«развитие скоростно-силовых способностей обучающихся на уроках физической культуры путем применения специальных упражнений»
«развитие скоростно-силовых способностей обучающихся на уроках физической культуры путем применения специальных упражнений»
Условия возникновения и становления опыта. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом развитие физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся является приоритетным направлением при реализации основной образовательной программы НОО, ООО. Данное направление находит своё отражение как в личностных, так и в предметных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы НОО, ООО предметной области «Физическая культура», в содержание которой включена подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). При этом, как показывает анализ тестирования комплекса ГТО, из семи обязательных испытаний, четыре норматива связаны с различным проявлением скоростно- силовых способностей, что может свидетельствовать о приоритетном значении этого качества в физическом развитии школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««развитие скоростно-силовых способностей обучающихся на уроках физической культуры путем применения специальных упражнений»»
9
«Описание опыта работы по развитию скоростно-силовых способностей»
Абрамова Никиты Петровича
учитель физической культуры
МБОУ-гимназии №39 г.Орла
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УПРАЖНЕНИЙ
Условия возникновения и становления опыта. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом развитие физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся является приоритетным направлением при реализации основной образовательной программы НОО, ООО. Данное направление находит своё отражение как в личностных, так и в предметных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы НОО, ООО предметной области «Физическая культура», в содержание которой включена подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). При этом, как показывает анализ тестирования комплекса ГТО, из семи обязательных испытаний, четыре норматива связаны с различным проявлением скоростно- силовых способностей, что может свидетельствовать о приоритетном значении этого качества в физическом развитии школьников.
Актуальностьисследования состоит в необходимости определения особенностей развития скоростно-силовых способностей у старших школьников, с целью дальнейшего использования полученного материала в построении учебных занятий.
Новизнапредлагаемого опыта заключается в изменении традиционного подхода в проведении уроков физической культуры и включением специальных скоростно-силовых упражнений по определённой схеме от 30 до 40% времени.
Адресная направленность опыта. Представленный педагогический опыт может быть использован как учителями физической культуры, так и учителями других предметов при проведении внеклассных мероприятий, физкультминуток, динамических перемен.
Теоретическая база опыта. Упражнения подобраны на основе анализа научно – методической литературы: А.К. Анохина (Б. Росс) (1882г.-1920г.) – автора системы волевой гимнастики (изометрические упражнения с весом собственного тела), А.И. Пьязина, автор предлагает использовать в практике многократные прыжки в длину с места, которые позволяют развивать прыжковую выносливость и мгновенную скорость отталкивания от пола. В.Б. Попов, Ф.П.Суслов, Г.Н.Германов рекомендуют использовать для развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры различные виды прыжков, приседания с акцентом на быстроту, метание набивных мячей, упражнения с набивными мячами, бег на короткие дистанции.
Технология опыта.
Цель: создать условия для развития скоростно-силовых способностей у школьников на уроках физической культуры.
Задачи:
1. Подобрать наиболее эффективные средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей у школьников на уроках физической культуры.
2. Разработать комплексы физических упражнений, направленных на повышение уровня развития скоростно- силовых способностей.
3. Повысить результативность учебного процесса посредством использования скоростно-силовых упражнений.
Скоростно-силовые качества – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий в кратчайший промежуток времени. Считается, что значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено развитию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.
Такими исследователями как, Н.Н. Гончаров, Р.Е. Мотылянская, В.С. Фарфель, А. Хунольд, B.П. Филин, В.С. Топчиян, установлено, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо начинать в детском и юношеском возрасте, так как уже в этом возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Развитие скоростно-силовых способностей у школьников происходит с 9 до 18 лет, но наиболее благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых способностей является возраст от 14 до 16 лет. Правильно спланированные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию школьника, что особенно важно для формирующегося организма. С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, усилить и укрепить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость. Скоростно-силовая подготовка благоприятно воздействует на физическое развитие. Целенаправленное использование скоростно-силовых упражнений способствует воспитанию таких личностных качеств, как настойчивость, решительность, дисциплинированность, готовность к преодолению трудностей, создает устойчивое эмоциональное отношение к занятиям, что приводит к росту результатов.
