Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества по направлению "ученик-ученик"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа пгт Зарубино
Хасанского муниципального округа»
Кейсученика–наставника
(форманаставничества«ученик-ученик»).
Куратор- учитель физической культуры –Мартюшов А .Г
Наставники –учащиеся 8,10 класса- Ткаченко В;
Селезнев Р.
1.Пояснительнаязаписка
Наставничество – Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставляемый-ученик МБОУ СОШ пгт Зарубино, которые через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решают конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретают новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «ученик».
Наставник -учащиеся программы наставничества МБОУ СОШ пгт Зарубино, имеющий умеющие опыт в достижении личностного и профессионального результата, обладающие опытом и навыками, необходимыми для повышения уровня компетенций и самореализации наставляемого.
Куратор –учитель МБОУ СОШ пгт Зарубино, который осуществляет организационное, аналитическое, информационное сопровождение реализации системы наставничества.
Цель практики: создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения всех обучающихся в возрасте от 9 лет.
Задачи практики:
1. Обеспечить улучшение показателей школы по реализации общеобразовательных, дополнительным общеобразовательных программ и программ внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности;
2. Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном обществе;
3. Раскрытие личностного потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.
Структуракейса
Форма наставничества.
Портрет наставника, наставляемого.
Ожидаемые результаты.
Основные инструменты наставничества.
Составление плана работы с наставляемым.
Формы реализации наставничества.
Литература.
Приложения.
Описание кейса
Форма наставничества – это способ реализации наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
В наставничестве выделяют три вида:
учитель-учитель;
учитель-ученик;
ученик-ученик.
Портретнаставника – «ученика»:
Активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие спортивные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса/параллели, принимающий активное участие в жизни школы.
Портретнаставляемого – «ученика»;
Ученики младшей школы, имеющие трудности в организации свободного внеурочного времени
Участники спортивной секции, испытывающие трудности в освоении двигательного навыка.
Ожидаемые результаты:
высокий уровень включенности наставляемых и наставников во все социальные, культурные, спортивно-оздоровительные и образовательные процессы гимназии;
рост посещаемости внеурочных занятий по ЗОЖ, спортивных секций, успешная сдача норм ГТО и т.д.;
повышение успеваемости, самооценки обучающегося и улучшение эмоционального фона класса.
Основныеинструментынаставничества:
Составление этапов работы для создания положительных результатов.
Совместное сотрудничество и достижение целей.
Грамотное планирование работы.
Ораторские способности наставляемого.
Умение использовать новые информационные технологии.
Оформление результатов.
Реализация наставничества в формате «Ученик – ученик»
Этапы
Мероприятия
Отбор наставников из числа активных учащихся школьного сообщества гимназии.
Анкетирование. Собеседование.
Составление базы наставников (наставниками могут быть как одноклассник, так и старшеклассники).
Обучение наставников.
Обучение проводится куратором-учителем физической культуры.
Проводится отбор учащихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию к занятиям спортом, проблемы с адаптацией в коллективе, и желающих добровольно принять участие в программе наставничества.
Анкетирование. Листы опроса.
Составление базы наставляемых.
Формирование пар, групп.
Назначения куратором-учителем физической культуры.
Составление плана работы наставнической пары, группы, определение временных отчетных периодов.
Консультации, совместная разработка плана с куратором-учителем физической культуры.
Реализация плана работы наставнической пары, группы
Консультации, корректировка плана с куратором-учителем физической культуры.
Рефлексия реализации формы наставничества «ученик – ученик» в рамках временных отчетных периодов, по итогам завершения программы.
Анализ эффективности реализации программы.
Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проект, улучшение показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости.
Тематическое планирование
№
Мероприятия
Сроки
наставники
Наставляемые
Организацияработы(5 ч.)
1.
Встреча-знакомство.
02.09.2023 г.
Ткаченко В.
индивидуальные
2.
Пробная встреча.
23.09.2023г.
Ткаченко. В
встречи
3.
Встреча-планирование.
07.10.2023 г.
Ткаченко. В
4.
Совместная работа наставника и наставляемого.
21.10.2023 г.
Селезнев. Р
5.
Итоговая встреча.
04.11.2023 г.
Культураздоровья(2ч.)
1.
Я и моѐ здоровье./беседа/
25.11.2023 г.
Селезнев. Р
1-4 классы
2.
Значение занятий физической культурой и спортом для сохранения здоровья./круглыйстол/
02.12.2023 г.
Ткаченко.В
1-7 классы
3.
Агитбригада «Фрукты против шоколадки»
18.12.2023
Ткаченко В+ученики 10 класса
1 классы
Здоровьеиздоровыйобразжизни(3ч.)
1.
Что такое здоровый образ жизни./решениеситуативныхзадач/
23.12.2023 г.
Селезнев.Р
1-5 классы
2.
Движение-это жизнь!/спортивныесоревнования//
13.01.2024 г.
Ткаченко.В
Селезнев.Р
5-7 классы
3.
Основные заповеди здоровья./конкурс/
27.01.2024 г.
Селезнев.Р
1-4 класс
Физическаяактивность (4ч.)
1.
«День здоровья»/спортивныйпраздник/
7.09.2024 г.
Ткаченко.В
Селезнев.Р
1-11 классы
2.
«Туристический слет»/практикум/
15.10.2024 г.
Куратор
Ткаченко.В
Селезнев.Р +11 класс
5-11 классы
Мастер-класс «Развитие ловкости и координации в круговой тренировке
15.11.2023
Ткаченко.В
Селезнев.Р
5 класс
3.
«Здоровье-основа жизни!»/тестирование/
03.03.2024 г.
Ткаченко.В
5-11 классы
4.
«День здоровья»/практикум/
7.04.2024 г.
Куратор
Ткаченко.В
Селезнев.Р
1-11 классы
Эмоциональноездоровье(1ч.)
1.
Жизненные ценности. /акция/
07.04.2024 г.
Ткаченко.В
Селезнев.Р
1-11 классы
Личнаягигиена (1 ч)
1.
Личная гигиена. Спортивная гигиена. /викторина/
21.04.2024 г.
Ткаченко.В
Селезнев.Р
1-7 классы
Питаниеиздоровье(1ч.)
1.
Неделя здорового питания. /часобщения/
05.05.2024 г.
Куратор
Ткаченко.В
Селезнев.Р
1-11 классы
Завершениенаставничества(1ч.)
1
Подведение итогов работы.
22.05.2024 г.
Ткаченко.В
Селезнев.Р
1-11 классы
Формы организации наставничества, используемые мною:
Групповые, в парах теоретические занятия.
Групповые, в парах практические занятия.
Индивидуальные занятия с наставляемыми по обучению навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Участие в спортивных соревнованиях, в которых наставник с наставляемым выступают за одну команду.
Просмотр кинофильмов и соревнований.
Самостоятельные тренировки по заданию наставника, педагога.
Таким образом, организация наставничества в формате «ученик-ученик» на уроках физической культуры и во внеурочное время помогает решить мне такие педагогические задачи, как освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории, воспитание положительных лидерских качеств личности, психологической устойчивости, обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и культуры здорового образа жизни.
Приложение 1 Форма «ученик – ученик» Анкетанаставляемого
Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
Если да, то где?
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
4. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречис наставником?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
6. Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7. Насколько Вы нуждаетесь в помощи наставника?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8. Насколько понятным, согласно Вашим ожиданиям, должен быть план, выстроенный наставником?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
9. Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с наставником?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
10. Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11. Ожидаемые после завершения проекта перемены в Вашей жизни
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12. Ожидаемая полезность проекта для Вас
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Что Вы ожидаете от программы?
Что для Вас является особенно ценным в программе?
Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
Приложение 2 Анкетанаставника
Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
Если да, то где?
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Насколько комфортным Вам представляется общение с наставляемым?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в программе?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5. Насколько могут быть полезны/интересны групповые встречи?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
6. Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7. Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8. Насколько Вы собираетесь придерживаться плана?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
9. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
10. Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11. Ожидаемая полезность проекта для Вас и Вашего наставляемого