kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Повышение мотивации учащихся к физкультуре и спорту посредством волейбола».

Нажмите, чтобы узнать подробности

научно-исследовательский проект  повышение мотивации учащихся к физкультуре и спорту посредством волейбола

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Повышение мотивации учащихся к физкультуре и спорту посредством волейбола».»



Работа над собственным педагогическим исследованием

Аналитическая справка


Ковалева Валентина Георгиевна с 2014 года исследует проблему «Повышение мотивации учащихся к физкультуре и спорту посредством волейбола». Новизна её педагогического исследования предусматривает:

  • повышение уровня физической подготовки;

  • повышение уровня знаний о средствах, методах, и формах физической культуры и спорта, физиологии спортивной тренировки;

  • формирование потребности в самосовершенствовании, воспитание здорового образа жизни;

  • активизация деятельности по организации физкультурно-спортивной работы в школьных коллективах;

  • создание системы мониторинга физической подготовленности и самоконтроля.

Способ получения нового: научно-исследовательский проект. Опыт Валентины Георгиевны направлен на использование педагогической технологии.


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Фамилия, имя, отчество автора

Ковалева Валентина Георгиевна

Название образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение – «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Зеленокумска Советского района» 

Вид проекта

Исследовательский

Тема

«Повышение мотивации учащихся к физкультуре и спорту посредством волейбола»

Цель проекта

Изучить и проанализировать пути сохранения и укрепления здоровья школьников в условия сельской местности с использованием занятий волейболом как видом спорта.

Методические задачи

1.Формирование средствами волейбола жизненно важных двигательных навыков и умений.

2.Выявить влияние занятий волейболом на здоровье школьников.

3.Экспериментально обосновать влияние занятий волейболом на организм учащихся, как средства повышения двигательной активности

Ведущая идея инновационного проекта

Заключается в том, что  новый Стандарт образования предусматривается приобретение обучающимися теоретических сведений в овладении основными приёмами техники и тактики спортивных игр, приобретение навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий. Полученные в ходе исследования результаты дадут возможность их использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья школьников, воспитания моральных и волевых качеств и в то же время помогут в организации активного отдыха и досуга молодёжи.

 Применяемые технологии

1. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе и воспитательной работе по методике к.м.н. В.Ф.Базарного;

2. Технология проектной и исследовательской деятельности.

3.И.Д. Фумина, А.В. Хуторского (компетентностный подход в образовательном процессе).

4. И.Ю. Соколоой, Е.З. Пужаевой. (здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процесс).

5. Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

Предметные области, в рамках которых проводится проект

Физическая культура 

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта

5-11классы

Программно – техническое обеспечение

Мультимедийный компьютер;

Мультимедиапроектор;

Средства телекоммуникации(выход в Интернет)

Экран

Видеоплеер, DVD- плеер

Телевизор

Аудиоцентр



Введение

Актуальность проблемы и темы исследования


Актуальность данной темы заключается в том, что ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности. Здоровье нового подрастающего поколения - особая боль и забота нашего общества.Сохранение здоровья обучающихся – приоритет современной образовательной политики страны.

Физическая культура – уникальная учебная дисциплина, обладающая особыми средствами воздействия на рост и развитие ребёнка: физическое, нравственное и умственное.

Успех любой деятельности в значительной мере зависит от её мотивации. Исследования, проведенные среди обучающихся нашей школы, показывают, что падает устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом, увеличивается количество детей с очень низкой мотивацией к учению, которые не верят в свои физические возможности. Большое влияние на выработку мотивации у подростка оказывает ситуация успеха, ощущение учеником собственного развития. Именно такие приемы и методы может дать личностно – ориентированная технология и технологии здоровьесбережения, а именно: физическая культура и практическое овладение игрой в волейбол. Иными словами, уроки физической культуры - активный процесс, стимулирующий широкое использование волейбола для физического и нравственного воспитания обучающихся, воспитания здорового образа жизни. Они дают большие возможности для сохранения здоровья за период обучения в школе; позволяют сформировать у обучающихся знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Анализ проведенной мною работы позволяет утверждать, что имеется достаточно большое количество средств физического воспитания, используемых в оздоровлении детей школьного возраста.

Волейбол - один из самых распространенных и доступных видов спорта, являющийся отличным средством приобщения молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к активному отдыху. Высокий уровень развития современного волейбола, как вида спорта, делает его одним из эффективных средств всестороннего развития личности. Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека.

В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки. Условия игровой деятельности приучают занимающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения. Эти особенности способствуют воспитанию у обучающихся чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремлённости, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.

Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, по их координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармоничных сочетаниях. Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к развитию высокой подвижности нервных процессов. Помимо этого игра в волейбол способствует развитию опорно-двигательного аппарата, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и другие системы организма.

Изучение статистики и методической литературы по проблеме здоровья подрастающего поколения послужили основой для определения проблемы нашего исследования и выбора темы «Повышение мотивации учащихся к физкультуре и спорту посредством волейбола».

Объект исследования: объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни у школьников МОУ СОШ №3.Предметом исследования являются сохранение и укрепление здоровья школьников во время занятий волейболом в условиях сельской местности.

Цель: изучить и показать пути сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях села с использованием занятий волейболом как видом спорта.

Главными задачами работы являются:

Задачи:

1.   Формирование средствами волейбола жизненно важных двигательных навыков и умений.

2. Определение степени влияния занятий волейболом на здоровье школьников.

3..Экспериментально обосновать влияние занятий волейболом на организм школьников, как средства повышения двигательной активности.

В основе программы лежат следующие принципы:

- систематичность;

- воспитывающий и развивающий характер занятий;

- возрастная преемственность;

- доступность и добровольность;

- творческий характер, развитие инициативы и самодеятельности;

- поддержка в детях стремления к самосовершенствованию, желания вести здоровый образ жизни;

- использование индивидуального подхода к каждому ребенку;

- учет уровня развития, интересов детей;

- предоставлять ребенку возможность права на выбор, сочетание его желаний и требование педагога;

- принцип актуальности содержания курса, его практической значимости для ребенка, возможность определиться с профилем.

- принцип ориентации на потребности социального окружения (самих детей, родителей, школы).

- Принцип новизны, научности, яркости содержания материала.

Рабочая гипотеза. Предпринимая исследование, я исхожу из гипотезы о том, что регулярные занятия волейболом способствуют не только повышению двигательной активности школьников, но и являются мощным стимулом приобщения их к здоровому образу жизни, активным и регулярным занятиям физическими упражнениями.

Практическое значение моей исследовательской работы состоит в том, что ее результаты дают материал для практического решения вопросов физического воспитания школьников в условиях села, приобщению их к регулярным занятиям физическими упражнениями и поиска новых эффективных путей физкультурно-спортивной работы с детьми.

Этапы реализации проекта:

 Поисково-теоретический сентябрь-ноябрь 2014г.

Изучение и анализ медицинской, философской, психолого-педагогической, научно-методической, литературы по проблеме исследования, действующих учебных программ, учебников и учебных материалов.

Изучение состояние проблемы.

Реализация проекта декабрь - май 2014- 2015 гг.


Работа над реализацией проекта в соответствии с содержанием проекта, опытно-поисковая работа по определению основных средств повышения мотивации учащихся к занятиям физкультурой через игру волейбол.

Мониторинг процесса и промежуточных результатов, корректировка дальнейшей работы.


Заключительный этап – май 2015 учебного года


Мониторинг повышения мотивации средствами игры волейбол, оценка эффективности реализации проекта, анализ результатов, обобщение и распространение опыта.



1 этап. Поисково-теоретический

На первом этапе реализации проекта изучен уровень физической подготовки учащихся, проведено анкетирование. Это позволило определить план мероприятий и способов достижения поставленной цели.

Целью анкетирования был мониторинг мотивации учащихся к игре в волейбол. (Приложение 1).Анкетирование позволило конкретизировать исследуемую проблему и определить целесообразность использования занятий волейболом для сохранения и укрепления здоровья. Из результатов анкетирования можно сделать вывод, что 50,5% учащимся нравится играть в волейбол, 60,5% не задумываются о степени влияния игры на здоровье человека, 50-70% учащихся не задумывались о влиянии волейбола на сплоченность класса, команды.

Исследование физической подготовленности учащихся проводилось на основе естественного педагогического эксперимента в МОУ «СОШ №3 г. Зеленокумска». Для определения степени уровня мотивации учащихся и эффективности занятий волейболом были сформированы три группы уч-ся: первая - учащиеся 5-7 классов, вторая - учащиеся 8-9 классов, третья- 10-11классы.

Исследования осуществлялись в двухэтапном педагогическом эксперименте.

Первый этап: (10.09.14г. – 22.11.14г.) анализ литературы, определение физического развития и двигательной подготовленности участников эксперимента, определение методики занятий волейболом во внеурочное время, организационные вопросы.

Октябрь месяц – период занятий волейболом в урочное и секционное время. Он явился, своего рода, промежуточным этапом, который позволил в дальнейшем провести мониторинг динамики мотивации учащихся к занятию спортом, проследить степень изменения в физическом развитии учеников.

Второй этап: (22.11.14г. – 26.05.15г.) педагогические наблюдения на урочных и секционных занятиях, анкетирование и тестирование участников эксперимента, обработка и анализ полученных результатов. (Приложение 2). Результаты проведенного тестирования показали, что посещение учениками уроков физкультуры и спортивных секций дало положительную динамику. Ребята занимались с удовольствием, с большим азартом, поэтому могу сделать вывод, что уже на 2-м этапе моего исследования мотивация учащихся к занятиям физкультурой и спортом повысилась.

Поставленные задачи в исследовании требовали разнообразных методов, по которым можно всесторонне судить о состоянии данной проблемы, об изменениях в физическом развитии, становлении двигательных навыков, развитии физических качеств.

Решение поставленных в работе задач, осуществлялось следующими методами:

1. Метод теоретического анализа и обобщения литературы:

- анализ научно-методической литературы;

- анализ школьной программы

- анализ медицинских карт учащихся.

2. Методы педагогического обследования:

- педагогические наблюдения;

- анкетирование;

- педагогические контрольные испытания.

3. Экспериментальные методы:

- поисковый эксперимент;

- констатирующий эксперимент.

4. Метод математической обработки материала.

В процессе исследования изучалась литература по данной проблеме. Анализу подвергалась литература по основам теории и методике физического воспитания. Кроме этого изучалась литература по физиологии спорта. Была изучена специальная методическая литература, имеющая отношение к теме исследования и позволяющая определить основные тенденции в развитии теории и практики спортивной подготовки юных волейболистов.

Информация, полученная в результате изучения литературы, ее критический анализ и обобщение помогли дать ответ на интересующие вопросы по теме исследования:

- организация тренировочного процесса, его содержание и направленность;

- место и значение занятий волейболом и их влияние на сохранение, и укрепление здоровья.

Глубокое ознакомление с педагогической, физиологической и специальной литературой обеспечило выбор направления исследования.

Педагогические наблюдения проводились непосредственно в условиях тренировочных занятий и в условиях школьного урока физической культуры.

Это позволило оценить структуру и содержание учебно-тренировочных занятий и урока физической культуры.

Педагогические контрольные испытания позволили оценить уровень физической подготовленности участников эксперимента.

С целью выявления наиболее эффективных изменений физических качеств у занимающихся, нами были использованы контрольные испытания на быстроту, выносливость, силу, координационные и скоростно-силовые способности.

Требования к тестам физической подготовленности были следующие: доступность, простота, объективность в оценке, разносторонность и интерес, которые они вызывают у школьников.

В моих исследованиях исходные и конечные измерения проводились в одинаковых для всех условиях, в дни и часы урочных и секционных занятий, в условиях спортивного зала и школьного стадиона.

Организация и проведение тестов осуществлялись по общепринятой методике. Метод математической обработки материала.

Полученные результаты обрабатывались и анализировались по общепринятой методике с определением основных параметров

Л - лучший результат;

Х - худший результат;

Р - разница между лучшим и худшим результатами.

2 этап реализации проекта предполагает поиск и применение средств повышения уровня мотивации учащихся к занятиям спортом. Работа предстоит огромная.

Волейбол – командная игра, где каждый игрок действует с учётом действий своего партнёра. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока.

Условия игровой деятельности приучают занимающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения. Эти особенности способствуют воспитанию у обучающихся чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремлённости, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.

1.Поиск рациональных методов организации занятий. Считаю, что рационально будет использовать следующие методы организации занятий:

·  Равномерный.

·  Переменный.

·  Повторный.

·  Интервальный.

·  Игровой.

·  Соревновательный.


2. Комплексное использование традиционных методов организации учебных занятий (фронтальных, групповых и индивидуальных) дает возможность для осуществления личностно-ориентированного подхода с целью вовлечения каждого ребёнка в процесс овладения базовыми основами, необходимыми для дальнейшего продвижения обучающихся к более высокому уровню знаний, умений и навыков.

3.Спортивный отбор – система мероприятий, направленная на вовлечение детей, обладающих потенциальными возможностями успешно овладевать навыками игры в волейбол, выявление волейболистов с высоким уровнем способностей и навыков игры.

4.Основным средством обучения игре в волейбол являются физические

упражнения:

·  Развивающие упражнения (ОРУ без предметов и ОРУ с мячами).

·  Гимнастические упражнения (растяжки, махи).

·  Акробатические упражнения (кувырки, перекаты).

·  Легкоатлетические упражнения (беговые упражнения, прыжки).

·  Спортивные и подвижные игры (эстафеты с мячами, подвижная игра «Пионербол»).

5.Использование элементов технологии педагогической поддержки: Создание ситуации успеха, широкое использование соревновательного духа игры, создание атмосферы сопереживания, взаимной поддержки, взаимной ответственности. В каждом ребёнке увидеть личность, уметь найти контакт, расположить к откровенной беседе, помочь преодолеть возникшие трудности. Тренировка – это не только занимательная подвижная игра в волейбол, а серьёзное занятие, обучающее и воспитывающее детей. Личный пример педагога: показать ребятам те возможности, которые даёт волейбол для общего физического развития. Особая атмосфера царит на каждом занятии, где каждый ребёнок чувствует внимание, заботу, поддержку. Педагог – наставник – это яркая личность, умеющая зажечь в глазах детей интерес, желание работать и желание овладеть новыми, более сложными знаниями, умениями и навыками.

6.Работа учителя по укреплению здоровья ребенка и формированию здорового образа жизни осуществляется через применение следующих форм деятельности:

·  Уроки физической культуры.

·  Организация внеклассной работы по предмету: организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.

·  Дополнительное образование.

·  Утренняя зарядка перед занятиями, которая проводится физоргами классов под руководством учителя.

·  Обеспечение санитарно – гигиенического просвещения на уроках.

·  Профилактика вредных привычек и формирование полезных привычек у детей (беседы с участниками образовательного процесса).

·  Работа с родителями (родительские собрания, санитарно-гигиеническое просвещение о режиме дня школьника).

7.Подготовка волейболиста предполагает не только спортивную тренировку, спортивные соревнования, но и спортивный режим жизни, специальное питание, отдых.

Основными видами подготовки волейболиста являются:

·  Физическая подготовка.

·  Техническая подготовка.

·  Морально-боевая подготовка.

·  Теоретическая подготовка.

Подготовка волейболиста в представленном опыте работы учителя предполагает два этапа с использованием практических методов:

1 год обучения – использование игрового метода (упражнения усваиваются в процессе различных подвижных игр).

Обучение техническим приёмам – всеми основными способами игры: передаче мяча сверху, передаче мяча снизу, нападающему удару, умению блокировать удар.

Основная форма работы с начинающими игроками – групповое занятие, которое состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Основные приёмы – учёт индивидуальных способностей: длительное и упорное усвоение навыка зачастую делает его более устойчивым.

2 год обучения:

·  Формирование спортивного интереса, любви к данному виду спорта.

·  Обучение новым командам.

·  Изучение техники волейбола как достижение цели посредством специальных упражнений.

·  Участие в различных соревнованиях.

·  Работа над техническими ошибками.

·  Индивидуальная работа по становлению стабильной техники игры.


3 этап моей работы подразумевает мониторинг повышения мотивации средствами игры волейбол, оценку эффективности реализации проекта, анализ результатов, обобщение и распространение своего опыта.



Приложение 1

Анкета

1. На твой взгляд, влияют ли занятия волейболом на здоровье человека?

2. Нравятся ли тебе занятия волейболом?

3. Чем нравятся занятия волейболом?

4. Поднимается ли тонус, улучшается ли настроение после занятий?

5. Как ты считаешь, может ли измениться твое здоровье и как, вследствие занятий волейболом?

6. Делишься ли ты впечатлениями о занятиях со своими родителями, друзьями и одноклассниками?

7. Считаете ли вы, что игра в волейбол- игра командная, поэтому оказывает влияние на степень сплоченности классного коллектива, команды?

Результаты анкетирования


Группы

Степень увлечения волейболом

Степень влияния игры на здоровье человека

Степень сплоченности коллектива

5-7 класс

50%

60%

80%

8-9 класс

55%

65%

70%

10-11 класс

60%

60%

70%






Приложение 2

Параметры исследования:

1 .Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.

Для определения силы используют тест: подтягивание.

Таблица 1.

Группа

1этап

2этап

5-7 классы

8-10 раз

12-14 раз

8-9 классы

12- 13 раз

14-15 раз

10—11 классы

15-16 раз

18-20 раз

Из таблицы можно сделать вывод, что за промежуточный этап (октябрь месяц) благодаря занятиям по волейболу мышечная сила учащихся увеличилась.



2.Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности.

Для определения выносливости используют тест: шестиминутный бег.


Таблица 2.

Группа

1 этап

2 этап

5-7 классы

6,10 мин.

5,10 мин.

8-9 классы

5,15 мин.

4,50 мин.

1—11 классы

4,50 мин.

4,20 мин.


Из таблицы видно, что степень выносливости улучшилась за промежуточный период, что говорит о положительном влиянии волейбола на развитие этой способности.


3.Гибкость - способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

Для определения гибкости используют тест: наклоны туловища вперёд.

Таблица 3

Группа

1 этап

2 этап

5-7 классы

10 см

13 см

8-9 классы

11 см

14 см

1—11 классы

15см

18 см


Из таблицы можно сделать вывод, что гибкость учащихся увеличилась на 3 см


4.Прыгучесть - важное качество двигательной деятельности. Сила и быстрота мышечных сокращений - определяющие характеристики прыгучести. От эффективности отталкивания зависит величина прыжка. Эффективность отталкивания, в свою очередь, зависит от взрывной силы, которая определяется способностью человека при выполнении двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время.

Для определения прыгучести используют тест: прыжок в длину с места.

Таблица 4

Группа

1 этап

2 этап

5-7 классы

152 см

164 см

8-9 классы

160 см

175 см

1—11 классы

190 см

220 см


Из таблицы видно, что степень прыгучести увеличилась в среднем на 12 см, что говорит о качестве оказываемого воздействия волейбола на организм человека



5. Быстрота - способность организма человека выполнять работу с наибольшей частотой движения за единицу времени.

Для определения быстроты используют тест: бег 30 метров. Таблица 5

Группа

1 этап

2 этап

5-7 классы

5,6 сек

5,4 сек

8-9 классы

5,4 сек

5,2 сек

1—11 классы

5,0 сек

4,8 сек




Из таблицы видно, что скоростные качества учащихся увеличились, что говорит о качестве оказываемого воздействия волейбола на организм человека









Выводы:

Во все времена именно здоровые и спортивные люди составляли опору общества. Особое внимание нужно уделять работе с подрастающим поколением, ведь именно в юном возрасте складывается осознанное стремление к здоровому образу жизни, создаётся база общей физической работоспособности. Зная, как нелегко достаются победы над собой, учитель искренне радуется успехам своих учеников, воспринимает их победы как свои собственные.

Приёмы и методы, используемые мною при проведении работы по обучению школьников игре в волейбол, дают положительный результат.

Проведя анализ физической подготовленности школьников, занимающихся волейболом, мы можем констатировать, что эти учащиеся физически развиты, менее подвержены заболеваниям. Кроме того, повышается уровень их нравственности, растет самооценка учащихся, формируется уровень социальной компетентности.

Список используемой литературы

1. Лях В. И., Зданович А. А., Физическая культура (базовый уровень),




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Повышение мотивации учащихся к физкультуре и спорту посредством волейбола».

Автор: Ковалева Валентина Георгиевна

Дата: 21.01.2019

Номер свидетельства: 496548


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства