Проект пояснительной записки к дополнительной образовательной программе "Футбол".
Проект пояснительной записки к дополнительной образовательной программе "Футбол".
Проект пояснительной записки по дополнительной образовательной программе "Футбол" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит нормативные документы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект пояснительной записки к дополнительной образовательной программе "Футбол".»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Технологии создания педагогических разработок в рамках инновационных образовательных процессов РФ и региона»
по теме:
«Проект пояснительной записки к дополнительной образовательной программе «Футбол»»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 06.04.2015 по10.04.2015 г.
Выполнил:
Лихачев Андрей Владимирович,
Педагог дополнительного образования
СП ЦДО ГБОУ СОШ № 1ж.-д.ст.Шентала
2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор СП ЦДО ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»
_______________ _ И. П. Альмендеева
«___» 2015 года
Модифицированная образовательная ПРОГРАММА ПО ФУТБОЛУ
Программа рассчитана на 1 год обучения
Разработчик: педагог дополнительного образования
Лихачев А.В.
Шентала 2015 год
Пояснительная записка
Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся самоопределяющихся, духовных, творческих и физически развитых личностях.
Это обусловлено следующими нормативными документами:
Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-РФ.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 http://президент.рф/acts/15530
ФГОС начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы,» http://pedsovet.su/publ/13-1-0-2861
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России ( А.Я. Данилюк, А.М. Кодаков, в.А. Тишков. – 3 изд. – М, 2012.)
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р
Письмо Минообрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Фундаментальное ядро содержания образования./Текст/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.
Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологические требования у УДОД СанПин 2.4.4.1251-03» (постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 №27).
Устав учреждения.
Федеральная целевая программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
Эти документы определили заказ на физическое развитие детей. В дополнительном образовании есть физкультурно-спортивная направленность.
Футбол - одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Футбол является хорошим средством физического развития обучающихся.
Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. Обучающиеся занимаются футболом в учреждениях дополнительного образования детей. В общеобразовательных школах, в ПТУ и техникумах дети и подростки занимаются в секциях по футболу. Подготовка квалифицированных футболистов проводится в секциях по футболу коллективов физической культуры, ДЮСШ, СДЮШОР, спортинтернатах. Футбол как учебный предмет включен в программу физической культуры в высших учебных заведениях в виде факультативных занятий. Футбол широко используется как основное средство физкультурно-оздоровительной работы в различных местах отдыха, парках, походах, на пляжах, в домах отдыха и санаториях, детских оздоровительных лагерях. Футбол не входит в программу по физическому воспитанию в общеобразовательных школах. Но в последние годы проводятся всероссийские соревнования «Мини-футбол в школу». В перспективе футбол станет частью программы.
Данная программа является модифицированной. Содержание программы базируется на авторских методических пособиях: Х.Штуденер, В.Вольф «Тренировка футболистов», Б.Г.Чирва «Футбол», В.Н.Селуянов, С.К.Сарсания, К.С.Сарсания «Физическая подготовка футболистов».
Программа адресована детям в возрасте 12-13 лет.
Количество детей в группе 15-20 (спортивно – оздоровительная группа).
Срок реализации программы – 1 год.
Количество учебных часов в год – 216 часов.
Режим проведения занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность учебного часа – 40 минут.
В процессе проведения занятия используются индивидуальные и групповые формы работы. Организация индивидуальной формы работы способствует развитию умений индивидуальных технических действий. Работа в группах учит детей общаться друг с другом и способствует развитию умений командных тактических действий.
Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью футболистов, проявляющейся в различных формах перемещений (прыжки, бег, ускорения, рывки с изменением направления).
Действия футболистов во время игры носят преимущественно динамический характер, где интенсивность выполняемой работы постоянно колеблется от умеренной до максимальной. Все это предъявляет очень высокие требования к физической подготовленности футболистов.Общая физическая подготовка должна быть направлена на укрепление здоровья занимающихся, их закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма, что в конечном счете предполагает создание прочной базы для будущей трудовой деятельности и дальнейшего спортивного совершенствования. Специальная физическая подготовка основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности занимающихся и предполагает развитие таких физических качеств, специфичных для футболиста, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Занятия с юными футболистами по специальной физической подготовке начинаются не ранее 11—12 лет. Для этого используются специальные подготовительные упражнения, сходные по своей структуре с основными игровыми действиями, упражнения в технике и тактике игры, подвижные игры и игра в футбол.
Цель программы: создание условий для специальной физической подготовки обучающихся средствами футбола.
Задачи:
- совершенствовать специальную физическую подготовленность с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости;
-изучить и совершенствовать технику и тактику игры,
- определить игровые места в составе команды,
- приобрести опыт участия в соревнованиях,
- развить волевые качества учащихся;
- формировать элементарные навыки судейства.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Развитие лучших морально-волевых качеств: ответственности и дисциплинированности, уважения к партнерам и сопернику, взаимовыручки, смелости и решительности, настойчивости и инициативности.
.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- уметь извлекать информацию для себя из содержания занятия
- уметь выделять и формулировать познавательную цель; высказывать мысль, пользоваться видеоматериалом для поиска учебной информации по теме.
Регулятивные УУД
- уметь принимать и выполнять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и адекватно оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные УУД
- уметь слушать и вступать в диалог;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
- уметь координировать совместную деятельность в команде (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач команды).
Предметные результаты:
1. Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки.
2. Специальная физическая подготовка с уклоном на координацию, скоростно-силовые качества и выносливость.
3. Владеют основными приёмами игры в футбол (перемещения, ведение мяча, удары головой, ногами, обманные движения, отбор мяча).
4. Умеют разыгрывать атакующие и защитные комбинации в небольших группах.
5. Умеют оценивать игровую ситуацию и действовать по ситуации.
6. Умеют оценивать свои игровые действия, действия игроков своей команды и действия соперников.
7. Проявляют гибкое тактическое мышление во время игры.
8. Владеют навыками коллективной игры.
9. Повышается уровень функциональной подготовки.
Содержание занятий по футболу, направленное на специальную физическую подготовку обучающихся в младшем возрасте должно быть поменьше (20%) и возрастать по мере взросления детей (до 80%).
Программа составлена на основе следующих принципов:
Принцип доступности – упражнения должны быть понятны и доступны детям.
Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, формировать инициативность участия в занятиях.
Принцип командной деятельности предполагает, что занятия с детьми будут ориентироваться на принципы работы в команде.
Принцип от простого к сложному – начинать выполнение упражнений от наиболее простых, а затем переходить к сложным.
Принцип многократного выполнения упражнений – наибольший эффект от упражнения достигается, если его выполнять большое количество раз.
Принцип чередования упражнения с интервалами отдыха – для восстановления организма после нагрузки необходим отдых.
Принцип расчлененного выполнения упражнения – если упражнение сложное, то его надо разделить на фрагменты и выполнять их по отдельности, а затем соединять в одно целое.
Принцип постепенного и волнообразного увеличения нагрузки – нагрузка в последующих занятиях должна увеличиваться понемногу и дойдя до определенного значения должна также понемногу уменьшаться.
Принцип соответствия интенсивности и объема нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Методы и приемы: показ упражнения, создание игровых ситуаций, многократное выполнение упражнений.
Словесные методы – объяснение, диалог (обсуждение, вопросы, пояснения).
Практические методы – подвижные и спортивные игры, бег, прыжки, специально-физические упражнения, упражнения с отягощениями .
Теоретическая часть программы
Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед. При проведении бесед рекомендуется использовать наглядные пособия, учебные фильмы.
Практическая часть
СОГ-3 (5-7 классы)
Специальная физическая подготовка.
1)Упражнения для развития силы. Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. В футболе требуется прежде всего динамическая, или взрывная, сила, которая проявляется в короткий отрезок времени в быстрых движениях. Например, во время удара по мячу, броска за мячом, ускорения, остановки, изменения направления движения. Для развития силы применяются разнообразные упражнения, в том числе и с отягощениями, которые, однако, не приводят к существенным нарушениям структуры движений, характерных для игры в футбол
Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2—4 кг, мешочки с песком 3—5 кг, диск от штанги, штанга для средней и старшей групп, вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.
Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх.
Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.
Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте).
В упоре лежа хлопки ладонями.
Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.
Сжимание теннисного (резинового) мяча.
Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев).
Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.
Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.
2)Упражнения для развития быстроты.Быстрота — способность выполнять двигательные действия с большой скоростью. В футболе данное качество проявляется в скорости передвижения игроков, быстроте выполнения технических приемов и быстроте тактического мышления. Быстротой действий каждого игрока и команды в целом определяется успех в соревнованиях по футболу. Основным методом развития быстроты является повтор упражнения.
Повторное пробегание коротких отрезков (10—30 м) из различных исходных положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа, находясь в положении широкого выпада, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях).
Бег с изменением направления (до 180°). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т. д. Челночный бег 2x10 м, 4X5 м, 4X10 м, 2X15 м и т. п. Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно — спиной и т. д. Бег боком и спиной вперед (на 10-20 м) наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками, стоящими или медленно передвигающимися с помощью партнеров. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход от обычного бега на бег спиной вперед).
Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударом по воротам. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).
3)Упражнения для развития ловкости. Ловкость — способность организма экономно, быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. Показателями ловкости юных футболистов является координационная сложность двигательных действий, которыми они способны овладеть, время, требуемое для этого, и степень точности, достигнутой в данном движении после некоторого упражнения,
Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90—180°. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.
4)Упражнения для развития специальной выносливости. Выносливость — способность организма продолжительное время в условиях специфической игровой деятельности выполнять физическую работу. Специальная выносливость — способность организма занимающихся к поддержанию заданного темпа в течение всей игры.
Переменный и повторный бег с мячом.
Двусторонние игры (для старшей группы). Двусторонние игры (команды играют в уменьшенном по численности составе). Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т. п.) большой интенсивности.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-10 мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.
5)Упражнения для формирования у юных футболистов умения двигаться без мяча.
Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег (с повторным скачком на одной ноге).
Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.
Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во время бега — выпадом, прыжком и переступанием
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки планируемых результатов освоения программы предполагается проводить следующие контрольные упражнения 2 раза в год в начале и в конце учебного года .
№
Контрольные упражнения
12-13 лет
оценки
5
4
3
О
Ф
П
1
Бег 30 (м)
4,8
4,9
5,0
2
Прыжок в длину с места (см)
185
182
180
3
Тройной прыжок с места (см)
530
525
520
С
Ф
П
4
Бег 30 (м) с ведением мяча
6,0
6,1
6,2
5
Удар по мячу на дальность (м)
49
47
45
6
Вбрасывание мяча рукой на дальность (м)
16
15
14
Техн.
Подг.
7
Жонглирование мячом (кол-во раз)
17
16
15
8
Удар по мячу на точность (число попаданий)
7
6
4
Учебно-тематический план.
№
Содержание занятий
возраст
СОГ-1
1-2 кл.
СОГ-2
3-4 кл
СОГ-3
5-7кл.
СОГ-4
8-9кл.
СОГ-5
10-11 кл
1
Теоретические сведения
21
Футбол в России и за рубежом. Гигиенические занятия и закаливание.
1
1
1
0
0
22
Врачебный контроль и самоконтроль. Физиологические основы спортивной тренировки.