kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическая подготовка спортсменов занимающихся универсальным боем на этапе высшего спортивного мастерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специально подобранные  комплексы психологических тренингов в процессе психологической подготовки спортсменов, является одним из определяющих факторов результативности в соревновательной деятельности 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая подготовка спортсменов занимающихся универсальным боем на этапе высшего спортивного мастерства»
















ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫМ БОЕМ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА



В.А Коршунова


Россия, Иркутск, МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»






















Важными средствами подготовки всeсторонне физически развитых спортсменов, способных успешно переносить большие физические нагрузки и нервно-психические напряжения, является психологическая подготовка на занятиях по универсальному бою. Психологическая подготовка формирует моральный настрой и укрепляет здоровье (защита от нервных перегрузок), содействуют его гармоническому физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных   качеств, необходимых в сложных условиях поединков.

Практические занятия по универсальному бою являются основным видом учебных занятий они приведены как примеры, раскрывающие сущность психологического метода подготовки.

Психическую готовность спортсмена можно характеризовать такими качествами: трезвая уверенность в своих силах; стремление активно и увлеченно, с полной отдачей сил бороться до конца за достижение намеченной цели; оптимальный уровень эмоционального возбуждения; высокая степень помехоустойчивости к неблагоприятно действующим внешним и внутренним влияниям; способность управлять своими действиями, чувствами и поведением в изменчивых условиях спортивного поединка, а также в напряженной и возбуждающей атмосфере боевой схватки. подготовленности спортсмена: физической, технической, морально-волевой, психологической

Чем выше уровень подготовки, тем надежнее его психическая готовность к действию в экстремальных условиях реального поединка.

В содержание психологической подготовки спортсменов Универсального боя необходимо включать специальные тренинги в прaктику ежедневных тренировок, они способствуют более полной мобилизации организма и использованию всех физических данных спортсмена.

Считается, что эффект от психологических тренировок возможен при наличии у спортсмена следующих качеств: умения сохранять самообладание, психическую уравновешенность, уверенность в себе, следовать нравственным принципам.


Цель исследования: на основе специально подобранных психологических тренингов разработать виды и методы психологической подготовки спортсменов занимающихся универсальным боем на этапе высшего спортивного мастерства

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально подобранные комплексы психологических тренингов в процессе психологической подготовки спортсменов занимающихся универсальным боем на этапе высшего спортивного мастерства, является одним из определяющих факторов результативности в соревновательной деятельности.



В соответствии с поставленной целью исследования и его гипотезой, решались следующие задачи:

1)Изучить проблему психологической подготовки спортсменов в современной теории и практике.

2)Разработать и апробировать в тренировочном процессе комплексы методических приемов психологической подготовки.

3)Провести анализ эффективности предложенных приемов психологической подготовки

Экспериментальное исследование проводилось в период с декабря 2016 года по февраль 2017 года в команде сборной России по универсальному бою и осуществлялось в четыре этапа.

На первом этапе исследования мы проводили анализ и обобщение литературных источников, по видам единоборств и построения системы многолетней тренировки на каждый год обучения.

В результате этих исследований нами были разработаны гипотеза, цель и задачи настоящей работы, сформированы основные положения для выработки методики планирования тренировочного процесса в годичном тренировочном цикле спортсменов высокого уровня, занимающихся универсальным боем.

На втором этапе проводилось тестирование на спортсменах занимающихся универсальным боем на этапе спортивного мастерства, а также обучение спортсменов противостоять стрессовому состоянию в соревновательный период с помощью аутогенной тренировки и способов регуляции предстартовых состояний.

На третьем этапе проводилось повторное тестирование, обработка и анализ полученных данных.

На четвертом этапе мы провели анализ уровня психологической подготовленности спортсменов занимающихся универсальным боем на этапе спортивного мастерства после педагогического эксперимента.

Наш эксперимент проходил на базе сборной команды России по универсальному бою. Исследование проводилось на группе спортсменов, членов сборных команд страны:

Сравнительный анализ проводился на экспериментальной группе в начальном и конечном годовом этапе тренировочного процесса.

Тестирование в ходе эксперимента было направлено на определение уровня психологической подготовленности.

В работе мы использовали педагогический эксперимент трёх видов: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий эксперимент был направлен на установление фактического состояния уровня развития психологической подготовленности спортсменов.

Целью формирующего эксперимента было подбор и апробация комплекса специально подобранных методик направленных на психологическую подготовленность спортсменов универсального боя в соревновательной деятельности.

Контрольный эксперимент был направлен на анализ уровня психологической подготовленности в конце эксперимента.

Анализ научно-педагогической, методической и специальной литературы по исследуемой проблеме позволил не только установить направление работы, определить задачи и наметить возможные пути их решения, но и явился базой для осмысления проблемы, определения уровня её актуальности, степени разработанности в науке и практике. Теоретическая подготовка проводилась не только в форме теоретических занятий, лекций, бесед, но и как элемент практических занятий непосредственно в процессе спортивной тренировки. Теоретические занятия имели определенную целевую направленность: вырабатывали у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.


Для решения поставленных в эксперименте задач нами было разработаны и апробированы комплексы методических приемов, направленных на психологическую подготовленность спортсменов занимающихся универсальным боем:

1. Лекции и беседы со спортсменами на повышение психологической подготовленности в соревновательный период.

2. Аутогенная тренировка.

3. Регуляция психологических состояний.

Лекции и беседы со спортсменами на повышение психологической подготовленности спортсменов занимающихся универсальным боем на этапе высшего спортивного мастерства базировались на аспектах осмысления особенностей психических состояний, характерных для единоборцев.

На лекциях и беседах мы разговаривали о предстартовых эмоциональных состояниях спортсменов. Выделяют 3 вида состояний.

1 Состояние боевой готовности

2: Предстартовая лихорадка

3 Предстартовая апатия

При состоянии боевой готовности спортсмен ощущает подъeм сил, энергии и активности, у него возникает своеобразное вдохновение. Он уверен в успехе, с нетерпением ожидает старта, намерен с полной отдачeй сил и до конца бороться за достижение цели

Предстартовая лихорадка появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению самокритичности.

Предстартовая апатия длительное эмоциональное возбуждение спортсмена переходит в торможение (говорят: «спортсмен перегорел»). Однако апатия может появиться и при перетренированности спортсмена, а также когда деятельность не представляет для него интереса. Апатия сопровождается общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов восприятия, ослаблением волевых процессов; неуверенностью в своих силах, страхом перед соперником, малой помехоустойчивостью, ослаблением внимания[1]

В нашем эксперименте мы использовали аутогенную тренировку, которая была создана– немецким психотерапевтом Иоганн Генрих Шульц, он разработал строгую логическую систему на основе элементов мышечной релаксации и самогипноза), которая на протяжении многих десятилетий является проверенным методом подготовки управления собственным сознанием. Состояние подготовленности возникает в следствие собственных усилий спортсмена.

Предполагалось, что овладев навыками аутогенной тренировки, спортсмен сможет сознательно управлять своей психикой.[2]



Регуляция психических состояний- позволяет уменьшить психическую напряженность в соревновательный период. Включает в себя ряд способов:

1) Психическая саморегуляция

2) Изменение направленности сознания

3) Снятие психического напряжения путем разрядки

4) Снижение уровня притязаний как способ снятия психического напряжения.

5) Использование метода десенсибилизации

6)Моделирование соревновательных условий


1 Воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов (представлений) называют психической саморегуляцией. Она осуществлялась с помощью само убеждения, воздействия на себя с помощью логических доводов, самовнушения, основанного на беспрекословной вере

2 Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

Отключение состояло в умении думать о чем угодно, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение

Переключение связано с концентрацией внимания и направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело, на чтение увлекательной книги, просмотр фильма

Отвлечение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине, с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, при актуализации в представлениях ситуаций, в которых человек чувствует себя легко и спокойно (отдых на берегу моря, в лесу и т. п.).

3 Снятие психического напряжения путем разрядки. Во многих случаях снятие напряженности осуществлялось за счет замещающей деятельности. Мы использовали метод Ю. Г. Коджаспирова, который предлагает оптимизировать эмоциональное предстартовое состояние спортсменов с помощью музыкального воздействия [3]

  Мы использовали три вида музыки в зависимости от ее функционального предназначения: отвлекающая, расслабляющая и мобилизующая.

Задача отвлекающей музыки состояла в переключении внимания спортсмена с тяжелых и тревожных предстартовых переживаний на приятные и нейтральные мысли.

Задача расслабляющей музыки заключалась в дальнейшем понижении тревожности с помощью музыкальной стимуляции мышечного расслабления. Использовалась лирическая музыка с нежной, как бы льющейся мелодией

Так же использовались природные звуки - шелест листвы деревьев, пение птиц, плеск морских волн и т. п. Сеанс длился 20 минут, после чего делался часовой перерыв. Затем наступал третий этап с использованием мобилизующей музыки. Ее задачей являлось повышение соревновательной готовности спортсмена. Эта музыка помогала спортсмену приобрести уверенность в себе

Использование метода десенсибилизации (снятие чувствительности к факторам, вызывающим тревогу и страх). Сначала составлялся перечень ситуаций и людей, которые вызывают у спортсмена состояние тревоги даже в незначительной степени. Затем этот перечень ранжировался в последовательности от факторов, вызывающих значительные опасения и страхи, до факторов, вызывающих небольшую тревогу.

Моделирование соревновательных условий. Чтобы помочь спортсменам снизить соревновательную тревогу, на тренировках моделировали некоторые ситуации, присущие соревнованию. Например, тренер неожиданно для спортсмена проводил тренировку или контрольную игру в незнакомом спортивном зале, пригласил на тренировку родителей или девушку спортсмена, болельщиков якобы команды соперника, чтобы те освистывали воспитанников тренера,


В процессе проведенного нами исследования мы использовали тесты:

1) Тест психической надежности, который определялся по анкете разработанной В.Э.Мильманом.

2)Тест на выявление волевого качества настойчивости.

3)Тест на самооценку силы воли, разработанный С. М. Шунгаевой.

4)Тест на самооценку волевого качества целеустремленности.


При проведении оценки психологического состояния спортсменов в начале и конце эксперимента были получены и статистически обработаны данные, основанные на психологических тестах


Тест на оценку психической надежности

Оценка результатов психической надежности проводилась по каждому компоненту эмоциональной соревновательной устойчивости (СЭУ), саморегуляции (СР), мотивационно-энергетического компонента(МЭ), стабильности и помехоустойчивости (СТ-П).

На диаграммах представлены результаты проведеных тестов До эксперимента и после эксперимента

Так, компонент эмоциональной соревновательной устойчивости у 10% средний уровень психологической надежности, у 70% снижен, у 20% спортсменов уровень психологической надежности повышен.

Компонент саморегуляции (СР) у 10% средний уровень, у 90 % спортсменов уровень психической надежности снижен.

Мотивационно-энергетический компонент (МЭ) и компонент стабильности и помехоустойчивости (СТ-П) у 100% спортсменов уровень психической надежности снижен (рис. 1).


После эксперимента компонент эмоциональной соревновательной устойчивости у 10% средний уровень психологической надежности, у 80% снижен, у 10% спортсменов уровень психологической надежности повышен.

Компонент саморегуляции (СР) у 100% спортсменов уровень психической надежности снижен.

Мотивационно-энергетический компонент (МЭ) у 30% средний уровень психической надежности, у 70% повышен.

Компонент стабильности и помехоустойчивости (СТ-П) у 40% спортсменов уровень психической надежности средний, у 60% повышен.

Рис. 3. Уровень волевого качества настойчивости



Тест на выявления волевого качества настойчивости

При оценке волевого качества настойчивости до эксперимента у 30% спортсменов уровень психической настойчивости низкий, у 40% средний, у 20% хороший, у 10% отличный. После эксперимента спортсменов, низкая 10%, средняя 10%, хорошая 40 %, психическая настойчивость отличная у 40%. (Рис. 3)

Тест силы воли

При сравнении результатов видно, что по количеству набранных баллов до эксперимента у 60% спортсменов был слабый уровень силы воли, 30%, хороший, у 10% отличный, а после эксперимента у 10% слабый, у 40% спортсменов средний уровень, а у 50% высокий. (Рис. 3)

Рис.4. Уровень оценки силы воли


Тест волевого качества целеустремленности

До эксперимента у 10% спортсменов удовлетворительный уровень целеустремленности, у 70% низкий, у 10% хороший уровень,10% высокий. После эксперимента у 10% удовлетворительный, у 10% низкий, у 50% хороший и у 30% спортсменов уровень целеустремленности высокий



Рис. 5. Уровень оценки волевого качества целеустремленности


В заключении хотелось бы сказать, что популяризации универсального боя на сегодняшний день уделяется большое внимание во многих странах мира. У нас в России именно Иркутская область занимает лидирующие позиции в пропаганде и занятности молодых людей универсальным боем. В настоящее время однозначной и принятой программы по процессу тренировок, по повышению психологической подготовки занимающихся универсальным боем, как таковой нет.

Именно это натолкнуло нас изучить проблему психологической подготовки спортсменов в современной теории и практике, разработать и апробировать в тренировочном процессе комплексы методических приемов психологической подготовки.

Провести анализ эффективности предложенных приемов психологической подготовки

В нашей работе был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 10 спортсменов, среди который три спортсмена являются Заслуженными мастерами спорта, трое спортсменов имеют звание Мастера спорта Международного класса и четверо спортсменов являются Мастерами спорта по универсальному бою. Все эти спортсмены выполняли предложенные нами тесты на выявление уровня психологических качеств. Эксперимент заключался в разработке комплексов методических приемов и их апробация на спортсменах, занимающихся универсальным боем, на этапе высшего спортивного мастерства.

Психологическая подготовка в тренировочном процессе строилась на основе использования аутогенной тренировки и регуляции психических состояний.

Анализ тренировочного процесса показал, что у спортсменов высокого уровня, занимающихся универсальным боем, недостаточная психологическая подготовка.

После проведения формирующего эксперимента мы проверили предложенные приемы психологической подготовки. По всем тестам мы получились достоверные результаты.


Список используемой литературы

1.Дашкевич О. В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис. канд. наук. М., 1970.

2. И. Г. Шульца «Аутогенная тренировка»1932г.Под редакцией Э. Джекобсона —«Прогрессивная релаксация»

3.Музыка как психофизиологическое средство организации учебно-тренировочных занятий // Теория и практика физической культуры. 1975.№ 3








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Коршунова Виктория Александровна

Дата: 23.11.2017

Номер свидетельства: 440337


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства