«Президентские состязания» как средство оценки физической подготовленности среднего школьного возраста
«Президентские состязания» как средство оценки физической подготовленности среднего школьного возраста
В ходе исследования полученных результатов, была построена диаграмма «Общий уровень физической подготовки» (см.приложение №2 ). Где можно сказать, что школа №24 показала наилучший результат по всем тестам. Это связано с тем, что дети живут по распорядку дня, ежедневно выполняют утреннюю зарядку, бегают по утрам. Имеют отличную физическую подготовку. Довольно хорошие результаты показали и остальные школы. Где идет общая подготовка на среднем уровне. Здоровье и хорошая физическая подготовка зависит не только от учителей физической культуры, оснащения школ инвентарем и оборудованием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Президентские состязания» как средство оценки физической подготовленности среднего школьного возраста »
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
г. Сыктывкара
«Президентские состязания» как средство оценки физической подготовленности среднего школьного возраста
Учитель физической культуры Башкирова Татьяна Сергеевна
2011г
Содержание
Введение.
3
Глава 1. Теоретическое обоснование выполняемой работы.
5
1.1. Президентские состязания, как одно из средств оценки физической подготовленности школьников.
5
1.2. Анатома - физиологические особенности учащихся среднего
школьного возраста.
7
Глава 2. Методика проведения исследования.
13
Глава З. Результаты исследования и их обсуждение.
15
Список литературы.
20
Приложение.
21
Введение
В настоящее время в литературе уделяется большое внимание здоровому образу жизни и влиянию физической культуры на физическую подготовленность школьников.
Неудовлетворительный уровень физической подготовленности юных россиян во многом объясняется отсутствием серьёзных стимулов для освоения подрастающим поколением физкультурных ценностей.
Состояние здоровья школьников, определяющее основные тенденции здоровья населения страны - показатель важнейших достижений общества в социально-экономическом, научном и культурном плане.
Дети стали вести малоподвижный образ жизни с тех пор, как в жизнь вошли телевидение, видеоигры, компьютеры при одновременном снижении физических нагрузок в школах.
Два урока по физической культуре не формируют у школьников привычки систематически заниматься физкультурой и спортом.
Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться любым условиям внешней среды, к любому виду трудовой деятельности. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.
Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, школьник не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота , сила, выносливость, гибкость, ко вторым — такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность.
И в то же время в школьном возрасте надо успеть воспитать стойкую потребность в занятиях физическими упражнениями и умение улучшать физический статус, обеспечить физкультурную грамотность каждого. Все эти предпосылки заложены в детской спортивно - оздоровительной программе “Президентские состязания”.
Актуальность нашей работы заключается в том, что учитель физической культуры, да и сам ученик должен располагать объективной информацией о физическом состоянии, видеть, как изменяется его уровень и над какими физическими качествами ещё следует работать.
Целью работы является - выявить, что “Президентские состязания” являются одним из средств оценки физической подготовки среднего школьного возраста (11-13 лет).
Следовательно, можем поставить перед собой следующие задачи:
1.Проанализировать литературные данные по вопросу анатома-физиологических особенностей среднего школьного возраста.
2.Определить уровень развития физических качеств учащихся городских школ города Сыктывкара (сош № 24,36,7).
З. Сравнить средние показатели развития физических качеств учащихся среднего школьного возраста из разных школ , полученных в IV четверти.
4.Построить групповой профиль физической кондиции учащихся среднего школьного возраста города Сыктывкара (СОШ № 36,7,24)с целью определения их физической подготовленности.
Объектом исследования является физическая подготовленность учащихся среднего школьного возраста.
Предмет нашего исследования - “Президентские состязания”.
Методы исследования: тесты, позволяющие определить уровень развития физических качеств.
Гипотеза: “Президентские состязания” являются одним из средств физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.
Глава 1. Теоретическая часть выполняемой работы.
1.1. Президентские состязания, как одно из средств оценки физической подготовленности.
Исследования Академии наук России показывают, что здоровье каждого человека обеспечивают четыре важнейших фактора: рациональное питание, двигательная активность, закаливание, психическая устойчивость.
В России, как и в большинстве стран, дети стали вести малоподвижный образ жизни с тех пор, как в жизнь вошли телевидение, видеоигры, компьютеры при одновременном снижении физических нагрузок в школах.
Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное развитие, угрожает здоровью. Около 30% детей школьного возраста составляют группу риска.
Специалистами подсчитано, что один урок физической культуры в школе в среднем даёт ребенку 12 минут двигательной активности. Этот средний показатель полезной двигательной деятельности ребенка оказался отнюдь не из самых плохих в мире , то есть добиться большего эффекта на школьных уроках по существу невозможно. На этом нельзя строить серьёзную физкультурно-оздоровительную политику.
Два урока по физической культуре не формируют у школьников привычки систематически заниматься физкультурой и спортом. И они тем более воспринимаются как инородные в школьном расписании, если один раз в неделю проводится сдвоенный урок.
Сейчас просматривается явная тенденция к сожалению внешкольных и внеклассных мероприятий, проводимых с детьми, их непривлекательности и как следствие - к росту негативного отношения детей к школе.
Подобное отношение к урокам физической культурой выразили более 80% учащихся старших классов нашей страны.
Неудовлетворительный уровень физической подготовленности юных россиян во многом объясняется отсутствием серьезных стимулов для освоения подрастающим поколением физкультурных ценностей. Регламентированное школьными программами физическое воспитание не решает проблемы формирования у детей мотивов и потребностей в регулярной физической активности.
Перед школой была поставлена задача заложить базовую физическую культуру человека в широком понимании этого слова, привить ребенку навыки здорового образа жизни и вместе с тем - совершенствовать его физические качества. Реально же учитель не успевает эффективно сочетать образовательный и практический курсы физической культуры учащихся. Коренных улучшений физического воспитания учащихся только в рамках школьного расписания не произвести. Они для этого слишком узки и неудобны.
По этой и ряду других причин в настоящее время в мировой практике наблюдается отчетливый переход школьных занятий физической культурой и спортом к внешкольным. При этом акцент делается на их тренирующем эффекте, попутно решаются и общеобразовательные задачи.
Новая программа позволит объединить как школьные, так и внешкольные разделы физической культуры учащихся.
В школьном возрасте надо успеть воспитать стойкую потребность в занятиях физической культурой и спортом и умение улучшать физический статус, обеспечить физкультурную грамотность каждого. Все эти предпосылки заложены в детской спортивно - оздоровительной программе “Президентские состязания”.
Целью этой программы является создание массового детско-юношеского физкультурного движения, обеспечивающего привлечение к регулярной двигательной активности большинства детского, подросткового и юношеского населения страны. На этой основе будут открываться новые возможности использования ценностей физической культуры для улучшения состояния здоровья подрастающего поколения, снижения детской заболеваемости и смертности, повышения уровня физической подготовленности детей, подростков и юношества России. Она должна стать действенным противовесом пристрастиям и вредным привычкам, негативным воздействиям окружающей среды, обеспечить снижение уровня детской и молодёжной преступности, формирование у подрастающего поколения приоритетов и деятельности реализации здорового образа жизни.
1 .2.Анатомо-физиологические особенности учащихся среднего школьного возраста 11 – 13 лет.
В подростковом периоде продолжается морфофункциональное созревание различных органов и систем. Совершенствуется нейронная организация коры больших полушарий, в особенности ее филогенетически наиболее новых отделов — ассоциативных областей коры, играющих важнейшую роль в осуществлении психофизиологических функций. Существенные преобразования претерпевает мышечный аппарат: дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции; созревают отдельные звенья сердечно-сосудистой, дыхательной систем, эндокринные органы.
Однако изменения, связанные с продолжающимся морфофункциональным созреванием, далеко не на всем подростковом этапе развития приводят к совершенствованию физиологических функций. Причина этого в сложных перестройках организма, связанных с половым созреванием.
Физическое развитие детей в период подросткового возраста существенно отличается от предыдущего периода. Происходят интенсивный рост и увеличение размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела увеличивается ежегодно на 3—б кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 лет, когда длина тела увеличивается за год на 7—9 см, а у девочек в 11—12 лет происходит увеличение роста в среднем на 7 см. Поскольку период ускоренного роста у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, в возрасте с 11 до 13 лет девочки имеют большие размеры тела. После 14—15 лет рост девочек замедляется, и мальчики снова начинают их опережать.
В подростковом периоде отчетливо проявляются признаки неравномерности роста частей организма.
Позвоночник очень подвижен и податлив. И при неблагоприятных условиях, особенно при недостатке движений, могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника. А чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.
Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков.
Развитие двигательных качеств
Развитие мышечной силы имеет первостепенное значение для всестороннего совершенствования моторики детей и подростков. В период от 6—8 до 11—12 лет сила мышц возрастает на 30—60%. Причем темп прироста с возрастом силы отдельных крупных мышечных групп неравномерный. Особенно интенсивно с 10—11 лет развивается сила разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и предплечья и, наконец, сгибателей и разгибателей предплечья и голени. В младшем школьном возрасте различия в силе между мальчиками и девочками хотя и имеются, но не очень значительные. Более выраженный прирост силы у мальчиков происходит с 11—12 лет. К этому же периоду у детей более выраженно проявляется преимущество в силе мышц ведущей, чаще правой руки. Рост абсолютных показателей мышечной силы зависит прежде всего от увеличения мышечной массы: чем больше поперечник мышцы, тем выше ее сила. В подростковом возрасте мышечная масса и поперечник мышцы интенсивно увеличиваются. Сила мышц спины особенно активно повышается до 18 лет, а сила мышц-сгибателей и разгибателей ног -до 15—16 лет. Еще более заметно проявляются различия в силе мышц у мальчиков и девочек-подростков. Сила большинства мышц достигает наивысших показателей к 20—30 годам.
Для характеристики динамических свойств мышечной системы школьников представляют интерес данные о возрастных особенностях точности дифференцирования и дозирования усилий разной степени. Показано, что от 6—8 до 10—11 лет умение различать мышечные усилия развивается слабо. Величина ошибок достигает как у мальчиков, так и у девочек 25—30%. указанная способность интенсивно развивается от 11 до 16 лет, захватывая весь подростковый период. При этом точность дифференцирования улучшается примерно в два раза. Различий в этой способности между мальчиками и девочками не обнаружено.
Помимо силовых способностей выделяют еще скоростно-силовые качества, оцениваемые по величине усилий в небольшие отрезки времени. Наиболее типичный пример скоростно-силового упражнения — прыжки в высоту и многоскоки. установлено, что максимальные показатели прыгучести достигаются у девочек к 13—15 годам, а у мальчиков — на два года позже.
Мышечная выносливость определяется возможностями человека совершать определенную физическую работу максимально длительное время. Различают выносливость при динамической работе, при которой мышцы попеременно сокращаются и расслабляются и выносливость к статическим усилиям. Наблюдения показывают, что к 11—12 годам мальчики и девочки становятся заметно более выносливыми. К этому возрасту более выносливыми к статическим нагрузкам становятся мышцы-сгибатели и разгибатели предплечья затем сгибатели кисти рук и икроножные мышцы ног. Меньшей выносливостью при статической работе обладают мышцы-разгибатели туловища. Это обстоятельство требует особенного внимания, ибо большие нагрузки статического характера, которые испытывают мышцы туловища при сидении в процессе учебных занятий в школе и подготовке домашних заданий, могут способствовать вначале функциональным, а затем и органическим нарушениям в позвоночнике. Поэтому профилактическая роль физических упражнений и занятий спортом имеет для здоровья детей и предохранёния нарушений осанки очень большое значение.
Следует отметить, что, несмотря на сравнительно невысокие абсолютные показатели выносливости в младшем школьном возрасте, темп прироста этого качества от 6—8 к 11 годам довольно высокий. Например, выносливость к статическим нагрузкам мышц кисти рук, сгибателей предплечья и икроножных мышц возрастает на 70—80%, разгибателей предплечья — на 50%. В следующие годы нарастание выносливости имеет более плавный характер. Выносливость подростков 13—14 лет составляет около 50-70% выносливости взрослого человека. На этом возрастном этапе темп естественного развития выносливости у девочек может снижаться. у мальчиков школьного возраста это качество более развито по сравнению с девочками. Однако наивысшего уровня мышечная выносливость достигает у мужчин лишь к 30 годам.
Установлена зависимость динамики развития выносливости от степени биологической зрелости. Так, у девочек с более ранними стадиями полового созревания по сравнению с девочками-подростками, менее биологически зрелыми, наблюдается и более высокий тренировочный эффект при развитии выносливости.
По сравнению с выносливостью, отражающей продолжительность работы до отказа, работоспособность более полно характеризуют объем и мощность работы при выполнении нагрузок разной направленности. Изучение возрастной динамики этих показателей у школьников позволило выявить, что от 6—8 до 15—16 лет объем выполненной работы в наибольшей степени возрастает при выполнении нагрузок большой (70% от максимальной) и особенно умеренной (50% от максимальной) мощности. Причем объем и мощность работы мальчиков оказываются выше, чем у девочек, особенно с 13— 14 лет. Интересно и то, что у мальчиков прирост физической работоспособности при выполнении всех нагрузок продолжается вплоть до юношеского возраста, а у девочек это наблюдается лишь при работе аэробной направленности. Работоспособность девочек при нагрузках анаэробной и анаэробно-аэробной направленности с 13—14 лет не повышается, у многих даже снижается.
Координация движений, обеспечиваемая согласованием работы различных мышечных групп, является основным условием успешного выполнения любых произвольных и непроизвольных моторных актов. Для верхних и нижних конечностей характерны определенные сочетания движений. Мышцы нижних конечностей управляются нервной системой в основном перекрестно-реципрокной иннервацией. Это особенно выражено у маленьких детей.
Координация движений рук при выполнении сравнительно простых моторных актов продолжает улучшаться к 14—15 годам, а синхронность и точность более сложных движений — и даже к юношескому возрасту.
В период полового созревания у многих подростков наблюдается ухудшение координации движений. Причем это более выражено происходит у подростков на III и IV стадиях полового созревания и проявляется в снижении синхронности и точности совместных и обособленных движений рук и ног.
Возрастные особенности быстроты движений характеризуют разные показатели: скорость движений, их максимальная частота, темп, скрытый период двигательных реакций. Последний отражает многие процессы: время возбуждения нервных рецепторов, воспринимающих сигнал, проведение возбуждения в центральную нервную систему, переработка информации и подготовка команды-сигнала, посылка его к мышцам, возбуждение нервно-мышечного прибора и сам сократительный акт.Скрытый период двигательных реакций особенно интенсивно уменьшается в 9—11 лет. К 14—15 годам этот процесс замедляется, хотя и продолжается и в юношеском возрасте, что особенно проявляется при выполнении сложных двигательных реакций. Интересно, что временные показатели двигательных реакций разных мышечных групп меняются с возрастом разновременно. Более быстро уменьшается скрытый период двигательных реакций мышц, перемещающих периферические звенья тела (пальцы, кисть руки), медленнее — мышц плеча, бедра. По имеющимся наблюдениям, от 6—7 лет до подросткового возраста скорость движений различных звеньев тела повышается с 40 до 80 и более градусов в секунду. Наиболее интенсивно увеличивается скорость дистальных звеньев рук и ног. Причем прирост скорости движений продолжается до 20—ЗО лет и более выражен у лиц мужского пола.
Максимальная частота движений также выше в дистальных звеньях конечностей. Самая высокая частота движений присуща кисти в лучезапястном суставе и самая низкая при движениях в голеностопном суставе. У правшей максимальная частота движений выше справа, что особенно четко проявляется в движениях рук. Максимальная частота движений рук более интенсивно возрастает к 11—12 годам, а ног — к 13—14 годам.
При отсутствии систематических занятий физическими, спортивными упражнениями и играми у многих школьников, особенно девочек, с 13—14 лет скоростные качества не только не улучшаются, но и регрессируют. Физиологические факторы, обеспечивающие рост быстроты движений с возрастом на фоне увеличения размеров тела: повышение подвижности, переключаемости нервных процессов, совершенствование физиологических механизмов, обеспечивающих готовность к выполнению двигательного действия, передачу нервных импульсов через нервно-мышечный прибор и само ускорение с возрастом сократительного акта мышц.
Развитие психомоторных функций.
Развитие регуляторных функций двигательного аппарата ребенка изучалось и исследуется в тесной связи с данными морфологического созревания двигательного аппарата и его нервных структур на разных этапах онтогенеза. Подростковый возраст является завершающим этапом структурного созревания многих элементов двигательной системы.
Изучение кинестетической чувствительности у детей при оценке веса предметов показало, что данная форма сенсорного анализа развивается в основном от 10 лет и в последующем изменяется мало.
Кинестетический контроль точности перемещений в различных суставах прогрессивно улучшается у детей вплоть до 12 лет. При этом отмечается определенная зависимость точности воспроизведения движений от величины развиваемого усилия или дополнительной нагрузки. Небольшие мышечные
усилия повышают точность движения. Точность пространственных перемещений в суставах мало меняется даже при нагрузке, достигающей 30—40% максимального усилия. И лишь превышение 50—70% максимального усилия ведет к снижению пространственной точности движений.
Способность детей воспроизводить рукой заданную величину мышечного усилия в изометрических условиях вплоть до 10 лет изменяется мало. Она начинает повышаться после 11 лет и достигает максимума к 15—16 годам.
Функции кинестезии, обеспечивающие взаимодействие рук, более интенсивно развиваются от 11—12 до 14—15 лет. По времени это совпадает с периодом более прочного формирования у учащихся в процессе трудового обучения и физического воспитания двигательных навыков, требующих совместных движений рук и соответственно участия билатеральных функций кинестетического контроля.
Таким образом, различные формы кинестетического анализа, обеспечивающие контроль двигательных действий, развиваются в период школьного возраста поэтапно, достигая функциональной зрелости к 12—16 годам.
Дети младшего школьного возраста лучше запоминают временные, затем пространственные и хуже силовые параметры движений. В подростковом различие в этих показателях сглаживается, а скорость запоминания пространственных, временных параметров движений даже несколько убыстряется.
О совершенствовании в онтогенезе двигательной памяти свидетельствует и улучшение в подростковом возрасте точности
воспроизведения заданных пространственных и силовых параметров движений, а также способности воспроизводить и дифференцировать положение тела в пространстве.
Для надежного исполнения игровых, спортивных и трудовых действий важное значение имеют программирование начала двигательного акта и соответствующая настройка к этому моменту физиологических систем. Изучение возрастных особенностей точности программирования начала двигательного действия показало, что более интенсивное совершенствование функции, обеспечивающей предварительную оценку времени начала действия, происходит до 11—12 лет.К 14—15 годам темп совершенствования этой функции замедляется и вновь улучшается к 17—18 годам.
Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Вместе с тем этому периоду свойственны проявления регресса некоторых моторных показателей у девочек, которые тем не менее могут компенсироваться систематическими занятиями физическими упражнениями и спортом.
Глава 2. Методика проведения исследования.
Исследование проводилось в СОШ г.Сыктывкара, учащимся которым на момент проведения эксперимента исполнилось 11-13 лет. Для исследования мы брали школы города Сыктывкара № 36,7,24. Для оценки уровня физической подготовленности школьников проводились тесты, входящие в программу “Президентские состязания”
1.Тест «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» (отжимание) - для оценки силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса.
Исходное положение: упор лёжа, голова - туловище - ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание до полного выпрямления рук. при сохранении прямой линии голова - туловище - ноги.
Темп выполнения произвольный, но паузы не более 2 секунд. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста.
2.Тест «Прыжок в длину с места» - для выявления скоростно-силовых качеств с применением максимальной силы. Фактор динамическая (взрывная) сила.
Проводится на нескользкой поверхности, куда прикрепляется сантиметровая лента. Испытуемый становится носками к стартовой линии, от которой начинается измерение, ступни параллельны. Прыжок производится толчком двух ног с взмахом рук. Приземление происходит на две ноги.
дается 3 попытки, длина измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего к стартовой линии касания ногами испытуемого. Засчитывается лучший результат.
3.Тест «Поднимание туловища из положения лёжа на спине» - используется для оценки уровня развития силы и выносливости мышц брюшного пресса.
Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Исходное положение: лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, руки скрестно на груди или за головой. Ступни закреплены. По команде “Марш!” энергично согнуться до касания локтями бёдер; обратным движением вернуться в исходное положение.
Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 секунд.
4.Тест «Удержание тела в висе на перекладине» - позволяет оценить статическую силу мышц рук и плечевого пояса.
Исходное положение: руки максимально согнуты, подбородок расположен выше перекладины, но не касается ее и не помогает удержанию в висе. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается. Фиксируется в секундах.
5.Тест «Наклон вперёд» из положения сидя - предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.
Исходное положение: сидя на полу ступнями ног следует касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, стоны вертикально, расстояние между ними 20-ЗО см; руки вытянуты вперед (ладонями вниз). Партнёр прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняется З наклона, на четвёртом фиксируется результат. Это положение испытуемый должен удержать не менее З секунд. Результат засчитывается с точностью до 0,5 см на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев. Если испытуемый не достаёт средними пальцами до линии результат фиксируется с минусом.
6.Тест «Бег на 1000 метров» - тест предназначен для определения общей выносливости.
Проводится на стадионе или ровной местности, на грунтовой дорожке; если условия не позволяют, можно на шоссе с асфальтовым покрытием. Выполняется с высокого старта. В забеге до 15 человек. Время засекают с помощью секундомера с точностью до 0,1 сек. перед забегом проводится разминка. Все участники должны до тестирования хотя бы один раз пробежать эту дистанцию на время, чтобы правильно скорректировать свою скорость на дистанции, В процессе бега допускается переход на ходьбу (спортивную или обычную).
Тестирование проводилось в конце учебного года (апрель-май), когда закончено прохождение программного материала по физической культуре, и эти тесты позволяют определить уровень физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста 11-13 лет на данный период.
Нами были построены групповые профили физической кондиции (на основе средних результатов), учащихся среднего школьного возраста 11-13 лет. Результаты высчитаны по формулам оценки индивидуального уровня физической кондиции.
Отжимание в упоре лежа О = (Р – НВП): НВП
Прыжки в длину с места П = (Р - НВП):НВП
Поднимание туловища С = (Р-НВП):НВП
Вис на перекладине В = (Р- НВП): НВП
Наклоны туловища вперед Н = (Р-НВП): НВП
Бег на 1000 метров Б =(НВП-Р):НВП
Р - результат в соответствующих тестах.
НВП - норматив из таблицы соответствующий данному тесту, возрасту и полу.
Уровни физической кондиции:
1-0,6 — супер
0,6-0,2 — отлично
0,2- (-0,2) — хорошо
(-0,2)- (-0,6) — удовлетворительно
(-О,6)- (-1) — неудовлетворительно
Кондиция – это условия или нормы соответствующие требованиям.
Глава 3.Результаты исследования и их обсуждение.
На основе результатов проведенного исследования были получены следующие данные (см. приложение №3 ) среди общеобразовательных школ города Сыктывкара .
1.Тест «Сгибание разгибание рук в упоре лёжа» для оценки силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса.
Результаты уровня физической кондиции «отжимание» В СОШ№7-0,01(хор); СОШ№36-0,4(отл.);24-0,5(отл.) Рассматривая показатели теста «Сгибание рук в упоре лёжа» можно сказать, что детей среднего школьного возраста получили положительные результаты «хорошо» и «отлично». Все же для стабильности и повышения норматива следует обратить внимание девочек, что у них слабо развиты мышцы плечевого пояса, что доказывает тест позволяющий определить силовую выносливость — сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (отжимание). Отрицательно влияет не только физиолого-анатомические данные и конституция человека. (см. Приложение №3 )
Упражнения для развития силы: упражнения на тренажерах за счет своей массы, сгибание и разгибание рук в висе (медленно и в быстром темпе).Сгибание и разгибание рук в упоре лежа:
в упоре лежа (руки на гимнастической скамейке, набивном мяче, матах);
то же, но в упоре лежа на полу;
то же, но в упоре лежа сзади (руки на гимнастической скамейке);
то же, но в упоре лежа, руки на полу, ноги на возвышении.
в упоре на параллельных брусьях сгибание и разгибание рук.
2.Тест «Прыжок в длину с места» для выявления скоростно-силовых качеств с применением максимальной силы.
Результаты уровня физической кондиции «прыжки в длину с места» В СОШ№7- -0,1(хор);СОШ№36-0,05(хор.);СОШ №24 -0,07(хор.)По показателям теста прыжок в длину с места (см. приложение № ),можно увидеть что все школы получили положительный результат , но если сравнить с предыдущим нормативом «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» наблюдается незначительное снижение результатов. Причиной может послужить малая активность скоростно- силовых качеств.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
выпрыгивание на максимальную высоту вверх, толкаясь двумя ногами.
приседания на двух ногах на быстроту с выпрыгиванием вверх.
прыжки с набивным мячом в руках у стены с касанием отметок на стене.
Прыжки со скакалкой в спокойном и максимальном темпе в течении 7 – 10 секунд.
З. Тест «Поднимание туловища» из положения лёжа на спине -используется для оценки уровня развития силы и выносливости мышц брюшного пресса.
Результаты уровня физической кондиции «Поднимание туловища» В СОШ№7- 0,21(отл.);СОШ№36-0,2(отл.);СОШ №24- 0,5(отл.)Были рассмотрены результаты теста поднимание туловища (кол-во за 30 сек), следует сказать, что большая часть справились с нормативными требованиями — 17-20 раз за ЗО секунд, что говорит о достаточном развитии мышц брюшного пресса. При получении положительных результатах можно сказать что в школах систематически проводятся упражнения для укрепления брюшного пояса.
Упражнения для развития брюшного пояса:
В висе поднимание прямых ног вперед до 90гр. и выше(до касания перекладины)
Лежа на спине поднимать прямые ноги, удерживая стопами набивной мяч.
Из положения лежа на животе (руки вверх) прогибания , удержать прогнутое положение 3-5 с.
4.Тест « Удержание тела в висе на перекладине» — позволяет оценить статическую силу мышц рук и плечевого пояса .Для оценки статистической силы- выполняются упражнения с зафиксированием упражнения(удержание угла, вис , удержание тела в висе).
Результаты уровня физической кондиции «Удержание тела в висе» В СОШ №7- СОШ№36-0,3(отл.);СОШ №24-0,6(отл.).Норматив для данного возраста составляет 27-31секунд у девочек,30 -35 у мальчиков.(см.приложение №3 ). Это говорит о недостаточном развитии статической силы мышц плечевого пояса. В этих школах уделяется мало внимания на развитие статистической силы мышц учащихся. Для увеличения результата требуются упражнения, связанные с кратковременным максимальным мышечным напряжениям.
5.Тест «Наклон вперёд из положения сидя» — предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.
Результаты уровня физической кондиции «Удержанию тела в висе» В СОШ№7-0,2 (отл.); СОШ№36- -1,0 (неудовл.); СОШ №24 - 0,3(отл.). Норматив для мальчиков составляет 9 - 10 см, девочек 27 -31см, стоит отметить, что девочки оказались гораздо лучше ребят .Что говорит о хорошей гибкости и пластики. На диаграмме ( см. приложение №3 ) можно увидеть, что низкий результат показали по двум видам: вис на перекладине и упражнение на гибкость.
стоя в наклоне вперед, стараться коснуться ладонями пола;
6. Тест «Бег на 1000 метров»— тест предназначен для определения общей выносливости.
Результаты уровня физической кондиции «Бег на 1000 метров» В СОШ№7-0,17(хор.); СОШ№36- 0,05(хор.);СОШ №24- -0,01(хор.). Норматив бега на 1000 метров для данного возраста составляет у девочек 279 -311 сек, мальчиков 268-233 сек. Данный тест показал, что большинство учащихся выполняют его на положительный результат. Из этого следует, что в школах уделяется большое внимание бегу на различные дистанции, силовые и прыжковые упражнения.
В ходе исследования полученных результатов, была построена диаграмма «Общий уровень физической подготовки» (см.приложение №2 ). Где можно сказать, что школа №24 показала наилучший результат по всем тестам. Это связано с тем, что дети живут по распорядку дня, ежедневно выполняют утреннюю зарядку, бегают по утрам. Имеют отличную физическую подготовку. Довольно хорошие результаты показали и остальные школы. Где идет общая подготовка на среднем уровне. Здоровье и хорошая физическая подготовка зависит не только от учителей физической культуры, оснащения школ инвентарем и оборудованием. Но и от желания детей заниматься спортом.