«Повышение качества самообразования педагога через изучение и применение на практике методических приемов социализации воспитанников"
«Повышение качества самообразования педагога через изучение и применение на практике методических приемов социализации воспитанников"
Педагог дополнительного образования - ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих способностей, приобщения к миру прекрасного. Поэтому важно, чтобы педагог был высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей. Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учеников в большей степени зависит не столько от способностей детей, сколько от учителя, его квалификации, его отношения к предмету и детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Повышение качества самообразования педагога через изучение и применение на практике методических приемов социализации воспитанников"»
Тема:
«Повышение качества самообразования педагога через изучение и применение на практике методических приемов социализации воспитанников в объединении
физкультурно-спортивной направленности»
Эргашев Рустам Камбарович
Педагог дополнительного образования
с. Большая Черниговка, 2021 г
«Создаёт человека природа,
Но развивает и образует его общество…»
В.Г. Белинский
Педагог дополнительного образования - ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих способностей, приобщения к миру прекрасного. Поэтому важно, чтобы педагог был высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей. Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учеников в большей степени зависит не столько от способностей детей, сколько от учителя, его квалификации, его отношения к предмету и детям. В новых стандартах сформулированы требования к современному педагогу. Это профессионал, который: владеет технологиями проектирования урока, умеет управлять мотивацией, владеет информационно-коммуникационными технологиями, является партнером для учащихся, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, открыт к инновациям, самостоятельный и целеустремленный, постоянно учится. Это называется мастерство. Воспитать крылатого ребенка может только крылатый педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.
В современном мире, в условиях постоянного информационного прогресса, детям все сложнее получить навыки, необходимые для жизни. Все больше и детей, и молодежи заменяют реальные диалоги, игры и занятия и даже друзей на виртуальные, проводя все свободное время в интернете. Процесс социализации в таких условиях становится все труднее. Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.
Введение
Работа детских объединений предусматривает содействие гармоничному, физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями; занятость детей в свободное время.
Работа детских объединений «Компас» состоит из 3-х модулей «Физическая подготовка»,
«Спортивное ориентирование», «Основы туризма» рассчитана на детей от 7 –17 лет, предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях, воспитательных мероприятиях. Посещаемость объединений детьми составляет 98,4%.
Цель моей работы как педагога в направлении социализации – помощь обучающемуся в формировании его как социально активной личности, способной творить, усваивать социальный опыт, действовать самостоятельно и в коллективе.
Данная работа не теряет актуальности. Поэтому ежегодно ставлю перед собой и решаю задачи:
определение обучающихся, нуждающихся в помощи в социализации;
научить понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения
4. определение мероприятий, позволяющих социализироваться;
Непременное условие социализации в моих детских объединениях - сотрудничество с образовательными учреждениями, социумом, с семьями детей.
Работу начинаю с того, что составляю социальный паспорт детских объединений, в котором фиксирую информацию о семье каждого обучающегося: состав семьи, уровень благополучия и обеспеченности, количество безработных родителей, уровень образования родителей.
На основании социального паспорта выявляю детей из семей группы риска, к которым нужно проявлять повышенное внимание, которые могут испытывать трудности при работе в коллективе.
Освоение социального опыта детьми, посещающими объединение, определяется их участием в объединениях различной направленности. Обучающиеся имеют возможность заниматься разными видами деятельности, такими как: гимнастика, лыжи, спортивные игры, футбол. Занятия в детских объединениях помогают детям уверенно входить в коллектив, знакомят их с правилами поведения, развивают коммуникативные навыки и способности, помогают выбрать для себя ту или иную социальную роль, способствуют их успешной социализации в обществе.
При работе с детьми мною используются такие методы работы как: индивидуальный метод, развивающий метод, метод проб и ошибок, метод проблемного обучения, соревновательный метод, групповой метод.
Занятия спортивной деятельностью позволяет обучающимся проявить себя в различных ситуациях, реализовать личностные задатки и способности, учит взаимодействовать, сотрудничать с взрослыми и сверстниками, преодолевать сложности, мешающие в достижении результатов. Занятость учащихся в кружках содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, выявлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
В ходе занятий по всем направлениям в детском объединении дети формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит - учатся сотрудничеству и сотворчеству. Изначально процесс творчества является развивающим, обогащающим личность, раскрывающим его талант, духовный потенциал.
Одной из важных и благоприятных форм социализации учащихся в детских объединениях является воспитательная работа. В целях воспитания подростков, участвующих в жизни объединения, ежегодно разрабатываю план воспитательной работы. В нем учитываю возраст детей, интересы подростков и родителей, обязательно делаю привязку к социальному паспорту группы. Отличительными особенностями работы объединения стали воспитательно-массовые мероприятия, которые неоднократно проводятся. Они получили статус традиционных. Это ежегодный Олимпийские игры День здоровья, зимняя военно-спортивная игра «Зарничка», летняя военно-спортивная игра «Зарничка» летний поход «Дорогами родного края», беседы «Вредные привычки – их негативное влияние на организм», «Спортивный этикет», «Гигиена спортсмена».
В моих объединениях работа поставлена так, чтобы эти ребята пережили ситуацию успеха, стали социально успешными. Но любая работа, особенно ведущая к спортивным победам, сопровождается большим трудом и упорством, а также грамотным построением методики тренировочного процесса. В результате упорной работы многие мои воспитанники достигают побед в различных спортивных соревнованиях, конкурсах, выставках.
Победы и достижения моих обучающихся в конкурсах, выставках соревнованиях, их личностные результаты, успешность во взрослой жизни являются свидетельством результативной деятельности детского объединения по социализации детей и подростков, воспитания у них необходимых социальных качеств.
В своей работе я использую современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, как в процессе обучения, так и в воспитательной работе.
Основными педагогическими технологиями, которые я использую в своей деятельности, являются технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии); здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии, что находит отражение в ежегодном составлении учебно-тематического планирования, поурочных планов занятий, плана воспитательной работы. Мои воспитанники активно участвуют в различных конкурсах, даже не связанных с физической культурой и спортом. По итогам участия или в процессе участия мы создаем презентации, анимации и видео. Детям очень нравится работать с компьютерами, с цифровыми устройствами.
Родители почти всегда включаются в события жизни объединения: участвуют в традиционных конкурсах, в спортивных праздниках «Зов джунглей», «Папа, мама, я – спортивная семья», участвуют в тренинге родительской компетентности «Наркомания», ежегодно подключаются к проведению летнего похода
Примером таких мероприятий являются:
Познавательное мероприятие по правилам дорожного движения: «Веселый перекресток»
Спортивное мероприятие «Веселые непоседы»
Лекция «Привычки и здоровье»
Интерактивная игра «В гостях у Этикета»
Методические рекомендации к проведению и организации новых приёмов игровой деятельности.
1. Доска выбора игр «Мы играем».
Цель. Организация самостоятельной игровой деятельности детей с учетом их интересов.
Задача игровой деятельности: развивать умение организовать игру.
Задача социализации: развивать умение договариваться о последовательности совместных действий в игровой деятельности.
Оборудование: доска выбора игр «Мы играем…», карточки с описанием игр.
Описание приема. Предварительная работа заключается в знакомстве с играми и карточками, иллюстрирующими эти игры. Выбор игр на день происходит утром во время общения детей и взрослого. Выбор осуществляется детьми.
Данная форма организации позволяет воспитателю получать знания о предпочтениях детей в играх, о длительности их интереса.
Сундучок с сюрпризами
Цель. Знакомство с новыми играми, игрушками, развитие фантазии.
Задача игровой деятельности: обогащать знакомую игру новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности.
Задача социализации: создавать новые игры и развивать их.
Оборудование: сундучок с навесным замочком.
Описание приема. Сундучок презентуется детям как предмет, в котором иногда появляются разные сюрпризы (новые игрушки, необычные предметы, атрибуты к играм). Сундук открывается ключом. Ключ спрятан. Чтобы найти ключ, детям необходимо выполнить ряд интересных и увлекательных заданий. После того, как открывается сундучок, следует дать возможность детям самим придумать, как можно играть с этим предметом, на правах партнёра предложить свой вариант.
Игры для дружбы.
Цель: сплочение детского коллектива.
Задача игровой деятельности: развивать умение согласовывать свои действия с партнерами по общению.
Задача социализации: разрешать конфликты, возникшие в ходе игры.
Оборудование: картотека коммуникативных игр.
Описание приема. Название приема родилось из практики работы с детьми. Воспитанниками объясняли в доступной форме значение той или иной игры. Дети со временем стали называть такие игры «играми для дружбы, для хорошего настроения». Для организации самостоятельной игровой деятельности детьми успешно используется данная картотека.
Таким образом, дополнительное образование – необходимый компонент современного образования, важное и необходимое звено в развитии и социализации многогранной личности. Оно предназначено для свободного выбора детьми тех мероприятий и творческих объединений, которые близки их природе, отвечают их внутренним потребностям, помогают удовлетворять их интересы, развивать интеллект.
Выводы
Таким образом, обучение в объединениях дополнительного образования - это процесс социализации ребёнка, который определяется общением со сверстниками, педагогами, родителями. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации, мотивации, на познание, обретает индивидуальность, добивается признания, чувствует себя социально значимым.
Именно в самых разнообразных видах деятельности ребенок может творчески раскрыть в себе те социальные качества, которые он приобрел в процессах своей социализации.
Мои воспитанники не только добиваются спортивных успехов, но и не стесняются участвовать в самых разных конкурсах, выступать перед аудиторией, общаться с другими детьми разного возраста и взрослыми. К окончанию школы у них есть свой багаж, с которым они не боятся ехать на дальнейшую учебу, не комплексуют, что приехали из деревни. Напротив, продолжают свой багаж пополнять. Они почувствовали вкус успеха и стремятся добиваться его во всех своих делах.
Заключение
На самом же деле на практике уже давно общество пришло к выводу, что одинаковых личностей нет, и что всякий талант способствует дальнейшему культурному прогрессу. А личность надо развивать. При этом личность формирует свой образ «Я» на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир, формируя свой образ «Я», личность социализируются.
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества.
Список используемой литературы.
1. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта/ авт-сост. М.В.Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009.- 377 с.
2. Василькова Ю.В. – Социальная педагогика. – М., - 1999.
3.Буйлова, Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном
образовании детей. – М.: Знание, 2000. – 24с.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации. История и современность. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. - 216 с.
5. Василькова Ю.В. – Методика и опыт работы социального педагога. – М, 2001.
6. Все, что тебя касается. Методическое пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков. Авторы: Бернова Ю.ЕН. кандидат филологических наук; Дмитриева Е.В. доктор социологических наук. 2011-2013 г.