kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности учителя физкультуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности учителя физкультуры" предназначена для учителей физической культуры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности учителя физкультуры»









Итоговая работа

На тему :" Формирование мотивации обучающихся старших классов

к занятиям физической культурой"









" Психолого - педагогические аспекты

профессиональной деятельности специалистов в

области физической культуры и спорта"









Выполнила: Карасева Лидия Александровна

учитель физической культуры

МБОУ Школы №132







Самара 2020г

Содержание:

Введение

I Теоретические аспекты формирования мотивации обучающихся

к занятиям физической культурой

II Система по формированию положительной мотивации

2.1. Содержание и сущность понятия «мотивация»

2.2. Возрастные особенности мотивационной сферы старших школьников

2.3. Формирования мотивации к занятиям физической культурой в трудах

психологов и педагогов

2.4. Современные педагогические технологии физического воспитания

обучающихся старших классов, мотивирующие к занятиям физической

культурой

Выводы

Заключение





























Введение



Актуальность исследования. Нa сегoдняшний день достаточно остро стоит прoблема низкoй мoтивaции старшеклаccников к регулярным зaнятиям физическoй культурoй. К выпускному классу многие обучающиеся начинают недооценивать значимость предмета физическая культура, а также начинают уделять меньше внимания самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Это связано со многими причинами, начиная от «стереотипного» отношения к предмету в семье, заканчивая повышенной учебной нагрузкой и подготовкой к сдаче единого государственного экзамена. Этот факт совпадает со сложившейся coциально-экoнoмичеcкая oбстaновкoй в стране, которая кардинально изменила цели, задачи, содержание в системе физкультурного образования, привела к необходимости совершенствования учебного процесса физичеcкогo вocпитания обучающихся .

Учебный процесс по физической культуре в общеобразовательной школе, согласно теории физического воспитания, является обязательной формой физкультурного образования обучающихся, цель которой обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности . Современные исследования показали, что традиционные уроки физической культурой в достаточной мере не повышают уровень физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья обучающихся .

Исследователи делают акцент на том, что для воспитания устойчивого интереса и формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой, необходимо применять активные методы обучения, вводить в практику такие вопросы и задания, которые будут требовать от обучающихся активной поисковой деятельности. Если стремление обучающихся к самостоятельности, активности, творчеству будут удовлетворяться на уроке физической культуры, то это вызовет у обучающихся большую заинтересованность в посещении. Поэтому, возникает необходимость найти ряд эффективных методов, форм и средств, способствующих повышению мотивации обучающихся старшего школьного возраста к занятиям физическими упражнениями.

Проблемами формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой занимались А.В. Попов, Уманский Д.С., Широков К.Р. и др. По их мнению занятия физической культурой и спортом будут более эффективными, если будут учитываться личные физкультурно-спортивные интересы обучающихся, их потребности, вызванные внутренними побуждениями.

С введением третьего часа физической культуры, возрождением норм ГТО, новым требованиям к урокам в рамках ФГОС перед учителем стоит сложная задача мотивации обучающихся к регулярным занятиям физической культурой.

Таким образом, всё вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной нами темы исследования.

Цель нашего исследования: изучить особенности формирования мотивации к занятиям физической культурой (на примере старшего школьного возраста).

Объект исследования: мотивационная сфера обучающихся старших классов.

Предмет исследования: мотивация обучающихся к предмету физическая культура, отношение к здоровому образу жизни.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что положительная мотивация к занятиям физической культурой у старшеклассников формируется при условии новизны, практической значимости нового материала, духа соперничества, индивидуального подхода к каждому, учете личного интереса при составлении программ уроков физического воспитания.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы нами выделены следующие задачи:

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы определить основные подходы к проблеме формирования мотивации к занятиям физической культурой.

2) изучить особенности формирования мотивации в старшем школьном возрасте;

3) определить этапы, методы и методики эмпирического исследования особенностей формирования мотивации к занятиям физической культуры;

4) изучить проблему развития мотивации в психолого-педагогической литературе;

5) составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в изучении и обобщении знаний и теоретических представлений об особенностях формирования мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся старшего звена общеобразовательной школы.

Практическая значимость. Полученные в результате исследования данные будут полезны учителям физической культуры, классным руководителям, а также родителям с целью оптимизации процесса семейного воспитания, укрепления здоровья детей и подготовки ребенка к поступлению в высшие учебные заведения.

I. Теоретические аспекты формирования мотивации обучающихся к занятиям физической культурой

Понятие «мотивация» (от лат. movere) - побуждение к действию, впервые встретилос статье А. Шопенгауэра "Четыре принципа достаточной причины"(1900-1910). Вскоре оно прочно вошло в психологический обиход для объяснения причин поведения людей и животных. В настоящий момент мотивация как психическое явление определяется по-разному. У ряда авторов - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа), у других - как совокупность мотивов (К.К. Платонов), у третьих - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Помимо этого, мотивацию рассматривают как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян). Следовательно, все определения мотивации можно отнести к двум различным направлениям. Первое направление рассматривает мотивацию со структурной позиций, как совокупность мотивов или факторов. Так, согласно схеме В.Д. Шадрикова [59], мотивация обусловлена потребностями и личностными целями, уровнем притязаний и идеалами человека, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и личностной направленностью. Решение принимается с учетом этих факторов, а после чего формируется намерение. Второе направление рассматривает мотивацию как динамичное образование, как процесс или механизм.

В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную и вторичную. Первичная проявляется в форме потребности, инстинкта, влечения. Вторичная - в форме мотива. Следовательно, В.Г. Леонтьев тоже отождествляет мотив с мотивацией. Он полагает, что мотив возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное объяснение решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей [29].

В зарубежной психологической литературе достаточно внимания уделяется вопросу о двух видах мотивации и их различительных признаках: экстринсивной (обусловленной внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивной (внутренней, связанной с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями), при которой действия и поступки совершаются «по доброй воле» субъекта. В 50-х годах и отечественные психологи, и педагоги спорили по поводу того, являются ли потребности (как внутренний фактор) единственным источником мотивации. Положительно ответ на этот вопрос давали Г.А. Фортунатов, А.В. Петровский (1956) и Д.А. Кикнадзе (1982). Против этой точки зрения выступали психологи, которые занимались изучением воли. В.И. Селиванов (1974) и ряд его единомышленников считали, что далеко не все мотивы обусловлены потребностями, что воздействие окружающего мира порождает множество мотивов, не связанных с потребностями человека. Они отстаивали точку зрения, что различные воздействия, исходящие от окружающих людей и предметов внешней среды, вызывают ответные действия человека, не беря в расчет его потребности или даже вопреки им. Это говорит о том, что поведение человека социально обусловлено, ведущую роль играет волевая регуляции, поведения человека обусловлено чувством долга, пониманием необходимости или целесообразности и т. д.

Этот спор в значительной степени оказался бессмысленным, так как, живя в обществе, человек зависит в своих решениях и поступках от влияния окружения.

Мы видим, что нет единого мнения ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивом и мотивацией, поэтому мы мотивацию определим, как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка). В рассмотренных определениях отечественных исследователей мотив характеризуется двумя составными элементами: деятельность и направленность. В свою очередь зарубежные исследователи Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури понимали под мотивацией «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения собственных целей или целей организации» . Таким образом, проведя анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к определению термина «мотивация», можно констатировать: определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются функциональные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны - побуждение, навязанное извне, а с другой стороны - самопобуждение. Зачастую психологи и педагоги под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому и выделяют мотивацию внешнюю и внутреннюю.

Нельзя забывать, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать школьников - значит затронуть их наиболее значимые интересы, актуальные потребности в чем-либо. Общую характеристику процесса мотивации можно представить с помощью понятий, которые выделяет Страхова О.А.: потребности, стимулы, мотивы, вознаграждение . Рассмотрим содержание данных понятий.

II Система по формированию положительной мотивации

2.1. Содержание и сущность понятия «мотивация»

Процесс мотивации напрямую зависит от потребностей человека, которые и являются главным объектом влияния на человека с целью побудить его к какому-либо действию. В общем виде потребности - это такие виды «недостатка» чего-либо, определенные человеком здесь и сейчас. Потребности могут быть физиологического (например, потребность в еде), психологического (например, потребность в самоутверждении) или социального характера (потребность в социальном общении) [7, 33]. Пока потребность существует, человек испытывает дискомфорт, и, следовательно, он будет пытаться любыми средствами удовлетворить потребность. Устраненная (удовлетворенная) потребность исчезает, но не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом изменяясь по форме проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей.

Потребности считаются главным источником человеческой активности в различных сферах деятельности. Осмысленная и сформулированная человеком потребность не всегда может приводить к действию (мотиву) по ее устранению. Патрахина Т.Н. высказывает мнение о том, что для этого необходимо конкретное условие - наличие довольно сильного желания изменить ситуацию, удовлетворить потребность (хочу…) на уровне ощущений. Это условие отмечается как ведущее, так как оно определяет направление усилий для ресурсного обеспечения (материальных, финансовых, временных) для воплощения действий и развития возможностей, знаний, навыков для удовлетворения потребностей (могу) .

Стимул - это передовой компонент управления человеческими ресурсами, являющийся побуждением к деятельности из вне. Стимулы и изменяют потребности и интересы в мотивы, т. е. в личностно-значимую причину действий, личностную заинтересованность . Стимулами могут быть отдельные материальные или воображаемые предметы, воздействие окружающих людей, обязательствa и обещания, внутреннее изменение в себе самом, т. е. то, что хотел бы получить человек за определенные действия. Но побуждение к действиям не всегда идет из вне (стимулирование), а может идти и от самого человека (мотив). Здесь источником побуждения является мотивационная структура личности, которaя образуется под воздействием субъективных факторов, воспитaния и обучения. Мотивы порождает сам человек, на пути которого встречaется проблема или задача, например, мотив достижения, познания и т. п.

Мотив - это то, что вызывает конкретные действия, вызванные личными потребностями, чувствами, убеждениями человека . Oдин мотив может быть порожден в зависимости oт обстаноки, либо внешним действием, либo внутренней мотивационной структурой. Например, интерес, как мотив, может быть порожден природным любопытством и/или опытными действиями руководителя. Мотив толкает человека действовать, чтобы возникшая потребность была удовлетворена. Поведение человека приводит к конкретному результату, который сразу же оценивается.

Таким образом, мотивация деятельности человека в интерпретации справочных изданий и словарей, а также с позиции российских и зарубежных исследователей, представляет собой сложный процесс: от возникновения потребности через ее опредмечивание и действие к достижению цели, удовлетворению потребности. Мотивация как прoцесс, включает потребности, стимулы, мотивы, вознаграждение.

2.2 Возрастные особенности мoтивационной сферы старших школьников

Вoзраст oкaзывает cущеcтвеннoе влияние нa фoрмирование мoтивaциoннoй сферы человекa. В своей работе мы рассмотрим особенности мотивационной сферы старших школьникoв. Хрoнoлoгичеcкие границы старшегo шкoльного возрастa определяются в психологии и педагогике по-разнoму. Наиболее часто иccледoвателями выделяется ранняя юность от 15 до 18 лет, период перехода от подросткового возраста к самостоятельной жизни, что является предпосылкой к новой социальной ситуaции развития. Автoры Л.И. Бoжoвич , И.С. Кон , А.В. Мудрик считают пятнадцатилетие переломным периодом, так как резко меняется внутренняя позиция, проявляется индивидуальность.

Школьный возрaст, по мнению И.С. Кон , является периодом выбора профессии и началом вступления во взрослую жизнь, формирования мировоззрения, бурного роста самосознания, завершения физического развития. Также претерпевает и мотивационная сфера ряд изменений. Переориентация социальной позиции старших школьников изменяет его отношение к обучению в школе, его содержанию, целям и задачам. Изменяется отношение ко многим сторонам школьной жизни с точки зрения их пользы. Пo мнению исследoвателей, в дaнном вoзрасте наибoлее интересны такие области деятельности, как производство, музыкальная или художественная деятельность, спорт и т.д.

У школьников, мотивированных на учебу, возрастает интерес к теоретическим знаниям, появляется желание обобщать отдельные факторы и устанавливать общие принципы и закономерности . Обучающиеся старшего школьного возраста готовы к большим физическим и умственным нагрузкам. Происходит осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности.

Исследование авторов Л.И. Божович, И.Д. Демакова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Э. Эриксона показали, что старший школьный возраст целенаправленно выбирает те качества, которые необходимы для самоизменения, чтобы быть не как все, а уникальным, проявлять свою индивидуальность. Самосознание в этом возрасте развивается по всем направлениям: осознания себя в деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками, с представителями противоположного пола, своего внешнего вида.

Также старший школьный возраст характеризуется возрастанием стремления к проявлению самостоятельности в оценке себя и окружающей действительности. Но оценки и самооценки в старшем школьном возрасте не всегда бывают адекватными, и судить о том, какие из них наиболее опасны – завышенные или зaниженные, мoжнo тoлькo с учетoм oбщей характериcтики личности, условий ее социального окружения. Поэтому необходим индивидуальный подход при педагогическом воздействии на личность, главной характеристикой которого считается, по мнению исследователей, тактичность и длительность. И.С. Кон , отмечает, что одна из задач преподавателя – помочь обучающимся адекватно осознать варианты своего будущего, создать условия для развития способностей для многообразной деятельности во всех сферах жизни современного общества.

Характер интересов и потребностей в этом возрасте становится более стабильным, проявляются индивидуальные особенности и черты личности, меняется структура личностных мотивов и установок. Требуется намного больше внимания к формированию их физического совершенствования. Как отмечено в работах Л.И. Божович , старший школьный возраст не просто изучает окружающий мир, а вырабатывает о нем свою точку зрения, в этом возрасте появляется потребность самим разобраться во всех проблемах, согласно своим взглядам на вопросы морали. Стремление обучающихся утвердиться в собственном мнении и приводит к тому, что их мотивы формируются с учетом собственного мнения, нежели во мнении окружающих

В старшем школьном возрасте в содержании основных мотивационных сфер происходят коренные изменения и прежде всего, это проявляется в упорядочивании, интегрировании всех систем их интересов и потребностей . Первом место в мотивации учебной деятельности старшеклассников занимает мотив самоутверждения, на него влияют такие моменты: успехи в учебной деятельности, устойчивое положение в коллективе одноклассников, внутренняя самооценка подростка. Мотив саморазвития, который заключается в стремлении к развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля обучающихся по значимости находится на втором месте. Третьем месте по значимости делят два мотива: познавательный и мотив общения с взрослыми . Авторы называют основные мотивы обучающихся старшего школьного возраста: самоутверждение, саморазвитие, познавательный мотив, мотив общения.

Самоутверждение – желание человека сохранить собственную высокую самооценку и подтвердить ее в оценках других людей. Потребность самоутвердиться достигается реально в какой-либо деятельности или иллюзорным путем, когда юноша осознанно или неосознанно пытается показать себя таким человеком, каким ему хотелось бы быть, за счет создания видимости достижения. Самоутверждение, как правило, занимает в структуре мотивационной сферы молодого человека рядовое или доминирующее положение.

Характер молодого человека и его способ самоутверждения, во многом зависят от особенностей его системы притязаний, от его возможностей и способностей. Саморазвитие – это развитие личности путем самостоятельных занятий, без воздействия каких-либо внешних сил .

Познавательный мотив – обусловлен содержанием или самим процессом учения . Мотив общения – это такая связь между субъектами, которая выражается в передачи партнеру вербальной и невербальной информации, появлению обоюдного психологического контакта, и целью которой является установление взаимопонимания и взаимопереживания [60]. По мнению И.А. Бариляк , содержание мотивов к учебной деятельности у юношей и девушек различно. У девушек выражен учебно-познавательный мотив, а юношам свойственна социальная мотивация. У молодых людей также выражен мотив достижения успеха.

Некоторые различия появляются в отношение к занятиям физической культурой и спортом. Значительная часть юношей посещают дополнительные занятия в тренажерном зале, бассейне, на турниках для поддержания своего социального статуса в коллективе за счет привлекательной внешности, игровые виды спорта предпочитают юноши, мотивированные побеждать. Однако наметилась такая тенденция, что в старшие классы остаются парни, мотивированные на учебу.

Спортсмены, как правило, продолжают обучение в ПТУ и других учебных заведениях. То же можно сказать и о девушках: старшеклассницы зачастую тратят все время на изучение других предметов. В исследованиях современных педагогов отмечено, что девушки старшего школьного возраста, вместо занятий физической культурой и спортом с целью поддержания себя в хорошей физической форме, предпочитают новомодные диеты и разгрузочные дни.

Все это ведет к снижению уровня индивидуального здоровья, физической и умственной работоспособности, физической подготовленности и физического развития подрастающего поколения.

Таким образом, особенно остро встает проблема формирования мотивации старших школьников к занятиям физической культурой.

2.3. Формирование мотивации к занятиям физической культурой в трудах педагогов и психологов

Мотивация обучающихся к занятиям физической культурой занимает важное место в организации учебного процесса. Имея внутреннее желание, интерес к занятиям, школьник будет более продуктивно участвовать в учебном процессе. Поэтому, от преподавателя физической культуры зависит, насколько он понимает мотивации учения в своей сущности, факторы и методы ее формирования [53]. По мнению авторов [15], мотивы обучающихся старших классов по сравнению с другими возрастными группами, более уравновешенны, стабильны, социально значимы, но они все-таки нуждаются в подкреплении. Чем старше становится школьник, тем заметнее у него понижается интерес к занятиям физической культурой, либо полностью сменяется пассивным отношением, если этот интерес не закреплен в устойчивый мотив. А мотивы, связанные с пониманием воздействия физических упражнений на укрепление здоровья, воспитание физических качеств, хотя и являются для общества социально важными, школьниками таковыми не осознаются [18].

Теоретическое обоснование и методическое обеспечение процесса формирования мотивации обучающихся к занятиям физической культурой, по мнению многих исследователей, являются главными и влияют на результат процесса обучения. В их основе должен находиться дидактический принцип взаимодействия учебной деятельности, а также запрос реальной практики, учитывающий характеристику ведущих мотивов обучающихся. Формирование такой мотивации школьников является наиболее сложной психолого-педагогической проблемой общеобразовательных учреждений.

По мнению А.К. Марковой : «…Мотивация обучающихся складывается из постоянно изменяющихся и вступающих новых отношений друг с другом побуждений, их потребностей, мотивов, целей, эмоций, интересов. Становление мотивации - это не просто рост положительного или отрицательного отношения к занятиям, а проявление новых, зачастую противоречащих друг другу отношений между ними». И.А. Бариляк [8] считает, что «Причинами отсутствия мотивации могут быть: снижение интереса к занятиям, отрицательное взаимоотношение с преподавателем, непонимание предмета и т.д.». По мнению, Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд [56], задача учителей физической культуры заключается в том, чтобы грамотно использовать методы поощрения (наряду с другими методами), чтобы они повышали восприятие успеха, а также способствовали повышению внутренней мотивации школьников. Авторы дают следующие рекомендации по повышению внутренней мотивации:

- обеспечение условий для успеха. Осознаваемый успех повышает у детей любого возраста ощущение собственной значимости и компетентности;

- обеспечение соответствия вида поощрения и выполняемой деятельности. Необходимо таким образом связать поощрение с определенным поведением, чтобы для школьника повысилась информационная значимость поощрения (занимающийся должен быть уверенным, что его поощряют за верное выполнение какого-либо элемента). Делать акцент именно на информационный аспект поощрений;

- использование не только вербальных, но и других видов поощрения. Словесно подбадривая, педагог обеспечивает положительную обратную связь и стимулирует их к продолжению совершенствования. Это особенно важно для детей, которые имеют слабые физические данные для занятий спортом и физической культурой;

- разнообразие содержания и последовательности выполнения упражнений. Занятие может быть скучным, однообразным, поэтому необходимо нарушать монотонность занятия, меняя последовательность выполнения упражнений, ритм, а также и сами упражнения. Кроме того, подобное разнообразие дает возможность обучающимся попробовать себя в различных позициях;

- привлечение школьников к принятию решения. Обучающиеся воспринимают себя наиболее компетентными, когда они являются активными участиками в процессе обучения;

- определение реальной цели. Проблема педагогов заключается не в том, чтобы научиться формулировать цели, а в том, чтобы ставить цели, обеспечивающие направление действий и повышение мотивации, а также в том, чтобы научить обучающихся двигаться к поставленным целям и достигать их. Проще поставить цель, чем следовать ей.

Факторы, влияющие на мотивацию каждого человека разнообразны, следовательно, и ее методы также различны:

- убеждение (информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения);

- стимулирующие (внушение, поощрение, порицание);

- личный пример преподавателя;

- проблемное изложение;

- самопознание;

- совместная рефлексия деятельности и взаимодействия.

Основным методом формирования мотивационного компонента является метод убеждения, который связан с процессами понимания и восприятия ценностной информации, обращением к собственному критическому суждению обучающегося. Чтобы убедить старшеклассника в чем-либо, необходимо раскрыть смысл явления в том контексте, который будет для него наиболее значимым, так как каждый реагирует, прежде всего, на то, что имеет личностный смысл. При этом не стоит показывать обучающихся, что педагог пытается их в чем-нибудь убедить, так как, по словам С.Л. Рубинштейна [48], инстинктивное стремление личности сохранить свою самостоятельность толкает ее невольно на осторожное отношение и даже сопротивление. Необходимо уметь найти такое положение или создать его, чтобы факты могли направить обучающихся в нужном направлении [43]. «Иногда нужно, чтобы у детей сложилось впечатление, что они сами пришли к этому выводу или, что учитель только уступает их настоянию, которого нет, но которое он им показывает, и они его принимают за свое» [15].

По мнению К.К. Кардялис [29], у старшеклассников важно формировать положительное отношение к урокам физической культурой, но не в принудительном порядке, а путем воспитания у них познавательного интереса и убеждения в том, что занятия физической культурой, важны и необходимы. Подобное понимание и убежденность формируют отношение, которое отражает реальное поведения обучающихся.

Для формирования мотивации к физической активности необходимо оказать помощь обучающимся в применении различных методов, форм и средств физической культуры, раскрыть, как она помогает определиться в жизни. Следует разъяснить обучающихся ценности физической культуры, выбрать эффективные пути самосовершенствования, способы управления своим здоровьем и работоспособностью в соответствии с личностными возможностями и индивидуальными способностями. Занятия физической культурой, вне зависимости от того, в какой форме они проводятся (теория, практика), должны иметь мотивационную направленность. Важна мотивация каждого этапа урока. В начале роль играет готовность к занятию и включенность ученика, по завершению урока – удовлетворенность или неудовлетворенность результатами. Педагогическая стратегия формирования мотивации должна быть направлена:

- на актуализацию восприятия, осознания, понимания обучающихся ценностей физической культуры с позиций норм, идеалов, морали, нравственности, жизненной необходимости (формирование представлений о них);

- на побуждение обучающихся к положительной внутренней оценке ценностей физической культуры, их внутреннему принятию, убежденности в их истинности (осознанию для себя их долженствования);

- на стимулирование мотивов, желаний, переживаний, чувств обучающихся к саморазвитию физической культуры, обогащению ее ценностями.

Многие авторы разделяют мнение, что повышение мотивации обучающихся к занятиям физической культурой – это, в первую очередь, формирование у них положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, формирование потребности в регулярных занятиях. Критерий вовлеченности обучающихся в занятия физической культурой и спортом зависит не только от общих и объективных факторов, но и от факторов субъективного характера. К последним они относят отношение обучающихся к занятиям физической культурой, включающее потребности в физическом развитии и их совершенствовании, интерес обучающихся к различным видам спорта и формам занятий физическими упражнениями, мотивы и ценностные ориентации обучающихся, определяющие направленность физкультурно-спортивной деятельности, собственные оценки причин, препятствующих активным занятиям физической культурой

Таким образом, успешно сформировать положительную мотивацию обучающихся старших классов к занятиям физической культурой можно с соблюдением некоторых психолого-педагогических условий, которые будут способствовать направлению образовательного процесса на формирование саморазвития физической культуры; позволят сориентировать содержание учебного процесса по физической культуре на потребности и интересы обучающихся; актуализируют мотивы физкультурной деятельности, самопознание физической культуры; позволят создать на занятиях комфортную психологическую атмосферу межсубъектного общения и взаимодействия; дифференцируют педагогические формы, средства, методы.

Успешно формировать мотивацию к занятиям физической культуры невозможно без применения различных педагогических технологий.

2.4 Современные педагогические технологии физического воспитания обучающихся старших классов, мотивирующие к занятиям физической культурой

Проблема мотивации школьников к занятиям физической культурой остро стояла во все времена, поэтому ей посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи. Формирование мотивов в большинстве исследований, рассматривают как основу самоорганизации личности.

В научных работах педагогов и психологов отмечено, что современные занятия физической культурой не способствуют в должной мере повышению уровня физической подготовленности, физического развития и улучшению состояния здоровья обучающихся. Интерес школьников к занятиям снижается, и многие авторы это объясняют отсутствием вариативности в применении средств физического воспитания, скудной методической оснащенность содержания предметного материала, низким уровнем теоретических знаний старших школьников. Исследователи поясняют, что для воспитания устойчивого интереса и формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой, необходимо активировать поисковую деятельность учеников при помощи продуманных вопросов и заданий. Если самостоятельность обучающихся, активность, творчество будут постоянно поощряться, то это будет стимулом посещать не только уроки физической культуры, но и дополнительные занятия спортом.

Поэтому возрастает необходимость поиска эффективных методов, форм и средств, способствующих повышению мотивации обучающихся старшего школьного возраста к занятиям физическими упражнениями .

Проанализировав результаты многих исследований, педагоги пришли к заключению, что если обучающиеся младших классов с удовольствием выполняют все предложенные упражнения и задания, входящие в содержание учебной программы, то интересы старшеклассников останавливаются на определенном виде физических упражнений, которые, по их субъективному мнению, соответствуют их личностным потребностям и интересам .

Эффективность занятий физической культурой и спортом напрямую зависит, по мнению многих авторов, от учета личных физкультурно-спортивных интересов обучающихся, их запросов, потребностей, вызванных внутренними побуждениями. Разнообразие современных концепций организации уроков физической культуры способны сделать учебный процесс разносторонним и продуктивным, однако большинство педагогов ориентируют современный урок на использование только средств и методов спортивной подготовки.

В.К. Бальсевич , Л.И. Лубышева уверены, что новые возможности для разрешения такого рода психологических вопросов откроют внедренные в систему физического воспитания прогрессивные технологии, основанные на использовании тех средств и методов спортивной подготовки, которые проверены в условиях многолетней спортивной практике. В.К. Бальсевич отмечает, что в учебный процесс физического воспитания необходимо перенести передовые методики спортивной подготовки, потенциал которых уникален и ценность его заключается в многократной проверке на самых разных уровнях подготовки спортсменов. В рамках спортизации физического воспитания разработаны программы по физической культуре: на основе единоборств О.С. Понариной, К.В.Чедовым, А.Н. Кондратьевым, А.В. Сафошиным; на основе спортивных игр Е.Н. Литвиновым, В.Н. Шаулиным; на основе гимнастики В.А. Соколовым.

Изучим одну из таких педагогических технологий, которая объединила основные положения, представленные в теоретическом описании технологий: их проблематику, постановку целей, выбор принципов, средства моделирования содержания и создания условий гуманистического воспитания. Это технология развития мотивационных основ самоорганизации личности старшеклассника в процессе физического воспитания.

Главную роль в становлении основ самоорганизации здесь играет разработка педагогических условий, создающих благоприятную среду для востребования ценностного потенциала личностных структур сознания обучающихся. В качестве ведущей рассматривалась личностная структура мотивирования, определяющая эффективность востребования смыслотворческой основы самоорганизации физической культуры сознания.

Под самоорганизацией мы будем понимать гуманное средство становления субъектности. Но технологии, которые используются в практике по физической культуре направлены на становление таких качеств, которые внешне преподносятся детскому организму. Это устойчивость, выносливость, способность к сопротивлению разным физическим нагрузкам, волевые усилия, двигательные качества без соотнесения внешнего педагогического воздействия с внутренними, ценностными основами сознания ребенка. Такое противоречие не допускает возможность существования смысловой самоорганизации личности в процессе физического воспитания, как одну из наиболее значимых гуманистических характеристик.

Физическая культура сознания - это первостепенная и неотделимая часть культуры сознания в целом. На первом месте стоит она потому, что в сознании человека генетически заложено использовать физическую силу для сохранения своей жизни и своей семьи, для защиты слабых и т.д. Именно она важна для появления культурных, нравственных и цивилизованных отношений между людьми.

Отдельные уровни самоорганизации личности могут быть достигнуты с помощью использования новейших средств физического воспитания. К таковым относятся педагогические условия, которые способствуют переводу ценностного потенциала сознания школьников на более высокий, цивилизованный уровень. Процесс этого перевода мы и рассматриваем как процесс самоорганизации физической культуры сознания ребенка, который осуществляется при поддержке со стороны педагога.

Технологической основой является - управление педагогическим влиянием на положительную мотивацию через создание условий, опосредованно влияющих на физическую культуру сознания.

Это стало реальным при определении воспитательного потенциала занятия физической культуры, который заключается в возможностях прикладного решения проблемы воспитания цивилизованного отношения к ценностно-культурному блоку сознания обучающихся, как внутренней, субъективной среде, являющейся основным источником самоорганизации личности.

Гуманистическая направленность образования требует от современного учителя новые умения: он должен сформировать субъектно-личностные, ценностные отношения к преподаваемому предмету у своих учеников. Ему необходимо иметь достаточно большой набор личностных качеств, дополняющих умения обучать физическим упражнениям посредством формирования внутренней позиции уверенности в необходимости здорового образа жизни. Следовательно, проблема физического воспитания переходит в плоскость научного обоснования, развития и становления качественно новых, более тонких и гибких отношений общения между учителем и учеником.

1. Определение целей. Совместно выработанная цель способствует удовлетворению обеих сторон: внешних воздействий (педагогических требований учителя) и внутренних источников самоорганизации (личностных структур сознания ученика). Таким образом, развитие творчества в подобных своеобразных видах отношений, возникающих в процессе создания личностно ориентированной ситуации на уроке физкультуры между учителем и учениками, рассматривается как возможность для культурного изменения мотиваций.

Общая цель - это воспитание разносторонне развитой, творческой личности, определяемая особой атмосферой общения, появляющейся в процессе овладения детьми различными видами спортивной деятельности. В ходе уроков физической культуры творческий потенциал сознания востребуется очень редко. Зачастую педагоги ссылаются на важность научить детей выполнять упражнения, где творчество попросту неуместно.

Но творчество является необходимой составляющей в игровых видах спорта, наиболее интересных для обучающихся. По традиции не используется обращение педагога к аспекту физической культуры сознания. А именно, он состоит в наличии предпосылок понимания личностью многих преимуществ, которые есть у физически развитого и сильного человека по отношению к другим людям.

Большую опасность в плане нравственного здоровья и нецивилизованного понимания физкультуры представляют старшеклассники, более сильные физически и наименее сильные в своем умственном развитии. В подобном случае происходит мотивационная переакцентуация смысла образования, благодаря чему внимание обращается на развитие только физических качеств, а познавательно-смысловой сектор сознания не работает. Чаще всего, такая группа малочисленна, однако ее представители не участвуют в спортивных специализациях. Они предпочитают специализироваться на явном проявлении силы, устанавливая, таким образом, свое неявное господство над более слабыми учениками, а в редких случаях и над учителями.

Цивилизованность может быть воспитана, если учителю удается поставить частную цель для каждого урока, ориентирующую и учителя, и учеников на создание условий для востребования деятельности личностных структур сознания обучающихся.

Частная цель – это поэтапное и вариативное изменение мотивации занятий физкультурой.

2. Определение принципов, свойственных для построения технологии: принцип личностной деятельности - ориентация на деятельность личностных структур сознания, наиболее значимых в контексте поставленных целей (мотивирование, цивилизованная автономность, смыслотворчество); принципы субъектного контроля, самореализации в творчестве, открытости учебно-воспитательной информации, диалогичности, нравственности убеждающей коммуникации, неявной педагогической этнокультуры.

3. Выбор условий:

а) для востребования ценностно-смыслового компонента сознания – необходимо изменить речевые стратегии, сменить курс к нравственности автора информации о спортивных идеалах, создать ситуацию выбора на основе предложения альтернатив и т.д.;

б) для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания – требуется дополнить интуицией недостаток в объективной информации, принять решение в процессе обсуждения той или иной проблемы, учесть влияние педагогического решения на настроение учеников, поощрение и развитие „малых талантов “.

4. Разработка содержания. Развитый самоконтроль - это важнейший пункт в развитии всех остальных компонентов мотивации достижения высокого уровня физической культуры сознания старшеклассников. Опосредованно самоконтроль проявляется в личностной структуре сознания - мотивировании, определяя деятельность всех других личностных структур. Создание среды общения, поддерживающей самоуправление личности, становится возможным при использовании технологии ненасильственной коммуникации М. Розенберга. Созданию совместного творческого поиска способствует обретение личностного смысла содержащейся в общении информации, когда две стороны образовательного процесса объединяются в единое целое. Подобные ситуации можно выстраивать на уроках. В качестве содержания для их построения использовались ценностно-смысловые и ценностно-эмоциональные компоненты педагогических условий, развернутые в конкретные приемы оказания педагогической поддержки для приобретения обучающимися нового опыта общения.

5. Организация средств воспитания. Технология с организационной стороны представлена следующими этапами деятельности педагога с целью помочь ученикам в решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Эти этапы, наполненные новым содержанием (преобразованными в приемы педагогическими условиями формирования основ самоорганизации), составляют целостный алгоритм, на который следует ориентироваться.

Диагностика - выявление и фиксация факта, сигнала о проблеме: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия. Цель диагностического этапа заключается в том, чтобы ученик осознал суть проблемы ("прояснение сущности", вынесение за скобки несущественного), проявление ценностных противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смысло-творческая функция сознания).

Одним из средств оказания поддержки является вербализация проблемы: важно помочь ученику озвучить то, что его беспокоит, какую роль играет в его жизни сложившаяся ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас требуется решение этой проблемы.

Также важным средством воспитания является совместная оценка проблемы и ее значимости для школьника. Задача педагога на этом этапе: помочь школьнику проговорить самому проблему. Важность этой задачи основывается на данных психолого-педагогических исследований, которые установили, что самостоятельная вербализация (словесное оформление) постановки проблемы школьником обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог за школьника формулирует его проблему. Важно, чтобы обучающийся был согласен на помощь и поддержку в каждой конкретной ситуации.

Поисковый – совместная организация ученика и педагога для поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию с различных точек зрения. Цель поискового этапа заключается в оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа (определение фокуса самоконтроля); помощь в выявлении затруднений, с полным их анализом.

Для обсуждения возможных последствий ситуации педагог должен уметь предугадать то, что произойдет в ближайший и отдаленный период, если действовать или пустить все на самотек. Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора - по ходу выявления фактов и причин появляются предварительные "рабочие" выводы и способы достижения цели, как выхода из проблемы.

Договорный - проектирование действий педагога и ученика (разделение функций и ответственности по решению проблемы, например - прием уточнения сущности и смысла, привлекательных образцов физической развитости). В соответствии с алгоритмом педагогической поддержки, этот прием развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. Желание ученика самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы нравственного самоопределения является важным результатом педагогической работы.

Деятельностный - для успешного разрешения ситуации педагог должен поддерживать ученика и морально-психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед одноклассниками, родителями, учителями, администрацией, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия. Выход из проблемы нравственного выбора требует привлечения новых примеров, выступающих в двух качествах: поддержки или "расшатывания" избранной позиции.

Прием „расшатывания“ избранной позиции определяется внесением в описание действий образца для подражания элементов неявных, зачастую негативных характеристик, присутствующих в поведении „героев“. Ученикам предлагается построить модель дальнейшего развития ситуации, где были бы видны все последствия действий, будь они на месте любого участника. Это важно для формирования позиции устойчивости или отказа от избранного образца.

Рефлексивный – этап, на котором происходит совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулировки, осмысления учеником и педагогом новых приемлемых вариантов самоопределения. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения.

Совместно обсуждая со школьником путь к разрешению проблемы, выделяют основные моменты, доказывающие правильность или ошибочность спроектированных действий. Особое внимание уделяется чувствам и эмоциям старшеклассников, оказывается поддержка посредством выражения собственных чувств. Учитель создает условия, в которых старшеклассник анализирует свои действия, самостоятельно оценивает их как способ действий, так и достигнутый результат. Важно помогать ученику замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него. Рефлексивный этап может быть выделен в самостоятельный, но может и пронизывать всю деятельность поддержки.

Приведенная структура способствует пониманию и преобразованию учителем своей роли в оказании педагогической поддержки по развитию ценностно-смысловой сферы сознания обучающихся средствами урока физической культуры. Одновременно она приближает и старшеклассников к новому пониманию смысла занятий физической культурой не только как средства укрепления здоровья и развития физических возможностей, но и как средства, способствующего становлению нравственного здоровья личности.

Положительной в содержании разработанных программ является возможность поиска учителем альтернативных средств и приемов организации занятий на основе своего вида спорта с целью повышения эффективности физического воспитания. К отрицательной стороне содержания данных программ относится сокращение времени на изучение базовых основ из разделов легкой атлетики, подвижных игр, гимнастики, необходимых для гармоничного физического развития школьников [37]. Н.Н. Кострова [28] в своей диссертационной работе «Формирование физической культуры школьников на основе спортизации физического воспитания» считает, что изучение избранного вида спорта на уроках физической культуры должно быть нацелено, прежде всего, на подготовку к предстоящим соревнованиям (к внутришкольным соревнованиям по баскетболу), все выполняемые ими физические упражнения будут восприниматься как личностно-значимые, а урок физической культуры как тренировка, направленная на подготовку к предстоящим соревнованиям, определяющим содержание, средства и методы учебной работы, обусловливающим заинтересованное отношение обучающихся к занятиям физической культурой, отражающим эффективность и результативность образовательного процесса по предмету «Физическая культура». Такого же мнения придерживаются в своих диссертационных исследованиях Г.Л. Драндров , П.К. Дуркин , авторы отмечают, что когда обучающихся предчувствуют приближающиеся соревнования, это повышает у них ответственность за решение учебных задач, что важно для формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой. При этом каждого обучающегося нацеливают на определенный индивидуальный, доступный результат, достижение которого должно расцениваться как успех, как победа над собой. Следовательно, появляется внутренняя мотивация (вдохновение успехом), определяющая интерес к занятиям физической культурой. Авторы подчеркивают, что, чем конкретнее сформулирована цель для обучающихся, тем больше это стимулирует их к проявлению активности.

Б.Н. Найденов экспериментально показал, что разработанная им методика организации занятий по физической культуре для обучающихся 5-9 классов, учитывающая их спортивные интересы, оказала благоприятное воздействие на динамику показателей ценностного отношения обучающихся к занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни и развитие физических качеств: силы, быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, выносливости.

Д.А.Мельников разработал учебную программу физического воспитания для обучающихся 9-11 классов по туристскому многоборью, который входит в базовый компонент содержания программы. Организационно-методические особенности реализации этой программы определены в учебном процессе.

В.К. Бальсевичем были сформулированы принципы организации спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе: принцип гармоничности личности обучающихся – воспитание в учебном процессе физического воспитания нравственных, интеллектуальных, эстетических, этических, коммуникативных ценностей физической культуры; принцип свободы выбора – организация учебного процесса физического воспитания обучающихся должна обеспечить освоение каждым из них ценностей физической культуры в соответствии с его способностями, потребностями и интересами, уровнем физической подготовленности и физического развития; принцип использования на практике эффективных технологий, спортивной и оздоровительной направленности для управления процессом целенаправленного изменения состояния морфофункциональных систем обучающихся; принцип здоровьеформирования – формирование здоровья обучающихся одна из приоритетных задач физического воспитания; принцип социальной активности и толерантности – усвоение обучающимися ценностей физической культуры, выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной формах.

В ходе анализа современных программ спортизации физического воспитания были отмечены как их положительные, так и отрицательные стороны. Положительным является то, что все больше и больше авторов сходятся в понимании необходимости переориентации современной спортивной культуры с основной задачи на достижение спортивных успехов на задачу сохранения здоровья занимающихся, повышения интереса к занятиям физической культурой. Спортизация физического воспитания дает возможность творческого использования методов организации учебно-тренировочного процесса в общеобразовательных учреждениях, ориентированного на каждого обучающегося, вида спортивной, общефизической или оздоровительной тренировки. Отрицательной стороной является наличие таких недостатков, как решение задач по развитию у обучающихся физических качеств.

Выводы :

Теоретический анализ литературы по теме нашего исследования позволил нам выявить следующее:

Мотива́ция (от лат. movere) - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация обучающихся к занятиям физической культурой является важным моментом в организации учебного процесса. При наличии внутреннего желания, интереса обучающихся к занятиям, их учебная деятельность будет протекать эффективно. На первом месте в мотивации учебной деятельности старших классов стоит мотив самоутверждения, на него влияют такие достижения как успехи в учебной деятельности, устойчивое положение в коллективе сверстников, самооценка. Мотив саморазвития, связанный со стремлением к развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля обучающихся по значимости находится на втором месте. На третьем месте по значимости два мотива, познавательный и мотив общения с взрослыми.

Мотивация к занятиям физической культурой в старших классах снижается. Это ведет к ухудшению индивидуального здоровья, физической и умственной работоспособности, физической подготовленности и физического развития подрастающего поколения.

Обобщив теоретический материал, было выдвинуто следующее: положительная мотивация к занятиям физической культурой у старшеклассника формируется при условии новизны, практической значимости нового материала, духа соперничества, индивидуального подхода к каждому, учете личного интереса при составлении программ уроков физического воспитания.



Заключение :

Говоря о результативности опыта целесообразно начать с динамики учебной мотивации учащихся.

За три года, в школе, по результатам анкетирования, наблюдается положительная динамика мотивации к занятиям физической культурой. У учащихся начальных классов можно наблюдать стабильно высокий уровень мотивации, у подростков он повысился на 8% , в старших классах повысился на 6%.

Качество освоения учащимися учебных программ по физической культуре повысилось на 4% и составляет 94% .

Высокое качество освоения учащимися учебных программ свидетельствует о высокой позитивной мотивации к учению по физической культуре.

Сравнительный анализ физической подготовки показывает, что уровень физической подготовленности, как девочек, так и мальчиков растет по каждому виду испытаний. Рост достижений имеет свои особенности. В одних случаях идёт неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и у девочек, в других рост достижений идёт в виде «ножниц», чем старше возраст, тем больше разница в результатах у мальчиков и у девочек.

За последние годы наблюдается увеличение количества занимающихся в спортивных кружках и секциях от общего числа учащихся нашей школе .

Наши ученики регулярно принимают участие в школьных, городских, районных и областных соревнованиях по физической культуре и спорту, где неоднократно становятся победителями и призёрами ,принимают участие в олимпиадах по физической культуре, в конференциях по физической культуре, усешно сдают нормы комплекса ГТО.

Основными формами взаимодействия с родителями являются выступления на родительских собраниях, проведение индивидуальных бесед.

Веду активную работу с девушками по привлечению их к занятиям ФК и спортом. Систематично довожу до сведения родителей мониторинг физического развития, успеваемость, спортивные успехи и результаты обучающихся. Традиционным стало проведение «Дней здоровья» с участием родителей, соревнование по волейболу среди обучающихся 9 - 11х классов, сборная команда учителей ФК и сборная команда обучающихся 10 - 11х классов, соревнование по баскетболу среди обучающихся 10-11х классов," А ну-ка, девушки!", " А ну-ка, парни!", лёгко-атлетическая эстафета, привлекаем старшеклассников в проведении " Масленицы", "Осенины" для начальной школы, привлекаем в качестве судей; футбол, баскетбол, волейбол, пионербол и др...

Большое внимание уделяю вопросам самообразования, слежу за новинками методической литературы, изучая журналы «Физкультура в школе», «Здоровье школьника». С большим интересом посещаю открытые уроки своих коллег и семинары.

Анализируя результаты своей деятельности по теме, можно сделать выводы о том, что формирование положительной мотивации обучающихся достигается за счёт:

· самосовершенствования самого учителя и его личного примера;

· использования современных образовательных технологий;

· эффективных форм и методов организации образовательного процесса;

· вовлечения обучающихся во внеурочную и внеклассную деятельность в различных формах;

· ориентации учеников на результат деятельности;

· инноваций в содержании образования.

Перспективу дальнейшей работы я вижу:

в продолжение исследований по данной теме на основе внедрения в образовательный процесс работы с индивидуальными «паспортами» физического развития, физической подготовленности и спортивных достижений школьников, что будет являться наглядным «портфолио» успехов и мотивацией к занятиям физической культурой;

· в выявлении одарённых детей и создании условий для реализации их потенциальных возможностей;

· в подготовке школьников к успешной сдачи норм комплекса ГТО.























































Список использованной литературы

1. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. – 335 с.

2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии старшеклассника. // Современные психологические проблемы высшей школы. - СПб., 2004. - Выпуск 2. - С.89-91.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.Прогресс, 2006. – 267 с.

4. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 2004. - С.122.

5. Ахметжанова Г.В., Осипов А.Н. Повышение уровня мотивации обучаемых к здоровому образу жизни.// Современные психологические проблемы высшей школы. – СПб., 2005.- Выпуск 7.- С. 88-90.

6. Бадьина Н.П. Показатели психологической комфортности ребенка в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов-психологов. - Курган, 2006. – 65 с.

7. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 3. – С. 20–24.

8. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. - М.: Логос, 2004.

9. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. - М.: АСТ-Пресс, 2002. – 460 с.

10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2002. - С. 41-42.

11. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. - М., 2003. - Вып. 2. С.66-69.

12. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту: Сборник статей. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 81с.

13. Выготский Л.C. Избранные психологические исследования. Качества личности. - М., 1956. - С. 446-448.

14. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.

15. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр „Академия“, 2002. - 288 с.

16. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - Физкультура и спорт, 1986. - С. 56-78.

17. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1974. С. 145-169.

18. Драндров, Г.Л. Педагогические условия эффективности формирования у школьников интереса к физической культуре и спорту / Г.Л. Драндров, Н.Н. Кисапов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2008. – № 2. – С. 117-122.

19. Драндров, Г.Л. Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет / Г.Л. Драндров, Е.Б. Кузьмин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2009. – № 2 (11). – С 42-52.

20. Драндров, Г.Л. Формирование спортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема / Г.Л. Драндров, Е.Б. Кузьмин, Ю.П. Денисенко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2009. – № 4 (13). – С 87-93.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности учителя физкультуры

Автор: Карасева Лидия Александровна

Дата: 25.11.2020

Номер свидетельства: 564419


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства