Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры
«Здоровьесберегающие технологии системно-деятельностного подхода в образовательном процессе». Учителем физической культуры работаю в данной школе с 1991 года. Общий педагогический стаж составляет 27 года, стаж работы в данной школе – 27 лет. В 2014 г присвоена высшая квалификационная категория. Цель физической культуры – сформировать физическую культуру учеников, содействовать их адаптации к жизни в изменившихся социально-экономических условиях общества, обеспечить соответствующий уровень физической подготовленности нравственного физически здорового подрастающего поколения. Занятие физкультурой помогают решать образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. Образовательные задачи: 1.Овладеть основами знаний о физической культуре и здоровье человека. 2.Сформировать жизненно-важные двигательные умения и навыки. 3.Развить интерес и сформировать потребность в занятиях физическими упражнениями и спортом. 4.Создать целостное представление о физической культуре как части общей культуры общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры»
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры
МБОУ «СОШ № 23»
Карпова Александра Анатольевича
«Здоровьесберегающие технологии системно-деятельностного подхода в образовательном процессе».
Учителем физической культуры работаю в данной школе с 1991 года. Общий педагогический стаж составляет 27 года, стаж работы в данной школе – 27 лет.
В 2014 г присвоена высшая квалификационная категория.
Цель физической культуры – сформировать физическую культуру учеников, содействовать их адаптации к жизни в изменившихся социально-экономических условиях общества, обеспечить соответствующий уровень физической подготовленности нравственного физически здорового подрастающего поколения.
3.Закаливать организм, воспитывать физически и духовно устойчивое состояние организма к факторам внешней среды.
Воспитательные задачи:
1.Содействовать нравственному воспитанию, умственному, трудовому, эстетическому воспитанию подростков, гуманному отношению человека к человеку на уроках физической культуры. Урок физической культуры – основная форма физического воспитания в общеобразовательных школах.
Важнейшее требование к уроку: обеспечить дифференциальный подход к учащимся с учетом их здоровья, физического развития и двигательной подготовленности, достижение высокой разумной моторной плотности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных знаний; сформировать у учащихся навыки и умения самостоятельно заниматься физической культурой.
Наличие теоретической базы опыта:
С 2012 года работаю над проблемой «Здоровьесберегающие технологии системно-деятельного подхода в образовательном процессе».
Уроки физической культуры планирую в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю. В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащемуся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.
С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме.
В процессе преподавания физической культуры я стараюсь стимулировать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность проблемы, над которой я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психа -эмоциональные изменения. Главной целью моей педагогической деятельности является, сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности к здоровому образу жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, психологические, физиологические особенности обучающихся, наличие в школе соответствующего инвентаря и оборудования. На уроках руководствуюсь критериями: личная заинтересованность обучающихся, высокая общая и моторная плотность урока, взаимосвязь знаний с практическими действиями, чёткая постановка и выполнение учебных задач, взаимосвязь воспитания и обучения.
Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно - залог активной насыщенной жизни и долголетия. Физические упражнения позволяют «выравнивать» недостатки физической подготовленности обучающихся.
Регулярно на каждом уроке применяю игровые методики, здоровьесберегающие технологии, методику мониторинга. На занятиях учитываю интересы и склонности детей, их индивидуальные особенности. В своей педагогической деятельности использую здоровьесберегающий подход. В данном случае предполагается систематическое воздействие на организм школьника, регулярных специально организованных педагогических нагрузок, способствующих физическому и психическому развитию ребёнка. Результатом деятельности по укреплению здоровья обучающихся является снижение заболеваний в школе.
Перспективность моего опыта это, прежде всего, создание нового подхода к уроку физической культуры, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья. Провожу комплексную диагностику физического здоровья учащихся, обрабатываю и анализирую для дальнейшего учебного планирования, результаты довожу до учащихся, их родителей. Все эти технологические подходы, в огромной степени повышают активность в этом процессе самих учащихся, успешно развивают и оздоравливают, достигая при этом высоких результатов в спортивной деятельности учащихся.
Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей создания оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды. Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, личностной.
Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.
Образовательный процесс в области физической культуры в школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
Формирование гармонично развитой личности учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;
Укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;
Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;
Развитие двигательных качеств;
Воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств;
Формирование основ знаний о физической культуре и спорте;
Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.
Применение данной технологии помогает мне организовать деятельность учащихся по формированию здорового образа жизни. Я учу детей сохранять свое здоровье, ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей. Я стараюсь делать так, чтобы дети были здоровы, чтобы на уроке всегда присутствовал здоровый психологический климат, чтобы дети с желанием спешили на урок. Каждый свой урок я начинаю с улыбки, чтобы дети видели, что я хочу им помочь научиться всему тому, что знаю и умею сам. Соблюдение режима труда и отдыха, смена форм и видов деятельности помогают урок проводить продуктивно и интересно. Я считаю, что активная пропаганда по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества должна лежать в основе обучения привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.
В своей работе я применяю личностно - ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.
Для реализации поставленных целей и задач использую всевозможные формы работы учеников на уроке: групповые, метод индивидуальных заданий (дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями), при этом учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности.
Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные. И наряду с ними - ученики со средней и даже слабой подготовкой. Кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред их здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья учащихся. Поэтому в начале каждого учебного года ученики проходят медосмотр, с результатами которого я обязательно знакомлюсь. Затем в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности школьников дозирую нагрузку на уроке.
Здоровье сберегающие технологии в школе
Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровье сберегающих технологий в школе. Здоровье сберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолог педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.). Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста.
В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровье сберегающих технологий зависит от многих составляющих:
активного участия в этом процессе самих учащихся;
создание здоровье сберегающей среды;
высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
планомерной работы с родителями;
тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Весь процесс обучения в условиях здоровье сберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения.
Основные задачи:
Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровье сбережения.
Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Второй. Этап углубленного изучения.
Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
Уточнить представление об элементарных правилах здоровье сбережения.
Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровье сбережения.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровье сбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель-умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи:
Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровье сбережения.
Добиться выполнения правил здоровье сбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся школы. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы. На уроках физической культуры создаю условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников.
Педагогическая идея
Основной целью педагогической идеи я считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.
Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.
При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию.
Моя задача как учителя заключается в реализации базовых компонентов программы. Планируя учебный материал, руководствуюсь следующим:
учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат;
беру за основу базовый уровень содержания образования, но в тоже время каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных способностей и состояния здоровья;
обязательно планирую материал.
Именно в этом вижу создание здоровье сберегающего пространства на уроках физической культуры.
Результативность опыта.
Анализируя результаты своей работы, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:
Повысить успеваемость по предмету.
Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
Повысить динамику состояния здоровья учащихся
Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.
Уровень обученности по физической культуре составляет 100%. Качество знаний – от 80% до 100%. На каждом уроке уделяю внимание выполнению правил техники безопасности.
Эффективно используется здоровьесберегающие технологии системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, обеспечиваю при 100% успеваемости положительную динамику качества знаний. Учащиеся реализуют навыки, приобретенные на уроках, выступают в соревнованиях различного уровня.
Провожу работу по пропаганде здорового образа жизни.