kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психогигиена старшеклассников при подготовке к ЕГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В условиях реализации ФГОС современные системы отечественного образования предполагают максимальный учет психологических особенностей учащихся и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех сторон их личности. А это, в свою очередь, лежит в области понятия психогигиена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психогигиена старшеклассников при подготовке к ЕГЭ.»

Психогигиена старшеклассников при подготовке к ЕГЭ.

В условиях реализации ФГОС современные системы отечественного образования предполагают максимальный учет психологических особенностей учащихся и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех сторон их личности. А это, в свою очередь, лежит в области понятия психогигиена.

Психогигиена изучает состояние нервно-психического здоровья, его динамику в связи с разнообразными факторами внешней среды (природными, производственными, социально-бытовыми). Кроме того, эта отрасль гигиены разрабатывает на основе полученных данных специальные методы воздействия на человека, чтобы создать условия для укрепления и сохранения его психического здоровья. В настоящее время психогигиена составляет анализ влияния окружающей среды на людей и в первую очередь на подростков.

В наш век научно-технического прогресса, когда современный человек все большее количество времени проводит перед монитором компьютера, когда удельный вес живого общения становится все ниже, а качество общения претерпевает значительные изменения в силу подмены людей в различных сферах деятельности «умными машинами», эмоциональные переживания для человека сохраняют свою необходимость и приоритетность, как один из источников обогащения внутреннего мира личности, как один из источников познания окружающей действительности. В таких условиях жизни ребёнку необходима поддержка, как дома, так и в образовательных учреждениях. Эта работа посвящена таким важным вещам, как эмоциональное равновесие и гигиена общения подростков. Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающиеся в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей и инстинктов. Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Они являются не только оценкой законченных действий. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Подготовка к единому государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ.

Подготовка к ГИА , как правило, идет на протяжении последних лет обучения в школе. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Кроме того, старшеклассники посещают курсы, покупают различные пособия для подготовки. Родители выпускников нанимают репетиторов. Все направлено на достижение поставленной цели - сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.

Существует специальная шкала школьной тревожности. Данная шкала составляется ежегодно психологической службой гимназии.

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

Процедура прохождения ГИА - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Существуют такие тесты, которые определяют уровень развития мыслей, например Тест IQ, созданные семьёй психологов Айзенк. Тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей для людей в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Коэффициент интеллекта— количественная оценка уровня интеллекта человека. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний. Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта. Хотя и данный тест вызывает много споров, всё же с помощью него некоторые работодатели проверяют своих потенциальных будущих коллег.

Готовясь к данной работе, мы провели исследование среду учащихся 9-11 классов нашей гимназии. Опрос, который мы составили, показал такие результаты: наиболее частыми ответами выпускников являются -

ЕГЭ — лишь один из многих экзаменов, которые предстоит сдавать молодому человеку в будущем, и важно научить детей психологически грамотно преодолевать жизненные трудности. В это время учащиеся испытывают большую эмоциональную нагрузку, что порой ведет к стрессу, порождает неуверенность в будущем.

Возможные стрессовые ситуации при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями нервнопсихической устойчивости ученика. «Состояние, в котором находится старшеклассник в это время, психологи называют «стрессом развития». Перед учащимися стоят несколько серьезнейших задач развития: построение новых отношений с окружающими, выбор области будущих профессиональных интересов, автономизация от семьи и другие важные составляющие вхождения во взрослость» (С. Вопилова).

Советы выпускникам:

  1. Нельзя поддаваться всеобщей панике. В школе старшеклассников постоянно «накручивают», создавая ощущение, что ЕГЭ – это самое страшное испытание в жизни, которое им не под силу. Родителям ни в коем случае нельзя вторить учителям. Опасно запугивать подростка, предрекая ему провал. Более того, нельзя позволять педагогам внушать вашему ребёнку, что он «не сдаст», «ничего не знает» и т.п. Не надо рассказывать школьнику всё, что услышали на родительском собрании; повторять какие-то «страшилки» или слухи про ЕГЭ.

  2. Нельзя преувеличивать значение выпускных экзаменов. Они, как и любые другие – лишь часть жизни школьника. Конечно, к ним следует готовиться, но не нужно постоянно быть в напряжении, нервничать, трудиться без сна и без отдыха. Это очень вредно. Ни один экзамен не стоит того, чтобы портить из-за него здоровье подростка или отношения в семье. Если старшеклассник постоянно сидит над учебниками, не гуляет, не спит, не ест нормально – это очень тревожный признак. Он не только испортит здоровье, но и не сможет нормально подготовиться к экзамену. Для того, чтобы знания «откладывались в голове», нужны смена деятельности и здоровый отдых.

  3. Рискуйте. Готовьтесь к испытаниям. Идите «на волну». Дышите. Тренируйтесь решать сложные задачи. Помните, что ЕГЭ - не экзамен всей жизни, определяющий всю дальнейшую судьбу. Это просто такая захватывающая игра. Учитесь действовать эффективно. Структурируйте и систематизируйте знания удобным для вас способом. Разрабатывайте свой способ. Помните: в современном мире важно не запоминание информации, а способность быстро ее обрабатывать, т.е. структурировать и анализировать. Делайте больше, чем минимально необходимо. Готовьтесь к разным вариантам развития событий, имейте разные варианты решений. Живите. Для меня состояние «перед» и «в моменте» важнее «повторения». Умейте расслабляться. Признавайте свои проблемы и разрешайте себе просто «быть».



Для того, чтобы избавиться от лишнего стресса и ненужной усталости существует комплекс упражнений, который можно применять везде и они не занимают много времени. Предлагаем и вам попробовать некоторые из предложенных упражнений.
Гимнастика.

  1. Растягивание плеч. Встаньте прямо и положите руки на плечи. В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы снять напряжение в шее, плечах и спине.

  2.  Дотянуться до звезд. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе отпустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.

  3.  Обхват ног. Сядьте прямо на стул без колес. Прижмите ноги к себе так, чтобы пальцы ног находились на краю стула, а подбородок находился между коленями. Обхватите руками ноги и очень сильно прижмите к себе. В таком положении нужно пробыть около десяти секунд, а потом резко ослабить хватку. Повторите это упражнение 5 раз. Такое упражнение позволит расслабить мышцы спины и плеч. Упражнение рекомендуется делать утром после тяжелой ночи или долгого сна, если Вы чувствуете слабость в мышцах.

  4. Поза ребенка. Сядьте на пятки и чуть-чуть разведите колени в стороны. Во время глубокого вдоха поднимите руки вверх и немного потянитесь. Далее уже на выдохе положите руки сначала на колени, а потом на пол перед собой как можно дальше и задержитесь в таком положении секунд 30. Старайтесь дышать в такой позе глубоко и ровно. Вернитесь в исходное положение, повторите это упражнение раз 5.
    Дыхательные упражнения.

  5.  Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.

  6. «Дыхание» животом. Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.

  7. Вдох и выдох через разные ноздри. Примите расслабляющую для Вас позу и закройте глаза. Это упражнение очень простое. Заткните пальцем руки левую ноздрю и сделайте вдох через правую, задержите дыхание и выдохните через левую, заткнув при этом правую ноздрю. Потом держите закрытой правую ноздрю и сделайте вдох через левую ноздрю. Сделав вдох через левую ноздрю, выдох сделайте через правую ноздрю, закрыв при этом левую ноздрю. Повторите данное упражнение несколько раз. Не рекомендуется делать это упражнение перед сном.







ЛИТЕРАТУРА.
«Методики восстановления эмоционального равновесия, правила психогигиены общения» Мамаевой С.А.
Материалы Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Статья детского психолога, эксперта Школы мам «ФрутоНяня» Елены Кравцовой.
Статья Роберта Туйкина, руководителя компании «Вершитель», автора тренингов для детей и подростков.
http://human-med.info/7-prostyx-uprazhnenij-dlya-snyatiya-napryazheniya-i-stressa.htm











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психогигиена старшеклассников при подготовке к ЕГЭ.

Автор: Новоселова Елизавета 10 А, преподаватель ФК Самарина И.В.

Дата: 04.12.2017

Номер свидетельства: 442049


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства