Просмотр содержимого документа
«Профессионализм педагога и его значимость в работе со спортсменами»
Автор: Скалаух Анатолий Михайлович
Директор Луганского высшего училища физической культуры
Заслуженный работник физической культуры и спорта
Отличник образования
Заслуженный работник образования ЛНР
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА
И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В РАБОТЕ СО СПОРТСМЕНАМИ
Физическое образование по ширине диапазона соответствуют современному пониманию воспитывающего обучения. Система физического образования решая попутно задачи оздоровления и гигиены, реализует связь физического воспитания и образования с умственным развитием, нравственным и эстетическим воспитанием.
Особенности практической деятельности преподавателя (тренера) высшей квалификации определяют требования к его спортивно-педагогическому мастерству. Спортивно-педагогическое мастерство определяется как синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, спортивных навыков, умений и эмоционально-волевых качеств — все это во взаимосвязи с высокими моральными качествами личности позволяет тренеру эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи. Но, как считал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, человек по-настоящему воспитывается тогда, когда он воспитывает другого человека. Чувства собственного достоинства, чести, гордости пробуждаются в человеке, когда он вкладывает частицу своих духовных сил в другого человека, стремится сделать его лучше, видит в нем, как в зеркале, себя — свои нравственные черты, творческие способности, мастерство.
Спортивный педагог является носителем знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим воспитанникам. Чтобы быть профессионалом в своей области необходимо обладать не только спортивно-практической подготовленностью, но и большим арсеналом методов и средств воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, способной привести воспитанников к достижению результатов в спорте. Все это предъявляет большие требования к его профессионально-педагогической культуре, одной из составляющих сторон которой является педагогическое мастерство преподавателя-тренера.
Изучение характеристики личности и педагогической деятельности спортивного педагога позволяет нам рассмотреть способы и приемы педагогического взаимодействия с воспитанниками, буквально ответить на вопросы: как же происходит передача специальных знаний, умений и навыков; посредством чего спортивный педагог осуществляет нравственное и педагогическое воздействие на учащихся?
Мастерство тренера выражается в умении владеть средствами педагогической техники, т. е. быть эстетически выразительным, уметь, когда это нужно скрывать своё дурное настроение, а если необходимо – показать свою взволнованность, радость, страстность. Именно педагогическая техника
позволяет тренеру управлять своими эмоциями, организовывать своё поведение, что является неотъемлемым условием для успешной организации педагогического процесса. Тренер - это профессия для азартных, заядлых спортсменов с педагогической жилкой в характере. И, чтобы стать профессиональным тренером, имеющим перспективы карьерного роста в сфере подготовки спортивных кадров (т.е. участников международных соревнований вплоть до олимпийских игр), нужно всерьёз озаботиться выбором своего вида спорта ещё в школьные годы. А, выбрав его, заниматься ещё более серьёзно под руководством опытного квалифицированного тренера.
В принципе, тренерами обычно становятся не просто спортивные, а целеустремлённые юноши и девушки, к выпуску из школы твёрдо знающие, чего хотят от жизни. По идее, им и не нужно про свою будущую профессию у кого-то консультироваться, тем более что нет лучше консультанта и проводника в профессии, чем учитель, то есть тренер по избранному учеником виду спорта. Тем не менее уделить внимание профессии спортивного тренера всё-таки стоит. Тренерами олимпийского резерва и даже теми их коллегами, кто готовит для них спортивные кадры, могут стать единицы: отбор в эту славную когорту учителей-спортсменов всегда был и будет жёстким, с большим конкурсом.
Тут необходимо отчётливо понимать, что спорт существует в двух ипостасях – спорт ради спортивной карьеры, высоких наград и призов, и спорт ради самого спорта, тренировок в своё удовольствие, главное в которых – не победа, а участие. И если первый спорт (ради карьеры) работает на международный престиж страны, то второй – на её здоровье и культуру, что в конечном итоге означает процветание нации. И поэтому, если вы обнаружили свою любовь к спортивной работе с детьми уже по окончании школы, не добившись к этому моменту каких-либо серьёзных спортивных результатов, не отказывайтесь от выбора спортивной специальности.
Разумеется, если вы никогда не занимались, предположим, футболом, то показать что-либо экзаменаторам из этого вида спорта не сможете. То же касается и других видов спорта, требующих специфических навыков. Однако по некоторым специализациям, как, например, легкая атлетика, спортсмены-самоучки нередко получают хорошие оценки, поступают в спортивное учебное заведение и в дальнейшем становятся даже чемпионами. Но в любом виде спорта имеют значение индивидуальные специфические способности спортсмена, и кто-то, придя в спортивную секцию с нулевой подготовкой, уже через несколько месяцев интенсивных тренировок не уступает тем, кто занимается этим видом спорта несколько лет.
Важно, что поступают в спортивные учебные заведения не только сильные спортсмены, в школьные годы многократно выступавшие на соревнованиях разного уровня и получившие спортивные разряды вплоть до мастера спорта, но и просто физически крепкие, спортивные ребята, увлечённые спортом и прошедшие медкомиссию учебного заведения. И если вы задумались о тренерской работе хотя бы за год-два до окончания школы, надёжнее будет всё-таки изыскать возможность для поступления в спортивное учебное заведение такое, как Луганское высшее училище физической культуры. И если спорт, а особенно спортивная педагогика и преподавание увлекает вас настолько, что вы готовы отдать ему себя без остатка, то после получения среднего общего образования продолжайте обучение по специальности "Физическая культура". При этом замечено, что увлечённый тренерской работой спортсмен, уйдя в другую сферу, впоследствии сильно тоскует по обществу молодых спортсменов.