Подобранные и разработанные мною комплексы упражнений, состоящие из разнообразных двигательных действий, рекомендую применять на всех этапах урока. В подготовительной части рекомендую использовать 2-3 упражнения, в основной части занятия отводить 10 – 15 минут на упражнения с использованием нестандартного оборудования, с различными отягощениями (с помощью собственного веса и веса партнёра, с набивными мячами), с использованием эстафет, игр, игровых заданий с проявлением скоростно – силовых способностей. В заключительной части проводить 1-2 упражнения с минимальной нагрузкой.
Наиболее распространенной формой проявления скоростно-силовых способностей являются упражнения прыжкового характера и метания. Результаты в этих упражнениях во многом обусловлены уровнем скоростно-силовой подготовленности школьников. Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощением (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки.
Анализируя и обобщая практический опыт отечественных авторов: Н.Г.Озолина, А.В.Карасёва, В.Н.Платонова, А.А.Маркасьяна, С.И. Гальперина, Н.Э. Татарского, Ю.В. Верхошанского, В.М. Дьячкова и др., мною были определены наиболее эффективные средства, методы и условия развития скоростно – силовых способностей у школьников. Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются беговые, прыжковые упражнения и упражнения с различными отягощениями.
Основные средства:
1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.
2. Упражнения с добавочной весовой нагрузкой (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и броски.
3. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц.
Дополнительные средства:
1.Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег и прыжки в гору и т. д.).
Предлагаю комплекс, который включает в себя упражнения динамического, статического и плеометрического характера. Данный комплекс разработан для развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего и старшего возраста. Целесообразно включать этот комплекс упражнений в различные части уроков по общей физической подготовке, лёгкой атлетике и спортивных игр. Он может применяться как на уроках, так и при самостоятельных занятиях (Приложение).
Наиболее распространёнными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы: повторного выполнения упражнений,круговой тренировки, метод сопряжённого воздействия, ударный и игровой.
Метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опорно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19–30 %.
Методкруговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения подбираются таким образом,что бы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Этот метод позволяет значительно повысить объём нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей дыхания, кровообращения и энергообмена.
Метод сопряжённого воздействия применяется в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их результативности.
«Ударный» метод характеризуется выполнением специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину).
Игровой метод - это метод использования физических упражнений в игровой форме.
Целенаправленное включение специально подобранных с учётом возрастных особенностей скоростно-силовых упражнений в различные части урока физической культуры, позволяет повысить у школьников показатели скоростно-силовых способностей, силовой выносливости и собственно-силовых способностей.
Применение методик позволило улучшить спортивную результативность обучающихся и повысить потребность в здоровом образе жизни. Итогом работы является успешная сдача школьниками нормативов Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Использование представленных упражнений в системе на уроках физической культуры позволяет обучающимся показывать высокие результаты в соревнованиях различного ранга:
3 место в региональном рейтинге среди школьных спортивных клубов;
1 место в городских соревнованиях школьников по гимнастике среди 8-х классов;
3 командное место в школьной баскетбольной лиге (ШБЛ) в зачёт Спартакиады среди ОУ города Кургана;
3 командное место в легкоатлетической эстафете, посвящённой 77 – ой годовщине в ВОВ;
победители и призеры городского и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;
1 место в городских соревнованиях школьников по тестам среди юношей 9 – х классов.
Список литературы
1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы / Н.В. Паршикова [и др.]. — Москва: Издательство «Спорт», 2016.
2. Дополнительная общеразвивающая программа для одаренных детей и талантливой молодежи «Программа деятельности школьного физкультурно – спортивного клуба «Тридцаточка». /авт.-сост: Е.В.Моргунова — Курган, 2016;
3. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников / И.В. Еркомайшвили - Екатеринбург: - 2004. - 118с.
4. Кощеева, С. Ю. Развитие специальных физических качеств баскетболистов в подготовительной части занятия и в круговой тренировке / С. Ю. Кощеева - Омск: ОмГТУ – 2006, - 168 с.
5. Попов, В.Б. Легкая атлетика для юношей / В.Б. Попов, Ф.П Суслов, Г.Н. Германов. Учебно-методическое пособие для тренеров ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. – Воронеж. - 1999. - 220 с.
6. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. ООО «Издательство АСТ». - 2003. - 863с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М.: ACADEMA. - 2000. - 480 с.
Приложение
Комплекс упражнений для развития скоростно – силовых способностей у юношей и девушек среднего и старшего школьного возраста
№
п/п
Упражнение
Дозировка
Методические указания
1.
Перекаты с пятки на носок
20 раз
Исходное положение – руки на поясе, держать осанку, живот втянуть, таз подтянуть «на себя» Перекат на пятки пальцы «на себя» – подъём на носки максимально на самые пальцы. В максимальной позиции почувствовать напряжение икроножных мышц.
2.
Приседания
20 раз
Стопы чуть шире ширины плеч и носки слегка развёрнуты в стороны. Смотреть перед собой. Живот втянуть. Руки или в замок за голову, или вытянуть вперёд. Спину держать прямо. При сгибании и разгибании ног пятки стараться не отрывать от пола, колени всегда «смотрят» чуть в стороны.
3.
Прыжки через линию (гимнастическую палку) вперёд-назад
20 прыжков - отталкиваний
Высокие прыжки, держаться на передней части стопы.
4.
То же, что и упражнение №1, но из исходного положения носки врозь 90 градусов
20 раз
Исходное положение – руки на поясе, держать осанку, живот втянуть, таз подтянуть «на себя» Перекат на пятки пальцы «на себя» – подъём на носки максимально на самые пальцы. Упражнение нацелено на внутреннюю часть икроножных мышц.
5.
Боковые прыжки через линию (гимнастическую палку) влево – вправо
20 прыжков – отталкиваний
Высокие прыжки, держаться на передней части стопы.
6.
Приседания в выпаде
10 раз на каждую ногу
Одна нога впереди, другая сзади. Руки на поясе или свободно опущены. Живот втянуть. Спина перпендикулярна полу. Сгибания и выпрямление ног. При сгибании ног бедро впереди стоящей ноги должно быть параллельно полу
7.
Прыжки, сомкнув ноги над линией (гимнастической палкой)
20 прыжков – отталкиваний
Исходное положение ноги врозь (40 см.), линия (Гимнастическая палка) между ног. Одновременно оттолкнуться двумя ногами и сомкнуть стопы над линией (палкой). Держаться на передней части стопы.
8.
То же, что и упражнение №1, но из исходного положения пятки врозь на 45 градусов
20 раз
Исходное положение – руки на поясе, держать осанку, живот втянуть, таз подтянуть «на себя» Перекат на пятки пальцы «на себя» – подъём на носки максимально на самые пальцы Упражнение нацелено на внешнюю часть икроножных мышц.
9.
Выпрыгивания вверх из полного приседа
10 раз
Отталкиваться как можно выше вверх, приземляться мягко, можно в упор присев
10.
Прыжки над линией ноги скрёстно, ноги врозь
20 прыжков отталкиваний
Исходное положение ноги врозь (40 см.), линия между ног. Одновременно оттолкнуться двумя ногами, скрестить ноги, приземлиться и оттолкнуться из этого положения в положение ноги врозь. Менять положения ног (сначала одна нога впереди, потом другая)
11.
Статическая поза на носках, руки вверх
10 секунд
Тянуться руками вверх, живот втянуть, держать равновесие
12.
Статическая поза - стойка с подтягиванием колена к груди
5 секунд на каждую ногу
Допускается выполнение не у стены, а с помощью обхвата ноги двумя руками. Колено тянуть на себя. Держать равновесие
13.
Статическая поза «Стульчик»
20 секунд
Мышцы ног напряжены. Спину держать прямо.
14.
Статическое поза «Захлёст голени»
5 секунд на каждую ногу
Можно поднять разноимённую руку вверх. Держать осанку. Втянуть мышцы живота
15.
Статическая поза «Выпад»
20 секунд на каждую ногу
Держать осанку. Колено оставлять на 5 см. от пола.
16.
Пружинистые покачивания в положении глубокого выпада