Просмотр содержимого документа
«Программа «ГТО: Готов к труду и обороне »»
Программа «ГТО: Готов к труду и обороне »
(проект по реализации норм ГТО в МБОУ «Елионская СОШ» Стародубского муниципального района )
Учитель физической культуры
Иванашко Анатолий Эдуардович
2017 г.
1. Актуальность проекта
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности школьников. По данным научных исследований около 40% детей страдают от хронических заболеваний. Прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов зрения. Этому в немалой степени способствует снижение доступности физкультурно-оздоровительных учреждений, спортивных клубов и залов. Введение в школах 3 часа преподавания физической культуры значительно оздоравливает негативную обстановку в оценке здоровья выпускников школ, но здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высока, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. В школьный период у ребенка наблюдаются процессы роста, сложная перестройка обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием взрослого человека. К особенностям этого возрастного периода относится значительное умственное напряжение учащихся, которое в последние годы существенно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ. Увеличивается также физическая нагрузка школьников. С каждым годом растет сеть специальных школ, профильных лицеев и гимназий с углубленным изучением различных предметов. Все это предъявляет к организму школьника повышенные требования, связанные с большим расходом энергии и со значительным потреблением пищевых веществ.
Старший школьный возраст – период полового созревания - пубертатный возраст (девочки с 10 лет, мальчики с 11 лет). Характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, дисбалансом гормонов, усиленным ростом.
Вследствие гиперфункции щитовидной железы нервная система подростка характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, неустойчивым настроением, что затрудняет общение подростка с окружающими.
Психологические особенности подросткового периода, отсутствие социального опыта на фоне происходящих в России социально-экономических перемен в огромной мере влияют на образ жизни современных подростков и формирование привычек, связанных с риском для здоровья. Такие привычки являются характерной чертой процесса взросления, они могут обусловить ухудшение здоровья, часто способствуя возникновению у молодого человека ощущения своей «взрослости».
Физическое развитие подростков
Под термином «физическое развитие» обычно понимают комплекс морфо-функциональных показателей, определяющих запас физических сил организма.
Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития должна основываться на
антропометрических данных, в первую очередь показателях длины, массы тела и окружности грудной клетки.
Изучение основных показателей физического развития подростков за последнее десятилетие выявило определенные тенденции изменения этого важнейшего параметра состояния здоровья индивидуума.
За двадцатилетний период наблюдений (90-е – 2000-е годы) с 82,8 до 79,8 % среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось число лиц с нормальным соотношением длины и массы тела. Сократилось количество подростков с избыточной массой тела (с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5 % среди девушек). В то же время заметно выросло число юношей и девушек с низкой массой тела (соответственно с 7,0 до 13,6 и с 4,6% до 12,7%). Средние показатели массы тела у подростков за период с 2000 по 2010 г. снизились как у юношей (на 2,0-2,7 кг), так и у девушек (на 2,5-3,5 кг). За этот же период значения длины (роста) также претерпели определенные изменения. Они стали несколько ниже, чем у подростков сверстников в 1987 г. (на 1,5 см - у юношей и на 0,5 см – у девушек). Окружность грудной клетки – третий важнейший показатель физического развития. Он также уменьшился за десятилетний период - у юношей на 8,5 см, у девушек на 4,5 см. За последние 10 лет среди подростков обоего пола произошло значительное увеличение числа лиц астенического (ослабленного) телосложения (среди юношей на 4-5%, среди девушек на 20-22%) при значительном уменьшении числа юношей гиперстенического телосложения (на 8%) и девушек нормостенического телосложения (на 15%).
Все это свидетельствует о существовании тенденции к астенизации подростков (буквально - «ослабление»). Наряду с уменьшением параметров длины и массы тела, в последние десятилетия отмечается снижение функциональных возможностей подростков.
Актуальность проекта состоит в том, чтобы привлечь наибольшее количество обучающихся школы к участию в сдаче норм ВФСК «ГТО», а также положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через желание улучшить свои результаты при сдаче норм ГТО, путём поступления в различные спортивные секции и кружки и уроков физкультуры
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта: создать положительную мотивацию у школьников для занятий спортом, совершенствовать физические качества, приобщать к физкультуре и спорту через привлечение к сдаче норм ВФСК «ГТО».
Задачи проекта:
Создание условий для сдачи норм ВФСК «ГТО» и развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране.
Охват наибольшего количества обучающихся при внедрении ВФСК «ГТО» в МБОУ «СОШ №9».
3.Участники, с которыми осуществляется работа по проекту.
В проекте принимают участие обучающиеся 1-9, 10-11 классов МБОУ «Елионская СОШ ».
4.Участники, реализующие данный проект.
В реализации проекта участвуют: -заместитель директора по воспитательной работе и дополнительному образованию; - заместитель директора по УВР -учителя физической культуры и ОБЖ для организации и проведения приёма нормативов комплекса «ГТО» (организация и проведение соревнований, спортивных мероприятий); -медицинский персонал (медицинское сопровождение, организация контроля за состоянием здоровья участников проекта, осуществление допуска к сдаче нормат
5. Краткое описание сути, структуры и содержания проекта .
В ходе реализации проекта на подготовительном этапе проходит информирование участников сдачи нормативов ВФСК «ГТО», проходит линейка – открытие проекта и выступления и ответственных участников проекта перед обучающимися, проводятся классные часы с целью повышения информированности, параллельно на принципах добровольности проходит регистрация потенциальных участников сдачи нормативов Комплекса на сайте ГТО. Инициативная группа учащихся под руководством учителей физкультуры и ОБЖ, заместителя директора по воспитательной работе оформляют информационный стенд «Нормативы ГТО в соответствии с возрастными ступенями».
Учителями физической культуры и ОБЖ проводится формирование групп по возрастным ступеням для сдачи норм «ГТО».
Медицинским работником проводится дополнительный медицинский осмотр зарегистрировавшихся участников и выдается допуск к сдаче нормативов форме медицинской справки.
Администрация и учителя физической культуры и ОБЖ составляют расписание сдачи норматив на школьном уровне и на базе опорных пунктов по приему нормативов Комплекса
Практически с момента запуска проекта на основе имеющихся достигнутых потенциальными участниками спортивных результатов проводится индивидуальная работа над их улучшением в системе дополнительного образования, в спортивных секциях по видам спорта, а также периодический контроль за достигнутыми результатами путем сдачи нормативов ОФП и ГТО, Президентских состязаний .
Проводятся в рамках повышения уровня ОФП спортивные соревнования на звание «Самый спортивный класс», товарищеские встречи по игровым видам спорта с учащимися своей школы и учащимися других школ района
Проводятся спортивные праздники «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, мальчики», тестирование учащихся классов на предмет роста результатов ОФП, смотры строя и песни, школа выживания, «Зарница» и многое другое, направленное на пропаганду здорового образа жизни.
На протяжении всего процесса подготовки и сдачи нормативов Комплекса информационное сопровождение осуществляет фотогазета «Наша жизнь» и информационные листовки, рассказывающие о ходе и результатах сдачи нормативов
На заключительном этапе на итоговой линейке подводятся итоги сдачи норм и награждение победителей грамотами и значками с подтверждающими выполнение нормативов Комплекса и соответствующий знак отличия удостоверениями.
6. Сроки и этапы реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап – сентябрь-октябрь 2016 г.
Основной этап – октябрь 2016г. - март 2017 г.
Заключительный этап – апрель 2017 г.
7. Ключевые методики, технологии, инструментарий.
Можно выделить следующие ключевые идеи и понятия проекта:
Личностно-ориентированные технологии – формирование таких качеств личности, как воля, дисциплинированность, ответственность, а также позитивных изменений в опыте и самосознании школьника.
Физическая культура и спорт, ОБЖ – целесообразная и полезная деятельность, как инструмент комплексного развития личности, необходимый для успешной сдачи нормативов ГТО.
Ориентация учащихся на здоровый образ жизни – подготовка к самостоятельному и осознанному жизненному самоопределению, и социальная технология развития личности обучающихся.
Социальное партнерство - открытая система социально-творческих инициатив. Это совместная коллективно-распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Главный способ, с помощью которого планируется осуществить проектируемые преобразования – создание условий, побуждающих учащихся к активной физкультурно-оздоровительной и военно-спортивной деятельности, для подготовки и сдачи нормативов ВФСК ГТО.
8. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации проекта .
Кадровыми ресурсами данного проекта являются администрация и учителя физической культуры и ОБЖ, ответственные за физкультурно-оздоровительную и военно-спортивную работу с детьми.
Методическое сопровождение проекта осуществляется ответственными за воспитательную, физкультурно-оздоровительную, спортивную работу в школе, руководители проекта.
Материально - технические ресурсы обеспечиваются за счет школы, в которой используются технические средства, спортивный инвентарь, оборудование и школьные спортивные объекты: спортивные залы, спортивные площадки, на которых производится подготовка к сдаче и сдача нормативов Комплекса ГТО
9. Результаты реализации проекта.
Одним из главных результатов проекта « ГТО: готов к труду и обороне» является привлечение максимального количества детей, отнесённых к основной группе здоровья к сдаче нормативов ВФСК «ГТО». При этом совершенствуются и улучшаются необходимые условия для сдачи норм ВФСК «ГТО» и повышаются мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Также важным результатом является информированность учащихся о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране
Итоги реализации проекта по сдаче нормативов Комплекса ГТО в 2016 – 2017 учебном году в МБОУ « Елионская СОШ»
Таблица1
№ п/п
наименования (показатели
всего
%
1
всего учащихся
85
100
в т.ч начальная школа
35
41
2
учащихся с основной группой здоровья всего
65
76
3
зарегистрировалось на сдачу нормативов комплекса в 2016-17 учебном году
16
25
4
приняло участие в сдаче нормативов
16
100
5
Золотой знак
6
38
6
Серебряный знак
7
44
7
Бронзовый знак
3
18
8
зарегистрировано на 2017-18 учебный год ( регистрация продолжается)
15
По итогам сдачи нормативов в 2016-2017 году видна достойная информационная и организационная работа педагогического и административного коллектива школы по организации работы по внедрению в жизнь «как норму жизни» необходимости участия обучающихся в сдаче нормативов Комплекса.
Также можно заметить, что обучающиеся хорошо представляют что такое ВФСК «ГТО» и готовы попробовать сдать и уверенно сдают нормативы.
10. Ограничения, особые условия и требования при реализации проекта.
На подготовительном этапе проекта участвуют все обучающиеся 1-8, 10-11 классов на основе принципа добровольности.
На основном этапе в проекте участвуют все обучающиеся, которые допущены к сдаче норм «ГТО» по состоянию здоровья.
Обучающиеся, не допущенные к сдаче норм, выпускают информационные бюллетени о победителях и призёрах, а ученики старших классов помогают в работе судейских бригад.
11. Уникальные особенности проекта и ключевые факторы успеха.
Проект реально осуществить в любом образовательном учреждении. Он успешно интегрируется в любую воспитательную систему, т. к. отражает реалии и потребности образовательной политики современного общества.
Здоровые, социально-активные, коммуникабельные дети, ориентированные на здоровый образ жизни, приученные к самостоятельной активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности- вот то, на что направлена реализация данного проекта.
Список использованной литературы.
Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Мишин Б И Настольная книга учителя физкультуры АСТ . Астрель, Москва 2013г.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы, М., АРКТИ, 2003 г.
Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2015. — 288 с.