Просмотр содержимого документа
«Программа физической реабилитации школьников, отнесенных к подготовительной медицинской группе.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением
отдельных предметов» г. Серпухов
Здоровье каждому.
Программа физической реабилитации школьников, отнесенных к подготовительной медицинской группе.
Разработали
учителя физической культуры
Иванкова Н.В
Люканов С.Н
Пояснительная записка.
В современной системе российского образования множество проблем. Одной из приоритетных является ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Данная проблема имеет как стратегическое значение для развития образования в России на обозримое будущее, так и высокую актуальность сегодня.
Сегодня все чаще поднимается вопрос об ухудшении состояния здоровья детей. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Различные исследования медиков, физиологов, психологов и гигиенистов показывают, что уже в первом классе 15 % детей имеют хронические патологии, более 50 % - те или иные отклонения физического здоровья, 18-20 % - пограничные нарушения психического здоровья. У 20-60 % детей младшего школьного возраста выявлен высокий уровень нарушения адаптационных систем организма, иммунная система в 70-80% случаев функционирует в режиме перенапряжения. За годы обучения в школе количество здоровых школьников еще более снижается. Неуклонное снижение уровня здоровья детей обусловлено, конечно же, воздействием на растущий организм многочисленных социальных, экономических, биологических факторов:
- ухудшение качества жизни;
- тяжелая экологическая обстановка;
- неблагоприятное социальное положение многих детей;
- недостаточное финансирование народного образования, здравоохранения, социальных программ.
Однако, возникшая ситуация является также и итогом нерешенных педагогических и медико-профилактических проблем в области сохранения и укрепления здоровья школьников. В лечебно-профилактических и образовательных целях больным детям необходима двигательная активность для сохранения и укрепления здоровья, нарушенного перенесенными заболеваниями. Такие учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе, должны заниматься физической культурой по программам, адаптированным к различным видам заболеваний.
Методика и особенности занятий по физическому воспитанию учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе.
Основными задачами физического воспитания учащихся отнесенных к подготовительной медицинской группе являются:
расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергосбережение;
повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
освоение основных двигательных навыков и качеств, развитие силы, ловкости, выносливости, гибкости и быстроты;
воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания.
Схема построения уроков в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд особенностей.
Вводная часть (15-20 минут) включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упражнениями. Нагрузка должна повышаться очень осторожно и постепенно, на основе гибкого и рационального применения средств и упражнений, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В вводную часть должны войти такие элементы, как построение, опрос о самочувствии, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, бег в медленном темпе, упражнения на гимнастической скамейке.
В основной части урока (15-20 минут) школьники овладевают основными двигательными навыками, получают оптимальную физическую нагрузку и оптимальное напряжение. Решаются задачи общего развития мышечной системы, органов дыхания и кровообращения, формирования правильной осанки, совершенствования общей координации движений, овладения двигательными навыками, воспитания волевых качеств. Средствами являются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на повышение уровня общего физического развития и активного отдыха занимающихся. Круг этих средств должен быть широк и разнообразен. Большое значение при этом приобретает подбор и чередование упражнений, дозировка нагрузки, организация санитарно-гигиенических условий, использование естественных сил природы.
Упражнения для общего развития мышечной системы, гибкости и силы могут занимать различное место в зависимости от типа урока и его задач.
Упражнения на быстроту, а также новые и поэтому пока сложные для учащихся движения на координацию следует разучивать в начале основной части урока. Это обусловлено тем, что с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей.
Упражнения, дающие большую общую нагрузку (игры, бег и др.) и вызывающие сильное эмоциональное переживание, целесообразнее использовать в конце основной части урока. Сильное возбуждение, усталость затрудняют овладение техникой последующих упражнений, воспитание быстроты и ловкости. Как показывает практика, надо чередовать упражнения, учитывая особенности их структуры, влияние на группы мышц и функции организма в целом с тем, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для выполнения последующих упражнений. Для снятия утомления, а это очень важно, между выполнением различных упражнений рекомендуется применение упражнений на расслабление.
В заключительной части урока (5-10 минут) необходимо создать условия для того, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести итоги занятия. В этой части рекомендуется применять простые упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление мышц, дыхательные, упражнения на формирование правильной осанки и обязательно отдых сидя. В конце урока определяется частота пульса занимающихся, подводятся итоги, дается задание на дом.
Уроки рекомендуется проводить на открытом воздухе, на школьных площадках, стадионе. При этом должно строго соблюдаться соответствие спортивной формы погоде для предупреждения переохлаждения или перегревания. В прохладную погоду подготовительную и заключительную часть урока можно проводить в помещении.
Для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы противопоказаны упражнения выполнение которых связано с задержкой дыхания, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, ходьба, дозированный бег в медленном темпе.
Школьникам с заболеванием органов дыхания необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произношением гласных звуков а, у, е, и, ои согласных р, ж, ш, щ, з, с. Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по три-пять раз в день. Целесообразно занятия плаванием, лыжами после двух-трех месяцев систематических занятий физическими упражнениями.
В занятиях с учащимися имеющими заболевания почек значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота.
Для школьников с нарушением нервной системы ограничиваются упражнения вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии и на повышенной опоре), ограничивается время игр.
При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.
Урок должен быть эмоциональным и эстетически оформленным. В процессе работы по реабилитации ослабленных детей необходимо, чтобы они забыли о своих недугах, почувствовали себя здоровыми, чтобы уроки были уроками радости, бодрости, эстетического наслаждения.
Необходимо подчеркнуть, что должная эффективность занятий может быть полностью обеспечена только при использовании дидактических принципов.
Принцип всесторонности основывается на физиологических положениях о взаимосвязи и взаимообусловленности функции физических качеств и предусматривает гармоническое развитие организма.
Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых занятий в укреплении их ослабленного здоровья.
Принцип постепенности предусматривает последовательное увеличение сложности упражнений, переход от менее к более трудным.
Принцип повторности основывается на физиологических данных о значении повторных воздействий для образования двигательного стереотипа навыка.
Принцип индивидуализации предусматривает использование средств физической культуры, соответствующих состоянию здоровья, возрастно-половым, функционально-психологическим особенностям данного контингента школьников.
Календарно тематическое планирование занятий учащихся подготовительной медицинской группы первого года обучения
(7-10 лет).
№ урока
Тема
1
Теоретические сведения «Двигательный режим школьников». Индивидуальные особенности детей.
2
Подсчет частоты пульса. Ходьба в сочетании с бегом. Обучение технике легкоатлетических упражнений. Дыхательные упражнения.
3
Бег 30 метров. Упражнения на перекладине. Беговые упражнения. Упражнения на расслабление
4
Бег 30 метров. Развитие выносливости Бег 3 минуты (без остановок)
5
Бег 250 метров. Обучение метанию малого мяча на дальность. Дыхательные упражнения
6
Беговые упражнения. Метание малого мяча на дальность. Упражнения на расслабление.
7
Метание малого мяча на дальность. Развитие силы. Упражнения на перекладине.
8
Стр. упр. Специально беговые упражнения. Легкоатлетические эстафеты. Дыхательные упражнения
9
Легкоатлетические эстафеты. Прыжковые упражнения.
10
Стр. упр. Комплекс ОРУ. Прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места. Дыхательные упражнения
11
Стр. упр. Комплекс ОРУ Передача набивного мяча из различ. положений.
12
Упражнения в ловли и передачи набивного и волейбольных мячей из различ. Положений. Стр. упр. Эстафеты.
13
Челночный бег. Передача в/б мяча через сетку партнеру. Одной и двумя руками. Дыхательные упражнения
14
Совершенствование ловли и передачи мяча через сетку партнеру. Игра пионербол. Дыхательные упражнения
15
Подтягивание на перекладине. Развитие силы. Подача. Игра пионербол. Упражнения на расслабление.
16
Прыжковые упражнения. Совершенствование передачи и ловли мяча через сетку. Пионербол.
17
Строевые упражнения. Эстафеты с переползанием. Развитие гибкости. Дыхательные упражнения
18
Переднее равновесие. Кувырок вперед. Стр. упр.
19
Переднее равновесие. Развитие гибкости стойка на лопатках, мост из положения лежа. Упражнения на коррекцию осанки.
20
Обучение кувырку назад. Стойка на лопатках мост из положения лежа. Стр. упр.
21
Кувырок назад. Подводящее упражнение прыжок согнув ноги. Дыхательные упражнения
22
Совершенствование кувырка назад. Длинный кувырок. Прыжок согнув ноги.
23
Кувырок назад. Комплексное занятие развитие силы, гибкости координации.
24
Стойка на лопатках, мост, упражнение на развитие гибкости. Эстафеты.
25
Стр. упр. Комплекс ОРУ. Прыжок согнув ноги. Обучение прыжку ноги врозь. Упражнения на расслабление.
Повторение изученных ходов поворотов и торможений. Дистанция 1,5 км.
44
Коньковый лыжный ход. Дистанция 2 км
45
Коньковый лыжный ход. Преодоление дистанции 2 км с переменным ускорением.
46
Преодоление подъемов и спусков. Специальные лыжные упражнения при движении со спуска.
47
Лыжные эстафеты. Коньковый лыжный ход.
48
Дистанция 2 км. Коньковый лыжный ход.
49
Ходьба обычная с переходом на ускорение. Верхняя прямая передача. Волейбол. Дыхательные упражнения
50
Упражнения на внимание. Нижняя прямая подача. Игра в волейбол.
51
Ходьба с пружинящими движениями ног и плавными движениями рук. Передача мяча сверху. Игра в волейбол.
52
Ходьба с изменением скорости движения. Нижняя прямая передача мяча. Волейбол.
53
Медленный бег с остановками и поворотами. Комплекс упражнений с большими мячами. Игра волейбол. Дыхательные упражнения.
54
Ходьба в сочетании с общеразвивающими упражнениями. Передача мяча двумя руками от груди. Стр. упр. Специальные баскетбольные упражнения. Передача мяча из различных положений.
55
Медленный бег с передвижением спиной вперед. Передача мяча с отскоком от пола. Игра в баскетбол. Упражнения на расслабление.
56
Совершенствование передачи ведения и бросков мяча в кольцо. Тактика игры в нападении.
57
Ведение два шага бросок. Тактическая игра в нападении и в защите. Упражнения на расслабление.
58
Ходьба по канату. Ведение мяча змейкой. Игра в баскетбол.
59
Упражнения на гимнастической скамейке. Броски мяча в кольцо. Игра в баскетбол. Медленный бег.
60
Дыхательные упражнения. Комплекс упражнений с набивными мячами. Учебная игра в баскетбол.
61
Ходьба в сочетании с бегом. Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Совершенствование техники низкого старта. Дыхательные упражнения.
62
ОРУ в движении. Совершенствование техники низкого старта. Прыжковые упражнения. Прыжок в высоту
63
Ходьба с изменением направления и скорости. Прыжки в высоту «перешагиванием». Дыхательные упражнения.
64
Упражнения дыхательные и упражнения на расслабление. Комплекс беговых упражнений. Эстафеты.
65
ОРУ в движении. Прыжки в высоту «перешагиванием». Дыхательные упражнения.
66
Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча. Метание малого мяча с разбега. Дыхательные упражнения.
67
Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча. Метание мяча с разбега. Упражнения на осанку.
68
ОРУ в движении. Метание мяча с разбега. Упражнения на коррекцию осанки.