kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема мотивации как фактор побуждения к занятиям физическими упражнениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема мотивации к систематическим занятим физкультурно-оздоровительной деятельностью в настоящее время становится самой приоритетной в деятельности преподавателей физического культуры средних профессиональных учебных заведений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема мотивации как фактор побуждения к занятиям физическими упражнениями»

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ

КАК ФАКТОР ПОБУЖДЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ


Бабешко А.П., руководитель физического воспитания, преподаватель-методист Луганского медицинского колледжа филиала ГУ ЛНР «ЛГМУ имени Святителя Луки»


Из доклада о состоянии здравоохранения в мире следует, что низкая двигательная активность является одним из основных факторов риска, которые вызывают заболеваемость и приводят к смерти от неинфекционных болезней [1, с.15]. По оценкам экспертов ВОЗ, отсутствие двигательной активности является причиной 1,9 млн случаев смерти (2020 г.) и 17 млн лет жизни, скорректированных на инвалидность, что теряются ежегодно, а также примерно 15-20% случаев ишемической болезни сердца, диабета и некоторых форм рака. Отсутствие двигательной активности влияет на заболеваемость либо непосредственно, либо через основные факторы риска, в частности – высокое артериальное давление, высокое содержание холестерина и ожирение. Существуют убедительные доказательства, свидетельствующие о положительном влиянии двигательной активности на здоровье человека [4, с.16-27]. Многочисленными исследованиями установлена взаимосвязь между уровнем двигательной активности, заболеваемостью и смертностью [3, с.3-15].

При наличии такой убедительной информации возникает вопрос, почему лишь менее четверти населения вовлечено в занятия двигательной активностью, которая оценивается от низкой до умеренной? Данные ВОЗ свидетельствуют, что уровень двигательной активности у более 60% взрослого населения земного шара значительно ниже, чем тот, что является полезным для здоровья человека [1, с.15]. Двигательная активность значительно уменьшается с возрастом и, как правило, ее уровень ниже у девушек и женщин [4, с. 16-27]. Определены факторы, препятствующие привлечению населения к физкультурно-оздоровительной деятельности [4]. Среди них основными являются: противоречие между вербальным уровнем знаний о пользе двигательной активности и реальным ее уровнем; отсутствие ответственности за состояние своего здоровья; особенности эмоционально-волевой сферы личности; переоценка бытовой и производственной двигательной активности для здоровья; нерациональное использование свободного времени; субъективно завышенный уровень ожиданий от применения лекарственных средств и тому подобное.

Встает вопрос, что же необходимо сделать для привлечения населения к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям. Ответ на этот вопрос входит в сферу, занимающуюся вопросами мотивации. Решение данной проблемы основано в трудах многих исследователей [1,2,3,4 и др.]. Однако большинство из них касается общей психологии, а не сферы оздоровительной физической культуры и рекреации.

Цель исследования – анализ теорий мотивации и разработка на этой основе стратегии для усиления мотивации к занятиям двигательной активностью.

Исследования по изучению проблемы мотивации длительное время сосредоточились на факторах, определяющих поведение человека и заставляют его совершать те или иные поступки. Сначала теории мотивации рассматривали преимущественно детерминистические аспекты этих факторов, уделяя особое внимание инстинктивным побуждением, физиологическим стимулам или внешнему воздействию. Для формирования основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели труды А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. Мак-Клелланда, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений, направляющих деятельность людей.

Согласно теории А. Маслоу, потребности делятся на первичные и вторичные и могут быть описаны пятиуровневой иерархической структурой, в которой потребности расположены в соответствии с приоритетом, а поведение человека определяет самая низкая из неудовлетворенных потребностей иерархической структуры. После удовлетворения потребности ее мотивирующее воздействие исчезает. Другой моделью мотивации, была теория Д. Мак-Клелланда, который, считал, что человеку присущи три потребности: власть, успех и причастность к деятельности. На сегодня роль этих потребностей высшего порядка особенно возрастает, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены [2, с. 231-233].

Во второй половине 50-х годов прошлого столетия Ф. Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Согласно выводам Ф. Герцберга, причины, лежащие в основе побуждений человека, можно разделить на две большие категории – "гигиенические факторы" и "мотивация". Наличие гигиенических факторов лишь препятствует возникновению неудовлетворения работой. Мотивации, примерно соответствующие потребностям высших уровней у А. Маслоу и Д. Мак-Клелланда, активно влияют на поведение.

Более современные процессуальные теории мотивации – это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера—Лоулера. Теория ожидания исходит из положения о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению потребности или же к достижению желаемого результата. Если люди чувствуют, что прямой связи между затраченными усилиями и достигнутым результатом нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет снижаться. Отсутствие взаимозависимости может произойти из-за ложной самооценки человека, из-за его плохой подготовки и несоответствующего обучения, или по другой причине.

Альтернативную точку зрения высказывает Р. Байт [5, с. 49], предполагающий, что человека побуждает к действию необходимость быть компетентным или успешным в освоении всех аспектов окружающей среды. Он утверждает, что в случае успешного решения поставленной задачи, "чувство собственной способности к действию", в свою очередь, предстает природным фактором для внутренней мотивации дальнейших поступков. Труд Р. Байта побудил к дальнейшим исследованиям, посвященным внутренней мотивации.

Существенным вкладом в развитие взглядов Р. Уайта стало создание теории когнитивной оценки [5, с. 43-48], утверждающей, что внутренняя мотивация основывается на врожденной потребности в компетентности и самостоятельности при взаимодействии с внешним миром. Внутренним вознаграждением поступкам является осознание чувства своего умения и независимости, положительные эмоции. Эти ощущения, в свою очередь, являются основой для поддержания или усиления внутренней мотивации человека к конкретным поступкам. Согласно когнитивной теории, желание человека заниматься двигательной активностью зависит от того, сохраняются ли у него чувства компетентности, независимости и положительные эмоции. И, наоборот, если человек начинает чувствовать себя несостоятельным к физической деятельности или его поступки находятся под постоянным контролем, то его мотивация ослабевает. Следствием этого является состояние внешней мотивации (деятельность может продолжаться при наличии внешнего поощрения или принуждения) или состояние амотивации (дальнейшая деятельность маловероятна, поскольку ощущение некомпетентности приводит к появлению чувства ее бесполезности).

Большинство работ по общей психологии подтвердили справедливость теории когнитивной оценки. В ряде исследований доказано, что когда индивидуум получает информацию, которая ослабляет его чувство компетентности или чувство самостоятельности выбора в своих поступках, то его внутренняя мотивация ослабевает [5, с. 52],].

Мы считаем целесообразным согласно сфере оздоровительной физической культуры выделить такие группы устойчивых потребностей: биологические (потребность в движении, смене деятельности, активном отдыхе, питании), социальные (общение, самоутверждение, лидерство, подчинение, сочувствие, подражание), идеальные (познание, творчество, досуг, эмоциональное функционирование – получение положительных эмоций, деятельность, направленная на достижение цели – рефлекс цели, самовыражение). Не только биологические и социальные, но и вышеупомянутые личные потребности могут удовлетворяться в сфере оздоровительной физической культуры и выступать как неосвоенные побуждения к занятиям физическими упражнениями [5, с. 253-258].

Нами рассматривались факторы, усиливающие внутреннюю мотивацию в оздоровительных занятиях двигательной активностью.

Установлено, что занятия двигательной активностью придают человеку ощущение независимости и уверенности в своих силах, а также порождают чувство радости, эмоционального подъема, другие положительные эмоции. Исходя из этого, легко понять, что двигательная активность от природы является внутренне мотивированной. Не исключено также существование групп людей, которые не будут заниматься двигательной активностью без принуждения или если эти занятия не будут связаны с материальной выгодой. Некоторые люди будут утверждать, что все попытки заниматься двигательной активностью оставили в них лишь чувство неуверенности в своих силах, унижения и позора, чувство беспокойства и принуждения. К аналогичным выводам приходит Д. Гоулд [5, с. 239-243] в обзоре, посвященном причинам, за которые дети прекращают заниматься двигательной активностью.

Известно, что случайных результатов, которые подтверждают возможность использования теории мотивации в отдельной области (в данном случае, это занятие двигательной активностью), недостаточно для доказательства ее реального значения. Теория должна пройти экспериментальное тестирование. В частности, управление и контроль за ощущением компетентности индивидуума должны приводить к изменениям в его внутренней мотивации. К сожалению, в сфере двигательной активности отсутствует достаточное количество данных как, скажем, в сфере общей или педагогической психологии, однако некоторые исследования подтверждают предположения, основанные на теории внутренней мотивации.

Мотивацию можно определить как осознанную причину активности человека, направленную на достижение цели. Формирование мотивов находится под влиянием внешних и внутренних факторов. Первыми являются условия (ситуация), вторыми – желания, стремления, интересы, убеждения личности. Изучение мотивов занятий физкультурно-оздоровительной деятельности различных по возрасту групп населения, факторов и методов, способствующих их формированию, влияет на привлечение людей к систематическим занятиям двигательной активностью.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Ежегодная глобальная инициатива "Движение за здоровье": Концептуальный документ. – ВОЗ, Женева, 2003. – 15 с.

2. Ильин Э. Л. Мотивация и мотивы /Э. Л. Ильин . – СПб.: Академия, 2000. - 512 с.

3. Круцевич Т. Ю., Петровский В. В. Физическое воспитание как социальное явление /Т. Ю. Круцевич, В.В. Петровский // Наука в олимпийском спорте. – 2001. – № 3. – С. 3-15.

4. Роберт М. М. Исследование двигательной активности и физического фитнеса в различные периоды жизни / М. М. Роберт //Наука в олимпийском спорте. - Спец. выпуск. – 2001. – № 3. – С. 16-27.

5. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.Уэйнберг, Д. Гоулд. – К.: Олимпийская литература, 1998. –С. 43-52, 239-258.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема мотивации как фактор побуждения к занятиям физическими упражнениями

Автор: Бабешко АлександрПетрович

Дата: 12.05.2022

Номер свидетельства: 606628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Устный журнал "Профилактика вредных привычек""
    ["seo_title"] => string(44) "ustnyizhurnalprofilaktikavriednykhprivychiek"
    ["file_id"] => string(6) "260962"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449054375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства