наблюдая за выполнением ходьбы по прямой и более сложных по координации движений школьниками разного возраста. У младших ошибки при выполнении заданных движений очень велики, к 13—14 годам движения становятся такими же точными, как у взрослых.
Обмен веществ и энергии. Одной из важнейших особенностей подрастающего организма является более высокий обмен веществ и энергии по сравнению со взрослыми. Как уже отмечалось, основной обмен (расход энергии в состоянии полного мышечного покоя, натощак, при температуре окружающей среды 20— 22° С) происходит тем интенсивнее, чем моложе организм. Особенно ярко это выражено при вычислении основного обмена энергии на единицу поверхности тела: расход энергии в состоянии основного обмена на 1 м2 поверхности тела у 10-летних равен 49,5 ккал, у 14—15-летних—46 ккал, у 16—18-летних—43 ккал.У растущего организма ассимиляционные процессы должны преобладать над диссимиляционными. Только в этих условиях он может развиваться нормально. Поэтому необходимо, чтобы питание школьников было достаточным по калорийности и полноценным по содержанию всех необходимых питательных веществ. Особенно важное значение при этом имеет белковая пища, так как белки являются основным пластическим материалом, из которого строятся ткани организма.
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.
Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10–11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
В этом возрасте происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Развитие вольной борьбы в РС(Я). В республике тренируются не так много девушек как юноши, но имеют результат как в мировом уровне так и на российском уровне: Екатерина Мельникова чемпионка мира среди молодежи, Анастасия Табаева чемпионка России, Ирина Шавлинская чемпионка России, и Степанова Мария чемпионка России.
В Томпонском районе тренируются 15 девочек, имеют результаты на международных играх Дети Азии.
Организация исследования. В МБОУ «Сасыльская СОШ им. Е.Е. Протопопова» с 2013 учебном году тренировалась одна ученица пятого классаБулдакова Айыына. За полгода тренировок ученица показала свои первые результаты на республиканском уровне. В г. Якутске, на призы олимпийского чемпиона П.П. Пинигина, заняла второе место в весовой категории 32 кг 2000 г. рождения. В марте месяце в г. Нерюнгри на Дальне-Восточном турнире заняла второе место, в той же весовой категории. В 2014-2015 уч. г. начали заниматься девочки 2005-2007 г. рождения 5 девочек начальных классов.
Вывод
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что женская вольная борьба в РС (Я) как вид спорта не развит.
Начиная с младшего школьного возраста учитывая их возрастные особенности можно развить физические качества. Прежде всего, следует укреплять здоровье занимающегося, а не стремиться к высоким достижениям в ущерб здоровью. Главным из них являются физические упражнения, которые делятся на обще-подготовительные, специально-подготовительные и соревновательные. Последние включают всю технику и частично тактику спортивной борьбы. Занятия спортивной борьбой позволяют с высокой эффективностью решать целый комплекс воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.
Использованная литература:
Васильева В. В., Коссовская Э. Б., Степочкина Н. А. Физиология человека / Под ред. В. В. Васильевой. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 192 с. § 55. Физиологические особенности детей школьного возраста. - С. 169-179.
Интернет ресурсы: www.referun.com, http://wrestsakha.ru/, gushvsm.ykt.ru/