Просмотр содержимого документа
««повышение результативности выполнения бросков одной рукой сверху в прыжке»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37
ИМЕНИ ПЕТРА ИОВИЧА ЕРЕМЕНКО»
«ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ
бросков одной рукой сверху в прыжке»
Учебно-методическое пособие по физической культуре
для учащихся средней школы
Автор: учитель физической культуры
МАОУ МО Динской район
«СОШ № 37 имени П.И. Еременко»
Лымарь Алексей Сергеевич
ст. Старомышастовская, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность, цель, задачи………………………………..……. 3
ГЛАВА 1. характерные особенности баскетбола………… 4
ГЛАВА 2. Характеристика, классификация и
значение бросков в современном баскетболе…………… 6
2.1. Значение бросков в современном баскетболе…………………………6
2.2. Основные требования к броскам мяча в баскетболе……………..……7
Глава 3. Бросок одной рукой сверху в прыжке ……………11
3.1. Техника броска одной рукой сверху в прыжке…………………………11
3.2. Начальная методика обучения броску одной рукой сверху в прыжке. Организационно-методические указания………………………………………14
3.3. Упражнения для совершенствования броска одной рукой сверху в прыжке………………………………………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….25
Актуальность
Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания. Применение множества игровых заданий на уроке создают ситуацию успеха практически на каждом занятии,
Броски по кольцу - важнейший технический элемент игры, конечная цель всех действий на площадке. От точности бросков зависит исход игры.
Бросок мяча одной рукой сверху в прыжке — основное средство завершающих действий в нападении. В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с его помощью можно результативно атаковать с любых позиций, преодолевая сопротивление соперников разной степени.
Содержание настоящего пособия включает в себя методику начального обучения с организационно-методические указаниями, а также комплекс упражнений, направленный на совершенствование броска одной рукой сверху в прыжке.
Методическое пособие предназначено тренерам по баскетболу, учителям физической культуры.
Цель: научить обучающихся правильно применять тактические действия при игре баскетбол, одним из которых является бросок мяча одной рукой сверху в прыжке.
Задачи:
Обучающая – Изучение технико-тактических действий игры баскетбол, совершенствование изученных приемов броска мяча одной рукой сверху в прыжке.
Развивающая – Развитие двигательных навыков, координационных способностей, скорости реакции и силовой выносливости.
Баскетбол (англ. basket —корзина, ball —мяч) — спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину.
Баскетбол состоит из естественных движений (ходьбы, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, опорно-двигательного аппарата, повышению возможностей кардио-респираторной системы, улучшению обмена веществ и деятельности всех систем организма занимающихся. Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защиты своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекается практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения.
Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм и воспитание молодежи.
Наиболее характерные особенности баскетбола.
Естественность. В основе баскетбола лежат естественные движения — бег, прыжки, броски, передачи. Им легко обучать детей, подростков и взрослых, поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов.
Соревновательность. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, способствует воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности.
Бодрость. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств. Формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов и систем.
Внезапность. Быстро меняющаяся игровая обстановка приучает игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации, способствует развитию способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.
Эмоциональность. Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность, что создает благоприятные условия для воспитания у баскетболистов, умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями.
Самостоятельность. Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитания у занимающихся творческой инициативы.
Этичность. Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований.
Коллективность. Эта особенность имеет наибольшее значение для воспитания дружбы и товарищества, и вырабатыванию привычки подчинять свои действия интересам команды.
ГЛАВА 2. Характеристика, классификация и значение бросков в современном баскетболе
2.1. Значение бросков в современном баскетболе
Броски по кольцу - важнейший технический элемент игры, конечная цель всех действий на площадке. Окончательные усилия нападающей команды направлены на то, чтобы одному из игроков создать условия для броска в корзину. От точности бросков зависит исход игры. В современном баскетболе команда в среднем 65—70 раз бросает мяч в корзину противника.
Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности бросков. Но они не отличаются в основах техники - биомеханических принципах движений - рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов.
Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков: 1) двумя руками снизу; 2) одной рукой снизу; 3) двумя руками с места; 4) одной рукой с места; 5) бросок в прыжке; 6) крюком. Хотя некоторая модификация и необходима для выполнения различных дистанций и в различных условиях, перечисленные выше броски обеспечивают основу для выполнения любого другого.
Броски выполняются с коротких (до 3м), средних (3—6,75 м) и дальних (свыше 6,75м) дистанций. Броски в корзину выполняются одной и двумя руками. Среди бросков двумя руками различают бросок от груди, сверху и снизу (в движении). Броски одной рукой - от плеча, сверху, крюком и снизу. Последнее время все чаще применяются броски сверху вниз и добивание мяча. Все броски могут выполняться с места, в движении, в прыжке, с поворотом стоя спиной к корзине и в прыжке с поворотом в воздухе (рис.1).
Рис. 1. Классификация бросков в корзину
Результативность броска в значительной мере определяется умением игрока выбрать точку прицеливания, угол выпуска мяча и траекторию его полета. Доказано, что броски под углом 15—45° от щита целесообразнее выполнять с отскоком от него, а находясь спереди от корзины или в секторах от лицевой линии до угла 15° и свыше угла 45° — непосредственно в кольцо («чистый» бросок). Соответственно выбирают точки прицеливания. При бросках с отскоком от щита руководствуются не только своим расположением, но и применяемым способом броска. При этом ориентиром является маленький квадрат на щите. А при «чистых» бросках — передняя по отношению к бросающему игроку дужка кольца.
2.2. Основные требования к броскам мяча в баскетболе
Конечной целью передвижения игрока по площадке с мячом и без мяча являются броски в корзину. Понимание этого положения тренером и игроками повышает мотивационный уровень при выполнении упражнений, направленных на совершенствование этих вспомогательных игровых навыков. Игрок не может стать снайпером, не совершенствуя постоянно свои способности в рывках, остановках и поворотах, быстром изменении направления при ведении, ловле и передачах мяча. Это становится особенно важным в связи с постоянным повышением активности защитных действий баскетболистов. В связи с повышением активности защитных действий баскетболистов, повышаются и требования к выполнению бросков.
Выделяются два основных принципа выполнения бросков — психические и физические.
Физические принципы: удержание равновесия тела, создание усилия; расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии происходит в нужный момент и правильной последовательности; использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории; эффективное сопровождение.
Точность броска в корзину обуславливается многими факторами:
рациональной техникой;
тонким дифференцированием мышечных усилий;
четкой согласованностью движения рук, туловища и ног;
силой и подвижностью кистей;
стабильностью движений и управляемостью ими в зависимости от условий выполнения;
психологической устойчивостью, уверенностью в себе;
оптимальной траектории и вращением мяча, сообщаемым ему завершающим усилием пальцев рук и др.
Для выбора траектории полета мяча руководствуются дистанцией, ростом игрока, активностью противодействия и ростовыми данными защитника. Установлено, что при «сверхнавесной» траектории в связи с удлинением пути мяча снижается точность броска. Близкая дистанция при прочих идеальных условиях стимулирует применение низкой — «скоростной» траектории. При бросках со средней (3-6,75м от кольца) и дальней (свыше 6,75м) дистанции лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча – параболу, при которой высшая точка над уровнем кольца примерно 1,4 – 2 метра (средняя траектория); при более навесной траектории несколько удлиняется путь мяча, что снижает точность броска. Чем больше дистанция, тем больше должна быть амплитуда движений при замахе, мощное заключительное усилие при выпуске мяча. Движение вслед за своим броском должно стать привычкой для любого игрока. Наиболее приемлемым углом выпуска мяча при броске является угол равный 58° к горизонтали. При этом угле выпуска игроки добиваются самой большой результативности.
При обучении броскам необходимо учитывать, что направление вращения мяча диктуется расстоянием и расположением игрока по отношению к корзине, а также степенью противодействия со стороны защитника. Так, при бросках из трудных положений из-под щита применяется преимущественно вращение вокруг вертикальной оси, что позволяет свободнее выбирать точку отражения на щите и более полно использовать пространство за щитом для прохода и броска. Однако в подавляющем большинстве случаев бросков с близких, средних и дальних дистанций мячу придают обратное вращение — вокруг горизонтальной оси в сторону, противоположную направлению его полета, которое позволяет удержать мяч на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча, при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу. Броски со средней и дальней дистанции целесообразно выполнять сильнейшей рукой. Броски с ближней дистанции необходимо реализовывать как правой, так и левой рукой.
С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины. Независимо от того, целится игрок в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки мишени, во время и после броска. При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель. Естественное сопровождение шага гарантирует прохождение его по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч и “ощущать его контроль”.
Основные требования при броске, следующие:
выполняй бросок быстро,
в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,
сопровождай бросок рукой и кистью,
постоянно удерживай взгляд на цели,
полностью сосредотачивайся на бросок,
следи за мягкостью и непринужденностью броска,
в заключительный момент броска нужно расслабиться,
для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.
Глава 3. Бросок одной рукой сверху в прыжке
3.1. Техника броска одной рукой сверху в прыжке
Бросок мяча одной рукой сверху в прыжке — основное средство завершающих действий в нападении в современном баскетболе. В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с его помощью можно результативно атаковать с любых позиций, преодолевая сопротивление соперников разной степени (рис. 2).
Рис. 2. Бросок одной рукой сверху в прыжке
Техника выполнения броска одной рукой сверху в прыжке.
В подготовительной фазе игрок приходит в стойку тройной угрозы. Принимает устойчивое двух опорное положение с незначительно выставленной вперед ногой, одноименной с бросающей рукой. Ноги согнуты и находятся на ширине плеч, впередистоящая стопа направлена носком на корзину, сзади стоящая развернута носком наружу. Масса тела равномерно распределена на обе ноги. Плечо бросающей руки незначительно выведено вперед. Мяч удерживается в двух руках на уровне плеча, немного впереди туловища. Рабочая кисть образует основание для мяча: максимально согнута назад до горизонтального положения, пальцы широко расставлены, указательный или средний палец расположен в центре мяча. Поддерживающая рука обхватывает мяч сбоку. Взгляд нацелен на корзину.
Основная фаза начинается толчком двумя ногами вертикально вверх и одновременной корректировкой положения мяча для соответствующего броска: фиксацией его на необходимой высоте у плеча, выносом к голове или над головой. Мяч продолжает контролироваться кистью бросающей (сильнейшей) руки или обхватывается обеими кистями, максимально отведенными («взведенными») назад — до положения параллельно полу.
При бросках одной рукой локоть бросающей руки располагают под мячом и направляют на корзину, а локоть другой руки чуть отводят в сторону, поддерживая мяч кистью сбоку или снизу. Высота подъема локтя или локтей (на четверть, на половину или на три четверти) диктуется физическими кондициями игрока или способом исполняемого броска. Эта особенность техники броска в прыжке относится к индивидуальному стилю и не влияет принципиально на его точность. В прыжке все звенья тела находятся на линии вертикали. Ноги полностью выпрямлены, ступни опущены вниз.
Непосредственно бросковое движение игрок совершает в высшей («мертвой») точке прыжка выпрямлением бросающей руки (рук) и энергичным, но плавным движением кисти (кистей) с одновременным отведением чуть в сторону кисти поддерживающей руки при бросках одной рукой. Мяч направляется в точку прицеливания через указательный палец (пальцы) или указательный и средний пальцы. После выпуска рабочая кисть или обе кисти расслабленно опускаются вниз, сопровождая полет мяча.
В завершающей фазе игрок мягко приземляется на две согнутые ноги в точку отталкивания, чуть впереди или позади ее в зависимости от условий выполнения броска: дистанции до корзины, направления по отношению к щиту, степени противодействия соперников. Далее он быстро принимает стойку готовности для дальнейших действий.
При обучении разновидностям броска в прыжке следует учитывать физический потенциал занимающихся и уровень их технической подготовленности. В юном возрасте, в средних классах, обучение целесообразно начинать с вариантов броска двумя руками от головы и одной рукой от плеча с поднятым на одну четверть локтем «на один счет» (с прыжком). Позже, в старших классах, можно переходить к освоению броска одной рукой сверху (от головы или над головой) «на два счета» (в прыжке). А бросок «на три счета» (с зависанием) следует изучать лишь после овладения занимающимися в достаточной мере школой техники основных игровых приемов и в случае углубленных занятий баскетболом.
Основные ошибки при выполнении броска одной рукой сверху в прыжке:
Нерациональное и. п.:
одноименная с бросающей рукой нога сзади;
мяч удерживается далеко от туловища или низко;
туловище сильно наклонено вперед;
голова или глаза опущены вниз;
полностью выпрямлены ноги;
стопы широко расставлены или приближены друг к другу;
Несвоевременный или неэффективный вынос мяча:
преждевременный замах (до толчка ногами);
мяч выносится далеко от туловища.
Неправильное расположение звеньев тела в момент достижения игроком высшей точки прыжка для выпуска мяча:
голова, туловище или ноги отклонены от вертикали;
мяч заведен за голову, расположен перед лицом, сильно отведен в сторону или вынесен вперед;
кисть бросающей руки недостаточно согнута назад; кисть поддерживающей руки находится на мяче сверху или спереди;
указательный и большой пальцы кисти широко или узко располагаются на мяче; рабочая кисть смещена в сторону от середины мяча;
согнуты ноги.
Ошибки при выпуске мяча:
нарушение ритмовой структуры броскового движения: преждевременный или запоздалый выпуск мяча;
чрезмерно резкое выпрямление бросающей руки: мяч летит очень быстро и по случайной траектории;
отсутствие скатывающего движения бросающей кистью: мяч летит без вращения или вращается в направлении от игрока;
неполное выпрямление бросающей руки: незавершенность броскового движения; отсутствие сопровождения мяча кистью бросающей руки: мяч летит «жестко»;
участие в выпуске мяча кисти поддерживающей руки или сильное отклонение ее в сторону после выпуска мяча;
отклонение от вертикали головы, туловища или сгибание ног при бросках с прыжком или в прыжке: потеря рациональной координации движений.
Погрешности при приземлении:
приход на прямые или сильно согнутые ноги;
опускание рук вниз одновременно с приземлением.
3.2. Начальная методика обучения броску одной рукой сверху в прыжке
Объяснение и показ.
Из стойки нападающего с тройной угрозой: запрыгивание на гимнастическую скамейку с выносом мяча в и. п. для броска — имитация замаха.
Из стойки нападающего с вынесенным в положение для броска мячом, стоя на гимнастической скамейке: спрыгивание со скамейки с выпуском мяча над собой в заданный момент прыжка — имитация броскового движения.
Имитация броска изучаемым способом на месте после отталкивания от гимнастического мостика с выпуском мяча вверх над собой.
Бросок-передача в прыжке с места с близкой дистанции партнеру на ориентир (поднятую вверх руку).
То же, но после собственного набрасывания мяча перед собой и остановки двумя шагами или прыжком с ловлей мяча, отскочившего от пола.
То же, что в упр. 6, но после получения мяча от партнера в движении и остановки двумя шагами или прыжком.
Выполнение разновидности изучаемого приема в целом с места под углом 30 — 45° к щиту с близкой дистанции, отталкиваясь от гимнастического мостика или другой пружинящей поверхности.
То же, но отталкиваясь от площадки.
То же, но после остановки двумя шагами или прыжком с места с ловлей мяча, предварительно выпущенного перед собой и отскочившего от площадки.
То же, но после получения мяча от партнера в движении или после ведения и остановки избранным способом.
Броски в прыжке с места с указанных точек, разно удалённых и разнонаправленных по отношению к корзине.
То же, но с преодолением пассивного противодействия условного защитника.
То же, что в упр. 13 и 14, но в личном или командном соревновании на результат.
Ловля-передача мяча в одном прыжке партнеру на ориентир.
То же, но с выполнением задания поочередно двумя партнерами, расположенными на близком расстоянии.
Повторное выполнение ловли-добивания мяча в щит в одном прыжке, завершая серию добиванием в корзину.
Выполнение разновидностей броска в прыжке в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания:
1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера или до щита при обучении броскам в прыжке («на два счета») и с зависанием («на три счета»).
2. Броски в корзину начинать под углом 30—45° к щиту, бросать с отскоком от щита; по мере овладения техникой приема варьировать направление и дистанцию до корзины.
3. Контролировать рациональность исходного положения: максимально быстро принимать стойку нападающего с тройной угрозой; мяч удерживать двумя руками близко к туловищу; голеностопный, коленный, тазобедренный, плечевой, локтевой, лучезапястный суставы и мяч располагать в одной вертикальной плоскости; голову держать прямо, взгляд концентрировать в точке прицеливания.
4. При обучении броску одной рукой сверху в прыжке:
при запрыгивании на скамейку фиксировать положение всех звеньев тела, исправляя в случае необходимости ошибки; спрыгивая со скамейки, выпускать мяч в «мертвой» точке безопорного положения;
выполнение броска в целом начинать с использованием гимнастического мостика или других приспособлений, позволяющих увеличить высоту прыжка;
вынос мяча начинать одновременно с отталкиванием и осуществлять его близко к туловищу;
разновидности остановок с ловлей мяча после собственного набрасывания перед собой или передачи партнера использовать для преобразования инерции горизонтального движения тела игрока в вертикальное выпрыгивание: переходить к отталкиванию максимально быстро — по завершении остановки;
высоту подъема локтя бросающей руки при замахе подбирать индивидуально каждым занимающимся;
упражнения, связанные с выполнением ловли-передачи мяча в одном прыжке партнеру или ловли-добивания мяча в щит, предлагать занимающимся после усвоения ими основной структуры движения броска в прыжке с места; количество повторений в сериях варьировать от 5 — 6 до потери мяча; использовать дистанцию до 2 м; основное внимание уделять сохранению координации движений, своевременному отталкиванию для соединения с мячом в высшей точке прыжка, мгновенному переходу от ловли мяча к бросковому движению в «мертвой точке» безопорного положения;
в технике выполнения визуально оценивать расположение звеньев тела игрока в безопорной фазе броска с различных позиций: спереди, сзади и сбоку, а при бросках одной рукой — дополнительно со стороны бросающей и поддерживающей рук.
6. При выполнении броска одной рукой сверху в прыжке:
части тела не отклонять от вертикали, видеть корзину двумя глазами: не закрывать себе обзор мячом;
мяч за голову при замахе не заводить, кисть бросающей руки располагать под мячом параллельно полу (максимально «брать» на себя);
указательный и большой пальцы бросающей руки разводить оптимально; основание указательного и среднего пальцев располагать под мячом на одной вертикали с ухом;
все звенья бросающей руки удерживать на одной линии с одноименной ногой, сохранять их расположение в одной вертикальной плоскости на протяжении всех фаз броска; локоть располагать под мячом или выносить незначительно к корзине, плечо бросающей руки выдвигать слегка вперед;
локоть поддерживающей руки оптимально отводить в сторону, а ее кисть накладывать на мяч сбоку или снизу;
ноги после отталкивания полностью выпрямлять;
бросающую руку плавно выпрямлять вперед-вверх; выпускать мяч в высшей точке прыжка, придавать ему обратное вращение, сопровождать его полет расслабленной кистью (кистями);
поддерживающую руку при броске одной рукой далеко в сторону не отводить и ее кисть в выпуске мяча не задействовать;
приземляться на согнутые ноги в устойчивое двух опорное положение, руки вниз не опускать и быть готовым к борьбе за отскочивший мяч.
3.4. Упражнения для совершенствования броска одной рукой сверху в прыжке
Баскетболисты любого класса наибольшее внимание уделяют тренировке броскам. В задачу тренера входит направление, дозировка и исправление технических ошибок. Тренер вместе с игроком определяет оптимальный способ броска, исходя из физических возможностей, двигательных навыков и психологических особенностей игрока. После этого начинается сложная и очень важная работа по совершенствованию техники броска.
Поставить правильный в техническом отношении бросок необходимо в самой ранней стадии обучения, поскольку исправлять ошибки в технике броска значительно сложнее, чем сразу обучить правильному выполнению его. Игрокам полезно постоянно просматривать кинопрограммы лучших снайперов с тем, чтобы учиться правильной постановке кисти, положению рук, ног, корпуса, выполнению прыжка. Еще полезнее увидеть действия известного снайпера на тренировке, когда он совершает бросок по кольцу. Хорошо, если тренер сам может продемонстрировать правильное выполнение броска, но еще важнее, если он подмечает все технические ошибки учеников и умеет их исправлять.
Ценный опыт можно приобрести, наблюдая, как бросают по кольцу лучшие игроки мира, даже если смотреть их игру не на площадке, а по телевидению. Очень часто знаменитый снайпер становится кумиром для начинающего игрока и, пожалуй, подражание кумиру - один из успешных путей к достижению цели: приобретению навыков стабильного и точного броска.
Комплекс упражнений, направленный на совершенствование броска одной рукой сверху в прыжке:
Броски со средней дистанции без сопротивления. Игрок ведет мяч от центра поля к линии штрафного броска, выполняет бросок в прыжке, идет на подбор, в случае промаха добивает мяч в кольцо, вновь подбирает его и с ведением возвращается к линии штрафного броска. Повторить 10-15 раз подряд в быстром темпе.
То же, что и упр. 1, но бросок выполняется с расстояния 5-6м, с разных точек.
То же, что и упр. 2, но после выполнения передачи от стены.
Мяч катится от лицевой линии к линии штрафного броска. По сигналу тренера игрок стартует от лицевой линии, подбирает мяч, выпрыгивает и выполняет бросок с разворотом на 180.
«Соревнование снайперов» в парах с пяти точек в радиусе 4,5-5 м от кольца. С каждой точки каждый игрок должен забить три мяча подряд. Выигрывает та пара, которая пройдет все точки, т.е. забьет 30 мячей.
«25 + 10». Выполняется в парах. В радиусе 4-6м от кольца размечается 5 точек. Игрок совершает 5 бросков в прыжке с каждой точки и после каждой серии пробивает 2 фола. Побеждает тот, чья сумма окажется лучшей.
Броски в тройках (15 бросков). Каждый игрок в тройке совершает по 5 бросков подряд, в каждое кольцо в зале. Побеждает та тройка, которая наберет больше попаданий.
Б роски со средней и ближней дистанции после прохода в тройках с препятствием. Четыре тройки - у одного кольца. Первые номера в каждой тройке обходят стулья с ведением мяча, выполняют финт на бросок или на проход и уходят в другую сторону. Выигрывает тройка, которая быстрее забросит 15 мячей. Темп упражнения – высокий.
Броски в группах согласно амплуа. По две группы - на каждое кольцо. Игроки, согласно амплуа, выполняют броски со своих позиций. После броска подбирают мяч и отдают его партнеру. Задано время или количество попаданий - 20,30,50. Можно выполнять с пассивным сопротивлением со стороны подающего мяч игрока.
Броски в прыжке без сопротивления. В семи точках вдоль 6-метровой линии лежит по мячу. Первый игрок по сигналу тренера бежит от лицевой линии к первой точке, берет мяч, бросает по кольцу, идет на подбор, с ведением возвращается к первой точке, кладет мяч и переходит к следующей точке. В момент, когда первый игрок положит мяч на точку 1, стартует второй игрок. Упражнение выполняется на два кольца 3-4 мин.
Б роски со средней и ближней дистанции с частичным сопротивлением. Защитник дает нападающему возможность получить мяч, входит с ним в контакт, старается выбить мяч из рук, может слегка его подталкивать. Нападающий должен укрыть мяч корпусом, не выпустить его из рук и забить в кольцо. Ему разрешен короткий дриблинг (не более 2-3 ударов). Смена мест происходит по кругу: после броска - на передачу, потом - в защиту.
То же, что и упр. 6, но защитнику разрешается пытаться накрыть мяч при броске (в этом случае даже мелкие фолы запрещены).
Б роски с сопротивлением. Все игроки - с мячами, два самых лучших игрока команды по накрыванию бросков находятся в противоположных трехсекундных зонах. Задача нападающего - преодолеть сопротивление высокорослого защитника и забить мяч. Задача защитников - чисто блокировать бросок. По заданию тренера нападающий может получить право на отброс мяча тренеру, если бросок по кольцу невозможен.
«Упражнение снайпера». Три точки, R=1,8м от кольца. Броски в прыжке, по 10 бросков с каждой точки. Успешными считаются только те броски, при которых мяч влетает в кольцо, не коснувшись дужки.
Броски в парах с ускорением. Выполняется по 10 бросков в прыжке со средней дистанции. После каждого броска игрок делает рывок до центральной линии поля и возвращается обратно.
Б роски в парах со средней дистанции после длинной передачи. Партнеры - на противоположных сторонах площадки. После броска игрок подбирает свой мяч и делает длинную передачу партнеру на другую половину поля. Тот выполняет бросок в прыжке сразу после ловли мяча, без удара в пол. Проводится как соревнование: побеждает та пара, которая раньше забьет 20 мячей.
Броски в парах со средней дистанции после короткого ведения. Игрок Н получает мяч, обводит препятствие (стул) и после 2-3 ударов выполняет бросок в максимально высоком прыжке. Партнер X, подобрав мяч у щита, возвращает его нападающему Н в исходное положение. Смена после 10 попыток. По сигналу тренера игроки начинают обводить препятствие с другой стороны.
Б роски со средней и дальней дистанции с приземлением на точке выпрыгивания. Выполняется в четверках 2 мячами. Первый игрок в колонне начинает на большой скорости движение к препятствию, перед которым резко останавливается и бьет по кольцу в максимально высоком прыжке (препятствия - высокие банкетки или манекены). Приземляясь на точке выпрыгивания, игрок должен не задеть препятствие. Совершив подбор мяча, он возвращает его партнеру и бежит в хвост своей колонны. Проводится как соревнование: побеждает та четверка, которая быстрее забьет 40 мячей.
Броски в прыжке из-под заслона. С трех точек в радиусе от 4-5м от кольца. Выполняется в тройках. Смена после 5 попыток.
Т о же, что и упр. 15, но после заслона в движении (заслон «экран»).
Броски в прыжке после резкой остановки при получении передачи. Игрок 2 делает рывок на линию штрафного броска, получает мяч от игрока 1, резко останавливается и выполняет бросок. Игрок 3 подбирает мяч и возвращает его в колонну. Смена мест игроков происходит по кругу.
То же, что и упр. 17, но игрок 3 оказывает пассивное или активное сопротивление игроку.
Б роски в прыжке через руку соперника. Выполняется в парах. Нападающий Н совершает бросок через руку защитника, ему запрещено бить мяч в пол. Тренер может дать защитнику несколько вариантов задания: просто поднимать руку на каждый бросок, держать руку у лица нападающего, выпрыгивать с вытянутой рукой на 1/4 или своего прыжка. Игроки в паре меняются местами после каждого броска.
Средние и дальние броски по кольцу в группах по 5-6 человек. Игроки передают 2-3 мяча по кругу. Тренер дает сигнал приступить к броскам по кольцу. Игроки с мячами бросают по кольцу, идут на подбор, делают передачу партнерам и возвращаются на точку для броска. Каждая группа игроков громко считает количество попаданий. Проводится как соревнование: побеждает та группа, которая быстрее наберет 50-60 попаданий.
«Скорострельные броски мяча» в тройках. У каждой тройки 2 мяча. Один игрок выполняет 10-15 бросков в прыжке подряд, двое партнеров снабжают его мячами, не позволяя делать пауз. Затем происходит смена мест. Каждый игрок в тройке должен сделать 2 подхода и считать количество попаданий.
У пражнение для тренировки броска с поворотом на 90-180о. Игрок 1 из левой колонны отдает пас тренеру 1 и начинает движение через трехсекундную зону, тренер 1 делает передачу тренеру 2, и тот отдает пас игроку 1 на границе зоны. Игрок 1 выполняет бросок с поворотом. В момент, когда тренер 2 освобождается от мяча, игрок 2 из правой колонны отдает ему пас и начинает движение через трехсекундную зону, тренер 2 пасует мяч тренеру 1 и т.д. После броска игроки должны подбирать свой мяч и уходить в противоположную колонну.
То же, что и упр. 25, но с преодолением пассивного противодействия условного защитника.
Игра 1х1 без подбора. Защитник отдает мяч нападающему и сразу занимает защитную позицию. Нападающий может пробить по кольцу сразу с той точки, на которой он получил мяч или после одного (не более) удара в пол. Проводится как соревнование: выигрывает тот, кто больше забьет из десяти попыток.
Заключение
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания. Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.
Игра требует совместных усилий всех членов команды. Лучшим путем усиления игры команды является совершенствование технических навыков игры каждого игрока в отдельности. В добавление к тому, чтобы научиться открываться, правильно работать ногами, ставить заслоны, изучить индивидуальные игровые приемы, такие как бросок мяча одной рукой сверху в прыжке.
Бросок мяча в баскетболе – атака корзины противника. Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в кольцо – ее главная цель.
Точность броска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой, стабильностью движений и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращением мяча.
Бросок одной рукой сверху (slamdunk) используют чаще других для атаки корзины в движении с близких дистанций и непосредственно из-под щита. Именно такие яркие силовые элементы делают игру зрелищной и интересной. Мяч ловят под правую ногу (при броске правой рукой).
Каждый игрок должен научиться многим приемам обращения с мячом, таким, как разные виды передач и бросков, контролируемое и скоростное ведение, укрывание мяча при быстрых остановках и поворотах, добивание мяча в корзину при отскоке, откидки при разыгрывании спорных мячей и разные виды ловли мяча.
Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Баскетбол : материал из Википедии — свободной энциклопедии – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ – загл. с экрана.
Баррел, П. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных / П. Баррел, П. Патрик – Изд-во ТВТ Дивизион, 2008. – 352 с.
Белов, С.А. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют / С.А. Белов. - Физкультура в школе №6-7, 1990.- 17-18 с.
Вуттен, М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов / М. Вуттен. – Изд-во ТВТ Дивизион, 2008. – 400 с.
Гнусова, Т.С Методика обучения броскам с дистанции в баскетболе: метод. рекомендации / Т.С. Гнусова. – Липецк, 2004. – 20с.
Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений/ А.Я. Гомельский. — М.: Изд-во ФАИР, 1997. — 224 с.
Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского/ А.Я. Гомельский. — М.: Изд-во ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 352 с.
Грекул, Б.И. Баскетбол. Основы обучения: учеб. пособие / Б.И. Грекул. – Норильск, 2008. – 71 с.
Ермаков, В.А. Обучение технике игры в баскетбол: метод. рекомендации / В.А. Ермаков. – Тула, 2002. – 25 с.
Захарова, О.Б. Оценка и повышение надежности технико-тактических действий баскетболистов 12-12 лет, занимающихся в СДЮШОР: автореф. дис.: канд. пед. наук / Захарова Ольга Борисовна. – М., 2002. – 22 с.
Квасков, В.Б. 100 лет российского баскетбола: история, события, люди: справочник / В.Б. Квасков. – Изд-во «Советский Спорт», 2006. – 392 с.
Колесникова, Л.А. Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии: дис.: канд. пед. наук / Колесникова Лариса Анатольевна. – М.: РГБ, 2005. – 160 с.
Костикова, Л.В. Баскетбол. Азбука спорта / Л.В. Костикова. – М.: Изд-воФизкультура и спорт,2002. – 176с.