Развитие координационных способностей у кикбоксеров на этапе начальной подготовки с использованием координационной лестницы
Развитие координационных способностей у кикбоксеров на этапе начальной подготовки с использованием координационной лестницы
В настоящее время при подготовке юных спортсменов, а в частности кикбоксеров, многие тренера на начальных этапах подготовки большое влияние уделяют воспитанию и развитию силовых, функциональных, скоростных способностей, и за счет этого уделяют меньше внимания координационным способностям. Не стоит забывать о том, что самый лучший возврат для развития координационных способностей - 7-12 лет. По этому, на этапе начальной подготовке, необходимо активно развивать координационные способности, чем координирование будут спортсмены, тем проще им будет овладевать техническими действиями, и их движения во время боя будут более разнообразны и техничны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие координационных способностей у кикбоксеров на этапе начальной подготовки с использованием координационной лестницы»
МБОУ г. Иркутска СОШ №31
СП ДК «Чароит»
Развитие координационных способностей
у кикбоксеров на этапе начальной подготовки
с использованием координационной лестницы
Разработал: Малевин Александр Андреевич
Педагог дополнительного образования
В настоящее время при подготовке юных спортсменов, а в частности кикбоксеров, многие тренера на начальных этапах подготовки большое влияние уделяют воспитанию и развитию силовых, функциональных, скоростных способностей, и за счет этого уделяют меньше внимания координационным способностям. Не стоит забывать о том, что самый лучший возврат для развития координационных способностей - 7-12 лет. По этому, на этапе начальной подготовке, необходимо активно развивать координационные способности, чем координирование будут спортсмены, тем проще им будет овладевать техническими действиями, и их движения во время боя будут более разнообразны и техничны.
Двигательно-координационные способности - это сложное комплексное качество, которое характеризуется, во-первых, способностью быстро осваивать двигательные действия, и во-вторых, способностью быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Координационные способности кикбоксера проявляются, прежде всего, в действиях в бою постоянно меняющихся ситуациях в ринге, передвижения связанные с ведением поединка, ударами руками и ногами, защитными действиями, требуют от бойцов самого широкого проявления ловкости, то есть целесообразно координировать движения при построении и воспроизведении новых двигательных действий или изменять параметры освоенного действия в соответствии с требованиями меняющихся условий. Организация, программирование и управление любым двигательным действием происходит на разных этажах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда регулируют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие («фоновые») уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживающих исполнительские, или моторные, стороны движений [2, 3, 4].
Известно, что у детей зоны интенсивного психомоторного развития наблюдаются в разные возрастные сроки, то есть каждый возраст имеет свои особенности, свой уровень сенситивности. Последний является существенной предпосылкой для более эффективного развития тех или иных форм двигательно-координационных способностей. В частности, В.К. Бальсевич считает возрастной интервал от 7-12 лет в разные его периоды, сенситивным для развития практически всего спектра двигательных и координационных способностей.
Координационные способности представляют собой свойства организма воспроизвести двигательные действия в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи. Координационные способности направлены на способность целесообразно координировать движения при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во-вторых, способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного движения или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий. С точки зрения физиологии сущность координации заключается в согласовании деятельности отдельных органов и систем в целостном, физиологическом акте [5, 6].
В качестве средств воспитания координационных способностей могут быть использованы в принципе самые разные физические упражнения, если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходится преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия. Однако по мере того, как действия становится привычным и всё больше закрепляется связанными с ним навык, оно становится все менее трудным в координационном отношении и поэтому всё меньше стимулирует развитие координационных способностей.
При воспитании координационных способностей, как считает Л.П. Матвеев (1998) целесообразно использовать методические приемы, предъявляющие повышение требования к координации движений.
1. Внесение строго регламентированного изменения в отдельные параметры привычного действия или смена способа его выполнения.
а) введение необычных исходных положений;
б) изменение скорости или темпа движений;
в) зеркальное выполнение упражнений,
г) смена выполнения действия, конструирование нового способа его выполнения.
2. Комбинаторное варьирование движений, действий.
а) усложнение привычного действия добавочными движениями;
б) комбинирование привычных действий в непривычных сочетаниях.
3. Изменение внешних условий, вынуждающее варьировать привычно формы координации движений.
а) введение дополнительных объектов действия, и сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий;
б) направленное варьирование внешних предметов отягощений;
в) изменение пространных границ, в которых выполняется действие;
г) использование различного оборудования и естественных средовых условий для решения диапазона вариативности двигательных навыков.
Специфическое проявление координационных способностей разнообразны, и их необходимо целенаправленно развивать и совершенствовать [7, 9, 10].
Координационные способности - ведущее качество для спортсменов. Они проявляются в особой легкости, координированности, точности и пластичности движений. Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. Они тем выше, чем большим количеством двигательных навыков владеет спортсмен: он меньше контролирует свои движения и варьирует их.
Под ловкостью принято понимать способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся ситуацией во время боя. Это самое общее определение, поскольку ловкость - комплексное качество, в котором сочетаются проявлении быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение различными приемами [1, 8, 9].
Если же попытаться дать более узкое, специальное определение, то можно сказать, что ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения.
Для развития координационных способностей хорошо подходит, так называемая - координационная лестница: ее можно использовать для тренировок на всех этапах подготовки спортсменов, она проста в использовании, низкая цена и возможность сделать ее своими руками.
Так же при выполнении прыжковых упражнений, она способствует развитию взрывной силы ног, укреплению голеностопного сустава (что очень важно при занятиях кикбоксингом). Упражнений и вариаций выполнений на координационной лестнице очень разнообразны, они не будут скучны для детей.
Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения. Сначала нужно научиться делать правильно, а потом уже выполнять на скорость.
При выполнении упражнений на скорость работы ног, позволяющих увеличить частоту шага при беге, работа руками так же важна, как и работа ногами. Невозможно бежать, двигая ногами с одной скоростью, а руками – с другой. Скорость должна быть одинаковой, соответственно, руки нужно тренировать одновременно с ногами и желательно с необходимой амплитудой.
В более сложных упражнениях, где движения направлены в разные стороны, но ноги работают поочередно, как при беге, более активная работа руками помогает «поймать» ритм и делает выполнение упражнений проще. В отдельных упражнениях руки являются балансиром, позволяющим выполнять упражнения более резко и активно. С «висящими» или зажатыми в кулаки на уровне груди никакого балансира не будет.
Предоставляю Вам простой комплекс упражнений на координационной лестнице, для занимающихся на этапе начальной подготовке.
Упражнение №1 – «классики».
Начните выполнять упражнение, заняв исходную позицию внизу лестницы, ноги на ширине плеч.
• Прыгните вперед, оттолкнувшись двумя ногами, и приземлитесь в первый сектор лестницы на левую ногу. • Далее, оттолкнувшись левой ногой, снова прыгайте вперед, но приземляйтесь уже на две ноги. • Снова отталкиваемся двумя ногами, прыгаем вперед и приземляемся на правую ногу. • Отталкиваясь только правой ногой, прыгаем вперед и приземляемся на две ноги. Это – 1 цикл. Повторяйте этот цикл, пока лестница не закончится.
Упражнение №2 – «внутрь-наружу».
• Начните упражнение, поставив ноги на ширине плеч перед началом лестницы. • Шагните (не прыгните, а именно шагайте) в первую секцию лестницы сначала левой, а затем правой ногой. • После того, как правая нога стала в первую секцию, немедленно поставьте левую ногу слева от следующей секции лестницы, затем – правую ногу – справа от лестницы. • Снова, шагните левой ногой вовнутрь лестницы, а затем также шагните правой (как-бы вернитесь в предыдущее положение). • Повторяйте эту схему перемещение до тех пор, пока лестница не закончится.
Упражнение №3 – «шаг в сторону».
• Начните упражнение, расположившись возле левого нижнего угла лестницы (раньше мы начинали упражнение, находясь по центру, а теперь нужно немного сместиться влево). • Шагните на первую секцию левой ногой, и не останавливаясь сразу шагайте туда правой (как будто выполняете напрыжку, или остановку прыжком; в оригинале это движение называется «1-2 motion», минимизируйте время между каждым шагом). • Теперь нужно переместиться вправо от текущей секции, снова поставив сначала левую, а затем правую ногу. • Теперь шагните по диагонали влево-вверх, опять используя сначала левую, а затем и правую ногу. • Перемещайтесь влево, выходя за пределы лестницы, сначала левой, а затем правой ногой. Вот мы и оказались в исходном положении. • Продолжайте двигаться аналогичным образом до конца лестницы. Если Вы решили выполнить это упражнение несколько раз, то каждый раз начинайте движение с противоположной стороны лестницы, таким образом, ваша ведущая нога (в примере это левая нога) будет регулярно меняться.
Упражнение №4 – «Танго».
• Начните это упражнение став слева-внизу от лестницы (как и предыдущее упражнение). • Переступите левой ногой через свою правую ногу, и станьте в середину первой секции. • Дальше, не останавливаясь, поставьте правую ногу на уровне поперечной планки между первой и второй секцией, и сразу поставьте левую ногу возле правой. • Это упражнение выполняется на счет 1-2-3, как в танце. • Из этого положения, правая нога переступает через левую, и становится в центр второй секции лестницы, затем левая нога.
Упражнение №5 – «Пять шагов».
Это самое сложное упражнение, из всех представленных здесь, для его выполнения понадобится очень высокий уровень подготовки и врожденная ловкость. Но если Вы научитесь выполнять это упражнение плавно, не сбиваясь и на высокой скорости – большинство Ваших соперников просто не сможет успевать за Вашими перемещениями. • Стартовая позиция – ноги на ширине плеч, стоим перед лестницей по центру. • Правой ногой становимся справа от первой секции лестницы, практически одновременно с этим поставьте левую ногу в первую секцию лестницы. • Правая нога перемещается к левой, после чего левая переходит во вторую секцию (т.е. шагает вперед), а за ней отправляется правая. • Движение состоит из 5 шагов – это первая фаза. Вторая практически аналогичная этой, но движение начинается в левой ноги. Упражнение необходимо повторять на всей длине лестницы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бурцева М.Е. Упражнения в равновесии / М.Е. Бурцева // Физическая культура в школе. - 1991. - № П. - С. 23-26.
Кузнецова, З.И. Когда и чему?: Критические периоды развития двигательных качеств / З.И. Кузнецова // Физическая культура в школе. - 1975. - № 1. - С. 7-10.
Курманаевская, Т.Н. Формирование статокинетической устойчивости у старших школьников / Т.Н. Курманаевская, Ю.А. Чернов // Физическая культура в школе. – 1981. - №7. - С. 11-14.
Любомирский, Л.Е. Управление движениями у детей и подростков /Л.Е. Любомирский. - М., 1984. - 180 с.
Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях // Физическая культура в школе. – 2001. №4. – С. 6-10.
Лях, В.И. Развитие и совершенствование координационных способностей школьников / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 1986. - №42. - С. 12-17.
Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки \Л.П. Матвеев. - М., 1997. - 360 с.
Пьянков, Ю.П. Обучать управлению длиной бегового шага / Ю.П. Пьянков // Физическая культура в школе. - 1991. - № 9. - С. 11-12.
Сагалаков, Л.Н. Комплексное развитие силы мышц и точности движений / Л.Н. Сагалаков // Физическая культура в школе. - 1989. - № 3. - С. 6-8.
Филиппов, В.К. Ясно представить, прочувствовать, понять / В.К. Филиппов // Физическая культура в школе. - 1998. - № 1. - С. 5-7.