kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса дополнительных образовательных услуг "Лапта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна программы определена федеральным государственным стандартом  2010 года. 

Направленность программы – физкультурно-спортивная,  видами деятельности которой являются: народные подвижные игры.

Программа спортивной секции актуальна и предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Однако при таком распределении часов невозможно решить такие глобальные задачи, как формирование здорового образа жизни и развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Программа создана на основе типовой программы Г.И. Погодаева. [1]

Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа факультатива рассчитана на учащихся 13-14 лет. В программе   факультатива   учитывались потребности современного российского общества (реализация основных целей образования, норм СанПина[2], запрос общества, родителей) и возрастные, психологические и физиологические особенности младших школьников.

 

[1]«Рабочая программа. Физическая культура.5-9 классы: учебно-методическое пособие/авт.-сост. Г.И.Погодаев», 2010г.

[2] Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса дополнительных образовательных услуг "Лапта" »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»





Программа курса дополнительных образовательных услуг

« Лапта»

(углубленное изучение физической культуры)

13-14 лет



Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Наумова Н.В.

учитель физической культуры

первая к.к.



Соликамск-2014г.





СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………….….......2

  2. Учебно-тематический план………………………...…………………….…....9

  3. Содержательная часть……...……………………………….………………..11

  4. Методическая часть…………………………………………………………….….…...14

  5. Диагностическая часть………………………………………………………….……....22

  6. Список литературы для педагога…………………………………….….……25

  7. Список литературы для воспитанников..........................................................27
















  1. Пояснительная записка.

Программа спортивной секции «Лапта» является модифицированной, развивающей, предназначена для организации занятий по физической культуре.

Новизна программы определена федеральным государственным стандартом  2010 года. 

Направленность программы – физкультурно-спортивная, видами деятельности которой являются: народные подвижные игры.

Программа спортивной секции актуальна и предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Однако при таком распределении часов невозможно решить такие глобальные задачи, как формирование здорового образа жизни и развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Программа создана на основе типовой программы Г.И. Погодаева. 1

Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа факультатива рассчитана на учащихся 13-14 лет. В программе факультатива учитывались потребности современного российского общества (реализация основных целей образования, норм СанПина2, запрос общества, родителей) и возрастные, психологические и физиологические особенности младших школьников.

Цель спортивной секции: формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью; целостное развитие физических и психических качеств обучаемых.


Задачи курса :

Укреплять здоровье, закаливать организм, содействовать правильному физическому развитию.

Формировать у воспитанников культуру движений, обогащать их двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью.

Укрепление здоровья и содействие правильному физическому раз­витию.

Привитие интереса к занятиям по русской лапте.

Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексных упражнений из различных видов спорта, подвиж­ных и спортивных игр.

Укрепление опорно-двигательного аппарата;

Развитие быстроты, ловкости, гибкости.

Овладение основами техники перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой по мячу.

Начальное обучение тактическим действиям.

Приучение к игровой обстановке.

Воспитывать привычку к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и прививать необходимые гигиенические навыки и умения.

Режим занятий: 140 часов в год, 3 раза в неделю.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.


Описание ценностных ориентиров содержания факультатива:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношении к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Ожидаемый результат.

В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- повысить уровень своей физической подготовленности;

- приобрести навыки и умения по изучаемому виду спорта;

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;

- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;

- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;

- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультатива.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

– планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

– видеть красоту движений, выделять и обосновывать этические признаки в движениях и передвижениях человека;

– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

– бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

– организовывать и проводить занятия физической культурой с целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

– подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

–выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных, изменяющихся, вариативных условиях.

Программа «Лапта» может корректироваться педагогом и усложняться.





  1. Учебно - тематический план


Наименование темы

Кол. часов

Теория

Практика

1

Основные правила игры в лапту.

Стойки и передвижения игроков.

2

1

1

2

Развитие русской лапты в России. Стойка игрока.

2

1

1

3

Остановки и перемещения в стойке боком, лицом. Ловля и передача мяча в пятерках на месте.

4


4

4

Прием и передача мяча в пятерках. Игра «Перестрелка

2


2

5

Перемещение в стойке боком, спиной вперёд. Ловля и передача мяча в парах в движении. Игра в русскую лапту.

4


4

6

Оборудование и инвентарь. Прием и передача мяча в тройках. Эстафеты с мячом.

4

1

3

7

Основы техники осаливания. Игра Салки».

2


2

8

Основы техники наброса мяча. Метание мяча в цель.

4


4

9

Освоение техники удара битой «сверху». Игра в лапту по упрощенным правилам.

4


4

10

Удары по мячу битой. Удары с боку. Удары на точность: в определенную цель на поле. Подача мяча. Игра в русскую лапту.

4


4

11

Роль физической культуры и спорта в обществе и формировании личности. Развитие быстроты. Игра русская лапта.

2

1

1

12

Специально беговые упражнения. Пробегание отрезков 20, 40, 60 м.

2


2

13

Подача мяча в круг подачи. Тест: бег 30 м.

2


2

14

Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Игра в мини-лапту.

2


2

15

Ловля высоко летящего мяча. Переосаливание.

4


4

16

Игра русская лапта. Тест: метание мяча на дальность.

2


2

17

Ловля мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча. Осаливание. Игра русскую лапту

4


4

18

Основы техники и тактики игры. Ловля мяча после передачи партнера.

4


4

19

Удары битой способом «сбоку». Развитие силы.

2


2

20

Удары по мячу битой. Удары с низу. Подача мяча. Игра в русскую лапту.

4


4

21

Правила игры в мини-лапту. Тест: метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками (м)

2


2

22

Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Игра в мини-лапту.

2


2

23

Игра мини-лапта. Техника игры в защите.

4


4

24

Развитие ловкости. Тест: челночный бег 3х10м.

2


2

25

Осаливание и самоосаливание. Финты (обманные движения) при осаливании. Игра в мини-лапту.

4


4

26

Переосаливание. Игра мини-лапта.

2


2

27

Сведения о строении и функциях организма человека. Развитее скоростно-силовых качеств.

2


2

28

Игра в мини-лапту. Тест: прыжок в длину с места.

2


2

29

Ловля мяча в ближней зоне, передача в дальнюю зону партнеру.

4


4

30

Установка игрокам перед соревнова­ниями и разбор проведенных игр.

2

1

1

31

Технико-тактические действия в нападении. Игра русская лапта.

4


4

32

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Приемы самомассажа.

2


2

33

Удары битой способом «свеча».

2


2

34

Групповые действия, розыгрыш очков (2, 4, 6). Развитие координации.

4


4

35

Ловля мяча в 4-й зоне, осаливание в 5-й зоне

4


4

36

Осаливание и самоосаливание. Финты (обманные движения) при осаливании. Игра в мини-лапту.

2


4

37

Влияние физических упражнений на организм занимающихся

2


2

38

Групповые и командные действия в защите и нападении. Игра в мини-лапту.

4


4

39

Игра в русскую лапту. Тест: бег 30 м.

2


2

40

Удары битой способом «сверху» во 2-ю и 3-ю зоны

4


4

41

Ловля мяча в ближней зоне, передача в дальнюю зону партнеру

2


2

42

Командные действия, розыгрыш очков (8, 10, 12). Развитие координации.

4


4

43

Развитие выносливости. Тест: бег 1000 м.

2


2

44

Ловля мяча во 2-й зоне, передача в 4-ю зону, осали­вание в 5-й зоне.

4


4

45

Упражнения по самостраховке при падении. ОФП.

2


2

46

Круговая тренировка на совершенствование технических приемов (наброс мяча, осаливание, прием и передача, удар битой).

4


4

47

Групповые и командные действия в защите и нападении. Игра в мини-лапту.

4


4

48

Игра русская лапта. Совершенствование техники игры.

2


2

итого

140

5

135


  1. Содержательная часть

Программный материал на этапах начальной подготовки и учеб­но-тренировочном представлен в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их пре­имущественной направленности.

Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом задач, принципов и содержания работы в процессе многолетней подготовки юных игроков в лапту.

При составлении блоков тренировочных заданий на этапе началь­ной подготовки следует особенно широко использовать игровой ме­тод, подвижные игры, круговую тренировку эстафеты и упражнения из различных видов спорта. Большое внимание придается развитию возрастных качеств, быстро-ответных действий, ловкости, координаций, выносливости. При этом учитывать, как такие качества транс­формируются в тактические действия и приемы игры. Целесообразно развивать скоростные качества в упражнениях с битой и мячом.

На этап начальной подготовки в 1-й год обучения перио­дизации годичного цикла в общепринятом понимании нет, однако в период, предшествующий проведению соревнований, осуществля­ется работа по подготовке к участию в соревнованиях, а во время уча­стия приобретается необходимый соревновательный опыт.

На учебно-тренировочном этапе вво­дится технико-тактическая подготовка. Программный материал должен быть распределен так, чтобы на период соревнований приходились задачи совершенствования освоенного технико-тактического арсенала при­меняй и приёмов в условиях соревнований.

В конечном счете, при построении тренировочных заданий не­обходимо ориентироваться на структуру соревновательной дея­тельности и факторы, определяющие ее эффективность в лапте. Поэтому продолжительность упражнений, игровых заданий, фраг­ментов игры, особенности и характер повторений, содержание уп­ражнений должны в той, или иной мере соответствовать пространственно-временным и количественно-качественным параметрам действий игроков в защите и нападении двух соперничающих команд.

Чем ближе соревнования, тем больше должно быть соответствие тренировочных заданий структуре игрового соревновательного про­тивоборства по расположению игроков в защите (по зонам), нападе­нии (очередность) и их тактическому взаимодействию в рамках от­дельных поединков.

Тренировки на этапе спортивного совершенствования приобрета­ют все более индивидуализированный характер. Построение годич­ных циклов носит ярко выраженный характер целенаправленной подготовки к соревнованиям, максимальной реализации в соревнова­ниях потенциала, приобретенного в процессе тренировочной деятель­ности.

Непременным и обязательным условием подготовки самостоятель­ных, ответственных, психически устойчивых и волевых игроков в лап­ту является постоянное повышение надежности навыков игры в усло­виях спада в соревновательных упражнениях с преимущественным развитием выносливости через напряженную творческую деятельность в поисках правильных и точных решений самих игроков при направ­ляющей роли тренера.

Программа последовательно решает следующие основные задачи:
Укреплять здоровье, закаливать организм, содействовать правильному физическому развитию.

Формировать у воспитанников культуру движений, обогащать их двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью.

Воспитывать привычку к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и прививать необходимые гигиенические навыки и умения.

Материал программы предполагает изучение основы лапты и даётся в разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. Материал по общей физической подготовке является единым и входит в каждое занятие спортивной секции.
Выполнение задач во многом зависит от подбора подводящих упражнений, чёткого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения. Технические приёмы, тактические действия и собственно спортивные игры таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Формы проведения занятий и итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- игры, соревнования, познавательные беседы, творческие задания, занятия, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня.
При организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности на занятиях по физической культуре и спорту и постоянно заострять внимание учащихся на их осознанной необходимости их соблюдения.

Формы подведения итогов:

Вводная диагностика.

Промежуточная диагностика.

Итоговая диагностика.




  1. Методическая часть

Методы обучения – игровой, соревновательный, командный, личный, лично-командный, репродуктивный.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Это первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

В ходе игр вырабатывается и взаимопонимание партнёров в коллективе, необходимое в командных и лично-командных соревнованиях. Правильно построенная система тренировки в подготовительном периоде (в том числе и с применением подвижных игр) помогает подвести спортсменов к достижению наилучшей спортивной формы в нужный момент.

Особенно большое место игры занимают в переходном периоде тренировки, в котором должны быть созданы условия для отдыха, завершение восстановительных процессов после напряжённых соревнований и в то же время сохранена тренированность.

К числу обусловленной  природой потребностей человека относится потребность к тренировке мышц и внутренних органов. Потребность к получению внешней информации. Игра представляет собой сбалансированную систему, вплотную со спортом.

Применение дидактических принципов в обучении спортивным играм.

Методика обучения спортивным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Её эффективность тесно связана с реализацией дидактических принципов.

Перед игроками необходимо каждый раз ставить образовательные задачи, соответствующие трудностям предстоящей игры. В дальнейшем игры должны систематически усложняться, чтобы не потерять воспитательного значения.

Важное условие успешной игровой деятельности заключается в ясности понимания содержания и правил игры. Это достигается наглядностью объяснения. Краткий образный рассказ сюжета игры при необходимости дополняется показом отдельных приёмов и действий играющих. Объяснив главное, руководитель начинает игру. Первая попытка позволит ему проверить, как дети поняли игру. Если необходимо, то игру  сразу же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях игру останавливают для введения мелких правил и исправления ошибок играющих.

Совершенствование двигательных навыков осуществляется в ходе многократных повторений, в результате которых движения становятся более правильными, экономичными. Двигательный навык должен быть доведен до известной степени автоматизма, чтобы в процессе игры разгрузить сознание для решения тактических задач.

Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное, активное отношение занимающихся к спортивным тренировкам и понимание изучаемого материала. Необходимо разъяснить занимающимся важность регулярных тренировок и ставить конкретные задачи перед каждым занятием. При выполнении технических приемов следует акцентировать внимание на анализе своих движений и движений партнеров. В тактических упражнениях нужно создавать такие условия, при которых поставленную задачу можно решить несколькими путями.

Принцип наглядности тесно связан с принципом сознательности. Суть его состоит в том, что преподаватель, используя показ и различные наглядные пособия, создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его.

Принцип систематичности и последовательности предполагает определенную систему обучения, установление логической связи между отдельными разделами и правильной последовательности прохождения материала. Реализуя этот принцип в процессе обучения, исходят из педагогических правил от простого к сложному, от главного  к второстепенному. Любая спортивная игра трудна для начинающего, так как на его центральную нервную систему действует большое количество разнообразных раздражителей. Поэтому при изучении игры приходится прибегать к её упрощению. Как только после объяснения и показа создано общее представление об изучаемой спортивной игре, переход к изучению её отдельных сторон: технике игровых приёмов индивидуальных тактических действий, коллективных действий в защите и нападении.

Принцип доступности требует подбора упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся.

Принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём повторений доводится до прочного навыка. Поскольку в спортивных играх навыки отличаются большой подвижностью, не следует длительное время повторять один и тот же материал в одинаковых условиях, так как это отрицательно скажется на творчестве в игре. Кроме дидактических принципов спортивной тренировки необходимо соблюдать и некоторые специфические принципы: всесторонности, разнообразия, непрерывности, цикличности и максимальных нагрузок.

Особенности организации и методики проведения спортивных игр с детьми среднего  школьного возраста.

Этот период в жизни детей характеризуется ускоренным темпом роста. Особенно быстро растут кости рук и ног. В результате этого несколько нарушается координация движений подростка. Продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объём мышц и их сила. Ещё больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек. Поэтому необходимо учитывать эти различия и делить подростков по полу в силовых играх. Круг у подростков сужается. В этом возрасте им нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны. Большой интерес подростки проявляют к командным играм. У подростков хорошо используются игры, подготовительные к спортивным, и спортивные игры. Подростки любят тренировать отдельные навыки, необходимые для спорта. Они понимают их пользу и с увлечением играют в игры с мячом, подготовительные к различным видам спорта. Подростки любят строгое объективное судейство и стремятся честно соблюдать правила игры. Характерно для учащихся этого возраста склонность к переоценке своих сил. Нередко проявляется неустойчивость поведения, большая впечатлительность.



ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Основной принцип построения учебно-тренировочной работы на этапе начальной подготовки - универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, со­блюдение требований индивидуального подхода и глубокого изуче­ния особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция прог­раммы - обучающая. Необходимо создать предпосылки для успеш­ного изучения юными спортсменами широкого арсенала технических средств, достижения высокого уровня специальной физической под­готовленности на последующих этапах многолетнего тренировочно­го процесса.

Конкретные задачи и преимущественная направленность тре­нировки:

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Эффективность подготовки юных игроков в лапту во многом зависит от тренировочных занятий, их структуры, выбора средств, методов и т. д. По направленности практические занятия делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, конт­рольные. В основе разделения занятий по видам лежит связь их со­держания с характером соревновательной деятельности игроков в лапту.

Однонаправленные занятия посвящены одному из видов подготов­ки: технической, физической, тактической. Комбинированные заня­тия включают материал из двух-трех видов в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, материал трех этих видов подготовки в одном занятии). Игровые занятия строят, опираясь на взаимосвязь сторон подготовки игрока в лапту и исполь­зуя метод сопряженных воздействий фрагментов игры, двухсторон­ней игры по правилам мини-лапты и по упрощенным правилам.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Основной принцип учебно-тренировочного этапа - универсальность подготовки с элементами игровой специализации (по функциям).

Задачи на этапе: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию; повы­шение уровня общей физической подготовленности, развитие спе­циальных физических способностей, необходимых при совершен­ствовании техники и тактики; прочное овладение основами техники и тактики русской лапты; приучение к соревновательным условиям; определение каждому учащемуся игровой функции в команде и с учетом этого индивидуализация видов подготовки; обучение навы­кам ведения дневника, системам записи игр и анализа полученных данных; приобретение навыков организации и проведения соревно­ваний по русской лапте, судейства, учебно-тренировочных занятий; выполнение зачетных требований и специальных нормативов, по годам обучения.

По своему характеру, средствам, методам и организации занятий тренировки на этом этапе характеризуются изучением базовых струк­тур в системе подготовки юного спортсмена.

Обучающая направленность программы исходит из необходимо­сти уже на этом этапе в возрастных группах добиться прочного овла­дения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточ­но высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшем в специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешно реализовать его в соревнованиях.

В связи с этим, основной показатель работы спортивных школ - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количе­ственно-качественных показателях технической, тактической, фи­зической, интегральной, теоретической подготовленности, физи­ческого развития.

ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Основной принцип учебно-тренировочной работы - специализи­рованная подготовка, в основе которой лежит учет игровой функции и индивидуальных особенностей занимающихся. Специализация осу­ществляется на основе универсальности процесса подготовки. Зада­чи учебно-тренировочной работы подчинены основной цели систе­мы многолетней подготовки резервов в русской лапте - подготовке спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием ду­ховных и физических сил.

Задачи на этапе: дальнейшее повышение разносторонней и специ­альной физической подготовленности; достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности, высокое мастерство выполнения игровой функции в команде; достижение стабильности игры (надежности игровых навыков) в сложной соревновательной обстановке; приобретение навыков проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по русской лапте; получение звания инструктора-преподавателя и судьи по спорту выполнение нормативов I и II спортивных разрядов и специальных нормативов включение в тренировочный состав команды высших разрядов. По своему харак­теру, средствам, методам и организации занятий на этом этапе отра­жает характер работы в командах игроков в лапту высших разрядов.

Программный материал первого года обучения на этапе спортив­ного совершенствования включает наиболее специфические техничес­кие приемы и тактические действия, овладение которыми позволит проводить тренировочную работу с учетом индивидуализации тех­нико-тактического арсенала на основе игровых амплуа спортсменов. В учебно-тренировочном процессе рекомендуется широко использо­вать упражнения, моделирующие игровые ситуации, создающие эк­стремальные условия, что позволит игрокам в лапту оптимально реа­лизовать технико-тактический арсенал в игровой и соревновательной деятельности.

Формы подведения итогов по разделу:

Вводная диагностика.

Промежуточная диагностика.

Итоговая диагностика

























  1. Диагностическая часть

1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.

2. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.

3. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.

4. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.

6. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.

7. Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности.

Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.

Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.

Уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.

Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.

Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.

Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.

Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.

Уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.

Уметь выполнять упражнения:

  • сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре высотой до 50 см);

  • подтягивание на перекладине (юноши);

  • поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);

  • прыжки в длину с места;

  • бег 100 м;

  • бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени);

  • тест Купера — 12-минутное передвижение;

Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений — тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.















Нормативы по физической подготовке

№ п/п

Показатели

На первый год обучения, этапы

Начальной подготовки

Учебно- тренировочный

Спортивного совершенств.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

Становая сила (кг)

54

65

74

93

102

132

2

Бег 30 м (с)

6,0

5,8

5,7

5,1

5,5

4,4

3

Бег 1000 м с изменением направления

5.30

4.30

5.0

4,0

4.50

3.50

4

Прыжок в длину с места (см)

158

160

187

200

210

230

5

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками (м)

4,0

4,6

7,2

7,8

11,5

15,2




































6.Литература для педагогов.

1. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирова­ние в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

2. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способ­ностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 2011

3. Валиахметов P.M., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 2010.

4. Валиахметов P.M. Лапта. Учебное пособие. - Уфа: БГПИ, 2011

5. Валиахметов P.M., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелипин В.И. Лапта. Учебное пособие. - Сибай: Сибайский институт БГУ, 2013

6. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физ­культура и спорт, 2012

7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2012

8. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. 3-е изд., испр. и доп. - Минск: Вышейшая школа, 2010.

9. Каменцер М.Г. Спортшкола в школе. - М.: Физкультура и спорт, 2011.

10. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелипин В.И. Лапта. Техничес­кая и тактическая подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 2012

11. Ломан Н.В. Бег, прыжки, метания/ Пер. с нем. - 2 изд., доп. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкуль­тура и спорт, 2010.

13. ОзолинН.Г. Молодому коллеге.-М.: Физкультура и спорт, 2011.

14. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

15. Платонов В Н. Теория и методика спортивной тренировки: Учеб. пособие для институтов физической культуры. - Киев.: Выща школа, 2012.

16. Психология и современный спорт / Сост. А.В. Родионов, Н.А. Худадов. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

17. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Под об. ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Д. Курамшина. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

18. Филип В.П., Фомин Н А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2011.

19. Шулятьев В Н. Содержание и организация тренировочного процесса волейболистов: Учеб. метод, рекомендации. - Омск, 2010.

20. Яхонтов Е.Р. Методические рекомендации по обучению юных баскетболистов двигательным действиям, подготовка для детских тренеров.-Л.: 2013. Вып. 1.-С. 5-13.




























7.Литература для воспитанников

1. Былеева Л.В., П.М. Коротков «Подвижные игры» Москва, 2012г.

2. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелипин В.И. Лапта. Техничес­кая и тактическая подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 2012

3. Ломан Н.В. Бег, прыжки, метания/ Пер. с нем. - 2 изд., доп. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

4. Озолин Н.Г. «Современная система спортивной тренировки» Москва, 2013г.








1«Рабочая программа. Физическая культура.5-9 классы: учебно-методическое пособие/авт.-сост. Г.И.Погодаев», 2010г.

2 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.



27



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа курса дополнительных образовательных услуг "Лапта"

Автор: Наумова Надежда Викторовна

Дата: 31.12.2014

Номер свидетельства: 149232


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства