Просмотр содержимого документа
«Программа опытно-экспериментальной работы учителя физического воспитания КГУ «Средняя школа № 42» акимата города Усть-Каменогорска »
Программа опытно-экспериментальной работы учителя физического воспитания КГУ «Средняя школа № 42» акимата города Усть-Каменогорска Габдрасулина Ерлена Габдрасуловича
по теме: «Организация урока физкультуры на основе здоровьесберегающих технологий»
Концептуальные основы (обоснование)
Современный ребенок … - человек, который страдает от дефицита общения, его единственным другом является компьютер. Следствием этого является заболевание глаз, опорно-двигательной системы, невротические и сердечно-сосудистые заболевания. Увеличивается количество детей не занимающихся физической культурой по причине:
слабого здоровья и освобождения от занятий по медицинским показаниям;
нежелание, слабой мотивацией на занятия;
повышение тревожности.
Несвоевременное и нерациональное питание, состояние «тревожности» во время учебно-воспитательного процесса – вот факторы, имеющие решающее значение в жизни и здоровье школьников. Немаловажное значение имеет и гиподинамия (систематическое сидение перед телевизором и компьютером). Все это отражается на здоровье школьников.
По данным Всемирной организации здравоохранения общественное здоровье на 25% зависит от состояния окружающей среды и на 50% - от образа жизни человека.
По мнению доктора медицинских наук И.И. Брехмана: здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия.
Здоровье выгодно биологически – организм сохраняется более эффективно и долговременно;
Здоровье выгодно экономически – здоровые люди сохраняют трудовые ресурсы, здоровье детей определяет экономическое развитие страны, ее способность и здоровье нации;
Здоровье выгодно эстетически – здоровый человек привлекает, заряжает окружающих людей положительной энергией.
Данная программа ориентирована на создание системы формирования, сохранения, укрепления здоровья учащихся школы.
Цель ОЭР: создать комфортные условия обучения, способствующие формированию, укреплению и сохранению здоровья школьников.
Задачи ОЭР:
- организация урочной и внеурочной деятельности по физкультуре на основе здоровьесберегающих технологий;
- решение воспитательных задач урока, направленные на формирование здорового образа жизни;
- формирование системы спортивно- оздоровительной работы.
-создание в школе условий жизнедеятельности, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для повышения уровня здоровья учащихся;
- формирование единой информационной базы по состоянию здоровья учащихся;
- введение в повседневную практику здоровьесберегающих технологий и оздоравливающих методик коррекции и укрепления здоровья.;
-формирование ценностных ориентаций на формирование здорового образа жизни;
- развитие физкультурно-спортивной работы.
Объект исследования – образовательный процесс, направленный на сохранение здоровья школьников
Предмет исследования – процесс внедрения современных здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию
здорового образа жизни.
Гипотеза исследования: если уроки физкультуры и
внеклассная работа по предмету с учащимися будет построена на основе здоровьесберегающих технологий, то укрепится здоровье учащихся,
поменяется их отношение к себе и окружающим, повысится качество
успеваемости обучающихся.
Ожидаемые результаты :
- формирование у учащихся положительного отношения к здоровью как к личному качеству; формирование навыков здорового образа жизни;
- овладение новыми технологиями здоровьесберегающего характера.
Критерии оценки: понижение в процентном отношении
числа учащихся с вредными привычками.
Диагностический инструментарий: данные медицинского осмотра учащихся;
изучение литературы по теме эксперимента, нормативных, инструктивно-методических документов;
анализ документации;
педагогическое наблюдение;
опросы, тестирование, определение рейтинга, изучение и обобщение опыта и др.
рефлексия
коррекция и др.
Этапы исследования ОЭР
I этап. Подготовительный – 2008-2009 учебный год (Теоретический этап погружения в проблему).
Оценка состояния здоровья детей,
Выявление детей «группы риска», состоящих на диспансерном учете.
Отбор эффективных методов оздоровления детей в условиях школы.
Обучение учителей основным методам профилактики осанки, близорукости.
Подбор литературы о здоровьесберегающих технологиях.
Введение ежедневной зарядки в начале занятий, проведение физкультпауз на уроках..
II этап- формирующий (поисково-экспериментальный) – 2010-2012 учебный год
Формирование групп ЛФК.
Расширение сети кружков и спортивных секций.
Проведение «Дня здоровья»
Выработка рекомендаций по оздоровлению детей в домашних условиях.
Овладение и внедрение в практику работы учителей систематических упражнений по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата и «зарядки для глаз».
Проведение Дней Здоровья (зимнего и весеннего).
III этап. Заключительный – 2013-2015 учебный год
Работа тренажерного зала.
Корректировка здоровья и психологической сферы.
Оздоровительная работа в летнем лагере.
Медицинские осмотры учащихся.
Прогноз проекта (ожидаемый результат)
В результате реализации проекта будет обеспечена более эффективная работа по сбережению здоровья учащихся, снижение уровня хронических заболеваний, при необходимости проведение профилактики и лечения в семейной амбулатории. Желание учащихся систематически заниматься физическими упражнениями.
Возможные риски:
– отказ семейной амбулатории по независящим от школы причинам от совместных проектов;
Основные мероприятия:
№
Основные мероприятия
Формы контроля
1
Формирование единой информационной базы данных по состоянию здоровья учащихся
Наличие базы данных
2
3.
Комплексная оценка состояния здоровья учащихся контрольных классов
Анализ результатов обследования
4.
Проведение необходимых лечебных и реабилитационных мероприятий на базе СВА
Отзывы родителей,
Анализ динамики заболеваемости
5.
Корректировка учебной, физической нагрузки и условий пребывания в школе
Рекомендации врачей, изменения в нагрузке, условиях обучения
6.
Создание массовой спортивно-физкультурной системы
Ежедневная зарядка учащихся школы, физкультпауза, участие в школьных, городских спортивно –массовых мероприятиях