kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"плавание как средство воспитания морально-волевых качеств у обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плавание - отличное средство воспитания волевых качеств у обучающихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"плавание как средство воспитания морально-волевых качеств у обучающихся"»

Методическая разработка


ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ



Значение волевых качеств в спорте настолько очевидно, что понятие «спортсмен» обычно ассоциируется с понятием «человек сильной воли». В числе основных волевых качеств спортсмена обычно выделяют такие, как настойчивость, целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, выдержка и самообладание.

Плавание — отличное средство воспитания волевых качеств. Волевые качества выстраиваются в спортивной борьбе, в стремлении спортсмена преодолеть свои недостатки, научиться не бояться трудностей, добиваться поставленных целей. Эти качества проверяются в ходе спортивных соревнований.

Воспитание воли спортсмена — одна из центральных задач его психологической подготовки.

Воля спортсмена характеризуется определенными качествами, В основе воспитания воли лежит идейно-патриотическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине, трудолюбия, ответственности перед коллективом, чувства дружбы.

Проявлением настойчивости является трудолюбие. За любыми высокими достижениями спортсменов стоят годы напряженного труда. Спортсмен должен обладать способностью пересиливать себя не только на тренировках и соревнованиях, но и в повседневной жизни. Так, настойчивость и упорство позволяют успешно совмещать учебу с занятиями спортом, что требует от спортсмена высокой личной организованности.

Выдержка и самообладание — способность управлять мыслями, чувствами и действиями во всякой обстановке, особенно на ответственных соревнованиях. Эти качества проявляются в способности спортсмена в любых условиях контролировать свое поведение, управлять своими действиями на пути к достижению намеченной цели.

Волевые качества это и дисциплинированность, самокритичность и самоанализ.

Способность анализировать свои действия и поступки в зависимости от намеченных задач и условий, способность видеть свои ошибки и недостатки и исправлять их, не зазнаваться при успехе и не падать духом при неудачах.

Одно из основных условий формирования волевых качеств — самовоспитание. Оно выражается в стремлении спортсмена к развитию и совершенствованию моральных и волевых качеств человека. Направленность самовоспитания определяют правила, принципы, которыми спортсмен руководствуется в повседневной и спортивной жизни. 

Целеустремленность выражается в способности спортсмена ставить перед собой ясные цели и стремиться к их достижению, несмотря ни на какие трудности, подчиняя решению поставленных задач все свои мысли, чувства и действия. Цели, которые ставит перед собой спортсмен, находятся в соответствии с принципами морали. 

Решительность и смелость проявляются в способности самостоятельно и своевременно принимать обдуманные решения в ходе соревнования. 

Достижение поставленной цели и преодоление связанных с этим трудностей при условии правильного руководства закаляют волю спортсмена.

Тренер должен ставить перед спортсменом близкие и перспек­тивные цели, связанные с преодолением этих трудностей, например трудностей спортивного режима и тренировки, разъяснять их зна­чение, сущность поставленных целей и задач.

Важно воспитывать у спортсмена инициативный характер, са­мостоятельность в проявлении воли.

Надо добиваться, чтобы пловец научился самостоятельно наме­чать себе цели и искать пути к их осуществлению.

В ходе самих соревнований нередко возникают непредвиденные ситуации, заставляющие пловца действовать самостоятельно. Это играет важную роль в воспитании у него инициативности, воли.

Существенное значение для воспитания инициативности имеет степень овладения техникой плавания, тактическая зрелость плов­ца. Чем лучше техническая и тактическая подготовленность, его тренированность, тем увереннее он проявляет свою инициативу. Поэтому, совершенствуя технику спортсменов, их тактическое ма­стерство, тренер одновременно воспитывает и волевые качества у своих обучающихся.

Воспитание воли в процессе занятий плаванием успешно осущест­вляется тогда, когда тренер специально ставит эту задачу и педа­гогически правильно ее решает в связи со всесторонним воспитани­ем личности спортсмена.

Как известно, занятия спортом в целом, особенно при коллективной тренировке, создают благоприятные условия для воспитания сильной воли, твердого характера. Реализация этих бла­гоприятных условий, возможностей в значительной мере зависит от педагогического мастерства тренера, от постановки учебно-вос­питательной работы со спортсменами.

Практической основой методики волевой подготовки служат следующие факторы:

  1. Регулярная обязательная реализация тренировочной программы. Решающим здесь является трудолюбие. Это воспитывает у спортсмена привычку к постоянному напряжению сил и настойчивости в преодолении препятствий. Умению доводить дело до конца. Здесь важно ставить реальные задачи перед спортсменом. Успех при этом возможен лишь в случае, если спортсмен четко понимает, что достижение спортивных вершин невозможно без преодоления трудностей, верит в тренера и в свои силы.

  2. Системное введение дополнительных трудностей. (Здесь применяются такие приемы как введение дополнительного задания, тренировка в усложненных условиях, планирование тренировочных серий, приводящим к утомлению, создание атмосферы конкуренции при выполнении заданий и многое другое)

  3. Использование соревнований и соревновательного метода (соревнования в усложненных или непривычных условиях (плавания на одних руках, плавание с доской в ластах, плавание в парах «буксировка») - (установка на количественную или качественную сторону выполнения задания – кто быстрее? Кто красивее всех проплывет? У кого нет брызг в гребке и т.д)

  4. Последовательное усиление функции самовоспитания на основе самопознания, осмысления. (соблюдение режима, ведения спортивного дневника – постоянный самоконтроль)

В моих группах есть пловцы с различным уровнем волевых качеств. Есть с высоким уровнем, отличает их от других ребят большая це­леустремленность в занятиях плаванием, настойчивость в достижении цели, уверенность в своих силах, успешное преодоление возникающих трудностей. Все это позволяет добиваться лучших результатов по сравнению с остальными пловцами. Эти успехи положительно влияют и на мотивацию, усиливают ее, что, в свою очередь, сказывается на повышении степени волевого саморегулирования. Эти пловцы проявляют большой интерес ко всему, что связано с плава­нием, сохраняют устойчивое внимание в течение всей тренировки. Неудачи, промахи и ошибки, они воспринимают как сигнал к действию, к желанию все поправить и изменить, что приводит к активность на занятиях. У некоторых из них уже явно выработаны устойчивые волевые привычки: они быстро включаются в тренировку, в выполнение упражнений, работать "в полную силу", всегда доводить начатое дело до конца.

Есть ребята со среднем уровнем развития волевых качеств, которые преодолевают затруднения учебно-тренировочного процесса и трудности самоорганизации только лишь с помощью указаний тренера.

Эти дети не так часто проявляют необходимую настойчивость и упорство на тренировках, что снижает их возможность контролировать своё психологическое состояния в сложных условиях соревновательной борьбы. Если их хвалить за то или иное достижение на тренировки, они будут работать упорно. Если же нет, то интерес у них угасает. У них есть желание овладеть техникой плавания. Однако стремление к тому чтобы научится еще не переросло в убеждение, что надо самостоятельно и без надзора тренера систематически и целе­направленно тренироваться, совершенствовать свою технику. То есть если говорит тренер это надо сделать, своей же инициативы они не проявляют.

Есть ребята и со слабой активностью, им нравится быть в коллективе, плавать, но учебно-тренировочный процесс они рассматривали только как воз­можность "купания". У них часто проявлялась неустойчивость в сохранении определенной тренером цели, снижена активность при встрече с трудностями, отсутствует интерес к нужным, но однообразными действиями, правильным навыкам плавания. Они не умеют организовать свои волевые усилия, у них недостаточно проявляется настойчивость и трудолюбие.

Формирование волевых качеств, необходимых пловцу, осуществляется в ходе всего учебно-тренировочного процесса по плаванию. Необходимо постоянно беседовать с обучающимися проводить анализ выполняемой ими деятельности, учить бороться с предстоящими трудностями учебно-тренировочного и соревновательного процесса по плаванию, с внушением обучающимся мысли, что занятия спортивным, плаванием требуют кропотливой тяжелой и настойчивой работы, с вызовом чувства собственного достоинства, с необходимостью специального обучения приемам самовоспитания воли: самоанализу и самооценке своих действий и поступков, само убеждению и самовнушению в возможности- достиже­ния поставленной цели, постоянному самоконтролю над своими чувствами и настроением, строгому соблюдению режима в быту и на тренировках, мысленному настрою на предстоящие трудности и соревнования.



ВЫВОДЫ

1.  В основе волевой саморегуляции действий и поведения пловцов лежит не отдельный мотив или побудительный акт, а целостная гибкая система мотивов, которая дифференцируется и частично изменяется в ходе спортивного совершенствования.

2. Мотивация спортивной деятельности у начинающих пловцов - характеризуется, прежде всего, положительным личностным отношением спортсмена к занятиям спортом и к самому виду спорта.

3. Нужно добиваться чтобы дети пришли в результате к регулярным занятиям к четкому осознанию цели занятий плаванием и рассматривали плавание как средство овладения определенным видом спорта, который влияет на развитие физических, нравственных и волевых качеств, как средство общения с другими людьми и тренерами и как средство показа достигнутых результатов.

4. При различном характере трудностей, встречающихся у пловцов при начальном обучении плаванию и у опытных пловцов, комплекс волевых качеств, необходимый для их преодоления, одинаков и включает целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность.

Многочисленные примеры показывают, что волевые качества, воспитанные в процессе занятий спортом, переносятся и на другие стороны человеческой деятельности.



Материал подготовлен: старшим тренером-преподавателем

МБУДО ДЮСШ г. Охи Воронкиной О. В.




Дата:10.04.2018 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"плавание как средство воспитания морально-волевых качеств у обучающихся"

Автор: Воронкина Ольга Викторовна

Дата: 05.10.2018

Номер свидетельства: 479717


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства