kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса для учащихся 9 класса по физической культуре «Туризм - это спорт!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс «Туризм – это спорт!» направлен на  развитие у учащихся знаний о видах  и формах современного туризма, подготовку учащихся основам топографии и ориентированию, навыкам  выживания в условиях дикой природы. Тематика программы курса стыкуется с рядом школьных дисциплин: география, математика, физика, основы безопасности жизнедеятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для учащихся 9 класса по физической культуре «Туризм - это спорт!»»


МОУ « СОШ с. Синенькие Саратовского района Саратовской области»










Программа элективного курса

для учащихся 9 класса

по физической культуре



«Туризм - это спорт!»














Подготовил: Каташевский С.В.

учитель физической культуры .











с.Синенькие.

Пояснительная записка.

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена.

Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туристической отрасли. Но неизменным остаётся в нашей стране массовое развитие спортивного туризма.

Элективный курс «Туризм – это спорт!» направлен на развитие у учащихся знаний о видах и формах современного туризма, подготовку учащихся основам топографии и ориентированию, навыкам выживания в условиях дикой природы. Тематика программы курса стыкуется с рядом школьных дисциплин: география, математика, физика, основы безопасности жизнедеятельности. Программа ориентирована на обучающихся, увлекающихся туризмом и содержит знания, вызывающие познавательный интерес и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. Элективный курс рассчитан на 12 часов. Достаточно внимания уделяется самостоятельной, практической работе детей. Данная программа имеет практическую направленность и поможет в жизненных условиях определить своё местонахождение на карте и местности, оценить пройденный путь и проложить дальнейший маршрут среди ландшафтов.

В качестве подведения итогов курса рекомендуется проведение одно- или двухдневного туристического похода.

Изучение программы предполагает наличие у учащихся устойчивого интереса к выбранному предмету и намерение после окончания школы продолжить образование в области физической культуры и спорта.

Цели курса.

1. Формирование знаний учащихся о безопасности, как о знаниях, необходимых человеку для поддержания и сохранения своего здоровья.

2. Обучение учащихся способам выживания в автономных условиях.

3. Обучение практическим навыкам и действию учащихся по оказанию само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи в экстремальных условиях.


Задачи элективного курса :

  • обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой специальных физкультурно-спортивных знаний и умений;

  • интеграция базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, целенаправленное освоение избранного вида спорта;

  • формирование умений и навыков организации и проведения самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом.


Особенность курса заключается в тесной связи теории и практики, что стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию практических навыков и умений по выживанию в реальных условиях, по определению своих возможностей.

Основными принципами курса являются: объективная оценка события и предоставление возможности учащимся научиться делать самостоятельные выводы и суждения, принимать решения.

Содержание курса включает сведения, обеспечивающие элементы занимательности, что способствует положительной мотивации обучения. Курс рассчитан на 12 часов.

Ожидаемый результат.

В ходе изучения данного курса учащиеся смогут совершенствовать свои знания, умения и навыки при:

  • возникновении опасностей в природных условиях и их причинах;

  • организации деятельности в экстремальных условиях, составлении плана действий и поэтапного его выполнения;

  • заблаговременном нахождении необходимой информации по решению различных проблем, возникающих в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни человека, с целью их недопущения.

Учащиеся приобретают практические навыки и опыт в:

  • определении целей, задач и самостоятельной организации своей деятельности;

  • проектной деятельности (составление плана действий в экстремальной ситуации);

  • ориентировании на местности с использованием различных способов;

  • приготовлении пищи, добывании и очистке воды, устройстве ночлега, добывании огня и разведении костров;

  • оказании первой медицинской помощи при различных травмах, в том числе оказании экстренной реанимационной помощи и искусственной вентиляции легких пострадавшим;

  • подаче сигналов бедствия при нахождении в автономных природных условиях;

  • решении задач для ситуаций автономного существования человека в природных условиях.

Контроль деятельности учащихся проводится не только в ходе занятий по результатам опроса, но и методами тестирования, составлением рефератов, сообщений и их защитой.


Учебно-тематический план


п/п

Тема

Кол-во часов

на тему

Виды деятельности

Теория

практика

1.

Основные виды и формы туризма.


1

1

-

2.

Спортивный туризм.


5

2

3

3.

Правила « выживания» в экстремальных условиях.

4

1

3

4.

Как подготовиться к турпоходу


2

1

1


Итого:

12

5

7


Содержание программы


Тема 1. Основные формы и виды туризма.

Определение туризма. Характеристики и особенности видов туризма. Рекреационный, международный, экономический , познавательный, спортивный туризм. Типы туристов. Формы туризма.


Тема 2.Спортивный туризм: основные требования к туристам.

Определение понятия «карта». Отличие плана от карты. Условные топографические обозначения. Условные знаки карт для спортивного ориентирования. Марки компасов. Применение компаса. Ориентирование по солнцу, звёздам, местным предметам. Определение понятия «азимут». Оформление данных для движения по азимуту в виде таблицы или схемы. Основные принципы и методы организации и проведения самостоятельных занятий по развитию физических качеств(силы, выносливости, быстроты, гибкости, прыгучести). Нормативы для контроля за физической подготовленностью . Гигиеническая характеристика средств восстановления работоспособности. Самоконтроль. Комплексы упражнений для вырабатывания физических качеств.


Тема 3. Правила « выживания»в экстремальных условиях.

Движение по азимуту ночью в условиях ограниченной видимости. Особенности ориентирования в горах. Действие группы при потере ориентировки. Роль разведки. Обзорные точки. Место физической культуры и спорта в подготовке к деятельности в экстремальных условиях. Первая помощь при несчастных случаях. Съедобные и несъедобные, лекарственные растения.


Тема 4. Как подготовиться к турпоходу.

Техника безопасности в походе. Правила поведения в походе. Правила укладки рюкзака . «Походная» кухня. Маршрутный лист. Поисково-краеведческая работа в походе.

Литература:


  1. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:

Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

  1. Колесникова Л.В. Спортивное ориентирование. Рабочая тетрадь юного ориентировщика. – М.: Советский спорт, 2003. – 64 с.

  2. Алешин В.М. , Серебренников А.В. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985.

  3. Уроки туризма. Методические рекомендации в помощь руководителям кружков и секций спортивного туризма. Составитель Ф.С. Уховский - М.: ЦДЮТ МО РФ, 1986.

  4. Азбука туризма. М.: Физкультура и спорт, 1980.

  5. Умеете ли вы предсказывать погоду?(программированные задания для контроля и закрепления знаний) – М.: ЦДЮТ МО РФ, 1996.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Каташевский Сергей Васильевич

Дата: 27.06.2017

Номер свидетельства: 423308


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства