Рабочая программа по физической культуре (10 класс ФГОС)
Рабочая программа по физической культуре (10 класс ФГОС)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и на- стоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герба, флага, гимна);
-формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
-готовность к служению Отечеству, его защите;
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное от- ношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
-принятие и реализация ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; # бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, формирование умения оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем;
- сформированнность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние при- родной и социальной среды, опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре (10 класс ФГОС)»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и на- стоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герба, флага, гимна);
-формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
-готовность к служению Отечеству, его защите;
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное от- ношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
-принятие и реализация ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; # бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, формирование умения оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем;
- сформированнность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние при- родной и социальной среды, опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
-умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
-владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
-владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
умение использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
-овладение современными методиками укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний;
-овладение способами контроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
-владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
-овладение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта с помощью их активного применения в игровой и соревновательной деятельности.
На основании полученных знаний учащиеся должны уметь объяснять:
-роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
-роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
-индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
-особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физически- ми упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;
-особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально- прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности; # особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
-особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
-особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
-личной гигиены и закаливания организма;
-организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
-культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
-профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
-экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Осуществлять:
-самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
-контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
-приёмы по страховке и самостраховке во время занятий физическими упражнениями, приёмы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
-приёмы массажа и самомассажа;
-занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
-судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
-индивидуальные комплексы физических упражнений раз- личной направленности;
-планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
-уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
-эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
-дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические способности
Физические упражнения
Юноши
Девушки
Скоростные
Бег 30 м, с Бег 100 м, с
5,0
14,3
5,4
17,5
Силовые
Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз
Подтягивание в висе лёжа на низкой перекла- дине, кол-во раз
Прыжок в длину с места, см
10
— 215
— 14
170
Выносливость
Кроссовый бег на 3 км, мин/с
Кроссовый бег на 2 км, мин/с
13,50
—
— 10,00
Освоить следующие двигательные умения, навыки и способности:
-в метаниях на дальность и на меткость: метать раз- личные по массе и форме снаряды (гранату, утяжелённые малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель размером 2,5 × 2,5 м с 10—12 м (девушки) и с 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель размером 1 × 1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши);
-в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или равновысоких брусьях (девушки), опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—125 см (юноши), комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки), лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с по- мощью ног на скорость (юноши), выполнять комплекс вольных упражнений (девушки);
-в единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши);
-в спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Основное содержание предмета
Знания о физической культуре
Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности, укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни, физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере движения «Спорт для всех»), их социальная направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования физических нагрузок и контроля за ними во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений по современным системам физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.
Представление о соревновательной и тренировочной деятельности. Понятие об основных видах тренировки: теоретической, физической, технической, тактической и психологической под- готовке, их взаимосвязи.
Основные технико-тактические действия и приёмы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, лёгкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, лёгкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.
Представление о назначении и особенности прикладной физической подготовки в разных видах трудовой деятельности.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия.
Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учеб- ной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (водные процедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), при- чины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, банные процедуры. Изменения следует проводить с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Закрепление приёмов саморегуляции. Повторение приёмов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе.
Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Организация и планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями (оздоровительной тренировки, утренней гимнастики и др.). Закрепление навыков закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, банные процедуры), приобретённых в начальной и основной школе.
Выполнение комплексов, составленных из упражнений оздоровительных систем физического воспитания: атлетической гимнастики (юноши), ритмической гимнастики (девушки), упражнений с использованием роликовых коньков, оздоровительного бега, аэробики, дартса.
Контроль за индивидуальным здоровьем на основе методов измерения морфофункциональных показателей по определению массы и длины тела, соотношения роста и веса, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое и после физической нагрузки, артериального давления, жизнен- ной ёмкости лёгких, частоты дыхания, физической работоспособности; методов оценки физической подготовленности (вы- носливости, гибкости, силовых, скоростных и координационных способностей).
Ведение дневника контроля собственного физического состояния (признаки утомления разной степени при занятиях физическими упражнениями, показатели физического развития, физической подготовленности и работоспособности).
Спортивно-оздоровительная деятельность
Организация и планирование содержания индивидуальной спортивной подготовки в избранном виде спорта. Способы контроля и регулирования физической нагрузки во время индивидуальных тренировочных занятий.
Тестирование физической и технической подготовленности по базовым видам спорта школьной программы. Ведение дневника спортсмена.
Прикладная физкультурная деятельность
Умение разрабатывать и применять упражнения прикладной физической подготовки (это связано с будущей трудовой деятельностью и службой в армии (юноши).
Владение различными способами выполнения прикладных упражнений из базовых видов спорта школьной программы.
Спортивные игры: игровые упражнения и эстафеты с набивными мячами с преодолением полос препятствий.
Гимнастика (юноши): лазание по горизонтальному, наклон- ному и вертикальному канату с помощью и без помощи ног; различные виды ходьбы и приседания с партнёром, сидящим на плечах; опорные прыжки через препятствия; передвижения в висах и упорах на руках; длинный кувырок через препятствия. Лёгкая атлетика (юноши): метание утяжелённых мячей весом 150 г и гранаты весом до 700 г на расстояние и в цели; кросс по пересечённой местности; бег с препятствиями, эстафеты с метанием, бегом, прыжками, переноской груза или товарища.
Лыжная подготовка (юноши): преодоление подъёмов и препятствий (заграждений, канав, рвов, стенок, заборов и др.); эстафеты с преодолением полос препятствий.
Единоборства (юноши): приёмы самостраховки; средства защиты и самообороны в виде захватов, бросков, упреждающих ударов руками и ногами, действий против ударов.
Физическое совершенствование
Спортивные игры: совершенствование техники передвижений, владения мячом, техники защитных действий, индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите (баскетбол, гандбол, волейбол, футбол).
Гимнастика с элементами акробатики: освоение и совершенствование висов и упоров, опорных прыжков, акробатических упражнений, комбинаций из ранее изученных элементов. Лёгкая атлетика: совершенствование техники спринтерского, эстафетного, длительного бега, прыжка в высоту и длину с разбега, метаний в цель и на дальность.
Лыжная подготовка: совершенствование техники переходов с одновременных ходов на попеременные, техники спортивных ходов и тактики прохождения дистанции.
Элементы единоборств: совершенствование техники приёмов самостраховки, приёмов борьбы лёжа, борьбы стоя, проведение учебной схватки.
Учебно - тематический план
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов
1
Базовая часть
90
1.1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
1.2
Спортивные игры
24
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
18
1.4
Лёгкая атлетика
26
1.5
Лыжная подготовка
14
1.6
Элементы единоборств
8
2
Вариативная часть
15
2.1
Лёгкая атлетика
4
2.2
Волейбол
5
2.3
Кроссовая подготовка
6
Итого
105
Тематическое планирование
п/п№
Наименование разделов, тем
Кол-во часов
Дата проведения
I ЧЕТВЕРТЬ
27
план
факт
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.
19
1
Организационно-методические требования на уроках физической культуры.
1
2
Тестирование бега на 100м.
1
3
Бег на короткие дистанции.
1
4
Тестирование бега на 30м и челночного бега 3*10м.
1
5
Техника метания гранаты на дальность с разбега.
1
6
Метание гранаты на дальность с разбега.
1
7
Тестирование бега на 2000 и 3000м.
1
8
9
Прыжки в длину с разбега.
2
10
Равномерный бег. Развитие выносливости.
1
11
Тестирование шестиминутного бега.
1
12
Равномерный бег. Развитие выносливости.
1
13
Тестирование прыжка в длину с места.
1
14
Броски малого мяча на точность.
1
15
Броски большого мяча на точность.
1
16
17
18
Прыжки в высоту.
3
19
Прохождение легкоатлетической полосы препятствий.
1
ЕДИНОБОРСТВА
8
20
Единоборства.
1
21
Самостраховка в единоборствах.
1
22
23
Приемы борьбы лежа.
2
24
25
Приемы борьбы стоя.
2
26
Удары кулаком в голову и защита от них.
1
27
Контрольный урок по теме «Единоборства».
1
II ЧЕТВЕРТЬ
21
ГИМНАСТИКА
18
28
Инструкция по технике безопасности на занятиях гимнастикой.
1
29
Кувырок назад через стойку на руках. Кувырок вперед через препятствие.
1
30
Переворот боком. Прыжки в глубину с высоты.
1
31
32
Акробатические комбинации.
2
33
34
Упражнения на гимнастическом бревне и перекладине.
2
35
36
Комбинации на гимнастическом бревне и перекладине.
2
37
38
39
Упражнения на брусьях.
3
40
Комбинация на брусьях.
1
41
Контрольный урок по теме «Брусья».
1
42
43
44
Опорные прыжки.
3
45
Контрольный урок по теме «опорные прыжки».
1
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
3
46
Спортивная игра «Гандбол».
1
47
Броски мяча в гандболе.
1
48
Спортивная игра «Гандбол».
1
III ЧЕТВЕРТЬ
30
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
14
49
Инструкция по технике безопасности на занятиях лыжной подготовки. Попеременный двушажный ход, одновременный двушажный ход.
1
50
51
Переход с одновременных ходов на попеременные.
2
52
53
Коньковый ход на лыжах.
2
54
55
Лыжные эстафеты.
2
56
57
58
Подъемы на склон и спуски со склона.
3
59
Торможение и поворот «упором».
1
60
61
Прохождение дистанции 3 км. на лыжах.
2
62
Контрольный урок по теме «Лыжная подготовка».
1
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ВОЛЕЙБОЛ.
16
63
Ведение и броски в гандболе.
1
64
Ведение, броски и блокирование мяча в гандболе.
1
65
Спортивная игра «Гандбол».
1
66
Волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками.
1
67
68
Волейбол. Приемы и передачи мяча.
2
69
70
Волейбол. Подачи мяча.
2
71
72
Волейбол. Нападающий удар.
2
73
74
Волейбол. Защитные действия.
2
75
Контрольный урок по теме «Волейбол».
1
76
77
Баскетбол. Передвижение, повороты, броски мяча в баскетбольную корзину.
2
78
Баскетбол. Ведение мяча и броски в баскетбольную корзину.
1
IV ЧЕТВЕРТЬ
27
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
10
79
80
Баскетбол. Штрафные броски.
2
81
82
Баскетбол. Защитные действия.
2
83
84
Баскетбол. Тактические действия.
2
85
86
Баскетбол. Игра по правилам.
2
87
Контрольный урок по теме «Баскетбол».
1
88
Спортивные игры.
1
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА
17
89
90
Метание малого мяча в горизонтальные и вертикальные цели.