Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сдаче норм ГТО»
Мастер-класс « Комплексная подготовка к сдаче ном ГТО»
1.Место проведения: МБОУ «Запхалеевичская СОШ»
2. Учитель: Шаповалова Т. С.
3.Обоснование актуальности темы.
С развитием современных технологий население двигается всё меньше. В частности это касается и детей. Немногие обучающиеся в наше время предпочтут активные игры компьютерным. К сожалению, это сказывается на здоровье. Родители и все, кто имеет какое-то отношение к воспитанию и образованию детей стараются придумывать что-то, что могло бы заставить воспитанников заинтересоваться физической культурой. К этим способам относятся различные мероприятия, в том числе сдача норм ГТО .
Цель - популяризации здорового образа жизни
«Готов к труду и обороне» — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях. Первым шагом, на пути к зарождению данной программы, стала опубликованный Указ президента России В. Путина. ГТО стали активно пропагандировать. Организационно-экспериментальный этап с 24 марта до сентября 2014 года был дан для исследования возрастных групп, для уточнения нормативов и создание правовой базы.
4. Цели и задачи мастер класса:
Обучающая: Подводящие упражнения при подготовке учащихся к выполнению испытаний норм ВФСК «Готов к труду и обороне» .
Развивающая: Развитие силы, скоросто-силовых способностей, гибкости.
Воспитательная: Формирование устойчивого интереса к Всероссийскому комплексу ГТО.
Участники мастер-класса: Формирование умений:
Здравствуйте, уважаемые гости. Тема мастер – класса «Комплексная подготовка к сдаче норм ГТО». На практическом занятии мы ознакомим вас с подводящими упражнениями тестовых заданий ГТО.
Разминка.
Разновидности бега. ОРУ без предметов. В основной части урока упражнения будут направлены на укрепление мышц плечевого пояса (силовые упражнения), мышц живота и ног. Упражнения будут чередоваться, чтобы снять нагрузку.
Основная часть.
I. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (девушки), подтягивание в висе (юноши). Объяснение и показ.
Отжимание — это базовое упражнение, которое задействует большое количество групп мышц, укрепляет слабый мышечный корсет плечевого пояса и все группы мышц живота, спины и ног.
Выполнение подводящих упражнений для развития силовых качеств с рекомендациями.
1.Сгибание /разгибание рук у стены
Техника выполнения: встать напротив стены на расстоянии вытянутых рук, упереться ладонями, ноги на ширине плеч. Выполнить сгибание рук у стены. Коснувшись стены лбом, выполнить разгибание до полного выпрямления. Если 15 повторений – это легко, то необходимо расположить ноги на полметра дальше и попробовать сделать то же самое в таком положении. Ноги со спиной должны быть выпрямленными - ноги двигаются вместе
со спиной, а не просто выполняются наклоны.
2.Отжимание с коленей. Принять упор лежа, опустить колени и выполнять отжимания. При отжиманиях голеностоп не должен отрываться от пола – необходимо расслабить голени.
3.Отжимание на гимнастической скамейке.
Упереться в предмет, выполнить опускание, доведя грудь до предмета, разогнуть их до полного выпрямления. Ноги со спиной должны находиться на одном уровне. 20 повторений.
4. Стойка, в упоре лежа – статистическое упражнение, укрепляет суставы и мышцы.
Принять упор лежа, в этом положении необходимо находиться без динамической фазы- просто стоять как можно дольше. В напряжении находится все тело, поясница не должна прогибаться, смотреть вдоль пола.
5.Половинные отжимания. Переходное упражнение между вспомогательными и полноценными отжиманиями. Упереться руками о пол, очень медленно выполнять опускание тела (должно занять 1-15секунд), грудь опустить как можно ниже, полностью лечь на пол, а после подняться в исходную позицию любым способом. Не делать резких опусканий. Выполнить 20 отжиманий.
6. Отжимание от пола.
II. Упражнения на пресс. Объяснение и показ.
Подводящие упражнения.
1.«Складной ножик»
И.П. – лежа на животе, ноги прямые, руки за головой. Ноги приподнять, одновременно оторвать плечи и руки. и подвести их ногам.
2. « Разножка в планке»
И.П. упор, лежа на руках или локтях. Стоять 30-40 сек, после чего в прыжке развести ноги в стороны и вернуться в И.П.
3.И.П. –упор лежа, ноги на ширине плеч, слегка приподнимая таз вверх, дотягиваемся правой рукой до противоположной ноги и наоборот.
4.И.П. – упор лежа. Поочередно в быстром темпе выполнять шаг левой ногой вперед, потом правой.
III. Прыжки в длину с места. Объяснение и показ.
Подводящие упражнения.
1.Прыжки в длину с места.
2.Прыжки на двух ногах с продвижением вперед и подтягиванием коленей к груди.
3.Выпрыгивание из глубокого приседа на дальность «лягушка».
4.Выпрыгивание из приседа вверх.
Заключительная часть.
1.Подведение итогов. Благодарность за старание .
На практическом занятии присутствующие ознакомились с некоторыми тестовыми заданиями комплекса ГТО. Получили методические рекомендации по выполнению упражнений, которые можно использовать для самостоятельных занятий.
Игра «Спортивные джунгли»
Участникам показываются, движения животных, которые они должны имитировать.Выбирается водящий, по сигналу все игроки и водящий в том числе, должны передвигаться заданным способом, задача водящего осаливать игроков.Осаленные выбывают из игры.
«Крокодил» упор лежа, передвигаемся не сгибая ноги.
«Лягушка» - выпрыгивание вперёд – вверх из приседа
«Зайчики» - прыжки вперёд на двух ногах.
Упражнение в равновесии: 1. Стоя на листке бумаги, не сгибая ног в коленях написать или нарисовать что-нибудь. 2. Разорвать листок на 10 частей (комочков), разложить возле себя в радиусе 0,5 метра. По сигналу собираем комочки по одному. Объявляем победителя.
Вывод: Любые формы, методы, которые развивают физ. качества могут быть полезны для подготовки к успешной сдаче ГТО.
Идут, не отступят ни шагу
Идут, не боясь ничего
Счастливые дети отваги
Их пропуск - значок ГТО!
«Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения» писал Анатолий Луначарский.
Бег
1—е занятие
1. Бег в медленном темпе 6—8 мин.
2. Общеразвивающие упражнения.
3. Специальные беговые упражнения.
а) бег высоко поднимая бедро.
б) семенящий бег.
Упражнения выполняются на отрезках до 30 метров с постепенно увеличивающейся частотой движений, доводя их до максимальной (обращать внимание на осанку и свободу движений).
4. Повторить выполнение низкого старта, совершенствуя технику отдельных элементов, положений по команде «на старт», «внимание», «марш».
5. Пробежки с низкого старта 4—6 раз по 20—30 метров не в полную силу, чтобы бегун мог контролировать свои движения, обращая внимание на правильность первых движений со старта: отрыв рук, эффективное выталкивание туловища вперед двумя ногами и согласованность движений рук и ног на первых шагах со старта в условиях бега с наклоном туловища.
6. Игра «салки маршем» (описание игры).
7. Групповой бег в равномерном темпе по слабо пересеченной местности 3—5 мин. с переходом на ходьбу.
8. Подведение итогов занятия.
2—е занятие
1. Бег в медленном темпе 7—8 минут.
2. Общеразвивающие упражнения.
3. Специальные упражнения: бег с высоким подниманием бедра, прыжкообразный бег, семенящий бег.
При выполнении специальных беговых упражнений следить за выпрямлением опорной ноги в голенностопном и коленном суставах.
Можно использовать бег через небольшие препятствия (набивные мячи), стоящие на расстоянии 1 м 20 см—1 м 30 см друг от друга, постепенно увеличивая их расстояние, доводя его до длины бегового шага.
4. Бег с ускорением (выполняется индивидуально, группой).
4—6 раз на дистанции 30—40 м (следить за техникой бега).
5. Бег на результат — дистанция 30—60 м.
6. Игра «Вызов номеров» (описание игры).
7. Бег в равномерном темпе по слабо пересеченной местности.
4—6 минут с переходом на ходьбу.
8. Подведение итогов занятия.
3—е занятие
1. Бег в медленном темпе 8—10 минут.
2. Общеразвивающие упражнения типа зарядки.
3. Специальные беговые упражнения (бег высоко поднимая бедро, бег прыжками, семенящий бег) 3—4 раза на отрезке до 30 м.
4. Бег с ускорением 3—4 раза — дистанция 30—40 м.
4. Бег с высокого старта (групповые старты на поляне, в лесу).
6. Пробегание отрезков 150—200—300 метров, используя спуски и подъемы.
7. Бег в медленном темпе 5—6 минут.
8. Подведение итогов занятия.
4—е занятие
1. Бег в медленном темпе 10—12 минут.
2. Общеразвивающие упражнения.
3. Бег с ускорением 4—5 раз — дистанция 30—40 м.
4. Повторные пробежки, дистанции 60—100 м на результат (3—4 р.).
5. Бег в умеренном темпе 7—8 минут.
6. Подведение итогов занятия.
В тренировочные занятия для подготовки к сдаче норм ГТО следует включать:
а) бег в медленном темпе до 25—30 минут по ровной и пересеченной местности;
б) преодоление спусков и подъемов, препятствий, (канавы, рвы, кустарники);
в) низкие и высокие старты (индивидуальные и групповые). Старты по различным сигналам и из различных исходных положений;
г) бег в переменном темпе (чередуя пробегание отрезков в быстром, умеренном и медленном темпе);
д) повторное пробегание отрезков 30—60—100—200—300 м с заданной скоростью, эстафеты;
е) подвижные игры с бегом и прыжками.
Прыжки в длину
1. Научить отталкиванию. Прыжки через небольшие горизонтальные препятствия отталкиваясь одной ногой с приземлением на две ноги. Прыжки через препятствия высотой 25—30 м, установленных на расстоянии 1 м от места толчка с разбега 5—7—9 беговых шагов (обеспечить безопасность приземления).
2. Прыжки избранным способом с индивидуальным подбором разбега.
3. Сочетание разбега, отталкивания и прыжками. Группировка и приземление.
4. Специальные прыжковые упражнения, прыжки на результат.
5. Подвижные игры с бегом и прыжками.
Метание мяча
1. Овладение хватом мяча и броски одной кистью вниз, ударяя на расстоянии 1 м перед собой.
2. Бросок («хлест») всей рукой с выпрямлением в локтевом суставе, выставляя вперед левую ногу и, перенося на нее тяжесть тела во время броска.
3. Метание в цель на высоте 2—2,5 м от пола. Метание через вертикальные препятствия.
4. Метание с двух, трех, пяти шагов разбега. (Обращать внимание на ритм последних шагов).
5. Метание в коридор 2—3 м с выполнением разбега по прямой линии.
6. Специальные, подводящие и подготовительные упражнения для овладения отдельными элементами техники метания мяча.
7. Подвижные игры, метание в цель по площадке и др.
1. Тест на определение координационных способностей:
Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.
Методика:
Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются 2 параллельные линии – «Старт» и «Финиш».
Участник, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) участник бежит до финишной линии, касается линии рукой, возвращается к линии старта, касается ее и преодолевает последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Участники стартуют по 2 человека.
Нельзя: Наступать на стартовую линию.
2. Тест на определение скоростно-силовых качеств:
Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика:
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. Участник принимает исходное положение (далее - ИП): ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией измерения. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен.
Измерение производится по перпендикулярной прямой от линии измерения до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.
Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.
Ошибки:
1) заступ за линию измерения или касание ее;
2) выполнение отталкивания с предварительного подскока;
3) отталкивание ногами разновременно.
3. Тест : «Поднимание туловища из положения лежа на спине ».
Методика:
Поднимание туловища из положения лежа выполняется из ИП: лежа на спине на гимнастическом мате, руки за головой, лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу.
Участник выполняет максимальное количество подниманий (за 1 мин.), касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в ИП.
Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища.
Для выполнения тестирования создаются пары, один из партнеров выполняет упражнение, другой удерживает его ноги за ступни и голени. Затем участники меняются местами.
Ошибки:
1) отсутствие касания локтями бедер (коленей);
2) отсутствие касания лопатками мата;
3) пальцы разомкнуты "из замка";
4) смещение таза
4. Тест на определение силовых способностей:
Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 110см.) у девочек школьного возраста.
Девушки: Подтягивание на низкой перекладине выполняется из ИП: вис лежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см.
Высота грифа перекладины для участников IV - IX ступеней - 110 см.
Для того чтобы занять ИП, участник подходит к перекладине, берется за гриф хватом сверху, приседает под гриф и, держа голову прямо, ставит подбородок на гриф перекладины. После чего, не разгибая рук и не отрывая подбородка от перекладины, шагая вперед, выпрямляется так, чтобы голова, туловище и ноги составляли прямую линию. Помощник судьи подставляет опору под ноги участника. После этого участник выпрямляет руки и занимает ИП. Из ИП участник подтягивается до пересечения подбородком грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 сек. ИП, продолжает выполнение упражнения.
Юноши:
Подтягивание на высокой перекладине выполняется из ИП: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе.
Участник подтягивается так, чтобы подбородок пересек верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис и продолжает выполнение упражнения.
Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний, фиксируемых счетом судьи.
Девушки:
Ошибки:
1) подтягивания с рывками или с прогибанием туловища;
2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;
3) отсутствие фиксации на 0,5 сек. ИП;
4) разновременное сгибание рук.
Юноши:
Ошибки:
1) подтягивание рывками или с махами ног (туловища);
2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;
3) отсутствие фиксации на 0,5 сек. ИП;
3) разновременное сгибание рук.
5. Тест на определение гибкости.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье
Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке из положения стоя на скамейке у детей школьного возраста.
Методика:
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из ИП: стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 - 15 см.
При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье по команде участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается, и фиксирует результат в течение 2 сек.
Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком –, ниже - знаком +.
Ошибки:
1) сгибание ног в коленях;
2) фиксация результата пальцами одной руки;
3) отсутствие фиксации результата в течение 2 сек
Чтобы успешно сдать ГТО нужно развивать физические качества: быстроту, выносливость, силу, ловкость, гибкость, наиболее эффективно проходит их развитие в ходе подвижных игр специальной направленности, когда мы подвижные игры как –то варируем, изменяем, взависимости от возраста, групп здоровья, а также правильно подобранные подводящие упражнения для каждого теста.
Для оценки скоростной выносливости, связанной с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения используются: бег на 30 и 60 метров, челночный бег 3х10 м. Подводящие упражнениями для оценки скоростной выносливости – это бег на короткие отрезки, полосы препятствий, встречные и круговые эстафеты, как с предметами, так и без предметов, подвижные игры: например, «Хитрая лиса», «Бег сороконожек (с верёвкой)», «Команда быстроногих», «К своим флажкам», «День и ночь», «Пустое место», «Третий лишний», «Вызов номеров» и др.
Смешанное передвижение (1 км) и бег на 1,2 км используются для оценки общей выносливости. Подводящими упражнениями для этого являются: бег в чередовании с ходьбой, подвижные игры: «Круговорот», «Следуй за мной».
Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине, подтягивание из виса на высокой перекладине, а также сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу используются для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса. Подводящими упражнениями этого вида являются приседание на одной ноге с опорой на стену; прыжки через скамейку с продвижением вперёд; опускание прямых ног (в висе спиной к гимнастической стенке); лазание по стенке без помощи ног; подвижные игры: «Кто выше», «Вытолкни из круга».
Для оценки измерения динамической силы мышц нижних конечностей (ловкости) используется прыжок в длину с места. Подводящими упражнениями являются прыжки на одной, двух ногах, прыжки на скакалке, многоскоки, подвижные игры: «Охотники и утки», «Выручалка», «Удочка», «Пятнашки мячом».
Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу используется для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.Подводящими упражнениями будут пружинящие движения с выпадами и приседаниями, а также наклонами, упражнения на снарядах, наклоны вперёд, сидя на полу с прямыми ногами, маховые движения с постепенным увеличением амплитуды, ОРУ с обручем, гимнастической палкой, подвижная игра «Палку за спину».
Кроме этого, при сдаче норм ГТО также включены испытания по выбору. К ним относятся: метание малого мяча в цель; метание малого мяча на дальность; бег на лыжах (1км или 2 км) и плавание.
Для измерения теста метание малого мяча в цель используются упражнения с малым мячом (метание в цель с разного расстояния).Подвижные игры «Метатели», «Метко в цель», «Кто дальше?», упражнения с малым мячом (метание на дальность малого мяча с разным весом мяча), игры: «Снайперы», «Перестрелка» используются для измерения теста метание малого мяча на дальность.
Для оценки выносливости используется бег на лыжах на 1 км или на 2км,плавание. Подводящими упражнениями этих видов являются такие, как бег в чередовании с ходьбой, передвижение на лыжах , прохождение лыжной дистанцанции, подвижные игры: «Быстрый лыжник», «За мной». Одной из эффективных форм подготовки учащихся к сдаче норм ГТО является школьная Спартакиада. В ее перечень включены: легкоатлетический кросс, весёлые старты, Дни Здоровья, Президентские состязания, «Старты надежд», лыжные гонки, силовое многоборье, легкоатлетическая эстафета, «Спортсмен года». В нашей школе Спартакиада проводится ежегодно. В ней принимают участие все учащиеся школы. Методические требования к организации игр с целью подготовки школьников к сдаче норм ГТО: — необходимо добиваться, чтобы элементы техники по возможности точно воспроизводились участниками в процессе игр-эстафет и подводящих упражнений — при подведении итогов главным фактором следует считать приближенность к нормам ГТО.
«Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения» писал Анатолий Луначарский.
В настоящее время на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия. Основными задачами физической культуры в школе является укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение обучающихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. С введением нового образовательного стандарта и третьего урока физической культуры в учебный план образовательной деятельности школы рекомендуется внедрять подвижные игры для подготовки детей к сдаче норм почти по всем испытаниям комплекса ГТО. Игра является не только средством физического воспитания, но и эффективным методом обучения и воспитания школьников. Игровой метод обладает широкой доступностью и занимает одно из ведущих мест в физическом воспитании детей школьного возраста. Использование игровых методов для усвоения входящих в комплекс упражнений мотивирует детей к занятиям физической культурой, которые в большинстве случаев не отличаются разнообразием. Опора на игру позволяет эффективнее решать задачу обучения детей определенному набору упражнений и соответствует положениям психологии о потребностях детей, способствует формированию жизненно важных двигательных умений и навыков. Также подготовка к сдаче норм ГТО, сопровождающаяся позитивным эмоциональным настроем в ходе применения подвижных игр, стимулирует двигательную активность детей, меньше их утомляет и готовит организм к значительным функциональным нагрузкам во время спортивных соревнований. Важно, что игры, включаемые в занятия, часто выполняют роль модели формирования определенного психологического стереотипа, т. к. упражнения в них закрепляются в условиях игровой соревновательной деятельности. Это важно для будущего участника соревнований по отдельным видам и многоборью ГТО [4]. Подвижные игры прежде всего служат задачам физического развития детей, совершенствованию элементов спортивной техники, воспитанию решительности, воли и других необходимых участнику соревнований качеств. В подготовке к сдаче норм ГТО по бегу на короткие дистанции и кроссу можно использовать игры конкретных видов: перебежки и салки из школьной программы («Третий лишний», «День и ночь», «Пустое место» и др.), а также разнообразные эстафеты с бегом «Вызов номеров», «Переправа», круговая эстафета и др.). Игры с метаниями («Снайперы», «Перестрелка» и др.) полезно применять для овладения занимающихся навыками метания теннисного мяча на дальность. Игры с элементами силовой борьбы («Бой петухов», «Перетягивание через черту» и др.) полезно для обучающихся к выполнению силовых норм ГТО (лазание по канату, отжимание и подтягивание на перекладине) [5]. В процессе подбора игр для общей физической подготовки у педагога нет ограничений, но, когда речь идет о подготовительной работе к выполнению отдельных видов ГТО, игры отбираются по определенным критериям, согласно достаточно жестким требованиям. Входящие в игры упражнения должны быть сходны по структуре движений с элементами техники, характерными для видов спорта, входящих в комплекс ГТО. Методические требования к организации игр с целью подготовки школьников к сдаче норм ГТО: — игры с включением элементов техники применяются в том случае, если этим элементы предварительно разучены; — расстояния в играх-эстафетах должны соответствовать нормам комплекса или немного превышать их; — необходимо добиваться, чтобы элементы техники по возможности точно воспроизводились участниками в процессе игр-эстафет; — при подведении итогов игр главным фактором следует считать приближенность к нормам ГТО.