Просмотр содержимого документа
«План самообразования учителя физической культуры и ОБЖ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Береговская средняя общеобразовательная школа» Каслинского муниципального района
Адрес: 456847, п. Береговой, ул. Суворова, д. 17; тел./факс.: 8(351-49)3-77-74;
e – mail: bereg_99@inbox.ru
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя физической культуры и ОБЖ
МОУ «Береговская СОШ»
Бетенева Виктора Евгеньевича
ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЖ»
2016год
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
По мнению специалистов - медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Этому способствует малоподвижный образ жизни, который стал нормой существования не только взрослых, но и детей. Существует довольно много цифр и фактов, которые говорят сами за себя. Например, возраст от 1 года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 до 60 дет, поэтому я использую в своей работе здоровьесберегающиетехнологии с целью сохранения здоровья обучающихся за период обучения в школе.
Здоровьесберегающиетехнологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции школьного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья.
Здоровьесберегающая деятельность школы это и диспансеризация, и профилактические прививки, утренняя гимнастика, дни и недели Здоровья, три урока физической культуры в неделю, горячее питание, спортивные школьные праздники, беседы о здоровье с учащимися и родителями.
Здоровьесберегающиетехнологии в урочное и во внеурочное время.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Работа над темой начата в 2016 году.
Предполагается закончить работу над темой в 2019 году
Цель:
повышение профессиональной компетентности по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения;
учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения ( комплексы общеразвивающих упражнений , физкультминутки, подвижные игры ит.д.);
направить жизнедеятельность обучающихся на сохранение и укрепление здоровья;
организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
систематизировать изученную литературу
повышать заинтересованность детей и их родителей в укреплении здоровья.
Ожидаемые результаты работы:
1. Улучшение состояния здоровья учащихся (снижение количества пропущенных уроков по болезни).
2. Повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здорового образа жизни(совместное участие обучающихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в различных школьных мероприятиях (походы, экскурсии,турслет, веселые старты, викторины, эстафеты и др.).
3.Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по физической культуре и ОБЖ и активности во внеурочной и внеклассной деятельности
4.Стать современным во всех областях учителем, способным свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, стремиться успевать за новыми идеями, то есть идти в ногу со временем, получить первую квалификационную категорию.
Направления самообразования
Основные направления
Действия и мероприятия
Сроки
реализации
Профессиональное
1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
2. Повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры и ОБЖ.
регулярно
регулярно
Психолого-педагогическое
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
регулярно
Методическое
1.Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся по физической культуре и ОБЖ.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения .
3. Принимать активное участие в работе РМО и ШМО.
4.Организовывать работу с одаренными детьми и принимать участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы учителей школы, района, области, страны через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.
10. Выступать с докладами по теме самообразования.
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
регулярно
по плану ШМО
2018-2019 учебный год
Информационно-коммуникативное
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по физической культуре и ОБЖ, педагогике и психологии.
3. Создать личный сайт для общения в сети Интернет с единомышленниками.
регулярно
регулярно
2017-2018г.г.
Охрана здоровья
1. Внедрять в образовательную деятельность здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
регулярно
регулярно
Основные этапы работы
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность
Диагностический
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
2016-2017 г.г.
1Курсы повышения квалификации учителей
2. Изучение методической, педагогической и психологической литературы.
3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.
Прогностический
1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы
3.Прогнозирование результатов
2017-2018 г.г.
Работа над портфолио
Практический
1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
2016-2019 г.г.
1.Методическая работа на муниципальном уровне.
2.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3. Выступление на заседании педагогического совета по теме самообразования.
4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
5.Работа над портфолио.
Обобщающий
1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы.
2018-2019г.г.
1.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.
2.Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
3.Работа над портфолио.
4. Создать личный сайт для контакта с единомышленниками.
Внедренческий
Распространение опыта работы
2019 год
1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.
3.Продолжить оформление профессионального портфолио
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику здоровьесберегающих технологий
3.Изучить литературу по данной проблеме
Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008.
Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесбер егающие образовательные технологии.
Предполагаемый результат:
1. Проведение открытых уроков, мастер – классов для учителей с применением здоровьесберегающих технологий.
2. Повысить качество преподавания предметов (физическая культура, ОБЖ)
3.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности , отчитываться о результатах работы над темой на ШМО и педсоветах.
3.Научить детей сохранению своего будущего здоровья
Способ демонстрации результатов проделанной работы:
1.Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом на методическом объединении учителей начальных классов.
2.Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте
Перспективный план работы
(2017-2018 г.г.)
Раздел плана
Форма работы
Практические выходы
Отчет о выполнении
Сентябрь
Работа с детьми
Проведение Дня Здоровья.
Организация подвижных игр (ежедневно)
Проведение физкультурных занятий (в течение года).
Консультация для родителей « Что мы знаем о здоровье?»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Памятка, презентация
Самореализация
Работа с литературой по теме самообразования
Повышение знаний, сбор материала
Февраль
Работа с детьми
Проведение утренника к Дню Защитника Отечества.
День здоровья.
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Фотоотчет
Работа с родителями
Консультация
«Отец как воспитатель»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Памятка
Самореализация
Работа с литературой по теме самообразования
Повышение знаний, сбор материала
Март
Работа с детьми
Проведение утренника к 8 Марта.
День здоровья.
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Фотоотчет
Работа с родителями
Консультация «Счастье- это когда тебя понимают»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Памятка
Самореализация
Работа с методической литературой
по здоровьесбере-
жению
Повышение знаний, сбор материала
Апрель
Работа с детьми
Игры на свежем воздухе.
День здоровья.
Мониторинг
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Подведение итогов эффективности использования современных здоровьесбере-гающих технологий
Фотоотчет
Работа с родителями
Консультация «Здоровый ребёнок»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Памятка
Самореализация
Работа с литературой по теме самообразования
Повышение знаний, сбор материала
Май
Работа с детьми
Проведение праздника «День Победы»
День здоровья.
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Фотоотчет
Работа с родителями
Консультация «Что такое ЗОЖ?»
Собрание
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности
Памятка
Самореализация
Работа с литературой по теме самообразования
Повышение знаний, сбор материала
Пополнение методической копилки
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. Как использовать здоровьесберегающие технологии в школе?
Здоровьесберегающие технологии — что это?
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?
Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:
Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
Коррекционные технологии.
Здоровьесберегающие технологии по ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям. Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается: увеличилось количество хронических заболеваний, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Сократилось число здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.
Отрадно заметить, что в настоящее время система образования повернулась лицом к проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. Задача школы и педагогов заключается не в том, чтобы ученика наполнить как сосуд знаниями и выпустить его за порог школы, радуясь, что наконец-то доучили. Основная задача заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, которая закладывает школа, должен основываться на охране здоровья школьников, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий
Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся.
Проблема укрепления и сохранения здоровья школьников является одной из ведущих задач на моих уроках физической культуры.
На своих уроках я активно внедряю здоровьесберегающие технологии, главной отличительной особенностью которой является приоритет здоровья, т.е грамотная забота о здоровье, использую личностно-ориентированный подход, учитываю группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, на уроках учащиеся работают по отделениям, каждое из которых соответствует определенной группе здоровья, а, значит, при выполнении заданий ученики получают дозированную нагрузку, прислушиваясь к своему организму: самостоятельно осуществляют контроль за пульсом.
Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Поэтому развитие основных движений — одно из главных условий всестороннего физического развития растущего человека, которое не только обусловливает развитие координации движений, силы, пространственной ориентировки, но и способствует развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости, облегчает прохождение школьной программы по физической культуре. Упражнения в основных движениях проводятся на всех уроках физкультуры. Если упражнения в том или ином виде основного движения проходят весело, в игровой форме, дети более заинтересованно и качественно выполняют их. Во время упражнений в ходьбе и беге постоянно слежу за сохранением правильной осанки у детей.
Считаю, что развитие ловкости, как комплексной способности, является важной составляющей в повышении объема двигательной активности школьников. Ведь в младшем школьном возрасте ловкость развиваем в комплексе с координацией движений. В школьной программе по физической культуре имеются такие упражнения, которые к развитию ловкости предъявляют особые требования. Сюда относятся вращения, упражнения в равновесии, в особенности на поднятой над полом и уменьшенной опоре, а также двигательные действия при необычном положении тела в гравитационном поле, например, вниз головой. Вращательные движения я включаю в гимнастические упражнения на снарядах, в акробатические упражнения. На первых порах при попытке выполнить эти действия у детей имеет место потеря ориентировки в пространстве. Необходимым условием для освоения этих двигательных умений считаю предварительную подготовку системы ориентации учащихся к необычному положению тела. Для адаптации учащихся к необычному положению тела в пространстве и к вращательным движениям в уроки включаются специально подобранные упражнения. Как показывают многолетние наблюдения, в этом возрастном периоде ценным средством развития ловкости считаю подвижные и спортивные игры, где занимающиеся сталкиваются с разнообразными и непредвиденными задачами, требующими адекватных, быстрых, рациональных и находчивых двигательных реакций.
Расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий, овладения современными системами физических упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности; расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации; гармонизация физической и духовной сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье; формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в коллективном общении и взаимодействии; формирование навыков и умений использовать акробатику и гимнастику как средство воспитания подрастающего поколения - утверждения здорового образа жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий в своей работе, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность.