Просмотр содержимого документа
«"плавание как средство воспитания морально-волевых качеств у обучающихся"»
Методическая разработка
ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Значение волевых качеств в спорте настолько очевидно, что понятие «спортсмен» обычно ассоциируется с понятием «человек сильной воли». В числе основных волевых качеств спортсмена обычно выделяют такие, как настойчивость, целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, выдержка и самообладание.
Плавание — отличное средство воспитания волевых качеств. Волевые качества выстраиваются в спортивной борьбе, в стремлении спортсмена преодолеть свои недостатки, научиться не бояться трудностей, добиваться поставленных целей. Эти качества проверяются в ходе спортивных соревнований.
Воспитание воли спортсмена — одна из центральных задач его психологической подготовки.
Воля спортсмена характеризуется определенными качествами, В основе воспитания воли лежит идейно-патриотическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине, трудолюбия, ответственности перед коллективом, чувства дружбы.
Проявлением настойчивости является трудолюбие. За любыми высокими достижениями спортсменов стоят годы напряженного труда. Спортсмен должен обладать способностью пересиливать себя не только на тренировках и соревнованиях, но и в повседневной жизни. Так, настойчивость и упорство позволяют успешно совмещать учебу с занятиями спортом, что требует от спортсмена высокой личной организованности.
Выдержка и самообладание — способность управлять мыслями, чувствами и действиями во всякой обстановке, особенно на ответственных соревнованиях. Эти качества проявляются в способности спортсмена в любых условиях контролировать свое поведение, управлять своими действиями на пути к достижению намеченной цели.
Волевые качества это и дисциплинированность, самокритичность и самоанализ.
Способность анализировать свои действия и поступки в зависимости от намеченных задач и условий, способность видеть свои ошибки и недостатки и исправлять их, не зазнаваться при успехе и не падать духом при неудачах.
Одно из основных условий формирования волевых качеств — самовоспитание. Оно выражается в стремлении спортсмена к развитию и совершенствованию моральных и волевых качеств человека. Направленность самовоспитания определяют правила, принципы, которыми спортсмен руководствуется в повседневной и спортивной жизни.
Целеустремленность выражается в способности спортсмена ставить перед собой ясные цели и стремиться к их достижению, несмотря ни на какие трудности, подчиняя решению поставленных задач все свои мысли, чувства и действия. Цели, которые ставит перед собой спортсмен, находятся в соответствии с принципами морали.
Решительность и смелость проявляются в способности самостоятельно и своевременно принимать обдуманные решения в ходе соревнования.
Достижение поставленной цели и преодоление связанных с этим трудностей при условии правильного руководства закаляют волю спортсмена.
Тренер должен ставить перед спортсменом близкие и перспективные цели, связанные с преодолением этих трудностей, например трудностей спортивного режима и тренировки, разъяснять их значение, сущность поставленных целей и задач.
Важно воспитывать у спортсмена инициативный характер, самостоятельность в проявлении воли.
Надо добиваться, чтобы пловец научился самостоятельно намечать себе цели и искать пути к их осуществлению.
В ходе самих соревнований нередко возникают непредвиденные ситуации, заставляющие пловца действовать самостоятельно. Это играет важную роль в воспитании у него инициативности, воли.
Существенное значение для воспитания инициативности имеет степень овладения техникой плавания, тактическая зрелость пловца. Чем лучше техническая и тактическая подготовленность, его тренированность, тем увереннее он проявляет свою инициативу. Поэтому, совершенствуя технику спортсменов, их тактическое мастерство, тренер одновременно воспитывает и волевые качества у своих обучающихся.
Воспитание воли в процессе занятий плаванием успешно осуществляется тогда, когда тренер специально ставит эту задачу и педагогически правильно ее решает в связи со всесторонним воспитанием личности спортсмена.
Как известно, занятия спортом в целом, особенно при коллективной тренировке, создают благоприятные условия для воспитания сильной воли, твердого характера. Реализация этих благоприятных условий, возможностей в значительной мере зависит от педагогического мастерства тренера, от постановки учебно-воспитательной работы со спортсменами.
Практической основой методики волевой подготовки служат следующие факторы:
Регулярная обязательная реализация тренировочной программы. Решающим здесь является трудолюбие. Это воспитывает у спортсмена привычку к постоянному напряжению сил и настойчивости в преодолении препятствий. Умению доводить дело до конца. Здесь важно ставить реальные задачи перед спортсменом. Успех при этом возможен лишь в случае, если спортсмен четко понимает, что достижение спортивных вершин невозможно без преодоления трудностей, верит в тренера и в свои силы.
Системное введение дополнительных трудностей. (Здесь применяются такие приемы как введение дополнительного задания, тренировка в усложненных условиях, планирование тренировочных серий, приводящим к утомлению, создание атмосферы конкуренции при выполнении заданий и многое другое)
Использование соревнований и соревновательного метода (соревнования в усложненных или непривычных условиях (плавания на одних руках, плавание с доской в ластах, плавание в парах «буксировка») - (установка на количественную или качественную сторону выполнения задания – кто быстрее? Кто красивее всех проплывет? У кого нет брызг в гребке и т.д)
Последовательное усиление функции самовоспитания на основе самопознания, осмысления. (соблюдение режима, ведения спортивного дневника – постоянный самоконтроль)
В моих группах есть пловцы с различным уровнем волевых качеств. Есть с высоким уровнем, отличает их от других ребят большая целеустремленность в занятиях плаванием, настойчивость в достижении цели, уверенность в своих силах, успешное преодоление возникающих трудностей. Все это позволяет добиваться лучших результатов по сравнению с остальными пловцами. Эти успехи положительно влияют и на мотивацию, усиливают ее, что, в свою очередь, сказывается на повышении степени волевого саморегулирования. Эти пловцы проявляют большой интерес ко всему, что связано с плаванием, сохраняют устойчивое внимание в течение всей тренировки. Неудачи, промахи и ошибки, они воспринимают как сигнал к действию, к желанию все поправить и изменить, что приводит к активность на занятиях. У некоторых из них уже явно выработаны устойчивые волевые привычки: они быстро включаются в тренировку, в выполнение упражнений, работать "в полную силу", всегда доводить начатое дело до конца.
Есть ребята со среднем уровнем развития волевых качеств, которые преодолевают затруднения учебно-тренировочного процесса и трудности самоорганизации только лишь с помощью указаний тренера.
Эти дети не так часто проявляют необходимую настойчивость и упорство на тренировках, что снижает их возможность контролировать своё психологическое состояния в сложных условиях соревновательной борьбы. Если их хвалить за то или иное достижение на тренировки, они будут работать упорно. Если же нет, то интерес у них угасает. У них есть желание овладеть техникой плавания. Однако стремление к тому чтобы научится еще не переросло в убеждение, что надо самостоятельно и без надзора тренера систематически и целенаправленно тренироваться, совершенствовать свою технику. То есть если говорит тренер это надо сделать, своей же инициативы они не проявляют.
Есть ребята и со слабой активностью, им нравится быть в коллективе, плавать, но учебно-тренировочный процесс они рассматривали только как возможность "купания". У них часто проявлялась неустойчивость в сохранении определенной тренером цели, снижена активность при встрече с трудностями, отсутствует интерес к нужным, но однообразными действиями, правильным навыкам плавания. Они не умеют организовать свои волевые усилия, у них недостаточно проявляется настойчивость и трудолюбие.
Формирование волевых качеств, необходимых пловцу, осуществляется в ходе всего учебно-тренировочного процесса по плаванию. Необходимо постоянно беседовать с обучающимися проводить анализ выполняемой ими деятельности, учить бороться с предстоящими трудностями учебно-тренировочного и соревновательного процесса по плаванию, с внушением обучающимся мысли, что занятия спортивным, плаванием требуют кропотливой тяжелой и настойчивой работы, с вызовом чувства собственного достоинства, с необходимостью специального обучения приемам самовоспитания воли: самоанализу и самооценке своих действий и поступков, само убеждению и самовнушению в возможности- достижения поставленной цели, постоянному самоконтролю над своими чувствами и настроением, строгому соблюдению режима в быту и на тренировках, мысленному настрою на предстоящие трудности и соревнования.
ВЫВОДЫ
1. В основе волевой саморегуляции действий и поведения пловцов лежит не отдельный мотив или побудительный акт, а целостная гибкая система мотивов, которая дифференцируется и частично изменяется в ходе спортивного совершенствования.
2. Мотивация спортивной деятельности у начинающих пловцов - характеризуется, прежде всего, положительным личностным отношением спортсмена к занятиям спортом и к самому виду спорта.
3. Нужно добиваться чтобы дети пришли в результате к регулярным занятиям к четкому осознанию цели занятий плаванием и рассматривали плавание как средство овладения определенным видом спорта, который влияет на развитие физических, нравственных и волевых качеств, как средство общения с другими людьми и тренерами и как средство показа достигнутых результатов.
4. При различном характере трудностей, встречающихся у пловцов при начальном обучении плаванию и у опытных пловцов, комплекс волевых качеств, необходимый для их преодоления, одинаков и включает целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность.
Многочисленные примеры показывают, что волевые качества, воспитанные в процессе занятий спортом, переносятся и на другие стороны человеческой деятельности.
Материал подготовлен: старшим тренером-преподавателем