kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие скоростно-силовых способностей футболистов 11-14 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способству­ют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом вос­питываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие скоростно-силовых способностей футболистов 11-14 лет»

31






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по футболу



«Развитие скоростно-силовых способностей футболистов 11-14 лет».







Михалев. И. К.

МБОУДО г. Иркутска ДЮСШ № 7

тренер-преподаватель по футболу









Иркутск 2016


Содержание

Стр.


Введение


Глава I. Обзор литературы.

1.1. Физиологические особенности детей школьного возраста

1.2. Формы проявления скоростно-силовых способностей

1.3. Методы и средства воспитания скоростно-силовых качеств футболистов

Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования


Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ и их обсуждение.

3.1. Результаты исследования

3.2. Обсуждение результатов исследования


Выводы


Литература


Приложения



3


5

5

6


8



15

15

15

17



18

18

20


22


24


26




















Введение


Актуальность работы – развитие физических качеств необходимо в большинстве видов спорта и фундамент для их наилучшего развития необходимо закладывать в самом раннем возрасте. К тому же известно о том, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в футболе не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств – силы, быстроты и выносливости.

Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способству­ют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом вос­питываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творчес­кого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональ­ность, самостоятельность действий делают футбол эффективным сред­ством активного отдыха.

Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким ко­ординационным и атлетическим возможностям занимающиеся футбо­лом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. В тренировке по другим ви­дам спорта футбол часто используется в качестве дополнительного сред­ства. Игра в футбол (или его элементы) служит хорошим средством не только общей физической подготовки. Проявление максимальных скоростно-силовых возможностей и волевых усилий, широкого тактичес­кого мышления позволяет совершенствовать многие специальные каче­ства, необходимые в различных видах спорта.

Футбол широко используется в различных звеньях системы физическо­го воспитания. Наибольшей популярностью он пользуется среди детей и подростков в секциях футбола общеобразовательных школ и по месту жительства. Задачи физического развития, необходимого для полноценной подго­товки к различным видам трудовой деятельности, решаются в секциях фут­бола общеобразовательных, профессионально-технических училищ и тех­никумов. Массовая подготовка спортивных резервов ведется в спортивных шко­лах. Более 600 отделений по футболу ДЮСШ, СДЮСШОР, отделений по футболу УОР готовят квалифицированных юных футболистов. В программу физического воспитания высших учебных заведений вклю­чены факультативные занятия по футболу. Секции по футболу имеют и многие трудовые коллективы. Системати­ческие тренировочные занятия и соревнования направлены на всесторон­нее физическое развитие и укрепление здоровья, организацию культурно­го досуга и активного отдыха широких масс трудящихся, что способствует повышению производительности труда. Регулярное исследование физического развития юных спортсменов оказывает помощь в решении практических вопросов планирования тренировочного процесса, этапного отбора, углубленной специализации и прогнозирования роста спортивных результатов. [26, 5]

Современный спорт предъявляет к спортсменам требования, граничащие с их физическими и функциональными возможностями; на детский организм падает двойная нагрузка: во-первых, обеспечение адаптации к большим физическим нагрузкам и психо-эмоциональным напряжениям и, во-вторых, исполнение функции роста и развития.

В современных условиях данные по изменению физического развития у юных спортсменов приобретают не только теоретический интерес, но и имеют важное значение для практики спорта.

Анализ литературы, опыт работы убеждают, что возросла потребность практики образования в инновационных изменениях, способствующих физическому росту учеников, на основе обобщения имеющегося на сегодня опыта предложить новые ориентиры в области уп­равления футбольным образованием.

Наряду с этим, надлежит отметить, что для научного обоснования и использования физических показателей на различных этапах многолетней спортивной подготовки, необходимы знания возрастных особенностей и их становление. Тем более что в подростковом и юношеском возрасте организм еще находится в стадии незавершенного формирования, и воздействие физических упражнений как положительное, так и отрицательное может проявляться особенно заметно.

Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса по воспитанию скоростно-силовых качеств важно глубокое понимание механизмов, лежащих в основе возрастных изменений, а это возможно лишь с учетом анатомо-физиологических особенностей растущего организма подросткового возраста.

Цель моей работы – изучить скоростно-силовые способности футболистов и обосновать методические особенности проведения практических работ с футболистами 11-14 лет.

Объект исследования – процесс развития скоростно-силовых способностей обучающихся 11-14 лет на учебно- тренировочных занятиях.

Предмет исследования – проведение учебно-практических занятий по развитию физических качеств на учебно- тренировочных занятиях учащихся подросткового возраста.

Гипотеза данной работы предполагает, что на учебно- тренировочных занятиях появляется возможность содействовать эффективному развитию скоростно-силовых способностей учащихся 11-14 лет при проведении практических работ по повышению уровня физической подготовленности футболистов и при этом учитывать, что физические нагрузки на учебно- тренировочных занятиях должны соответствовать возрастным особенностям, интересам учащихся и иметь общественно-полезную направленность.

Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что разработанные и проведенные нами исследования помогут тренером в их профессиональной деятельности по физической подготовке футболистов.

На основе цели и гипотезы мы выделим главные задачи:

    • изучить проблему физиологических особенностей детей школьного возраста;

    • проанализировать формы проявления скоростно-силовых способностей футболистов;

    • осветить методы и средства воспитания скоростно-силовых качеств;

    • разработать содержание уроков вариативной части, способствующих развитию скоростно-силовых способностей футболистов 11-14 лет;

    • обсудить результаты исследований.

Методической основой являются работы следующих педагогов и методистов: В. Белоусов, 2000; В. Выжкин, 1999; С. Изаак, 2002; В. Кабачков, 2002; П. Казаков, 1978; Г. Монашков, 2001; М. Пилишкис, 1999; А. Тяпин, 2002, которые занимались решением проблем развития скоростно-силовых способностей футболистов.

База исследования – 3а класс, МБОУг. Иркутска СОШ №76.

Итак, на основе литературного анализа сформулирована цель работы, задачи, исследования, определены методы и значимость.


Глава I. Обзор литературы.


1.1. Физиологические особенности детей школьного возраста


Для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса важно учитывать возрастные особенности формирования растущего организма. Детский организм находится в стадии формирования, поэтому неправильное использование тренировочных нагрузок может привести к неблагоприятным последствиям для организма спортсмена. К 6-7 годам дети приобретают основные навыки письма, выполняют несложные действия с мелкими предметами. У детей 7 лет разница в силе мышц рук составляет 80%, а к 12 уже 20%. Общая масса скелетных мышц в 8-летнем возрасте составляет 27,2%, а к 12 годам – 29,4% от веса тела (А.В. Мольков). Основная сила у мальчиков с 7 до 12 лет увеличивается на 11%, а у девочек на 36%. В возрастных изменениях двигательной функции ведущее место принадлежит центральной нервной системе, прежде всего, ее высшему отделу, коре больших полушарий головного мозга. Морфологическое развитие нервной системы к периоду полового созревания почти полностью завершается в связи с тем, что у детей к 12-летнему возрасту созревают центры двигательного анализатора (Л.А. Кукуев). Основные двигательные функции у них достигают высокой степени совершенства. С возрастом увеличивается интенсивность мышц, создаются предпосылки для увеличения силы мышц за счет вовлечения в работу большего количества двигательных нервно-мышечных единиц. Показатели функциональной зрелости к 8-10 годам приближаются к уровню взрослого человека. Величина хронаксии (минимальное время возбуждения мышц) отдельных мышечных групп у детей 8-10 лет может быть даже меньше, чем у взрослых. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивность растет темп движений. У мальчиков от 7 до 9 лет отмечается более прогрессивное его увеличение, чем у девочек. К 10-12 годам прирост темпа движений у девочек и мальчиков выравнивается. Точность движений у 8-11 летних детей развита слабо. Ошибки при воспроизведении заданных параметров движений составляют 45-50 процентов (А.В. Николаенко).

Совершенствование пространственной ориентировки связано в первую очередь с развитием проприоцентивной чувствительности. Она достигает в младше-среднем возрасте такого развития, который создает возможность разучивания сложных движений. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные, те6хнически сложные упражнения для них оказываются более доступными, чем для взрослых людей. У детей старше 12 лет эта способность становится хуже. По-видимому, это связано с интенсивными процессами полового созревания и относительным замедлением темпов развития двигательного анализатора (Н.А. Фомин, Ю.В. Катуков). Возрастные изменения ССС в период 7-11 лет отмечаются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объема сердца, по сравнению с суммарным просветом сосудов. Иннервационный аппарат сердца развивается неравномерно: симпатические явления на сердце в 7-11-летнем возрасте более выражены, чем парасимпатические. С возрастом происходит повышение тонуса блуждающего нерва, что приводит к замедлению сердечного ритма. 7-8 лет – 90-92 уд/мин (Н.Ю. Коробков).

На основе изучения этих и других показателей, физиологических в возрастном аспекте, становится ясно видно, что в это время закладывается фундамент будущих спортивных достижений.




1.2. Формы проявления скоростно-силовых способностей


За последние годы в спортивном мире уровень высших достижений значительно возрос. Этот факт ставит перед исследователями в области физической культуры и спорта новые задачи в поисках наиболее эффективных методов физического воспитания, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Бурный рост результатов требует от специалистов применения новых более совершенных средств и методов тренировки для повышения спортивных достижений, поэтому необходим поиск новых, более эффективных средств и методов подготовки спортсменов различного уровня подготовленности, в том числе и в рядах подрастающего поколения. В настоящее время все большее значение придается разработке методики воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств, то есть способности развивать в кратчайшее время усилия максимальной мощности с сохранением оптимальной амплитуды движений.

Целый ряд авторов проводили исследования по применению средств и методов для воспитания быстроты движений, выносливости и других физических качеств детей и подростков.

Ряд исследователей отмечает неравномерность развития физических качеств у детей. В частности Гужаловский А.А., опираясь на материалы своих исследований, показал, что желательно учитывать периоды ускоренного роста двигательных качеств у детей для более успешного их развития, учитывая эти периоды при отборе юных спортсменов Гужаловский А.А. отмечает, что следует различать периоды повышенных и пониженных темпов роста физических качеств. Наиболее высокие темпы роста физических качеств быстроты движения ног и туловища у детей в возрасте 7-9 лет, общая выносливость с 8 до 13 лет, силовой выносливости сгибателей туловища у детей 12-13 и 15-16 лет. По данным Власова В.Н. преимущественное развитие быстроты у детей происходит в период от 8 до 11-12 лет. После 14-15 лет наблюдается снижение темпов роста быстроты с тенденцией к ее стабилизации. [1; 9]

Экспериментальные исследования свидетельствуют о более высоких темпах роста быстроты у детей в группах 8-11 лет по сравнению с детьми 12-15 лет, особенно ярко по данным частоты движений. Наиболее тесная взаимосвязь скорости и темпа бега с показателями элементарных форм проявлений быстроты отмечена в период 8-11 лет. Увеличение относительной силы несколько больше в группе 8-11 лет, чем в группе 12-15. Но темпы роста скоростно-силовых качеств у 12-15 летних выше, чем у детей 8-11 лет. Кузнецова З.И. различает критические периоды, то есть возрастные этапы, когда происходит значительные приросты отдельных показателей двигательных качеств. Она отмечает, что темпы бега имеет наибольший показатель прироста 8-10 лет, быстроты бега в 9-13 лет. Фарфель В.С., Гужаловский А.А., Топчиян В.С. отмечают высокий темп движений в беге у детей 9-10 лет. Благоприятные возможности для воспитания скорости движений в беге у детей 7-11 лет эти возможности снижены, так как увеличение скорости бега происходит главным образом за счет развития скоростно-силовых качеств и силы мышц. По этому поводу Власов В.Н. отмечал, что в 12-15 внимание нужно сосредотачивать на скоростно-силовой подготовке. В 8-11 лет рост максимальной скорости бега происходит главным образом за счет возрастания частоты движений и в это время необходимо делать акцент на воспитание способности к быстрым и частым движениям.

Власов В.Н., Филин В.П. сделали вывод, что скорость движения по ряду показателей повышается неуклонно с 7 до 17 лет особенно в 8 до 14-15 лет. Стабилизация происходит в 14-15 лет. Ряд показателей подтверждает, что скорость, темп бега заметно возрастает с 8 до 11-12 лет, что обусловлено главным образом возрастанием частоты движений. В 13-15 лет увеличение скоростных и скоростно-силовых возможностей школьника. [14; 23]

Ряд исследователей считает, что на начальном этапе подготовки и в начале занятий целесообразно включить скоростно-силовые упражнения, что положительно сказывается на развитии скоростных показателей и общего физического развития (Гапон Г.И.), (Гомберадзе Г.К.), (Филин В.П.), (Ущенко З.Д.) предлагают дифференцированные нормы физических нагрузок для школьников 12-16 лет с различными темпами роста и развития.

Основным средством воспитания быстроты юных спортсменов используют подвижные игры. Из подвижных игр большое предпочтение отдавалось следующим: «Вызов номеров», «Воробьи и вороны», «Знамя». Все перечисленные игры пользуются большим успехом, потому что в них легко дозировать как расстояние предлагаемой дистанции, так и время отдыха, что очень важно при воспитании быстроты. Внося дополнения в правила выше перечисленных игр можно изменять и ситуативность проведения игр, что положительным образом сказывается на повышении эмоционального развития занимающихся. Кроме игр можно использовать различные варианты спринтерского бега, имитационные упражнения и специальные упражнения, воспитывающие быстроту одиночного сокращения латентное время двигательной реакции и частоту движений в единицу времени.

Для совершенствования стартовой реакции и техники низкого старта применяют все возможные старты из различных исходных положений, а также бег с низкого старта по команде с изменением интервала между командами «Внимание марш», старты под различные звуковые сигналы: свисток, хлопок, выстрел стартового пистолета и т.д.

Быстрота является одним из наиболее важных физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, хотя проявляется в них различно. Одна из разновидностей проявления быстроты – быстрота движений – основа для достижений высоких результатов в спринтерском беге, легкоатлетических прыжках, метаниях, фехтовании, спортивных играх и пр. Во многих видах спорта предельно быстрых движений нет. Здесь большую роль играет другая разновидность проявления быстроты – высокий темп движений, что зависит, прежде всего, от способности нервно-мышечной системы предельно быстро чередовать напряжения и расслабления мышц, а также предельно быстро «выключать» мышцы-антагонисты. Наконец, третья разновидность проявления быстроты – быстрота реакции необходима почти во всех видах спорта.

Быстрота – это до определенной степени врожденное качество, трудно поддающееся воспитанию в процессе тренировки. Поэтому в тех видах спорта, где быстрота необходима, нужно искать ее задатки уже при первичном отборе. Самый простой способ выявления скоростных качеств – бег на 30, 40, 60 м.

В этом упражнении есть одна специфическая особенность, заключающаяся в том, что очень часто бег на 60 м в возрасте 10 – 14 лет выигрывает не самый быстрый. А самый сильный новичок (как правило, опережающий своих сверстников в физическом развитии). Многие же даже очень быстрые дети не могут показать высокого результата, так как у них просто не хватает сил для быстрого стартового разгона. Поэтому для более точного выявления скоростных качеств (особенно у девочек) целесообразнее применять бег на 30 м. с хода. При этом для 11-13 летних отличными следует считать результаты в пределах 3,7 – 4 сек.; хорошими – 4,1 –4,3 сек.

Итак, все двигательные качества, как и лежащие в их основе физи­ологические механизмы, развиваются неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Это очень важно знать и учитывать при организации тре­нировочных занятий с детьми и подростками. Кроме того, их развитие имеет прямую и обратную связь с совершенствованием всех систем и функций организма. [20, 162]


1.3. Методы и средства воспитания скоростно-силовых качеств футболистов


Физическая культура, являясь наукой, затрагива­ющей физическую активность человека, накопила зна­чительный опыт решения различных проблем, таких как формирование физической культуры личности и здорового стиля жизни, восстановление, сохранение и укрепление состояния здоровья, социализация че­ловека средствами физической культуры и спорта и др. [16, 6]

Специалисты отмечают, что физическая культура, являясь основным видом общечеловеческой культуры, приводит к оптимизации физического со­стояния и развитию индивида в единстве с его психи­ческим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двига­тельной активности в сочетании с другими культур­ными ценностями.

Из специальной литературы известно, что высокий уровень физической подготовки есть и всегда будет основным условием роста спортивных результатов на этапах многолетней тренировки. Опыт спортивной практики показывает, что в тренировке спортсменов, уже достигших исключительно высокого уровня физической подготовки, дальнейший ее рост связан с нахождением новых, более эффективных методических путей. Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств является необходимым условием подготовки квалифицированного спортсмена любой спортивной специализации. Сегодня вопросы скоростной и скоростно-силовой подготовки волнуют представителей не только скоростно-силовых видов спорта, но и видов спорта, в которых требуется высокое искусство движения, а также характеризующееся единоборством и т.д.

Развитие двигательных качеств занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств силы, быстроты, выносливости. Очень важно при проведении работы по развитию физических качеств у детей не упустить из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Так как именно в эти периоды работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества дает наиболее видимый педагогический эффект.

В настоящее время физкультурно-оздоровительная и спортив­но-массовая работа с населением претерпевает ряд структурных и организационных преобразований. Существует несколько объек­тивных предпосылок, в силу которых ученые (теоретики и практики) ве­дут поиск новых направлений, новых комбинированных форм и методов организации и проведения физкультурной работы с различными контингентами населения. [24, 55]

Скоростные способности – это специальная двигательная способность человека к экстремальным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энергозатрат [11; 18; 27].

До 10 – 11 лет совершенствуются за счет улучшения регуляции движений, снижения времени простой двигательной реакции, а затем снижается скорость выполнения.



Большое значение имеют подвижность нервных процессов, сократительные свойства и сила мышц, координация их деятельности. Длительность одиночного движения указательного пальца, кисти руки, предплечья, плеча, шеи, туловища, бедра, голени и стопы значительно возрастает в период в 13 –14 лет, затем 16 – 17 лет оно несколько снижается. Под влиянием тренировки скорость одиночного движения у детей 9 – 11 лет изменяется мало, а у подростков в значительной степени.

Наибольшее увеличение темпа движений происходит с 7 до 9 лет – средний годовой прирост равен 0,3 – 0,6 движения в 1 сек. У 10 – 11 летних он несколько ниже – 0,1 – 0,2 движения в 1 сек., а в 12 – 13 лет снова оказывается высоким – 0,3 – 0,4 движения в сек. В 14 лет темп прироста замедляется, а к 16 годам прекращается.

Силовые способности - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу – это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение – сокращение с уменьшением длинны и изометрического напряжения, результаты проявляемого усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении, и удлиняться, в таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы объединяются названием динамического [13; 27].

Сокращение мышц при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышц, от предъявляемой нагрузки зависит не только величина ее укорочения, но и скорость: чем меньше нагрузка, тем больше скорость ее укорочения. Данный режим имеет место в упражнениях с преодолением внешнего отягощения.

Выполняя движения, человек очень часто проявляет силу и без изменения длинны мышц. Такой режим их работы называется изометрическим или статическим, при котором мышцы проявляют свою максимальную силу. В целом для организма изометрический режим оказывается самым не благоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень большую нагрузку, быстро сменяется тормозным охранительным процессом, а напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, и работоспособность быстро падает.

При педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют следующие их разновидности:

  1. Максимальная изометрическая (статическая) – показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц.

  2. Медленная динамическая (жимовая) сила – проявляемая, например, во время перемещений предметов большой массы, когда скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальных значений.

  3. Скоростная динамическая сила – характеризуется способностью человека к перемещению в ограниченное время больших отягощений с ускорением ниже максимального.

  4. «Взрывная сила» - способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время.

  5. Амортизационная сила – характеризуется развитием усилия в короткое время в уступающем режиме работы мышц, например при приземлении на опору в прыжках.

  6. Силовая выносливость – определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Среди разновидностей выносливости к силовой работе выделяют выносливость к динамической работе и статическую выносливость. [11; 27]

Оптимальный период развития максимальной силы 12 – 14 лет, с 14 до 15 лет идет снижения прироста максимальной силы в связи с прекращением естественного прироста мышечной массы, с 15 – 16 лет она быстро увеличивается на фоне интенсивного прироста мышечной массы. Также необходимо отметить, что с 11 до 13 лет темпы силовой выносливости замедляются, а 13 – 16 лет наблюдается ее максимальный прирост (по мере увеличения функциональной производительности и «запаса силы»).

Уровень физической подготовленности детей зависит от возраста. По мере перехода учащихся из одного возрастного периода в другой показатели развития скоростно-силовых, силовых, силовой выносливости, гибкости увеличиваются. Установлено, что легче всего скоростные качества развиваются у юных спортсменов. При этом наиболее благоприятным периодом для мальчиков считается возраст 14 – 16 лет, а для девочек – 11 – 14 лет. С физиологической точки зрения это объясняется тем, что детям такого возраста свойственна большая подвижность нервных процессов в коре головного мозга.

Таким образом, скоростно-силовые проявления возможны лишь при максимальных проявлениях напряжения в сравнительно короткие (3-20 сек) промежутки времени при преимущественном анаэробном обеспечении. Поэтому при развитии скоростно-силовых качеств нужно отдать предпочтение коротким по продолжительности упражнениям с небольшим количеством повторений.

Дистанцию 100 м можно разбить на 3 принципиально отличных отрезка или зоны (Филин В.П.). Это хорошо видно, программу бега на 100 метров, выполняемого с заданием показать лучшее время. Первая зона 30-40 метров старта характерна набором скорости, вторая – 70-80 м от старта – сохранением скорости и, наконец, последняя – 30-20 м до финиша – снижения скорости. Силовые качества влияют на каждую из этих зон. Широко известно, что в беге на 30 м со старта штангисты, метатели, многоборцы успешно конкурируют со спринтерами и показывают высокие результаты. Если учесть, что представители тяжелой атлетики не тренируются в этом виде атлетики, становится ясным, что преимущественно в первой зоне обеспечивается, прежде всего, силой. Таким образом, преодоление сил инерции и разгон, осуществляемый стартующим бегуном, зависит главным образом от его качеств силовой подготовки. Практика исследования показывает, что преимущество сильных людей, не подкупленное другими способностями, полностью теряется во второй и третьей зонах. В то же время набранную скорость лучше сохраняют спортсмены, обладающие высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств и специфической координацией. Эти же спортсмены имеют преимущество и в третьей зоне, те, на финише, так как они более рациональны в движениях. Однако для сохранения серьезных преимуществ в третьей зоне спортсменам необходимо дополнительно тренировать способность проявления скоростно-силовых качеств в зоне нарастающего утомления, характерного для бега на данной дистанции. Можно сказать, что результат в беге на 100 м зависит от сочетания силовых и скоростно-силовых качеств, последовательно проявляемых спортсменом в тесной взаимосвязи с его спецификой, спринтерской координацией и уровнем специальной выносливости (В.В. Кузнецов). Тренеры, работающие с детьми, нередко преувеличивают роль силовых качеств в подготовке спортсменов (Филин В.П.). Это связано с тем, что на ранних этапах на уровне результатов до 2-го разряда и, особенно на укороченных дистанциях 50-60 м. За счёт роста силовых качеств происходит быстрый и большой сдвиг в результатах юных спортсменов. Надо помнить, что главный вклад в результате занимающегося на 100 м. Вносит вторая зона: она самая длинная и пробегается на самой большой скорости. В какой-то мере эту зону можно расширить за счёт быстрого набора скорости или чуть-чуть отодвинуть зону падения скорости (совершенствуя специальную выносливость), но эти изменения немного добавят к результату. [14; 21]

В настоящее время в методике воспитания скоростно-силовых качеств можно выделить следующие методические положения:

1. Совершенствование внутримышечной координации по мере роста квалификации спортсмена проходит только тогда, когда он преодолевает сопротивления, равные соревновательным и больше, с интенсивностью около предельной и выше.

2. Совершенствование мышечной координации будет происходить только при преодолении сопротивления, равного соревновательному или меньше его, с около предельной интенсивностью и выше, при непредельном сохранении. Совершенствование мышечной координации будет происходить при повышении скоростно-силовых потенциалов специфических мышечных групп и повышении степени его использования при выполнении основного упражнения.

Взрывная сила – это общая качественная характеристика, выделяющая движения, которые требуют проявления значительных нервно-мышечных напряжений в кратчайшее время, из ряда других движений скоростно-силового типа и оценивающая способность к быстроте наращивания рабочего усилия до максимума (Ю.В. Верхошанский).

Прежде чем говорить об эффективных методах развития взрывной силы, следует рассмотреть, как они совершенствуются в процессе применения традиционных методов скоростно-силовой подготовки. Допустим, что спортсмен, развивая взрывную силу ног, приседает с тяжелой штангой на плечах. В этом случае его мышцы работают медленно и при постоянном напряжении, равном весу отягощения. Следовательно, преимущественную возможность развития получает изометрическая сила, но отнюдь не способность мышц к быстрому динамическому сокращению.

Однако, решая задачу скоростно-силовой подготовки, спортсмены применяют отягощение и меньшего веса. В этом случае работа мышц при выпрыгивании, например, со штангой 60 кг на плечах характерна большим динамическим максимумом силы. Поэтому полагают, что упражнения с большим отягощением увеличивают силовой потенциал, а с небольшим – усовершенствуют способность к быстрому выполнению движения. Но, тем не менее, эти средства не решают полностью проблемы развития взрывной силы мышц. Во-первых. Потому, что сила, проявляемая взрывом – это двигательная качество, требующее специфических моментов и средств тренировки. Во-вторых, рассмотренные средства силовой подготовки не обеспечивают в необходимой мере совершенствования таких специфических составляющих взрывного движения, как быстрота перехода мышц к деятельному состоянию и быстрота их переключения от уступающей работы к преодолевающей. И то, и другие требует специфического тренировочного режима, который нельзя имитировать ни одним упражнением с отягощением. Многолетние поиски в этом направлении привели к разработке так называемого ударного метода развития взрывной силы, идея которого заключена в том, чтобы стимулировать мышцы ударным растягиванием, предшествующим активному усилию. Для этого следует использовать не отягощения, а его кинетическую энергию, накопленную при свободном падении с определенной высоты. Во избежание травм следует предусмотреть ограничитель, блокирующий движение груза по инерции на расстояние больше, чем это требуется характером упражнения.

Для совершенствования взрывной силы мышц – разгибателей ног и туловища можно обойтись без дополнительного отягощения и использовать для ударной стимуляции мышц вес собственного тела, например, выполнить энергичное отталкивание вверх или вверх вперед после прыжка в глубину с некоторой высоты. Оптимальная глубина прыжка определяется подготовленностью спортсмена и должна обеспечить развитие значительного динамического усилия без замедления переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую. Приземляться следует на почти прямые и слегка напряженные ноги, на переднюю часть ступни, чтобы избежать чрезмерного удара. Глубина амортизации не должна быть значительной, а последующее отталкивание нужно выполнять быстро, с энергичным взмахом рук. Чтобы стимулировать мощность отталкивания, надо стремиться достать рукой или головой подвешенный на соответствующей высоте ориентир. Увеличение высоты или длины прыжка наглядно отражает сдвиги в уровне специальной подготовленности, что всегда положительно сказывается на эмоциональном состоянии спортсменов.

Быстрота отдельного движения отчасти развивается с помощью силовых и скоростно-силовых упражнений типа различного рода метаний, прыжков, беговых упражнений. Некоторый эффект дают специальные скоростные упражнения, ценность которых заключается главным образом в том, что они создают условия для выполнения предельно быстрых движений. Рекомендуются следующие упражнения:

  1. В прыжке вверх выполнить хлопок руками перед грудью и за спиной.

  2. В прыжке вверх выполнить двойное касание ногой о ногу.

  3. Из и.п. лежа на спине на расстоянии 1 – 3 метра от стены (ногами к ней) по сигналу встать и добежать до стены.

  4. Из и.п. лежа на спине, на гимнастическом мате по сигналу выполнить кувырок назад, прыжок вверх, присесть и принять положение упора лежа.

Для улучшения быстроты реакции могут быть использованы два метода. Один из них, так называемый аналитический, предусматривает, что тренировка реакции проводится в несколько облегченных условиях, раздельно по элементам. Другой метод – сенсорный – основан на том, что у спортсмена развивается чувство времени, а это, в свою очередь, как показывают исследования, улучшает реакцию. Этот метод предусматривает три этапа тренировки. На первом этапе спортсмен максимально быстро выполняет короткие стартовые ускорения, и тренер сообщает ему время каждого ускорения. На втором этапе на этих же ускорениях спортсмен должен сам определить свое время, и, наконец, на третьем – эти тренировочные ускорения спортсмен выполняет с различным заданием тренера.

Способность к высокому темпу движений может развиваться. Для этого рекомендуется выполнить кратковременные (10 – 20 сек.) серии упражнений в максимальном темпе. Они особенно эффективны при использовании метронома, ритмичной музыки и различных приемов, позволяющих контролировать и постепенно увеличивать темп движений.

Подбирая упражнения для скоростной тренировки, следует останавливаться преимущественно на тех из них, в которых высокий темп движений и увеличение его до максимального не может сопровождаться непроизвольным изменением формы движений.


Для повышения темпа движений большое значение имеет способность спортсмена расслаблять мышцы.

Работа над техникой должна идти параллельно с ростом физических качеств, чтобы при­вести ее в соответствие с силой, скоростью, ловкос­тью, которыми футболист в данный период обладает. Напомним вкратце о физических качествах на раз­ных этапах подготовки. [19, 67].

13-14 лет - акцент развития скоростно-силовых ка­честв, использование на данном этапе упражнений взрывного характера. На данном этапе это прыжковые упражнения - прыжки, подскоки, выпрыгивания.

Учитывая особенности этапа подготовки - решение задач по технике плюс игровая подготовка, - нам не­обходимо направленно решать задачи развития взрыв­ной силы, поскольку упражнения с умеренной скоро­стью приводят, как правило, к снижению показателей взрывной силы.

Если рассматривать количественные показатели фи­зической подготовки, то отметим, что уровень разви­тия детей разный, поэтому не может быть рекоменда­ций, одинаковых для всех.

15-16 лет - развитие скоростно-силовых качеств. Работа скоростно-силового характера с большими мышечными напряжениями (бег и прыжки в гору, с горы, бег в тяжелых условиях (песок, вода). Подбор упражнений с режимами работы, количеством повто­рений серий и т.д. Общефизическая подготовка - как основа, на которой стабилизируется техническая под­готовка. Объемы упражнений на гибкость, ловкость, координацию не увеличиваются, а объемы беговых средств растут, также как и силовых. В этом возрасте у юношей наблюдаются различные изменения физи­ологического и психологического характера, которые требуют переориентировки тренировочной нагрузки.

17-18 лет - физическая подготовка характеризуется направленностью воздействия: скоростная, силовая, скоростно-силовая выносливость, специальная вынос­ливость и т.д.

Существенно возрастает объем и интенсивность тренировочных нагрузок с целью воспитания скоро­стной выносливости. Соотношение объемов общей и специально физической подготовки на разных эта­пах постепенно изменяется и к 18 годам будет состав­лять 50 на 50.

Понятно, что без применения больших тренировоч­ных нагрузок высоких спортивных результатов дос­тичь невозможно. Нагрузка футболистов в игре - это та основа, по которой определяется объем работы на тренировках с учетом периодов подготовки. А деле­ние физической подготовки на общую и специальную помогает правильно спланировать тренировоч­ную стратегию.

Характерной особенностью динамики нагрузок яв­ляется неравномерность распределения объемов тре­нировочных средств по этапам. В каждом конкретном случае величина нагрузки определяется индивидуаль­но, учитывая объем других средств и контингент за­нимающихся. Есть общепризнанные рекомендации, которые не подлежат сомнению. К примеру, развитие диаметрально противоположных по своей характери­стике качеств, к примеру, скорости и выносливости, которые трудно сочетаются одно с другим.

Для развития скоростно-силовых способностей футболистов 11-14 лет можно использовать специальные скоростно-силовые упражнения, которые описаны в приложении 1.




В процессе скоростно-силовой подготовки на каждом этапе круглогодичной тренировки ставятся определенные задачи. Достижения нужного уровня в каждом из видов подготовленности обеспечивается набором специальных средств, применяемых в определенной последовательности на протяжении определенного периода. Успех в тренировке зависит не только от методически правильно построенной каждой отдельной программы, но и от правильного сочетания этих программ в годичном цикле тренировок.

В процессе тренировочных занятий для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств используются специальные контрольные упражнения. Чтобы правильно оценить сдвиги в уровне развития скоростно-силовых качеств, необходимо при выполнении контрольных упражнений сохранить неизменной амплитуду рабочих движений. В данном случае могут применяться самые разнообразные упражнения с отягощением. При выполнении этих контрольных упражнений величины отягощения, как правило, не меняются, поэтому регистрируется только время усиления, косвенным показателем которого может быть результат в метрах.

Контрольные упражнения следует выполнять три раза с максимально возможной интенсивностью. Лучший результат из трех попыток считается исходным показателем. При повторном испытании условия должны быть идентичными. Изменение в результатах контрольных испытаний характеризует сдвиги в уровне развития скоростно-силовых качеств.

В настоящее время для оценки развития скоростно-силовых качеств широко применяются и инструментальные методы. Наиболее эффективным можно считать: инерционную динамографию, электрофонометрию. Инерционная динамография позволяет измерить величину взрывных усилий, как мышечных групп, так и отдельных сопротивлений. С помощью электрофонометрии определяется изменение величины максимальной скорости в исследуемых движениях, что позволяет при неизменной величине преодолеваемого сопротивления и амплитуде движения характеризовать сдвиги в уровне проявления скоростно-силовых качеств. Наиболее распространенными из контрольных тестов, используемых в практике можно считать следующие:

  • бег 30 м. с хода,

  • бросок ядра 4 кг двумя руками снизу вверх,

  • бросок ядра 4 кг через голову назад,

  • выпрыгивание вверх толчком двумя ногами с места.

  • тройной и десятерной прыжок с места. Хорошим упражнением является десятерной прыжок с места, корректируя большое количество различных специальных легкоатлетических упражнений, воспитывающих быстроту.

  • бег на одной ноге 20 м. с фиксацией времени.

В физической подготовке фут­болистов преимущество определяется уровнем скоростно-силовой подготовки, повышение которой требу­ет выполнения объема специальной силовой и скоро­стной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование. Планируемая нагрузка должна быть адекватна состо­янию футболиста, он должен и способен эту нагрузку "переварить" и "усвоить" [19, 69].

При методике контроля необходимо помнить, что объемы нагрузок сами по себе никогда не должны быть целью, это лишь способ повышения эффективности футбольной тренировки. А прирост спортивных достижений должен происхо­дить за счет главного лимитирующего звена - скорос­ти футбола. Тренер, планируя следующий год для улуч­шения спортивных результатов, должен поднять все нижеуказанные составляющие на более высокий уро­вень.



Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.


2.1. Цель и задачи исследования


Целью исследования является определение рациональной методики выявления скоростно-силовых способностей.

В процессе обучающего эксперимента участвовало 8 детей 3 «А» МБОУ г. Иркутска СОШ№76. Приступая к реализации программы исследовательской работы по развитию скоростно-силовых способностей футболистов 11-14 лет, мы ставили перед собой следующие задачи:

  1. Изучить возрастную динамику роста скоростно-силовых качеств у подростков.

  2. Составить и экспериментально опробовать на уроках физической культуры эффективность некоторых методических рекомендаций.

  3. Проанализировать динамику роста скоростно-силовой подготовки футболистов.


2.2. Методы исследования


Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников.

  2. Педагогические наблюдения за процессом по развитию скоростно-силовых качеств у футболистов.

  3. Тестирование скоростно-силовых качеств у юных футболистов.

  4. Математико-статистическая обработка экспериментальных данных.

В процессе исследования изучалась литература по теме исследования.

Анализ научно-методической литературы (28 источников) осуществлялся для постановки цели, задач, подбора методов исследования, обсуждения полученных данных.

Педагогические наблюдения за развитием скоростно-силовых способностей юных футболистов проводилось в процессе учебно-тренировочных занятий, для оценки сравнительной динамики скоростно-силовой подготовленности футболистов, выполняющих скоростно-силовые упражнения.

Для оценки показателей физической подготовленности применялся набор следующих тестов:

  • Подтягивания

  • Сгибание, разгибание рук в упоре лежа

  • Пресс за 30 сек.

В период от 8 до 11 лет темпы прироста скоростно-силовых качеств незначительны и не превышают 7-8%. Это свя­зано с низкими возможностями детей данного возраста.

Этап спортивной специализации характеризуется ускоренными тем­пами роста рассматриваемого качества. Существенный прирост скорос­тно-силовых качеств на этом этапе объясняется повышением скорост­ных качеств (особенно быстроты, темпа движения) в возрасте от 10-11 до13-14 лет и естественным ростом силовых возможностей детей и под­ростков в 14-16 лет. Эту зависимость и закономерность повышения ско­ростно-силовых качеств необходимо учитывать при выборе средств и методов при их воспитании.

Этап спортивного совершенствования характеризуется снижением тем­пов прироста скоростно-силовых качеств. Рост скоростно-силовых качеств стабилизируется к 19-20 годам.

Анализ динамики развития физических качеств у юных футболистов раз­ного возраста показывает следующее:

  • с возрастом, начиная с этапа начальной подготовки, все физические ка­чества имеют тенденцию к росту;

  • на этапе естественного наибольшего роста оптимальное воздействие тренировочной нагрузки может ускорить прирост данного качества;

  • стабилизация показателей разных физических качеств на уровне взрос­лых футболистов происходит в разных возрастных группах: скорость дости­гает наивысших показателей в возрасте 16-17 лет, скоростная выносливость и скоростно-силовые качества - к 18-19 годам, общая выносливость и сила - к 20-22 годам (рис. 1);

  • наиболее благоприятный возраст для воспитания скорости бега - 11-13 лет, скоростно-силовых качеств - 13-15 лет, общей выносливости - 12-16 лет, силы -15-18 лет.

Рис. 1. Возрастная динамика физических качеств юных футболистов (в % по отношению

к средним показателям взрослых квалифицированных футболистов) [26, 165]




Цифровой материал записывался в протоколы. Форма технического протокола прилагается в приложении 2 и 3.

Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке, при этом использовалось сравнение двух выборок и попарно не связанные между собой (Лысенков В.В. с соавт., 1997).

Были рассчитаны – среднее арифметическое, которое определяется как отношения индивидуальных показателей и количеству случаев, определялась между средним арифметическим и суммой индивидуальных показателей.

Х – Х1 стандартное отклонение высчитывают по формуле:

Определяем по формуле оценку стандартной ошибки:

±

Сравнительный анализ осуществляется по t-критерию Стьюдента:

t =


2.3. Организация исследования


Организация исследования заключается в следующем:

Тестирование проводилось нами по четырем показателям (подтягивания; сгибание, разгибание рук, в упоре лежа; пресс за 30 сек) среди мальчиков 12-13 лет в период прохождения преддипломной государственной практики, проходившей в ноябре-декабре 2004 г.

Для изучения возрастной динамики роста скоростно-силовых качеств у подростков был проведен педагогический эксперимент. В силу объективных причин в эксперименте участвовало 12 человек, распределенных в две группы (по 6 человек в каждой группе).

Во 2-ой группе тренировки проходили преимущественно в обще-подготовительной направленности.

В педагогическом эксперименте нами преследовалась цель экспериментально проверить на уроках физической культуры эффективность некоторых методических рекомендаций при развитии скоростно-силовых качеств учащихся. Для достижения данной цели в 1-ой группе использовались специальные упражнения (см. прил. 1).

Данный эксперимент проводился в утренние часы по единой системе. Программа педагогического эксперимента для 2-ой группы предусматривала проведение двух занятий в неделю продолжительностью 40-45 минут, 1-ой группы – трех занятий в неделю. За весь период эксперимента проведено не менее 20 тренировочных занятий.

Педагогические наблюдения за развитием скоростно-силовых способностей учащихся среднего школьного возраста проводилось в процессе учебно-тренировочных занятий, для оценки сравнительной динамики скоростно-силовой подготовленности футболистов, выполняющих скоростно-силовые упражнения.

В начале педагогического эксперимента (ноябрь 2015 г.) был выявлен исходный уровень развития скоростно-силовых качеств у футболистов.



Глава III. Результаты исследования и их обсуждение.


3.1. Результаты исследования


После завершения педагогического эксперимента (декабрь 2004 г.) был выявлен исходный уровень развития скоростно-силовых качеств у футболистов в двух группах и проведена сравнительная оценка этих групп у спортсменов 1992 г. рождения (табл. 1).

Таблица 1

Результаты тестирования в начале работы, футболистов 12 лет.


Тесты

1 группа

2 группа

t-Критерий Стьюдента




±m




±m

Подтягивания

(раз)

8

2,367

0,966

8

1,973

0,805

0

Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (раз)

15,5

1,973

0,805

15,6

1,578

0,644

-0,097

Пресс за 30 сек (раз)

18

1,578

0,644

18

1,578

0,644

0


И у футболистов 1991 г. рождения (табл. 2).

Таблица 2

Результаты тестирования в начале работы, футболистов 13 лет.


Тесты

1 группа

2 группа

t-Критерий Стьюдента



±m




±m

Подтягивания

(раз)

13,4

2,149

0,961

13,4

1,719

0,768

0

Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (раз)



21



1,719


0,768


21


1,289


0,576


0

Пресс за 30 сек (раз)

23

1,719

0,768

22,4

1,289

0,576

0,63

По результатам тестирования, проведенного в начале нашей работы, и по проведенной сравнительной оценке результатов (t-критерий Стьюдента) установлено, что скоростно-силовая подготовка двух групп была статистически одинакова (Р 0,05).

В конце нашей работы мы провели повторное тестирование футболистов в наблюдаемых возрастных группах (таблица 3, 4).



Таблица 3

Результаты тестирования в конце работы, футболистов 12 лет.


Тесты

1 группа

2 группа

t-Критерий Стьюдента




±m




±m

Подтягивания

(раз)

10,5

1,578

0,646

9,1

1,578

0,646

1,443

Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (раз)


20,5

2,367

0,97

19,3

0,394

0,161

1,323

Пресс за 30 сек (раз)

21,8

1,973

0,808

21,1

1,183

0,484

0,743


Как видно из таблицы 3, в возрастной группе 12 лет нами установлен статистически значимый рост показателей в группе 1 в тесте подтягивания оказалась лучше в 1,4 раза лучше, t-критерий = 1,443; в сгибании рук в упоре лежа группа 1 так же показала результат в 1,2 раза выше, t-критерий = 1,323. В упражнении на пресс группа 1 показала результат лучше в 1,2 раза, t-критерий = 0,743.

Протестировав юных футболистов 13 лет, мы получили аналогичные результаты (табл. 4):

Таблица 4

Результаты тестирования в конце работы, футболистов 13 лет.


Тесты

1 группа

2 группа

t-Критерий Стьюдента




±m




±m

Подтягивания

(раз)

16,2

1,719

0,77

14,4

1,719

0,77

1,654

Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (раз)


29,2

4,299

1,927

25,6

1,719

0,77

1,735

Пресс за 30 сек (раз)

25,8

1,719

0,77

24,4

1,719

0,77

1,286


В этой возрастной группе, результаты оказались примерно схожие с предыдущими. Так, группа 1 опять же была выше в тестах, например, в тесте подтягивания лучше в 1,8 раза, t-критерий = 1,654; сгибание рук в упоре лучше на 3,6, t-критерий = 1,735 и пресс футболисты группы 1 в среднем сделали в 1,4 раза больше, t-критерий = 1,286.

Так же мы проанализировали результаты каждой группы от первоначальных данных до конечных средних показателей (табл. 5):



Таблица 5

Разница результатов в показателях тестирования в начале и в конце исследования

(по среднеарифметической величине).




Тесты

1 группа

2 группа

12 лет

13 лет

12 лет

13 лет

Подтягивания

(раз)

1,5±0,3

2,8±0,1

1±0,45

1±0,12

Стат. достоверность

P 0,05

P



Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (раз)

5±0,8

8,2±0,7

3,7±0,65

2±0,45

Стат. достоверность

P 0,05

P



Пресс за 30 сек (раз)

3,8±0,11

2,8±0,36

3,1±0,1

2±0,66

Стат. достоверность

P

P 0,05




3.2. Обсуждение результатов исследования


На основе данных, полученных в результате тестирования, установлен примерно одинаковый исходный уровень развития скоростно-силовых способностей футболистов 12 – 13 лет в двух наблюдаемых группах.

В процессе педагогического эксперимента нами выявлено, что после его завершения наблюдается прирост физических качеств занимающихся. Как видно из таблиц 3 и 4 нами установлена тенденция улучшения результатов при тестировании группы футболистов 12-13 лет. Особенно это заметно у футболистов 1-ой группы, в которой все движения исследуемых учащихся стали более целенаправленными и рациональными.

После изучения полученных данных о динамике роста физических качеств мы решили проверить, как влияют тренировочные нагрузки на динамику роста скоростных и скоростно-силовых качеств, для чего и был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте, как указывалось выше, участвовало 12 человек ранее систематически не занимающихся спортом. Тренировочные занятия строились с учетом рекомендаций Филина В.П., Гужаловского А.А., Власова В.Н.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтвердили важность специально организованных занятий по физическому обучению с использованием различных специальных упражнений.

Из этого следует, что систематическая работа по обучению детей позволила изменить уровень развития скоростно-силовых способностей у футболистов. Произошли качественные изменения в способностях детей, благодаря использованию познавательно-теоретических сведений и практических приемов деятельности при самостоятельном решении поставленных перед ними задач, то есть в умениях детей комбинировать и преобразовывать ранее усвоенные способы для улучшения своих показателей. Удалось добиться и изменений в деятельности детей: они не только стали проявлять интерес к футболу, но и стремление испробовать свои скоростно-силовые качества, добиться успеха овладения навыками футбола разными способами.

Однако, следует отметить, что успехи, достигнутые разными детьми, не одинаковы. Так, наиболее положительные сдвиги мы наблюдали у тех школьников, которые имели ярко выраженные физические способности.

Оценивая результаты исследовательской работы, необходимо отметить, что за небольшой промежуток времени невозможно значительно повысить уровень развития скоростно-силовых способностей. Вместе с тем мы констатируем тот факт, что у школьников повысился уровень скоростно-силовых качеств, двигательной подготовленности, технических элементов в футболе, о чем свидетельствуют указанные показатели таблицы 3 и 4.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на уроках физической культуры появляется возможность способствовать эффективному развитию скоростно-силовых и других способностей учащихся при проведении специальной методики и при этом учитывать условия развития футболистов подросткового возраста.

Полученные результаты в ходе проведенной исследовательской работы позволили нам утвердиться в мысли о том, что проведение специально-подготовительных упражнений на уроках физической культуры является продуктивным средством развития скоростно-силовых способностей школьников 11-14 лет.

При совершенствовании скоростных качеств футболистов важно помнить о следующих, методических условиях:

  • упражнение надо выполнять на предельной скорости;

  • выполняемое упражнение (движение) должно быть хорошо изучено футболистом, с тем, чтобы основное внимание уделялось не способу, а скорости выполнения;

  • время выполнения упражнения должно быть таким, чтобы футбо­лист не снижал скорости в конце упражнения, а интервалы отдыха должны позволять каждую следующую попытку выполнять не хуже предыдущей;

  • средства и методы, направленные на повышение скоростных ка­честв футболистов, варьируются, с тем, чтобы избежать образования «скоростного барьера»;

  • занятия на развитие скоростных качеств футболистов должны быть тематическими и проводиться после достаточного отдыха.

Чтобы росли спортивные достижения, футболист должен закре­пить полученные им знания, навыки и умения. А этого можно до­биться, многократно повторяя усвоенные приемы и, разумеется, оптимально чередуя работу и отдых. Повторение тех или иных технических приемов, тактических комбинаций нужно также для полного закрепления того, что было усвоено ранее и несколько забылось. При многократном повторении на занятиях футболист глубже осмысливает то или иное движение, прием, комбинацию, находит новые варианты более удачного и на­дежного их выполнения в условиях игры.












Выводы


Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества – быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различ­ные двигательные навыки.

В данной работе предлагалось изучить и обобщить доступную нам научно-методическую литературу, были разработаны и аргументированы методические рекомендации по организации и методике тренировки футболистов 11-14 лет, улучшению их скоростно-силовых способностей.

Формирование скоростно-силовых качеств необходимо в большинстве видов спорта. Фундамент для их наилучшего развития необходимо закладывать в самом раннем возрасте, в более позднем возрасте (в нашем случае в подростковом) постоянно совершенствовать и укреплять.

Развитие скоростно-силовых способностей учащихся является одной из актуальных задач современной образовательной школы. Чем могут быть полезны, значимы для решения данной проблемы уроки физического обучения? Вот та проблема, которая определила смысл нашего педагогического поиска.

Учитывая, что современная наука и практика располагает довольно обширным арсеналом средств и методов воспитания физических качеств в подростковом возрасте, нам представляется актуальной попытка выделить наиболее эффективные из них, а также экспериментально проверить и обосновать методические рекомендации по специфике воспитания скоростно-силовой подготовки учащихся 11-14 лет.

В своей работе мы показали, что уроки физического обучения могут обладать значительным развивающим потенциалом и творческой направленностью.

В ходе опытной работы мы проверили эффективность предложенных методических решений по обогащению содержания учебного занятия и методики его построения с ориентацией данных компонентов на развитие физических способностей футболистов 11-14 лет.

Сравнительный анализ результатов диагностических исследований, который зафиксировал положительную динамику в развитии исследуемого феномена, позволили нам сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы, решении поставленных задач и очевидной прикладной ценности проведенного исследования.

Таким образом, анализ полученных результатов нашего исследования выявил следующие общие выводы.

  1. Во время учебно-тренировочных занятий на основе изученных литературных данных и личных наблюдений выявлено, что возраст 11-14 лет следует рассматривать как благоприятный период для развития скоростно-силовых способностей футболистов.

  2. Во всех возрастах большое влияние на величину показателей имеют абсолютные показатели массы тела.

  3. Для достижения высокого уровня скоростно-силовой подготовленности в тренировке футболистов необходимо выделить три основных направления:

  • общая силовая подготовка – удержание силы всей мышечной системы с использованием самых разнообразных силовых упражнений, в которых проявляются все виды динамической и статистической силы;

  • разносторонняя целенаправленная силовая подготовка – преимущественное воспитание силы мышц, несущих основную и вспомогательную нагрузку при выполнении специализируемого упражнения с помощью разнообразных средств, несходных со специфической структурой этого упражнения, но близких к нему по характеру нервно-мышечных напряжений;

  • специальная силовая подготовка воспитания силы мышц, несущих основную нагрузку в специализируемом упражнении, одновременно с другими двигательными качествами при помощи средств, в которых сохраняется специфическая структура этого упражнения и характер нервно-мышечных напряжений.

  1. Чрезвычайно существенно для корректировки текущего планирования систематически получаемая объективная информация о динамике специального физического развития по данным контрольных испытаний.

  2. При подготовке спортсменов следует стремиться строить схему подготовки, исходя из реальных возможностей организма тренирующихся.

  3. В меньшей степени с целью воспитания скоростно-силовых качеств у футболистов должны использоваться собственно-силовые упражнения (например, упражнения со штангой значительного веса).

  4. Воспитание скоростно-силовых качеств у футболистов целесообразно осуществлять главным образом путем применения скоростно-силовых упражнений, при выполнении которых сила стремится к максимуму преимущественно за счет возрастания скорости сокращения мышц. Скоростно-силовыми упражнениями, которые должны широко использоваться в занятиях являются: прыжки, метания, упражнения с отягощением относительно небольшого веса, выполняемые в быстром темпе, прыжки, выполняемые при смешанном режиме работы мышц, прыжковые упражнения, выполняемые на упругой опоре и др.

  5. Основными методами воспитания скоростно-силовых качеств у футболистов является метод повторного выполнения упражнений силовых с отягощением малого и среднего веса, метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.

  6. Во всех возрастах отмечена связь со стажем занятий футболом, что, естественно, влияет на технику выполнения тестовых заданий.

Таким образом, в курсовой работе изучена возрастная динамика роста скоростно-силовых качеств у подростков, а также составлена и экспериментально опробована на уроках физической культуры эффективность некоторых методических рекомендаций.

Увеличение скоростно-силовых качеств произошло за счет применения специально-подготовительных упражнений. Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного совершенствования различных сторон двигательной функции футболистов подросткового возраста позволило нам на практике более эффективно воздействовать на развитие их скоростно-силовых способностей.

Долгие годы обучения, как правило, приносят свои плоды - накапливаются знания и опыт. Закан­чивается процесс накопления потенциала, и глав­ным становится игра. Каковы же пути дальнейшего совершенствования футбольного образования? Считается, что самый быстрый путь к накоплению опыта - играть как можно чаще, увеличивая банк игровых ситуаций. [19, 77]

Совершенствование футбольного образования требует достаточных напряжений воли с сохранени­ем специальных качеств футболиста. Нам необходимо использовать индивидуальные особенности учеников, ведь они являются двигателем и изюминкой футбола и зачастую играют решающую роль в игре. Таковы со­временные тенденции в становлении высшего спортивного мастерства футболистов.




Литература


  1. Абзалов Р.А., Павлова О.И. и др. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6-11 классов. // Физическая культура воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 3-4

  2. Басик Т.В. и др. Способ оценки выносливости. // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №1.

  3. Безматерных Л., Куликов П. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья. // Физиология человека. Т. 54. - 1998. - № 3.

  4. Белоусов В. Скоростно-силовые способности. // ТиПФК. - 2000. - №4.

  5. Вихров К. Л. Знакомство с футболом. – Киев: Реклама, 1983. – 81 с.

  6. Врицкий А.П., Трещук Л.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – Иркутск, 1997. – С. 102-144

  7. Все о спорте. Справочник. В 3-х т. Т.3. – 2-е изд. – М.: ФиС, 1988.

  8. Все о футболе: Справочник / Сост. Л.Г. Лебедев. – М.: Советский спорт, 1990. – 237 с.

  9. Гужаловский А.А. Этапность развития двигательных качеств и проблема оптимизма, цели физической подготовки детей школьного возраста. Автореферат. – М.: ФиС, 1981.

  10. Егорова Н.Г. Силовые упражнения на тренажерах специального типа. // ТиПФК. - 2002. - №2.

  11. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лептос, 1994. – 368с.

  12. Изаак С.И., Кабачков В.А., Тяпин А.Н. Научное обеспечение системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи. Сборник научных трудов. – М.: ФиС, 2002.

  13. Иорданский Ф.А. Диагностика функциональной подготовленности юных спортсменов разного возраста и пола. Учеб. пособие. – М.: ВНИИ ФК, 1993.

  14. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки спортсменов. – М.: ФиС, 1981.

  15. Кожухов В.А. Футбол: Буклет. – Киев: Высш. шк., 1984. – 65 с.

  16. Лейфа А.В. Профессиональная деятельность специалиста // ТиПФК. - 2004. - №6. – С.5-8

  17. Матвеев А.Л., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. – М.: ФиС, 1991.

  18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физкульт. учеб. заведений. - 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. - 159 с.

  19. Монашков Г.В. Техническая подготовка футболистов. Методика и планирование. – Псков: Отчина, 2001. – 127с.

  20. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погадаев. – М.: ФиС, 1998. – 496с.

  21. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1998. - 448с.

  22. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Владос – Пресс, 2002.



  1. Филин В.П. Организационно-методический аспект спортивных занятий с детьми школьного возраста. – М.: ФиС, 1980.

  2. Филиппов Н.Н. Модель организации физкультурно-оздоровительной работы с населением в новых социально-экономических условиях // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №6.

  3. Футбол. Учебник для физ. ин-тов / Под ред. П.Н. Казакова. – М.: ФиС, 1978.

  4. Футбол: Учебник для инс-тов физкультуры / Под ред. М.С. Пилишкиса, В.А. Выжкина. – М.: Физкультура образования и наука, 1999. – 254с.

  5. Холодов Ж.К. Теория и методика спорта: Учеб. пособие. – М.: ФиС, 1997.

  6. Яскевич Е.Е. Модель специальной силовой подготовки. // ТиПФК. - 2000. - №1.








































Приложение 1

Специальные скоростно-силовые упражнения.


  1. Прыжки в приседе на двух ногах с последующим переходом на быстрый бег 10-15 м.

  2. Прыжки с ноги на ногу. Толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется во всех суставах, а маховая, согнутая в коленном суставе, энергично посылается коленом вперед немного вверх, туловище наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, энергично движутся назад вперед.

  3. Многоскоки на одной ноге с подтягиванием толчковой ноги вперед-вверх и приземлением на нее.

  4. Прыжки на двух или одной ноге с преодолением различных препятствий: мячи, гимнастические скамейки и пр.

  5. Прыжки на двух ногах, спрыгивая и запрыгивая на различные возвышения. То же, на одной ноге.

  6. Присед на одной ноге. Быстро подняться или выпрыгнуть вверх.

  7. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

  8. Стоя спиной к опоре. Одна нога согнута в коленном суставе, носком касается опоры, другая стоит на грунте: а) приседания на одной ноге в быстром темпе; б) приседания с последующим выпрыгиванием вверх.

  9. Стоя лицом к опоре, одна нога пяткой касается опоры, другая стоит на грунте: а полуприседания и приседания на одной ноге, б) полуприседания или приседания на одной ноге с последующим выпрыгиванием вверх.

  10. Стоя лицом к гимнастической стенке, руками опереться на рейку на уровне плеч. Отталкивания вверх двумя ногами. Акцентировать внимание на разгибании голеностопного сустава. Выполнять в быстром темпе.

  11. Стоя лицом к опоре высотой 60-80 см. одна нога пяткой касается опоры, другая стоит на грунте Подскоки на месте. Акцентировать внимание на разгибании голеностопного сустава

  12. Стать на одну ногу, другую поставить на возвышение 15-30 см. смена положения ног в быстром темпе.

  13. Стоять на месте на одной ноге. Прыжки: а) через быстро вращающуюся по кругу веревку; б) то же самое, но в беге на встречу движущейся веревке. Следить за своевременным отталкиванием. Выполнять в быстром темпе.

  14. Выпрыгивать вверх из приседа на двух параллельных скамейках с набивным мячом 2-3 кг в руках.

  15. Стоя на пальцах ног на краю небольшого возвышения, поднимание и опускание пяток: а) на двух ногах; б) на одной ноге, Следить, чтобы ноги в коленном суставе были прямыми. Упражнение выполнять с максимальной амплитудой.

  16. Прыжки на двух или одной ноге из круга в круг Круги делаются из гимнастических обручей, скакалок или рисуют мелом на полу

  17. Спрыгивания с возвышения на одну или две ноги с последующим мгновенным отскоком вверх.

  18. Спрыгивание с возвышения на одну или две ноги с последующим прыжком в длину и приземлением на две ноги.

  19. Прыжки вправо и влево вдоль резинового шнура на высоте 15-30 см: а) на месте; б) с продвижением вперед, в) с продвижением назад.

  20. Прыжки через резиновый шнур вперед и назад.

  21. Прыжки со скакалкой на одной ноге, обеих, с одной ноги на другую, выполнять в быстром темпе 15-20 см.

  22. Броски набивных мячей различного веса различными способами.


3




2


3


1


2

1

3



2



3



2



1


1



2


3



1


1


3


1,2


2

3


1

1,2,3




Упражнения для воспитания силы.



23. Сжимание кистью теннисного мяча.

24. Сгибание и разгибание рук в упоре, меняя высоту опоры рук, а затем и ног.

25. Сед на полу, спиной к возвышению, опираясь согнутыми руками. Разгибание рук с прогибом до упора лёжа сзади.

26. Из упора лежа на полу, ноги, на краю возвышения, прыжки на руках через небольшое препятствие.

27. Из упора лежа на полу перескок руками на более высокую опору.

28. Лёжа на спине, сед углом до касания руками носков и возвращение в исходное положение.

29. Лечь поперек возвышения, ноги закрепить за рейку гимнастической стенки. Повороты туловища влево и вправо: а) без отягощения б) с отягощением.

30. Лечь поперек возвышения, ноги закрепить за рейку гимнастической стенки. Круговые движения туловища: а) без отягощения б) с отягощением.

31. Сидя на возвышении, ноги зафиксированы. Поднимание и опускание туловища: а) без отягощения б) с отягощением.

32. Лежа бедрами на опоре, ноги зафиксированы. Прогибания и наклоны вперед: а) без отягощения б) с отягощением.

33. Сед ноги врозь с набивными, мячами в руках; прижатыми по бокам к туловищу. Наклоны вправо-влево.

34. Сед ноги врозь, удерживая набивной мяч в вытянутых руках над головой. Наклоны вправо - влево,

35. В стойке ноги врозь наклоны в стороны с отягощением в выпрямленных руках.

36. Сидя на возвышении или на полу повороты туловища вправо влево до отказа с отягощением в вытянутых руках.

37. В висе на гимнастической стенке: а) поднимание и опускание прямых ног до горизонтального положения без отягощения или с отягощением; б) отведение прямых ног в стороны вправо и влево, в) поднимание прямых ног до касания ими перекладины над головой.

38. Приседание с отягощением: а) на 2-ух ногах; б) на одной ноге.

39. Приседания на одной ноге. Приседать можно спокойно, а вставать быстро.


4

4


4


5

5


4


5


4


5


5


4


4


5


4




5

4

5

















Приложение 2


Результаты тестов группы 1, до начала эксперимента.


п/п

Фамилия, имя

Подтягивание

Отжимание

Пресс за 30 сек

1

Агеев Сергей

3

13

15

2

Загибалов Павел

1

8

14

3

Заверюха Игорь

2

14

16

4

Кусовский Павел

6

14

16

5

Малых Дмитрий

10

18

19

6

Париков Андрей

7

15

18


Результаты тестов группы 2, до начала эксперимента.


п/п

Фамилия, имя

Подтягивание

Отжимание

Пресс за 30 сек

1

Агеев Сергей

4

12

14

2

Загибалов Павел

2

13

15

3

Заверюха Игорь

0

12

14

4

Кусовский Павел

4

14

16

5

Малых Дмитрий

5

15

16

6

Париков Андрей

6

14

17

















Приложение 3


Результаты тестов группы 1, в конце эксперимента.


п/п

Фамилия, имя

Подтягивание

Отжимание

Пресс за 30 сек

1

Агеев Сергей

5

16

18

2

Загибалов Павел

4

14

17

3

Заверюха Игорь

4

18

20

4

Кусовский Павел

9

20

21

5

Малых Дмитрий

12

24

23

6

Париков Андрей

10

19

21



Результаты тестов группы 2, в конце эксперимента.


п/п

Фамилия, имя

Подтягивание

Отжимание

Пресс за 30 сек

1

Агеев Сергей

5

12

16

2

Загибалов Павел

3

14

17

3

Заверюха Игорь

2

16

16

4

Кусовский Павел

8

17

19

5

Малых Дмитрий

8

19

20

6

Париков Андрей

7

19

21






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Развитие скоростно-силовых способностей футболистов 11-14 лет

Автор: Михалев Игорь Константинович

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350172


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства