Проектная работа "Киокушинкай, как разновидность карате. Его особенности"
Проектная работа "Киокушинкай, как разновидность карате. Его особенности"
проектная работа Карате – это вид восточного боевого искусства. Первые упоминания, о котором датируются 1761 годом. Эту дату упоминает Сесин Нагаминэ в своей книге, которая называется «Основы окинавского каратэ-до». Тогда это боевое искусство все знали, как «тодэ», что в переводе с японского значит «китайский бокс».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Киокушинкай, как разновидность карате. Его особенности"»
Актуальность данной проектной работы заключается в привлечении детей школьного возраста к занятиям киокушинкай каратэ, так как в соответствии с указом президента РФ N 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации до 2024 года необходимо обеспечить увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Карате – это вид восточного боевого искусства. Первые упоминания, о котором датируются 1761 годом. Эту дату упоминает Сесин Нагаминэ в своей книге, которая называется «Основы окинавского каратэ-до». Тогда это боевое искусство все знали, как «тодэ», что в переводе с японского значит «китайский бокс».
Острое соперничество между мастерами каратэ и их учениками, пытавшимися доказать превосходство своего наставника или школы, привели к быстрому развитию новых, современных стилей каратэ, которых в мире сегодня насчитывается несколько десятков.
Основными же стилями каратэ принято считать:
Кёкусинкай (киокушинкай)
Сёто кан
3. Сито рю
4. Годзю рю
5. Вадо рю.
Цель данного проекта – изучить сущность киокушинкай карате, как один из основных видов каратэ.
Объект исследования: каратэ киокушинкай.
Предмет исследования: сущность каратэ киокушинкай
Задачи:
рассмотреть понятие киокушинкай карате, историю его возникновения;
рассмотреть историю становления киокушинкай каратэ в России;
рассмотреть особенности техники киокушинкай каратэ;
охарактеризовать тактические приемы использования дистанции ведения боя.
Методы – изучение и анализ научно-популярной литературы по проблеме исследования.
Каратэ киокушинкай или кёкусинкай - очень молодой стиль карате. Он появился в середине XX века. Стиль киокушинкай основал в 50-х годах мастер карате Масутацу Ояма, кореец по национальности.
В 1954 г. Ояма открывает свое первое додзё в Токио. Его первыми учениками становятся Мизушима и Ясуда. В 1956 г. открывается первое додзё Оямы около университета Рюккю. Несмотря на большую текучесть, возникшую из-за трудностей тренировок, в 1957 г. Ояма уже имел 700 учеников. В 1964 г. в Японии официально был признан центр Киокушинкая Хонбу, который впоследствии становится международным центром киокушинкая (IKO). После этого киокушинкай распространился более чем в 120 странах, объединив около 10 млн тренирующихся [2].
Основоположником карате Кёкусинкай в СССР является А. И. Танюшкин. Будучи в Польше в служебной командировке, Танюшкин познакомился в Кракове с Анджеем Древняком и вместе с ним стал заниматься карате. Через некоторое время, узнав о существовании карате стиля Кёкусинкай, Танюшкин и Древняк написали письмо Масутацу Ояме и по его указанию стали сотрудничать с Президентом Европейской Организации Кёкусинкай Люком Холландером. Первую секцию Кёкусинкай в СССР он открыл в Москве в 1973 г. К концу 1970-х годов в стране сформировалась школа, имеющая представителей во всех крупных регионах. После снятия почти 10-летнего запрета на карате, в 1989 году появилась Федерация Кёкусинкай СССР. Основателем её был Александр Танюшкин. Создание такой федерации было огромным шагом вперёд для развития единоборств в СССР. Но в результате нежелания А.Танюшкина считаться с растущим мастерством регионов руководители отделений киокушин каратэ самостоятельно вышли на основателя киокушин каратэ - Масутацу Ояму, который направил в 1990 году своего ученика Хацуо Рояму и 20 обладателей черных поясов в Киев, где был проведен турнир и семинар, в котором А.Танюшкин не стал принимать участия.
С 1991 году центр развития киокушина в России переместился на Восток в Хабаровский край, где под руководством Евгения Исакова начал формироваться истинный киокушин - пришедший к нам непосредственно из Японии от инструкторов IKO, направляемых в Россию самим Оямой.
В 1994 г. киокушинкай карате понесло большую утрату – умер Мастер. Масутацу Ояма, после его смерти школу Киокушинкай карате ждал раскол. Организация разделилась на японскую и общемировую школы.
Система требований киокушинкай – одна из самых жестких в мире, что и находит отражение в содержании экзаменов на пояса. Cистема поясов – это символы усердия и работоспособности ученика, награда за все его усилия.
Примечательно, что основатель школы Киокушин М. Ояма награжден от имени I.K.O. единственным высшим 10 даном. Президент Российской Федерации В.В. Путин обладает 8 даном по этому виду единоборств.
Система обучения в киокушинкай основана на взаимосвязанных принципах и формах тренировок: кихон, ката, тамешивари и кумитэ, которые пронизаны медитативной практикой. Они дополняются специальными упражнениями и тестами, способствующими выработке высокой кондиции и сильного духа. По спортивным правилам в киокушинкай каратэ-до запрещены удары и действия, способные вызвать серьезные расстройства здоровья: в спину, лицо, шею, рубящие, секущие и колющие удары.
В киокушинкай каратэ, в отличии от других школ дистанции боя определяются так:
– ближняя, с которой возможно нанесение удара локтем и коленом;
– средняя, с которой возможно нанесение удара рукой (сэйкэн, уракэн, сюто);
– дальняя, с которой возможно нанесение удара ногой (что не исключает нанесение удара ногой с других дистанций. В частности, со средней – удар маваси-гэри голенью (супэ) или различные формы маваси-кэагэ и ороси-какито). Для перехода с дальней на среднюю и ближнюю дистанции достаточно выполнить подшаг или шаг со слепой стороны поста позиции (с левой на правую).
Наиболее распространённые примеры тактических манер ведения боя в условиях соревнований:
Тактика «выжидания» – довольно распространённая форма ведения боя. Бойцам, работающим в данной манере свойственно намеренное затягивание активных столкновений и пассивное ведение схватки. Однако такие бойцы обладают хорошей реакцией и чувством времени. Как только соперник допускает ошибку они тут же берут её в расчёт и наказывают его, используя стремительные атаки в ответной, опережающей и встречной форме. Тактика каратиста в поединке с таким противником состоит в том, чтобы усыпить его бдительность ложными атаками, перемещениями, изменением темпа боя с использованием стремительных атак, приёмов выведения из равновесия. Возможен вариант подражания тактике выжидания с целью вынудить противника работать в несвойственной ему манере.
Тактика «стремительной атаки». Многие технически подготовленные каратисты предпочитают неожиданно атаковать с дальней дистанции и немедленно после атаки отходить от противника на туже дистанцию. Такие каратисты обычно умело маневрируют и дезориентируют противника, легко и быстро передвигаясь в различных направлениях и меняя дистанции. Тактика ведения боя против такого каратиста заключается в том, чтобы нейтрализовать его, лишить преимущества в быстроте манёвра, прижимая его к углам площадки, действовать из противоположной стойки, навязать не свойственную ему среднюю или ближнюю дистанцию. С этой целью каратисты используют: активное сближение с попутными защитами; разнообразные передвижения в сочетании с уклонами; быстрые ответные контратаки; встречные опережающие удары.
Тактика «игровика». Каратисты, строящие бой на контратаках, – одни из самых искусных. Обладая высокой быстротой они искусно, подмечают слабые стороны в атаках соперника (провалы, потерю равновесия) и подбирают соответствующие подготовительные действия: ложные открытия, финты, умело вызывая противника на неподготовленную атаку. Тактика ведения боя против таких каратистов заключается в том, чтобы вынудить их вести бой в не свойственной им манере и на непривычной для них дистанции. Для этого можно попробовать обыграть противника по очкам быстрыми стремительными атаками, предварительно утомив его внимание финтами, прижиманием к границам площадки и заставить его действовать в атаке. Можно попробовать подрожать его манере, применяя вызовы – ложные атаки и открытия с последующей контратакой. Опытный каратист сумеет заставить противника атаковать, т.е. вынудить его действовать в не свойственной ему манере.
Тактика «темпа». В соревнованиях часто встречаются каратисты, активно идущие на сближение с противником, действующие в быстром темпе сериями атак, и старающиеся выиграть бой досрочно. Тактика каратиста в поединке с таким противником состоит в том, чтобы набрать очки в тех случаях, когда соперник снижает темп или допускает ошибки (теряет равновесие, промахивается). Действия каратиста в данном случае заключается в быстром, разнообразном и широком маневрировании, преимущественно на дальней дистанции, в сочетании с защитой шагами назад и в стороны, уклонами с помощью которых спортсмен избегает ударов и сближения.
Тактика комбинационного боя. Главная задача - не дать соперникам подстроится под свою манеру ведения боя и уверенно действовать на всех дистанциях, хорошо маневрировать, умело пользоваться всеми боевыми средствами, сочетая различные тактические установки. Именно комбинационный бой выявляет мастерство каратиста, позволяющее ему противостоять любому виду тактики и умело решать самые разнообразные тактические задачи, возникающие в ходе поединка. Основная тактическая задача каратиста, ведущего бой с противником, применяющим комбинационный бой, – выяснение особенностей боя, т.е. излюбленной дистанции, применяемых приёмов, дистанции для проведения решающего удара с тем, чтобы противопоставить противнику также комбинационную манеру ведения боя, но направленную на нейтрализацию его основных действий.
Тактика боя в противоположной стойке. Манера боя заключается в создании противнику непривычных условий для защиты и развития стремительной атаки с заходом ему в тыл. Для этого каратисты используют успешно подсечки под переднюю ногу, воздействия на переднюю руку соперника (сбив, подбив, захват). Многие каратисты используют противоположную стойку, чтобы приблизить к сопернику свою сильную руку для нанесения встречных контрударов. Выбирая тактику против каратиста такого типа, надо учитывать, прежде всего, в какой манере этот каратист ведёт бой: работает ли он в атакующей манере или контратакующей, на какой дистанции. Против противника, ведущего бой в оборонительной манере эффективны те же подсечки под переднюю ногу, выход в тыл соперника, прячась за его переднюю руку.
Планирование соревновательного боя. Планирование боя – довольно сложное стратегическое действие, осуществляемое до начала поединка. При планировании каратист должен учитывать условия схватки, свои возможности и особенности соперника. Выявив основные особенности и ошибки будущего соперника, надо сопоставить их со своими возможностями и перейти к составлению плана боя, который должен предусматривать использование собственных сильных сторон и слабых мест соперника. Здесь подбираются приёмы, которыми следует чаще пользоваться в ситуациях, в которых соперник чаще ошибается и намечается примерная последовательность действий [10].
Таким образом, киокушинкай каратэ - это боевое искусство, основанное на ударах руками и ногами. Сущность Киокушинкай заключается в единстве физического и духовного начал. Развитие данного стиля каратэ продолжается и по сей день. Несмотря на разнообразие школ каратэ и мастеров принципы, заложенные Масутацу Оямой, нерушимы и с каждым годом интерес к каратэ растёт во всех странах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Горбылёв А. Итосу Анко – отец современного каратэ // Додзё: воинские искусства Японии, 2002, № 3, с. 31–42, 47
Горбылёв А. Становление школы Кёкусинкай // Додзё: воинские искусства Японии, 2000, № 4, с. 17–38
Дрэгер Д., Накаяма М. Практическое каратэ для всех. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004
Дрэгер Д., Накаяма М. Практическое каратэ на улице. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007
Накаяма М. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 1. Полный обзор. М.: Ладомир, АСТ, 1998
Накаяма М. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 2. Основы. М.: Ладомир, АСТ, 1998
Накаяма М. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 7. Джиттэ, Хангецу, Эмпи. М.: Ладомир, ООО «Издательство АСТ», 2000
Натаров В. Интеллектуальное каратэ Конно-дзюку// Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 5, с. 12–20
Ояма М. Это – каратэ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000
Фунакоси Г. Каратэ-до – мой образ жизни. Ростов-на – Дону: «Феникс», 1999
Фунакоси Г. Каратэ-до Ньюмон. Ростов-на – Дону: «Феникс», 1999
Хаберзетцер Р. Каратэ-до. Часть I. Тирасполь: ЧП «МОДУС», 1995; Ч. II, 1996; Ч. III, 1997; Ч. IV-VI, 1997