Психологическое воспитание теннисистов на раннем этапе подготовки
Психологическое воспитание теннисистов на раннем этапе подготовки
Для целенаправленного формирования психики юного спортсмена тренеру необходимо планомерно применять систему психологических воздействий, которая должна пронизывать все разделы тренировки — физическую, техническую, тактическую и теоретическую.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа № 2»
Для целенаправленного формирования психики юного спортсмена тренеру необходимо планомерно применять систему психологических воздействий, которая должна пронизывать все разделы тренировки — физическую, техническую, тактическую и теоретическую.
Надежность спортивной деятельности подростков обеспечивают учет их индивидуальных психофизиологических особенностей, контроль за их состоянием на тренировках и соревнованиях, индивидуальный подбор методов регуляции и саморегуляции психических и эмоциональных состояний, а также специальные педагогические воздействия.
При подготовке к соревнованиям тренер должен четко представлять, с помощью каких методик спортивной подготовки можно достичь состояния готовности.
Подготовка к соревнованиям проходит в 2 этапа: 1) общефизическая и общепсихологическая подготовка; 2) специальная психологическая подготовка.
Общая психологическая подготовка направлена на развитие у юных спортсменов навыков преодоления определенных трудностей в спортивной деятельности.
Объективные трудности обусловлены специфическими (объективными) особенностями данного вида спорта, а не особенностями личности юного спортсмена. Такими трудностями могут быть: необходимость продолжать тонкокоординированную мышечную работу в состоянии утомления; длительное сохранение неподвижной (статической) «рабочей» позы и т. п.
Основу субъективных трудностей составляет личное отношение юного спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта, к условиям
соревнований и тренировок. Такими трудностями могут быть: страх, связанный с воспоминанием о травме, смущение, вызванное реакцией зрителей или товарищей по команде, боязнь противника из-за преувеличения его сил, незаинтересованность в данном соревновании (например, незначительные по масштабу и составу участников соревнования) и т. п.
При преодолении субъективных трудностей большое значение приобретают методы убеждения, воздействия примером и словом, а также самоприказы (усилие воли, направленное на самоуправление эмоциями). Эти и другие средства приводят нервную систему юного спортсмена в состояние, оптимальное для решения стоящей перед ним задачи, воспитывают у него спокойное отношение к неблагоприятным внешним факторам.
Преодоление трудностей в процессе спортивных соревнований требует, прежде всего, волевой подготовки. Воля — это одна из сторон психики, которая в единстве с разумом и чувствами позволяет человеку управлять собой.
К основным волевым качествам относятся целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание. Знание характеристик каждого волевого качества поможет тренеру более конкретно строить процесс воспитания воли, волевой подготовки юных спортсменов.
Тренер должен контролировать ход самопознания и самовоспитания воли подростка, направлять усилия всего коллектива юных спортсменов на то, чтобы самовоспитание личности и воли каждого из них с необходимостью стало делом всех.
Тренер должен помнить, что с первых шагов в спорте дети испытывают внушение с его стороны и использовать возможности прямого и косвенного внушения с учетом особенностей нервной системы детей для формирования волевых качеств. Не меньшее и даже большее значение имеет в спорте самовнушение.
В процессе общей психологической подготовки тренеру важно также учитывать динамику психических функций юного спортсмена. Общая психологическая подготовка юного спортсмена служит базой для специальной психологической подготовки.
Специальная психологическая подготовка (психологическая подготовка к соревнованиям) заключается в создании у юного спортсмена готовности к выступлению в конкретном соревновании и сохранению этой готовности на протяжении всего состязания.
Готовность юного спортсмена характеризуется уверенностью в себе, высоким уровнем желания бороться до конца и победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать свои силы для достижения цели.
К задачам психологической подготовки относятся: осознание особенностей и задач предстоящего соревнования; осознание конкретных условий предстоящего соревнования (времени, места, климатических условий, системы зачета и т. д.) и подготовка к эффективным действиям в этих условиях; осознание сильных и слабых сторон противника и подготовка к действиям в соответствии с этими особенностями; доведение до высокоэффективного уровня способности владеть требуемыми двигательными навыками с учетом их психологической структуры; формирование активного стремления к победе (установка на победу) в предстоящем соревновании; формирование твердой уверенности в своих силах и возможности достижения победы; преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим соревнованием; создание и поддержание бодрого эмоционального возбуждения — характерной особенности спортивной формы; возбуждение готовности к максимальным волевым напряжениям.
Эти задачи возникают лишь в предсоревновательный период, поэтому успешность их решения в значительной степени определяется рациональностью общей психологической подготовки юного спортсмена.
С повышением уровня спортивного мастерства юных спортсменов роль тренера изменяется. Он должен мобилизовывать и организовывать самоактивность, мастерство юного спортсмена, развивать возможности его самоконтроля и самосовершенствования. Тренеру необходимо научить юного спортсмена тонко регулировать уровень тренировочных нагрузок в соответствии с индивидуальными особенностями своего организма, контролировать и регулировать свое психическое состояние, корректировать свои движения с учетом того или иного состояния.
Мнение о том, что задание, которое дает тренер юному спортсмену перед соревнованием, и есть установка — ошибочно. Установка подростка на соревнование формируется: а) общая — на протяжении всего процесса спортивного совершенствования; б) конкретная — на предсоревновательном этапе соревновательного периода. Наставления тренера во время соревнований должны быть краткими, лаконичными, убедительными. Очень важно правильно понять психологическое состояние юного спортсмена, чтобы своевременно и верно дать ему указания.
Тренер должен уметь проводить психопрофилактические и психогигиенические мероприятия в тренировочно-соревновательном цикле. Психогигиенические мероприятия в детском спортивном коллективе — это обеспечение правильной психологической настроенности юных спортсменов и воспитание у них адекватных психологических реакций на многочисленные психотравмирующие ситуации тренировочного процесса и спортивных соревнований.
Практика работы свидетельствует о том, что, научившись регулировать свое психическое состояние в процессе тренировок, юные спортсмены в период соревнований без особых усилий могут отвлечься от
неблагоприятных мыслей, расслабиться, настроиться на выполнение упражнения.
В процессе тренировок необходимо внимательно следить за характерными особенностями эмоциональных состояний и внешними признаками их проявления, чтобы правильно управлять этими состояниями в процессе специальной психологической подготовки в период соревнований. Как известно, каждый человек индивидуален, тем более – юный спортсмен, поэтому определенные методы психологического воспитания не будут равно воздействовать на всех спортсменов, поэтому роль тренера, его грамотность в сфере психологии здесь особенно важны.
Мы считаем, что целеустремленности в подготовке юного спортсмена способствует определение и конкретная постановка промежуточных целей. Такие цели и соответствующие способы воздействия позволят тренерам и юным спортсменам не только глубже видеть смысл своей работы, но и активизировать ее.