Просмотр содержимого документа
««Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС для повышения качества образовательного процесса»»
Выступление на заседании педагогического совета школы
Учитель физической культуры Новиков С.В.
«Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС для повышения качества образовательного процесса»
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феномена - физическая культура. Сегодня, нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с этой неотъемлемо составляющей общечеловеческого понятия культуры, являющейся компонентом здорового образа жизни.
Физическая культура рассматривается преимущественно специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, - называемой культурой физической, которой отводится важнейшая роль в формировании и подготовки к зрелой жизни здорового молодого поколения. Именно поэтому президентская инициатива «Наша новая школа» предполагает усиление сохранения и укрепления здоровья молодежи.
В условиях перманентной модернизации образования, его оптимизации и поиска путей повышения качества без ущерба для здоровья, особого внимания требует физическое развитие студентов. Исследования последних лет показывают, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности, занимающихся в режиме их деятельностного дня способствуют оптимизации основных систем организма: нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и в конечном итоге интеллектуальной.
Именно в школьном возрасте важно сформировать осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, привить навыки здорового образа жизни.
В период интенсивного реформирования школы, характеризующийся изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации учебного процесса, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методов организации и проведения уроков физической культуры.
Совершенствование содержания и внедрение инновационных подходов к преподаванию физической культуры должны способствовать кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогов.
ФГОС при разработке учебных программ по физической культуре предусматривают возможность учета интересов занимающихся, их состояния здоровья и обеспечения условий для всех, кто хочет реализовать себя в будущей жизни или спорте, которые наиболее сложны для реализации в технологическом отношении и, как определяющие для успешности формирования физической культуры личности.
Традиционно процесс физического воспитания, сводится на уроках к физическому развитию и физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, т.е. акцентируется на биологическом и двигательном аспекте. Необходимо ставить более широкие цели – воспитание учащихся посредствам освоения всего ценностного потенциала физической культуры.
1. Современные требования к инновационному уроку «Физическая культура»
Урок физической культуры - должен стать творческой площадкой преподавателя. При разработке новых учебно-методических комплексов, программ необходимо учитывать современные требования к процессу обучения, потребности занимающихся.
Новаторским направлением в деятельности преподавателя физической культуры является использование методики развития интеллектуальных способностей студентов в сочетании с практической и профессиональной подготовкой. Решение проблемы реальной интеграции процессов формирования знаний по физической культуре, как, основы появления у молодежи осознанных мотивов, и потребностей в физическом совершенствовании и активной физкультурно-двигательной деятельности основано на активном участии студентов в усвоении знаний.
Для реализации современных программ и требований к процессу физического воспитания, преподаватель должен обладать следующими профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
- организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность, на занятиях физической культуры, в соответствии с требованиями ФГОС;
- формировать и решать задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в области физической культуры;
- применять образовательные технологии на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной организации учебного процесса по физической культуре;
- научно анализировать умение использовать на практике современные методы оценки качества подготовки и инновационные методики профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры и спорта;
- применять инновационные технологии в физкультурно-спортивной деятельности для повышения качества учебного процесса направленного на увеличение функциональных и двигательных возможностей в легкой атлетике, игровых видах спорта, аэробике, плавании, гимнастики и т.д.
Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер.
Инновационные технологии в уроке физической культуры:
Здоровьесберегающие технологии (внедрение адаптивной системы обучения с учетом Индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья).
Технологии коллективного обучения (обучение в сотрудничестве, предполагающееорганизацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса, обеспечение диалогического общения в процессе обучения).
Технологии разноуровнего обучения (создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности студентов с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс индивидуальным особенностям занимающихся, различному уровню сложности содержания обучения).
Технология проблемного обучения (необходимость обеспечения более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых).
Технология встречных усилий учителя и ученика (обеспечение свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны педагога, так и со стороны студентов, посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи, возможность проектирования учебного процесса).
Компьютерные технологии (использование ЭОР в образовательном процессе).
ТЕХНОЛОГИЯ «Физическая культура»
Основные задачи:
Формирование двигательных умений и навыков, совершенствование двигательных действий. Они должны конкретизировать тему (например -разбега сотталкиванием в прыжке в длину с разбега» или «Совершенствовать навык в технике приземления при выполнении прыжка в длину с разбега»). Таких задач может быть несколько в одном уроке, исходя из темы урока.
Формулируются оздоровительные задачи по развитию конкретных физических качеств, проявление которых типично для изучаемых упражнений (например, для прыжка в длину с разбега – «Способствовать развитию координационных и скоростно-силовых качествприменительно к прыжку в длину с разбега»).
Формулируются воспитательные задачи, определяющие направленность педагогических воздействий на воспитание, так называемых, личностных качеств (например - «Способствоватьвоспитанию сознательной дисциплинированности, трудолюбия, чувства коллективизма, смелости и решительности» и др. Эти задачи должны определяться с учетом возможностей конкретного содержания урока.
Формулируются образовательные задачи по формированию знаний (например – «Содействоватьусвоению учащимися знаний о фазах прыжка в длину с разбега»).
Предлагаемая последовательность задач обусловлена следующим:
пока неизвестно, какие конкретные упражнения будут изучаться, непонятно, какие физические качества необходимо развивать;
пока неизвестно, какие конкретные упражнения будут изучаться и какие физические качества будут развиваться, нельзя определить потенциальные возможности воздействия содержания урока на личностные проявления учеников;
пока неизвестно все перечисленное, невозможно определить тематику необходимых знаний.
Требования к формулировке задач:
Учебная задача должна выражаться в глагольной форме и иметь характер целевой установки (например, не «Обучениеотталкиванию в прыжке…» («обучение» – это процесс, а не цель), а «Научитьотталкиванию…»).
В формулировке задачи должен быть отражен с возможно большей определенностью конечный результат ее решения (например, «Ознакомитьучащихся с техникой цикла лазанья по канату способом «в три приема», «Закрепить навык в выполнении кувырка вперед» и т.д.).
Образовательные задачи по обучению технике упражнений легче поддаются конкретизации, чем оздоровительные и воспитательные, поскольку не трудно определить, наблюдая действия ученика, относительно законченные границы (этапы) усвоения им техники физического упражнения. Поэтому такие образовательные задачи и следует формулировать в категориях: «Ознакомить…», «Научить… или Сформировать умение в выполнении…», «Содействовать формированию навыка в выполнении…», «Закрепить…», «Совершенствовать навык в технике…» (конкретного упражнения или отдельного структурного его компонента – разбега, отталкивания, приземления, соскока, группировки и т.д.). Это будет соответствовать последовательностиэтапов обучения (а со стороны ученика – усвоения) техники физического упражнения.
Конкретизация других типов задач (по развитию физических или воспитанию личностных качеств, формированию знаний) должна осуществляться «привязыванием» их к изучаемым в уроке физическим упражнениям, а также к конкретным группам мышц, преимущественно задействованным в том или ином упражнении (например, «Содействовать развитию силы мышц рук иплечевого пояса применительно к лазанью по канату», «Способствовать развитию быстроты реакции и ловкости применительно к упражнениям с мячом», «Содействовать развитию скоростно-силовых качеств мышц ног применительно к прыжкам в длину с разбега», «Способствовать воспитанию смелости и решительности применительно к опорным прыжкам», «Способствовать воспитанию согласованности действий при взаимодействии с партнером применительно к ловле и передаче мяча», «Обеспечить усвоение учащимися знаний о биодинамических закономерностях бега с низкого старта», «Обеспечить усвоение учащимися знаний о технике прыжка в длину с разбега» и т.п.).
Далее определяются:
Время проведения урока: указывается начало и окончание урока по расписанию дня, что позволит судить о возможном уровне работоспособности занимающихся, обуславливающим оптимальную интенсивность планируемых в уроке физических нагрузок
Место проведения: . размеры площадки или спортивного
Зала.
Части
урока и
их
продолжи-
тельность
Частные задачи к
конкретным видам
упражнений
Содержание учебного
материала
Дозировка
Организационно-
методические
указания
Все записи, независимо от типа урока (гимнастического, легко-атлетического и др.), должны осуществлять в соответствии с принятой в отечественной системе физического воспитания гимнастической терминологии. Записи должны быть предельно краткими, но емкими по смысловому содержанию. Допустимы сокращения слов, но лишь принятые в русском языке и гимнастической терминологии.
В первой графе обозначаются части урока и продолжительность каждой из них с учетом возможности варьирования времени в 1-2 минуты.
Во второй графе формулируются частные задачи для каждого конкретного упражнения (или группы однотипных упражнений), обозначенного в графе третьей.
Это позволит раскрыть внутреннюю логику используемой учителем методики. Если задача формулируется для группы однотипных упражнений, в скобках необходимо указать номера упражнений к ней относящихся (например – «Содействоватьобщему «разогреванию» и постепенному введению организма учащихся в активную двигательную деятельность (упр.3 – 8)»).
3. В третьей графе записываются упражнения в соответствии с очередностью выполнения их на уроке (начиная с начального построения), а также действия учителя (сообщение задач урока и теоретических сведений). В данной графе все упражнения, а также действия учителя необходимо пронумеровать по порядку.
4. В четвертой графе обозначаются все передвижения – в метрах или минутах (секундах); общеразвивающие упражнения, эстафеты, целостные двигательные действия (прыжок, метание, передача мяча и т.п.) – в количестве раз; построения и перестроения – в количестве раз или во времени (когда используются однократно); игры – во времени. При этом целесообразно сочетать перечисленные показатели таким образом, чтобы в записи была наиболее полно выражена величина нагрузки по объему и интенсивности в совокупности (например, при выполнении конкретного общеразвивающего упражнения указывается количество его повторений и в скобках – время, затраченное на выполнение этого количества).
5. Заполнение графы 5 заслуживает особого внимания. В ней должны быть отражены методические приемы, используемые при выполнении конкретных упражнений, выделены особо важные детали техники, на которые необходимо обратить особое внимание в процессе обучения, даны указания по предупреждению типичных ошибок и т.п. В этой же графе фиксируются и методы нравственного воспитания (например, использование положительных примеров поведения учащихся, отношения к работе, проявления волевых и моральных качеств и т.п.).
Здесь же указываются способы организации деятельности занимающихся, порядок смены мест занятий, построений, перестроений, передвижений и т.п. Намечаются методы проверки и оценки учебной работы занимающихся, записывается содержание домашних заданий. Записи могут быть пояснены рисунками и чертежами, схемами и т.п.
Основные требования к содержанию урока
Содержание учебного материала должно соответствовать учебной программе конкретного класса и характеру поставленных задач. Его объем должен быть оптимальным – укладывающимся в рамки продолжительности урока с учетом условий его проведения и количества занимающихся.
2. Должно быть, четкое выделение частей урока и наглядность обеспечения и функциональной преемственности:
Содержание вводно-подготовительной части должно быть подчинено содержанию основной части урока. Оно должно обеспечивать готовность учащихся к психо-физиологическим нагрузкам и качественному усвоению учебного материала основной части. Успешное решение такой задачи возможно лишь в том случае, если в конце подготовительной части будут предложены упражнения, сходные с упражнениями основной части урока: по структуре, по характеру проявления физических качеств (например, если главным упражнением основной части будет бег с низкого старта,товводно-подготовительную часть целесообразно закончить ускорениями из различных исходных положений – приседа, упора лежа и т.п.). Содержание данной части следует разрабатывать после того, как определено содержание основной части.
Содержание основной части урока (при доступности его двигательным и познавательным возможностям контингенту занимающихся) должно обеспечить, с одной стороны, полноценность решения всего комплекса запланированных в уроке педагогических задач, с другой стороны, максимально возможную разносторонность образовательно - воспитательных и оздоровительно - развивающих воздействий на организм и личность занимающихся.
Содержание заключительной части урока обусловлено характером и степенью проявления психо-физиологических реакций занимающихся на предлагаемые им нагрузки в предыдущих частях урока. Кроме упражнений релаксирующего характера (ходьбы и бега с постепенным снижением темпа, дыхательных упражнений, упражнений на внимание) должны быть предложены такие упражнения специального характера, снижающие излишние напряжения отдельных групп мышц, регулирующие эмоциональное состояние. Например, если в конце основной части урока предлагались преимущественно силовые упражнения, то необходимо включить в заключительную часть упражнения на расслабление соответствующих групп мышц; если предлагались упражнения, требующие распределения внимания на несколько объектов, как при игре в баскетбол, целесообразно использовать упражнения на концентрацию внимания; если предлагались упражнения скоростно-силового характера, как пробегание коротких отрезков сериями, то целесообразно включать какие-либо передвижения в равномерном темпе с постепенным снижением скорости передвижения до перехода на ходьбу и т.п.
Степень соответствия оформления конспекта урока (занятия) перечисленным требованиям является критерием его оценки.