kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС для повышения качества образовательного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании педагогического совета школы по теме составление разработки урока по физической культуре

Просмотр содержимого документа
««Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС для повышения качества образовательного процесса»»

Выступление на заседании педагогического совета школы

Учитель физической культуры Новиков С.В.

«Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС для повышения качества образовательного процесса»

 

Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феномена - физическая культура. Сегодня, нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с этой неотъемлемо составляющей общечеловеческого понятия культуры, являющейся компонентом здорового образа жизни.

Физическая культура рассматривается преимущественно специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, - называемой культурой физической, которой отводится важнейшая роль в формировании и подготовки к зрелой жизни здорового молодого поколения. Именно поэтому президентская инициатива «Наша новая школа» предполагает усиление сохранения и укрепления здоровья молодежи.

В условиях перманентной модернизации образования, его оптимизации и поиска путей повышения качества без ущерба для здоровья, особого внимания требует физическое развитие студентов. Исследования последних лет показывают, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности, занимающихся в режиме их деятельностного дня способствуют оптимизации основных систем организма: нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и в конечном итоге интеллектуальной.

Именно в школьном возрасте важно сформировать осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, привить навыки здорового образа жизни.

В период интенсивного реформирования школы, характеризующийся изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации учебного процесса, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методов организации и проведения уроков физической культуры.

Совершенствование содержания и внедрение инновационных подходов к преподаванию физической культуры должны способствовать кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогов.

ФГОС при разработке учебных программ по физической культуре предусматривают возможность учета интересов занимающихся, их состояния здоровья и обеспечения условий для всех, кто хочет реализовать себя в будущей жизни или спорте, которые наиболее сложны для реализации в технологическом отношении и, как определяющие для успешности формирования физической культуры личности.

Традиционно процесс физического воспитания, сводится на уроках к физическому развитию и физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, т.е. акцентируется на биологическом и двигательном аспекте. Необходимо ставить более широкие цели – воспитание учащихся посредствам освоения всего ценностного потенциала физической культуры.

1. Современные требования к инновационному уроку «Физическая культура»

Урок физической культуры - должен стать творческой площадкой преподавателя. При разработке новых учебно-методических комплексов, программ необходимо учитывать современные требования к процессу обучения, потребности занимающихся.

Новаторским направлением в деятельности преподавателя физической культуры является использование методики развития интеллектуальных способностей студентов в сочетании с практической и профессиональной подготовкой. Решение проблемы реальной интеграции процессов формирования знаний по физической культуре, как, основы появления у молодежи осознанных мотивов, и потребностей в физическом совершенствовании и активной физкультурно-двигательной деятельности основано на активном участии студентов в усвоении знаний.

Для реализации современных программ и требований к процессу физического воспитания, преподаватель должен обладать следующими профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

- организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность, на занятиях физической культуры, в соответствии с требованиями ФГОС;

- формировать и решать задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в области физической культуры;

- применять образовательные технологии на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной организации учебного процесса по физической культуре;

- научно анализировать умение использовать на практике современные методы оценки качества подготовки и инновационные методики профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры и спорта;

- применять инновационные технологии в физкультурно-спортивной деятельности для повышения качества учебного процесса направленного на увеличение функциональных и двигательных возможностей в легкой атлетике, игровых видах спорта, аэробике, плавании, гимнастики и т.д.

Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер.

Инновационные технологии в уроке физической культуры:

  1. Здоровьесберегающие технологии (внедрение адаптивной системы обучения с учетом Индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья).

  2. Технологии коллективного обучения (обучение в сотрудничестве, предполагающееорганизацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса, обеспечение диалогического общения в процессе обучения).

  3. Технологии разноуровнего обучения (создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности студентов с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс индивидуальным особенностям занимающихся, различному уровню сложности содержания обучения).

  4. Технология проблемного обучения (необходимость обеспечения более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых).

  5. Технология встречных усилий учителя и ученика (обеспечение свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны педагога, так и со стороны студентов, посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи, возможность проектирования учебного процесса).

  6. Компьютерные технологии (использование ЭОР в образовательном процессе).

  

 ТЕХНОЛОГИЯ «Физическая культура»

 

Основные задачи:

  1. Формирование  двигательных умений и навыков, совершенствование двигательных действий. Они должны конкретизировать тему (например -разбега с отталкиванием в прыжке в длину с разбега» или «Совершенствовать навык в технике приземления при выполнении прыжка в длину с разбега»). Таких задач может быть несколько в одном уроке, исходя из темы урока.

  1. Формулируются оздоровительные задачи по развитию конкретных физических качеств, проявление которых типично для изучаемых упражнений (например, для прыжка в длину с разбега – «Способствовать развитию координационных и скоростно-силовых качествприменительно к прыжку в длину с разбега»).

  2. Формулируются воспитательные задачи, определяющие направленность педагогических воздействий на воспитание, так называемых, личностных качеств (например - «Способствовать воспитанию сознательной дисциплинированности, трудолюбия, чувства коллективизма, смелости и решительности» и др. Эти задачи должны определяться с учетом возможностей конкретного содержания урока.

  3. Формулируются образовательные задачи по формированию знаний (например – «Содействовать усвоению учащимися знаний о фазах прыжка в длину с разбега»).

Предлагаемая последовательность задач обусловлена следующим:

  1. пока неизвестно, какие конкретные упражнения будут изучаться, непонятно, какие физические качества необходимо развивать;

  2. пока неизвестно, какие конкретные упражнения будут изучаться и какие физические качества будут развиваться, нельзя определить потенциальные возможности воздействия содержания урока на личностные проявления учеников;

  3. пока неизвестно все перечисленное, невозможно определить тематику необходимых знаний.

Требования к формулировке задач:

  1. Учебная задача должна выражаться в глагольной форме и иметь характер целевой установки (например, не «Обучение отталкиванию в прыжке…» («обучение» – это процесс, а не цель), а «Научить отталкиванию…»).

  2. В формулировке задачи должен быть отражен с возможно большей определенностью конечный результат ее решения (например, «Ознакомить учащихся с техникой цикла лазанья по канату способом «в три приема», «Закрепить навык в выполнении кувырка вперед» и т.д.).

  3. Образовательные задачи по обучению технике упражнений легче поддаются конкретизации, чем оздоровительные и воспитательные, поскольку не трудно определить, наблюдая действия ученика, относительно законченные границы (этапы) усвоения им техники физического упражнения. Поэтому такие образовательные задачи и следует формулировать в категориях: «Ознакомить…», «Научить… или Сформировать умение в выполнении…», «Содействовать формированию навыка в выполнении…», «Закрепить…»«Совершенствовать навык в технике…» (конкретного упражнения или отдельного структурного его компонента – разбега, отталкивания, приземления, соскока, группировки и т.д.). Это будет соответствовать последовательности этапов обучения (а со стороны ученика – усвоения) техники физического упражнения.

  1. Конкретизация других типов задач (по развитию физических или воспитанию личностных качеств, формированию знаний) должна осуществляться «привязыванием» их к изучаемым в уроке физическим упражнениям, а также к конкретным группам мышц, преимущественно задействованным в том или ином упражнении (например, «Содействовать развитию силы мышц рук и плечевого пояса применительно к лазанью по канату», «Способствовать развитию быстроты реакции и ловкости применительно к упражнениям с мячом», «Содействовать развитию скоростно-силовых качеств мышц ног применительно к прыжкам в длину с разбега», «Способствовать воспитанию смелости и решительности применительно к опорным прыжкам», «Способствовать воспитанию согласованности действий при взаимодействии с партнером применительно к ловле и передаче мяча», «Обеспечить усвоение учащимися знаний о биодинамических закономерностях бега с низкого старта», «Обеспечить усвоение учащимися знаний о технике прыжка в длину с разбега» и т.п.).

Далее определяются:

Время проведения урока: указывается начало и окончание урока по расписанию дня, что позволит судить о возможном уровне работоспособности занимающихся, обуславливающим оптимальную интенсивность планируемых в уроке физических нагрузок

Место проведения: . размеры площадки или спортивного

Зала.

Части

урока и

их

продолжи-

тельность

Частные задачи к

конкретным видам

упражнений

Содержание учебного

материала

Дозировка

Организационно-

методические

указания

 

 

 

 

 

 

Все записи, независимо от типа урока (гимнастического, легко-атлетического и др.), должны осуществлять в соответствии с принятой в отечественной системе физического воспитания гимнастической терминологии. Записи должны быть предельно краткими, но емкими по смысловому содержанию. Допустимы сокращения слов, но лишь принятые в русском языке и гимнастической терминологии.

  1. В первой графе обозначаются части урока и продолжительность каждой из них с учетом возможности варьирования времени в 1-2 минуты.

  2. Во второй графе формулируются частные задачи для каждого конкретного упражнения (или группы однотипных упражнений), обозначенного в графе третьей.

Это позволит раскрыть внутреннюю логику используемой учителем методики. Если задача формулируется для группы однотипных упражнений, в скобках необходимо указать номера упражнений к ней относящихся (например – «Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению организма учащихся в активную двигательную деятельность (упр.3 – 8)»).

3. В третьей графе записываются упражнения в соответствии с очередностью выполнения их на уроке (начиная с начального построения), а также действия учителя (сообщение задач урока и теоретических сведений). В данной графе все упражнения, а также действия учителя необходимо пронумеровать по порядку.

4. В четвертой графе обозначаются все передвижения – в метрах или минутах (секундах); общеразвивающие упражнения, эстафеты, целостные двигательные действия (прыжок, метание, передача мяча и т.п.) – в количестве раз; построения и перестроения – в количестве раз или во времени (когда используются однократно); игры – во времени. При этом целесообразно сочетать перечисленные показатели таким образом, чтобы в записи была наиболее полно выражена величина нагрузки по объему и интенсивности в совокупности (например, при выполнении конкретного общеразвивающего упражнения указывается количество его повторений и в скобках – время, затраченное на выполнение этого количества).

5. Заполнение графы 5 заслуживает особого внимания. В ней должны быть отражены методические приемы, используемые при выполнении конкретных упражнений, выделены особо важные детали техники, на которые необходимо обратить особое внимание в процессе обучения, даны указания по предупреждению типичных ошибок и т.п. В этой же графе фиксируются и методы нравственного воспитания (например, использование положительных примеров поведения учащихся, отношения к работе, проявления волевых и моральных качеств и т.п.).

Здесь же указываются способы организации деятельности занимающихся, порядок смены мест занятий, построений, перестроений, передвижений и т.п. Намечаются методы проверки и оценки учебной работы занимающихся, записывается содержание домашних заданий. Записи могут быть пояснены рисунками и чертежами, схемами и т.п.

Основные требования к содержанию урока

  1. Содержание учебного материала должно соответствовать учебной программе конкретного класса и характеру поставленных задач. Его объем должен быть оптимальным – укладывающимся в рамки продолжительности урока с учетом условий его проведения и количества занимающихся.

2. Должно быть, четкое выделение частей урока и наглядность обеспечения и функциональной преемственности:

Содержание вводно-подготовительной части должно быть подчинено содержанию основной части урока. Оно должно обеспечивать готовность учащихся к психо-физиологическим нагрузкам и качественному усвоению учебного материала основной части. Успешное решение такой задачи возможно лишь в том случае, если в конце подготовительной части будут предложены упражнения, сходные с упражнениями основной части урока: по структуре, по характеру проявления физических качеств (например, если главным упражнением основной части будет бег с низкого старта, то вводно-подготовительную часть целесообразно закончить ускорениями из различных исходных положений – приседа, упора лежа и т.п.). Содержание данной части следует разрабатывать после того, как определено содержание основной части.

Содержание основной части урока (при доступности его двигательным и познавательным возможностям контингенту занимающихся) должно обеспечить, с одной стороны, полноценность решения всего комплекса запланированных в уроке педагогических задач, с другой стороны, максимально возможную разносторонность образовательно - воспитательных и оздоровительно - развивающих воздействий на организм и личность занимающихся.

Содержание заключительной части урока обусловлено характером и степенью проявления психо-физиологических реакций занимающихся на предлагаемые им нагрузки в предыдущих частях урока. Кроме упражнений релаксирующего характера (ходьбы и бега с постепенным снижением темпа, дыхательных упражнений, упражнений на внимание) должны быть предложены такие упражнения специального характера, снижающие излишние напряжения отдельных групп мышц, регулирующие эмоциональное состояние. Например, если в конце основной части урока предлагались преимущественно силовые упражнения, то необходимо включить в заключительную часть упражнения на расслабление соответствующих групп мышц; если предлагались упражнения, требующие распределения внимания на несколько объектов, как при игре в баскетбол, целесообразно использовать упражнения на концентрацию внимания; если предлагались упражнения скоростно-силового характера, как пробегание коротких отрезков сериями, то целесообразно включать какие-либо передвижения в равномерном темпе с постепенным снижением скорости передвижения до перехода на ходьбу и т.п.

Степень соответствия оформления конспекта урока (занятия) перечисленным требованиям является критерием его оценки.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новиков Сергей Викторович

Дата: 21.12.2020

Номер свидетельства: 567959

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства