Развитие точности удара подъёмом у футболистов 12-13 лет с использованием нестандартного оборудования
Развитие точности удара подъёмом у футболистов 12-13 лет с использованием нестандартного оборудования
В настоящее время футбол ориентирован на высокую точность выполнения действий с мячом на скорости в игровых ситуациях и предъявляет высокие требования к их реализации, а точность удара всегда являлась важнейшим фактором результата в футболе. В данной статье рассказывается о применении нестандартного оборудования в тренировочном процессе футболистов 12-13 лет, а также анализируется эффективность его использования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие точности удара подъёмом у футболистов 12-13 лет с использованием нестандартного оборудования»
Сергеев Сергей Анатольевич, студент
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Педагогический
институт, Кафедра начального, дошкольного образования и социального управления,
Образовательный менеджмент, г. Великий Новгород
РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ УДАРА ПОДЪЁМОМ У ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
В настоящее время футбол ориентирован на высокую точность выполнения действий с мячом на скорости в игровых ситуациях и предъявляет высокие требования к их реализации. Точность удара всегда являлась важнейшим фактором результата в футболе. От её эффективности зависит одержит ли команда победу или потеряет её. В каталогах научно-методической литературы встречаются публикации об этом. Так, специалист Якушин М.И. проводил исследования в области точности ударов в футболе, учитывая возраст и навыки игроков [5]. Он заявлял, что дети 12-13 лет находятся в периоде активного развития нервной системы, что влияет на их координацию, баланс и точность движений. Улучшение навыков координации и баланса играет важную роль в развитии их физических способностей. Он обращал внимание на двигательную память юных футболистов и важность заинтересованности в процессе обучения. Автор Штуднер Г. рассуждал об изменении точности ударов, анализировал удары с нагрузкой в различных тренировочных занятиях.
Авторы В.В. Немчинов и Андреев С.Н. в своих работах получили данные о точности исполнения ударов игроками [2]. Но, в скором времени появились рекомендаций Полишкиса М.С. и Выжглина В.А. о новых способах измерения. В связи с этим возникает необходимость очередной раз вернуться ко многим моментам, описанным ранее и к тем, которые еще не рассматривались. Использование нестандартного оборудования в программе тренировок по футболу может быть очень полезным для разнообразия тренировочного процесса, развития навыков игроков и повышения их адаптивности к различным ситуациям на поле. Такое оборудование способствует развитию различных аспектов игры, включая технику, физическую подготовку, координацию и тактику. Так же использование нестандартного оборудования делает тренировки более интересными и увлекательными для игроков. Это помогает поддерживать их мотивацию и заинтересованность в тренировочном процессе, что важно для продолжительного прогресса и развития. Некоторые виды нестандартного оборудования создают условия, более близкие к реальным игровым ситуациям.[3] Это помогает игрокам адаптироваться к переменчивым условиям и принимать быстрые решения в реальном времени. Это необходимый навык в футболе, который позволяет любому игроку быть более результативным и стабильным.
В настоящее время существуют различные виды такого оборудования, направленные на разный предмет футбольной тренировки – ведение, передача, владение мячом, приём мяча, атакующие и оборонительные действия, а также удар. Все эти элементы футбола несомненно важны для успешной игры. Игроки, которые умело применяют свои навыки - обеспечивают победу своей команде. Однако все перечисленные элементы требуют постоянных тренировок и прогресса уже имеющегося результата.[1] Так, например, удар подъёмом могут выполнить большинство школьников 12-13 лет, если им будет объяснена тренером техника выполнения удара, однако, не каждый из детей сможет стабильно попадать в нужную точку ворот. При подготовке тренеры, юные футболисты, а также их родители должны понимать, что работа над точностью удара это длительный и кропотливый процесс. Нельзя в игровом эпизоде ударить точно, если игрок не может это сделать в простой ситуации, по неподвижному мячу.
По нашему мнению, одним из таких видов оборудования является ячейная сетка (рис.1) – специальная сеть, поделённая на сектора, в которые необходимо попадать юному футболисту.
(рисунок 1)
Удобством данной сетки является её адаптивность – тренер или занимающийся может сам отрегулировать количество ячеек-секторов, а также уменьшить или увеличить их размер, таким образом регулируя сложность выполнения различных упражнений. Такое оборудование так же хорошо тем, что является доступным для секционных кружков по футболу и не требует наличие разных видов для проведения тренировочных занятий с разными возрастными группами. Множество разновидностей упражнений, выполнение в разных условиях, уровнях сложностей – всё это определенно будет способствовать прогрессировать ребёнка в таком элементе, как удар подъёмом. Начиная с более простого уровня сложности дети должны будут попадать в 1 из 4 секторов, после их успеха – повторить уже в движении, а также по катящемуся мячу. Далее можно усложнить и увеличить количество секторов, тем самым повысить требование точности удара, сузив допустимую область попадания. Такое оборудование можно задействовать не только при выполнении упражнений, но и в игре, например, обычный футбол, где на воротах нет вратарей, однако присутствует ячейная сетка, а для того, чтобы забить, игрокам разных команд необходимо попадать в названный тренером сектор, например в левый верхний угол. Тренер может регулировать условия : засчитывать очко при обычном попадании в нужный сектор ударом подъёмом, или же при попадании в нужный сектор по мячу, находящему в воздухе и т.д. Главное достоинство такой сетки, касаемо самого тренировочного процесса в том, что молодой футболист непроизвольно запоминает как ему нужно ударить, чтобы мяч оказался в желанной области, углу или точке ворот. Тренировки с использованием ячейной сетки дадут ребёнку ту самую систематичность удара, делая его менее случайным, когда цель футболиста просто попасть в сторону ворот. Видя свободный угол, футболист уже будет знать, куда нужно бить по мячу, с какой силой это делать, под каким углом, примерно проецируя в голове эту траекторию. Такой навык повысит результативность любого бьющего игрока, добавит в его понимание важность попадания в нужную в данный момент область ворот.
Для определения эффективности применения нашего нестандартного оборудования в тренировочном процессе по футболу мы решили провести эксперимент, который проводился в школе №37 Великого Новгорода. Нашей задачей являлось отобрать две группы: контрольная, где дети занимались по классической программе футбольной подготовки, а также экспериментальная группа, в которую мы ввели нашу ячейную сетку. Структура тренировок была одинаковая, отличаясь лишь имением у ЭГ нестандартного оборудования. Эксперимент проводился 1 месяц, в нём принимало участие 26 детей 12-13 летнего возраста. В конце эксперимента футболисты проходили тестирования в равных условиях. Оценка уровня точности при выполнении удара подъёмом осуществлялась нами по методике тестирования Собянина Ф.И. и Родионова С.В. Данная методика разработана и апробирована на базе Академии ФК Шериф в 2011 году. Их система заключается в том, что удары в тестировании наносятся с тех точек, с которых чаще всего наносятся удары в настоящей игре в футбол.
В ходе тестирования футболисты должны были выполнять следующие задания:
1) Удар подъёмом с линии штрафной, мяч находится в неподвижном состоянии, удар выполняется с разбега.
2) Удар подъёмом после ведения мяча с расстояния 10 метров до линии штрафной площади.
3) Удар подъёмом после дриблинга: на расстоянии 10 метров до линии штрафной выполняется обводка 5 фишек с последующим нанесением удара.
Каждый из вышеперечисленных тестов необходимо выполнить с разных положений относительно ворот. Определены три позиции для нанесения ударов – левая, центральная и правая. Соответственно, каждому футболисту необходимо выполнить 9 ударов с положения рядом с левым углом штрафной, 9 с центра и 9 с правого положения. Всего тестируемый выполняет 27 ударов, с каждого исходного положения по 3 удара из всех позиций. (рис. 2)
Сравнивая результаты тестирования на заключительном этапе эксперимента в двух группах, мы увидели, что в контрольной группе прирост показателей точности по общей сумме очков составил 2,83 очка (43,83 до эксперимента и 46,66 после), а в экспериментальной группе 14,17 очка (43,66 до и 57,83 после) (рис.3).
(рисунок 3)
Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение ячейной сетки в тренировочном процессе по футболу у детей 12-13 лет способствует эффективному формированию точности при нанесении удара подъёмом, что в дальнейшем скажется на повышении результативности игроков.
Список литературы:
1. Андреев С.Н. Основы технологии планирования, контроля и учета спортивной подготовки в мини-футболе (футзале)" / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев. Издательство: "Спорт", 2019 - 76 с.
2. Воронин И. Ю. Антропологические и педагогические аспекты совершенствования тактической подготовки юных футболистов //Научный журнал Дискурс. – 2019. – №. 2. – С. 52-63.