Кроме чисто спортивных качеств, тренер должен обладать педагогическим терпением. Тут следует хорошо усвоить, что владеть спортивным мастерством самому и уметь учить спорту других, подчас не очень способных, - большая разница. В то же время в отличие от учителя физкультуры, работающего в общеобразовательной школе, перед тренером стоят более глубокие и трудные задачи – во-первых, неустанного поиска будущих чемпионов, во-вторых, выращивания из наиболее способных учеников будущих мастеров и сподвижников спорта.
Тренер плюс ко всему должен быть и грамотным в области анатомии и физиологии человека. Ему чрезвычайно важно владеть элементарными навыками оказания первой медицинской помощи и знать основы спортивной безопасности. Так что мало быть просто сильным спортсменом – нужно ещё стать и грамотным специалистом. Именно поэтому кроме экзамена по физической культуре поступающие в спортивное учебное заведение сдают биологию. И учить её требуется очень серьезно, а не просто для проформы, как думают некоторые. К тому же успешные тренеры получаются из людей со способностями психолога и хорошо учивших во время учёбы психологию, особенно спортивную. Дело в том, что от верного психологического настроя спортсмена во многом зависит его успех на соревнованиях. Именно поэтому начала набирать в спорте вес такая специальность, как спортивный психолог. И путь к освоению этой специальности также лежит через спорт, учёбу, тренерскую работу и дополнительное образование.
Неправильно думать, будто профессия тренера в образовании ограничена спортивными методиками и практикой подготовки спортсменов. Учебной целью спортивного учебного заведения является процесс развития, обучения, образования, нравственного воспитания и психологической подготовки учащихся с опорой на избранный вид спорта и в интересах профессионально-педагогической подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры. Такая подготовка основывается на реализации ряда базовых педагогических категорий, к которым относятся развитие, психологическая подготовка, обучение, воспитание, образование и социализация.
Развитие в педагогике принято понимать как целеустремленный, планомерный и непрерывный процесс совершенствования умственной и физической деятельности обучающихся посредством содержания учебных дисциплин и определенного уклада жизнедеятельности в соответствии с будущей профессией и условиями работы. Развитие связано с обучением и воспитанием, что требует значительных усилий и мастерства со стороны педагога, перед которым стоит задача научить анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а при необходимости и уметь абстрагироваться, принимая профессиональные решения.
Психологическая подготовка — это целеустремленный, организованный процесс формирования средствами спорта эмоционально-положительного и стойкого отношения к профессии, внутренней готовности к преодолению трудностей и активного стремления к овладению спортивно-педагогическим мастерством.
Обучение — взаимообусловленный, целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс по передаче знаний, умений и навыков спортивных дисциплин и овладению ими. Обучение представляет собой основной путь получения специального образования по физической культуре. В ходе обучения от преподавателя требуется не только изложить систему каких-либо знаний, перечислить передовые методы, приемы и правила рациональной спортивной работы, но, главное, уметь вызвать у обучаемых интерес к познанию предмета, к творческому поиску уже известных истин. Обучения без воспитания не бывает. Обучение в той или иной мере всегда воспитывает.
Воспитание в буквальном смысле означает «выращивание». Русскому слову «воспитание», которое имеет своим корнем глагол «питать», соответствует синоним «кормить». Поэтому в древнерусском языке слова «воспитание» и «вскармливание» — синонимы. Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях ее подготовки к производительной общественной и культурной деятельности. В педагогическом смысле под воспитанием понимается целенаправленная, организованная система воздействий средствами физической культуры в интересах формирования у людей мировоззренческих позиций, нравственных идеалов, норм и отношений, эстетического восприятия и отношения к действительности, высоких специальных качеств и, безусловно, потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. В узком смысле под воспитанием понимается специальная педагогическая работа, направленная на формирование конкретных навыков, свойств, взглядов и убеждений. А под физическим воспитанием - выработка характера путем занятий физическими упражнениями и спортом. Между обучением, развитием, психологической подготовкой и воспитанием существуют сложные и противоречивые взаимосвязи. Система физкультурного образования становится привлекательной силой по мере сознательного выбора будущей профессии.
Социализация в педагогике спорта понимается как целеустремленный процесс усвоения человеком общественно значимых норм, ценностей и знаний в ходе занятий спортом. В основе социализации лежит идея социального раскрепощения субъекта. Идеи о высвобождении способностей человека, о многообразии форм воспитания являются прочной основой педагогики спорта. Значимые для молодых людей и полезные для профессионального дела виды спорта наполняют досуг молодежи конкретным содержанием. Спорт из общественно-исторического явления превращается в условие формирования здорового, творчески активного поколения. В качестве организационно-методического принципа в данном случае выступает условие эмоционально положительного соучастия старших и младших в спортивных тренировках, соревнованиях и самых разных мероприятиях, что способствует преемственности знаний и товарищескому сплочению.
Работа спортивного педагога – это постоянное решение серьёзных стратегических задач на перспективу, требующих от него удачного сочетания твёрдости с тактом. Тренер должен уметь указать на ошибки способному спортсмену так, чтобы тот не встал в позу, а понял, что от него требуется, и усилил бы своё рвение, причём не в ущерб интересам других спортсменов, менее способных, но так же увлечённых. И тут тренеру необходимо уметь ко всем своим ученикам, независимо от их перспективности для спорта в целом и спортивного учебного заведения в частности, относиться одинаково строго и с уважением – нельзя на кого-то махнуть рукой, а кому-то уделять чрезмерное внимание. Дело тут не только в нравственных принципах. Без коллектива спортсменов вырастить звезду спорта невозможно. Ибо, чтобы побеждать равных себе и более сильных, необходимо тренироваться и с более слабыми. Таков закон природы, и те, кто им, в силу недостаточной тренерской грамотности, пренебрегает, нередко теряют перспективных спортсменов.